allgosts.ru03. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ, УПРАВЛЕНИЕ И КАЧЕСТВО. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ.03.120. Качество

ГОСТ Р 55272-2012 Системы менеджмента организаций. Рекомендации по структуре и составу элементов

Обозначение:
ГОСТ Р 55272-2012
Наименование:
Системы менеджмента организаций. Рекомендации по структуре и составу элементов
Статус:
Действует
Дата введения:
06/01/2013
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.120.10

Текст ГОСТ Р 55272-2012 Системы менеджмента организаций. Рекомендации по структуре и составу элементов



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫМ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТР

55272-

2012

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИЙ

Рекомендации по структуре и составу элементов

Издание официальное

Москва

Стакдартинформ

2014

ГОСТ Р 55272—2012

Предисловие

Цели и принципы стандартизации е Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно- исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС»)

2    ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН 8 ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. № 1403-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». а текст изменений и поправок — е ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандартыда. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ. 2014

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства ло техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р 55272—2012

Содержание

1    Область применения............................................1

2    Нормативные ссылки............................................1

3    Термины и определения..........................................1

4    Структура и состав элементов системы менеджмента организации..................1

in

ГОСТ Р 55272—2012

Введение

В настоящее время организации разных организационно-правовых форм, видов деятельности и размеров широко внедряют стандарты на системы менеджмента, такие как стандарты ИСО серии 9000, ИСО серии 14000. OHSAS 18000 и другие, а также стандарты этих серий с дополнительными требованиями для определенных отраслей.

На практике данные системы эффективно функционируют только в том случае, если организация встраивает их в свою общую систему менеджмента. Однако для этого организации необходимо ясно понимать структуру своей общей системы менеджмента, состав и взаимосвязь ее элементов.

Цель настоящего стандарта — предоставить рекомендации по структуре и составу элементов общей системы менеджмента организации.

IV

ГОСТ Р 55272—2012

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИЙ Рекомендации по структуре и составу элементов

Organization management systems. Guidelines for structure and composition of elements

Дата введения — 2013—06—01

1    Область применения

Настоящий стандарт содержит рекомендации по формированию структуры и состава элементов системы менеджмента организации в целом. Он применим к любой организации независимо от ее организационно-правовой формы, вида деятельности и размера.

Настоящий стандарт не предназначен для сертификации или договорных целей.

2    Нормативные ссылки

6 настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий национальный стан*

Дарт:

ГОСТ Р ИСО 9000—2008* Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего годе, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту сслыку.

3    Термины и определения

8 настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ Р ИСО 9000—2008.

4    Структура и состав элементов системы менеджмента организации

4.1 Структура и состав элементов системы менеджмента для каждой организации определяются ее предназначением (миссией) и стратегическими целями, организационной структурой, структурой ее ресурсов и составом процессов, которые реализует организация для достижения своих целей.

Для результативного и эффективного функционирования системы менеджмента руководству организации следует обеспечить решение следующих задач:

• определить, документально оформить и поддерживать в актуальном состоянии организационную структуру и состав ее элементов, отразив е ней подчиненность руководителей и подразделений, их основные функции;

* С 1 января 2013 г. ГОСТ ISO 9000—2011 вводится а действие взамен ГОСТ Р ИСО 9000—2008.

Издание официальное

1

ГОСТ Р 55272—2012

•    определить состав процессов системы менеджмента организации и документально оформить схему их взаимодействия;

•    определить состав и разработать процедуры, в том числе документированные, с учетом требований применяемых организацией стандартов на системы менеджмента, а также с учетом потребностей самой организации.

4.2    Организационная структура

Организационная структура является уникальной для каждой организации. Высшему руководству следует формировать ее с учетом миссии организации, стратегии, направлений деятельности, используемых ресурсов, производимой продукции, размеров организации, компетентности персонала и других факторов.

4.3    Процессы

4.3.1 При определении состава и взаимосвязи процессов, необходимых организации для достижения ее целей и постоянного совершенствования деятельности, следует ориентироваться на их укрупненную структуру, основанную на процессном подходе к деятельности организации (см. рисунок 1).

Рисунок 1 — Структура процессов системы менеджмента

4.3.2 Состав процессов

4.3.2.1    Разработка и развертывание стратегии и политики

При определении состава необходимых для системы менеджмента элементарных процессов этой группы организации следует рассмотреть:

•    мониторинг среды организации.

•    определение и анализ потребностей и ожиданий заинтересованных сторон:

-    выработку стратегии и политики, в том числе по аспектам деятельности;

•    развертывание стратегии и политики;

-    информирование заинтересованных сторон о стратегии и политике.

4.3.2.2    Менеджмент ресурсов

Состав процессов этой группы определяется составом ресурсов, которые необходимы организации для реализации ее целей.

В общем случае организацией используются следующие виды ресурсов:

•    инфраструктура;

-    производственная среда;

-    финансы:

•    информация;

2

ГОСТ Р 55272—2012

•    знания;

•    технологии:

•    природные ресурсы:

•    партнеры.

Организация е зависимости от важности тех или иных видов ресурсов может объединять в одном процессе (с одним ответственным за процесс и самостоятельной единой процедурой) менеджмент нескольких видов ресурсов (например, информацию, знания и технологию) либо выделять в самостоятельный процесс отдельную часть менеджмента того или иного ресурса, например в менеджменте такого ресурса, как персонал, выделить в качестве самостоятельного процесса «подготовку персонала».

4.3.2.3    Процессы жизненного цикла продукции (услуги)

Еще одна группа процессов — процессы жизненного цикла продукции (услуги), поставляемой организацией своим потребителям. Состав таких процессов зависит от миссии организации и используемых ею бизнес-моделей.

Как правило, в жизненном цикле продукции выделяют следующие процессы:

•    изучение рынка;

•    определение и анализ требований к продукции;

•    разработка продукции;

•    закупки;

•    производство продукции (предоставление услуг):

•    поставка:

•    монтаж;

> обслуживание;

•    утилизация.

4.3.2.4    Мониторинг, измерения, самооценка, анализ

Процессы этой группы служат организации для оценки степени достижения запланированных целей. уровня удовлетворенности заинтересованных сторон и определения необходимости изменений в системе менеджмента для ее постоянного улучшения.

Следующие процессы следует рассмотреть организации для включения в свою систему менеджмента:

•    мониторинг удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон;

•    мониторинг процессов и продукции;

•    действия с несоответствиями;

•    внутренние проверки;

•    самооценка;

•    бенчмаркинг:

•    анализ со стороны руководства.

4.3.2.5    Улучшения и инновации

Процессы этой группы организация реализует для определения того, какие именно меры по улучшению существующих или введению новых подходов следует реализовать.

Следующие принципы следует рассмотреть организации для включения в систему менеджмента:

•    корректирующие действия:

•    предупреждающие действия (в т. ч. по снижению рисков);

•    улучшение на основе цикла РОСА (планирование — осуществление — проверка —действие);

•    определение и введение инноваций.

4.4 Для оптимального сочетания элементов организационной структуры с процессами системы при их планировании организации следует определить руководителей процессов, а также обеспечить участие и взаимодействие подразделений и должностных лиц таким образом, чтобы взаимоувязать все элементы системы менеджмента организации, избежать «потерь» как внутри процессов, так и при взаимодействии с другими процессами.

Разработка схемы взаимодействия процессов, а также карт процессов может способствовать решению данной задачи.

Условная схема, иллюстрирующая участие подразделений (функций) организации в процессах системы менеджмента, приведена на рисунке 2.

э

ГОСТ Р 55272—2012

ГТодраадегюиия (функции) организации

Процессы С оргемицж

р с

о

1—0

«HMUtl

ГкхцвовЛ —

Рисунок 2 — Участие подразделений организации а процессах системы менеджмента

4 5 Структура документированных элементов системы, включающая документированные процедуры и плановые документы, должна формироваться с учетом необходимости интегрированного внедрения в единую систему менеджмента требований различных стандартов на системы менеджмента, таких как ИСО 9001. ИСО 14001. ИСО 27001. OHSAS 18001 и др.

Для этого организации следует определить, какие из процедур будут интегрированными, а какие специфическими. При их разработке следует учитывать взаимосвязь между этими двумя группами процедур.

На рисунке 3 представлена иерархия документов системы менеджмента.

Рисунок 3—Иерархия документов системы менеджмента

ГОСТ Р 55272—2012

УДК 658.562.014:006.354    ОКС 03.120.10    Т59    ОКСТУ 0025

Ключевые слова: менеджмент качества, система, элемент

s

Редактор Н.Н. Кузьмина Технический редактор В.Н. Лр/саком Корректор В.Е Нестерова Компьютерная аерстка В.И. Грищенко

Сдано е набор 06.12.20)3. Подписано а печать 13.02 2014.    Формат 60хв4'/а.    Гарнитура Ариап. Уел. печ. п. 1,40.

Уч.-иэд. л. 0.00. Тирах 113 экз. Зах. 232.

Издано и отпечатано во ФГУП «СТАМДЛРТИНФОРМ». 123095 Москва. Гранатный лер . 4. info^goslinfo.iu