allgosts.ru03. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ, УПРАВЛЕНИЕ И КАЧЕСТВО. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ.03.120. Качество

ГОСТ 34725-2021 Отзыв продукции автомобилестроения. Руководство для изготовителей, поставщиков и продавцов

Обозначение:
ГОСТ 34725-2021
Наименование:
Отзыв продукции автомобилестроения. Руководство для изготовителей, поставщиков и продавцов
Статус:
Действует
Дата введения:
11.30.2021
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.120.10

Текст ГОСТ 34725-2021 Отзыв продукции автомобилестроения. Руководство для изготовителей, поставщиков и продавцов

       

ГОСТ 34725-2021

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ОТЗЫВ ПРОДУКЦИИ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ

Руководство для изготовителей, поставщиков и продавцов

Automotive products recall. Guidelines for manufacturers, suppliers and sellers

МКС 03.120.10

Дата введения 2021-11-30

С правом досрочного применения

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 апреля 2021 г. N 139-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

(Поправка. ИУС N 4-2022).

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 мая 2021 г. N 356-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34725-2021 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 30 ноября 2021 г. с правом досрочного применения

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 4, 2022 год

Введение

Отзыв продукции является важнейшим элементом процесса обеспечения безопасности продукции во многих странах мира.

Общие принципы мировой практики отзывных кампаний в отношении продукции автомобилестроения были учтены при разработке настоящего стандарта. Вместе с тем, единые международные стандарты, учитывающие специфику отзыва транспортных средств и компонентов, в настоящее время отсутствуют, с чем и была связана необходимость разработки данного стандарта.

Стандарт содержит общие требования в отношении отзыва продукции автомобилестроения, связанного с защитой жизни и здоровья граждан, имущества или окружающей среды. Корректирующие мероприятия, проводимые изготовителями по другим причинам, например, связанные с исключительно потребительскими свойствами продукции, в стандарте не рассматриваются.

Необходимость отзыва может быть вызвана как несоответствием законодательным требованиям, установленным в отношении продукции, так и риском причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу или окружающей среде, напрямую не связанным с требованиями законодательства.

В отношении общих рекомендаций по планированию и осуществлению программ отзыва продукции со стороны изготовителей следует руководствоваться [1]
и [2]
.

________________

На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 10393-2014 "Отзыв потребительских товаров. Руководство для поставщиков".
На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 56691-2015 "Безопасность потребительских товаров. Руководящие указания для поставщиков и распространителей продукции".

1 Область применения

Настоящий стандарт содержит руководство и общие требования в отношении отзыва продукции автомобилестроения после ее выпуска в обращение.

Под продукцией автомобилестроения в настоящем стандарте понимают объекты технического регулирования в соответствии с законодательством:

- колесные транспортные средства категорий L, M, N и O по [3], предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования,

- компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств.

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 выпуск в обращение: Разрешение заинтересованным лицам без ограничений использовать и распоряжаться транспортным средством или партией компонентов по прямому назначению.

2.2 транспортное средство: Устройство на колесном ходу категорий L, M, N, O, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

2.3 изготовитель: Организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие изготовление транспортного средства или компонентов с намерением выпуска их в обращение для реализации либо собственного пользования.

2.4 представитель изготовителя: Организация, зарегистрированная в установленном порядке в государстве, применяющем данный стандарт, которая определена изготовителем на основании соглашения с ним для осуществления действий от его имени при оценке соответствия и размещении продукции на территории государства, а также для возложения солидарной с изготовителем ответственности за несоответствие продукции установленным законодательным требованиям.

2.5 продавец: Организация или индивидуальный предприниматель, реализующие продукцию потребителям по договору купли-продажи.

2.6 поставщик: Организация или индивидуальный предприниматель, поставляющие продукцию заказчику. В качестве поставщика может выступать изготовитель, продавец или посредник.

2.7 отзыв продукции: Корректирующее действие, предпринятое после выпуска продукции в обращение с целью защиты здоровья и безопасности граждан, имущества или окружающей среды в связи с использованием данной продукции.

2.8 потребитель: Лицо, приобретающее продукцию для использования или уже использующее продукцию по прямому назначению.

2.9 приобретатель: Лицо, приобретающее продукцию для дальнейшей перепродажи или использования продукции по прямому назначению.

2.10 владелец транспортного средства: Лицо, владеющее транспортным средством на правах собственности или ином законном основании.

2.11 орган надзора: Орган государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательных требований в отношении вида продукции на территории государства или ряда государств, уполномоченный в установленном порядке.

2.12 вред: Физическое повреждение или вред здоровью граждан, имуществу или окружающей среде.

2.13 корректирующее действие: Действие, направленное на устранение потенциального вреда и снижение риска.

2.14 безопасность продукции: Состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу или окружающей среде.

2.15 риск: Вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу или окружающей среде с учетом тяжести этого вреда.

2.16 оценка риска: Процесс, охватывающий идентификацию риска, анализ риска и сравнительную оценку риска.

2.17 анализ риска: Систематическое использование имеющейся информации для выявления опасностей и оценки риска.

2.18 идентификация риска: Процесс определения, составления перечня и описания элементов риска. Элементы риска могут включать в себя источники риска, события, их причины и возможные последствия.

2.19 сравнительная оценка риска: Процесс сравнения результатов анализа риска с критериями риска для определения приемлемости риска.

2.20 критерий риска: Совокупность факторов, по сопоставлению с которыми оценивают значимость риска.

2.21 уровень риска: Мера риска или комбинации нескольких видов риска, характеризуемая последствиями и их вероятностью.

2.22 допустимый уровень риска: Уровень вероятности причинения вреда, оцениваемый как незначительный по отношению к рискам, существующим в обычных условиях эксплуатации (применения) транспортных средств и компонентов.

2.23 прослеживаемость: Способность восстановить предысторию использования или местонахождения продукции с помощью регистрируемой идентификации.

2.24 опасность: Потенциальный источник причинения вреда, вызванный отказом или непреднамеренным поведением транспортного средства или компонента, не соответствующим проектируемому.

2.25 опасное событие: Проявление опасности в эксплуатационной ситуации.

2.26 эксплуатационная ситуация: Сценарий событий, который может возникать в течение жизненного цикла транспортного средства.

2.27 степень выполнения программы отзыва: Отношение количества продукции, для которой выполнены корректирующие мероприятия, к общему количеству продукции, подверженной отзыву.

3 Общие требования

3.1 Общие принципы программ отзыва

Отзыв продукции является ключевым элементом общей безопасности продукции. Изготовители (представители изготовителя, поставщики, продавцы) должны выполнять свои обязательства в отношении безопасности продукции путем следования общим принципам, изложенным в настоящем стандарте, а также в соответствии с требованиями [1] и [2].

Условия для реализации программ отзыва обеспечивают изготовитель, представитель изготовителя, поставщик, продавец с учетом их ответственности за обеспечение соответствия продукции автомобилестроения установленным требованиям безопасности.

Изготовитель, представитель изготовителя, поставщик, продавец формируют условия для обеспечения:

- прослеживаемости продукции на этапах жизненного цикла от проектирования до утилизации продукции;

- сбора и анализа информации о дефектах продукции с целью установления допустимого уровня риска и принятия решений о необходимости отзыва продукции;

- максимально возможной реализации мероприятий, предусмотренных объявленной программой отзыва.

3.2 Инициирование отзыва

Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки продукции он причиняет или может причинить вред жизни или здоровью людей, имуществу или окружающей среде, изготовитель (представитель изготовителя, поставщик, продавец) обязан в необходимых случаях инициировать отзыв продукции от потребителей.

В отношении транспортных средств и компонентов транспортных средств отзыв осуществляет изготовитель или представитель изготовителя.

В отношении компонентов транспортных средств функции по отзыву могут быть возложены также на поставщика или продавца компонентов. В общем случае отзыв компонентов осуществляет изготовитель компонентов или заявитель на получение документов по подтверждению соответствия требованиям безопасности.

Отзыв инициирует изготовитель (представитель изготовителя, поставщик, продавец) или орган надзора:

- на основании оценки риска, связанного с использованием продукции, при наличии общей повторяющейся причины возникновения риска для продукции одного типа;

- при получении достоверной информации о несоответствии продукции установленным законодательным требованиям.

В случае несоответствия продукции установленным законодательным требованиям отзыв может инициироваться без оценки риска.

Под несоответствием продукции установленным законодательным требованиям в данном стандарте понимается несоответствие хотя бы одной характеристики конструкции типа транспортного средства или компонента, в отношении которой были подтверждены требования безопасности.

Под достоверной информацией понимают результат установления повторяющихся фактов несоответствия продукции одного типа законодательным требованиям, исходя из анализа:

- информации, полученной в ходе надзорных мероприятий;

- результатов контрольных испытаний продукции;

- рекламаций от граждан и организаций о дефектах продукции, связанных с безопасностью;

- данных о дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП) с пострадавшими;

- иной информации, имеющейся в распоряжении органа надзора или изготовителя (представителя изготовителя, поставщика, продавца).

В течение десяти календарных дней с момента получения информации о возможном несоответствии продукции законодательным требованиям, если необходимость установления более длительного срока не следует из существа проводимых мероприятий, изготовитель (представитель изготовителя, поставщик, продавец) обязан провести проверку достоверности полученной информации.

3.3 Виды отзыва

В зависимости от вовлеченности органа надзора различают три вида отзыва:

- добровольный отзыв без надзора - отзыв, инициируемый изготовителем (представителем изготовителя, поставщиком, продавцом) при получении информации о риске продукции, не превышающем допустимый уровень. Корректирующие мероприятия при добровольном отзыве без надзора полностью контролирует изготовитель (представитель изготовителя, поставщик, продавец) самостоятельно. Изготовитель (представитель изготовителя, поставщик, продавец) обязан предоставить информацию о добровольном отзыве без надзора в орган надзора, который имеет право проверить уровень риска и при превышении допустимого уровня риска переквалифицировать отзыв в добровольный отзыв под надзором;

- добровольный отзыв под надзором - отзыв, инициируемый изготовителем (представителем изготовителя, поставщиком, продавцом) при получении информации о несоответствии продукции установленным законодательным требованиям или о риске продукции, превышающем допустимый уровень, с обязательным уведомлением органа надзора. Корректирующие мероприятия при добровольном отзыве под надзором согласовывают с органом надзора. Орган надзора удостоверяется в достаточности предложенных корректирующих мероприятий и контролирует ход их выполнения;

- принудительный отзыв - отзыв, инициируемый органом надзора при наличии достоверной информации о несоответствии продукции установленным законодательным требованиям или о риске продукции, превышающем допустимый уровень, если изготовитель (представитель изготовителя, поставщик, продавец) не согласовывает с ним и/или не осуществляет корректирующие мероприятия, необходимые для устранения несоответствия или снижения уровня риска.

3.4 Оценка риска

Процесс оценки риска, как правило, включает следующие этапы (рисунок 1):

- установление объектов риска;

- идентификация опасных событий;

- оценка тяжести опасных событий;

- оценка вероятности опасных событий;

- определение уровня риска.

Рисунок 1 - Этапы процесса оценки риска

3.4.1 Установление объектов риска

Под объектами риска понимают партию транспортных средств или компонентов, являющихся источниками риска.

В случае, если риск вызван конструктивными особенностями транспортных средств или компонентов, объектами риска являются все транспортные средства или компоненты, имеющие данную конструктивную особенность.

В случае, если риск вызван особенностями производства транспортных средств или компонентов, объектами риска являются все транспортные средства или компоненты, изготовленные с применением данного производственного процесса.

В случае, если риск вызван неправильным информированием потребителя о безопасном использовании продукции, объектами риска являются все транспортные средства или компоненты с применением данной информации.

3.4.2 Идентификация опасных событий

При идентификации опасных событий учитывают случившиеся или вероятные события за весь жизненный цикл транспортного средства или компонента с момента выпуска в обращение как приведшие к причинению вреда, так и события или ситуации, которые могли привести к причинению вреда.

Идентификацию опасных событий проводят системно с использованием соответствующих методов, например анализа дерева отказов, анализа видов и последствий отказов, анализа опасностей и работоспособности систем. Рекомендации по процессу идентификации опасных событий приведены в [4]
.

________________

На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 26262-3-2014 "Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 3. Стадия формирования концепции".

Опасные события определяют для соответствующих комбинаций эксплуатационных ситуаций и опасностей.

Если отказы на уровне транспортного средства вызывают потерю нескольких функций, то при анализе ситуации и процедуре выявления опасности рассматривают результирующие опасные события из-за неправильного поведения всего транспортного средства.

3.4.3 Оценка тяжести опасных событий

При оценке тяжести опасных событий используют три уровня: высокий, средний и низкий.

Рекомендуемая классификация уровней тяжести опасных событий в зависимости от характера рисков и проявлений опасных событий приведена в таблице 1.

Таблица 1 - Рекомендуемая классификация уровней тяжести опасных событий

Уровень

Характер риска

тяжести опасных событий

Риски совершения ДТП из-за несовершенства, отсутствия или отказа отдельных элементов конструкции транспортного средства, влияющего на способность водителя выполнять надлежащим образом свои функции по управлению транспортным средством

Риски наступления серьезного вреда в результате ДТП

Риски загрязнения окружающей среды; риски нанесения вреда здоровью людей вследствие срабатывания систем безопасности транспортного средства, включая случаи нештатного срабатывания; риски нанесения вреда здоровью людей, не связанные с ДТП; риски нанесения вреда имуществу

Проявление опасного события

Высокий

Потеря контроля за транспортным средством с высоким риском нанесения травм

Полный отказ системы, снижающей последствия ДТП, значительная потеря способности конструкции транспортного средства минимизировать травмирующие воздействия на водителя, пассажиров и других участников дорожного движения, возникающие в процессе и непосредственно после ДТП

Значительный вред здоровью людей, имуществу или значительное загрязнение окружающей среды

Средний

Транспортное средство остается управляемым и может продолжать движение, однако дальнейшая эксплуатация может привести к опасным событиям с высоким уровнем тяжести

Частичный отказ системы, снижающей последствия ДТП, или частичная потеря способности конструкции транспортного средства минимизировать травмирующие воздействия. Выполнение основной функции в обоих случаях сохраняется

Умеренный вред здоровью людей, имуществу или умеренное загрязнение окружающей среды

Низкий

Частичное влияние на функциональные характеристики транспортного средства в день события

Нет значительного влияния на способность снижения последствия ДТП

Незначительный вред здоровью людей, имуществу или незначительное загрязнение окружающей среды

Примечание - При определении критериев уровней вреда следует руководствоваться национальным законодательством.

3.4.4 Оценка вероятности опасных событий

В зависимости от вероятности опасные события подразделяют на три уровня: частые, вероятные и маловероятные.

Оценку вероятности опасных событий проводят на основании количественного метода, качественного метода или комбинации этих двух методов.

В качестве количественного метода могут использоваться статистические методы, как например модель распределения Вейбулла или методы инженерного анализа вероятности опасных событий.

Статистические методы не должны применяться изготовителями, выпускающими продукцию в малых объемах, например в количестве, установленном законодательством для возможности подтверждения соответствия по процедуре малых партий.

Рекомендуемая классификация уровней вероятности опасных событий в зависимости от значений вероятности при использовании количественного метода приведена в таблице 2.

Таблица 2 - Рекомендуемая классификация уровней вероятности опасных событий в зависимости от значений вероятности

Уровень опасного события в зависимости от вероятности

Вероятность опасного события на одной единице продукции объектов риска в течение жизненного цикла после выпуска в обращение

Частое

>0,1

Вероятное

0,005…0,1

Маловероятное

<0,005

При использовании качественного метода, к которым может относиться, например, метод экспертных оценок, рекомендуется учитывать, что:

- опасные события, вызванные конструктивными факторами, например материалами, конструкцией компонента, программным обеспечением, оценивают как частые;

- опасные события, вызванные производственными факторами, например дефектами материалов, особенностями обработки материалов, неправильной сборкой, оценивают как частые, вероятные или маловероятные;

- опасные события, вызванные неправильным информированием потребителя о безопасном использовании продукции, например при неверной информации о допустимых весовых нагрузках на оси транспортного средства, оценивают как частые.

В общем случае окончательная оценка вероятности опасных событий подлежит корректировке, учитывающей особенности эксплуатации транспортных средств и наличие случаев с тяжелыми последствиями. В частности, вероятность опасных событий следует повысить для транспортных средств с интенсивным использованием (например, такси, автобусы, грузовые автомобили) и транспортных средств с тяжелыми условиями эксплуатации (например, длительная эксплуатация в условиях холодного климата).

Наличие имевших место случаев с особо тяжелыми последствиями, включая происшествия, связанные со смертью людей, должно увеличить оценку вероятности опасных событий не менее чем на один уровень.

В случае потенциального отзыва компонентов транспортных средств, когда оценка риска проводилась без участия изготовителя, вероятность опасных событий должна быть увеличена на один уровень.

3.4.5 Определение уровня риска и необходимости отзыва

После проведения оценки тяжести и вероятности опасных событий уровень риска определяют с помощью матрицы, см. таблицу 3.

Предусмотрено три уровня риска в зависимости от уровней тяжести опасных событий и вероятности опасных событий, указанных по вертикальной и горизонтальной шкалам матрицы.

Таблица 3 - Матрица рисков

Риск уровня 1 считают допустимым, при нем изготовитель (представитель изготовителя, поставщик, продавец) самостоятельно принимает решение о необходимости и номенклатуре корректирующих мероприятий.

Риск уровня 2 в общем случае должен привести к инициированию добровольного отзыва без надзора. В обоснованных случаях орган надзора может потребовать проведение добровольного отзыва под надзором.

Риск уровня 3 считают недопустимым, при нем необходимо инициировать добровольный отзыв под надзором.

3.5 Согласование программы отзыва

В случае инициирования добровольного отзыва без надзора изготовитель информирует орган надзора о планируемом мероприятии.

При добровольном отзыве под надзором изготовитель (представитель изготовителя, поставщик, продавец) в течение десяти календарных дней с момента подтверждения достоверности информации о несоответствии продукции законодательным требованиям или о риске продукции, превышающем допустимый уровень, разрабатывает программу мероприятий по предотвращению причинения вреда, связанного с обращением продукции (далее - программа мероприятий) и согласовывает ее с органом надзора в соответствии с его компетенцией.

Программа мероприятий должна включать в себя мероприятия по оповещению приобретателей, в том числе потребителей, о наличии угрозы причинения вреда и предлагаемых способах его предотвращения, а также сроки реализации таких мероприятий.

Рекомендуемая форма программы мероприятий приведена в приложении А.

Рекомендуемая форма представления информации о ходе реализации программ мероприятий приведена в приложении Б.

Согласование мероприятий и сроков их реализации осуществляют с учетом рекомендаций, установленных органом надзора.

3.6 Степень выполнения программы отзыва

При контроле за реализацией согласованной программы добровольного отзыва под надзором или принудительного отзыва орган надзора может установить минимально допустимую степень выполнения программы отзыва, которая должна основываться на объективных статистических данных предыдущих подобных программ, ранее реализованных на рынке отзыва.

3.7 Меры по достижению максимальной степени выполнения программы отзыва

При проведении отзыва следует предпринять необходимые меры по достижению максимальной степени выполнения программы отзыва со стороны всех ее участников, включая владельцев транспортных средств и потребителей компонентов.

Информирование владельцев транспортных средств и потребителей компонентов о проводимом отзыве осуществляет изготовитель (представитель изготовителя, поставщик, продавец) любыми доступными ему способами.

В качестве предпочтительного способа информирования владельцев транспортных средств, поставщиков и продавцов компонентов рекомендуется рассылка писем почтовыми отправлениями.

В качестве дополнительных и/или альтернативных способов могут использоваться сообщения в средствах массовой информации, интернет, электронные сообщения и телефонные звонки.

Основным способом информирования потребителей компонентов транспортных средств при проведении программ отзыва являются средства массовой информации и интернет.

Для максимального обеспечения возможности формирования у изготовителя (представителя изготовителя) контактной информации о владельцах транспортных средств в сопроводительную документацию на транспортное средство рекомендуется включать информацию для второго и последующего владельцев о предоставлении продавцу (дилеру) своих контактных данных для целей информирования об отзывных кампаниях.

В законодательно установленных случаях изготовителем или представителем изготовителя для целей информирования владельцев транспортных средств об отзывных кампаниях могут применяться иные способы получения информации, реализованные, в том числе, с использованием систем государственной регистрации транспортных средств, государственного технического осмотра и/или обязательного страхования автогражданской ответственности, а также реализованы механизмы предоставления информации в данные системы об игнорировании со стороны извещенных владельцев транспортных средств объявленных программ отзыва.

3.8 Контроль за реализацией программы добровольного отзыва под надзором и ее завершение

Изготовитель (представитель изготовителя, поставщик, продавец) при наступлении даты, согласованной с органом надзора в программе мероприятий, направляет в орган надзора отчетную информацию о ее реализации по форме, приведенной в приложении Б.

После рассмотрения представленной информации в случае, если результаты реализации программы признаны достаточными, орган надзора направляет изготовителю (представителю изготовителя, поставщику, продавцу) уведомление о ее выполнении, либо сообщает о необходимости проведения дальнейших мероприятий, вызванных недостаточностью достигнутых результатов реализации программы.

Недостаточность результатов определяет орган надзора исходя из степени выполнения программы мероприятий.

Проведение дальнейших мероприятий обеспечивают продлением реализации программы мероприятий на срок, определяемый по согласованию с органом надзора, исходя из количества продукции, не подвергнутой проверке и ремонту в ранее определенные программой мероприятий сроки. Отчетную информацию о реализации мероприятий программы после ее продления направляют в орган надзора для оценки достигнутых результатов и принятия дальнейших решений о ее выполнении или продлении. Для достижения необходимых результатов при продлении программы мероприятий орган надзора может потребовать ее корректировки.

Сроки реализации программы мероприятий могут быть продлены не более двух раз.

По завершении срока реализации программы мероприятий с учетом двукратного продления изготовитель (представитель изготовителя, поставщик, продавец) направляет в орган надзора заключительную отчетную информацию об итогах реализации программы мероприятий.

После выполнения программы мероприятий изготовитель (представитель изготовителя, поставщик, продавец) предпринимает меры по обеспечению (сохранению) возможности дальнейшего проведения ремонтного воздействия в отношении продукции, подпадающей под программу мероприятий, признанную завершенной.

3.9 Меры, предпринимаемые органом надзора для организации проведения программ отзыва и контроля над ними

В ходе организации программ отзыва и контроля за их выполнением орган надзора:

- способствует распространению информации о сроках и порядке проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда;

- обеспечивает контроль достоверности материалов, предоставляемых в его адрес изготовителем (представителем изготовителя, поставщиком, продавцом) по результатам проведенной проверки достоверности информации о несоответствии продукции установленным законодательным требованиям, а также результатов проведенного со стороны изготовителя (представителя изготовителя, поставщика, продавца) анализа оценки риска;

- запрашивает у изготовителя (представителя изготовителя, поставщика, продавца) документы, подтверждающие проведение мероприятий, указанных в программе мероприятий;

- проверяет соблюдение сроков, указанных в программе мероприятий;

- принимает решение об обращении в суд с иском о принудительном отзыве продукции.

В случаях выявления несоответствия продукции законодательным требованиям и (или) установления риска продукции, превышающего допустимый уровень, в отношении которых необходимо принятие незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции, либо угрозы причинения такого вреда, орган надзора исходя из имеющихся полномочий:

- выдает предписание о приостановке реализации этой продукции;

- информирует приобретателей, в том числе потребителей, через средства массовой информации о риске продукции, превышающем допустимый уровень, или несоответствии продукции законодательным требованиям и об угрозе причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции.

Приложение А

(рекомендуемое)

Рекомендуемая форма программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, связанного с обращением продукции

Программа мероприятий по предотвращению причинения вреда, связанного с обращением продукции

I ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1 Изготовитель продукции,

,

расположенный по адресу:

2 Идентификация продукции:

Коммерческое наименование (тип)

Период производства

Период реализации

Количество продукции, ед.

с ММ/ГГГГ по ММ/ГГГГ

с ММ/ГГГГ по ММ/ГГГГ

Указать количество продукции

Для транспортных средств в приложении должен быть указан перечень VIN-кодов.

3 Описание неисправности (дефекта) продукции:

4 Описание способа ремонтного воздействия:

На всех единицах продукции будет выполнено

. Все работы в рамках

данной программы будут бесплатными для владельцев.

II ГРАФИК МЕРОПРИЯТИЙ

N

п/п

Наименование мероприятия

Срок

Ответственный

1

Уведомление уполномоченных дилеров (партнеров) о возможном несоответствии продукции законодательным требованиям или риске, превышающем допустимый уровень

2

Подготовка подробной технической инструкции, описывающей метод ремонтного воздействия (далее - Инструкция по ремонту)

3

Направление в орган надзора информации с описанием ремонтного воздействия

4

Направление Инструкции по ремонту уполномоченным дилерам (партнерам):

5

Обеспечение наличия достаточного количества деталей для осуществления ремонтных воздействий

6

Подготовка образца информационного письма, уведомляющего владельцев продукции о необходимости предоставить продукцию ближайшему уполномоченному дилеру (партнеру) для осуществления ремонтного воздействия

7

Подготовка и направление информационных писем владельцам продукции

8

Начало осуществления ремонтного воздействия

9

Размещение информации о проводимой программе мероприятий на

официальном сайте

органа надзора

10

Направление в орган надзора информации о ходе реализации программы мероприятий (один раз в полгода)

11

Направление в орган надзора заключительной отчетной информации о реализации программы мероприятий

III СВЕДЕНИЯ О ПРОДЛЕНИИ ПРОГРАММЫ МЕРОПРИЯТИЙ

Реализация программы мероприятий продлена до "___" ____________ 20__ г.

Директор (Доверенное лицо)

(Подпись, ФИО)

Согласовано: Уполномоченное лицо органа надзора

(Подпись, ФИО)

Реализация программы мероприятий продлена до "___" ____________ 20__ г.

Директор (Доверенное лицо)

(Подпись, ФИО)

Согласовано: Уполномоченное лицо органа надзора

(Подпись, ФИО)

Приложение Б

(рекомендуемое)

Рекомендуемая форма представления информации о ходе реализации программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, связанного с обращением продукции

Информация о ходе реализации программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, связанного с обращением продукции _______________ изготовителя (представителя изготовителя) _______________ по состоянию на _______________

Номер и дата

Дата начала

Количество

Инфор-

Информация о ремонте продукции

письма органа надзора о согласовании программы мероприятий

осущест-

вления ремонтного воздействия

продукции, подпадающей под отзыв/

Общее количество разосланных писем

мация об уведом-

лении владельцев

Общее количество прове-

ренных единиц продукции

Прове-

рено, проведен ремонт

Проверено, ремонт не требуется

Библиография

[1]

ISO 10393:2013

Отзыв потребительских товаров. Руководство для поставщиков (Consumer product recall - Guidelines for suppliers)

[2]

ISO 10377:2013

Безопасность потребительских товаров. Руководящие указания для поставщиков (Consumer product safety - Guidelines for suppliers)

[3]

ECE/TRANS/WP.29/78/Rev.6

Сводная резолюция о конструкции транспортных средств (СР.3)

[4]

ISO 26262-3:2018

Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 3. Стадия формирования концепции (Road vehicles - Functional safety - Part 3: Concept phase)

УДК 658.562:006.065.2:006.354

МКС 03.120.10

Ключевые слова: отзыв продукции, поставщик, потребитель, анализ риска, прослеживаемость, инцидент, уведомление об отзыве