ГОСТ Р 53431-2009
Группа Д00
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОМАТИКА И ТЕЛЕМЕХАНИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ
Термины и определения
Railway automatics and telemechanics. Terms and definitions
ОКС 01.040.45
Дата введения 2011-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Петербургский государственный университет путей сообщения" (ПГУПС) при участии Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 ноября 2009 г. N 523-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 13.09.2011 N 294-ст c 01.07.2012
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 11, 2011 год
Введение
Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области железнодорожной автоматики и телемеханики, связанной с управлением и обеспечением безопасности движения железнодорожных поездов.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации, при этом не входящая в круглые скобки часть термина образует его краткую форму.
В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.
Помета, указывающая на область применения многозначного термина, приведена в круглых скобках светлым шрифтом после термина. Помета не является частью термина.
Приведенные определения можно при необходимости изменить, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы - светлым в алфавитном указателе.
1 Область применения
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области железнодорожной автоматики и телемеханики, связанной с управлением и обеспечением безопасности движения поездов.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы по железнодорожной автоматике и телемеханике, входящих в сферу работ по стандартизации и(или) использующих результаты этих работ.
Настоящий стандарт должен применяться совместно с ГОСТ Р 27.002, ГОСТ Р 53685, ГОСТ 26.005, ГОСТ 34.003, ГОСТ 15467, ГОСТ 16022, ГОСТ 18322, ГОСТ 25866.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 27.002-2009 Надежность в технике. Термины и определения
ГОСТ Р 53685-2009 Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определения
ГОСТ 26.005-82 Телемеханика. Термины и определения
ГОСТ 34.003-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения
ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 16022-83 Реле электрические. Термины и определения
ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения
ГОСТ 25866-83 Эксплуатация техники. Термины и определения.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3 Термины и определения
Общие понятия
1 железнодорожная автоматика и телемеханика: Технические средства автоматизации управления процессами железнодорожных перевозок, обеспечивающие безопасность движения железнодорожных поездов и установленную пропускную и перерабатывающую способность.
Примечание - Железнодорожная автоматика и телемеханика это также область науки и техники, связанная с ее разработкой, производством и технической эксплуатацией.
2 система железнодорожной автоматики и телемеханики: Совокупность технических средств, обеспечивающая контроль и управление с установленным уровнем безопасности движения стационарными путевыми и подвижными объектами железнодорожного транспорта.
Примечание - По месту размещения различают постовые и напольные технические средства железнодорожной автоматики и телемеханики.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3 техническая эксплуатация железнодорожной автоматики и телемеханики: Комплекс работ, необходимых для обеспечения требуемого качества функционирования железнодорожной автоматики и телемеханики от включения в эксплуатацию до реконструкции или замены, включающий в себя технологическое и техническое обслуживание, ремонт, транспортирование и хранение железнодорожной автоматики и телемеханики, а также техническое сопровождение программного обеспечения микропроцессорных устройств и систем железнодорожной автоматики и телемеханики.
4 проектирование железнодорожной автоматики и телемеханики: Адаптация технических средств систем железнодорожной автоматики и телемеханики для конкретного объекта по типовым или индивидуальным проектным решениям.
5 диспетчерское управление на железнодорожном транспорте: Командный способ управления в иерархической структуре оперативного управления движением железнодорожных поездов.
6 интервальное регулирование движения поездов: Способы регулирования интервалов попутного следования и направления движения железнодорожных поездов по железнодорожным перегонам.
7 график движения железнодорожных поездов: Организационная основа управления движением железнодорожных поездов, объединяющая деятельность всех технологических подразделений, выраженная для каждой железнодорожной станции и перегона в графической или табличной форме расписания движения поездов по технически и технологически обоснованным нормам.
8 условия безопасности движения железнодорожных поездов: Совокупность контролируемых состояний путевых объектов, железнодорожного подвижного состава, смежных систем и устройств, при которых обеспечивается безопасное движение железнодорожных поездов.
9 раздельный железнодорожный пункт: Железнодорожный пункт, разделяющий железнодорожную линию на железнодорожные перегоны или блок-участки.
10 железнодорожная станция: Раздельный железнодорожный пункт, имеющий путевое развитие, позволяющее осуществлять операции по приему, отправлению, скрещению и обгону железнодорожных поездов, технические операции с поездами, маневровую работу по расформированию и формированию поездов и(или) операции по обслуживанию пассажиров, приему и выдаче грузов.
11 железнодорожный перегон: Часть железнодорожной линии, ограниченная смежными железнодорожными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами.
12 железнодорожный блок-пост: Раздельный железнодорожный пункт на железнодорожном перегоне, оборудованном полуавтоматической блокировкой.
13 блок-участок: Часть железнодорожного перегона, оборудованного автоматической блокировкой или автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи, которая может быть ограничена проходными светофорами или проходным светофором и входным светофором железнодорожной станции, или выходным светофором и первым попутным светофором.
Примечание - Блок-участок может быть не только с фиксированными границами, но и с дискретно изменяемыми границами или непрерывно изменяемыми границами в зависимости от скорости железнодорожного поезда.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
14 станционный железнодорожный путь: Железнодорожный путь в границах железнодорожной станции, назначение которого определяется производимыми на нем операциями.
Примечание - Основные виды станционных железнодорожных путей: главные, приемоотправочные, сортировочные, погрузочно-выгрузочные, вытяжные, деповские, соединительные.
15 сортировочная горка: Специально профилированное возвышение на железнодорожной станции, состоящее из надвижной части, горба и спускной части сортировочной горки, обеспечивающее под действием силы тяжести скатывание вагонов распускаемого железнодорожного подвижного состава до расчетной точки.
16 механизированная сортировочная горка: Сортировочная горка, оснащенная вагонными замедлителями, которые располагаются на одной или более тормозных позициях.
17 автоматизированная сортировочная горка: Механизированная сортировочная горка, оснащенная средствами автоматизации технологических операций дистанционного управления расформированием железнодорожных подвижных составов.
18 железнодорожный переезд: Место пересечения железнодорожных путей в одном уровне с автомобильными дорогами и путями городского рельсового транспорта.
19 парк железнодорожных путей: Группа станционных железнодорожных путей одинакового назначения и примыкающие к ним стрелочные горловины.
Примечание - По назначению различают парки железнодорожных путей - приема, отправления, сортировочный, отстоя, объединенный, приемоотправочный и т.д.
20 стрелочная горловина: Сосредоточение железнодорожных стрелочных переводов в конце парка железнодорожных путей.
21 железнодорожный поезд: Сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы или локомотив без вагонов, моторный вагон, специальный самоходный подвижной состав, отправляемые на железнодорожный перегон в установленном направлении.
Примечание - Различают:
1) пассажирские поезда: высокоскоростной, скоростной, длинносоставный, повышенной длины, пассажирский, соединенный, почтово-багажный, грузопассажирский;
2) грузовые поезда: повышенного веса, повышенной длины, длинносоставный, соединенный, тяжеловесный, людской, рефрижераторный;
3) хозяйственный поезд.
22 интервал попутного следования железнодорожных поездов: Показатель, используемый при построении графика движения железнодорожных поездов, основанный на минимальном интервале времени или расстоянии между двумя попутно следующими поездами, при котором движение осуществляется с максимально допустимой скоростью.
23 маневровый состав: Локомотив с вагонами, одиночный локомотив, самоходный подвижной состав, осуществляющие внутристанционные передвижения.
Объекты управления и контроля
24 железнодорожный стрелочный перевод: Устройство, предназначенное для перевода железнодорожного подвижного состава с одного железнодорожного пути на другой.
25 железнодорожная стрелка: Часть железнодорожного стрелочного перевода, состоящая из рамных рельсов, остряков и переводного механизма остряков, подвижного сердечника стрелочной крестовины.
26 железнодорожный стрелочный привод: Устройство, предназначенное для механического перемещения подвижных частей железнодорожного стрелочного перевода.
Примечания
1 По виду используемой энергии различают механический, ручной, электрический, гидравлический, пневматический железнодорожные стрелочные приводы.
2 По месту установки различают правостороннюю и левостороннюю установки железнодорожного стрелочного привода. Сторона установки железнодорожного стрелочного привода определяется по противошерстному движению по железнодорожной стрелке.
3 По реакции железнодорожного стрелочного привода на взрез стрелки различают взрезной и невзрезной стрелочные приводы.
27 нецентрализованная стрелка: Железнодорожная стрелка, остряки которой переводятся вручную с помощью переводного механизма, установленного непосредственно у железнодорожной стрелки.
28 централизованная стрелка: Железнодорожная стрелка, оборудованная железнодорожным стрелочным приводом, управляемым и контролируемым с поста централизации.
29 перекрестная стрелка: Железнодорожный стрелочный перевод, реализующий в пределах своих габаритов возможности перекрестного стрелочного съезда для движения железнодорожного подвижного состава в любом направлении.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
30 стрелка в пути: Железнодорожная стрелка, находящаяся в пределах полезной длины приемоотправочного пути.
31 сбрасывающая стрелка: Железнодорожная стрелка, предназначенная для предотвращения несанкционированного выезда железнодорожного подвижного состава на маршрут путем его сброса с рельсового пути.
32 стрелочный сбрасывающий остряк: Железнодорожная стрелка с одним остряком, предназначенная для сброса железнодорожного подвижного состава с рельсов с целью предотвращения несанкционированного выезда на маршрут другого железнодорожного подвижного состава.
33 стрелочный съезд: Два железнодорожных стрелочных перевода, уложенные относительно друг друга так, что железнодорожный подвижной состав может переходить с одного параллельного железнодорожного пути на другой при переведенном положении стрелок.
34 перекрестный стрелочный съезд: Два перекрещивающихся стрелочных съезда, предназначенные для перевода железнодорожного подвижного состава любого направления движения с одного параллельного железнодорожного пути на другой.
35 стрелочная крестовина: Часть железнодорожного стрелочного перевода или ромбовидного скрещения железнодорожных путей в виде клиновидного сердечника и двух усовиков, обеспечивающая безопасное для движения железнодорожного подвижного состава пересечение правого рельса одного пути с левым рельсом другого пути.
36 подвижной сердечник стрелочной крестовины: Переводимая часть стрелочной крестовины с непрерывной поверхностью катания.
37 стрелочная гарнитура привода: Совокупность конструктивных элементов, предназначенная для соединения железнодорожного стрелочного привода и стрелочного внешнего замыкателя с железнодорожным стрелочным переводом.
38 стрелочный контрольный замок: Устройство, предназначенное для контроля положения нецентрализованной стрелки при условии плотного прилегания остряка к рамному рельсу и исключающее ее перевод после извлечения ключа стрелочного контрольного замка, или срабатывания внутреннего электромагнитного замыкателя.
39 стрелочный внешний замыкатель: Механическое устройство запирания остряков или подвижного сердечника стрелочной крестовины, установленное вне корпуса электрического железнодорожного стрелочного привода.
40 одиночная стрелка: Железнодорожная стрелка, управляемая и контролируемая независимо от других железнодорожных стрелок.
41 спаренная стрелка: Железнодорожная стрелка стрелочного съезда, управление и контроль положения остряков и подвижных сердечников стрелочных крестовин которой общий со второй стрелкой стрелочного съезда.
42 стрелка с двойным управлением: Централизованная стрелка, имеющая возможность передачи ее на управление с местного поста.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
43 стрелка с магистральным питанием: Централизованная стрелка, в которой на время перевода электродвигатель железнодорожного стрелочного привода подключается к общей магистрали электропитания.
44 стрелочный макет: Устройство имитации положения централизованной стрелки при выключении ее фактического контроля для сохранения возможности пользования железнодорожными светофорами.
45 стрелочный соединитель: Электрический соединитель в разветвленной рельсовой цепи, предназначенный для пропуска сигнального и тягового токов на путевом ответвлении.
46 железнодорожный светофор: Устройство оптической цветовой сигнализации, установленной на железнодорожном транспорте.
Примечание - По конструкции различают железнодорожные светофоры: мачтовые, консольные, на мостиках, с маршрутным указателем, карликовые, линзовые, прожекторные.
47 входной светофор: Железнодорожный светофор, сигнальные показания которого разрешают или запрещают железнодорожному поезду следовать с железнодорожного перегона на станцию.
48 выходной светофор: Железнодорожный светофор, сигнальные показания которого разрешают или запрещают железнодорожному поезду отправиться с железнодорожной станции на перегон.
49 горочный светофор: Железнодорожный светофор, сигнальные показания которого разрешают или запрещают роспуск железнодорожных вагонов с сортировочной горки и который регламентирует скорость роспуска и направление движения отцепов.
50 заградительный светофор: Железнодорожный светофор, сигнальные показания которого требуют остановки железнодорожного подвижного состава при опасности, возникающей на железнодорожных переездах, крупных искусственных сооружениях и обвальных местах.
51 локомотивный светофор: Устройство отображения оптических сигнальных показаний на основе кодов автоматической локомотивной сигнализации.
52 поездной светофор: Железнодорожный светофор, сигнальные показания которого регулируют движение железнодорожных поездов.
53 маневровый светофор: Железнодорожный светофор, сигнальные показания которого регулируют движение маневровых составов.
54 маршрутный светофор: Железнодорожный светофор, сигнальные показания которого разрешают или запрещают железнодорожному поезду проследовать из одного района железнодорожной станции в другой.
55 переездный светофор: Железнодорожный светофор, сигнальные показания которого передаются на железнодорожных переездах для водителей автотранспортных средств.
56 повторительный светофор: Железнодорожный светофор, предназначенный для информирования о разрешающем показании выходного, маршрутного или горочного светофора, когда не обеспечивается по местным условиям видимость основного светофора.
57 предупредительный светофор: Железнодорожный светофор, устанавливаемый перед входным, проходным, заградительным светофором или светофором прикрытия и предупреждающий о сигнальном показании железнодорожного светофора, перед которым он установлен.
58 светофор прикрытия: Железнодорожный светофор, предназначенный для ограждения мест пересечений железнодорожных путей в одном уровне с другими железнодорожными путями, трамвайными путями и троллейбусными линиями, разводными мостами и участков, проходимых с проводником.
59 проходной светофор: Железнодорожный светофор, разрешающий или запрещающий железнодорожному поезду проследовать с одного блок-участка на другой.
60 светофоры в створе: Железнодорожные светофоры противоположных направлений движения по рельсовому пути, установленные на одной ординате.
Примечание - Под ординатой принято понимать координату путевого объекта на однониточном плане станции, выраженную расстоянием от оси железнодорожной станции в метрах, а на железнодорожном перегоне - в километрах и пикетах.
61 совмещенный светофор: Железнодорожный светофор, совмещающий по назначению две и более функции.
62 пригласительный сигнал светофора: Сигнальное показание железнодорожного светофора, используемое в вспомогательном режиме управления светофором и разрешающее начать движение железнодорожному поезду по маршруту, при запрещающем значении основного сигнала.
63 маршрутный указатель: Оптическое устройство, дополняющее сигнальные показания железнодорожного светофора буквенно-цифровой или знаковой информацией о маршруте железнодорожного поезда или маневрового состава.
Примечание - На сортировочной горке используется горочный указатель, предназначенный для отображения информации о количестве вагонов в отцепе.
64 путевой участок: Часть железнодорожного пути определенного технологического назначения.
65 предмаршрутный участок: Путевой участок, находящийся перед железнодорожным светофором и не включенный в состав маршрута, состояние которого при отмене маршрута определяет интервал времени размыкания маршрута.
66 участок приближения: Путевой участок железнодорожного перегона, на котором фиксируется наличие железнодорожного подвижного состава, приближающегося к железнодорожной станции или переезду.
67 участок удаления: Путевой участок железнодорожного перегона, на котором фиксируется наличие железнодорожного подвижного состава, удаляющегося от железнодорожной станции или переезда.
Примечание - По направлению от железнодорожной станции или железнодорожного переезда различают первый, второй, третий участки удаления или приближения.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
68 защитный участок: Путевой участок, предназначенный для безопасной автоматической остановки железнодорожного поезда бортовыми локомотивными устройствами перед занятым путевым участком.
69 горочный стрелочный участок: Участок железнодорожного пути спускной части сортировочной горки, оборудованный стрелочным переводом, предназначенный для безопасного движения отцепов по заданным маршрутам.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
70 главный путь (железнодорожный транспорт): Путь железнодорожного перегона и железнодорожный путь станции, являющийся продолжением пути прилегающего перегона.
Примечание - Главный путь, как правило, не имеет отклонения на стрелочном переводе.
71 боковой путь (железнодорожный транспорт): Железнодорожный путь, при следовании на который железнодорожный подвижной состав отклоняется по стрелочному переводу.
72 станционный вытяжной путь: Железнодорожный путь, предназначенный для вытягивания расформировываемого железнодорожного подвижного состава с последующим его делением на отцепы при обратных движениях, а также для осаживания составов на пути железнодорожной станции при их формировании.
73 специализированный по направлению железнодорожный путь: Железнодорожный путь, оборудованный средствами сигнализации для организации движения железнодорожных поездов в одном направлении.
74 секция маршрута: Путевой участок с индивидуальным контролем занятости и замыкания, используемый как составная часть маршрута.
Примечание - По конфигурации путевого развития различают секции маршрута: стрелочно-путевая секция, бесстрелочный участок пути; секция путь.
75 контрольный участок сортировочной горки: Участок железнодорожного пути спускной части сортировочной горки и сортировочного парка, предназначенный для контроля местоположения свободно скатывающихся отцепов.
Примечание - Различают контрольный участок сортировочной горки: измерительный, горочный стрелочный, контрольный тормозной позиции, маршрутный контрольный.
76 вагонный замедлитель: Устройство, предназначенное для регулирования скорости скатывания отцепов на сортировочной горке, размещаемое в пределах тормозных позиций.
Устройства и оборудование железнодорожной автоматики и телемеханики
77 устройства горочной механизации и автоматизации: Устройства сортировочной горки, реализующие функции управления и контроля приема, надвига и роспуска составов железнодорожных вагонов, свободного скатывания и накопления вагонов в сортировочном парке, формирования и отправления железнодорожных поездов с железнодорожной станции, мониторинга и диагностики технических средств.
Примечание - Устройства горочной автоматизации и механизации подразделяют на путевые и постовые.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
78 датчик контроля горочного стрелочного участка: Устройство, предназначенное для обнаружения отцепа в зоне горочного стрелочного участка для исключения перевода железнодорожной стрелки под железнодорожным вагоном.
Примечание - Различают датчики контроля горочного стрелочного участка: радиотехнические, фотоэлектрические, индуктивно-проводные, индуктивные, индукционные.
79 устройство контроля заполнения подгорочных путей: Устройство контроля размещения железнодорожных вагонов на подгорочных путях сортировочной горки.
80 автоматическая переездная светофорная сигнализация: Устройства автоматического включения при приближении железнодорожного поезда сигнальных показаний переездных светофоров и звуковой сигнализации, запрещающих движение через железнодорожный переезд автотранспорту.
81 переездной шлагбаум: Устройство железнодорожного переезда, предназначенное для перекрытия автомобильной дороги заградительным брусом.
Примечания
1 Заградительный брус представляет собой подвижную балку со специальной раскраской.
2 Различают:
- ручной переездной шлагбаум;
- автоматический переездной шлагбаум, с автоматическим приводом заградительного бруса;
- полуавтоматический переездной шлагбаум, с автоматическим переводом заградительного бруса в закрытое положение при приближении поезда, а в открытое положение - командой дежурного по железнодорожному переезду.
82 устройство заграждения переезда: Техническое средство, преграждающее движение автотранспорту через железнодорожный переезд путем подъема специальных плит на проезжей части автомобильной дороги.
83 локомотивное устройство безопасности: Комплекс бортовых локомотивных устройств, обеспечивающий контроль режима движения железнодорожного поезда в соответствии с сигналами автоматической локомотивной сигнализации, ограничением скорости, бдительностью машиниста, состоянием технических средств.
84 средства автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда: Устройства обнаружения неисправности железнодорожного поезда, проходящего через контрольные точки, расположенные вдоль железнодорожного пути, и последующей передачи информации соответствующему персоналу.
82-84 (Измененная редакция, Изм. N 1).
85 устройство ключевой зависимости стрелок и сигналов: Устройство, обеспечивающее взаимное замыкание нецентрализованных стрелок и сигналов посредством контроля наличия в аппарате централизации ключей стрелочных замков.
86 устройство оповещения о приближении поезда: Комплекс технических средств, предназначенный для предупреждения пассажиров и работников железной дороги о приближении железнодорожного поезда.
87 обвальная сигнализация: Устройства обнаружения попадания на железнодорожные пути посторонних предметов в местах возможных обвалов, оползней, схода лавин.
88 устройство контроля бдительности машиниста: Устройство контроля состояния бодрствования машиниста и адекватной реакции машиниста при ведении железнодорожного поезда.
89 устройство контроля схода подвижного состава: Устройство, предназначенное для обнаружения схода с рельсов железнодорожного подвижного состава или наличия волочащихся деталей железнодорожного подвижного состава.
90 стационарный сбрасывающий башмак: Стационарное устройство, предназначенное для наложения на рельс специального башмака для организации схода несанкционированно движущегося железнодорожного подвижного состава и исключения выезда в защищаемый район железнодорожной станции.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
91 устройство счета осей: Устройство счета колесных пар железнодорожного подвижного состава, проследовавших через точки установки датчиков.
92 стационарный тормозной упор: Устройство, предназначенное для закрепления железнодорожного подвижного состава на железнодорожном пути станции во избежание его самопроизвольного движения и контролируемое при установке маршрутов.
93 путевой автостоп: Устройство, установленное на железнодорожном пути и приводящее в действие систему экстренного торможения поезда в случае проезда железнодорожного светофора с запрещающим показанием.
94 контрольно-габаритное устройство: Устройство проверки соблюдения габарита железнодорожного подвижного состава.
95 рельсовая цепь: Устройство контроля состояния путевого участка на основе электрической цепи, содержащей передатчик, приемник сигнального тока и рельсы, используемые в качестве проводников сигнального тока.
Примечания
1 Различают режимы работы рельсовой цепи: нормальный, шунтовой, контрольный, автоматической локомотивной сигнализации.
2 По роду сигнального тока различают рельсовые цепи: постоянного и переменного токов.
3 В зависимости от частоты сигнального тока рельсовые цепи переменного тока различают: низкочастотные (25, 50, 75 Гц) и тональной частоты (200 Гц и более).
4 По виду сигнального тока различают рельсовые цепи: импульсные, кодовые, непрерывные.
5 По способу организации цепей сигнального тока различают рельсовые цепи: разветвленные и неразветвленные; стыковые и бесстыковые; нормально замкнутые и нормально разомкнутые; наложения. По способу организации цепи тягового тока: однониточные и двухниточные.
6 В зависимости от наличия кодов автоматической локомотивной сигнализации в рельсовой цепи, рельсовые цепи различают: кодируемые и некодируемые.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
96 горочная рельсовая цепь: Рельсовая цепь, расположенная на спускной части сортировочной горки.
97 изолирующий стык рельсовой цепи: Изолирующее стыковое соединение рельсов железнодорожного пути с целью разделения железнодорожного пути на рельсовые цепи.
98 негабаритный стык рельсовой цепи: Изолирующий стык рельсовой цепи между смежными рельсовыми цепями, расположенный в зоне возможного нарушения габарита железнодорожного подвижного состава при занятой одной секции маршрута и движении по другой.
99 рельсовый стыковой соединитель: Электропроводный соединитель на стыке рельсов для пропуска сигнального и тягового токов.
100 рельсовая педаль: Устройство для фиксации проезда колесных пар железнодорожного подвижного состава через определенную точку железнодорожного пути.
101 щиток переездной сигнализации: Пульт управления переездной светофорной сигнализацией и устройствами заграждения переезда дежурным по железнодорожному переезду.
102 ключ-жезл: Специальный ключ, извлекаемый из аппарата управления объектами железнодорожной автоматики и телемеханики для исключения возможности отправления на железнодорожный перегон более одного железнодорожного поезда и передаваемый машинисту хозяйственного поезда или подталкивающего локомотива или руководителю работ в качестве права, гарантирующего безопасное возвращение на станцию отправления с железнодорожного перегона, оборудованного автоматической или полуавтоматической блокировкой.
103 напольное оборудование железнодорожной автоматики и телемеханики: Оборудование железнодорожной автоматики и телемеханики, размещаемое вне поста централизации.
Примечание - К напольному оборудованию относятся: железнодорожные светофоры, стрелочные приводы, релейные шкафы, батарейные шкафы, отдельно стоящие маршрутные указатели, маневровые колонки, трансформаторные и путевые ящики, кабельные ящики, кабельные муфты, кабельные стойки, дроссель-трансформаторы, вагонные замедлители, путевые датчики и др.
104 путевой шлейф: Проводники сигнального тока, укладываемые вдоль железнодорожного пути для индуктивной связи с бортовыми локомотивными устройствами, а также используемые в качестве первичных датчиков обнаружения железнодорожного подвижного состава.
105 путевой ящик: Ящик, предназначенный для размещения приборов железнодорожной автоматики и телемеханики, клемм подключения кабеля, проводов, тросовых соединителей.
106 релейный шкаф: Шкаф специальной конструкции, предназначенный для размещения вне помещений аппаратуры систем железнодорожной автоматики и телемеханики.
107 маневровая колонка: Специальная напольная конструкция со щитком управления электрическими железнодорожными стрелочными приводами, устанавливаемая в зоне проведения маневровых работ.
108 маневровый пост: Пост управления централизованными стрелками маневрового района.
Системы железнодорожной автоматики и телемеханики
109 автоматическая блокировка; автоблокировка (железнодорожный транспорт): Система автоматического регулирования интервалов между железнодорожными поездами, попутно следующими по железнодорожному перегону.
Примечания
1 По регулируемому направлению движения различают одностороннюю и двустороннюю автоматические блокировки.
2 По способу контроля состояния блок-участка различают автоматическую блокировку на основе: рельсовых цепей; счетчиков осей.
3 По способу разграничения железнодорожных поездов на перегоне различают автоматическую блокировку с фиксированными блок-участками; с изменяемым интервальным разграничением.
4 Различают автоматическую блокировку по типу используемых рельсовых цепей.
5 По используемой элементной базе различают автоматическую блокировку: релейную; электронную; на основе программно-аппаратных средств.
6 По способу размещения оборудования различают автоматическую блокировку с централизованным или децентрализованным размещением.
110 автоматическая локомотивная сигнализация: Система передачи на бортовые локомотивные устройства информации о допустимой скорости движения и дополнительных условиях следования железнодорожного подвижного состава: ограничения скорости, маршрут движения по железнодорожной станции.
Примечания
1 По способу передачи информации на бортовые локомотивные устройства различают автоматическую локомотивную сигнализацию: с кодируемыми рельсовыми цепями, с точечными датчиками и индуктивными шлейфами, с цифровым радиоканалом, комбинированные.
2 По способу контроля режима движения, состояния машиниста и бортовых локомотивных устройств различают автоматическую локомотивную сигнализацию: с контролем бдительности машиниста, с контролем скорости движения, комплексную.
3 Автоматическая локомотивная сигнализация может работать во взаимодействии с системами автоматического управления тормозами и автоведением.
111 автоматическая локомотивная сигнализация как самостоятельное средство сигнализации и связи: Система железнодорожной автоматики и телемеханики, при которой движение железнодорожных поездов на перегоне осуществляется по сигналам локомотивных светофоров.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
112 диспетчерская централизация (железнодорожный транспорт): Система телемеханического централизованного управления и контроля объектами диспетчерского участка на основе объединения устройств железнодорожной автоматики и телемеханики железнодорожных станций и перегонов.
113 диспетчерский контроль (железнодорожный транспорт): Система телеконтроля состояний и телеизмерений параметров объектов железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях и перегонах диспетчерского участка.
114 маневровая локомотивная сигнализация: Автоматическая локомотивная сигнализация, предназначенная для управления движением маневровых составов.
115 полуавтоматическая блокировка (железнодорожный транспорт): Система интервального регулирования движения железнодорожных поездов, обеспечивающая отправление на железнодорожный перегон только одного поезда после получения согласия со станции приема.
116 электрическая централизация стрелок и сигналов: Станционная система централизованного контроля и управления объектами железнодорожной автоматики и телемеханики с обеспечением установленных требований безопасности движения железнодорожных поездов и заданной пропускной способности.
Примечание - Различают электрическую централизацию стрелок и сигналов:
- релейная централизация, где все функции управления и контроля объектами железнодорожной автоматики и телемеханики станции реализуются с помощью релейных схем;
- релейно-процессорная централизация, где функции управления и контроля реализуются с помощью релейных схем и программно-аппаратных средств;
- микропроцессорная централизация, где все функции управления и контроля путевыми объектами железнодорожной автоматики и телемеханики станции реализуются с помощью программно-аппаратных средств на основе микропроцессоров.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
117 горочная автоматическая централизация: Система, обеспечивающая реализацию маршрутов и управление стрелками спускной части сортировочной горки в автоматическом и ручном режимах, контроль и регистрацию нагонов и остановок отцепов на спускной части сортировочной горки.
118 регулирование скорости скатывания отцепов: Система, реализующая функции торможения отцепов в вагонных замедлителях до заданной скорости.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
119 оповещение работающих на путях: Система автоматической передачи сообщений о приближении железнодорожного поезда к месту работ на путях железнодорожных станций и перегонов.
120 электрожезловая система: Электромеханическая система блокирования железнодорожного перегона от занятия другим поездом на основе контроля числа жезлов в аппаратах управления смежных железнодорожных станций, каждый из которых после извлечения из аппарата блокирует извлечение следующего жезла до его возвращения в любой из двух взаимодействующих аппаратов, и после передачи жезла машинисту дает право на занятие соответствующего железнодорожного перегона.
Технологические понятия
121 станция автономного управления: Железнодорожная станция на участке диспетчерской централизации, управление которой осуществляет дежурный по станции под контролем поездного диспетчера.
122 станция диспетчерского управления: Железнодорожная станция на участке диспетчерской централизации, управление которой в нормальном режиме осуществляет поездной диспетчер.
123 станционное управление на участке диспетчерской централизации: Режим работы станции диспетчерского управления, при котором она находится под управлением дежурного по станции.
124 местное управление объектами железнодорожной станции: Управление объектами района железнодорожной станции с маневровой колонки или маневрового поста.
125 резервное управление на участке диспетчерской централизации: Режим управления железнодорожной станцией участка диспетчерской централизации с местного аппарата управления системы электрической централизации при отсутствии возможности осуществления диспетчерского управления.
126 ответственная команда (железнодорожный транспорт): Команда, выполняемая под ответственность дежурного персонала по управлению движением железнодорожных поездов и связанная с исключением проверки устройствами железнодорожной автоматики и телемеханики отдельных условий безопасности.
127 запрет движения по сигналам светофоров: Исключение установки маршрутов через элемент путевого развития.
Примечание - Запрет движения по сигналам светофоров устанавливается как для одного объекта (железнодорожного светофора, секции, блок-участка, железнодорожной стрелки), так и для группы объектов (железнодорожной станции, маневрового района).
128 заграждение переезда: Перевод в запрещающее состояние всех железнодорожных светофоров, ограждающих железнодорожный переезд от железнодорожного подвижного состава.
129 извещение на переезд: Передача информации на железнодорожный переезд о необходимости закрытия движения автотранспорту.
130 предварительное извещение на переезд: Команда дежурного по железнодорожной станции или поездного диспетчера для заблаговременного закрытия железнодорожного переезда.
131 снятие предварительного извещения на переезд: Команда дежурного по железнодорожной станции или поездного диспетчера для отмены ранее поданного предварительного извещения на переезд.
132 команда закрытия переезда: Команда принудительного закрытия железнодорожного переезда.
133 маршрут (железнодорожный транспорт): Часть рельсового пути от железнодорожного светофора, по разрешающему показанию которого можно проследовать до следующего попутного светофора или ограничивающего путевого устройства.
134 поездной маршрут: Маршрут с проверкой набора условий безопасности для движения железнодорожных поездов.
135 маневровый маршрут: Маршрут с проверкой набора условий безопасности для движения маневровых составов.
136 враждебные маршруты: Маршруты, одновременное существование которых создает угрозу безопасности движения железнодорожных поездов.
137 маршрут отправления: Маршрут следования железнодорожного поезда на перегон.
138 маршрут передачи: Поездной маршрут из одного района железнодорожной станции в другой.
139 маршрут приема: Поездной маршрут, устанавливаемый по входному светофору и заканчивающийся на железнодорожном пути станции или у маршрутного светофора.
140 основной маршрут: Маршрут, выбранный при проектировании электрической централизации стрелок и сигналов в качестве основного из совокупности возможных вариантов движения между указанными точками железнодорожной станции.
Примечание - Другие маршруты между указанными точками являются вариантными.
141 маршрут скатывания отцепов на сортировочной горке: Маршрут от вершины сортировочной горки до соответствующего железнодорожного пути сортировочного парка.
142 угловой заезд: Маневровое перемещение железнодорожного подвижного состава, предусматривающее прямой и обратный маршруты с угловым изменением направления движения.
143 отмена маршрута: Процедура выполнения последовательности функций относительно установленного маршрута - закрытие железнодорожного светофора, включение выдержки времени на размыкание секций маршрута, размыкание секций маршрута после окончания выдержки времени.
144 установка маршрута: Процедура выполнения технологических функций электрической централизации стрелок и сигналов относительно маршрута.
145 установка маршрута без открытия светофора: Процедура выполнения технологических функций системы электрической централизации стрелок сигналов с исключением функции открытия железнодорожного светофора относительно маршрута.
146 установка маршрута отправления хозяйственного поезда: Процедура отправления хозяйственного поезда на железнодорожный перегон с передачей машинисту локомотива специального ключа-жезла на право возвращения на железнодорожную станцию отправления.
147 накопление маршрутов: Процедура предварительного набора маршрутных заданий, выполняемых по мере наступления условий реализации маршрута.
148 немаршрутизированные маневры: Передвижения маневрового состава в маневровом районе без установленных маршрутов с открытием маневровых светофоров.
149 немаршрутизированные передвижения: Передвижение железнодорожных подвижных составов на железнодорожные станции по приказам, при запрещающих сигнальных показаниях железнодорожных светофоров.
150 пошерстное движение: Движение железнодорожного подвижного состава по железнодорожной стрелке со стороны ее ветвления.
151 противошерстное движение: Движение железнодорожного подвижного состава по железнодорожной стрелке в сторону ее ветвления.
152 аварийный перевод стрелки: Изменение положения железнодорожной стрелки физическими усилиями человека путем вращения двигателя электропривода с помощью курбельной рукоятки в случае отказа управления электроприводом стрелки.
153 автовозврат стрелки: Режим автоматического перевода централизованной стрелки в установленное при проектировании железнодорожной автоматики и телемеханики исходное состояние после ее размыкания в маршруте, в котором стрелка использовалась в переведенном положении.
154 замыкание стрелки: Исключение возможности перевода централизованной стрелки командами маршрутного или индивидуального управления.
155 установка стрелки в охранное положение: Перевод и замыкание железнодорожной стрелки, не входящей в устанавливаемый маршрут, в отводящее положение.
156 запирание стрелки: Механическая фиксация остряков и подвижного сердечника стрелочной крестовины с установленным усилием в положении, обеспечивающем безопасность движения железнодорожных поездов.
Примечание - По способу запирания прижатого остряка различают внутреннее и внешнее запирания стрелки.
157 взрез стрелки: Принудительное перемещение остряков и(или) подвижного сердечника крестовины железнодорожной стрелки под действием колес железнодорожного подвижного состава при несанкционированном пошерстном движении по железнодорожному стрелочному переводу.
158 вспомогательный перевод стрелки: Перевод централизованной стрелки с исключением контроля свободного состояния стрелочно-путевой секции.
159 выключение стрелки из зависимостей: Процедура выключения железнодорожной стрелки из управления при неисправности или проведении на ней ремонтных работ.
160 индивидуальный перевод стрелки: Перевод централизованной стрелки индивидуальными командами оператора.
161 контроль положения стрелки: Фиксация техническими средствами фактического положения централизованной стрелки по состоянию автопереключателя стрелочного электропривода или специального контрольного устройства.
162 ложный контроль положения стрелки: Положение централизованной стрелки, зафиксированное приборами, не соответствующее ее фактическому положению.
163 маршрутный перевод стрелок: Режим автоматической выдачи команды на перевод всех ходовых и охранных стрелок маршрута.
164 местное управление стрелками: Режим управления централизованными стрелками с маневровых колонок при маневрах или пультов района местного управления.
165 индивидуальное блокирование стрелки: Индивидуальное исключение возможности централизованного перевода железнодорожной стрелки.
166 нормальное положение стрелки: Условное "плюсовое" положение железнодорожной стрелки, определенное при проектировании железнодорожной автоматики и телемеханики.
167 охранное положение стрелки: Отводящее от установленного маршрута или района железнодорожной станции положение железнодорожной стрелки.
168 переведенное положение стрелки: Условное "минусовое" положение железнодорожной стрелки, противоположное нормальному положению стрелки.
169 потеря контроля стрелки: Отсутствие контроля нахождения централизованной стрелки в одном из крайних положений.
170 последовательный перевод стрелок: Перевод железнодорожных стрелок при установке маршрута в случае ограниченной мощности источника электроснабжения или цепей передачи электроэнергии.
171 выключение секции маршрута: Процедура выключения изолированного участка железнодорожного пути из контроля устройствами железнодорожной автоматики и телемеханики с сохранением или без сохранения возможности пользования сигналами железнодорожных светофоров.
172 замыкание секции маршрута: Процедура закрепления секции маршрута для использования только в одном маршруте до ее размыкания.
173 размыкание секции маршрута: Процедура освобождения секции маршрута от замыкания в маршруте.
174 посекционное размыкание маршрута: Процедура размыкания маршрута, при которой секции маршрута размыкаются последовательно по мере их освобождения при движении железнодорожного поезда по маршруту.
175 искусственное размыкание секции маршрута: Процедура размыкания секции маршрута с установленной выдержкой времени по ответственной команде.
176 размыкание секции при угловом заезде: Процедура автоматического размыкания неиспользованных секций маневрового маршрута одного направления после начала движения железнодорожного подвижного состава по маршруту обратного направления.
177 маршрутное размыкание секций: Процедура одновременного размыкания всех секций маршрута после проследования железнодорожного подвижного состава по всему маршруту.
178 ложное занятое состояние секции маршрута: Зафиксированное техническими средствами занятое состояние секции маршрута при ее фактически свободном состоянии.
179 ложное свободное состояние секции маршрута: Зафиксированное техническими средствами свободное состояние секции маршрута при ее фактически занятом состоянии.
180 контроль негабаритной секции маршрута: Проверка при установке маршрута свободного состояния секции маршрута, смежной относительно негабаритного стыка рельсовой цепи.
181 местное замыкание: Способ реализации в распределенной системе централизации стрелок и сигналов ряда зависимостей местными устройствами железнодорожной автоматики и телемеханики при их общем контроле и управлении с центрального поста централизации.
182 центральные замыкания секций маршрута: Замыкание секций маршрута при централизованном контроле условий безопасности движения железнодорожных поездов.
183 автодействие светофора: Автоматическое переключение сигнальных показаний железнодорожного светофора в соответствии с условиями, контролируемыми в замкнутом маршруте.
184 перекрытие светофора: Переключение железнодорожного светофора на запрещающее показание.
185 выключение светофора: Выключение железнодорожного светофора из управления для проведения ремонта устройств железнодорожной автоматики и телемеханики.
186 повторное открытие светофора: Переключение железнодорожного светофора замкнутого маршрута повторной командой на разрешающее показание.
187 режим электропитания светофора: Изменение напряжения на лампах железнодорожного светофора для управления их яркостью.
Примечание - Различают режимы: дневной, ночной и двойное снижение напряжения.
188 контроль пути перегона: Получение данных о состоянии блок-участков и об установленном направлении движения железнодорожных поездов по железнодорожному пути перегона.
189 блокирование пути перегона: Исключение изменения установленного направления движения железнодорожных поездов по пути перегона.
190 вспомогательная смена направления движения (по пути перегона): Процедура изменения установленного направления движения железнодорожных поездов по пути перегона при неисправном состоянии какой-либо рельсовой цепи перегона.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
191 искусственное размыкание блок-участков (пути перегона): Процедура размыкания блок-участков пути перегона специальной командой.
192 направление движения по пути перегона: Установленное в данный момент направление движения железнодорожных поездов по пути перегона.
193 смена направления движения (по пути перегона): Процедура изменения направления движения по пути перегона между двумя железнодорожными станциями.
192, 193 (Измененная редакция, Изм. N 1).
194 замыкание рельсовой цепи перегона: Исключение повторного открытия проходного светофора на данный блок-участок до получения контроля фактического проследования железнодорожного поезда или индивидуальной команды дежурного по железнодорожной станции по деблокированию.
195 размыкание рельсовой цепи перегона: Изменение статусного состояния рельсовой цепи перегона после нормального проследования железнодорожного поезда или подачи специальной команды по деблокированию для движения следующего поезда.
196 нормальный режим рельсовой цепи: Режим работы исправной и свободной рельсовой цепи, обеспечивающий контроль ее свободного состояния при максимальных значениях сопротивления рельсов и проводимости изоляции и минимальном напряжении источника питания.
197 контрольный режим рельсовой цепи: Режим работы рельсовой цепи при изломе рельса, обеспечивающий контроль ее занятого состояния при критическом сопротивлении рельсов, критическом значении изоляции и максимальном напряжении источника питания.
198 шунтовой режим рельсовой цепи: Расчетный режим работы занятой исправной рельсовой цепи, обеспечивающий контроль ее занятого состояния при наложении нормативного шунта, минимальном значении сопротивления рельсов и проводимости изоляции, а также максимальном напряжении источника питания.
Примечание - Под нормативным шунтом рельсовой цепи понимают значение, принимаемое исходя из эквивалентного сопротивления колесных пар и двух переходных сопротивлений колесная пара - рельс.
199 режим автоматической локомотивной сигнализации рельсовой цепи: Режим работы исправной занятой рельсовой цепи, при котором в рельсовой цепи создается уровень кодового сигнала, достаточный для надежного действия локомотивного приемника.
200 путь надвига: Железнодорожный путь, по которому состав вагонов надвигается на вершину сортировочной горки от последнего железнодорожного стрелочного перевода предгорочной горловины парка приема.
201 вершина сортировочной горки: Самая высокая точка в пределах горба сортировочной горки относительно железнодорожных путей сортировочного парка.
202 высота сортировочной горки: Разность отметок уровней вершины сортировочной горки и расчетной точки на наиболее трудном по условиям скатывания подгорочном пути.
203 спускная часть сортировочной горки: Элемент сортировочной горки, расположенный между вершиной сортировочной горки и предельными столбиками в начале сортировочного парка.
204 надвижная часть сортировочной горки: Зона от последних железнодорожных стрелочных переводов предгорочной горловины приемного парка до вершины сортировочной горки.
205 расчетная точка сортировочного пути: Точка на сортировочном пути, находящаяся на определенном расстоянии от конца парковой тормозной позиции или от предельного столбика, достижение которой отцепом с наиболее плохими ходовыми свойствами является обязательным для данной сортировочной горки.
206 скоростной участок сортировочной горки: Участок железнодорожного пути сортировочной горки от ее вершины до первой тормозной позиции, имеющий наибольшую крутизну.
207 перерабатывающая способность сортировочной горки: Число железнодорожных вагонов, сортируемых за сутки на сортировочной горке.
Примечание - В зависимости от величины перерабатывающей способности, сортировочные горки различают большой, средней и малой мощности.
208 сортировочная система: Совокупность парков приема, отправления, сортировочного и транзитного парков, сортировочной горки и вытяжных путей формирования железнодорожных подвижных составов.
209 надвиг железнодорожного подвижного состава: Технологическая операция по перемещению маневровым локомотивом железнодорожного подвижного состава, подлежащего расформированию, из парка приема на вершину сортировочной горки.
Примечание - Скорость, с которой осуществляется надвиг железнодорожного состава, называют скоростью надвига.
210 роспуск железнодорожного подвижного состава: Процесс расформирования железнодорожного подвижного состава путем разделения его на отцепы, свободно скатывающиеся по заданным маршрутам на железнодорожные пути сортировочного парка.
Примечание - Начальную скорость отцепа в момент регистрации его отрыва от надвигаемого железнодорожного состава и начала его свободного скатывания с вершины сортировочной горки называют скоростью роспуска.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
211 торможение отцепов: Регулирование скорости скатывания отцепов на сортировочной горке.
212 интервальное торможение отцепов: Снижение скорости движения отцепов на тормозных позициях спускной части сортировочной горки, в результате которого обеспечиваются необходимые интервалы между отцепами на всем протяжении спускной части сортировочной горки.
213 прицельное торможение отцепов: Снижение скорости скатывания отцепов на тормозных позициях спускной части сортировочной горки и сортировочных путях, реализующее допустимые, по условиям безопасности, скорости входа в тормозные позиции, требуемую дальность пробега и скорость соударений отцепов на подгорочных путях.
214 горб сортировочной горки: Перевальная часть сопряжения в вертикальной плоскости противоуклона железнодорожного пути надвига со скоростным участком спускной части сортировочной горки.
215 тормозная позиция: Участок железнодорожного пути сортировочной горки или сортировочного парка, оборудованный горочными замедлителями для регулирования скорости скатывания отцепов.
216 отцеп: Один или несколько железнодорожных вагонов одного назначения, отцепляемых от расформировываемого железнодорожного состава и направляемых на соответствующий железнодорожный путь.
217 категория отцепа: Классификация отцепов по весовым и динамическим показателям скатывания с сортировочной горки.
Примечания
1 По динамическим показателям скатывания отцепы различают на очень плохие, плохие, хорошие и очень хорошие бегуны.
2 По весовым показателям вагоны в отцепах делятся на легкие, средние, тяжелые и очень тяжелые.
218 база железнодорожного вагона: Расстояние между центрами крайних тележек вагона по шкворням.
Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики
219 безопасная система железнодорожной автоматики и телемеханики: Система железнодорожной автоматики и телемеханики, удовлетворяющая установленному уровню безопасности.
220 безопасное поведение при отказе железнодорожной автоматики и телемеханики: Переход системы железнодорожной автоматики и телемеханики в защитное необратимое состояние при появлении отказов.
221 безопасное реле: Электромагнитное реле специальной конструкции для систем железнодорожной автоматики и телемеханики со строго нормируемыми параметрами, несимметричность характеристики отказов которого достигается за счет выполнения ряда требований безопасности, что позволяет не контролировать его работу.
222 безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики: Свойство железнодорожной автоматики и телемеханики непрерывно сохранять работоспособное или защитное состояние в течение установленного времени или наработки на отказ.
223 безопасный интерфейс с объектами железнодорожной автоматики и телемеханики: Способы и средства безопасного взаимодействия системы железнодорожной автоматики и телемеханики с объектами управления и контроля.
224 доказательство безопасности железнодорожной автоматики и телемеханики: Совокупность материалов доказательного характера, отражающих процесс выполнения требований по обеспечению безопасности на всех этапах жизненного цикла железнодорожной автоматики и телемеханики.
225 защитное состояние железнодорожной автоматики и телемеханики: Неработоспособное состояние элемента, устройства, системы железнодорожной автоматики и телемеханики, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять установленные функции по обеспечению безопасности движения железнодорожных поездов, соответствуют требованиям нормативных документов.
226 защитный отказ железнодорожной автоматики и телемеханики: Событие, при котором элемент, устройство, система железнодорожной автоматики и телемеханики переходит в защитное состояние.
227 испытание на безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики: Испытание, проводимое с целью подтверждения показателей безопасности системы железнодорожной автоматики и телемеханики.
228 концепция безопасности железнодорожной автоматики и телемеханики: Совокупность положений, в соответствии с которыми осуществляется построение системы железнодорожной автоматики и телемеханики, отвечающей требованиям безопасности.
229 критерий опасного отказа железнодорожной автоматики и телемеханики: Признак или совокупность признаков опасного состояния системы железнодорожной автоматики и телемеханики, установленные в нормативных документах и(или) конструкторской документации.
230 нормирование безопасности железнодорожной автоматики и телемеханики: Определение в нормативных документах и(или) конструкторской, проектной документации количественных и качественных требований к безопасности системы железнодорожной автоматики и телемеханики.
231 показатель безопасности железнодорожной автоматики и телемеханики: Количественная или качественная характеристика, влияющая на безопасность системы железнодорожной автоматики и телемеханики.
Примечание - Показатель безопасности, значение которого определено нормативными документами и(или) конструкторской, проектной документацией на систему железнодорожной автоматики и телемеханики, называют нормируемым.
232 опасное состояние железнодорожной автоматики и телемеханики: Неработоспособное состояние системы железнодорожной автоматики и телемеханики, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять установленные функции по обеспечению безопасности движения железнодорожных поездов, не соответствует требованиям нормативных документов.
233 опасный отказ железнодорожной автоматики и телемеханики: Событие, при котором нарушаются работоспособное и защитное состояния системы железнодорожной автоматики и телемеханики.
234 отказ программно-аппаратных средств железнодорожной автоматики и телемеханики: Искажение выполняемого алгоритма вследствие ошибки в программе или базе данных, отказа или сбоя аппаратных средств системы железнодорожной автоматики и телемеханики.
235 программа обеспечения безопасности железнодорожной автоматики и телемеханики: Организационно-технический документ, определяющий перечень и взаимосвязь работ, производимых на стадиях разработки, серийного изготовления и эксплуатации системы железнодорожной автоматики и телемеханики, направленных на обеспечение установленного уровня безопасности.
236 реконфигурация железнодорожной автоматики и телемеханики: Изменение структуры системы железнодорожной автоматики и телемеханики путем отключения неисправных или включения резервных или восстановленных элементов системы железнодорожной автоматики и телемеханики.
237 резервирование системы железнодорожной автоматики и телемеханики: Введение избыточности в структуру системы железнодорожной автоматики и телемеханики с целью повышения ее отказоустойчивости и безопасности.
238 уровень безопасности железнодорожной автоматики и телемеханики: Предельное значение показателей безопасности, устанавливаемое для определенного типа систем железнодорожной автоматики и телемеханики.
Алфавитный указатель
автоблокировка | 109 |
автовозврат стрелки | 153 |
автодействие светофора | 183 |
автоматика и телемеханика железнодорожная | 1 |
автостоп путевой | 93 |
база железнодорожного вагона | 218 |
башмак сбрасывающий стационарный | 90 |
безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики | 222 |
блокирование пути перегона | 189 |
блокирование стрелки индивидуальное | 165 |
блокировка автоматическая | 109 |
блокировка полуавтоматическая | 115 |
блок-пост железнодорожный | 12 |
блок-участок | 13 |
вершина сортировочной горки | 201 |
взрез стрелки | 157 |
выключение светофора | 185 |
выключение секции маршрута | 171 |
выключение стрелки из зависимостей | 159 |
высота сортировочной горки | 202 |
гарнитура привода стрелочная | 37 |
горб сортировочной горки | 214 |
горка сортировочная | 15 |
горка сортировочная автоматизированная | 17 |
горка сортировочная механизированная | 16 |
горловина стрелочная | 20 |
график движения железнодорожных поездов | 7 |
датчик контроля горочного стрелочного участка | 78 |
движение пошерстное | 150 |
движение противошерстное | 151 |
доказательство безопасности железнодорожной автоматики и телемеханики | 224 |
заграждение переезда | 128 |
заезд угловой | 142 |
замедлитель вагонный | 76 |
замок контрольный стрелочный | 38 |
замыкание местное | 181 |
замыкание рельсовой цепи перегона | 194 |
замыкание секции маршрута | 172 |
замыкание стрелки | 154 |
замыкания секций маршрута центральные | 182 |
замыкатель внешний стрелочный | 39 |
запирание стрелки | 156 |
запрет движения по сигналам светофора | 127 |
извещение на переезд | 129 |
извещение на переезд предварительное | 130 |
интервал попутного следования железнодорожных поездов | 22 |
интерфейс с объектами железнодорожной автоматики и телемеханики безопасный | 223 |
испытание на безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики | 227 |
категория отцепа | 217 |
ключ-жезл | 102 |
колонка маневровая | 107 |
команда закрытия переезда | 132 |
команда ответственная | 126 |
контроль диспетчерский | 113 |
контроль негабаритной секции маршрута | 180 |
контроль положения стрелки | 161 |
контроль положения стрелки ложный | 162 |
контроль пути перегона | 188 |
концепция безопасности железнодорожной автоматики и телемеханики | 228 |
крестовина стрелочная | 35 |
критерий опасного отказа железнодорожной автоматики и телемеханики | 229 |
макет стрелочный | 44 |
маневры немаршрутизированные | 148 |
маршрут | 133 |
маршрут маневровый | 135 |
маршрут основной | 140 |
маршрут отправления | 137 |
маршрут передачи | 138 |
маршрут поездной | 134 |
маршрут приема | 139 |
маршрут скатывания отцепов на сортировочной горке | 141 |
маршруты враждебные | 136 |
надвиг железнодорожного подвижного состава | 209 |
накопление маршрутов | 147 |
направление движения по пути перегона | 192 |
нормирование безопасности железнодорожной автоматики и телемеханики | 230 |
оборудование железнодорожной автоматики и телемеханики напольное | 103 |
оповещение работающих на путях | 119 |
остряк сбрасывающий стрелочный | 32 |
отказ железнодорожной автоматики и телемеханики защитный | 226 |
отказ железнодорожной автоматики и телемеханики опасный | 233 |
отказ программно-аппаратных средств железнодорожной автоматики и телемеханики | 234 |
открытие светофора повторное | 186 |
отмена маршрута | 143 |
отцеп | 216 |
парк железнодорожных путей | 19 |
педаль рельсовая | 100 |
перевод стрелки аварийный | 152 |
перевод стрелки вспомогательный | 158 |
перевод стрелки индивидуальный | 160 |
перевод стрелок маршрутный | 163 |
перевод стрелок последовательный | 170 |
перевод стрелочный железнодорожный | 24 |
перегон железнодорожный | 11 |
передвижения немаршрутизированные | 149 |
переезд железнодорожный | 18 |
перекрытие светофора | 184 |
поведение при отказе железнодорожной автоматики и телемеханики безопасное | 220 |
поезд железнодорожный | 21 |
позиция тормозная | 215 |
показатель безопасности железнодорожной автоматики и телемеханики | 231 |
положение стрелки нормальное | 166 |
положение стрелки охранное | 167 |
положение стрелки переведенное | 168 |
пост маневровый | 108 |
потеря контроля стрелки | 169 |
привод стрелочный железнодорожный | 26 |
программа обеспечения безопасности железнодорожной автоматики и телемеханики | 235 |
проектирование железнодорожной автоматики и телемеханики | 4 |
пункт железнодорожный раздельный | 9 |
путь боковой | 71 |
путь вытяжной станционный | 72 |
путь главный | 70 |
путь железнодорожный специализированный по направлению | 73 |
путь железнодорожный станционный | 14 |
путь надвига | 200 |
размыкание блок-участков искусственное | 191 |
размыкание блок-участков пути перегона искусственное | 191 |
размыкание маршрута посекционное | 174 |
размыкание рельсовой цепи перегона | 195 |
размыкание секции маршрута | 173 |
размыкание секции маршрута искусственное | 175 |
размыкание секции при угловом заезде | 176 |
размыкание секций маршрутное | 177 |
регулирование движения поездов интервальное | 6 |
регулирование скорости скатывания отцепов | 118 |
режим автоматической локомотивной сигнализации рельсовой цепи | 199 |
режим рельсовой цепи контрольный | 197 |
режим рельсовой цепи нормальный | 196 |
режим рельсовой цепи шунтовой | 198 |
режим электропитания светофора | 187 |
резервирование системы железнодорожной автоматики и телемеханики | 237 |
реконфигурация железнодорожной автоматики и телемеханики | 236 |
реле безопасное | 221 |
роспуск железнодорожного подвижного состава | 210 |
светофор входной | 47 |
светофор выходной | 48 |
светофор горочный | 49 |
светофор железнодорожный | 46 |
светофор заградительный | 50 |
светофор локомотивный | 51 |
светофор маневровый | 53 |
светофор маршрутный | 54 |
светофор переездный | 55 |
светофор повторительный | 56 |
светофор поездной | 52 |
светофор предупредительный | 57 |
светофор прикрытия | 58 |
светофор проходной | 59 |
светофор совмещенный | 61 |
светофоры в створе | 60 |
секция маршрута | 74 |
сердечник стрелочной крестовины подвижной | 36 |
сигнализация как самостоятельное средство сигнализации и связи локомотивная автоматическая | 111 |
сигнализация локомотивная автоматическая | 110 |
сигнализация локомотивная маневровая | 114 |
сигнализация обвальная | 87 |
сигнализация светофорная переездная автоматическая | 80 |
сигнал светофора пригласительный | 62 |
система железнодорожной автоматики и телемеханики | 2 |
система железнодорожной автоматики и телемеханики безопасная | 219 |
система сортировочная | 208 |
система электрожезловая | 120 |
смена направления движения | 193 |
смена направления движения вспомогательная | 190 |
смена направления движения по пути перегона | 193 |
смена направления движения по пути перегона вспомогательная | 190 |
снятие предварительного извещения на переезд | 131 |
соединитель стрелочный | 45 |
соединитель стыковой рельсовый | 99 |
состав маневровый | 23 |
состояние железнодорожной автоматики и телемеханики защитное | 225 |
состояние железнодорожной автоматики и телемеханики опасное | 232 |
состояние секции маршрута занятое ложное | 178 |
состояние секции маршрута свободное ложное | 179 |
способность сортировочной горки перерабатывающая | 207 |
средства автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда | 84 |
станция автономного управления | 121 |
станция диспетчерского управления | 122 |
станция железнодорожная | 10 |
стрелка в пути | 30 |
стрелка железнодорожная | 25 |
стрелка нецентрализованная | 27 |
стрелка одиночная | 40 |
стрелка перекрестная | 29 |
стрелка сбрасывающая | 31 |
стрелка с двойным управлением | 42 |
стрелка с магистральным питанием | 43 |
стрелка спаренная | 41 |
стрелка централизованная | 28 |
стык рельсовой цепи изолирующий | 97 |
стык рельсовой цепи негабаритный | 98 |
съезд стрелочный | 33 |
съезд стрелочный перекрестный | 34 |
торможение отцепов | 211 |
торможение отцепов интервальное | 212 |
торможение отцепов прицельное | 213 |
точка сортировочного пути расчетная | 205 |
указатель маршрутный | 63 |
упор тормозной стационарный | 92 |
управление на железнодорожном транспорте диспетчерское | 5 |
управление на участке диспетчерской централизации резервное | 125 |
управление на участке диспетчерской централизации станционное | 123 |
управление объектами железнодорожной станции местное | 124 |
управление стрелками местное | 164 |
уровень безопасности железнодорожной автоматики и телемеханики | 238 |
условия безопасности движения железнодорожных поездов | 8 |
установка маршрута | 144 |
установка маршрута без открытия светофора | 145 |
установка маршрута отправления хозяйственного поезда | 146 |
установка стрелки в охранное положение | 155 |
устройства горочной механизации и автоматизации | 77 |
устройство безопасности локомотивное | 83 |
устройство заграждения переезда | 82 |
устройство ключевой зависимости стрелок и сигналов | 85 |
устройство контрольно-габаритное | 94 |
устройство контроля бдительности машиниста | 88 |
устройство контроля заполнения подгорочных путей | 79 |
устройство контроля схода подвижного состава | 89 |
устройство оповещения о приближении поезда | 86 |
устройство счета осей | 91 |
участок защитный | 68 |
участок сортировочной горки контрольный | 75 |
участок сортировочной горки скоростной | 206 |
участок предмаршрутный | 65 |
участок приближения | 66 |
участок путевой | 64 |
участок стрелочный горочный | 69 |
участок удаления | 67 |
централизация автоматическая горочная | 117 |
централизация диспетчерская | 112 |
централизация стрелок и сигналов электрическая | 116 |
цепь рельсовая | 95 |
цепь рельсовая горочная | 96 |
часть сортировочной горки надвижная | 204 |
часть сортировочной горки спускная | 203 |
шкаф релейный | 106 |
шлагбаум переездной | 81 |
шлейф путевой | 104 |
щиток переездной сигнализации | 101 |
эксплуатация железнодорожной автоматики и телемеханики техническая | 3 |
ящик путевой | 105 |
(Измененная редакция, Изм. N 1).
Электронный текст документа
и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2010
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена