allgosts.ru03. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ, УПРАВЛЕНИЕ И КАЧЕСТВО. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ.03.120. Качество

ГОСТ 31892-2012 Система оценки (подтверждения) соответствия Таможенного союза. Основные положения

Обозначение:
ГОСТ 31892-2012
Наименование:
Система оценки (подтверждения) соответствия Таможенного союза. Основные положения
Статус:
Действует
Дата введения:
09.01.2013
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.120.10

Текст ГОСТ 31892-2012 Система оценки (подтверждения) соответствия Таможенного союза. Основные положения

ГОСТ 31892-2012


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СИСТЕМА ОЦЕНКИ (ПОДТВЕРЖДЕНИЯ) СООТВЕТСТВИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Основные положения

Conformity assessment (attestation) system of the Customs union. Fundamentals

МКС 03.120.10

Дата введения 2013-09-01


Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 3 декабря 2012 г. N 54)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азстандарт

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Российская Федерация

RU

Росстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря 2012 г. N 1969-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31892-2012 г. введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2013 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение

Настоящий стандарт описывает систему оценки (подтверждения) соответствия, принятую в Таможенном союзе, как комплекс взаимосвязанных элементов, присущих системе. В отличие от ранее действующих систем сертификации система оценки (подтверждения) соответствия - это не административная структура, образованная органом власти и обеспечивающая выполнение работ по подтверждению соответствия, а система правил, принятых Таможенным союзом в соответствующих соглашениях и других документах.

Стандарт впервые собрал воедино правила, тематически "разбросанные" по разным документам Таможенного союза, а также практику проведения работ по подтверждению соответствия, накопленную в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (СНГ).

Стандарт распространяется на систему подтверждения соответствия продукции (декларирование соответствия и сертификацию), осуществляемого на соответствие техническим регламентам Таможенного союза. Система включает различные аспекты обязательного подтверждения соответствия: объекты, требования к объектам, процедуры проведения оценки (подтверждения) соответствия.

С целью придания стандарту комплексности в справочных приложениях приводятся формы документов о подтверждении соответствия и изображение знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, содержащиеся в соответствующих документах Таможенного союза.

Терминология, используемая в стандарте, основана на положениях международного стандарта ИСО/МЭК 17000:2004* "Оценка соответствия. Словарь и общие принципы" [1]. В раздел стандарта "Термины и определения" включены только специфические термины и определения в области технического регулирования, используемые в Таможенном союзе.

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .

Документы Таможенного союза, которые используются в положениях стандарта, указаны в библиографии.

Стандарт предназначен для заявителей, аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), участвующих в деятельности по обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза.

Стандарт будет полезен организациям других государств - участников СНГ, осуществляющих взаимную торговлю с государствами - членами Таможенного союза, а также для государств, имеющих намерение присоединиться к системе технического регулирования Таможенного союза.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает назначение, принципы, состав, структуру и правила системы оценки (подтверждения) соответствия Таможенного союза, образованного Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, входящих в Содружество Независимых Государств (СНГ).

Стандарт распространяется на систему оценки (подтверждения) соответствия, предназначенную для проведения обязательного подтверждения соответствия путем декларирования соответствия и сертификации и осуществляемое на соответствие требованиям технических регламентов ТС продукции, выпускаемой в обращение на территории государств - членов Таможенного союза.

Положения настоящего стандарта применяются в случае, если иное не предусмотрено в технических регламентах Таможенного союза.

Стандарт предназначен для заявителей, аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза и участвующих в деятельности по обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза.

Стандарт будет полезен организациям других государств - участников СНГ, осуществляющим взаимную торговлю с государствами - членами Таможенного союза.

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 технический регламент Таможенного союза: Документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, утвержденный в установленном порядке.

2.2 взаимосвязанный стандарт: Стандарт, требования которого признаны эквивалентными соответствующим обобщенным требованиям технического регламента.

2.3 требование: Положение, содержащее критерии, которые должны быть соблюдены.

2.4 обобщенное требование: Требование технических регламентов представленное в виде описания существа необходимой безопасности, без детализации конкретных способов (параметров) обеспечения безопасности.

2.5 заявленное требование: Требование, которое представлено заявителем.

2.6 презумпция соответствия: Положение, согласно которому выполнение конкретных (детальных) требований взаимосвязанных стандартов считается соблюдением соответствующих обобщенных требований технического регламента.

2.7 перечень взаимосвязанных стандартов: Утверждаемый Комиссией Таможенного союза перечень стандартов, требования которых могут на добровольной основе применяться для оценки (подтверждения) соответствия обобщенным требованиям конкретного технического регламента.

Примечания

1 Перечень взаимосвязанных стандартов оформляется в форме перечня международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия [3].

2 Перечень взаимосвязанных стандартов утверждается Евразийской экономической комиссией, ранее перечень утверждался комиссией Таможенного союза.

2.8 заявитель: Физическое или юридическое лицо (изготовитель, уполномоченное изготовителем лицо, поставщик, продавец), которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия.

Примечание - Межгосударственный стандарт "Термины и определения в области оценки (подтверждения) соответствия в Таможенном союзе" предусмотрен к принятию одновременно с принятием настоящего стандарта.

3 Общие положения

3.1 Система оценки (подтверждения) соответствия Таможенного союза представляет собой совокупность правил выполнения работ по обязательному подтверждению соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза, участников и правил функционирования системы в целом.

3.2 Целью Системы оценки (подтверждения) соответствия Таможенного союза (далее - Система) является создание условий свободного перемещения продукции на всей таможенной территории Таможенного союза при обеспечении установленного техническими регламентами Таможенного союза уровня безопасности такой продукции.

Указанная цель достигается применением в Системе единого механизма оценки (подтверждения) соответствия, результаты которой признаются всеми участниками экономической деятельности государств - членов Таможенного союза без повторной проверки соответствия продукции установленным к ней единым требованиям.

Требования Системы едины и обязательны для выполнения всеми участниками подтверждения соответствия.

3.3 Создание и функционирование Системы основаны на следующих принципах:

- действие Системы распространяется на всей таможенной территории Таможенного союза;

- оптимальное сочетание дорыночной оценки продукции и контроля на рынке;

- использование стандартов для соблюдения соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза и для оценки (подтверждения) соответствия;

- обеспечение единства методов испытаний и измерений при осуществлении оценки (подтверждения) соответствия;

- признание результатов работ по аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза;

- гармонизация с международными и межгосударственными подходами в области подтверждения соответствия;

- открытость, доступность, объективность и прозрачность процедур подтверждения соответствия;

- независимость аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) от заявителей;

- защита имущественных интересов заявителей, в том числе путем соблюдения требований конфиденциальности сведений, полученных в процессе прохождения процедур подтверждения соответствия;

- недопустимость ограничения конкуренции аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) при выполнении работ по подтверждению соответствия и проведении исследований (испытаний) и измерений;

- минимизация расходов времени и средств участников экономической деятельности на проведение оценки (подтверждения) соответствия.

3.4 Руководящим органом Системы служит Евразийская Экономическая Комиссия (ранее Комиссия Таможенного союза), которая согласно соответствующему соглашению [3] помимо работ, связанных с техническими регламентами Таможенного союза, выполняет следующие функции в области оценки (подтверждения) соответствия:

- утверждение порядка разработки и утверждения перечней международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза;

- утверждение перечня международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов Сторон, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований принятого технического регламента Таможенного союза и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции;

- утверждение порядка включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр, а также формирования и ведения Единого реестра;

- утверждение типовых схем оценки (подтверждения) соответствия;

- утверждение единых форм документов об оценке (подтверждении) соответствия (декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза, сертификата соответствия техническим регламентам Таможенного союза);

- утверждение изображения единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза;

- утверждение положения о едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и порядке его применения;

- утверждение положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза.

3.5 Система регулирует следующие вопросы, связанные с оценкой (подтверждением) соответствия:

- объекты оценки (подтверждения) соответствия;

- требования к объектам оценки (подтверждения) соответствия;

- участники оценки (подтверждения) соответствия;

- процедуры оценки (подтверждения) соответствия.

Указанные вопросы отражены в разделах 4-7 настоящего стандарта.

3.6 Системой предусматривается проведение следующих работ:

- сертификация продукции;

- декларирование соответствия продукции;

- инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;

- подготовка экспертов-аудиторов (экспертов);

- ведение Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по Единой форме, Системы.

3.7 Система имеет собственные формы документов о соответствии и знак обращения на рынке.

3.8 Контроль (надзор) в области подтверждения соответствия (за исключением инспекционного контроля, проводимого в рамках процедур сертификации), осуществляют органы государственного контроля (надзора) государств - членов Таможенного союза на своих территориях в порядке, установленном в национальном законодательстве.

4 Объекты оценки (подтверждения) соответствия

4.1 Применительно к продукции объектом обязательной оценки (подтверждения) соответствия в Системе является продукция, вводимая в обращение на территории государств - членов Таможенного союза. Конкретные виды продукции, подлежащие оценке (подтверждению) соответствия, устанавливаются в технических регламентах Таможенного союза (далее - технический регламент).

4.2 Перед проведением оценки (подтверждения) соответствия продукции необходимо идентифицировать ее в отношении правомерности распространения на нее данного технического регламента.

Работа по идентификации должна включать в себя:

- сравнение заявляемой продукции с наименованием и (или) с другими признаками продукции, указанными в техническом регламенте;

- определение по информации о заявляемой продукции отношения ее к продукции, вводимой в обращение на территории государств - членов Таможенного союза.

Пример - Не следует считать обращением на территории государств - членов Таможенного союза продукцию, не подлежащую реализации на рынке государств - членов Таможенного союза.

5 Требования к объектам оценки (подтверждения) соответствия

5.1 Требования к продукции устанавливаются в техническом регламенте. Поэтому задачей участников оценки (подтверждения) соответствия является отбор требований, необходимых для проведения оценки заявляемой продукции в рамках декларирования соответствия и сертификации, если такие требования не указаны в техническом регламенте.

Примечание - Процедурами декларирования соответствия и сертификации невозможно проверить соответствие по всем показателям, установленным техническим регламентом. Так показатели надежности не удастся проверить за время проведения сертификации продукции.

5.2 Проверяемые требования к продукции должны быть пригодны к оценке соответствия. Требования должны быть сформулированы таким образом, чтобы имелась возможность однозначного решения о соответствии (несоответствии) продукции по указанному требованию [2] с учетом 5.3.

5.3 Документами Таможенного союза [5] допускается в технических регламентах задавать требования непосредственно в виде количественных значений показателей или в виде обобщенных требований, выражающих цели реализации требований без детализации способа их достижения.

Для второго способа задания требований при подтверждении соответствия используются взаимосвязанные (с техническим регламентом) стандарты, включенные в перечень международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия [3].

Применение на добровольной основе стандартов, включенных в указанный перечень, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов (принцип презумпции соответствия). В этом случае оценка (подтверждение) соответствия продукции может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам.

5.4 При использовании указанного перечня взаимосвязанных стандартов применительно к заявляемой продукции следует проверить сферу распространения выбранного стандарта по отношению к заявляемой продукции. При отрицательном результате проверки вместо указанных в перечне стандартов следует применять предложенные заявителем другие документы, требования которых, по его мнению, являются эквивалентными обобщенным требованиям технического регламента. Такой подход применяется также в случае, когда заявитель не применяет взаимосвязанные стандарты.

Эквивалентность требований предлагаемых документов обобщенным требованиям технического регламента должен доказать заявитель, а одобрить требования заявителя - орган по сертификации.

6 Участники оценки (подтверждения) соответствия

6.1 Участниками оценки (подтверждения) соответствия в Системе являются:

- заявители;

- аккредитованные органы по сертификации (далее - органы по сертификации);

- аккредитованные испытательные лаборатории (центры) [далее - испытательные лаборатории (центры)].

6.2 Заявителями могут быть изготовители (уполномоченное изготовителем лицо), поставщики, продавцы продукции, подлежащей декларированию соответствия или сертификации.

6.2.1 При декларировании соответствия заявителем могут быть зарегистрированные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза на его территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющиеся изготовителем или продавцом, либо выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя).

Примечание - Под иностранным изготовителем здесь понимается изготовитель из третьих стран по отношению к государствам - членам Таможенного союза.

6.2.2 При сертификации в отличие от декларирования соответствия заявителем импортируемой продукции может быть иностранный изготовитель, поставщик, продавец, если иное не установлено техническим регламентом.

6.2.3 При сертификации и декларировании соответствия заявителями подтверждения соответствия серийно выпускаемой продукции могут быть изготовители (уполномоченное изготовителем лицо), для партии продукции и единицы продукции - изготовители (уполномоченное изготовителем лицо), поставщики, продавцы.

6.3 Органом по сертификации может быть юридическое лицо, аккредитованное в национальной системе аккредитации в качестве органа по сертификации и включенное в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

6.4 Испытательной лабораторией (центром) (в рамках Таможенного союза) может быть юридическое лицо (его часть), аккредитованное в национальной системе аккредитации в качестве испытательной лаборатории (центра) и включенное в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

6.5 Органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) проводят работы по оценке (подтверждению) соответствия в пределах своих областей аккредитации.

7 Процедуры оценки (подтверждения) соответствия

7.1 В Системе приняты две формы оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технических регламентов: декларирование соответствия и сертификация.

7.2 Применение той или иной формы оценки (подтверждения) соответствия определено в техническом регламенте посредством указания видов продукции и (или) ее признаков.

7.3 Состав процедур при декларировании соответствия и сертификации определяется схемами оценки (подтверждения) соответствия, установленными техническими регламентами в соответствии с Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза [4].

Схему подтверждения соответствия выбирает заявитель, исходя из условий их применения.

Каждая схема оценки (подтверждения) соответствия состоит из определенной совокупности действий (операций), результаты которых рассматриваются в качестве доказательств соответствия продукции установленным требованиям. К таким действиям относятся анализ технической документации; идентификация, испытания продукции, исследование типа продукции; оценка производства, производственный контроль; выдача сертификата соответствия, принятие декларации о соответствии техническим регламентам по единой форме, регистрация декларации о соответствии; нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; инспекционный контроль.

7.4 В случае необходимости (например, отбор образцов, проведение испытаний продукции или, если безопасность заявленной на сертификацию продукции не может быть подтверждена только работами, проводимыми данным органом по сертификации), орган по сертификации:

- привлекает к работам по сертификации сторонние организации (органы государственного надзора, аккредитованные органы по сертификации или аккредитованные испытательные лаборатории (в том числе иностранные, в компетентность которых входит проведение данных работ по подтверждению соответствия сертифицируемой продукции;

- принимает решение с учетом работ, проведенных сторонними организациями, и несет ответственность за полноту проведенных работ.

При этом с указанными выше сторонними организациями органом по сертификации должны быть заключены соглашения о сотрудничестве, определяющие вопросы компетентности и конфиденциальности.

Привлечение конкретной сторонней организации должно быть согласовано с заявителем.

7.5 Основные процедуры сертификации и декларирования соответствия установлены в Положении о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза [4].

Ниже приводятся назначение и особенности основных операций подтверждения соответствия, принятых в Системе.

7.6 Анализ документации заявителя направлен на идентификацию продукции, формирование заявителем комплекта технической документации и доказательственных материалов и выявления тех из них, которые могут быть засчитаны как основание для выдачи сертификата соответствия или принятия декларации о соответствии.

Анализ документации в зависимости от формы подтверждения соответствия проводит заявитель и (или) орган по сертификации.

7.7 Испытания (включая исследования и измерения), предусмотренные в схемах оценки (подтверждения) соответствия, проводят с целью определения соответствия образцов продукции установленным требованиям и распространения полученных результатов на единицу продукции или на всю совокупность продукции, являющихся объектами оценки (подтверждения) соответствия.

Испытания продукции в зависимости от схемы оценки (подтверждения) соответствия проводят на испытательной базе заявителя или в испытательных лабораториях (центрах) в соответствии с требованиями стандартов, включенных в перечень международных и региональных стандартов (при их отсутствии - в перечень национальных (государственных) стандартов), содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований принятого технического регламента Таможенного союза и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

Результаты проведенных испытаний оформляются протоколом испытаний.

7.8 Оценка производства согласно схемам оценки (подтверждения) соответствия осуществляется в форме сертификации систем менеджмента или анализа состояния производства.

7.9 Сертификация систем менеджмента имеет собственное значение и цели. Использование такой сертификации в рамках оценки (подтверждения) соответствия продукции преследует цель доказательства эффективности системы в обеспечении постоянного соответствия продукции установленным требованиям технических регламентов Таможенного союза.

7.9.1 Сертификацию систем менеджмента проводят аккредитованные в установленном порядке органы по сертификации систем менеджмента в соответствии с международными (региональными) стандартами в области систем менеджмента. Результаты сертификации оформляют сертификатом соответствия системы менеджмента.

7.9.2 Сертификация систем менеджмента осуществляется в рамках работ по оценке (подтверждению) соответствия продукции или засчитывается ранее проведенная сертификация при условии действия сертификата соответствия системы менеджмента на время проведения очередного контроля за сертифицированной системой.

7.10 Анализ состояния производства, предусмотренный в некоторых схемах сертификации, проводят с целью установления наличия у заявителя необходимых условий для обеспечения постоянного соответствия выпускаемой продукции требованиям, подтверждаемым (подтвержденным) при сертификации продукции.

7.10.1 Анализ состояния производства проводят органы по сертификации продукции, включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, по специально подготовленной программе проверки производства.

Программа должна предусматривать проверку:

- технической (технологической) документации;

- технологических процессов;

- средств технологического оснащения и системы поддержания их технического состояния;

- системы контроля и испытаний;

- метрологического обеспечения.

Приведенные выше объекты проверок рассматривают только с точки зрения возможного влияния на стабильность выпускаемой продукции в отношении показателей данной продукции, установленных техническим регламентом.

7.10.2 Результаты анализа состояния производства оформляют актом, в котором дается оценка по всем заданиям программы и общая оценка состояния производства.

7.11 Полученные результаты реализации всех элементов принятой схемы оценки (подтверждения) соответствия обобщаются для принятия решения о соответствии (несоответствии) продукции требованиям технических регламентов.

7.11.1 Положительные результаты оценки (подтверждения) соответствия оформляются в зависимости от формы оценки (подтверждения) соответствия декларацией о соответствии или сертификатом соответствия в соответствии с едиными формами документов об оценке (подтверждении) соответствия [6].

Форма сертификата соответствия приведена в приложении А, форма декларации о соответствии - в приложении Б.

7.11.2 В документах об оценке (подтверждении) соответствия указывают срок действия этих документов в соответствии с требованиями технических регламентов.

7.12 Продукция, соответствующая требованиям вступивших в силу технических регламентов и прошедшая установленные техническими регламентами процедуры оценки (подтверждения) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза [7].

Изображение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (далее - знак обращения на рынке) приведено в приложении В.

7.12.1 Основанием для применения знака обращения на рынке является принятая и зарегистрированная в установленном порядке декларация о соответствии или выданный сертификат соответствия.

7.12.2 Нанесение знака обращения на рынке осуществляет заявитель или уполномоченная им организация.

Пример - Такой организацией может быть изготовитель индивидуальной упаковки, ярлыков, этикеток, поставляемых изготовителю продукции.

7.12.3 Знак обращения на рынке, помимо информации о соответствии, предназначен также для идентификации конкретной единицы продукции в отношении принадлежности этой единицы к той совокупности продукции (серийно выпускаемой или партии), на которую выдан сертификат соответствия или принята декларация о соответствии.

Знак обращения на рынке наносится непосредственно на каждую единицу продукции, предназначенной для реализации, и (или) на упаковку, и (или) сопроводительную документацию.

7.12.4 Для недопущения введения в заблуждение приобретателя и других заинтересованных лиц в отношении действия знака обращения на рынке, следует выполнять следующие условия:

- применять знак обращения на рынке только тогда, когда подтверждено соответствие продукции всем распространяющимся на нее техническим регламентам;

- размещать знак обращения на рынке на базовой части изделия, не являющейся съемным элементом;

- размер знака обращения на рынке не должен быть меньше установленного минимального размера 5 мм, с тем, чтобы обеспечить зрительное распознавание всех элементов изображения без применения инструментальных методов;

- не допускать возможности зрительного смешения знака обращения на рынке составной части изделия (комплектующего изделия) со знаком обращения на рынке на изделии в целом;

- не допускать маркирование продукции знаком соответствия системы менеджмента.

7.12.5 Место нанесения знака обращения на рынке должно обеспечивать доступность знака для органов контроля (надзора) и потенциальных приобретателей.

При выборе места нанесения знака следует исходить из следующих принципов:

- нанесение знака обращения на рынке непосредственно на поверхность каждой единицы продукции является приоритетным;

- нанесение знака обращения на рынке на индивидуальную упаковку целесообразно при необходимости дублирования знака на поверхности единицы продукции, а также, когда нанесение знака на поверхность единицы продукции невозможно;

- нанесение знака обращения на рынке на сопроводительную документацию целесообразно при необходимости дублирования знака на поверхности единицы продукции и (или) на индивидуальной упаковке, а также при отсутствии индивидуальной упаковки и невозможности нанести знак на поверхность единицы продукции.

7.13 Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, предусмотренный в некоторых схемах сертификации, проводят с целью определения сохранения соответствия выпускаемой продукции установленным требованиям и принятия соответствующих решений относительно действия сертификата соответствия.

7.13.1 Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляет орган по сертификации продукции с привлечением испытательных лабораторий (центров). Инспекционный контроль системы менеджмента осуществляется органом по сертификации систем менеджмента.

7.13.2 Результаты инспекционного контроля оформляют актом.

7.13.3 По результатам инспекционного контроля орган по сертификации принимает одно из следующих решений:

- считать действие сертификата соответствия подтвержденным;

- приостановить действие сертификата соответствия;

- прекратить действие сертификата соответствия;

- продлить срок действия сертификата соответствия, если это предусмотрено техническим регламентом или правилами системы добровольной сертификации.

7.13.4 В случае принятия решения о приостановлении действия сертификата соответствия заявитель по согласованию с органом по сертификации утверждает план корректирующих мероприятий для устранения причин несоответствия продукции установленным требованиям.

После выполнения плана корректирующих мероприятий в согласованные сроки действие сертификата соответствия восстанавливается. Невыполнение в срок плана корректирующих мероприятий влечет за собой принятие решения о прекращении действия сертификата соответствия.

Приложение А
(справочное)


Форма сертификата соответствия

А.1 Единая форма сертификата соответствия требованиям технического(их) регламента(ов) Таможенного союза, извлеченная из Решения Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 896* [6] имеет следующий вид:

_______________

Требования к бланкам сертификата соответствия и приложения к нему, правила их заполнения установлены в приложении 1 [6].

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует Решение Коллегии ЕЭК от 25 декабря 2012 года N 293 "О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза и правилах их оформления", здесь и далее по тексту. - .

Решение Коллегии ЕЭК от 25.12.2012 N 293

Единая форма сертификата соответствия требованиям технического(их) регламента(ов) Таможенного союза

Единый знак
обращения
продукции

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ

СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ

N TC

Серия

N ХХХХХХХ

ОРГАН ПО СЕРТИФИКАЦИИ

ЗАЯВИТЕЛЬ

ИЗГОТОВИТЕЛЬ

ПРОДУКЦИЯ

Код ТН ВЭД ТС

СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ

СЕРТИФИКАТ ВЫДАН НА ОСНОВАНИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

СРОК ДЕЙСТВИЯ С

ПО

Руководитель (уполномоченное

лицо) органа по сертификации

подпись, инициалы, фамилия

М.П.

Эксперт-аудитор (эксперт)

подпись, инициалы, фамилия

Приложение Б
(справочное)


Форма декларации о соответствии

Б.1 Единая форма декларации о соответствии требованиям технического(их) регламента(ов) Таможенного союза, извлеченная из Решения комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 896 [6], имеет следующий вид:

_______________

Требования к оформлению декларации о соответствии и правила ее заполнения установлены в приложении 2 [6].

Единая форма декларации о соответствии требованиям технического(их) регламента(ов) Таможенного союза

Единый знак
обращения
продукции

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ

ДЕКЛАРАЦИЯ О СООТВЕТСТВИИ

Декларант,

в лице

заявляет, что

соответствует требованиям

Декларация о соответствии принята на основании

Дополнительная информация

Декларация о соответствии действительна с даты регистрации по

Сведения о регистрации декларации о соответствии:

подпись

инициалы, фамилия руководителя организации
(уполномоченного им лица) или индивидуального предпринимателя

М.П.

Регистрационный номер декларации о соответствии N ТС

Дата регистрации декларации о соответствии

Приложение В
(справочное)


Изображение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза

В.1 Изображение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, извлеченное из Положения о едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза [7], приведено на рисунках В.1 и В.2.


Рисунок В.1


Рисунок В.2

Библиография

[1]

ИСО/МЭК 17000:2004
(ISO/IEC 17000:2004)

Оценка соответствия. Словарь и общие принципы (Conformity assessment - Vocabulary and general principles)

[2]

ИСО/МЭК 17007:2004
(ISO/IEC 17007:2004)

Оценка соответствия. Методические указания по разработке нормативных документов, предназначенных для применения при оценке соответствия (Conformity assessment. Guidance for drafting normative documents suitable for conformity assessment)

[3]

Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года

[4]

Положение о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза, утвержденное Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 621

[5]

Рекомендации по типовой структуре технического регламента Евразийского экономического сообщества, утвержденные Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 октября 2006 г. N 321

[6]

Решение комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 896 О единых формах документов об оценке (подтверждению) соответствия (декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза, сертификата соответствия Таможенного союза)*

________________

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует Решение Коллегии ЕЭК от 25 декабря 2012 года N 293 "О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза и правилах их оформления". - .

[7]

Положение о едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, утвержденное Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. N 711

Электронный текст документа

и сверен по:

, 2013