allgosts.ru01. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ТЕРМИНОЛОГИЯ. СТАНДАРТИЗАЦИЯ. ДОКУМЕНТАЦИЯ01.040. Словари

ПНСТ 469-2020 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Производственный экологический контроль и мониторинг на объектах по обезвреживанию опасных отходов

Обозначение:
ПНСТ 469-2020
Наименование:
Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Производственный экологический контроль и мониторинг на объектах по обезвреживанию опасных отходов
Статус:
Действует
Дата введения:
01.01.2021
Дата отмены:
Заменен на:
-
Код ОКС:
01.040.13

Текст ПНСТ 469-2020 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Производственный экологический контроль и мониторинг на объектах по обезвреживанию опасных отходов

>

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

пнет

469—

2020



ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ресурсосбережение

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

Производственный экологический контроль и мониторинг на объектах по обезвреживанию опасных отходов

Издание официальное

Стшдцлшфоя* 20»

Предисловие

  • 1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации No 409 «Охрана окружающей природной среды» совместно с Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» ()

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации N0 409 «Охрана окружающей природной среды»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2020 г. N0 83-пнст

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16—2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за четыре месяца до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 117418 Москва. Нахимовский пр-т. д. 31. корп. 2. и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва. Пресненская набережная, д. 7. стр. 2.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.fu)

© Стандартинформ. оформление. 2020

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

  • 1 Область применения

  • 2 Нормативные ссылки

  • 3 Термины, определения и сокращения

  • 4 Производственный экологический контроль

  • 5 Производственный экологический мониторинг

Библиография

Введение

В [1]. статья 67. указано: «Производственный контроль в области охраны окружающей среды (про* иэводственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному ис> пользованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды». В данной статье также указано: «Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер. направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды». Таким образом, производственный экологический контроль — система мер. применяемых непосредственно на производстве, на предприятии, являющемся объектом хозяйственной деятельности.

Изменения, внесенные [2]. способствовали появлению уточнения в статье 1 данного документа: «Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I. II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля». Таким образом, информация и данные, которые необходимо хранить на предприятиях, отражают как собственно меры, направленные на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, так и сведения о технологических параметрах производства, которые определяют или могут определять характер и масштаб воздействия предприятия на окружающую среду.

Практика производственного экологического контроля может быть самой разной и в целом соответствует характеру и масштабу негативного воздействия предприятий различных видов деятельности на окружающую среду, а также готовности организаций к раскрытию информации.

Обезвреживание отходов, в т. ч. термическими способами, а также производственный экологический контроль и его метрологическое обеспечение входят в перечень областей применения наилучших доступных технологий, утвержденный [3].

В соответствии с [4], к объектам I категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относится осуществление хозяйственной и/или иной деятельности:

  • - по обработке и утилизации отходов в части, касающейся обезвреживания отходов производства и потребления с применением оборудования и/или установок;

  • - обезвреживанию отходов производства и потребления I—III классов опасности, включая пестициды и агрохимикаты, пришедшие в негодность и/или запрещенные к применению;

• обезвреживанию отходов производства и потребления IV и V классов опасности (с проектной мощностью не менее трех тонн в час);

  • - обработке и утилизации отходов в части, касающейся обеззараживания и/или обезвреживания биологических и медицинских отходов (с проектной мощностью не менее 10 т в сутки);

к объектам II категории — осуществление хозяйственной и/или иной деятельности:

  • - по сбору, обработке и утилизации отходов в части, касающейся:

а) хранения отходов производства и потребления I—III классов опасности:

б) хранения отходов производства и потребления IV и V классов опасности (не менее 50 т в сутки);

в) обезвреживания отходов производства и потребления IV и V классов опасности (с проектной мощностью менее 3 т в час);

г) обеззараживания и/или обезвреживания биологических и медицинских отходов (с проектной мощностью менее 10 т в сутки).

Настоящий стандарт направлен на детализированное документирование процессов производственного экологического контроля и мониторинга состояния и оценки загрязнения окружающей среды на территориях объектов обезвреживания отходов.

Областью стандартизации является ресурсосбережение, объектом стандартизации — обращение с отходами, аспектом стандартизации — производственный экологический контроль и мониторинг на объектах по обезвреживанию опасных отходов.

ПНСТ 469—2020

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ресурсосбережение

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

Производственный экологический контроль и мониторинг на объектах по обезвреживанию опасных отходов

Resources saving. Waste treatment. Industrial environmental control and monitoring systems at hazardous waste disposal facilities

Срок действия — с 2021—01—01 до 2022—01—01

  • 1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает порядок проведения производственного экологического кон* троля и мониторинга на объектах по обезвреживанию отходов.

Настоящий стандарт распространяется на строящиеся, вводимые в эксплуатацию и действующие предприятия.

Настоящий стандарт не распространяется на объекты хозяйственной деятельности, подведом* ственные оборонной и атомной промышленности.

Настоящий стандарт предназначен для организации и осуществления производственного экологического контроля и мониторинга состояния и оценки загрязнения окружающей среды на территориях объектов обезвреживания отходов.

  • 2 Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 17.2.3.01 Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов

ГОСТ 17.2.4.06 Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газолы* левых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения

ГОСТ 23337 Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий

ГОСТ Р 53188.2 Государственная система обеспечения единства измерений. Шумомеры. Часть 2. Методы испытаний

ГОСТ Р 56059 Производственный экологический мониторинг. Общие положения

ГОСТ Р 56060 Производственный экологический мониторинг. Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов

ГОСТ Р 56063 Производственный экологический мониторинг. Требования к программам производственного экологического мониторинга

ГОСТ Р ИСО 1996*1 Акустика. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки

ГОСТ Р ИСО 10396 Выбросы стационарных источников. Отбор проб при автоматическом определении содержания газов с помощью постоянно установленных систем мониторинга

Издание официальное

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

  • 3 Термины, определения и сокращения

    • 3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56059. ГОСТ Р 56060. ГОСТ Р 56063. а также следующие термины с соответствующими определениями:

      • 3.1.1

отходы (производства и потребления): Вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются. предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

[Адаптировано из [5]. статья 1]

  • 3.1.2 ________________________________________________________________________________________________

обезвреживание отходов: Уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и

химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

[[5]. статья 1]

  • 3.1.3 ________________________________________________________________________________________________

объекты обезвреживания отходов: Специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов.

[[5], статья 1]

  • 3.1.4 ________________________________________________________________________________________________

многофункциональный комплекс по промышленному обезвреживанию отходов: Производственный объект, включающий в себя комплекс специализированного технологического оборудования. машин, механизмов, установок по обработке и обезвреживанию отходов, функционирующих

в оптимальном ресурсо- и энергосберегающем, экологически и технически безопасном режиме в целях уменьшения массы отходов, изменения их состава, физических и химических свойств для обеспечения технологически максимально возможного снижения степени экологической опасности, уровня негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

[[6]. статья 1]

  • 3.1.5 ________________________________________________________________________________________________

производственно-технический комплекс по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов: Совокупность технически и организационно взаимосвязанных производственных объектов одной или нескольких отраслей экономики, осуществляющих деятельность по вовлечению отходов в хозяйственный оборот, а также по развитию соответствующих технологий и внедрению специального промышленного оборудования.

[[6]. статья 1]

  • 3.1.6_______________________________________________________________________________________________

контроль в области охраны окружающей среды [экологический контроль): Система мер. направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды.

[Адаптировано из [1]. статья 1]

  • 3.1.7_______________________________________________________________________________________________

объекты производственного экологического контроля: Объекты и источники негативного воздействия на окружающую среду, связанные с процессами производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, вывода из эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, составляющих хозяйственную и иную деятельность организации, а также компоненты природной среды, природные ресурсы.

[ГОСТ Р 56062—2014. статья 3.6]

  • 3.1.8

мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды: Долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения.

Ц7]. статья 1]

  • 3.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

БПК — биохимическое потребление кислорода:

ОДК — ориентировочно допустимые концентрации:

ПДВ — предельно допустимые выбросы;

ПДК — предельно допустимые концентрации;

ПЭК — производственный экологический контроль:

ПЭМ — производственный экологический мониторинг;

СПАВ — синтетические поверхностно-активные вещества;

ХПК — химическое потребление кислорода.

  • 4 Производственный экологический контроль

    • 4.1 Цели ПЭК определены [1] и заключаются в обеспечении:

• выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;

  • - соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

  • 4.2 Основные задачи ПЭК на объектах хозяйственной и/или иной деятельности, включая объекты по обезвреживанию опасных отходов, заключаются в следующем:

  • - контроль за соблюдением требований в области охраны окружающей среды;

  • - контроль за выполнением мероприятий по охране окружающей среды, включая мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях:

  • - контроль за обращением с опасными отходами;

  • - контроль за своевременной разработкой и соблюдением установленных нормативов, лимитов допустимого воздействия на окружающую среду и соответствующих разрешений;

  • - контроль за соблюдением условий и объемов добычи природных ресурсов, определенных договорами. лицензиями и разрешениями;

  • - контроль за выполнением мероприятий по рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;

  • • контроль за соблюдением нормативов допустимых и временно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в системы коммунальной канализации, водные объекты, на водосборные площади.

  • • контроль за учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду в результате деятельности организации, а также уровня оказываемого физического и биологического воздействия;

  • - контроль за выполнением предписаний должностных лиц. осуществляющих государственный и муниципальный экологический контроль;

  • - контроль за эксплуатацией природоохранного оборудования и сооружений;

  • - контроль за ведением документации по охране окружающей среды;

  • - контроль за своевременным предоставлением сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, в т. ч. аварийном, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране, а также иных сведений, предусмотренных документами, регламентирующими работу по охране окружающей среды в организациях;

  • - контроль за своевременным предоставлением достоверной информации, предусмотренной системой государственного статистического наблюдения, системой обмена информацией с государственными органами управления в области охраны окружающей среды;

  • - контроль за организацией и проведением обучения, инструктажа и проверки знаний в области охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • - контроль эффективной работы систем учета использования природных ресурсов;

  • - контроль за соблюдением режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий (при их наличии);

  • - контроль за состоянием окружающей среды в районе объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

  • - подтверждение соответствия требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на основании собственных доказательств.

  • 4.3 Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и/или иную деятельность на объектах обезвреживания опасных отходов за счет собственных средств и иных источников финансирования, не запрещенных законодательством, самостоятельно разрабатывают и утверждают программу ПЭК и осуществляют его в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК. При необходимости они могут привлекать к этой деятельности организации, имеющие право проводить экологический контроль.

  • 4.4 Программа ПЭК должна содержать сведения;

  • - об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

  • • об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

  • - об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

  • - о подразделениях и/или должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

  • - о собственных и/или привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

  • - о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

  • 4.5 Программа ПЭК должна включать проверку отсутствия мероприятий по сжиганию:

  • - веществ неизвестного происхождения;

  • - отходов с большим содержанием легкофракционных нефтепродуктов (бензины, растворители и другие подобные продукты), а также галогеносодержащих отходов;

  • - емкостей, находящихся под давлением:

  • - радиоактивных и взрывчатых веществ.

  • 4.6 К объектам I категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относится осуществление хозяйственной и/или иной деятельности:

  • - по обработке и утилизации отходов е части, касающейся обезвреживания отходов производства и потребления с применением оборудования и/или установок;

  • - обезвреживанию отходов производства и потребления I— III классов опасности, включая пестициды и агрохимикаты, пришедшие в негодность и/или запрещенные к применению;

  • - обезвреживанию отходов производства и потребления IV и V классов опасности (с проектной мощностью не менее трех тонн в час);

  • • обработке и утилизации отходов в части, касающейся обеззараживания и/или обезвреживания биологических и медицинских отходов (с проектной мощностью не менее 10 т в сутки).

  • 4.6.1 Программа ПЭК для объектов I категории дополнительно должна содержать программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля, созданной в соответствии с требованиями [1].

8 программе создания системы автоматического контроля определяют:

  • • стационарные источники и показатели выбросов загрязняющих веществ и/или сбросов загрязняющих веществ, подлежащие автоматическому контролю;

  • - места и сроки установки автоматических средств измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и/или сбросов загрязняющих веществ, а также технических средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и/или сбросов загрязняющих веществ для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

  • - состав и формы передаваемой информации.

  • 4.7 Требования к содержанию ПЭК. порядку и срокам представления отчета об организации и о результатах его осуществления установлены в [8].

  • 4.8 При осуществлении ЛЭК измерения уровней выбросов и сбросов в обязательном порядке проводят в отношении загрязняющих веществ с идентификацией наиболее характерных загрязнителей (маркерные вещества) применяемых технологий и особенностей производственных процессов на объекте. оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

    • 4.8.1 Как правило, применяют следующие методы контроля:

  • - инструментальный постоянный;

  • - инструментальный периодический;

  • • расчетный.

  • 4.9 Документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя достоверную информацию:

  • - о технологических процессах, технологиях, оборудовании для производства продукции (товара);

  • - о выполненных работах и оказанных услугах;

  • • о применяемых топливе, сырье и материалах:

  • - об образовании отходов производств, потребления и об обращении с ними:

  • - о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ;

■ о методиках (методах) измерений и об уровнях негативного физического воздействия:

  • • о состоянии окружающей среды в местах отбора проб и методиках (методах) измерений, осуществляемых посредством производственного экологического мониторинга.

  • 4.10 Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК в порядке и в сроки, установленные в [3].

  • 4.11 К основным направлениям ПЭК на объектах обезвреживания опасных отходов, как правило, относят следующие:

  • - контроль соблюдения установленных нормативов, правил обращения с опасными отходами и веществами;

  • - контроль эффективности работы средозащитного оборудования и сооружений;

  • - контроль технического состояния оборудования по локализации и ликвидации последствий техногенных аварий:

  • - контроль (в т. ч. инструментальный) состояния компонентов природной среды в санитарно-защитной эоне и зоне влияния предприятия;

  • - подготовку и представление информации федеральным органам исполнительной власти (данные мониторинга и сведения о государственной статистической отчетности в области охраны окружающей природной среды и природопользования и т. д.).

  • 4.12 К объектам ПЭК. подлежащим регулярному наблюдению и последующей оценке (мониторингу). отнесены:

  • - материалы, реагенты, препараты, используемые в производстве:

■ источники образования отходов, в том числе производства, цеха, участки, технологические процессы и отдельные технологические стадии;

  • - источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

  • - источники сбросов загрязняющих веществ в водные объекты;

  • - источники сбросов загрязняющих веществ в системы канализации и сети водоотведения;

  • - источники возникновения негативных воздействий физических факторов и полей;

  • * системы очистки сточных вод;

  • - системы очистки отходящих газов;

  • * системы повторного и оборотного водоснабжения;

  • - объекты размещения и обезвреживания отходов;

  • - объекты окружающей среды (включая биологические компоненты экосистем), расположенные в пределах промышленной площадки, санитарно-защитной эоны, а также зоны влияния предприятия;

  • - системы предупреждения, локализации и ликвидации последствий техногенных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, приводящих к негативным воздействиям на окружающую среду.

  • 4.13 Все контрольно-измерительные приборы и иные средства измерений, применяемые исполнителями ПЭК. должны;

  • - отвечать требованиям, установленным в соответствующей методике выполнения измерений;

  • - быть включенными в Государственный реестр средств измерений Российской Федерации;

  • * быть допущенными к применению для целей экологического контроля в установленном порядке.

  • 4.14 Физико-химические исследования (отбор проб и их анализ) должны проводить сотрудники специализированных лабораторий, имеющие соответствующие лицензию, аккредитацию или аттестацию.

  • 4.15 Во всех случаях, когда это технически возможно и оправданно экономически, экологический аналитический контроль проводят инструментально (лабораторными или инструментальными полуавтоматическими и автоматическими методами).

    • 4.15.1 Автоматизированные системы контроля, основанные на использовании регистрирующих приборов непрерывного действия, в основном устанавливают на источниках негативного воздействия (на источниках выбросов и сбросов загрязняющих веществ), оказывающих существенное негативное влияние на состояние объектов окружающей среды.

    • 4.15.2 Визуальные и инструментальные методы должны включать контроль:

  • - соответствия значений контролируемых параметров их предельно допустимым значениям;

  • - состояния всех систем сооружения;

  • - соблюдения технологии заполнения и намыва;

  • * фильтрационного режима;

  • - заполнения шламового амбара (накопителя);

  • * качества поступающих отходов, осветленной и дренажной воды и отходов е накопителе;

  • - водного баланса шламового амбара (накопителя);

  • - уровня воды и отходов в шламовом амбаре (накопителя);

  • * влияния накопителя на окружающую среду.

  • 4.16 ПЭК в санитарно-защитной зоне

    • 4.16.1 Обоснование размера расчетной санитарно-защитной зоны объектов обезвреживания опасных отходов и возможность ее уменьшения должно быть подтверждено результатами натурных исследований качества атмосферного воздуха и замерами уровней звукового давления и вибрации.

    • 4.16.2 На основании результатов расчетов загрязнения атмосферы составляют программу инструментальных измерений.

    • 4.16.3 Порядок выбора точек определяют в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.4.06 и [9].

    • 4.16.4 Натурные исследования проводят по приоритетным показателям в рамках производственного контроля. При этом отбор проб следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.3.01 и [10].

      • 4.16.4.1 В рамках проведения натурных исследований определяют наиболее характерные точки на границе жилой эоны, которые могут быть приняты в качестве контрольных для химических и физических измерений.

      • 4.16.4.2 На границе санитарно-защитной эоны объектов обезвреживания опасных отходов проводят инструментальные измерения концентраций четырех-шести загрязняющих веществ.

      • 4.16.4.3 Практически все предприятия обеспечивают определение следующих параметров: по химическим факторам:

  • • диоксид азота;

  • - оксид углерода;

  • • пыль неорганическая с содержанием SiO2 более 70 %;

по физическим факторам:

. уровень звукового давления;

. уровень вибрации.

  • 4.16.4.4 Шум. вибрацию измеряют по ГОСТ Р ИСО 1996-1 и ГОСТ 23337.

  • 4.16.4.5 ПЭК факторов физического воздействия состоит в определении акустического воздействия на границе санитарно-защитной эоны.

Измерение уровней звука следует проводить шумомерами, комбинированными измерительными системами или автоматическими устройствами ло ГОСТ Р 53188.2.

При превышении измеренных уровней шума над допустимыми должны быть разработаны и выполнены мероприятия ло их снижению.

  • 4.17 Производственный экологический контроль сточных вод

    • 4.17.1 Источниками водоснабжения для объектов обезвреживания опасных отходов являются городской водопровод, природные источники, скважины. Производственный контроль исходной воды для потребления проводят ежемесячно.

    • 4.17.2 Сточные воды, используемые в системах охлаждения, не характеризуются как загрязненные. т. к. образованы в основном сконцентрированной по химическому составу исходной водой и не содержат дополнительных загрязняющих веществ.

    • 4.17.3 Производственный контроль сточных вод проводят ежемесячно в соответствии с перечнем веществ, определенным действующими нормативными документами.

    • 4.17.4 Перечень параметров, определяемых на типичном предприятии по обезвреживанию опасных отходов, включает следующие показатели:

  • • pH;

  • - минерализация;

  • - жиры;

  • - нефтепродукты (углеводороды нефти):

  • - сульфиды;

  • - взвешенные вещества;

  • - ХПК.БПК5;

  • - азот аммонийный:

  • - азот нитритов;

  • - азот нитратов:

  • - фосфор общий;

  • - СПАВ анионные;

  • - фенолы (сумма);

  • - сульфаты;

  • - хлориды;

  • - фториды;

  • - алюминий;

  • - железо.

  • - марганец;

  • - медь;

  • - цинк;

  • - хром (III) и хром (VI);

  • - кадмий;

  • - свинец.

  • 4.17.5 Отбор проб подземных вод из наблюдательной скважины проводят следующим образом:

  • - прокачка скважины до полного осветления, но не менее 1.5 ч (фиксируется расход и пьезометрический уровень);

  • - восстановление уровня воды в скважине;

  • - измерение гидрогеологических параметров;

■ отбор воды из скважины осуществляется полиэтиленовым ковшом (объем пробы должен составлять не менее 5 дм3).

  • 4.18 ПЭК при обращении с отходами

    • 4.18.1 При определении компонентного состава образуемых отходов при составлении на них паспортов отбирают пробы отходов.

    • 4.18.2 Проводят количественный химический анализ пробы отхода или документируют компонентный состав отхода на основании результатов количественного химического анализа, выполненного в аккредитованной лаборатории.

    • 4.18.3 План-график лабораторного контроля размещаемых для обезвреживание опасных отходов. обеспечивающего соблюдение действующих норм и правил в области обращения с отходами, представлен в таблице 1.

Таблица 1 —План-график лабораторного контроля размещаемых для обезвреживания опасных отходов

Наиыеиоеание мероприятия

Срок оыпол нения

Ожидаемый эффект

Контроль и своевременный ремонт тары, покрытия площадок накопления отходов

Непрерывно

Уменьшение воздействия отходов на окружающую среду

Раздельное накопление отходов

Непрерывно

Безопасное обращение с отходами.

Снижение вероятности возникновения аварийных ситуаций

Контроль технического состояния и исправности оборудования и техники

Непрерывно

Повышение культуры труда

Непрерывно

  • 4.19 Порядок организации и осуществления производственного радиационного контроля (виды измерения, объем и периодичность контроля) устанавливают в программе, которую разрабатывает собственник отходов. При этом следует учитывать необходимость проведения внеплановых проверок на соответствие опасных отходов нормам радиационной безопасности с периодичностью один раз в год.

    • 4.19.1 При контроле параметров радиационной обстановки следует проверять: эффективную удельную активность природных радионуклидов в производственных отходах; эффективные дозы облучения работников природными источниками излучения в производственных условиях; уровни облучения критических групп населения.

  • 4.20 ПЭК за характером изменения всех компонентов экосистемы при авариях

    • 4.20.1 Основными причинами возникновения аварийных ситуаций могут являться нарушения положений проектной и технологической документации, технические ошибки обслуживающего персонала. нарушение противопожарных правил и правил техники безопасности, стихийные бедствия, террористические акты и т. п.

    • 4.20.2 ПЭК за характером изменения всех компонентов экосистемы при авариях предусматривает отбор проб атмосферного воздуха и проб почвы в контрольных точках.

План-график лабораторного контроля состояния компонентов окружающей среды при авариях приведен в таблице 2.

Таблица 2 — План-график лабораторного контроля состояния компонентов окружающей среды при авариях

Место отбора проб

Периодичность отбора проб

Перечень проводимы* определений

Проведение анализов загрязнений атмосферного воздуха

  • 1 Контрольные точки на границе эоны аварийной ситуации*

  • 2 Точки контроля загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной эоны

Один раз в 2 ч

Весь перечень вредных (загрязняющих) веществ от площадки производства работ

Окончание таблицы 2

Место отбора проб

Периодичность отбора проб

Перечень проводим» х определений

Проведение измерений по почве

3 Контрольная точка на границе промппощадки

Один раз в 2 ч

Весь перечень вредных (загрязняющих) веществ от площадки производства работ

• Уточняют по месту.

  • 5 Производственный экологический мониторинг

    • 5.1 Цель ПЭМ — обеспечение объекта обезвреживания отходов информацией о состоянии и за* грязнении окружающей среды, необходимой для осуществления деятельности по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, предотвращению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию его последствий.

    • 5.2 Основные задачи ПЭМ;

  • • регулярные наблюдения за состоянием и изменением окружающей среды в районе размещения объекта обезвреживания отходов;

  • - прогноз изменения состояния окружающей среды в районе размещения объекта обезвреживания отходов;

  • • выработка предложений о снижении и предотвращении негативного воздействия на окружающую среду.

  • 5.3 выбор объекта ПЭМ и мест наблюдений (точек отбора проб, постов наблюдений) проводят с учетом:

  • - сведений о фоновом загрязнении (если такие исследования проводились);

  • - размещения источников негативного воздействия на окружающую среду;

  • - природных и климатических особенностей районов размещения объекта обезвреживания отходов.

  • 5.4 Определение перечня контролируемых параметров проводят с учетом установленных нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду.

  • 5.5 ПЭМ проводят владельцы объектов обезвреживания отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты обезвреживания отходов, на основании утвержденной владельцами программы за счет собственных средств и иных источников финансирования, не запрещенных законодательством согласно требованиям [5].

  • 5.6 В рамках ПЭМ проводят:

  • - эколого-аналитические измерения состояния и загрязнения окружающей среды;

  • - наблюдения с применением методов моделирования, биологических, дистанционных, диагностических и иных методов.

  • 5.6.1 Выбор методов наблюдений осуществляют с учетом;

  • - видов и масштабов оказываемого негативного воздействия на окружающую среду:

  • - экономической целесообразности использования метода (при выборе одного метода или совокупности методов);

  • - достоверности и надежности информации, получаемой конкретным методом.

  • 5.7 ПЭМ проводят на протяжении всего периода эксплуатации объекта и в течение установленного срока после его закрытия для обеспечения принятия своевременных и адекватных мер по обеспечению их экологической безопасности.

  • 5.8 Программу ПЭМ разрабатывают и утверждают хак отдельный документ, входящий в документацию для ПЭК.

  • 5.9 ПЭМ может включать оценки состояния и загрязнения:

  • - грунтовых вод;

  • • поверхностных вод.

  • - атмосферного воздуха;

  • - почвенного покрова:

  • - растительного покрова.

  • 5.10 ПЭМ состояния и загрязнения грунтовых вод

    • 5.10.1 ПЭМ загрязнения грунтовых вод осуществляют с помощью отбора проб из контрольных колодцев, скважин или шурфов, заложенных по периметру объекта.

    • 5.10.2 Состав проб вод из контрольных шурфов, колодцев и скважин, заложенных выше объекта по течению грунтовых вод. характеризует их исходное состояние. Ниже объекта по течению грунтовых вод (на расстоянии от 50 до 100 м. если нет опасности загрязнения грунтовых вод за счет других источников) закладывают один-два колодца (шурфа, скважины) для отбора проб воды, с целью выявления влияния на них стоков полигона.

При более глубоком залегании грунтовых вод их контроль осуществляют с помощью скважин.

  • 5.10.3 В отобранных пробах грунтовых вод обычно определяют содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, хлоридов, сульфатов, цианидов, кальция, железа, лития, магния, кадмия, хрома, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, органического углерода. ХПК. ВПК. pH. сухого остатка.

  • 5.10.4 На объектах обезвреживания отходов планируют режимные пункты контроля, устанавливаемые вблизи наблюдательных скважин.

  • 5.11 ПЭМ состояния и загрязнения поверхностных вод

ПЭМ поверхностных вод. при их наличии, осуществляют не менее чем в двух точках; выше и ниже объекта.

Отобранные пробы исследуют на гельминтологические, бактериологические и санитарно-химические показатели.

  • 5.12 ПЭМ состояния и загрязнения атмосферного воздуха

    • 5.12.1 ПЭМ воздействий объекта на атмосферный воздух включает в себя контроль соблюдения нормативов ЛДВ. В отношении соблюдения нормативов ПДВ речь идет о сборе информации, необходимой для обеспечения соответствия установленным нормативам и получении исходных данных для государственной статистической и внутрифирменной отчетности и расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду.

План-график ПЭМ разрабатывают, согласовывают с государственными надзорными органами и. как правило, утверждают в составе проекта нормативов ПДВ.

  • 5.12.2 Применяют следующие методы ПЭМ;

  • - инструментальный постоянный;

  • - инструментальный периодический;

  • - расчетный.

  • 5.12.3 При проведении ПЭМ воздействий на атмосферный воздух определяют:

  • - количественный и качественный состав выбросов от стационарных источников загрязнения;

  • - соблюдение установленных нормативов;

  • - качество атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны (для производственных объектов, где имеются неорганизованные, линейные и/или плоские источники загрязнения атмосферы).

  • 5.12.4 До начала производства работ по выполнению ПЭК И ПЭМ за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха следует провести измерения для определения метеопараметров (скорости ветра. направления ветра, температуры).

Для отбора проб воздуха используют электроаспираторы или воздухоотборники. которые размещают на стенде по левому борту автолаборатории, во вспомогательном отсеке или выводят из автолаборатории через открытую во время отбора проб заднюю дверь.

  • 5.12.5 При анализе проб атмосферного воздуха обычно определяют содержание метана, сероводорода. аммиака, оксида углерода, бензола, трихлорметана. тетрахлорида углерода, хлорбензола и другие показатели в соответствии с составом отходов.

  • 5.12.6 Отбор проб осуществляют по ГОСТ Р ИСО 10396.

  • 5.12.7 Местоположение точек локального ПЭМ атмосферного воздуха от площадки производства работ выбирают с учетом розы ветров, направления ветра, транспортной доступности, влияния стационарных источников загрязнения, зон разгрузки загрязняющих веществ, трансграничного переноса загрязняющих веществ.

  • 5.12.8 Данные по ПЭМ атмосферного воздуха рассматривают как совокупность величин случайной выборки единичных результатов исследований по определению разовых концентраций примесей.

  • 5.13 ПЭМ состояния и загрязнения почвенного и растительного покрова в районе размещения объектов

    • 5.13.1 При осуществлении ПЭМ состояния и загрязнения почвенного и растительного покрова регулярному контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики состояния:

  • - земель водного фонда в районах выпусков сточных вод в водные объекты и переходов трубопроводов через водные объекты;

  • - земель лесного фонда в районах расположения объектов обезвреживания опасных отходов;

  • ■ земель промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения, на которых расположены объекты обезвреживания опасных отходов (включая санитарно-защитную зону);

  • • земельных участков, используемых для складирования, хранения, захоронения и/или подготовки к переработке опасных отходов.

  • 5.13.2 Степень загрязненности почв химическими веществами оценивают по ПДК этих веществ в почве или ОДК. При отсутствии нормативов содержание химического вещества сравнивают с фоновым значением.

  • 5.13.3 При проведении ПЭМ воздействия на растительность проводят фиксацию:

« видового разнообразия растительности;

  • • наличия сплошного или нарушенного травянистого покрова;

  • ■ наличия или отсутствия естественного древостоя:

  • - процента сухостоя;

  • - отсутствия характерных для периода проведения наблюдений фаз вегетации, например цветения. бутонизации;

  • • повреждения вегетативных частей растений;

  • • изменения окраски, например появление пятен, обесцвечивание;

  • • изменения типичных морфологических признаков растений.

  • 5.14 Результаты ПЭМ используют:

  • - для оценки соблюдения нормативов качества окружающей среды в районе размещения объектов;

  • • выявления связи между негативным воздействием и изменением состояния окружающей среды;

  • • разработки, выполнения, оценки эффективности и корректировки мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду и ее восстановление;

  • - оценки достоверност данных, полученных расчетным путем.

  • - разработки и корректировки нормативов допустимого негативного воздействия объектов на окружающую среду;

  • - оптимизации программ производственного экологического мониторинга и послепроектного анализа.

  • 5.15 Системы ПЭМ могут быть интегрированы с региональными системами контроля за состоянием окружающей природной среды.

Библиография

  • [1] Федеральный закон от 10 января 2002 г. N9 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

  • [2] Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N9 219-ФЗ (ред. от 26 июля 2019 г.) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • [3] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N9 2674-р (ред. от 24 мая 2018 г.) «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий»

  • [4] Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I. II. Ill и IV категорий»

  • [5] Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N9 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

  • [6] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 г. № 84-р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года»

  • [7] Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N9 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе»

  • [8] Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 февраля 2018 г. N9 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»

  • [9] ПНД Ф 12.1.1-99 Методические рекомендации по отбору проб при определении концентраций вредных ее-

шесте (газов и паров) в выбросах промышленных предприятий

  • [10] ЗД 52.04.186-89 Руководство по контролю загрязнения атмосферы

УДК 502.51:006.354

ОКС 01.040.13


Ключевые слова: ресурсосбережение, обращение с отходами, производственный экологический контроль. производственный экологический мониторинг, объекты по обезвреживанию опасных отходов

БЗ 11—2020/213

Редактор Л.В. Каретникова Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор М.В. Бучная Компьютерная верстка Е.А. Кондрашовой

Сдано в набор 23.10J020 Подписано а печать 05.11.2020. Формат 00*04’4. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 1.00. Уч.-им. п. 1.00.

Подготовлено на основе электронной версии. предоставленной ра»работчиком стандарта

Создано в единичном исполнении во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ* дпя комплектования Федерального информационного фонда стандартов. 117410 Москва. Нахимовский пр-т. д. 31.«. 2.

www.goslinfo.ru inlo@goslinfo.ru