allgosts.ru03. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ, УПРАВЛЕНИЕ И КАЧЕСТВО. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ.03.120. Качество

ГОСТ Р ИСО 37101-2018 Устойчивое развитие в сообществах. Система менеджмента. Общие принципы и требования

Обозначение:
ГОСТ Р ИСО 37101-2018
Наименование:
Устойчивое развитие в сообществах. Система менеджмента. Общие принципы и требования
Статус:
Действует
Дата введения:
03/01/2019
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.120.10

Текст ГОСТ Р ИСО 37101-2018 Устойчивое развитие в сообществах. Система менеджмента. Общие принципы и требования


ГОСТ Р ИСО 37101-2018


Группа Т50



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Устойчивое развитие в сообществах


СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА


Общие принципы и требования


Sustainable development in communities. Management system. Generalprinciples and requirements



ОКС 03.120.10
ОКПД2 70.22

Датавведения 2019-03-01

Предисловие

Предисловие

1ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием"Российский научно-технический центр информации по стандартизации,метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") на основесобственного перевода на русский язык англоязычной версиимеждународного стандарта, указанного в пункте 4

2ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 115 "Устойчивоеразвитие административно-территориальных образований"

3УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства потехническому регулированию и метрологии от 7 августа 2018 г. N461-ст

4Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО37101:2016* "Устойчивое развитие в сообществах. Система менеджментадля устойчивого развития. Требования и руководство дляиспользования" (ISO 37101:2016 "Sustainable development incommunities - Management system for sustainable development -Requirements with guidance for use", IDT).
________________
*Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь идалее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке на сайт . - Примечаниеизготовителя базы данных.


Наименование настоящегостандарта изменено относительно наименования указанногомеждународного стандарта для увязки с наименованиями, принятыми всуществующем комплексе национальных стандартов РоссийскойФедерации

5ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применениянастоящего стандарта установлены в статье26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "Остандартизации в Российской Федерации". Информация обизменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (посостоянию на 1 января текущего года) информационном указателе"Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отменынастоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликованов ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя"Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление итексты размещаются также в информационной системе общегопользования - на официальном сайте Федерального агентства потехническому регулированию и метрологии в сети Интернет(www.gost.ru)

Предисловие к ИСО 37101:2016


ИСО (Международнаяорганизация по стандартизации) является всемирной федерациейнациональных органов по стандартизации (членов ИСО). Разработкумеждународных стандартов обычно проводят технические комитеты ИСО.Каждый член ИСО, заинтересованный темой, для работы над которой былсоздан соответствующий технический комитет, имеет право участвоватьв работе этого комитета. В работе также принимают участиемеждународные правительственные и неправительственные организации,поддерживающие связь с ИСО. ИСО тесно сотрудничает с Международнойэлектротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизациив области электротехники.

Процедуры, используемыедля разработки настоящего стандарта, и его дальнейшее обслуживаниеописаны в Директивах ИСО/МЭК, часть 1. В частности, следуетотметить различные критерии утверждения различных видов документовИСО. Настоящий стандарт был подготовлен в соответствии средакционными правилами Директив ИСО/МЭК, часть 2.

Значения терминов ИСО ивыражений, относящихся к оценке соответствия, а также информация осоответствии стандартов ИСО соглашению Всемирной торговойорганизации (ВТО) по техническим барьерам в торговле (ТБТ) -согласно www.iso.org/iso/foreword.html.

Международный стандартИСО 37101:2016 подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТС 268"Устойчивое развитие в административно-территориальныхобразованиях".

Введение


Настоящий стандартиспользует комплексный подход к разработке требований системыменеджмента устойчивого развития в сообществах, включая города, иобеспечивает руководство с целью:

-увеличения вклада сообществ в устойчивое развитие;

-содействия разумности и адаптивности в сообществах с учетом ихтерриториальных границ;

-оценивания результатов деятельности сообществ в продвижении кустойчивому развитию.

Этот документ разработандля создания четких рамок, которые помогут сообществу развиватьсвои цели и видение.

Настоящий стандартустанавливает требования и руководящие указания по созданиюструктуры, позволяющей сообществам стать более устойчивыми. Он неустанавливает контрольные показатели или ожидаемые результатыдеятельности.

Притом что выборустойчивого развития является глобальным, стратегии достиженияэтого на уровне сообщества являются в основном местными и поэтомумогут в разных странах и регионах различаться по контексту исодержанию. Стратегии сообществ должны отражать предварительныеусловия, приоритеты и потребности, особенно в социальной среде:например, социальное равенство, культурную идентичность и традиции,наследие, здоровье, безопасность и комфорт людей, социальнуюинфраструктуру.

Для улучшенияустойчивости развития сообщества также должны сделать выбор вотношении уважения планетарных границ с учетом ограничений, которыеэти границы накладывают.

Примечание 1 - Понятие"планетарные границы" описывает рамки, в которых должно житьчеловечество, чтобы продолжать развиваться и позволить благополучноразвиваться следующим поколениям. Изменение климата, потреблениепресной воды, изменение землепользования и потеря биоразнообразияявляются примером планетарных границ. Нарушение этих границ можетпривести к резким или необратимым изменениям, тогда как соблюдениеэтих границ значительно сокращает риски. Планетарные границы можноразрушить, чтобы избрать меры, применяемые на уровне сообщества, сучетом конкретной ситуации.

Менеджмент устойчивогоразвития в сообществах включает широкий диапазон проблем, напримерпроблемы, касающиеся экономической, социальной и природной средысообществ и их взаимодействий. Эти проблемы могут иметьстратегические, оперативные и конкурентные последствия.

Примечание 2 -Способность содействовать всесторонней гармонии и общей цели имеетосновополагающее значение для эффективного и результативногодостижения целей сообщества.


Настоящий стандартнаправлен на расширение возможностей сообществ и развитие местныхинициатив. Он ориентирован на решение экологических, социальных иэкономических вопросов, включая улучшение коммунальных услуг исоциально-экономических выгод, а также на поддержку четких целейустойчивого развития в сообществах и поощрение созданиярациональных систем планирования для их достижения.

Настоящий стандартсфокусирован на сообществах как средстве для достиженияустойчивости общества в целом. Хотя каждое сообщество имеет своисобственные ценности и интересы, все сообщества могут вывестивзаимные выгоды из соглашения в отношении владения общимиценностями и в отношении задач без освобождения отдельных деятелейот их соответствующих обязательств. Этого можно достичь только втом случае, если сообщество применит перспективный подход кпланированию с учетом общего потенциала Земли, потребностейживущего и будущих поколений, включая возможности и ресурсы дляобеспечения адаптивности.

Настоящий стандартподдерживает создание в сообществах процесса, в которомзадействовано множество участников, с помощью комплексного подхода,который облегчит сотрудничество всех заинтересованных сторон ипоможет избежать разобщенности. Предполагается, что данный документпредоставит руководство для организаций, которые внедряют другиесистемы менеджмента, совместимые с данным стандартом, например поИСО 14001, ИСО 45001, ИСО 50001, ИСО 20121, ИСО 14046 и ИСО 26000,независимо от того, вовлечены они прямо или косвенно в устойчивоеразвитие в сообществах на различных стадиях жизненного цикла.

Вовлечениезаинтересованных сторон через процесс, в котором задействованомножество участников, может принимать различные формы, такиекак:

-партнерство участников;

-участие общественности;

-сотрудничество на базе сообщества.

Все это нацелено навовлечение заинтересованных сторон в совместный диалог для болеерациональных решений.

Успешное исполнениетребований, положений данного стандарта может помочь сообществамвыработать комплексную и интегрированную стратегию устойчивогоразвития, которая отклоняется от обычных деловых подходов. Этотакже поможет сообществам показать заинтересованным сторонам, чтоимеется соответствующая система менеджмента, и стимулироватьповышение их активности.

Успешное исполнениеданного стандарта может:

-помочь в достижении консенсуса в отношении устойчивого развитиявнутри сообществ;

-улучшить устойчивость, разумность и адаптивность стратегий,программ, проектов, планов и услуг, выполняемых под прямойответственностью сообществ или на территории, с которой онисвязаны;

-сформировать межотраслевые, многопрофильные подходы к ценностям,получаемым за период эксплуатации, и к суммарной стоимости;

-способствовать взаимодействию между различными субъектамипосредством комплексного подхода;

-увеличить эффективность и привлекательность сообществ.

Успешное внедрениеданного стандарта призвано обеспечить создание основы дляразработки сообществами своих цели и видения. Пользуясьсоответствующими индикаторами и метриками, можно измеритьрезультаты стратегий, программ, проектов, планов и услуг посообществам. Метрики и показатели взаимосвязаны, но часторазрабатываются по разным причинам. Метрики имеют более техническуюнаправленность, например параметр производительности продукта,процесса или элемент инфраструктуры.

Стандарты, разработанныеИСО/ТК 268, стремятся использовать метрики и индикаторы дляструктурированной и согласованной поддержки устойчивого, разумногои адаптивного управления сообществами. Индикаторы, такие какиспользующиеся в ИСО 37120, являются количественными, качественнымиили описательными мерами, определенными для фактическогоиспользования в мониторинге и оценке общих результатов деятельностисообществ. В противоположность метрики, такие как использующиеся вИСО/ТС 37151, являются методом измерения и измерительной шкалой,определенными для использования при оценке техническиххарактеристик элементов инфраструктуры (аппаратного и программногообеспечения), например энергии, транспорта или служб управленияотходами.

Вприложении В представлено соответствие задач, индикаторов и метрикданного стандарта с ИСО 37120:2014 и ИСО/ТС 37151:2015.

Настоящий стандартоснован на модели "Plan - Do - Check - Act" (Планирование -Осуществление - Проверка - Действие) (далее - PDCA). Кратко этумодель можно описать следующим образом:

-планирование: разработка целей и процессов, необходимых дляполучения результатов, соответствующих целям сообщества;

-осуществление: внедрение процессов и достижение целей;

-проверка: проведение мониторинга и измерения процессов в отношенииполитики сообщества, включая цели, обязательства и отчет орезультатах;

-действие: выполнение действий по постоянному улучшению.

На рисунке 1 показано,как настоящий стандарт использует подход PDCA, чтобы способствоватьменеджменту устойчивого развития в сообществах.

ГОСТ Р ИСО 37101-2018 Устойчивое развитие в сообществах. Система менеджмента. Общие принципы и требования


Примечание -Стратегические этапы являются итеративными, тогда как рабочие этапыявляются последовательными. Именно комбинированное выполнениепоможет сообществам стать более устойчивыми, разумными игибкими.

Рисунок 1 - Взаимосвязь между моделью PDCA и настоящийстандартом


Внастоящем стандарте используются следующие глагольные формы:

-"shall" (должен) указывает на требование;

-"should" (следует) указывает на рекомендацию;

-"may" (разрешается) указывает на разрешение;

-"can" (может) указывает на возможность или способность.

Информация, отмеченнаякак "Примечание", предназначена для облегчения понимания илииспользования документа. "Примечание", используемое в разделе 3,дает дополнительную информацию к терминологическим данным и можетсодержать положения, касающиеся использования термина.

1Область применения


Настоящий стандартустанавливает требования к системе менеджмента устойчивого развитияв сообществах, включая города, пользуясь комплексным подходом и сперспективой обеспечить согласованность с политикой устойчивогоразвития в сообществах.

Примечание 1 - Запоследнее столетие города стали важными участниками устойчивогоразвития на местном, национальном и международном уровнях поддавлением беспрецедентной урбанизации.


Предполагаемые результатыприменения системы менеджмента устойчивого развития в сообществахвключают:

-управление устойчивостью и стимулирование разумности и адаптивностив сообществах с учетом их территориальных границ;

-увеличение вклада сообществ в результаты устойчивого развития;

-оценку итогов деятельности сообществ в продвижении к результатамустойчивого развития и достигнутому сообществами уровню разумностии адаптивности;

-выполнение обязательств по обеспечению соблюдения требований.

Примечание 2 - Разумностьи адаптивность включены в процесс устойчивого развития: устойчивоеразвитие является всеобъемлющим процессом, а разумность иадаптивность - характеристиками.


Стандарт предполагаетпомочь сообществам стать более приспосабливаемыми, разумными иустойчивыми в результате выполнения стратегий, программ, проектов,планов и услуг, демонстрации своих достижений и обменаинформацией.

Стандарт предназначен длявнедрения организацией, назначенной сообществом для созданияорганизационной структуры и обеспечения ресурсов, необходимых дляподдержки менеджмента экологических, экономических и социальныхвыходов. Сообщество, которое выбирает самостоятельное созданиеорганизационной структуры, рассматривается, собственно, какорганизация по определению данного стандарта.

Настоящий стандартприменим к сообществам всех размеров, структур и типов, в развитыхи развивающихся странах, на местном, региональном или национальномуровнях и в определенной городской или сельской местности, насоответствующем уровне их ответственности.

Настоящий стандарт можноиспользовать целиком или частично для систематического улучшенияменеджмента устойчивого развития в сообществах. Заявления осоответствии данному стандарту неприемлемы, если не все еготребования включены в систему менеджмента организации поустойчивому развитию в сообществах и не выполняются безисключения.

2Нормативные ссылки


Нормативные ссылкиотсутствуют.

3Термины и определения


Внастоящем стандарте применены следующие термины с соответствующимиопределениями:

3.1 подотчетность(accountability): Состояние, при котором за решения и действиянеобходимо отвечать перед заинтересованными сторонами (3.19)организации (3.27).

3.2 аудит (audit):Систематический, независимый и документированный процесс(3.31) получения свидетельств аудита и их объективного оценивания сцелью установления степени выполнения критериев аудита.

Примечание 1 - Аудитымогут быть внутренними (аудиты первой стороны) или внешними (аудитывторой стороны или аудиты третьей стороны), и они могут бытькомплексными (сочетающими две или более дисциплин).

Примечание 2 - Внутреннийаудит может проводиться самой организацией (3.27) иливнешней стороной по ее поручению.

Примечание 3 -Определения "свидетельства аудита" и "критериев аудита" даются встандарте ISO 19011.

3.3

город (city):Городское сообщество (3.4), находящееся в определенныхадминистративных границах.

Примечание 1 - Городиногда называют муниципальным образованием или органом местногосамоуправления.

Примечание 2 -Вырабатывая всесторонние и комплексные политики (3.30),города могут содействовать облегчению возрастающего давления наокружающую среду и сбережению природных ресурсов, являющихсяследствием глобальной урбанизации.


[ИСО 37120:2014, статья3.1 с изменениями. Определение изменено и добавлены примечания 1 и2 к статье]

3.4

сообщество(community): Группа людей с распределенными обязанностями,организацией деятельности и выстроенными взаимоотношениями.

Примечание 1 - Во многих,но не во всех контекстах сообщество имеет определенныегеографические границы.

Примечание 2 -Город (3.3) является одним из типов сообщества.


[ИСО/ТС 37151:2015,статья 3.1 с изменениями. Изменено примечание 1 к статье идобавлено примечание 2 к статье]

3.5 компетентность(competence): Способность применять знания и навыки для достижениянамеченных результатов.

3.6 обязательства пообеспечению соблюдения требований (compliance obligations)(предпочтительный для использования термин) [законодательные идругие требования (legal requirements and other requirements)](допустимый для использования термин): Законодательныетребования (3.32), которые организация (3.27) обязанавыполнять, и другие требования, которые организация обязанавыполнять или которые она сама решает выполнить, принимая на себясоответствующие обязательства.

Примечание 1 -Обязанности по соблюдению норм соответствия имеют отношение ксистеме менеджмента (3.21) для устойчивого развития(3.36) в сообществах (3.4).

Примечание 2 -Обязанности по соблюдению норм соответствия могут быть результатомобязательных требований, таких как применяемые законы и правила,или добровольных обязательств, таких как отраслевые стандарты,условия контрактов, принципы эффективного руководства и этическиестандарты, принятые в сообществе.

3.7 соответствие(требованиям) (conformity): Выполнение требования(3.32).

3.8 постоянноеулучшение (continual improvement): Повторяющаяся деятельностьпо улучшению результатов деятельности (3.29).

3.9 корректирующеедействие (corrective action): Действие, предпринятое дляустранения причины обнаруженного несоответствия (3.25) и дляпредотвращения его повторного возникновения.

3.10 документированнаяинформация (documented information): Информация, которойорганизация (3.27) должна управлять и которую поддерживать,а также носитель, на котором она содержится.

Примечание 1 -Документированная информация может быть представлена в любомформате и на любом носителе и поступать из любого источника.

Примечание 2 -Документированная информация может относиться:

системе менеджмента (3.21), включая связанные с нейпроцессы;

-к информации, созданной для того, чтобы организация моглаосуществлять свою деятельность (документация);

-к свидетельствам, подтверждающим достигнутые результаты(записи).

3.11

экосистема(ecosystem): Система сложных взаимодействий между растениями,животными, микроорганизмами и их средой обитания, функционирующаякак единое целое.

[ИСО 13065:2015, статья3.14 со следующим изменением - перед словом "растениями" былоудалено слово "сообщества"]

3.12

экосистемныесервисы (ecosystem services): Польза от экосистем(3.11), влияющая на жизнеспособность и качество жизни человека.

[ИСО 13065:2015, статья3.15 со следующим изменением - определение адаптированоприменительно к устойчивому развитию в сообществах]

3.13результативность (effectiveness): Степень реализациизапланированной деятельности и достижения запланированныхрезультатов.

3.14

окружающая среда(environment): Окружающие условия, в которых работаеторганизация (3.27), включая воздух, воду, землю, природныересурсы, флору, фауну, людей и взаимоотношения между ними.

[ИСО 13065:2015, статья3.16]

3.15

оценивание(evaluation): Системный процесс (3.31) определения степенисоответствия лиц, процедур, систем или программ официальносогласованным целям (3.26) и требованиям (3.32).

[ИСО 10795:2011, статья1.90]

3.16

выброспарниковых газов; (ПГ) (greenhouse gas emission): Общая массавыброса парникового газа в атмосферу за заданный периодвремени.

[ИСО 14064-1:2006, статья2.5]

3.17

воздействие(организации) (impact): Положительное или отрицательноеизменение в обществе, экономике или окружающей среде (3.14),целиком или частично обусловленное решениями и действиями в прошломили в настоящем.

[ИСО 26000:2010, статья2.9]

3.18

показатель(indicator): Количественный, качественный или дескриптивныйкритерий.

[ИСО 15392:2008, статья3.14]

3.19 заинтересованнаясторона (interested party) (предпочтительный для использованиятермин) [причастная сторона (stakeholder)] (допустимый дляиспользования термин): Лицо или организация (3.27), которыемогут влиять на то или иное решение или деятельность или бытьподверженными влиянию или воспринимать себя таковыми в связи срешением или деятельностью.

3.20

жизненный цикл(life cycle): Последовательные и взаимосвязанные стадии продукции(или услуги), от закупки сырья или производства из природныхресурсов до утилизации.

Примечание 1 - Стадиижизненного цикла включают закупку сырья, проектирование иразработку, изготовление, транспортировку/поставку, эксплуатацию,использование по окончании срока эксплуатации и утилизацию.

[ИСО 14001:2015, статья3.3.3]

3.21 системаменеджмента (management system): Совокупность взаимосвязанныхили взаимодействующих элементов организации (3.27) дляразработки политики (3.30), целей (3.26) ипроцессов (3.31) для достижения этих целей.

Примечание 1 - Системаменеджмента может включать одну или несколько дисциплин.

Примечание 2 - Элементысистемы включают организационную структуру, роли и обязанности,планирование, функционирование.

Примечание 3 - Областьприменения системы менеджмента может охватывать всю организацию,отдельные и идентифицированные функции организации, отдельные иидентифицированные структурные подразделения организации или жеодну или несколько функций, осуществляемых группой организаций.

3.22 измерение(measurement): Процесс (3.31), проводимый для определениязначения измеряемой величины.

3.23

метрика (metric):Установленный метод измерения (3.22) и шкала измерения.

[ИСО/ТР 37150:2014,статья 3.5 с изменениями]

3.24 мониторинг(monitoring): Определение статуса системы, процесса (3.31)или действия.

Примечание 1 - Дляопределения статуса может потребоваться проверка, надзор илипроведение мероприятий по наблюдению.

3.25несоответствие (nonconformity): Невыполнениетребования (3.32).

3.26 цель(objective): Результат, которого стремятся достигнуть.

Примечание 1 - Цели могутбыть стратегическими, тактическими или операционными.

Примечание 2 - Цели могутиметь отношение к различным сферам деятельности (как, например,финансовые цели или цели в области охраны труда или окружающейсреды) и могут применяться на различных уровнях [например, настратегическом уровне, в масштабе всей организации, ее проекта,продукции и процесса (3.31)].

Примечание 3 - Цель можетбыть выражена различными способами, например как намеченныйрезультат, поставленная задача, операционный критерий, как цельустойчивого развития (3.36) в сообществах, или с помощьюдругих слов со схожим значением (например, слова "aim", "goal" или"target").

Примечание 4 - Вконтексте систем менеджмента (3.21) устойчивогоразвития в сообществах цели устойчивого развития в сообществахустанавливаются организацией (3.27) в соответствии сполитикой (3.30) устойчивого развития в сообществах, чтобыполучить конкретные результаты.

3.27 организация(organization): Юридическое лицо или группа работников со своимисобственными средствами обеспечения деятельности и областьюответственности, полномочий и взаимоотношений, ориентированных надостижение поставленных целей (3.26).

Примечание 1 - Понятиеорганизации включает, но не ограничивается ими, такие субъекты, какпредприятие розничной торговли, компания, корпорация, фирма,предприятие, государственный орган, товарищество, благотворительнаяорганизация или учреждение, а также их подразделения или комбинацияиз них независимо от того, зарегистрирована ли данная организация вкачестве юридического лица или является ли она государственной иличастной.

Примечание 2 - Внастоящем стандарте под организацией понимается юридическоелицо/учреждение внутри сообщества (3.4), перед которым стоитзадача внедрения системы менеджмента (3.21), орган местногосамоуправления. Сообщество определяет организацию, которую ононаделяет полномочиями по имплементации настоящего стандарта.

3.28 передать нааутсорсинг [outsource (verb)]: Заключать соглашение, покоторому внешняя организация (3.27) выполняет часть функцийили процесса (3.31) организации.

Примечание 1 - Внешняяорганизация находится вне области действия системыменеджмента (3.21), хотя передаваемая на аутсорсинг функция илипроцесс входят в эту область.

3.29 результатыдеятельности (performance): Измеримый результат.

Примечание 1 - Результатыдеятельности могут иметь отношение к полученным даннымколичественного или качественного типа.

Примечание 2 - Результатыдеятельности могут относиться к управлению деятельностью,процессами (3.31), продукцией (включая стратегии, программы,проекты, планы и услуги), системами или организациями(3.27).

3.30 политика(policy): Общие намерения и направление деятельностиорганизации (3.27), официально сформулированные ее высшимруководством (3.37).

3.31 процесс(process): Набор взаимосвязанных или взаимодействующих видовдеятельности, который преобразует исходные данные в выходныерезультаты.

3.32 требование(requirement): Потребность или ожидание, которое установлено,обычно предполагается или является обязательным.

Примечание 1 - Слова"обычно предполагается" означают, что это общепринятая практикаорганизации (3.27) и заинтересованных сторон (3.19),когда предполагается рассматриваемая потребность или ожидание.

Примечание 2 -Установленным является такое требование, которое определено,например, в документированной информации (3.10).

3.33

адаптивность(resilience): Способность организации к адаптации в сложной иизменчивой окружающей среде.

Примечание 1 -Межправительственная группа экспертов по изменению климата (IPCC)считает адаптивность "способностью системы и ее элементовсвоевременно и эффективно предвидеть и выдержать действие опасногособытия, приспособиться к нему или восстановиться от егопоследствий, в том числе за счет обеспечения сохранения,восстановления или улучшения своих наиболее важных структур ифункций".

Примечание 2 -Адаптивность является способностью организации сопротивлятьсявоздействию события или способностью возвращаться к приемлемымпоказателям результатов деятельности (3.29) в приемлемыйпериод времени после воздействия события.

Примечание 3 -Адаптивность - это способность системы сохранять в рабочемсостоянии свои функции и структуру перед лицом внутреннего иливнешнего изменения и, если это необходимо, корректно изменяться сминимально возможными потерями.


[Руководство ИСО 73:2009,статья 3.8.1.7 с изменениями - добавлены примечания 1, 2 и 3 кстатье]

3.34 риск (risk):Результат воздействия имеющейся неопределенности на цели(3.26).

Примечание 1 - Результатвоздействия - это отклонение от ожидаемого значения в лучшую или вхудшую сторону.

Примечание 2 -Неопределенность - это состояние, даже частичное, связанное снедостатком информации, понимания или знаний о каком-либо событии,его последствиях или его вероятности.

Примечание 3 - Риск частооценивают в связи с потенциально возможными "событиями" (какопределено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.5.1.3) и "последствиями"(как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.6.1.3) или ихкомбинацией.

Примечание 4 - Часто рисквыражают через комбинацию последствий какого-либо события (включаяизменения в обстоятельствах) и связанную с этим "вероятность" (какопределено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.6.1.1) его появления.

3.35 (высокий)качественный уровень [разумность] (smartness): Качество,привносимое в устойчивое развитие (3.36) иадаптивность (3.33) за счет принятия продуманных решений ипланирования на долгосрочную и краткосрочную перспективу.

Примечание 1 -Качественный уровень заложен в процесс (3.31) устойчивогоразвития, т.е. устойчивое развитие является всеобъемлющимпроцессом, в то время как качественный уровень - одна из егохарактеристик. Он подразумевает холистический подход, включающийэффективное управление и организацию работы, процессы и линииповедения, а также инновационные решения, касающиеся методовработы, технологий и использования природных ресурсов.

Примечание 2 -Качественный уровень рассматривается на основе результатовдеятельности (3.29), относящихся к технологически реализуемымрешениям.

3.36

устойчивоеразвитие (sustainable development): Развитие, отвечающеетекущим экологическим, социальным и экономическим потребностям и неущемляющее возможностей будущих поколений удовлетворять своисобственные потребности.

Примечание 1 - Взято изотчета Брундтланда (Brundtland Report) [22].

Примечание 2 - Дляполучения дополнительной информации об устойчивом развитии всообществах (3.4) см. Ольборгскую хартию (Aalborg Charter)[23].

[Руководство ИСО 82:2014,статья 3.8.1.7 с изменениями - добавлено примечание 2 к статье]

3.37 высшееруководство (top management): Лицо или группа лиц,осуществляющих руководство и управление организацией (3.27)на высшем уровне.

Примечание 1 - Высшееруководство имеет власть делегировать полномочия и предоставлятьресурсы в рамках своей организации.

Примечание 2 - Под высшимруководством следует понимать группу лиц в организации, отвечающуюза принятие решений, которой сообщество официально или неофициальнопоручает имплементацию системы менеджмента (3.21).

Примечание 3 - В случаеесли область применения системы менеджмента охватывает только частьорганизации, тогда высшее руководство относится к тем, кторуководит и управляет данной частью организации.

4Среда организации

4.1Понимание организации и ее среды


При внедрении данногостандарта организация должна определить внешние и внутренние задачи(см. 4.6), которые относятся к ее целям (см. 4.5) и влияют на ееспособность достичь предполагаемых результатов своей системыменеджмента устойчивого развития в сообществах. Организация должнапривлекать заинтересованные стороны на ранней стадии.

Организация должнаобеспечить, чтобы система менеджмента устойчивого развития всообществах:

-была спроектирована для повышения возможностей сообществ истроилась на местных инициативах;

-решала социальные, экологические и экономические вопросы;

-улучшала услуги сообществ и социально-экономические выгоды;

-поддерживала четкие цели устойчивого развития и продвигала надежныесистемы планирования для их достижения.

4.2Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон


Организация должнаопределить:

-заинтересованные стороны, которые соответствуют системе устойчивогоразвития в сообществах;

-соответствующие требования этих заинтересованных сторон;

-какие из этих потребностей и ожиданий станут обязательствамиорганизации по обеспечению соблюдения требований.

Ключевым принципомустойчивого развития является максимальное вовлечениезаинтересованных сторон. Эффективное внедрение невозможно безпринятия, понимания, желания, интереса, осведомленности и признанияпреимуществ и ответственности, особенно потому, что ограниченнаясфера ответственности организации и ограниченные финансовые ресурсысоздают потребность в сотрудничестве.

4.3Определение области применения системы менеджмента устойчивогоразвития в сообществах


Организация должнаопределить границы и возможность использования системы менеджментаустойчивого развития в сообществах для установления ее областиприменения.

При определении областиприменения организация должна рассмотреть:

-свои внешние и внутренние задачи, указанные в 4.1 и 4.6;

-требования заинтересованных сторон, указанные в 4.2.

Область применения должнабыть доступна как документированная информация.

4.4Система менеджмента устойчивого развития в сообществах


Организация должнасоздать, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать системуменеджмента устойчивого развития в сообществах, включая необходимыепроцессы и их взаимодействия, в соответствии с требованиями данногостандарта. Организация должна обеспечить достаточные ресурсы длявнедрения системы менеджмента на соответствующем уровнеполномочий.

Требования данногостандарта представлены в последовательной форме. В то же время дляудовлетворения своих конкретных потребностей организации могутприменять положения данного стандарта параллельно илипоследовательно.

Принимая во вниманиесоответствующие цели и задачи, система менеджмента должнаспособствовать осуществлению гармонизированных, комплексных иинтегрированных подходов к устойчивому развитию.

4.5Цели устойчивого развития


Организация должнаидентифицировать, рассмотреть и документально подтвердить все целии задачи, имеющие отношение к выполнению данного стандарта.

Организация должнарассмотреть цели устойчивого развития, указанные в таблице 1.

Таблица 1 - Цели устойчивого развития

Цельустойчивого развития

Примеры

Привлекательность

Обращение к гражданам и другимзаинтересованным сторонам, например инвесторам; принадлежность;культура; место; ощущение идентичности

Сохранение и оздоровлениеокружающей среды

Улучшенные экологическиепоказатели, включая снижение выбросов парниковых газов; защита,восстановление и расширение биоразнообразия и услуг экосистемы,включая защиту экосистем, разнообразие животных и растений имиграцию животных, а также генетическое разнообразие; снижениеопасности для здоровья

Адаптивность

Предвидение; смягчениепоследствий изменения климата и/или адаптация к нему; готовность кэкономическим потрясениям и стрессам; социальное развитие

Ответственное использованиересурсов

Потребление; распределение;улучшенное управление земельными ресурсами; восстановление,повторное использование и рециклинг материалов; озабоченностьнехваткой всех типов ресурсов (природных, людских, финансовых);устойчивое производство, хранение и транспорт

Сплоченность общества

Общедоступность; культура;диалог с внешними сторонами, не ограниченными границами;разнообразие; справедливость; наследие; социальная включенность(инклюзивность); устранение неравенства; укорененность; чувствопринадлежности и социальная мобильность

Благосостояние

Доступ к возможностям;творчество, образование; счастье; здоровая окружающая среда;улучшение человеческих ресурсов; жизнеспособный город; процветание;качество жизни; безопасность; уверенность в себе; достаток


Организация должнасосредоточиться на задачах устойчивого развития, описанных в 4.6.Она может в то же время рассмотреть дополнительные вопросы, еслиони релевантны и своевременны, учитывая, что со временем задачименяются или возникают новые.

4.6Задачи устойчивого развития

4.6.1Общие положения


При обзоре всехстратегий, программ, проектов, планов и услуг для включения встратегический план организации организация должна оценить свойвклад в достижение шести целей устойчивости и способ учета задачустойчивости. Для этого организация должна предпринять итеративныйперекрестный анализ целей и задач.

При оценивании вклада вдостижение шести целей устойчивости, указанных в 4.5, принимая вовнимание 12 задач устойчивости, рассмотренных в 4.6.2-4.6.13,организация должна рассмотреть цели ООН в области устойчивогоразвития [11] (особенно Цель 11: "сделать города и поселения людейинклюзивными, безопасными, адаптивными и устойчивыми"), а также ихпотенциальное исполнение в сообществах.

Втаблицах 2-13 приводится руководство по типам вопросов, которыемогут возникнуть у организации или заинтересованных сторон впроцессе перекрестного анализа.

Примечание - Вопросы,предложенные в таблицах 2-13, необязательно применимы к любомуслучаю и представлены только в качестве примера.


Все стратегии, программы,проекты, планы и услуги, осуществляемые организацией, должнывносить вклад в достижение шести целей и учитывать задачи.

Если организациитребуется рассмотреть дополнительные или альтернативные задачи, ейследует ответить на ряд следующих вопросов, чтобы определить те,которые относятся к делу и подходят для решения:

-Представляет ли данная задача интерес/значение для заинтересованныхсторон?

-Имеется ли вероятность, что данная задача внесет большой вклад вустойчивость сообщества?

-Находится ли данная задача во власти или сфере влияния данногосообщества?

-Имеет ли сообщество средства для рассмотрения данной задачи,например с помощью своих стратегий, программ, проектов, планов иуслуг?

-Имеется ли техническая возможность рассмотрения данной задачи?

-Будет ли рассмотрение данной задачи экологически, экономически ифинансово обоснованным?

-Имеются ли людские, финансовые и природные ресурсы для рассмотренияданной задачи?

-Является ли рассмотрение данной задачи измеримым?

На основании ответов науказанные выше вопросы можно оценить значимость задачи и уровеньвлияния сообщества при переводе данной задачи из ряда наиболеезначимых в наименее значимые.

4.6.2Управление, предоставление полномочий и вовлечение


Чтобы преуспеть впродвижении устойчивого развития, необходимо, чтобы моделиуправления стимулировали системный подход к вовлечению всехзаинтересованных сторон.

Примечание -Дополнительная информация по управлению приведена в ИСО 26000.