allgosts.ru01. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ТЕРМИНОЛОГИЯ. СТАНДАРТИЗАЦИЯ. ДОКУМЕНТАЦИЯ01.040. Словари

ГОСТ Р ИСО 10075-2011 Эргономические принципы обеспечения адекватности умственной нагрузки. Основные термины и определения

Обозначение:
ГОСТ Р ИСО 10075-2011
Наименование:
Эргономические принципы обеспечения адекватности умственной нагрузки. Основные термины и определения
Статус:
Действует
Дата введения:
12.01.2012
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
01.040.13, 13.180

Текст ГОСТ Р ИСО 10075-2011 Эргономические принципы обеспечения адекватности умственной нагрузки. Основные термины и определения


ГОСТ Р ИСО 10075-2011



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДЕКВАТНОСТИ УМСТВЕННОЙ НАГРУЗКИ

Основные термины и определения

Ergonomic principles of assurance of adequacy of mental work-load. General terms and definitions



ОКС 01.040.13; 13.180

Дата введения 2012-12-01



Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 ноября 2011 г. N 529-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 10075:1991* "Эргономические принципы обеспечения адекватности умственной нагрузки. Основные термины и определения" (ISO 10075:1991 "Ergonomic principles related to mental work-load - General terms and definitions")
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить перейдя по ссылке на сайт . - .

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение


В настоящем стандарте представлены термины, относящиеся к умственной нагрузке и ее последствиям, которые должны быть учтены в данной области. В стандарте приведен более полный набор терминов по сравнению с ИСО 6385:1981 "Применение эргономических принципов при проектировании производственных систем".

1 Область применения

1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает термины в области умственной нагрузки, включая такие термины, как умственный стресс и умственное напряжение, и устанавливает взаимосвязи между рассматриваемыми понятиями.

Стандарт может быть применен при проектировании рабочих заданий с учетом умственной нагрузки. Стандарт обеспечивает использование одинаковой терминологии экспертами и практиками как в области эргономики, так и за ее пределами.

В настоящем стандарте не представлены термины, относящиеся к методам измерений и принципам проектирования производственного задания.

2 Общие понятия


Любая деятельность, даже физическая, может приводить к умственному стрессу*. В настоящем стандарте "умственный стресс" является термином, используемым для обозначения любого внешнего воздействия на умственное состояние человека. Умственный стресс вызывает процессы увеличения или уменьшения умственного напряжения человека. Умственное напряжение имеет как положительные, так и отрицательные последствия, такие как усталость и/или состояния, аналогичные усталости. Непрямыми последствиями умственного напряжения могут быть обучение и приобретение практических навыков. Последствия умственного напряжения, упомянутые в настоящем стандарте, могут отличаться по форме и интенсивности в зависимости от индивидуальных и ситуационных предварительных условий.
_______________
* См. приложение А, пункт А.4.


В настоящем стандарте выражение "умственный" использовано по отношению к процессам, связанным с переживаниями и поведением человека. Термин "умственный" в этом смысле относится к когнитивным, информационным и эмоциональным процессам. Применение данного термина обусловлено тем, что отмеченные аспекты являются взаимосвязанными и на практике их нельзя рассматривать раздельно.

3 Определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 умственный стресс: Состояние, возникающее при воздействии начеловека всех учитываемых внешних источников, влияющих на умственное состояние человека*.

en

mental stress

_______________
* См. приложение А.


3.2 умственное напряжение: Прямое недолговременное последствие умственного стресса, зависящее от индивидуальных привычек и фактического начального состояния человека*, в том числе индивидуальных способов психологической адаптации.

en

mental strain

_______________
* См. приложение А, пункт А.3.


3.3 Последствия умственного напряжения*
_______________
* Порядок определения последующих терминов не предполагает наличия какой-либо функциональной взаимосвязи.

3.3.1 Положительные последствия

3.3.1.1 врабатываемость: Свойство организма постепенно мобилизовать свои функциональные возможности в условиях умственной нагрузки, выражающееся в том, что через короткое время после начала деятельности для выполнения работы требуется меньше усилий.

en

warming-up effect

3.3.1.2 активизация: Внутреннее состояние человека, характеризуемое определенной степенью умственной и физической работоспособности.

Примечание 1 - Умственное напряжение может приводить к разным степеням активизации в зависимости от его продолжительности и интенсивности. Существует область, в которой активизация оптимальна, т.е. не слишком низкая или высокая, что обеспечивает наилучшую функциональную производительность. Следует помнить, что слишком резкое увеличение напряжения может привести к нежелательной сверхактивизации.

en

activation

3.3.2 Отрицательные последствия

Отрицательные последствия различают по времени, необходимому для восстановления после их воздействия, средствам достижения этого восстановления, а также по симптомам. Отрицательные последствия могут быть общими или специфическими, требующими времени или изменения деятельности для восстановления.

3.3.2.1 умственная усталость: Временное снижение умственной и физической функциональной производительности, зависящее от интенсивности, продолжительности и изменений во времени предшествующего умственного напряжения. Для быстрого восстановления при умственной усталости необходим отдых, а не смена вида деятельности.

Примечание 2 - Понижение функциональной производительности проявляется, например, в виде ощущения утомленности, менее благоприятном соотношении между результатом и предпринимаемыми усилиями, появлении определенного типа ошибок, частоте их появления и т.п. Степень отрицательных последствий также зависит от индивидуальных особенностей человека и его начального состояния.

en

mental fatigue

3.3.2.2 состояние, сходное с усталостью: Состояние, возникающее у человека в результате воздействия умственного напряжения, вызванного однообразием действий и ситуаций. Такие состояния быстро исчезают после введения изменений в выполняемое задание и/или окружающую среду/ситуацию. К подобным состояниям относятся: скука, снижение бдительности и умственное пресыщение.

Примечание 3 - Как правило, ощущения утомления присущи как состоянию умственной усталости, так и аналогичным усталости состояниям. Однако в последнем случае они отличаются от состояния умственной усталости своей кратковременностью. При аналогичных усталости состояниях межличностные различия проявляются особенно сильно.

en

fatigue-like states

3.3.2.2.1 монотония*: Медленно развивающееся состояние пониженной активности, возникающее при длительном выполнении однообразных, повторяющихся заданий или действий, проявляющееся в виде сонливости, снижения общего уровня активности, уменьшения или колебания работоспособности, снижения адаптируемости и восприимчивости и сопровождающееся повышением неравномерности частоты сердечных сокращений.

en

monotony

_______________
* В качестве синонима термину "монотония" иногда применяют термин "состояние однообразия".

3.3.2.2.2 снижение бдительности: Медленно развивающееся состояние, характеризующееся пониженной способностью к обнаружению (например, при отслеживании экранов радаров или панелей управления приборов), возникающее при выполнении однообразных заданий по обнаружению.

Примечание 4 - Монотония и снижение бдительности могут быть дифференцированы по причинам, их вызывающим, а не по следствиям.

en

reduced vigilance

3.3.2.2.3 умственное пресыщение: Состояние нервно-неустойчивого, сильного эмоционального неприятия повторяющихся заданий или ситуаций, при котором переживания человека сводятся к ощущению "медленно тянущегося времени" и "топтания на месте".

Примечание 5 - Дополнительными симптомами умственного пресыщения являются раздражение, пониженная производительность труда и/или ощущение утомления и стремление прекратить деятельность. Умственное пресыщение в противоположность монотонии и снижению бдительности характеризуется неизменным или даже более высоким уровнем активизации, сопровождающимся отрицательными эмоциями.

en

mental satiation

3.3.3 Другие последствия

3.3.3.1 практический опыт: Устойчивое изменение индивидуальной производительности труда, связанное с обучением вследствие неоднократного переживания умственного напряжения.

en

practice effect


Приложение А (справочное). Дополнительные объяснения терминов и понятий

Приложение А
(справочное)

А.1 На рисунке А.1 показаны связи между умственным стрессом, индивидуальными факторами и фактическим умственным напряжением с его прямыми последствиями. Связи представлены в упрощенном виде, при этом не рассмотрено потенциальное взаимное воздействие, а различные условия, вызывающие умственный стресс, как и различные индивидуальные факторы, сгруппированы вместе. Для каждой группы приведены лишь примеры. Таким образом, списки не являются исчерпывающими. Последовательность перечисленных примеров не является упорядоченной.


Рисунок А.1 - Взаимосвязь стресса и напряжения при умственной нагрузке


Рисунок А.1 - Взаимосвязь стресса и напряжения при умственной нагрузке


А.2 Помимо последствий умственного напряжения, рассмотренных в настоящем стандарте, имеются и другие последствия, например скука, ощущение перегруженности, которые в стандарте не рассмотрены из-за больших межличностных различий или отсутствия завершенных результатов исследований.

А.3 В зависимости от предшествовавшей деятельности или исходного состояния человека одна и та же ситуация может приводить к умственному стрессу с возрастанием или снижением умственного напряжения. Например, при чтении книги возникает умственный стресс, приводящий к повышенному умственному напряжению; однако чтение той же книги после продолжительной интенсивной дискуссии может вызывать умственный стресс, приводящий к снижению умственного напряжения.

А.4 Из-за различия в значениях слов при использовании языка специалистов и разговорного языка могут возникать лингвистические трудности. Если в разговорном языке стресс имеет отрицательный оттенок, то в настоящем стандарте это слово является нейтральным, включающим все поддающиеся оценке факторы, воздействующие на человека извне и влияющие на его умственное состояние. Как следствие, "умственный стресс" как технический термин включает также внешние воздействия, о которых в разговорном языке говорят, как об "облегчающих напряжение".

Алфавитный указатель терминов на русском языке

активизация

3.3.1.2

врабатываемость

3.3.1.1

монотония

3.3.2.2.1

практический опыт

3.3.3.1

снижение бдительности

3.3.2.2.2

состояние, сходное с усталостью

3.3.2.2

умственное напряжение

3.2

умственное пресыщение

3.3.2.2.3

умственный стресс

3.1

умственная усталость

3.3.2.1


Алфавитный указатель терминов на английском языке

activation

3.3.1.2

fatigue-like states

3.3.2.2

mental fatigue

3.3.2.1

mental satiation

3.3.2.2.3

mental strain

3.2

mental stress

3.1

monotony

3.3.2.2.1

practice effect

3.3.3.1

reduced vigilance

3.3.2.2.2

warming-up effect

3.3.1.1


Библиография

[1]

ISO 9001:2008 Quality management systems - Requirements (ИСО 9001:2008 Системы менеджмента качества - Требования)

[2]

Donovan, N., Brown, J. and Bellulo, L., Satisfaction with public services - A discussion paper, Strategy Unit, Cabinet Office, London, November 2001 (<http://www.strategy.gov.uk/downloads/files/satisfaction.pdf>)

[3]

Great Britain. Data Protection Act 1998 (DPA). London: The Stationery Office




Электронный текст документа
и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2012