allgosts.ru01. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ТЕРМИНОЛОГИЯ. СТАНДАРТИЗАЦИЯ. ДОКУМЕНТАЦИЯ01.040. Словари

ГОСТ Р 55057-2012 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения

Обозначение:
ГОСТ Р 55057-2012
Наименование:
Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения
Статус:
Отменен
Дата введения:
07/01/2013
Дата отмены:
Заменен на:
-
Код ОКС:
01.040.45, 45.060

Текст ГОСТ Р 55057-2012 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТР

55057-

2012

Транспорт железнодорожный

СОСТАВ ПОДВИЖНОЙ

Термины и определения

Издание официальное

Москва

Стенда ртинформ 2013

ГОСТ Р 55057—2012

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N9 184-ФЗ «О техническом регулировании»

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионально' го образования Московским государственным университетом путей сообщения (МИИТ)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК45 «Железнодорожный транспорт»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 ноября 2012 г. No 722-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0—2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты». а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стан• дарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации е сети Интернет (gost.ru)

© Стандартинформ. 2013

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р 55057—2012

Содержание

1    Область применения............................................1

2    Нормативные ссылки............................................1

3    Термины и определения..........................................1

Алфавитный указатель терминов на русском языке...........................11

in

ГОСТ Р 55057—2012

Введение

Установленные е настоящем стандарте термины расположены е систематизированном порядке, отражающем систему понятий данной области знания.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Не рекомендуемые к применению термины-синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой «Нрк».

Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации, при этом не входящая в круглые скобки часть термина образует его краткую форму.

Для сохранения целостности терминосистемы в настоящем стандарте приведены терминологические статьи из других стандартов, действующих на том же уровне стандартизации, заключенные в рамки из тонких линий.

Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два (три, четыре) термина, имеющие общие терминоэлементы.

В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.

Помета, указывающая на область применения многозначного термина, приведена в круглых скобках светлым шрифтом после термина. Помета не является частью термина.

Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки. раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, синонимы — курсивом.

IV

ГОСТ Р 55057—2012

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Транспорт железнодорожный СОСТАВ ПОДВИЖНОЙ Термины и определения Railway transport. Rolling stock. Terms and definitions

Дата введения — 2013—07—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области железнодорожного подвижного состава.

Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы по железнодорожному подвижному составу, входящей в сферу работ по стандартизации и/или использующей результаты этих работ.

Настоящий стандарт следует применять совместно с ГОСТ Р 55056. ГОСТ 19350. ГОСТ Р 53431. ГОСТ Р 52944.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 55056—2012 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 19350—74 Электрооборудование электрического подвижного состава. Термины и определения

ГОСТ Р 52944—2008 Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Термины и определения

ГОСТ Р 53431—2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения

Применение — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный ствндврт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей ату ссылку.

3 Термины и определения

Железнодорожный подвижной состав

железнодорожный подвижной состав: Подвижной состав, включающий в себя локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и моторвагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

Примечвние — Железнодорожный подвижной состав включвет в себя железнодорожный тяговый подвижной состав и железнодорожный нетягоаый подвижной состав.

(ГОСТ Р 55056—2012. статья 4)

Издание официальное

1

ГОСТ Р 55057—2012

2

единица железнодорожного подвижного состава: Отдельный объект железнодорожного подвижного состава.

Примечание — Отдельными объектами железнодорожного подвижного состава являются локомотивы, вагоны. автомотрисы, электро- и дизель-поезда (или их секции). рельсовые автобусы, мотовозы, дрезины, путевые машины на железнодорожном ходу.

(ГОСТ Р 52944—2008. статья 5]

3

составная часть железнодорожного подвижного состава: Деталь, сборочная единица или их комплект. входящие а конструкцию железнодорожного подвижного состава и обеспечивающие его безопасную эксплуатацию, безопасность обслуживающего персонала и/или пассажиров.

(ГОСТ Р 55056—2012. статья 6]

4    тележка железнодорожного подвижного состава: Элемент механической части железнодорожного подвижного состава, служащий в качестве опоры для кузова, опирающийся на рельсовый путь, обеспечивающий реализацию сил тягииторможения ипвредачи их на железнодорожный подвижной состав.

5    база тележки железнодорожного подвижного состава: Расстояние между центрами осей крайних колесных пар тележки железнодорожного подвижного состава.

6    колесная пара железнодорожного подвижного состава: Сборочная единица, служащая для реализации силы тяги, развиваемой в зоне контакта колесной пары и рельса, для восприятия силы тяжести от массы ходовой тележки и кузова и передачи ее на рельсовый путь, а также для направления движения железнодорожного подвижного состава по железнодорожному пути.

7

сцепное устройство железнодорожного подвижного состава: Составная часть железнодорожного подвижного состава, обеспечивающая его сцепление единиц железнодорожного подвижного состава и передачи продольных сил.

(ГОСТ Р 55056—2012. статья 47]

8

ударно-тяговое устройство железнодорожного подвижного состава: Сцепное устройство, служащее для демпфирования продольных сил при их передаче.

(ГОСТ Р 55056—2012. статья 48]

9    автосцепное устройство железнодорожного подвижного состава: Комплект сборочных единиц и деталей для автоматического сцепления единиц железнодорожного подвижного состава, передачи и амортизации продольных сил.

10    переходник сцепки железнодорожного подвижного состава: Устройство, позволяющее сцеплять между собойсцепные устройства желвзнодорожногоподвижногосоставаразличной конструкции.

11

специальный железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения строительства и функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Примечание — Железнодорожный подвижной состав может включать в себя несъемные самоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы, железно-дорожно-строительные машины с автономным двигателем и тяговым приводом, в также несамоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как железнодорожно-строительные машины без тягового привода, прицепы и железнодорожный подвижной состав, включаемый в хозяйственные поезда и предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог.

(ГОСТ Р 55056—2012. статья 36]

2

ГОСТ Р 55057—2012

12

самоходный специальный железнодорожный подвижной состав: Специальный железнодорожный подвижной состав, включающий в себя несъемные самоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу.

Примечание — К несъемным самоходным подвижным единицам на железнодорожном ходу относят мотовозы. дрезины, специальные автомотрисы, железнодорожно-строительные машины с автономным двигателем и тяговым приводом.

(ГОСТ Р 55056—2012. статья 37)

13

несамоходный специальный железнодорожный подвижной состав: Специальный железнодорожный подвижной состав, включающий в себя несамоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу.

Примечание — К несамоходным подвижным единицам на железнодорожном ходу относят железнодорожно-строительные машины без тягового привода, прицепы и специальный железнодорожный подвижной состав, включаемый в хозяйственные поезда и предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог.

(ГОСТ Р 55056—2012. статья 38}

14    съемная единица железнодорожного подвижного состава: Единица железнодорожного подвижного состава, включающая дрезину, ремонтную вышку на электрифицированных участках, путевой вагончик, путеизмерительную, дефектоскопную и другую тележку, которая может быть снята с пути обслуживающими ее работниками вручную.

15

высокоскоростной железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, включающий в себя моторные и немоторные вагоны, предназначенные для перевозок пассажиров и/или багажа, почты со скоростью более 200 км/ч.

(ГОСТ Р 55056—2012. статья 39}

16

скоростной железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, включающий в себя локомотивы, пассажирские вагоны, моторвагонный подвижной состав, предназначенные для обеспечения осуществления перевозок со скоростями движения свыше 140 до 200 км/ч.

(ГОСТ Р 55056—2012. статья 40}

17

конструкционная скорость железнодорожного подвижного состава: Наибольшая скорость движения. заявленная в технической документации на проектирование.

(ГОСТ Р 55056—2012. статья 41)

18

допустимая скорость движения железнодорожного подвижного состава: Скорость, устанавливаемая с учетом технического состояния инфраструктуры железнодорожного транспорта, подвижного состава, не превышающая его конструкционную скорость.

(ГОСТ Р 55056—2012. статья 42)

19    непогашенное ускорение (железнодорожный подвижной состав): Доля поперечного горизонтального ускорения при движении локомотива по кривой, направленная вдоль оси колесной пары и определяемая силами со стороны пути, не компенсированными за счет возвышения наружного рельса.

20    расчетный режим движения (железнодорожный подвижной состав): Предельный по допустимому нагреву тягового оборудования режим движения локомотивов и моторвагонного подвижного состава с расчетной нагрузкой.

3

ГОСТ Р 55057—2012

Безопасность железнодорожного подвижного состава

21

безопасность железнодорожного подвижного состава: Состояние железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц. государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

(ГОСТ Р 55056—2012. статья 400]

22    аварийная крэш-система: Устройство железнодорожного подвижного состава, предназначенное для предотвращения или снижения риска травмирования обслуживающего персонала и/или пассажиров в случае столкновения и/или схода железнодорожного подвижного состава.

23    условия безопасности движения поезда: Совокупность контролируемых состояний объектов инфраструктуры, подвижного состава, смежных систем и устройств, при которых обеспечивается безопасное движение поезда.

24    устройство контроля бдительности машиниста: Устройство контроля состояния бодрствования и адекватной реакции машиниста на подачу сигнала проверки бдительности при ведении поезда.

25    устройство контроля схода подвижного состава с рельсов: Устройство, предназначенное для обнаружения схода колесных пар с рельсов или наличия волочащихся деталей.

26    электролневматический клапан: Прибор для принудительного торможения в системах автоматической локомотивной сигнализации и автоматического регулирования скорости.

27

габарит железнодорожного подвижного состава: Поперечное перпендикулярное к оси пути очертание. в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний какв порожнем, так и в нагруженном состоянии железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые иэносы.

(ГОСТ Р 55056—2012, статья 405]

Тормозные системы и процессы торможения

28    тормозная система поезда: Совокупность тормозного оборудования железнодорожного подвижного состава.

29    тормоз железнодорожного подвижного состава: Комплекс составных частей единицы железнодорожного подвижного состава, обеспечивающий создание искусственного сопротивления его движению е целях снижения скорости движения до остановки и удержания в неподвижном состоянии.

30    приборы управления тормозами железнодорожного подвижного состава: Составная часть тормозной системы железнодорожного подвижного состава, предназначенная для управления тормозами непосредственно указанной единицы железнодорожного подвижного состава.

31    торможение железнодорожного подвижного состава: Процесс создания искусственного сопротивления движению тормозными системами единиц железнодорожного подвижного состава. обеспечивающий снижение скорости или остановку.

32    служебное торможение железнодорожного подвижного состава: Торможение, обеспечивающее плавное снижение скорости или остановки железнодорожного подвижного состава в заранее предусмотренном месте.

33    экстренное торможение железнодорожного подвижного состава: Торможение, применяемое в случаях, требующих немедленной остановки железнодорожного подвижного состава путем применения максимальной тормозной силы.

34    электрическое торможение железнодорожного подвижного состава: Торможение тягового железнодорожного подвижного состава, при котором тормозная сила создается при преобразовании кинетической энергии тягового железнодорожного подвижного состава в электрическую энергию путем перевода тяговых электродвигателей в генераторный режим, а получаемая электроэнергия или возвращается в тяговую сеть, или рассеивается е тормозных резисторах, установленных на тяговом железнодорожном подвижном составе.

35    рекуперативное торможение железнодорожного подвижного состава: Электрическое торможение тягового железнодорожного подвижного состава, осуществляемое электродинамическим тормо

4

ГОСТ Р 55057—2012

зом. при котором высвобождаемая при переводе тяговых эпектродеигателей в генераторный режим электрическая энергия передается в контактную сеть.

36    реостатное торможение железнодорожного подвижного состава: Электрическое торможение тягового железнодорожного подвижного состава, осуществляемое электродинамическим тормозом, при котором высвобождаемая при переводе тяговых электродвигателей в генераторный режим электрическая энергия рассеивается в тормозных резисторах, установленных на тяговом железнодорожном подвижном составе.

37    фрикционный тормоз железнодорожного подвижного состава: Тормоз железнодорожного подвижного состава, в котором торможение осуществляется прижатием специальных фрикционных элементов к вращающимся поверхностям ходовых частей.

36 компрессорный агрегат (железнодорожный подвижной состав): Агрегат, предназначенный для производства сжатого воздуха, необходимого для обеспечения работоспособности пневматической части тормозных систем и иного пневматического оборудования, размещенного на железнодорожном подвижном составе.

39    автоматический пневматический тормоз железнодорожного подвижного состава: Пневматический тормоз железнодорожного подвижного состава, обеспечивающий экстренное торможение при разъединении и/или разрыве тормозной магистрали воздухопровода.

40    электродинамический тормоз железнодорожного подвижного состава: Тормоз тягового железнодорожного подвижного состава, в котором сила торможения создается при преобразовании кинетической энергии поезда в электрическую энергию переводом тяговых электродвигателей в генераторный режим.

41    магниторельсовый тормоз железнодорожного подвижного состава: Тормоз железнодорожного подвижного состава, создающий тормозное усилие электромагнитным прижатием тормозного башмака к рельсу.

42    стояночный тормоз железнодорожного подвижного состава: Тормоз железнодорожного под-вижногосостава сручным или автоматическим приводом, расположенный на единице железнодорожного подвижного состава и предназначенный для ее закрепления на стоянке от самопроизвольного ухода, а также для принудительной аварийной остановки при наличии ручного и/или автоматического привода внутри единицы железнодорожного подвижного состава.

43    пневматический тормоз железнодорожного подвижного состава: Тормоз железнодорожного подвижного состава с пневматическим управлением.

44    электропневматический тормоз железнодорожного подвижного состава: Тормоз железнодорожного подвижного состава с электрическим управлением пневматическими тормозами.

45    кран экстренного торможения (Нрк. стоп-кран): Тормозной кран, служащий для выпуска воздуха из тормозной магистрали железнодорожного подвижного состава и приведения в действие автоматических тормозов в случае необходимости экстренной остановки.

46    противоюзная система (железнодорожный подвижной состав): Система, предохраняющая колесные пары от повреждения при торможении из-за скольжения, когда сила сцепления колес с рельсами меньше тормозной силы.

47

тормозной путь поезда: Расстояние, проходимое поездом за время от момента воздействия на приборы и устройства для управления тормозной системой, в том числе срабатывания крана экстренного торможения (стоп-фана), до полной остановки.

(ГОСТ Р 55056—2012. статья 44}

Железнодорожный тяговый подвижной состав

48 _

железнодорожный тяговый подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, обладающий тяговыми свойствами.

[ГОСТ Р 55056—2012. статья 49)

49

локомотив: Железнодорожный тяговый подвижной состав, предназначенный для обеспечения передвижения по жепеэнодорожным путям поездов и отдельных вагонов.

[ГОСТ Р 55056—2012, статья 50)

5

ГОСТ Р 55057—2012

50

моторный вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава: Вагон, на кузов кото* рого тяговое и тормозное усилия передаются посредством механической связи обмоторенной колес* ной лары с кузовом.

(ГОСТ Р 55056—2012. статья 51]

51

моторвагонный железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, включающий моторные и немоторные вагоны, из которых формируются электропоезда, дизель-поеэ-да, автомотрисы, рельсовые автобусы. дизель*электролоеада. электромотрисы, предназначенные для перевозки пассажиров и/или багажа, почты.

(ГОСТ Р 55056—2012. статья 35]

52    секция локомотива: Составная часть локомотива, выполненная водном кузове и имеющая в своем составе вспомогательное оборудование.

53    секция моторвагонного железнодорожного подвижного состава: Составная часть моторвагон* ного железнодорожного подвижного состава, состоящая из нескольких совместно работающих мотор* ных и немоторных вагонов.

54

тепловоз: Автономный локомотив, силовой установкой которого является двигатель внутреннего его* рания.

(ГОСТ Р 55056—2012. статья 52]

55

паровоз: Автономный локомотив, силовой установкой которого является тепловой двигатель внешнего сгорания, преобразующий энергию нагретого пара в механическую работу.

(ГОСТ Р 55056—2012. статья 53]

56

электровоз: Неавтономный локомотив, приводимый в движение установленными на нем тяговыми электродвигателями, получающими энергию от энергосистемы через тяговые подстанции, контактную сеть или от собственной аккумуляторной батареи.

(ГОСТ Р 55056—2012, статья 54]

57    многосистемный электровоз: Электровоз, предназначенный для эксплуатации на участках, оборудованных контактной сетью постоянного или переменного тока.

58

газотурбовоз: Автономный локомотив, первичным двигателем которого является газовая турбина (ротационный двигатель внутреннего сгорания).

(ГОСТ Р 55056—2012. статья 55]

59

газотепловоз: Тяговая железнодорожная подвижная единица с автономной энергетической установкой. в составе которой применен двигатель внутреннего сгорания, использующий частично или полностью газовое топливо.

(ГОСТ Р 55056—2012. статья 56]

60

гибридный локомотив: Локомотив, имеющий не менее двух источников энергии. (ГОСТ Р 55056—2012. статья 57]

6

ГОСТ Р 55057—2012

61

дизель-электровоз: Локомотив, двигателями которого являются двигатель внутреннего сгорания и электродвигатель.

[ГОСТ Р 55056—2012. статья 58)

62    мотовоз: Локомотив небольшой мощности, предназначенный для маневровых работ на железнодорожных станциях и подъездных путях предприятий, а также для обслуживания инфраструктуры железнодорожного транспорта.

63    электропоезд: Моторвагонный железнодорожный подвижной состав, получающий энергию от контактной сети с помощью токоприемников, головные вагоны которого выполнены с кабиной машиниста.

64    электромотриса: Электропоезд, состоящий из одного моторного вагона с кабинами машиниста с обеих сторон.

65    дизель-электропоезд: Моторвагонный железнодорожный подвижной состав, получающий энергию на электрифицированных участках железнодорожного пути от контактной сети с помощью токоприемников. а на неэлектрифицированных участках — от собственной энергетической установки.

66    дизель-поезд: Автономный моторвагонный подвижной состав с дизельной силовой установкой, состоящий из не менее двух вагонов и предназначенный для перевозки пассажиров.

67    рельсовый автобус: Моторвагонный железнодорожный подвижной состав с одной или несколькими дизельными силовыми установками, состоящий из одного, двух или трех вагонов.

68    автомотриса: Самоходный железнодорожный подвижной состав с двигателем внутреннего сгорания дизельного или карбюраторного типа, состоящий из одного вагона, предназначенный для обеспечения перевозок и обслуживания инфраструктуры железнодорожного транспорта.

69    дрезина: Специальный самоходный железнодорожный подвижной состав, передвигающийся по рельсам механически с использованием ручного привода и служащий для обслуживания инфраструктуры железнодорожного транспорта.

70    автодрезина: Специальный самоходный железнодорожный подвижной состав, передвигающийся по рельсам механически с использованием приводаот двигателя внутреннего сгорания и служащий для обслуживания инфраструктуры железнодорожного транспорта.

71    самоходный вагон для испытания контактной сети: Единица специального самоходного железнодорожного подвижного состава, используемая для диагностирования, испытания контактной сети.

72    путеизмерительный вагон (Нрк. путеизмеритель): Единица специального самоходного железнодорожного подвижного состава, используемая для сплошного контроля состояния рельсовой колеи под динамической нагрузкой.

73    рельсосварочная машина: Единица специального самоходного железнодорожного подвижного состава, используемая для сварки рельсов.

74    локомотив-рельсосмазыватель: Локомотив, предназначенный для смазывания боковой поверхности рельсов игреб ней колесных парс целью уменьшения шума и износа при движении поезда вкривых участках пути.

75    головной вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава: Вагон моторвагонного железнодорожного подвижногосостава, оборудованный кабиной машинистаспультом управления.

Примечание — Головной вагон может быть моторным или немоторным.

76    немоторный вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава: Вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава, тяговое усилие на кузов которого передается только через сцепное устройство, а тележки не имеют тяговых двигателей.

77    кабина машиниста железнодорожного подвижного состава: Огороженная перегородками часть кузова железнодорожного подвижного состава, в которой расположены рабочие места локомотивной бригады, приборы и устройства управления.

78    лультуправления машиниста железнодорожного подвижного состава: Комплекс устройств для управления железнодорожным тяговым подвижным составом.

Механическая часть тягового подвижного состава

79    механическая часть железнодорожного тягового подвижного состава: Часть тягового подвижного состава, предназначенная для размещения элементов электрического, механического, тормозного и пневматического оборудования, реализации тяговых и тормозных усилий и передачи их на железнодорожный нетяговый подвижной состав.

7

ГОСТ Р 55057—2012

80

электрический тяговый привод железнодорожного тягового подвижного состава: Составная часть железнодорожного тягового подвижного состава, служащая для создания вращающего момента и передачи его от тягового электрического двигателя с помощью тяговой передачи к колесной паре. [ГОСТ Р 55056—2012. статья 60]

81

гидравлический тяговый привод железнодорожного тягового подвижного состава: Совокуп-ность гидравлических машин, позволяющих передавать энергию от ведущего элемента трансмиссии железнодорожного тягового подвижного состава к ведомому элементу, а от него на колесные пары. [ГОСТ Р 55056—2012, статья 61]

82

тяговая передача железнодорожного тягового подвижного состава: Составная часть тягового привода, служащая для передачи вращающего момента на ось колесной пары или колесо.

[ГОСТ Р 55056—2012. статья 62]

Электрическое оборудование и энергетические установки железнодорожного тягового подвижного состава

электрическое оборудование железнодорожного тягового подвижного состава: Оборудование железнодорожного тягового подвижного состава, включающее тяговые генераторы, тяговые электрические двигатели, коммутационные аппараты управления, устройства защиты, токоприемники, вспомогательные электрические машины, устройства освещения и аккумуляторные батареи, а на электровозах и электропоездах переменного тока и двойного питания также тяговый трансформатор и преобразователи параметров электрической энергии.

[ГОСТ Р 55056—2012. статья 63]

84    тяговый электрический двигатель железнодорожного подвижного состава: Электродвигатель в специальном исполнении, служащий для создания вращающего и тормозного моментов, приводящий с помощью тяговой передачи во вращение колесные пары тягового железнодорожного подвижного состава.

85    коммутационные аппараты железнодорожного подвижного состава: Устройства, предназначенные для выполнения переключений в электрических цепях железнодорожного подеижногосостава.

86    аппараты управления железнодорожного подвижного состава: Комплекс устройств, предназначенных для регулирования параметров систем железнодорожного тягового подвижного состава.

87    устройство защиты электрических цепей [оборудования]: Устройство, предотвращающее повреждение электрической цепи [оборудования] железнодорожного подвижного состава при возникновении аварийных режимов.

Применение — Аварийные ситуации могут быть в виде коротких замыканий или перенапряжений в контактной сети.

88

токоприемник (железнодорожного элвктроподвижного состава): Устройство, предназначенное для передачи электроэнергии от контактной сети на железнодорожный электролодвижной состав. [ГОСТ Р 55056—2012. статья 133]

89

вспомогательные электрические машины железнодорожного тягового подвижного состава: Электрические машины, обеспечивающие работу тяговых электрических двигателей, электрической и пневматической аппаратуры, систем управления и торможения.

[ГОСТ Р 55056—2012. статья 64]

8

ГОСТ Р 55057—2012

90    тяговый трансформатор железнодорожного подвижного состава: Силовой трансформатор переменного тока, преобразующий напряжение контактной сети до значения, необходимого для работы тяговых электрических двигателей, вспомогательных электрических машин, потребителей собственных нужд электровозов, электропоездов и электрооборудования пассажирских вагонов.

91

энергетическая установка железнодорожного тягового подвижного состава: Первичный двигатель и вспомогательное оборудование автономного локомотива, предназначенные для получения механической энергии и преобразования ее в электрическую для питания тяговых электрических двигателей тягового подвижного состава или вращающие колесные пары при использовании тягового гидравлического привода.

(ГОСТ Р 55056—2012. статья 65}

92    дизель: Двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия.

93    дизель-генератор железнодорожного тягового подвижного состава: Установка, состоящая из дизеля, сочлененного с тяговым генератором, который вырабатывает электроэнергию, потребляемую тяговым электрическим двигателем железнодорожного тягового подвижного состава.

94    генераторный дизель-агрегат железнодорожного тягового подвижного состава: Установка, состоящая издизеля, сочлененного стяговым генератором, и электрического генератора, используемая в качестве источника электроэнергии.

Системы управления

95    система управления железнодорожного подвижного состава: Комплекс электромеханического и электронного оборудования, предназначенный для обеспечения режимов разгона, выбега, торможения и собственных нужд железнодорожного подвижного состава.

Железнодорожный нетяговый подвижной состав

96

нетяговый железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, не обладающий тяговыми свойствами.

(ГОСТ Р 55056—2012. статья 69}

97

железнодорожный вагон: Единица железнодорожного нетягового подвижного состава, имеющая полезный объем для размещения груза и пассажиров и оборудованная всеми необходимыми устройствами для включения в состав поезда.

(ГОСТ Р 55056—2012. статья 70)

98    грузовой вагон: Железнодорожный вагон, предназначенный для перевозки грузов.

Примечание — К грузовым вагонам относят: крытый вагон, полувагон, платформу, вагон-цистерну, вагон бункерного типа, изотермический вагон, зерновоз, вагон-транспортер, контейнеровоз, специальный вагон грузового типа и другие.

99    вагон сочлененного типа: Грузовой вагон, состоящий из не менее двух лолурам, объединенных общими узлами для установки на тележку.

100    крытый вагон: Грузовой вагон с крытым кузовом с распашными или сдвижными дверями и/или люками, предназначенный для перевозки штучных, тарно-штучных, пакетированных и насыпных грузов, техники, требующих защиты от атмосферных осадков и несанкционированного доступа к грузу.

101    полувагон: Г рузовой вагон с кузовом без крыши, предназначенный для перевозки грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков.

102    вагон-транспортер: Г рузовой вагон, предназначенный для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

103    изотермический вагон: Грузовой вагон с термоизоляцией, предназначенный для перевозки грузов. требующих поддержания в определенном диапазоне температуры груза в течение ограниченного промежутка времени его доставки.

9

ГОСТ Р 55057—2012

104    рефрижераторный вагон: Изотермический вагон, предназначенный для перевозки скоропортящихся грузов и имеющий принудительную систему для поддержания требуемой температуры в течение заданного промежутка времени.

105    вагон-цистерна: Грузовой вагон с кузовом в виде резервуара цилиндрической формы, имеющего загрузочные люки, сливно-наливную, контрольную и запорную арматуру, предназначенный для перевозки жидких грузов, сжиженных газов, сыпучих пылевидных грузов.

106    платформа (железнодорожный подвижной состав): Грузовой вагон, кузов которого состоит из рамы, имеющей оборудование для перевозки длинномерных, штучных и сыпучих грузов, контейнеров и техники, не требующих защиты от атмосферных осадков.

107    платформа для комбинированных перевозок: Платформа, предназначенная для перевозки контейнеров, автопоездов, автоприцепов, полуприцепов и съемных автомобильных кузовов.

108    контрейлерная платформа: Платформа, предназначенная для перевозки автопоездов, автоприцепов. полуприцепов и съемных автомобильных кузовов.

109    вагон-хоппер открытого типа: Грузовой вагон скузовомбеэкрыши. имеющий в нижней части кузова бункера с люками и систему привода для выгрузки груза, предназначенный для перевозки сыпучих и гранулированных грузов.

110    вагон-хоппер закрытого типа: Грузовой вагон с кузовом с крышей, имеющий в нижней части кузова бункера с люками и систему привода для выгрузки груза, предназначенный для перевозки сыпучих и гранулированных грузов.

111    хоппер-дозатор: Г рузовой вагон с дозирующим механизмом, предназначенный для проведения ремонта, реконструкции и строительства железнодорожного пути.

112    вагон-дефектоскоп: Вагон, предназначенный для сплошного контроля головок рельсов участка пути и выявления в них наружных и скрытых дефектов при движении в составе поезда.

113    вагон-рельсосмазыватель: Вагон, предназначенный для смазывания боковой поверхности рельсов и гребней колесных пар с целью уменьшения шума и износа при движении поезда в кривых участках пути.

114    вагон-самосвал (Нрк. думпкар): Грузовой вагон с устройством для перевозки, механизированной погрузки и разгрузки сыпучих и кусковых грузов.

115    вагон бункерного типа: Г рузовой вагон с бункерами для выгрузки сыпучих и гранулированных грузов. имеющий систему аэропневмовыгрузки с использованием осушенного воздуха.

116    пассажирский вагон: Железнодорожный вагон, предназначенный для перевозки пассажиров и/или багажа, почтовых отправлений.

117    двухэтажный пассажирский вагон: Пассажирский вагон, в котором для увеличения пассажиро-вместимости устроены два салона для пассажиров — один над другим.

118    база вагона (железнодорожный подвижной состав): Расстояние между центрами пятников вагона.

119

грузоподъемность железнодорожного вагона: Наибольшая суммарная масса груза и/или пассажиров. допустимая к перевозке в данном тиле железнодорожного вагона, исходя из его конструктивных особенностей, предусмотренных конструкторской документацией на него.

(ГОСТ Р 55056—2012. статья 71)

120

тара железнодорожного вагона: Собственная масса железнодорожного вагона в порожнем состоянии. (ГОСТ Р 55056—2012, статья 72)

121    салон пассажирского вагона: Огороженная перегородками часть пассажирского вагона, предназначенная для размещения пассажиров, оборудованная системами обеспечения микроклимата ижизне-деятельности.

122    тамбур пассажирского вагона: Часть вагона, огороженная перегородками, отделяющая вход в вагон от салона, кабины машиниста, багажного отсека или служебных помещений.

Механическая часть нетягового подвижного состава

128 колесная пара с неподвижными колесами, установленными на оси: Сборочная единица, состоящая из оси. неподвижно закрепленных двух колес, дисковых тормозов при их наличии, буксовых узлов и других деталей, которые не могут быть демонтированы без расформирования колесной пары.

Ю

ГОСТ Р 55057—2012

124    колесная пара с подвижными колесами, установленными на оси: Сборочная единица, состоя* щаяизоси, подвижныхеосе&ом направлении двух колес, дисковых тормозов (при их наличии), замковых механизмов для фиксации колес на оси. буксовых узлов и других деталей, которые не могут быть демонтированы без расформирования колесной пары.

125    рама вагона: Составная несущая металлоконструкция кузова вагона, на которой размещаются автосцепное устройство, часть тормозного оборудования, пятники, которыми вагон опирается на подпятники тележек.

126    кузов вагона (железнодорожный подвижной состав): Несущая металлоконструкция, предназначенная для размещения перевозимого груза, пассажиров, багажа, систем жизнеобеспечения и специального оборудования.

127    колесный блок (железнодорожный подвижной состав): Сборочная единица, состоящая из двух независимых колесных узлов, прикрепленных к раме колесного блока с возможностью движения по колее постоянной ширины или со сменой ширины колеи.

128    колесный узел (железнодорожный подвижной состав): Сборочная единица, состоящая из оси. неподвижно закрепленного колеса с тормозными дисками, наружного и внутреннего буксовых узлов и других деталей, закрепленных на колесном узле.

Электрическое оборудование и энергетические установки железнодорожного нетягового подвижного состава

129    энергетическая установка железнодорожного нетягового подвижного состава: Дизельный двигатель, генератор переменного или постоянного тока, электромашинный агрегат и аккумуляторная батарея, обеспечивающие автономно и от внешних источников электроэнергией нетяговый подвижной состав во время движения по железнодорожному пути и на стоянках.

130    пультуправления электрическим оборудованием железнодорожного нетягового подвижного состава: Комплекс электрических и механических устройств, обеспечивающих включение или выключение, контроль функционирования и защиту электрического оборудования нетягового подвижного состава.

Алфавитный указатель терминов на русском языке

автобус рельсовый    67

автодрезина    70

автомотриса    68

агрегат компрессорный    38

аппараты железнодорожного подвижного состава коммутационные    85

аппараты управления железнодорожного подвижного состава    86

база вагона    118

база тележки железнодорожного подвижного состава    5

безопасность железнодорожного подвижного состава    21

блок колесный    127

вагон бункерного типа    115

вагон грузовой    98

вагон-дефектоскоп    112

вагон для испытаний контактной сети самоходный    71

вагон железнодорожный    97

вагон изотермический    103

вагон крытый    100

вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава головной    75

вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава моторный    50

вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава немоторный    76

вагон пассажирский    116

вагон пассажирский двухэтажный    117

вагон путеизмерительный    72

11

ГОСТ Р 55057—2012

вагои-рельсосмазыватель    113

вагон рефрижераторный    104

вагон-самосвал    114

вагон сочлененного типа    09

вагон-транспортер    102

вагон-хоппер закрытого типа    110

вагон-хоппер открытого типа    109

вагон-цистерна    10S

габарит железнодорожного подвижного состава    27

газотепловоз    59

газотурбоеоз    58

грузоподъемность железнодорожного вагона    119

двигатель железнодорожного подвижного состава электрический тяговый    84

дизель    92

дизель-агрегат железнодорожного тягового подвижного состава генераторный    94

дизель-генератор железнодорожного тягового подвижного состава    93

дизель-поезд    66

дизель-электровоз    61

дизель-электропоезд    65

дрезина    69

думпкар    114

единица железнодорожного подвижного состава    2

единица железнодорожного подвижного состава съемная    14

кабина машиниста железнодорожного подвижного состава    77

клапан электролневматический    26

кран экстренного торможения    45

крэш-система аварийная    22

кузов вагона    126

локомотив    49

локомотив гибридный    60

локомотив-рельсосмазыватель    74

машина рельсосварочная    73

машины железнодорожного тягового подвижного состава электрические вспомогательные    89

мотовоз    62

оборудование железнодорожного тягового подвижного состава электрическое    83

пара железнодорожного подвижного состава колесная    6

пара с неподвижными колесами, установленными на оси. колесная    123

пара с подвижными колесами, установленными на оси. колесная    124

паровоз    55

передача железнодорожного тягового подвижного состава тяговая    82

переходник сцепки железнодорожного подвижного состава    10

платформа    106

платформа для комбинированных перевозок    107

платформа контрейлерная    108

полувагон    101

приборы управления тормозами железнодорожного подвижного состава    30

привод железнодорожного тягового подвижного состава тяговый гидравлический    81

привод железнодорожного тягового подвижного состава тяговый электрический    80

пульт управления машиниста железнодорожного подвижного состава    78

12

ГОСТ Р 55057—2012

пульт управления электрическим оборудованием железнодорожного нетягового подвижного состава 130 путвизывритапь    72

путь поезда тормозной    47

рама вагона    126

регуляторы напряжения железнодорожного нетягового подвижного состава    131

режим движения расчетный    20

салон пассажирского вагона    121

секция локомотива    S2

секция моторвагонного железнодорожного подвижного состава    S3

система поезда тормозная    28

система противогазная    46

система управления железнодорожного подвижного состава    95

скорость движения железнодорожного подвижного состава допускаемая    18

скорость железнодорожного подвижного состава конструкционная    17

состав подвижной железнодорожный    1

состав подвижной железнодорожный высокоскоростной    15

состав подвижной железнодорожный моторвагонный    51

состав подвижной железнодорожный нетяговый    96

состав подвижной железнодорожный скоростной    16

состав подвижной железнодорожный специальный    11

состав подвижной железнодорожный специальный несамоходный    13

состав подвижной железнодорожный специальный самоходный    12

состав подвижной железнодорожный тяговый    48

стабилизаторы напряжения железнодорожного нетягового подвижного состава    131

стоп-кран    45

тамбур пассажирского вагона    122

тара железнодорожного вагона    120

тележка железнодорожного подвижного состава    4

тепловоз    54

токоприемник    88

токоприемник железнодорожного электроподвижного состава    88

торможение железнодорожного подвижного состава    31

торможение железнодорожного подвижного состава рекуперативное    35

торможение железнодорожного подвижного состава реостатное    36

торможение железнодорожного подвижного состава служебное    32

торможение железнодорожного подвижного состава экстренное    33

торможение железнодорожного подвижного состава электрическое    34

тормоз железнодорожного подвижного состава    29

тормоз железнодорожного подвижного состава магниторельсовый    41

тормоз железнодорожного подвижного состава пневматический    43

тормоз железнодорожного подвижного состава пневматический автоматический    39

тормоз железнодорожного подвижного состава стояночный    42

тормоз железнодорожного подвижного состава фрикционный    37

тормоз железнодорожного подвижного состава электродинамический    40

тормоз железнодорожного подвижного состава электропневматический    44

трансформатор железнодорожного подвижного состава тяговый    90

узел колесный    128

ускорение непогашенное    19

условия безопасности движения поезда    23

13

ГОСТ Р 55057—2012

установка железнодорожного нетягового подвижного состава энергетическая    129

установка железнодорожного тягового подвижного состава энергетическая    91

устройство железнодорожного подвижного состава автосцепное    9

устройство железнодорожного подвижного состава сцепное    7

устройство железнодорожного подвижного состава ударно-тяговое    8

устройство защиты оборудования    87

устройство защиты электрических цепей    87

устройство контроля бдительности машиниста    24

устройство контроля схода подвижного состава с рельсов    25

хоппер-дозатор    111

часть железнодорожного подвижного состава составная    3

часть железнодорожного тягового подвижного состава механическая    79

электровоз    56

электровоз многосистемный    57

электромотриса    84

электропоезд    63

14

ГОСТ Р 55057—2012

УДК 656.254.1    ОКС 45.060    Д00

01.040.45

Ключевые слова: железнодорожный подвижной состав, термины и определения

15

Редактор Р.Г. Гоеардоесхая Технический редактор В.Н. Лрусвхоев Корректор ММ. /Гаршина Компьютерная верстка Л.А. Круговой

Слано е набор 10.07-2013. Подписана в печать 17.09.2013. Формат в0 * 84^£ Гарнитура Ариел Уел. поч. л. 2,32. Уч.-изд. п. 1.75. Тиран 64 эо. Эак 1019.

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ». >23395 Москва. Гранатный пер.. 4     inlo@90sbn!o ги

Набрано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на ПЭВМ.

Отпечатано в филиале ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» — тип. «Московский печатник», 105062 Москва. Лялин пер., в.