allgosts.ru01. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ТЕРМИНОЛОГИЯ. СТАНДАРТИЗАЦИЯ. ДОКУМЕНТАЦИЯ01.040. Словари

ГОСТ 27459-87 Системы обработки информации. Машинная графика. Термины и определения

Обозначение:
ГОСТ 27459-87
Наименование:
Системы обработки информации. Машинная графика. Термины и определения
Статус:
Действует
Дата введения:
06/30/1988
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
01.040.35, 35.140

Текст ГОСТ 27459-87 Системы обработки информации. Машинная графика. Термины и определения



Группа ЭОО

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ МАШИННАЯ ГРАФИКА

Термины и определения

ГОСТ

27459-87

Information processing systems. Computer graphics. Terms and definitions

MKC 01.040.35 35.140 ОКСТУ 4001

Дата введения 01.07.88

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области машинной графики.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации и литературе всех видов, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.

Стандарт должен применяться совместно с ГОСТ 15971 и ГОСТ 19781.

1.    Стандартизованные термины с определениями приведены в табл. 1.

2.    Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Применение терминов — синонимов стандартизованного термина не допускается.

2.1.    Для отдельных стандартизованных терминов в табл. 1 приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.

2.2.    Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

2.3.    В табл. 1 в качестве справочных приведены эквивалентны стандартизованных терминов на английском языке.

3.    Алфавитные указатели содержащихся в стандарте терминов на русском и английском языках приведены в табл. 2 и 3.

4.    Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы — светлым.

Термин

Определение

Таблица 1

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1.    Машинная графика

Computer graphics

2.    Линейная графика

Line graphics

3.    Растровая графика

Raster graphics

Совокупность методов и приемов для преобразования при помощи ЭВМ данных в графическое представление или графического представления в данные

Область машинной графики, в которой изображения генерируются при помощи команд визуализации и координатных данных

Область машинной графики, в которой изображения генерируются из массива пикселей, упорядоченных по строкам и столбцам

Издание официальное

Перепечатка воспрещена

Продолжение табл. 1

Термин

Определение

4. Команда визуализации

Display command

Команда, которая изменяет состояние или управляет действием графического устройства.

Примечание. Под графическим устройством понимают устройство, обеспечивающее ввод в ЭВМ и (или) вывод из ЭВМ графических данных

5.    Абсолютная команда визуализации

Absolute command

6.    Относительная команда визуализации

Relative command

7.    Адресуемость

Addressability

8.    Адресуемая позиция

Addressable point

Команда визуализации, в которой используются абсолютные координаты

Команда визуализации, в которой используются относительные координаты

Число адресуемых позиций по каждой оси координат физического пространства

Любая точка физического пространства, которая может быть задана координатами

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИИ

9.    Закодированное изображение

Coded image

10.    Абсолютная координата

Absolute coordinate

11.    Относительная координата Relative coordinate

12.    Инкрементальная координата

Incremental coordinate

13.    Координата пользователя

User coordinate

14.    Мировая координата

World coordinate

Представление изображения в форме, удобной для хранения и обработки при помощи ЭВМ

Одна из координат, определяющих позицию адресуемой точки по отношению к началу заданной системы координат

Одна из координат, определяющих позицию адресуемой точки по отношению к другой адресуемой точке

Относительная координата в случае, если предыдущая адресуемая позиция является точкой отсчета

Координата, заданная пользователем и выраженная в системе координат, не зависящая от устройств

Не зависимая от устройства декартова координата, используемая в прикладной программе для задания графических входных и выходных данных

15.    Координата устройства

Device coordinate

16.    Нормированная координата

Normalized device coordinate

Координата, заданная в системе координат, зависящей от устройства

Координата, заданная в промежуточной, не зависимой от устройства системе координат и нормированная относительно некоторого диапазона, обычно от 0 до 1.

Примечание. Изображение, выраженное в нормированных координатах, располагается в одних и тех же относительных позициях при визуализации на любое устройство

17. Примитив вывода

Output primitive

Базовый графический элемент, который может использоваться для построения изображения.

Примечание. Примитивами вывода могут быть, например, точка, отрезок линии, последовательность символов

18. Невидимая линия

Hidden line

Отрезок линии на проекции трехмерного объекта, отсутствующий на изображении, так как он закрыт поверхностью этого же или другого объекта

19.    Каркасное представление

Wire frame representation

20.    Сегмент

Segment

Режим визуализации, в котором показываются ребра трехмерного объекта независимо от того, видимы они или нет

Совокупность примитивов вывода, которой можно манипулировать как единым целым.

Примечание. Сегмент может состоять из нескольких отдельных точек, отрезков линий или других примитивов вывода

21. Маркер

Marker

Символ заданного вида, который используют для обозначения конкретной позиции на поверхности визуализации

Продолжение табл. 1

Термин

Определение

22. Примитив ввода

Совокупность данных, полученных от устройств ввода.

Input primitive

Примечание. В качестве устройств ввода могут быть:

клавиатура, устройство ввода альтернативы, устройство ввода позиции,

устройство указания, устройство ввода чисел или устройство ввода массива

позиций

23. Виртуальное пространство

Пространство, в котором координаты примитивов вывода не зависят от

Virtual space

устройств

24.    Визуализация

Display

25.    Изображение

Display image

26.    Мягкая копия

Soft сору

27.    Физическое пространство

Device space

28.    Пространство визуализации

Display space

29.    Пиксель

Pixel

30.    Абсолютный вектор

Absolute vector

31.    Относительный вектор Incremental vector

32.    Величина инкремента

Increment size

33.    Растровая единица

Raster unit

34.    Шаг графопостроителя

Plotter step size

35.    Гашение изображения

Blanking

36.    Мерцание изображения

Blinking

37.    Мигание изображения

Flicker

38. Заворачивание изображения

Wraparound

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИИ

Визуальное представление данных

Совокупность примитивов вывода и (или) сегментов, которая может быть одновременно выведена на поверхность визуализации

Несохраняемое изображение графических данных

Пространство, определяемое полным набором адресуемых позиций графического устройства

Часть физического пространства, соответствующая области, доступной для вывода изображений

Наименьший элемент поверхности визуализации, которому может быть независимым образом заданы цвет, интенсивность и другие характеристики изображения

Вектор, начальная и конечные точки которого заданы в абсолютных координатах

Вектор, конечная точка которого задана как смещение относительно его начальной точки

Расстояние между соседними адресуемыми позициями на поверхности визуализации

Единица, определяемая расстоянием между центрами соседних пикселей

Величина инкремента на графопостроителе

Подавление визуализации одного или более примитивов вывода или сегментов

Преднамеренное периодическое изменение интенсивности одного или более примитивов вывода или сегментов

Нежелательные пульсации изображения на экране электронно-лучевой трубки.

П римечание. Мигание возникает, когда частота регенерации слишком низка по отношению к характеристикам люминофорного покрытия экрана

Эффект, при котором часть изображения, выходящая за одну из границ пространства визуализации, появляется у противоположной границы этого пространства

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА

39. Поверхность визуализации

Display surface

40. Графический терминал

Display console

Физическая среда графического устройства, на которой воспроизводятся изображения.

Примечание. Поверхностью визуализации могут быть экран электронно-лучевой трубки, бумага в графопостроителе

Терминал, который включает, по крайней мере, одну поверхность визуализации и может включать одно или несколько устройств ввода

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

Термин

Определение

Растровый дисплей

Raster display device

Дисплей, в котором изображение генерируется с использованием методов растровой графики

Векторный дисплей

Directed beam display device

Запоминающая электроннолучевая трубка

Storage tube

Дисплей, в котором примитивы вывода могут быть сгенерированы в любом порядке, задаваемом программой

По ГОСТ 13820

Плазменная панель

Plasma panel

Часть дисплея, которая состоит из сетки электродов в плоской панели, наполненной газом.

Барабанный графопостроитель

Drum plotter

Планшетный графопостроитель

Flatbed plotter

Растровый графопостроитель

Raster plotter

Электростатический графопостроитель

Electrostatic plotter

Пишущий узел графопостроителя

Plotting head

Генератор символов

Character generator

Штриховой генератор символов

Stroke character generator

Точечный генератор символов

Dot matrix character generator

Генератор кривых

Curve generator

Генератор векторов

Vector generator

Устройство ввода позиций УВП

Locator

время без регенерации

Графопостроитель, который выводит изображение на поверхность визуализации, смонтированную на вращающемся барабане

Графопостроитель, который выводит изображение на плоский носитель данных

Графопостроитель, который генерирует изображение на поверхности визуализации с использованием построчного ввода

Растровый графопостроитель, в котором красящее вещество электростатически фиксируется на бумаге при помощи последовательного ряда электродов

Часть графопостроителя, которую используют для нанесения следа на поверхность визуализации

Функциональное устройство, которое для изображения символов преобразует их кодированное представление в графическое

Генератор символов, который генерирует изображения символов, составленные из отрезков линий

Генератор символов, который генерирует изображения символов, составленные из точек

Функциональное устройство, которое преобразует кодированное представление кривой в графическое

Функциональное устройство, которое генерирует направленные отрезки прямых линий

Устройство ввода, предоставляющее координаты позиции

Шаровой указатель

Control ball

Рычажный указатель

Joy-stick

Устройство типа «колесо»

«Колесо»

Tumb wheel

Шар, вращающийся вокруг своего центра, используемый в качестве устройства ввода позиции

Рычаг, который имеет не менее двух степеней свободы, используемый в качестве устройства ввода позиции

Колесо, вращающееся вокруг своей оси, представляющее значение скалярной величины.

П римечание. Пара колес может быть использована в качестве устройства ввода позиции

Устройство типа «мышь»

«Мышь»

«Mouse»

Устройство ввода позиций, которое приводится в действие перемещением по поверхности.

Примечание. Для управления устройством типа «мышь» используют шар или пару колес

I I.iaiiuicr

Tablet

Устройство указания

Pick device

Устройство ввода позиций, представляющее собой специальную поверхность с механизмом, который позволяет указывать координаты его местоположения

Устройство ввода, которое используют для указания конкретного примитива вывода или сегмента

Продолжение табл. 1

Термин

Определение

62. Световое перо

Чувствительное к свету устройство указания, которое используют путем

Light-pen

наведения его на поверхность визуализации

63. Световая кнопка

Примитивы вывода, используемые для эмулирования функциональной

Light button

клавиши при помощи устройства указания

64. Устройство ввода чисел

Устройство ввода, предоставляющее значение скалярной величины.

Valuator

Примечание. К таким устройствам относится устройство типа

«колесо», потенциометр

65. Устройство ввода альтернативы

Устройство ввода, предоставляющее одно значение из набора альтер-

Choice device

натив.

Примечание. Таким устройством может быть функциональная

клавиатура

66. Устройство ввода последова-

Устройство ввода, предоставляющее упорядоченную последователь-

тельности позиций

ность координат, которая соответствует траектории движения устройства

Stroke device

ввода.

Примечание. С устройства ввода позиции данные снимаются с

постоянной скоростью

ПРОЦЕССЫ И МЕТОДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

67.    Повторная генерация изображения

Image regeneration

68.    Регенерация

Refresh

69.    Частота регенерации

Refresh rate

70.    Эхо

Echo

71.    Курсор

Cursor

72.    Трассировка

Tracking

73.    Символ трассировки

Tracking symbol

74.    Указание световым пером

Light-pen detection

75.    Символ прицеливания

Aiming symbol

76.    Обнаруживаемый элемент

Detectable element

Последовательность действий, необходимых для того, чтобы вновь сгенерировать изображение из его представления в памяти

Процесс повторяющегося воспроизведения изображения на поверхности визуализации, в результате которого изображение остается видимым

Количество воспроизведений изображения, выполняемых за 1 с

Немедленное извещение оператору графического терминала о текущих значениях, которые могут быть представлены устройством ввода

Перемещаемая видимая отметка, используемая для указания позиции на поверхности визуализации, над которой будет осуществляться следующая операция

Перемещение символа трассировки

Символ на поверхности визуализации, который указывает позицию, соответствующую координатным данным, предоставленным устройством ввода позиции

Обнаружение световым пером света, порожденного примитивом вывода, на поверхности визуализации

Окружность или другая высвечиваемая, на поверхности визуализации фигура, используемая для обозначения области, в которой в данный момент может быть обнаружено присутствие светового пера

Примитив вывода, который может быть обнаружен устройством указания

77. Метод резиновой ми ги

Rubber-banding

Перемещение общих концов набора отрезков прямых линий, при котором другие концы отрезков остаются зафиксированными

78.    Рисование

Inking

79.    Метод буксировки

Dragging

Создание линий путем перемещения устройства ввода позиций по поверхности визуализации, при котором оно оставляет за собой след, аналогично карандашу при вычерчивании линии на бумаге

Перемещение одного или нескольких сегментов по поверхности отображения смещением их вдоль траектории, определяемой устройством ввода позиций

Термин

Определение

80.    Выделение

Highlighting

81.    Перенос

Translating

Действие, направленное на выделение изображения примитива вывода или сегмента путем модификации его визуальных атрибутов

Смещение примитивов вывода на один и тот же вектор

82. Масштабирование

Scaling

Увеличение или уменьшение всего изображения или его части.

83. Поворот

Rotation

Примечание. Масштабирование можно проводить необязательно с одним и тем же коэффициентом по всем направлениям

Вращение примитивов вывода вокруг заданной оси

84.    Зеркальное отражение

Mirroring

85.    Окно

Window

Поворот примитивов вывода на 180° вокруг некоторой оси в плоскости поверхности визуализации

Заданная часть виртуального пространства

86. Поле вывода

Viewport

Заданная часть пространства визуализации

87.    Видовое преобразование

Viewing transformation

88.    Отсечение

Clipping

89.    Экранирование

Schielding

90.    Прокручивание

Scrolling

91.    Вертикальное прокручивание

Rolling

Преобразование, которое привязывает границы и внутреннее содержание окна к границам и внутреннему содержимому поля вывода

Удаление примитивов вывода или их частей, лежащих вне заданной области

Подавление примитивов вывода или их частей, попадающих внутрь заданной области

Перемещение окна в вертикальном или горизонтальном направлениях таким образом, что новые данные появляются внутри поля вывода, а старые исчезают

Прокручивание, ограниченное направлениями вверх и вниз

92. Трансфокация

Zooming

Постепенное изменение масштаба изображения с целью создания зрительного ощущения движения всей визуализируемой группы или ее части к наблюдателю или от наблюдателя.

Примечание. Коэффициенты масштабирования должны быть одинаковыми по всем направлениям

93.    Кувыркание

Tumbling

94.    Панорамирование

Panning

Динамическое изображение примитивов вывода, вращающихся вокруг некоторой оси, ориентация которой непрерывно изменяется в пространстве

Постепенный перенос изображения с целью создания зрительного ощущения движения в горизонтальном направлении.

Примечание. Панорамирование может быть ограничено полем вывода

95.    Фоновое изображение

Background image

96.    Накладываемое изображение

Foreground image

Часть изображения, подобная типовой форме, которая остается неизменной при определенных последовательностях операций

Часть изображения, которая может изменяться при любых операциях

97. Типовая форма

Form overlay

Бланк, применяемый в качестве основного изображения.

98. Визуализация типовой формы

Form flash

Примечание. К бланкам относят ведомость, сетку или карту Визуальное представление типовой формы

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Таблица 2

Термин

Номер термина

Адресуемость

7

Вектор абсолютный

30

Вектор относительный

31

Величина инкремента

32

Визуализация

24

Визуализация типовой формы

98

Выделение

80

Гашение изображения

35

Генератор векторов

54

Генератор кривых

53

Генератор символов

50

Генератор символов точечный

52

Генератор символов штриховой

51

Генерация изображения повторная

67

Графика линейная

2

Графика машинная

1

Графика растровая

3

Графопостроитель барабанный

45

Графопостроитель планшетный

46

Графопостроитель растровый

47

Графопостроитель электростатический

48

Дисплей векторный

42

Дисплей растровый

41

Единица растровая

33

Заворачивание изображения

38

Изображение

25

Изображение закодированное

9

Изображение накладываемое

96

Изображение фоновое

95

Кнопка световая

63

«Колесо»

58

Команда визуализации

4

Команда визуализации абсолютная

5

Команда визуализации относительная

6

Координата абсолютная

10

Координата инкрементальная

12

Координата мировая

14

Координата нормированная

16

Координата относительная

11

Координата пользователя

13

Координата устройства

15

Копия мягкая

26

Кувыркание

93

Курсор

71

Линия невидимая

18

Маркер

21

Масштабирование

82

Мерцание изображения

36

Метод буксировки

79

Метод резиновой миги

77

Мигание изображения

37

«Мышь»

59

Окно

85

Отражение зеркальное

84

Отсечение

88

Панель плазменная

44

Панорамирование

94

Перенос

81

Перо световое

62

Термин

Номер термина

Пиксель

29

1 l.iaiiniei

60

Поверхность визуализации

39

Поворот

83

Позиция адресуемая

8

Поле вывода

86

Представление каркасное

19

Преобразование видовое

87

Примитив ввода

22

Примитив вывода

17

Прокручивание

90

Прокручивание вертикальное

91

Пространство визуализации

28

Пространство виртуальное

23

Пространство физическое

27

Регенерация

68

Рисование

78

Сегмент

20

Символ прицеливания

75

Символ трассировки

73

Терминал графический

40

Трансфокация

92

Трассировка

72

Трубка запоминающая электронно-лучевая

43

УВП

55

Узел графопостроителя пишущий

49

Указание световым пером

74

Указатель рычажный

57

Указатель шаровой

56

Устройство ввода альтернативы

65

Устройство ввода позиций

55

Устройство ввода последовательности позиций

66

Устройство ввода чисел

64

Устройство типа «колесо»

58

Устройство типа «мышь»

59

Устройство указания

61

Форма типовая

97

Частота регенерации

69

Шаг графопостроителя

34

Экранирование

89

Элемент обнаруживаемый

76

Эхо

70

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Таблица 3

Термин

Номер термина

Absolute command

5

Absolute coordinate

10

Absolute vector

30

Addressability

7

Addressable point

8

Aiming symbol

75

Background image

95

Blanking

35

Blinking

36

Character generator

50

Choice device

65

Clipping

88

Coded image

9

Продолжение табл. 3

Термин

Номер термина

Computer graphics

1

Control ball

56

Cursor

71

Curve generator

53

Detectable element

76

Device coordinate

15

Device space

27

Directed beam display device

42

Display

24

Display command

4

Display console

40

Display image

25

Display space

28

Display surface

39

Dot matrix character generator

52

Dragging

79

Drum plotter

45

Echo

70

Electrostatic plotter

48

Flatbed plotter

46

Flicker

37

Foreground image

96

Form flash

98

Form overlay

97

Hidden line

18

Highlighting

80

Image regeneration

32

Incremental coordinate

12

Incremental vector

67

Increment size

31

Inking

78

Input primitive

22

Joy-stick

57

Fight button

63

Fight-pen

62

Fight-pen detection

74

Fine graphics

2

Focator

55

Marker

21

Mirroring

84

«Mouse»

59

Normalized device coordinate

16

Output primitive

17

Panning

94

Pick device

61

Pixel

29

Plasma panel

44

Plotter step size

34

Plotting head

49

Raster display device

41

Raster graphics

3

Raster plotter

47

Raster unit

33

Refresh

68

Refresh rate

69

Relative command

6

Relative coordinate

11

Rolling

91

Rotation

83

Rubber-banding

77

Scaling

82

Schielding

89

Термин

Номер термина

Scrolling

90

Segment

20

Soft copy

26

Storage tube

43

Stroke character generator

51

Stroke device

66

Tablet

60

Tracking

72

Tracking symbol

73

Translating

81

Tumbling

93

Tumb wheel

58

User coordinate

13

Valuator

64

Vector generator

54

Viewing transformation

87

Viewport

86

Virtual space

23

Window

85

Wire frame representation

19

World coordinate

14

Wraparound

38

Zooming

92

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1.    Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.10.87 № 4052 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 5712—86 «Системы обработки информации. Машинная графика. Термины и определения» введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта СССР с 01.07.88

2.    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

3.    ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 13820-77

1, 2.1, 2.3

ГОСТ 15971-90

Вводная часть

ГОСТ 19781-90

То же

4. ПЕРЕИЗДАНИЕ