allgosts.ru01. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ТЕРМИНОЛОГИЯ. СТАНДАРТИЗАЦИЯ. ДОКУМЕНТАЦИЯ01.040. Словари

ГОСТ Р ИСО 10075-2011 Эргономические принципы обеспечения адекватности умственной нагрузки. Основные термины и определения

Обозначение:
ГОСТ Р ИСО 10075-2011
Наименование:
Эргономические принципы обеспечения адекватности умственной нагрузки. Основные термины и определения
Статус:
Действует
Дата введения:
12/01/2012
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
01.040.13, 13.180

Текст ГОСТ Р ИСО 10075-2011 Эргономические принципы обеспечения адекватности умственной нагрузки. Основные термины и определения



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ


ГОСТ Р исо 10075-2011


НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДЕКВАТНОСТИ УМСТВЕННОЙ НАГРУЗКИ

Основные термины и определения

ISO 10075:1991

Ergonomic principles related to mental work-load — General terms and definitions

(IDT)

Издание официальное

Москва

Стандарты нформ 2012


Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N91&4-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (АНО «НИЦ КД») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом ло стандартизации ТК 201 «Эргономика»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 ноября 2011 г. Ne 529-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 10075:1991 «Эргономические принципы обеспечения адекватности умственной нагрузки. Основные термины и определения» (ISO 10075:1991 «Ergonomic principles related to mental work-load — General terms and definitions»)

5    8ВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется е ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

& Стандартинформ, 2012

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

in

Введение

В настоящем стандарте представлены термины, относящиеся к умственной нагрузке и ее последствиям. которые должны быть учтены в данной области. В стандарте приведен более полный набор терминов по сравнению с ИСО 6385:1981 «Применение эргономических принципов при проектировании производственных систем*».

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДЕКВАТНОСТИ УМСТВЕННОЙ НАГРУЗКИ

Основные термины и определения

Ergonomic principles of assurance of adequacy of mental work-load. General terms and definitions

Дата введения — 2012—12—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины в области умственной нагрузки, включая такие термины. как умственный стресс и умственное напряжение, и устанавливает взаимосвязи между рассматриваемыми понятиями.

Стандарт может быть применен при проектировании рабочих заданий с учетом умственной нагрузки. Стандарт обеспечивает использование одинаковой терминологии экспертами и практиками как в области эргономики, так и за ее пределами.

В настоящем стандарте не представлены термины, относящиеся к методам измерений и принципам проектирования производственного задания.

2    Общие понятия

Любая деятельность, даже физическая, может приводить к умственному стрессу1). В настоящем стандарте «умственный стресс» является термином, используемым для обозначения любого внешнего воздействия на умственное состояние человека. Умственный стресс вызывает процессы увеличения или уменьшения умственного напряжения человека. Умственное напряжение имеет как положительные, так и отрицательные последствия, такие как усталость и/или состояния, аналогичные усталости. Непрямыми последствиями умственного напряжения могут быть обучение и приобретение практических навыков. Последствия умственного напряжения, упомянутые в настоящем стандарте, могут отличаться по форме и интенсивности в зависимости от индивидуэльных и ситуационных предварительных условий.

8 настоящем стандарте выражение «умственный» использовано по отношению к процессам, связанным с переживаниями и поведением человека. Термин «умственный» в этом смысле относится к когнитивным, информационным и эмоциональным процессам. Применение данного термина обусловлено тем. что отмеченные аспекты являются взаимосвязанными и на практике их нельзя рассматривать раздельно.

3    Определения

8 настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 умственный стресс: Состояние, возникающее при воздействии на еп mental stress человека всех учитываемых внешних источников, влияющих на умственное состояние человека2*.

См. приложение А. пункт А.4. 21 См. приложение А.

Иэдение официальное

3.2    умственное напряжение: Прямое недолговременное последствие ел mental strain умственного стресса, зависящее от индивидуальных привычек и фактического

начального состояния человека), в том числе индивидуальных способов пси* хологической адаптации.

3.3    Последствия умственного напряжения )

3.3.1    Положительные последствия

3.3.1.1    врабатываемость: Свойство организма постепенно мобилизо- вп warming-up effect вать свои функциональные возможности в условиях умственной нагрузки, выражающееся в том, что через короткое время после начала деятельности

для выполнения работы требуется меньше усилий.

3.3.1.2    активизация: внутреннее состояние человека, характеризуем en activation мое определенной степенью умственной и физической работоспособности.

Примечание 1 — Умственное напряжение может приводить к резным степеням активизации в зависимости от его продолжительности и интенсивности. Существует область, а которой активизация оптимальна, т. е. не слишком низкая или высокая, что обеспечивает наилучшую функциональную производительность. Следует помнить, что слишком резкое увеличение напряжения может привести к нежелательной сверхактиаи-эвции.

3.3.2 Отрицательные последствия

Отрицательные последствия различают по времени, необходимому для восстановления после их воздействия, средствам достижения этого восстановления. а также по симптомам. Отрицательные последствия могут быть общими или специфическими, требующими времени или изменения деятельности для восстановления.

3.3.2.1    умственная усталость: Временное снижение умственной и en mental fatigue физической функциональной производительности, зависящее от интенсивности. продолжительности и изменений во времени предшествующего

умственного напряжения. Для быстрого восстановления при умственной усталости необходим отдых, а не смена вида деятельности.

Примечание 2 — Понижение функциональной производительности проявляется. например, в виде ощущения утомленности, менее благоприятном соотношении между результатом и предпринимаемыми усилиями, появлении определенного типа ошибок, частоте их появления и т. п. Степень отрицательных последствий также зависит от индивидуальных особенностей человека и его начального состояния.

3.3.2.2    состояние, сходное с усталостью: Состояние, возникающее у en fatigue-like states человека в результате воздействия умственного напряжения, вызванного

однообразием действий и ситуаций. Такие состояния быстро исчезают после введения изменений в выполняемое задание и/или окружающую среду/ситуа* цию. К подобным состояниям относятся: скука, снижение бдительности и умственное пресыщение.

Примечание 3 — Как правило, ощущения утомления присущи как состоянию умственной усталости, так и аналогичным усталости состояниям. Однвко в последнем случае они отличаются от состояния умственной усталости своей кратковременностью. При аналогичных усталости состояниях межличностные различия проявляются особенно сильно.

3.3.2.2.1 мокотония3:: Медленно развивающееся состояние понижен- en monotony ной активности, возникающее при длительном выполнении однообразных, повторяющихся заданий или действий, проявляющееся в виде сонливости.

снижения общего уровня активности, уменьшения или колебания работоспо* собности. снижения адаптируемости и восприимчивости и сопровождающееся повышением неравномерности частоты сердечных сокращений.

3.3.2.2.2    снижение бдительности: Медленно развивающееся состоя* en reduced vigilance ние. характеризующееся пониженной способностью к обнаружению (напри*

мер. при отслеживании экранов радаров или панелей управления приборов), возникающее при выполнении однообразных заданий по обнаружению.

Примечание 4 — Монотония и снижение бдительности могут быть дифференцированы по причинам, их вызывающим, а не по следствиям.

3.3.2.2.3    умственное пресыщение: Состояние нервно-неустойчивого, en mental satiation сильного эмоционального неприятия повторяющихся заданий или ситуаций.

при котором переживания человека сводятся к ощущению «медленно тянущегося времени» и «топтания на месте».

Примечание 5 — Дополнительными симптомами умственного пресыщения являются раздражение, пониженная производительность труда иГили ощущение утомления и стремление прекратить деятельность. Умственное пресыщение а противоположность монотонии и снижению бдительности характеризуется неизменным или даже более высоким уровнем активизации, сопровождающимся отрицательными эмоциями.

3.3.3 Другие последствия

3.3.3.1 практический опыт: Устойчивое изменение индивидуальной en practice effect производительности труда, связанное с обучением вследствие неоднократного переживания умственного напряжения.

Приложение А (справочное)

Дополнительные объяснения терминов и понятий

А.1 Не рисунке А.1 показаны связи между умственным стрессом, индивидуальными факторами и фактическим умственным напряжением с его прямыми последствиями. Связи представлены в упрощенном виде, при атом не рассмотрено потенциальное взаимное воздействие, а различные условия, вызывающие умственный стресс, как и различные индивидуальные факторы, сгруппированы вместе. Для каждой группы приведены лишь примеры. Таким образом, списки не являются исчерпывающими. Последовательность перечисленных примеров не является упорядоченной.

А.2 Помимо последствий умственного напряжения, рассмотренных в настоящем стандарте, имеются и другие последствия, например скука, ощущение перегруженности, которые в стандарте не рассмотрены из-за больших межличностных различий или отсутствия завершенных результатов исследований.

А.З 8 зависимости от предшествовавшей деятельности или исходного состояния человека одна и та же ситуация может приводить к умственному стрессу с возрастанием или снижением умственного напряжения. Например, при чтении книги возникает умственный стресс, приводящий к повышенному умственному напряжению; однако чтение той же книги после продолжительной интенсивной дискуссии может вызывать умственный стресс, приводящий к снижению умственного напряжения.

А.4 из-за различия в значениях слов при использовании языка специалистов и разговорного языка могут возникать лингвистические трудности. Если в разговорном языке стресс имеет отрицательный оттенок, то в настоящем стандарте зто слово является нейтральным, включающим все поддающиеся оценке факторы, воздействующие на человека извне и влияющие не его умственное состояние. Как следствие, «умственный стресс» как технический термин включает также внешние воздействия, о которых в разговорном языке говорят, как об «облегчающих напряжение».

Человек    Соела


СЫУМОМЫ» МММСПКЯ и* умственный стресс. ИПЙМШ

Рабочие требоваят

еизичеовае условия

Ссикапьиые и ортвиивазжхнье фалоры

Обществен ые факторы (енвииие по отиои»<я« к «ив Miami)

Например

Напрммр

напримр

►Флсыыво

Нспрсвыиюе а имение

Освещетые (яртсстъ.

Тиюргамзатзы

Соцхагъные юонтаиты

(наблом-мв за экраном радара а

««траст бпеао

1 структуре управлмна.

(робота в изогамии.

гое*»* длительное периода •оомени)

Клптмтинеоснв

правит) общении)

отношении с «яиеитаии)

Обработке ячфооиедо («хлмоетьз и «вместо© сигналов.

>сгаи» (т*угчдоу0д. оявлюстъ, движение

Апмхферб» 9&гачия4^ (отн^швмме х

Социальные тробева*» (отаетстаонюсп. за

«вторые иеоОнМиМОбнврумпь.

воздуха)

новым работницам

общественное

построение заижзчвчий на

усчуммюспме

эдроеоокроие**? и

основе неполной «ьфоочацк» выбор «нейду «п»тер)чииы*>ик

Шуыором»* грзяиости. ШГ> свои

отношений)

благооостснмив)

моиэит»м действий)

•легата)

Групповые фактооы

Овет стае»-ость ов

((руллоевй структуре.

Культурный урж>ч

здоровье и безопасность попоет

СМММИ ПООНЗМЫИПвГЬНОСТИ)

Истода (домаь. шторм)

сплоченность}

(поиеыпеиые работке условия, зарплате нормы)

Пройотомтегьнесть и

Залах |гри»тныА

Руководство (СтромЗ

аовиянная «артяид деатвлынхтн

ивприяомй]

надзор, дирестианоо

Э«сиомнессае ситуада

(часы реботы, перерывы дли отдыхе пхметев* работа) Содедамте эмзмяя [ллымромиие. выпогнсние. «онтроль. oua*«ai

Опасность (работа под эеыпей транспорт работа с еюв^хтъмм еешестммм)

управление)

КОнфГИТТЫ (Мвнау группами сотруднивв)

(рынок труда}


X

S


а.

С


Индивидуальные характеристики. иаиеияоиме взаимосвязи между стрессом и напряжением, напоимео

Уроее»*

целеустремленности, уверенность в своих силах мотивация, отношение к работе, типы психологической адаптации

Способности, умения, знания опыт

Общее состояние, адорам телосложение возраст, питание

Фактическое состояние, исходный уровень активизации



Полеамгвлыше последствия

Отрицательные последствия

йзктие последетшя

вребетьмеемость активизация

Умственная усталость иГкпи состояние, сходное с усталостью (моиотоиия. снижение бдительности умственное пресыщение)

Практический опыт


Воздействие


Рисунок А.1 — Взаимосвязь стрессе и напряжения при умственной нагрузке

Алфавитный указатель терминов на русском языке

активизация.........

врабатыавемость.......

монотония...........

практический опыт........

снижение бдительности.....

состояние, сходное с усталостью

умственное напряжение.....

умственное пресыщение.....

умственный стресс.......

умственная усталость......

Алфавитный указатель терминов на английском языке

activetlon.......

fatigue-like stales . . mental fatigue . . . . mental satiation . . .

mental strain.....

mental stress.....

monotony......

practice effect . . . . reduced vigilance . . warming-up effect . .

3.3.12

3.3.1.1

3.3.2.2.1

3.3.3.1

3.3.2.2.2

3.3.2.2 . . 3.2

3.3.2.2.3 . . 3.1 3.3.2.1


3.3.1.2

3.3.2.2

3.3.2.1 3.3.2.2.3

. . 3.2 . . 3.1

3.3.2.2.1

3.3.3.1

3.3.2.2.2

3.3.1.1


Библиография

(1)    ISO 9001:2008 Quality management systems — Requirements (ИСО 9001:2008 Системы менеджмента качества — Требование}

(2)    Donovan. N.. Brown. J. and 8eilulo. L.. Satisfaction with public services — A discussion paper. Strategy Unit. Cabinet Office. London. November 2001 (<httpJ/vrww.strategy.gov.uk/downloads/fUes/satlsfactlon.pd<>)

(3} Great Britain. Data Protection Act 1998 (DPA). London: The Stationery Office

УДК 658:562.014:006.354    ОКС 01.040.13: 13.180

Ключевые слова: эргономика, эргономические принципы проектирования, умственная нагрузка, умственная усталость, умственное напряжение, снижение бдительности, монотония

Редактор И.В. Шныиих Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор ИЛ. Королева Компьютерная верстка ЛЛ. Круговой

Слано в пабов 26.06 2012. Подписано в печать 09.07.2012. Формат 60 к 84у£ Гарнитура Ариел Уел. печ. п. 1.40. Уч.-иад. п. 0.70. Тираж 89 »ю. Зак 60S.

ФГУП «СТЛНДАРТИНФОРМ». 123995 Москва. Гранатный пер.. 4     in!o@90sbn!o ги

Набрано во ФГУП «СТЛНДАРТИНФОРМ» на ПЭ6М.

Отпечатано в филиале ФГУП «СТЛНДАРТИНФОРМ» — тип. «Московский печатник», 105062 Москва. Лялин пер.. 6.

П См. приложение А. пункт А.З.

> Порядок определения последующих терминов не предполагает наличия какой-либо функциональной взаимосвязи.

* В качестве синонима термину «монотонна* иногда применяют термин «состояние однообразия».