allgosts.ru01. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ТЕРМИНОЛОГИЯ. СТАНДАРТИЗАЦИЯ. ДОКУМЕНТАЦИЯ01.040. Словари

ГОСТ 17697-72 Автомобили. Качение колеса. Термины и определения

Обозначение:
ГОСТ 17697-72
Наименование:
Автомобили. Качение колеса. Термины и определения
Статус:
Действует
Дата введения:
06/30/1973
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
01.040.43, 43.100

Текст ГОСТ 17697-72 Автомобили. Качение колеса. Термины и определения



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СОЮЗА ССР

АВТОМОБИЛИ. КАЧЕНИЕ КОЛЕСА

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ГОСТ 17697-72

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СТАНДАРТОВ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР

Москва

РАЗРАБОТАН Центральным ордена Трудового Красного знамени научно-исследовательским автомоторным и автомобильным институтом (НАМИ)

Зам. директора по научной работе д-р техн. наук Петрушоа В. А.

Зав. отделом автомобилей высокой проходимости Родионов А. В.

Зав. отделом стандартизации Шебалин Ю. А.

Ст, научный сотрудник канд. техн. наук Раш А, В.

Зав. лабораторией автомобилей высокой проходимости особого назначения Стригин И, А.

Ст. научный сотрудник канд. техн. наук Шуклин С. А Инженер Евграфов А. Н.

Всесоюзным научно-исследовВтельским институтом технической информации, классификации и кодирования (ВНИИКИ)

Зам. директора по научной работе Попов-Черкасов И. Н.

Зав. отделом Каплун Л. М.

Ст. инженер Соколова И. А.

ВНЕСЕН Министерством автомобильной промышленности СССР

Зам. министра Строкин Н. И.

ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Управлением машиностроения Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР

Зам. начальника Управления Акинфиев Л. Л.

Ст. инженер Бадо Б. Е.

Всесоюзным научно-исследовательским институтом технической информации, классификации и кодирования (ВНИИКИ)

Зам. директора по научной работе Попов-Черкасов И. Н.

Зав. отделом Каплун Л. М.

Ст. инженер Соколова И. А.

УТВЕРЖДЕН Государственным комитетом стандартов Совета Министров СССР 10 марта 1972 г. (протокол № 30)

Председатель отраслевой научно-технической комиссии член Комитета Ша-хурин В. Н.

Члены комиссии: Бергман В. П.г Доляков В. Г., Баранов Н. Н., Златко-вич Л. А., Федин Б. В.

ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 6 мая 1972 г. № 924

УДК 629.114.012.3.07: 001.4(083.74]    Группа Д00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

АВТОМОБИЛИ. КАЧЕНИЕ КОЛЕСА

Термины и определения

Vehicles. Rolling wheel.

Terms and definitions

ГОСТ

17697—72

Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 6/V 1972 г. Из 924 срок введения установлен

с 1/УИ 1973 г.

Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, тех-нике и производстве термины и определения основных понятий в области качения колеса с упругой шиной автомобильного типа.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, учебниках, учебных пособиях, технической и справочной литературе. В остальных случаях применение этих терминов рекомендуется.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов — синонимов стандартизованного термина запрещается.

Для отдельных стандартизованных терминов в стандарте приведены в качестве справочных их краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.

В случаях, когда все необходимые и достаточные признаки понятия содержатся в буквальном значении термина, определение не приведено и в графе «Определение» поставлен прочерк.

В стандарте в качестве справочных приведены буквенные обозначения величин, установленных настоящим стандартом, и чертежи, поясняющие определения понятий.

В стандарте приведен алфавитный указатель содержащихся терминов.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма светлым.

Издание официальное

Перепечатка воспрещен»

Термин

Бук

венное

обозна-

Определение

Чертеж

чение

1.    Ось вращения колеса

2,    Плоскость вращения колеса

3, Поперечная плоскость колеса

4. Продольная плоскость колеса

Исходные геометрические элементы и параметры

Бук-

Термин

венное

обозна

чение

Определение

Чертеж

5. Центральная

Плоскость вращения

плоскость вращения

колеса, проходящая на

колеса

равных расстояниях от основных посадочных поверхностей обода для шины

6, Центр колеса

О

Точка пересечения оси вращения колеса с его центральной плоскостью вращения

7. Центральная пло

Плоскость, проходящая

скость колеса

через центр колеса

О

Г)

-I

л

Ч

<

Ч

ч

W

о

Бук-

Термин

веииое

обозна

чение

Определение

Чертеж

8. Центральная продольная плоскость колеса

перечная плоскость колеса
10, Радиальная плоскость колеса

П Центральная продольная ось колеса

Плоскость, содержащая ось вращения колеса

Линия пересечения центральной плоскости вращения колеса с центральной плоскостью, параллельной опорной

5. Цтртт ж-

12. Наружный диаметр колеса

D

Диаметр наибольшего окружного сечения бега-ной дорожки колеса при отсутствии контакта колеса с опорной поверхностью

См. чертеж к терминам 5 и 6,

13. Свобо диус колеса

h

Половина наружного диаметра колеса

Bvk-

*

Термин

венное

обозна

чение

Определение

Чертеж

И, Площадь контакта по выступам рисунка протектора

Л

Сумма площадей контакта наружных поверхностей выступов рисунка протектора с опорной поверхностью

15. Контурная площадь контакта

16. Коэффициент насыщенности контакта

h Площадь, ограниченная внешней огибающей участков контакта, образованных наружными поверхностями выступов рисунка протектора с опорной поверхностью

Отношение площади контакта по выступам рисунка протектора к контурной площади контакта:

Ш

W

Кинематические характеристики и параметры

17. Упругое про

Перемещение части то

скальзывание колеса

чек колеса, находящих

Проскальзывание

ся в контакте, относи

колеса

тельно опорной поверхности при одновременном наличии в контакте точек, неподвижных относительно этой поверхности

II

UI

Z/-/69/ В-

Термин

Бук

венное

обозна*

чение

Определение

Чертеж

18. Скольжение колеса

19, Продольное скольжение колеса ДО Буксование колеса

21. Юз колеса
22.    Боковое скольжение колеса
23,    Качение колеса
21 Боковой увод колеса

Увод колеса

Одновременное перемещение всех находящихся в контакте точек колеса относительно опорной поверхности Скольжение колеса в продольной плоскости Продольное скольжение колеса, направление которого совпадает с направлением тангенциальных скоростей точек колеса в контакте Продольное скольжение колеса, направление которого противоположно направлению тангенциальных скоростей точек колеса в контакте Скольжение колеса в поперечной плоскости Вращение колеса, находящегося в контакте с опорной поверхностью, при наличии перемещения центра колеса в продольной плоскости Явление перемещения в поперечной плоскости центра колеса, катящегося без бокового скольжения

П

Н

Т)

*

*

ч

О

п

м

л

Ч

«

ч

ч

W

1

о

5

л

Н

О»

О

N

■dJ-D ZZ

Термин

Бук

венное

обозна

чение

Определение

Чертеж

28. Тангенциальная скорость точки колеса в контакте

Составляющая окружной относительно оси вращения колеса скорости точки, находящейся в контакте, касательная опорной поверхности

29. Коэффициент продольного скольжения колеса

Коэффициент скольжения колеса

S

Отношение скорости продольного скольжения колеса к произведению его угловой скорости на радиус качения колеса без скольжения:

s=JL

где скорость продольного скольжения; гн—радиус качения без скольжения

30, Коэффициент буксования колеса

Коэффициент продольного скольжения колеса при буксовании

31. Угол бокового увода колеса

Угол увода колеса

б

Угол между вектором поступательной скорости колеса и его центральной продольной осью при качении без бокового скольжения

л

А

TJ

00

-1

5

N

Термин

Бук

венное

обозна-

Определение

Чертеж

чение

Внешние силы, моменты и реакции, приложенные к колесу

32,

грузка колеса

ла колеса

Pjfi) Составляющая равнодействующей всех сил, приложенных к колесу со стороны автомобиля, перпендикулярная к опорной плоскости Примечание. Обозначение G употребляется для случаев горизонтальной опорной поверхности

Pj Составляющая равнодействующей сил, приложенных к колесу со стороны автомобиля, перпендикулярная к поперечной плоскости

31 Сила тяги колеса

ft

Продольная сила колеса, противоположная по направлению скорости его продольного перемещения

щ

5

35. Толкающая сила колеса

А

Продольная сила колеса, совпадающая по направлению со скоростью его продольного перемещения

1 7697-Стр.

Термин

36. Боковая колеса

37, Крутящий мент колеса

Бук

венное

обозна

чение

Определение

Чертеж

сила

мо-

М

о

Н

тз

о

о

3

CZ-Z69ZI>

Термин

Бук

венное

обозна

чение

Определение

Чертеж

38. Полная окружная сила колеса

/\о

Условная количественная характеристика нагружения колеса, имеющая размерность силы и равная отношению крутящего момента колеса к радиусу качения без скольжения:

„ м

ГК0 “ 1

h

где: гн—радиус качения без скольжения

39, Поворачивающий момент колеса

Момент пары сил, действующей в плоскости, параллельной опорной, приложенный к колесу со стороны автомобиля

См, чертеж к термину 37

40. Опрокидывающий момент колеса

^оп

Момент пары сил, действующей в поперечной плоскости колеса, приложенный к колесу со стороны автомобиля

См, чертеж к термину 37

<=*-*-о ZZ

41. Нормальная реакция опорной поверхности

42. Продольная реакция опорной поверхности

44. Результирующая реакция в опорной плоскости

I

43. Боковая реакция опорной поверхности

Л

Равнодействующая нормальных к опорной плоскости составляющих элементарных реакций, приложенных к колесу со стороны опорной поверхности

Равнодействующая перпендикулярных к поперечной плоскости колеса элементарных реакций, приложенных к колесу со стороны опорной поверхности

Равнодействующая пер пендикулярных к про дольной плоскости коле са элементарных реак ций, приложенных к ко лесу от опорной поверх ности

Геометрическая сумма продольной и боковой реакций опорной поверхности:

У

о

н

тз

N

Бук-

Термин

венное

обозна

чение

Определение

Чертеж

Координаты центра колеса и линий действий реакций

45. Статический радиус колеса
46, Динамический радиус колеса

47. Продольный снос нормальной реакции

48. Поперечный снос нормальной реакции
49 Снос продольной реакции

Гп

t

Расстояние от центра неподвижного колеса, нагруженного только нормальной нагрузкой, до опорной плоскости Расстояние от центра колеса до опорной плос* кости при движении колеса

Расстояние от линии действия нормальной реакции опорной поверхности до центральной поперечной плоскости колеса

Расстояние от линии действия нормальной реакции опорной поверхности до линии пересечения центральной плоскости вращения колеса с опорной плоскостью Расстояние от линии действия продольной реакции опорной поверхности до линии пересечения центральной плоскости вращения колеса с опорной плоскостью

km щтшя щщлт

*

О

п

н

Л

Ч

9

«

Ч

72 Стр. 1 В

Термин

Бук

венное

обозна

чение

Определение

Чертеж

50. Снос боковой реакции

Расстояние от линии действия боковой реакции опорной поверхно-сти до центральной поперечной плоскости колеса

См. чертеж к терминам 47,48,49

Удельные силовые показатели взаимодействия колеса с дорогой

51. Среднее давле

Рконт

Среднее в контурной

ние колеса в контакте

площади контакта давление, равное отношению нормальной реакции опорной поверхности к контурной площади контакта:

*,

Ртг= г

Г к

52, Среднее давле

Л

Среднее в площади

ние колеса по высту

контакта по выступам

пам рисунка протек

рисунка протектора дав

тора

ление, равное отноше

Давление по высту

нию нормальной реакции

пам рисунка

опорной поверхности к площади контакта по выступам рисунка протектора:

к,

Л=-т“

Стр. 14 ГОСТ 17^97-72

Термин

Бук

венное

обозна

чение

Определение

Чертеж

53 Коэффициент продольной силы колеса

к

Отношение продольной реакции опорной поверхности к нормальной реакции'

1

*•«:

51 Коэффициент тяги колеса

к,

Коэффициент продольной силы колеса в ведущем режиме качения

55, Коэффициент сцепления колеса

ф

Отношение результирующей реакции в опорной плоскости к соответствующему значению нормальной реакции при данном значении коэффициента продольною скольжения:

*>

?=

Режимы силового нагружения колеса при его качении

56. Ведущий режим качения колеса

Ведущий режим

Режим, при котором

колесо нагружено силой

тяги и приводится во

вращение крутящим мо

ментом, вектор которого

совпадает с вектором уг

ловой скорости

О

п

н

ч

о

*6

ч

ч

W

О

н

V

Термин

Бук

венное

збоэна-

чение

Определение

Чертеж

57, Свободный режим качения колеса

Свободный режим

Режим, при котором колесо приводится во вращение крутящим моментом, а продольная сила равна нулю

См, чертеж к термину 56

58, Нейтральный режим качения колеса

Нейтральный режим

Режим, при котором колесо приводится во вращение одновременно крутящим моментом и толкающей силой

То же

59. Ведомый режим качения колеса

Ведомый режим

Режим, при котором колесо приводится во вращение толкающей силой, а крутящий момент равен нулю

60. Тормозной режим качения колеса

Тормозной режим

Режим, при котором колесо нагружено крутящим моментом, вектор которого противоположен вектору угловой скорости, и приводится во вращение толкающей силой

» »

Стр. Y6 ГОСТ <7697-72

Бук-

Термин

венное

обозна

чение

Определение

Чертеж

Упругие перемещения (прогибы шины) колеса

61,

прогиб шины

Линейное смещение центра колеса относительно опорной поверхности под действием нормальной нагрузки, измеренное по нормали к опорной поверхности

62, Боковое упругое смещение колеса

Линейное смещение центра колеса относительно площади контакта за счет упругих свойств шины под действием боковой силы, измеренное в центральной плоскости, параллельной опорной

п

О

ft

н

N

»

<0

N

Стр. 18 ГОСТ 17697-72

Термин

Бук

венное

обозна

чение

Определение

Чертеж

Коэффициенты, характеризующие упругие свойства шины колеса

65. Коэффициент нормальной жестко* сти шины

с,

Первая производная нормальной нагрузки колеса по нормальному прогибу шины:

дРг

Сг~ ^

66. Коэффициент боковой жесткости шины

с,

Первая производная боковой силы колеса по боковому упругому смещению колеса

г др>

Г и,

67, Коэффициент крутильной жесткости шины

СР

Первая . .. крутящего момента колеса по углу закрутки шины:

Ш

сг ^

66. Коэффициент угловой жесткости шины

Первая производная поворачивающего момента колеса по угловому упругому смещению колеса:

Шв

С’=Т

Термин

Бук

венное

обозна

чение

Определение

Чертеж

69, Коэффициент тангенциальной эластичности шины

1

Первая производная радиуса качения колеса без скольжения по крутящему моменту:

dr,

*' Ш

70, Коэффициент сопротивления боковому уводу шины

Коэффициент сопротивления уводу шины

к,

Первая производная боковой силы колеса по углу бокового увода:

K.»i

*’~1г

0

Н

V

1

ю

о

*1

я

ц

4

N

ы

Характеристики сопротивлении качению колеса

71, Мощность со- Nf противления качению колеса

72, Момент сопро* Nlj тивления качению колеса

Разность между мощностью, подведенной к колесу, и мощностью, отведенной от колеса, при его качении Условная количественная характеристика сопротивления качению колеса, имеющая размерность момента и равная отношению мощности сопротивления качению за вычетом мощности сколь-

n

О

а

*

Ы

«

N

72 Стр. 21

Термин

Бук

венное

обозна

чение

Определение

Чертеж

75. Плечо сопротивления качению колеса

а

Часть продольного сноса нормальной реакции, характеризующая рассеяние энергии при качении колеса и равная отношению момента сопротивления качению колеса к нормальной нагрузке:

Mf

,=т

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ

Буксование колеса

Давление колеса в контакте среднее

—    по выступам рисунка

—    колеса по выступам рисунка протектора среднее Диаметр колеса наружный

Качение колеса

Коэффициент боковой жесткости шины

—    буксования колеса

—    крутильной жесткости шины насыщенности контакта

—    нормальной жесткости шины

—    продольного скольжения колеса

—    продольной силы колеса

—    тяги колеса

—    скольжения колеса

—    сопротивления боковому уводу шины

—    —    качению колеса

—    —    уводу шины

—    сцепления колеса

—    тангенциальной эластичности шины

—    угловой жесткости шины

Момент    колеса    крутящий

—    —    опрокидывающий

—    —    поворачивающий

—    сопротивления качению колеса Мощность сопротивления качению колеса Нагрузка колеса нормальная

Ось вращения колеса — колеса продольная центральная Плечо сопротивления качению колеса Плоскость вращения колеса

—    —    —    центральная

—    колеса поперечная

—    —    —    центральная

—    —    продольная

—    —    —    центральная

—    —    радиальная

—    —    центральная

Площадь контакта контурная

—    — по выступам рисунка протектора Прогиб шины нормальный

Проскальзывание колеса

—    — упругое

Радиус качения колеса

—    колеса    динамический

—    —    свободный

—    —    статический

Реакция в опорной плоскости результирующая

—    опорной поверхности боковая

—    —    —    нормальная

—    —    —    продольная

Режим ведомый

—    ведущий

Режим качения колеса ведомый

—    —    — ведущий

20

51

52

52 12 23 66 30

67 16 65 29

53

54 29 70

74

70

55 69

68 37

40 39 72

71 32

1

11

75 2 5

3

9

4 8

10 7

15

14

61

17

17

27

46

13

45

44

43

41

42 59 56 59 56

Режим качения колеса нейтральный    58

—    —    —    свободный    57

—    —    — тормозной    50

—■    нейтральный    58

—    свободный    57

—    тормозной    60

Сила колеса боковая    36

—    — окружная полная    38

—    — продольная    33

— толкающая    35

—    сопротивления качению колеса    73

—    тяги колеса    34

Скольжение колеса    18

—    “ боковое    22

—    — продольное    19

Скорость вращения колеса угловая    26

—    колеса поступательная    25

■—    — угловая    26

—    точки колеса в контакте    тангенциальная    28

Смещение колеса упругое боковое    62

—    —    — угловое    64

Снос боковой реакции    50

—    нормальной реакции поперечный    48

—    —    — продольный    47

—    продольной реакции    49

Увод колеса    24

—    — боковой    24

Угол бокового увода колеса    31

—    закрутки шины    63

—    увода колеса    31

Центр колеса    6

Юз колеса    21

Редактор Е. И. Глазкова

Сдано в наб 17/V 1972 г.    Подп в печ. 30/V 1972 г.    1,5 п. Л.    Тир, 12000

Издательство стандартов Москва, Д-22, Новопресненскнй пер., 3 Тип. «Московский печатник». Москва, Лялин пер., 6. Зак. 822