МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ МАШИННАЯ ГРАФИКА Термины и определения Information processing systems. Computer graphics. | ГОСТ |
Дата введения 01.07.88
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области машинной графики.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.
Настоящий стандарт должен применяться совместно с ГОСТ 15971 и ГОСТ 19781.
1. Стандартизованные термины с определениями приведены в табл. 1.
2. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина не допускается.
2.1. Для отдельных стандартизованных терминов в табл. 1 приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.
2.2. Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.
2.3. В табл. 1 в качестве справочных приведены иноязычные эквиваленты стандартизованных терминов на английском языке.
3. Алфавитные указатели содержащихся в стандарте терминов на русском языке и их иноязычных эквивалентов приведены в табл. 2 - 3.
4. Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма - светлым.
Таблица 1
Термин | Определение |
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ | |
1. Машинная графика Computer graphics | Совокупность методов и приемов для преобразования при помощи ЭВМ данных в графическое представление или графического представления в данные |
2. Линейная графика Line graphics | Область машинной графики, в которой изображения генерируются при помощи команд визуализации и координатных данных |
3. Растровая графика Raster graphics | Область машинной графики, в которой изображения генерируются из массива пикселей, упорядоченных по строкам и столбцам |
4. Команда визуализации Display command | Команда, которая изменяет состояние или управляет действием графического устройства. Примечание. Под графическим устройством понимается устройство, обеспечивающее ввод в ЭВМ и (или) вывод из ЭВМ графических данных |
5. Абсолютная команда визуализации Absolute command | Команда визуализации, в которой используются абсолютные координаты |
6. Относительная команда визуализации Relative command | Команда визуализации, в которой используются относительные координаты |
7. Адресуемость Addressability | Число адресуемых позиций по каждой оси координат физического пространства |
8. Адресуемая позиция Addressable point | Любая точка физического пространства, которая может быть задана координатами |
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ | |
9. Закодированное изображение Coded image | Представление изображения в форме, удобной для хранения и обработки при помощи ЭВМ |
10. Абсолютная координата Absolute coordinate | Одна из координат, определяющих позицию адресуемой точки по отношению к началу заданной системы координат |
11. Относительная координата Relative coordinate | Одна из координат, определяющих позицию адресуемой точки по отношению к другой адресуемой точке |
12. Инкрементальная координата Incremental coordinate | Относительная координата в случае, если предыдущая адресуемая позиция является точкой отсчета |
13. Координата пользователя User coordinate | Координата, заданная пользователем и выраженная в системе координат, не зависящая от устройств |
14. Мировая координата World coordinate | Независимая от устройства декартова координата, используемая в прикладной программе для задания графических входных и выходных данных |
15. Координата устройства Device coordinate | Координата, заданная в системе координат, зависящей от устройства |
16. Нормированная координата Normalized device coordinate | Координата, заданная в промежуточной, не зависимой от устройства системе координат и нормированная относительно некоторого диапазона, обычно от 0 до 1. Примечание. Изображение, выраженное в нормированных координатах, располагается в одних и тех же относительных позициях при визуализации на любое устройство |
17. Примитив вывода Output primitive | Базовый графический элемент, который может использоваться для построения изображения. Примечание. Примитивами вывода могут быть, например, точка, отрезок линии, последовательность символов |
18. Невидимая линия Hidden line | Отрезок линии на проекции трехмерного объекта, отсутствующий на изображении, так как он закрыт поверхностью этого же или другого объекта |
19. Каркасное представление Wire frame representation | Режим визуализации, в котором показываются ребра трехмерного объекта независимо от того, видимы они или нет |
20. Сегмент Segment | Совокупность примитивов вывода, которой можно манипулировать как единым целым. Примечание. Сегмент может состоять из нескольких отдельных точек, отрезков линий или других примитивов вывода |
21. Маркер Marker | Символ заданного вида, который используют для обозначения конкретной позиции на поверхности визуализации |
22. Примитив ввода Input primitive | Совокупность данных, полученных от устройств ввода. Примечание. В качестве устройств ввода могут быть: клавиатура, устройство ввода альтернативы, устройство ввода позиции, устройство указания, устройство ввода чисел или устройство ввода массива позиций |
23. Виртуальное пространство Virtual space | Пространство, в котором координаты примитивов вывода не зависят от устройств |
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ | |
24. Визуализация Display | Визуальное представление данных |
25. Изображение Display image | Совокупность примитивов вывода и (или) сегментов, которая может быть одновременно выведена на поверхность визуализации |
26. Мягкая копия Soft copy | Несохраняемое изображение графических данных |
27. Физическое пространство Device space | Пространство, определяемое полным набором адресуемых позиций графического устройства |
28. Пространство визуализации Display space | Часть физического пространства, соответствующая области, доступной для вывода изображений |
29. Пиксель Pixel | Наименьший элемент поверхности визуализации, которому может быть независимым образом заданы цвет, интенсивность и другие характеристики изображения |
30. Абсолютный вектор Absolute vector | Вектор, начальная и конечные точки которого заданы в абсолютных координатах |
31. Относительный вектор Incremental vector | Вектор, конечная точка которого задана как смещение относительно его начальной точки |
32. Величина инкремента Increment size | Расстояние между соседними адресуемыми позициями на поверхности визуализации |
33. Растровая единица Raster unit | Единица, определяемая расстоянием между центрами соседних пикселей |
34. Шаг графопостроителя Plotter step size | Величина инкремента на графопостроителе |
35. Гашение изображения Blanking | Подавление визуализации одного или более примитивов вывода или сегментов |
36. Мерцание изображения Blinking | Преднамеренное периодическое изменение интенсивности одного или более примитивов вывода или сегментов |
37. Мигание изображения Flicker | Нежелательные пульсации изображения на экране электронно-лучевой трубки. Примечание. Мигание возникает, когда частота регенерации слишком низка по отношению к характеристикам люминофорного покрытия экрана |
38. Заворачивание изображения Wraparound | Эффект, при котором часть изображения, выходящая за одну из границ пространства визуализации, появляется у противоположной границы этого пространства |
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА | |
39. Поверхность визуализации Display surface | Физическая среда графического устройства, на которой воспроизводятся изображения Примечание. Поверхностью визуализации могут быть экран электронно-лучевой трубки, бумага в графопостроителе |
40. Графический терминал Display console | Терминал, который включает, по крайней мере, одну поверхность визуализации и может включать одно или несколько устройств ввода |
41. Растровый дисплей Raster display device | Дисплей, в котором изображение генерируется с использованием методов растровой графики |
42. Векторный дисплей Directed beam display device | Дисплей, в котором примитивы вывода могут быть сгенерированы в любом порядке, задаваемом программой |
43. Запоминающая электроннолучевая трубка Storage tube | По ГОСТ 13820 |
44. Плазменная панель Plasma panel | Часть дисплея, которая состоит из сетки электродов в плоской панели, наполненной газом. Примечание. Изображение может существовать длительное время без регенерации |
45. Барабанный графопостроитель Drum plotter | Графопостроитель, который выводит изображение на поверхность визуализации, смонтированную на вращающемся барабане |
46. Планшетный графопостроитель Flatbed plotter | Графопостроитель, который выводит изображение на плоский носитель данных |
47. Растровый графопостроитель Raster plotter | Графопостроитель, который генерирует изображение на поверхности визуализации с использованием построчного ввода |
48. Электростатический графопостроитель Electrostatic plotter | Растровый графопостроитель, в котором красящее вещество электростатически фиксируется на бумаге при помощи последовательного ряда электродов |
49. Пишущий узел графопостроителя Plotting head | Часть графопостроителя, которую используют для нанесения следа на поверхность визуализации |
50. Генератор символов Character generator | Функциональное устройство, которое для изображения символов преобразует их кодированное представление в графическое |
51. Штриховой генератор символов Stroke character generator | Генератор символов, который генерирует изображения символов, составленные из отрезков линий |
52. Точечный генератор символов Dot matrix character generator | Генератор символов, который генерирует изображения символов, составленные из точек |
53. Генератор кривых Curve generator | Функциональное устройство, которое преобразует кодированное представление кривой в графическое |
54. Генератор векторов Vector generator | Функциональное устройство, которое генерирует направленные отрезки прямых линий |
55. Устройство ввода позиций УВП Locator | Устройство ввода, предоставляющее координаты позиции |
56. Шаровой указатель Control ball | Шар, вращающийся вокруг своего центра, используемый в качестве устройства ввода позиции |
57. Рычажный указатель Joy-stick | Рычаг, который имеет не менее двух степеней свободы, используемый в качестве устройства ввода позиции |
58. Устройство типа «колесо» «Колесо» Tumb wheel | Колесо, вращающееся вокруг своей оси, представляющее значение скалярной величины. Примечание. Пара колес может быть использована в качестве устройства ввода позиции |
59. Устройство типа «мышь» «Мышь» «Mouse» | Устройство ввода позиций, которое приводится в действие перемещением по поверхности. Примечание. Для управления устройством типа «мышь» используют шар или пару колес |
60. Планшет Tablet | Устройство ввода позиций, представляющее собой специальную поверхность с механизмом, который позволяет указывать координаты его местоположения |
61. Устройство указания Pick device | Устройство ввода, которое используют для указания конкретного примитива вывода или сегмента |
62. Световое перо Light-pen | Чувствительное к свету устройство указания, которое используют путем наведения его на поверхность визуализации |
63. Световая кнопка Light button | Примитивы вывода, используемые для эмулирования функциональной клавиши при помощи устройства указания |
64. Устройство ввода чисел Valuator | Устройство ввода, предоставляющее значение скалярной величины. Примечание. К таким устройствам относится устройство типа «колесо», потенциометр |
65. Устройство ввода альтернативы Choice device | Устройство ввода, предоставляющее одно значение из набора альтернатив. Примечание. Таким устройством может быть функциональная клавиатура |
66. Устройство ввода последовательности позиций Stroke device | Устройство ввода, предоставляющее упорядоченную последовательность координат, которая соответствует траектории движения устройства ввода. Примечание. С устройства ввода позиции данные снимаются с постоянной скоростью |
ПРОЦЕССЫ И МЕТОДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ | |
67. Повторная генерация изображения Image regeneration | Последовательность действий, необходимых для того, чтобы вновь сгенерировать изображение из его представления в памяти |
68. Регенерация Refresh | Процесс повторяющегося воспроизведения изображения на поверхности визуализации, в результате которого изображение остается видимым |
69. Частота регенерации Refresh rate | Количество воспроизведений изображения, выполняемых за 1 с |
70. Эхо Echo | Немедленное извещение оператору графического терминала о текущих значениях, которые могут быть представлены устройством ввода |
71. Курсор Cursor | Перемещаемая видимая отметка, используемая для указания позиции на поверхности визуализации, над которой будет осуществляться следующая операция |
72. Трассировка Tracking | Перемещение символа трассировки |
73. Символ трассировки Tracking symbol | Символ на поверхности визуализации, который указывает позицию, соответствующую координатным данным, предоставленным устройством ввода позиции |
74. Указание световым пером Light-pen detection | Обнаружение световым пером света, порожденного примитивом вывода, на поверхности визуализации |
75. Символ прицеливания Aiming symbol | Окружность или другая высвечиваемая, на поверхности визуализации фигура, используемая для обозначения области, в которой в данный момент может быть обнаружено присутствие светового пера |
76. Обнаруживаемый элемент Detectable element | Примитив вывода, который может быть обнаружен устройством указания |
77. Метод резиновой нити Rubber-banding | Перемещение общих концов набора отрезков прямых линий, при котором другие концы отрезков остаются зафиксированными |
78. Рисование Inking | Создание линий путем перемещения устройства ввода позиций по поверхности визуализации, при котором оно оставляет за собой след, аналогично карандашу при вычерчивании линии на бумаге |
79. Метод буксировки Dragging | Перемещение одного или нескольких сегментов по поверхности отображения смещением их вдоль траектории, определяемой устройством ввода позиций |
80. Выделение Highlighting | Действие, направленное на выделение изображения примитива вывода или сегмента путем модификации его визуальных атрибутов |
81. Перенос Translating | Смещение примитивов вывода на один и тот же вектор |
82. Масштабирование Scaling | Увеличение или уменьшение всего изображения или его части. Примечание. Масштабирование можно проводить необязательно с одним и тем же коэффициентом по всем направлениям |
83. Поворот Rotation | Вращение примитивов вывода вокруг заданной оси |
84. Зеркальное отражение Mirroring | Поворот примитивов вывода на 180 вокруг некоторой оси в плоскости поверхности визуализации |
85. Окно Window | Заданная часть виртуального пространства |
86. Поле вывода Viewport | Заданная часть пространства визуализации |
87. Видовое преобразование Viewing transformation | Преобразование, которое привязывает границы и внутреннее содержание окна к границам и внутреннему содержимому поля вывода |
88. Отсечение Clipping | Удаление примитивов вывода или их частей, лежащих вне заданной области |
89. Экранирование Schielding | Подавление примитивов вывода или их частей, падающих внутрь заданной области |
90. Прокручивание Scrolling | Перемещение окна в вертикальном или горизонтальном направлениях таким образом, что новые данные появляются внутри поля вывода, а старые исчезают |
91. Вертикальное прокручивание Rolling | Прокручивание, ограниченное направлениями вверх и вниз |
92. Трансфокация Zooming | Постепенное изменение масштаба изображения с целью создания зрительного ощущения движения всей визуализируемой группы или ее части к наблюдателю или от наблюдателя. Примечание. Коэффициенты масштабирования должны быть одинаковыми по всем направлениям |
93. Кувыркание Tumbling | Динамическое изображение примитивов вывода, вращающихся вокруг некоторой оси, ориентация которой непрерывно изменяется в пространстве |
94. Панорамирование Panning | Постепенный перенос изображения с целью создания зрительного ощущения движения в горизонтальном направлении. Примечание. Панорамирование может быть ограничено полем вывода |
95. Фоновое изображение Background image | Часть изображения, подобная типовой форме, которая остается неизменной при определенных последовательностях операций |
96. Накладываемое изображение Foreground image | Часть изображения, которая может изменяться при любых операциях |
97. Типовая форма Form overlay | Бланк, применяемый в качестве основного изображения. Примечание. К бланкам относят ведомость, сетку или карту |
98. Визуализация типовой формы Form flash | Визуальное представление типовой формы |
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Таблица 2
Термин | Номер термина |
Адресуемость | 7 |
Вектор абсолютный | 30 |
Вектор относительный | 31 |
Величина инкремента | 32 |
Визуализации | 24 |
Визуализация типовой формы | 98 |
Выделение | 80 |
Гашение изображения | 35 |
Генератор векторов | 54 |
Генератор кривых | 53 |
Генератор символов | 50 |
Генератор символов точечный | 52 |
Генератор символов штриховой | 51 |
Генерация изображения повторная | 67 |
Графика линейная | 2 |
Графика машинная | 1 |
Графика растровая | 3 |
Графопостроитель барабанный | 45 |
Графопостроитель планшетный | 46 |
Графопостроитель растровый | 47 |
Графопостроитель электростатический | 48 |
Дисплей векторный | 42 |
Дисплей растровый | 41 |
Единица растровая | 33 |
Заворачивание изображения | 38 |
Изображение | 25 |
Изображение закодированное | 9 |
Изображение накладываемое | 96 |
Изображение типовой формы | 98 |
Изображение фоновое | 95 |
Кнопка световая | 63 |
«Колесо» | 58 |
Команда визуализации | 4 |
Команда визуализации абсолютная | 5 |
Команда визуализации относительная | 6 |
Координата абсолютная | 10 |
Координата инкрементальная | 12 |
Координата мировая | 14 |
Координата нормированная | 16 |
Координата относительная | 11 |
Координата пользователя | 13 |
Координата устройства | 15 |
Копия мягкая | 26 |
Кувыркание | 93 |
Курсор | 71 |
Линия невидимая | 18 |
Маркер | 21 |
Масштабирование | 82 |
Мерцание изображения | 36 |
Метод буксировки | 79 |
Метод резиновой нити | 77 |
Мигание изображения | 37 |
«Мышь» | 59 |
Окно | 85 |
Отражение зеркальное | 84 |
Отсечение | 88 |
Панель плазменная | 44 |
Панорамирование | 94 |
Перенос | 81 |
Перо световое | 62 |
Пиксель | 29 |
Планшет | 60 |
Поворот | 83 |
Поверхность визуализации | 39 |
Позиция адресуемая | 8 |
Поле вывода | 86 |
Представление каркасное | 19 |
Преобразование видовое | 87 |
Примитив ввода | 22 |
Примитив вывода | 17 |
Прокручивание | 90 |
Прокручивание вертикальное | 91 |
Пространство виртуальное | 23 |
Пространство визуализации | 28 |
Пространство физическое | 27 |
Регенерация | 68 |
Рисование | 78 |
Сегмент | 20 |
Символ прицеливания | 75 |
Символ трассировки | 73 |
Терминал графический | 40 |
Трассировка | 72 |
Трансфокация | 92 |
Трубка запоминающая электронно-лучевая | 43 |
УВП | 55 |
Узел графопостроителя пишущий | 49 |
Указание световым пером | 74 |
Указатель рычажный | 57 |
Указатель шаровой | 56 |
Устройство ввода альтернативы | 65 |
Устройство ввода последовательности позиций | 66 |
Устройство ввода позиций | 55 |
Устройство ввода чисел | 64 |
Устройство типа «колесо» | 58 |
Устройство типа «мышь» | 59 |
Устройство указания | 61 |
Форма типовая | 97 |
Частота регенерации | 69 |
Шаг графопостроителя | 34 |
Экранирование | 89 |
Элемент обнаруживаемый | 76 |
Эхо | 70 |
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Таблица 3
Термин | Номер термина |
Absolute command | 5 |
Absolute coordinate | 10 |
Absolute vector | 30 |
Addressability | 7 |
Addressable point | 8 |
Aiming symbol | 75 |
Background image | 95 |
Blanking | 35 |
Blinking | 36 |
Character generator | 50 |
Choice device | 65 |
Clipping | 88 |
Coded image | 9 |
Computer graphics | 1 |
Control ball | 56 |
Cursor | 71 |
Curve generator | 53 |
Detectable element | 76 |
Device coordinate | 15 |
Device space | 27 |
Directed beam display device | 42 |
Display | 24 |
Display command | 4 |
Display console | 40 |
Display image | 25 |
Display space | 28 |
Display surface | 39 |
Dot matrix character generator | 52 |
Dragging | 79 |
Drum plotter | 45 |
Echo | 70 |
Electrostatic plotter | 48 |
Flatbed plotter | 46 |
Flicker | 37 |
Foreground image | 96 |
Form flash | 98 |
Form overlay | 97 |
Hidden line | 18 |
Highlighting | 80 |
Image regeneration | 67 |
Increment size | 32 |
Incremental coordinate | 12 |
Incremental vector | 31 |
Inking | 78 |
Input primitive | 22 |
Joy-stick | 57 |
Light button | 63 |
Light-pen | 62 |
Light-pen detection | 74 |
Line graphics | 2 |
Locator | 55 |
Marker | 21 |
Mirroring | 84 |
«Mouse» | 59 |
Normalized device coordinate | 16 |
Output primitive | 17 |
Panning | 94 |
Pick device | 61 |
Pixel | 29 |
Plasma panel | 44 |
Plotter step size | 34 |
Plotting head | 49 |
Raster display device | 41 |
Raster graphics | 3 |
Raster plotter | 47 |
Raster unit | 33 |
Relative command | 6 |
Relative coordinate | 11 |
Refresh | 68 |
Refresh rate | 69 |
Rolling | 91 |
Rotation | 83 |
Rubber-banding | 77 |
Scaling | 82 |
Schielding | 89 |
Scrolling | 90 |
Segment | 20 |
Soft copy | 26 |
Storage tube | 43 |
Stroke character generator | 51 |
Stroke device | 66 |
Tablet | 60 |
Tracking | 72 |
Tracking symbol | 73 |
Translating | 81 |
Tumbling | 93 |
Tumb wheel | 58 |
User coordinate | 13 |
Valuator | 64 |
Vector generator | 54 |
Viewing transformation | 87 |
Viewport | 86 |
Virtual space | 23 |
Window | 85 |
Wire frame representation | 19 |
World coordinate | 14 |
Wraparound | 38 |
Zooming | 92 |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1 Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.10.87 № 4052 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 5712-86 «Системы обработки информации. Машинная графика. Термины и определения» введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта СССР с 01.07.88
2. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
3. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
ГОСТ 13820-77 | 1, 2.1, 2.3 |
ГОСТ 15971-90 | Вводная часть |
ГОСТ 19781-90 | То же |
4. Переиздание