allgosts.ru03. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ, УПРАВЛЕНИЕ И КАЧЕСТВО. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ.03.120. Качество

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011-2008 Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия

Обозначение:
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011-2008
Наименование:
Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия
Статус:
Отменен
Дата введения:
03.01.2008
Дата отмены:
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.120.10

Текст ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011-2008 Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО
ПОТЕХНИЧЕСКОМУРЕГУЛИРОВАНИЮИМЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

российской

ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТР ИСО/МЭК

17011-

2008

Оценкасоответствия

ОБЩИЕТРЕБОВАНИЯ КОРГАНАМПОАККРЕДИТАЦИИ, АККРЕДИТУЮЩИМОРГАНЫПООЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ

ISO/IEC 17011:2004
Conformity assessment - General requirements for accreditation bodies accrediting conformity assessment bodies
(IDT)

Москва

Стандартинформ

2007

Предисловие

ЦелиипринципыстандартизациивРоссийскойФедерацииустановленыФедеральнымзакономот 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «Отехническомрегулировании», аправилаприменениянациональных стандартовРоссийскойФедерации-ГОСТР 1.0-2004«СтандартизациявРоссийскойФедерации. Основныеположения»

Сведенияостандарте

1 ПОДГОТОВЛЕНАссоциациейаналитическихцентров (ААЦ) «Аналитика»иВсероссийским научно-исследовательскиминститутомсертификации (ВНИИС) наосновесобственногоаутентичного переводастандарта, указанноговпункте 4

2 ВНЕСЕНРабочейкомиссиейпоаккредитацииоргановпосертификацииииспытательныхлабораторий (центров) Федеральногоагентствапотехническомурегулированиюиметрологии

3 УТВЕРЖДЕНИВВЕДЕНВДЕЙСТВИЕПриказомФедеральногоагентствапотехническому регулированиюиметрологииот 31 января 2008 г. № 10-ст

4 НастоящийстандартидентиченмеждународномустандартуИСО/МЭК 17011:2004 «Оценка соответствия. Общиетребованияк органампоаккредитации, аккредитующиморганыпооценкесоответствия» (ISO/IEC17011:2004 «Conformityassessment-Generalrequirementsforaccreditationbodiesaccreditingconformityassessmentbodies»).

ПриприменениинастоящегостандартарекомендуетсяиспользоватьвместоссылочныхмеждународныхстандартовсоответствующиеимнациональныестандартыРоссийскойФедерации, сведения окоторыхприведенывдополнительномприложенииА

5 ВВЕДЕНВПЕРВЫЕ

Информацияобизмененияхкнастоящемустандартупубликуетсявежегодноиздаваемом информационномуказателе«Национальныестандарты», атекстизмененийипоправок-вежемесячноиздаваемыхинформационныхуказателях«Национальныестандарты». Вслучаепересмотра (замены) илиотменынастоящегостандартасоответствующееуведомлениебудетопубликовано вежемесячноиздаваемоминформационномуказателе«Национальныестандарты». Соответствующаяинформация, уведомлениеитекстыразмещаютсятакжевинформационнойсистемеобщего пользования-наофициальномсайтеФедеральногоагентствапотехническомурегулированию иметрологиивсетиИнтернет

Содержание

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Орган по аккредитации

4.1 Правовая ответственность

4.2 Структура

4.3 Беспристрастность

4.4 Конфиденциальность

4.5 Обязательства и финансирование

4.6 Деятельность по аккредитации

5 Менеджмент

5.1 Общие положения

5.2 Система менеджмента

5.3 Управление документацией

5.4 Записи

5.5 Несоответствия и корректирующие действия

5.6 Предупреждающие действия

5.7 Внутренний аудит

5.8 Анализ со стороны руководства

5.9 Жалобы [претензии]

6 Людские ресурсы

6.1 Персонал, связанный с органом по аккредитации

6.2 Персонал, вовлеченный в процесс аккредитации

6.3 Мониторинг

6.4 Записи по персоналу

7 Процесс аккредитации

7.1 Критерии аккредитации и информация

7.2 Заявка на аккредитацию

7.3 Анализ ресурсов

7.4 Оценка по субподрядам

7.5 Подготовка к оценке

7.6 Экспертиза документов и записей

7.7 Оценка на месте

7.8 Анализ полученных данных и отчет по оценке

7.9 Принятие решения об аккредитации

7.10 Апелляции

7.11 Повторная оценка и инспекционный контроль

7.12 Расширение области аккредитации

7.13 Приостановка, отмена действия аккредитации или сокращение области аккредитации

7.14 Записи, касающиеся органа по оценке соответствия

7.15 Проверка квалификации лабораторий и сравнения других видов

8 Ответственность органа по аккредитации и органа по оценке соответствия

8.1 Обязательства органа по оценке соответствия

8.2 Обязательства органа по аккредитации

8.3 Ссылка на факт аккредитации и использование знака аккредитации

Приложение А (справочное) Сведения о соответствии национальных стандартов Российской Федерации ссылочным международным стандартам

Библиография

ПредисловиекмеждународномустандартуИСО/МЭК 17011:2004

Международнаяорганизацияпостандартизации (ИСО) иМеждународнаяэлектротехническая комиссия (МЭК) формируютспециализированнуюсистемувсемирнойстандартизации. Национальные органы, являющиесячленамиИСОиМЭК, участвуютвразработкемеждународныхстандартовчерез техническиекомитеты, созданныесоответствующейзаинтересованнойорганизациейдлярешениятехническихпроблемвразличныхобластяхдеятельности. ТехническиекомитетыИСОиМЭКсотрудничаютвобластях, представляющихвзаимныйинтерес. Другиемеждународные, правительственныеи неправительственныеорганизации, имеющиесвязисИСОиМЭК, такжепринимаютучастиевработе. В областиоценкисоответствиязаразработкумеждународныхстандартовируководствотвечаетКомитет ИСОпооценкесоответствия (КАСКО).

МеждународныестандартыразрабатываютсявсоответствиисправиламиДирективИСО/МЭК, часть 2.

Главнойзадачейтехническихкомитетовявляетсяподготовкамеждународныхстандартов. Проектымеждународныхстандартов, принятыетехническимикомитетами, рассылаютсякомитетам-членам наголосование. Ихопубликованиевкачествемеждународныхстандартовтребуетодобрениянеменее 75 % комитетов-членов, принимающихучастиевголосовании.

Следуетиметьввиду, чтонекоторыеэлементынастоящегостандартамогутбытьобъектомпатентныхправ. ИСОнеможетнестиответственностизаидентификациюкакого-либоодногоиливсехпатентныхправ.

МеждународныйстандартИСО/МЭК 17011 подготовленКомитетомИСОпооценкесоответствия (КАСКО).

ЭтопервоеизданиеИСО/МЭК 17011 отменяетизаменяетруководстваИСО/МЭК 58 и ИСО/МЭК 61, атакжеИСО/МЭК/ТР 17010. Такойпересмотрпроведенпозапросумногихоргановпо аккредитации, которыедолжныбылиодновременносоответствоватьтребованиямтрехдокументов, в основномповторяющихся, нонемногоразличающихся.

ВведениекнациональномустандартуРоссийскойФедерации ГОСТРИСО/МЭК 17011-2008

Вобязательнойсфереорганыгосударственнойвластиреализуютзаконы, регламентирующие выпускнарынокпродукции (включаяуслуги) вчастибезопасности, охраныздоровья, охраныокружающейсреды, предотвращенияподделкиилиобеспечениярыночнойсправедливости. Вдобровольной сферемногимотраслямпромышленностиприходитсяустанавливатьвпределахнациональнойэкономики, атакжеглобальносистемыдляоценкисоответствияиодобрения, направленныенадостижение минимальноготехническогоуровня, возможностисопоставления, атакжеконкуренциинаравныхусловиях.

Предпосылкойторговлинаравныхусловияхявляетсятотфакт, чтопродукция (включаяуслуги), официальнопринятаяводнойэкономическойсистеме, должнатакжесвободнообращатьсявдругих такихсистемахбезнеобходимостипроходитьвсесторонниеповторныеиспытания, приемку, новуюсертификациюит.д. Этоположениеследуетиметьввидунезависимооттого, попадаетлипродукция (включаяуслуги) целикомиличастичноподтребованияобязательногосектора.

Всовременномобществечастотребуетсяделатьзаявлениявотношенииобъективногосоответствияпродукции (включаяуслуги) специфицированнымтребованиям. Органыпооценкесоответствия (ООС) могутобъективноконстатироватьтакоесоответствие. Деятельностьпооценкесоответствия включаетвсебясертификацию, инспекцию, испытанияи, применительнокнастоящемустандарту, калибровку.

Дляпокупателя, регулирующегоорганаиобщественностиважнознать, чтоООСявляютсякомпетентными. Поэтойпричиневозникаетнеобходимостьвбеспристрастномудостоверенииихкомпетентности. Такоеудостоверениевозлагаетсянаполномочныеорганыпоаккредитации, которыедолжны бытьнепредубежденнымивотношенииООСиихклиентовикоторыеобычноявляютсянекоммерческимипредприятиями (см. рисунок 1).

Система, подтверждающаякачествоуслугпооценкесоответствия, предоставляемыхООС, должнавызыватьдовериеупокупателейирегулирующихорганизаций. Такаясистемадолжнасодействоватьмеждународнойторговлекаксостороныорганов, регулирующихторговлю, такисостороны продавцовипокупателей. Какдляаккредитации, такидляоценкисоответствияидеальнымявляется получениеаккредитации (оценкисоответствия) заодинразводномместе.

Система, способствующаямеждународнойторговле, можетуспешноработать, еслиорганыпо аккредитациииООСфункционируютпообщимтребованиям, единообразноисучетоминтересоввсех вовлеченныхсторон.

Настоящийстандартустанавливаетобщиетребованиякорганампоаккредитации. Нарегиональномимеждународномуровняхсозданымеханизмыравноправнойоценки, благодарякоторымобеспечиваетсясоответствиефункционированияоргановпоаккредитациитребованиямнастоящего стандарта. Те, ктопрошелтакуюоценку, могутстатьучастникамисоглашенийовзаимномпризнании. Периодическиеповторныеоценкиобеспечиваютпостоянноесоблюдениетребованийнастоящегостандарта.

Участникимногостороннихсоглашенийовзаимномпризнаниистимулируютпроцессоднократной оценкисоответствиячерезсопоставление, сравнениеипринятиедругдругомрезультатоваккредитации. Этоозначает, чтоотпадаетнеобходимостьорганупооценкесоответствия, действующемуводной экономическойсистеме, подтверждатьсвоюаккредитациювтакомжеобъемеспомощьюдругихоргановпоаккредитации.

ОрганыпоаккредитациипроводятоценкукомпетентностиООС. Онимогутоблегчитьторговлюпутемпродвижениявзаимногопризнания результатовоценкисоответствия, выдаваемых аккредитованнымиООС. Такаяоценкаприобретаетбольшеезначение, еслионапроведена ООС, аккредитованнымворганепоаккредитации, являющемсячленомсоглашенияовзаимномпризнаниимеждуорганамипоаккредитации.

ООСпроводятоценкусоответствияпродукции, услугипоставщиковнасоответствиетехническимусловиями/илитребованиям.

Покупателиприобретаютпродукты (включаяуслуги), которыесоответствуюттехническимусловиям, илипокупаютупоставщиков, которыесами соответствуютопределеннымтребованиям.

Регулирующиеорганымогутустанавливатьнабортребованийдляпродукцииипоставщиков.

Примечание-Термин«поставщик»использовандляобозначенияпроизводителяпродукции (услуги)

Рисунок 1 -Структурнаясхема

Выделенныекурсивомсноскивтекстенастоящегостандартаприведеныдляпояснениянекоторых положенийпримененноговнеммеждународногостандарта.

НАЦИОНАЛЬНЫЙСТАНДАРТРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

Оценкасоответствия

ОБЩИЕТРЕБОВАНИЯКОРГАНАМПОАККРЕДИТАЦИИ,
АККРЕДИТУЮЩИМОРГАНЫПООЦЕНКЕСООТВЕТСТВИЯ

Conformity assessment General requirements for accreditation bodies accrediting conformity assessment bodies

Датавведения- 2008-03-01

1 Область применения

Настоящийстандартустанавливаетобщиетребованиякорганампоаккредитации, проводящим оценкуиаккредитующиморганыпооценкесоответствия (далее-ООС). Стандарттакжепригоденв качестведокумента, содержащеготребованиякпроцессуравноправнойоценкидлямногосторонних соглашенийовзаимномпризнаниимеждуорганамипоаккредитации.

Внастоящемстандартеподорганамипооценкесоответствияпонимаюторганизации, предоставляющиеуслугиоценкисоответствиявследующихобластях:испытания, инспекция, сертификациясистемменеджмента, сертификацияперсонала, сертификацияпродукциии, применительнокнастоящему стандарту, калибровка.

Органыпоаккредитации, осуществляющиесвоюдеятельностьвсоответствиистребованиями настоящегостандарта, необязаныаккредитовыватьООСвсехвышеперечисленныхтипов.

Примечание-Общиетребованиякорганампооценкесоответствияустановленымеждународными стандартамиируководствами [1] - [11]

2 Нормативные ссылки

Следующиенормативныессылкиявляютсяобязательнымидляприменениявнастоящемстандарте.Длядатированныхссылокприменимытолькоуказанныеиздания.Длянедатированныхссылок необходимоиспользоватьсамоепоследнееизданиенормативногодокумента (включаялюбые поправки).

ИСО 9000 2000 СистемыменеджментакачестваОсновныеположенияисловарь

ИСО/МЭК 17000 2004 ОценкасоответствияСловарьиобщиепринципы

МСМ:1993 Международныйсловарьосновныхиобщихтерминоввметрологии1)

1)Международныйсловарьосновныхиобщихтерминоввметрологииподготовленследующимиорганизациями:Международнымбюромеривесов (МБМВ), Международнойэлектротехническойкомиссией (МЭК), Международнойфедерациейпоклиническойхимииилабораторноймедицине (МФКХ), Международнойорганизацией постандартизации (ИСО), Международнымсоюзомтеоретическойиприкладнойхимии (ИЮПАК), Международнымсоюзомтеоретическойиприкладнойфизики (ИЮПАП) иМеждународнойорганизациейзаконодательной метрологии (МОЗМ).

3 Термины и определения

Внастоящемстандартепримененытерминыссоответствующимиопределениями, которыеданы вИСО/МЭК 17000. Еслитерминыиопределенияневключенынивнастоящийстандарт, нив ИСО/МЭК 17000, топрименяюттерминыиопределенияИСО 9000 илиМСМ.Еслиприведеныразные определениядляспециальныхметрологическихтерминов, топредпочтительнытермины, определенныевМСМ.

3.1 аккредитация:Подтверждениесоответствиятретьейстороной, относящеесякорганупо оценкесоответствия, служащееофициальнымсвидетельствомегокомпетентностидлявыполнения конкретныхзадачпооценкесоответствия.

3.2 органпоаккредитации:Полномочныйорган, проводящийаккредитацию.

Примечание-Обычнополномочияорганапоаккредитацииисходятотправительства.

3.3 логотипорганааккредитации:Эмблема, используемаяорганомпоаккредитациидля собственнойидентификации.

3.4 аттестатаккредитации:Официальныйдокументиликомплектдокументов, подтверждающийаккредитациювопределеннойобласти.

Примечание-Термин«марка»оставленврезерведляиндикациипрямогосоответствияэкономическогообъектанаборуопределенныхтребований.

3.5 знакаккредитации:Символ, присваиваемыйорганомпоаккредитацииипредназначенный дляпримененияорганамипооценкесоответствиявцеляхдемонстрациисвоегоаккредитованногостатуса.

3.6 апелляция:Запросорганапооценкесоответствияопересмотренеблагоприятногорешения, принятогоорганомпоаккредитациивотношенииего (органапооценкесоответствия) желаемогостатуса аккредитации.

Примечание-Неблагоприятноерешениевключаетвсебяследующее:

- отказвприемезаявки;

- отказпродолжатьпроцессоценки;

- требованияопроведениикорректирующихдействий;

- изменениявобластиаккредитации;

- решенияотказать, приостановитьилиотозватьаккредитацию;

- любоедругоедействие, котороемешаетприобретениюаккредитации.

3.7 оценка:Процесс, организуемыйорганомпоаккредитациисцельюоцениватькомпетентностьорганапооценкесоответствиянаосновеопределенного(ых) стандарта(ов) и/илидругихнормативныхдокументовидляопределеннойобластиаккредитации.

Примечание-Оценкакомпетентностиорганапооценкесоответствиявключаетвсебяоценкукомпетентностиповсемпроцедураморганапооценкесоответствия, включаяквалификациюперсонала, обоснованность применяемыхметодовирезультатовоценкисоответствия.

3.8 экспертпоаккредитации:Лицо, назначенноеорганомпоаккредитациидляоценкиорганапо оценкесоответствиябезпостороннейпомощииливсоставеэкспертнойгруппы.

3.9 жалоба [претензия]:Неудовлетворенность, выраженнаялицомилиорганизациейвадрес органапоаккредитации, имеющаяотношениекдеятельностиэтогоорганаилиаккредитованногооргана пооценкесоответствияитребующаяответа.

3.10 органпооценкесоответствия;ООС: Орган, оказывающийуслугипооценкесоответствия, которыйможетбытьобъектомаккредитации.

Примечание-Сокращение«ООС»внастоящемстандартеприменимокзаявителюилиаккредитованныморганампооценкесоответствия, еслинеуказаноиное.

3.11 консультирование:Участиевкакой-либодеятельностиаккредитуемогоорганапооценке соответствия, подлежащейаккредитации.

Примеры:

- подготовкаиливыпускруководствилипроцедурдляООС;

- участиевработеилисистемеменеджментаООС;

- выдачаконкретныхрекомендацийилиспециальноеобучение, направленноенаразработкуили внедрениесистемыменеджментаи/илиобеспечениекомпетентностиООС;

- выдачаконкретныхрекомендацийилиспециальноеобучениедляразработкиивнедренияпроцедурООС.

3.12 техническийэксперт:Лицо, назначенноеорганомпоаккредитациидляконсультированияв специальныхобластяхзнанийилидляэкспертизвобластиаккредитации, подвергаемойоценке.

3.13 аккредитациявдополнительнойобласти:Процессрасширенияобластиаккредитации.

3.14 заинтересованныестороны:Стороны, проявляющиепрямойиликосвенныйинтереск аккредитации.

Примечание-Прямойинтересозначаетинтерестех, ктопроходитаккредитацию; косвенныйинтерес-интерестех, ктоиспользуетуслугипооценкесоответствияилиполагаетсянаних.

3.15 ведущийэксперт:Экспертпоаккредитации, накотороговозложенаответственностьза деятельностьпоконкретнойоценке.

3.16 сокращениеобластиаккредитации:Процессотменыаккредитациидлячастиобласти аккредитации.

3.17 областьаккредитации:Конкретныеуслугипооценкесоответствия, длякоторыхаккредитациязапрошенаилиужевыдана.

3.18 инспекционныйконтроль:Наборвидовдеятельности, кромеповторнойоценки, поконтролюнепрерывноговыполненияаккредитованныморганомпооценкесоответствиятребованийкаккредитации.

Примечание-Инспекционныйконтрольвключаетвсебянаблюдениезаоценкаминаместеидругую надзорнуюдеятельность, напримерследующее:

a) запросыоторганапоаккредитациивООСповопросам, касающимсяаккредитации;

b) обзорзаявленийООСвчасти, касающейсяаккредитации;

c) требованиякООСпредоставитьдокументыиотчетныематериалы (например, отчетыаудитов, результатывнутреннегоконтролякачествауслугООС, записижалоб [претензий], записипоанализусостороны руководства);

d) мониторингфункционированияООС (например, результатыучастиявпроверкахквалификации).

3.19 приостановкааккредитации:Процессвременногопризнанияаккредитациинедействительнойдлявсейиличастиобластиаккредитации.

3.20 отменадействияаккредитации:Процессполнойотменыдействияаккредитации.

3.21 наблюдение: Наблюдениезаорганомпооценкесоответствия, предоставляющимуслугипо оценкесоответствиявпределахсвоейобластиаккредитации.

4 Орган по аккредитации

4.1 Правовая ответственность

Органпоаккредитациидолженбытьзарегистрированнымюридическимлицом.

Примечание-Правительственныеорганыпоаккредитациисчитаютюридическимлицомнаосновеих правительственногостатуса. Еслиправительственныйорганпоаккредитацииявляетсячастьюболеекрупногоправительственногооргана, топравительствонесетответственностьзаидентификациюорганапоаккредитациивтом смысле, чтоневозникает«конфликтинтересов»справительственнымиООС. Такойорганпоаккредитацииприменительнокнастоящемустандартусчитаютюридическимлицом.

4.2 Структура

4.2.1 Структураидеятельностьорганапоаккредитациидолжныобеспечиватьдовериекпроведеннымимаккредитациям.

4.2.2 Органпоаккредитациидолженобладатьполномочиямииотвечатьзасвоирешения, имеющиеотношениекаккредитации, включаявыдачу, сохранение, приостановкуиотменудействияаккредитации, расширениеилисокращениеобластиаккредитации.

4.2.3 Органпоаккредитациидолжениметьописаниесвоегоофициальногостатуса, включая фамилииеговладельцев, еслиэтоприменимо, авпротивномслучаефамилиилиц, управляющихорганомпоаккредитации.

4.2.4 Органпоаккредитациидолженподтверждатьдокументамиобязанности, ответственностьи полномочиясвоеговысшегоруководящегозвенаидругогоперсонала, связанногосорганомпоаккредитациииспособноговлиятьнакачествоаккредитации.

4.2.5 Органпоаккредитациидолженидентифицироватьвысшееруководство, наделенноеправамииответственностьюзаосуществлениеследующего:

a) разработкуполитики, относящейсякдеятельностиорганапоаккредитации;

b) надзорнадреализациейпринятойполитикииметодовработы;

c) надзорнадфинансамиорганапоаккредитации;

d ) принятиерешенийпоаккредитации;

e) заключениеконтрактов;

f) передачуполномочийкомиссиямилиотдельнымлицампринеобходимостипроводитьопределеннуюдеятельностьотименивысшегоруководящегозвена.

4.2.6 Органпоаккредитациидолжениметьвозможность, принеобходимости, прибегатькэкспертизедляобсуждениявопросов, непосредственноотносящихсякегодеятельностипоаккредитации.

Примечание-Необходимаяэкспертизаможетбытьдоступначерезоднуилиболееконсультативную комиссию (временнуюилипостоянную), каждаяизкоторыхимеетсвоюобластьответственности.

4.2.7 Органпоаккредитациидолжениметьформальныеправиланазначения, постановкизадачи работыкомиссий, вовлекаемыхвпроцессаккредитации, идолженидентифицироватьстороны, участвующиевэтомпроцессе.

4.2.8 Органпоаккредитациидолжендокументироватьсвоюструктуру, показавсхемуполномочий иответственности.

4.3 Беспристрастность

4.3.1 Органпоаккредитациидолженбытьорганизованиуправляемтакимобразом, чтобыобеспечитьобъективностьибеспристрастностьсвоейдеятельности.

4.3.2 Дляобеспечениябеспристрастности, атакжедляразработкииреализациипринципови политикисистемыаккредитацииорганпоаккредитациидолжениметьдокументированнуюдействующуюструктуру, предоставляющуювозможностьэффективногоучастиязаинтересованныхсторон. Органпоаккредитациидолженобеспечиватьсбалансированноепредставительствозаинтересованных сторонбездоминированиякакой-либооднойстороны.

4.3.3 Политикаипроцедурыорганапоаккредитациинедолжныбытьдискриминационными, а административноеуправлениенедолжнобытьпредвзятым. Органпоаккредитациидолженобеспечить доступксвоимуслугамдлявсехзаявителей, чьизапросыпоаккредитациипопадаютвегообластьдеятельности (см. 4.6.1) иограничений, определенныхполитикойиправиламиэтогооргана. Доступнедолженбытьобусловленразмеромзаявителя-ООСиличленствомвкакой-либоассоциацииилигруппе. АккредитациянедолжназависетьотчислаужеаккредитованныхООС.

4.3.4 Весьперсоналорганапоаккредитацииикомитеты, которыемоглибыповлиятьнапроцесс аккредитации, должныдействоватьобъективноидолжныбытьсвободнымиотлюбогокоммерческого, финансовогоилидругихоказываемыхдавлений, которыемоглибынарушитьбеспристрастность.

4.3.5 Органпоаккредитациидолженобеспечитьпринятиекаждогорешенияпоаккредитациикомпетентнымлицом (лицами) иликомитетом (комитетами), отличнымиотосуществлявшихоценку.

4.3.6 Органпоаккредитациинедолженпредлагатькакую-либоуслугу, котораявлияетнаегобеспристрастность, например:

a) теуслугипооценкесоответствия, которыепредоставляетООС, или

b) консультирование.

Деятельностьорганапоаккредитациинельзяпредставлятькаксвязаннуюсдачейконсультаций. Неследуетсообщатьилиподразумеватьничего, чтомоглобыпредполагатьболеепростую, легкую, быструюименеедорогуюаккредитацию, есливэтотпроцессвовлеченопределенныйчеловекилипроведеноконсультирование.

4.3.7 Органпоаккредитациидолженпринятьвсемерыдлятого, чтобыдеятельностьродственных организацийнекомпрометировалаконфиденциальность, объективностьибеспристрастностьего аккредитаций. Родственнаяорганизацияможет, однако, предложитьконсультацииилипредоставитьте услугипооценкесоответствия, которыеданныйорганпоаккредитацииаккредитует, приусловии, что родственнаяорганизация (поотношениюкорганупоаккредитации) имеет:

a) другоевысшееруководстводлядеятельности, изложеннойв 4.2.5;

b) другойперсонал, чемвовлеченныйвпроцессыпринятиярешенийпоаккредитации;

c) отсутствиевозможностивлияниянавыходныеданныеоценкиприаккредитациии

d) совершеннодругоенаименование, логотипыисимволы.

Органпоаккредитацииприучастиизаинтересованныхсторон, какизложенов 4.3.2, долженвыявлять, анализироватьиподтверждатьдокументальноотношениясродственнымиорганизациями, чтобы определитьпотенциальныйконфликтинтересовнезависимооттого, возникаетлионвсамоморганепо аккредитацииилииз-задеятельностисвязанныхсниморганизаций. Есликонфликтинтересовидентифицирован, тодолжныбытьпринятысоответствующеемеры.

Примечание 1 -Родственнойорганизациейявляетсяюридическоелицо, котороесвязаносорганом поаккредитацииобщейсобственностьюиликонтрактнымидоговоренностями, какуказанов 4.1.

Примечание 2 -Отдельнуючастьправительства, внеправительственногоорганапоаккредитациисогласно 4.1, считаютродственнойорганизацией.

4.4 Конфиденциальность

Органпоаккредитациидолжениметьадекватныедоговоренностипосохранениюконфиденциальностиинформации, полученнойвпроцессеегодеятельностипоаккредитациинавсехуровнях, включая комитеты, внешниеорганизациииотдельныхлюдей, действующихотегоимени. Органпоаккредитации недолженраскрыватьконфиденциальнуюинформациюоконкретномООСзапределамисамогооргана безписьменногоразрешенияэтогоООС, кромеслучаев, когдазаконтребует, чтобытакаяинформация сталаоткрытойбезкакого-либосогласия.

4.5 Обязательства и финансирование

4.5.1 Органпоаккредитациидолженпредусмотретьмерыпообеспечениюответственности, являющейсярезультатомегодеятельности.

4.5.2 Органпоаккредитациидолжениметьфинансовыересурсы, показанныевведомостяхи/или документах, необходимыедляуправлениясвоейдеятельностью. Органпоаккредитациидолжениметь описаниеисточника(ов) дохода.

4.6 Деятельность по аккредитации

4.6.1 Органпоаккредитациидолженчеткоописатьсвоюдеятельностьпоаккредитации, ссылаясь насоответствующиестандарты, руководстваилидругиенормативныедокументы.

4.6.2 Органпоаккредитацииможетприниматьдокументы, определяющиеегодеятельность, и/илиучаствоватьвихразработке. Органпоаккредитациидолженудостоверитьсявтом, чтотакиедокументыбылиразработаныкомитетамиилиспециалистами, обладающиминеобходимойкомпетентностью, авсоответствующихслучаяхсучастиемзаинтересованныхсторон. Придоступности международныхдокументовследуетвоспользоватьсяими.

4.6.3 Органпоаккредитациидолженразработатьпроцедурыдлярасширениясвоейдеятельностииреагированиянапотребностизаинтересованныхсторон. Возможнымиэлементамидлявключенияв этипроцедурымогутбытьследующие:

а) анализсвоейтекущейкомпетентности, готовностикрасширению, ресурсыит.д. длядеятельностивновойобласти;

b) оценкаиприменениеэкспертизотдругихвнешнихисточников;

с) оцениваниепотребностивприменениидокументов, определяющихдеятельностьорганапо аккредитации;

d) первоначальныйподбориобучениеэкспертовпоаккредитации;

е) обучениештатныхработниковорганапоаккредитациивновойобласти.

5 Менеджмент

5.1 Общие положения

5.1.1 Органпоаккредитациидолженразработать, внедритьиподдерживатьсистемуменеджмента, атакженепрерывноповышатьееэффективностьвсоответствиистребованияминастоящегостандарта. Требованияксистемеменеджмента, которыеучитываютособуюспецификуоргановпо аккредитации, определеныв 5.2-5.9.

5.1.2 Еслинастоящийстандарттребует, чтобыорганпоаккредитацииимелилиустановилпроцедуры, этоозначает, чтоданныепроцедурыдолжныбытьдокументированы, внедреныиподдерживаться врабочемсостоянии, авихосноведолжналежатьсоответствующаясформулированнаяполитика.

5.2 Система менеджмента

5.2.1 Высшееруководствоорганапоаккредитациидолжноопределитьидокументальноподтвердитьполитикуизадачи, включаяполитикувобластикачества, длясвоейдеятельности. Онодолжно представитьдоказательствасвоегообязательствавотношениикачестваисоответствиятребованиям настоящегостандарта. Руководстводолжнообеспечитьэффективныйучетпотребностейзаинтересованныхсторон, атакжеудостовериться, чтополитикаявляетсяпонятной, реализуетсяиподдерживаетсянавсехуровняхорганапоаккредитации. Руководствуследуетставитьизмеримыеисогласуемыес политикойорганапоаккредитациицели.

Примечание-Органыпоаккредитации, подписавшиесоглашениеовзаимномпризнании, могутссылатьсявсвоейполитикенаобязательствапоэтомусоглашению.

5.2.2 Органпоаккредитациидолжениметьсистемуменеджмента, соответствующуютипу, областииобъемувыполняемойработы. Всеприменяемыетребованиянастоящегостандартадолжныбыть указаныисоблюденывруководствеилисоответствующихдокументах. Органпоаккредитациидолжен обеспечитьдоступсвоегоперсоналакинструкциямисоответствующимдокументам, атакжеэффективноевыполнениепроцедурсистемыменеджмента.

5.2.3 Высшееруководствоорганапоаккредитациидолжноназначитьодногоизчленовруководства, который, независимоотдругихобязанностей, долженнестиответственностьииметьполномочияс целью:

a) обеспечитьразработкупроцедур, необходимыхдляфункционированиясистемыменеджмента, и

b) докладыватьвысшемуруководствуофункционированиисистемыменеджментаилюбойнеобходимостиееулучшения.

5.3 Управление документацией

Органпоаккредитациидолженустановитьпроцедурыуправлениявсемидокументами (внутреннимиивнешними), которыеимеютотношениекегодеятельностипоаккредитации. Указанныепроцедуры должныопределятьпорядок, позволяющий:

a) утверждатьдокументнаадекватностьдоегоиспользования;

b) пересматривать, принеобходимостиактуализироватьипереутверждатьдокументы;

c) обеспечиватьидентификациюизмененийитекущегостатусадокументов;

d) обеспечиватьдоступностьсоответствующихверсийприменяемых документовперсоналу, подрядчикам, экспертампоаккредитацииитехническимэкспертаморганапоаккредитации, атакжеООСвместахиспользования;

e) обеспечиватьсохранностьдокументоввразборчивомилегкораспознаваемомвиде;

f) предотвращатьнепреднамеренноеиспользованиеустаревшихдокументовиидентифицироватьихсоответствующимобразом, еслидокументысохраняютсядлякакой-либоцели, и

g) обеспечивать, гдеэтонеобходимо, конфиденциальностьдокументов.

5.4 Записи

5.4.1 Органпоаккредитациидолженразработатьпроцедурыдляидентификации, сбора, индексации, доступа, веденияфайлов, хранения, техническогообеспеченияиуничтожениясвоихрегистрационныхданных.

5.4.2 Органпоаккредитациидолженразработатьпроцедурыпосохранениюдокументовнапериод, соответствующийегообязательствампоконтрактамиправовымнормам. Доступкэтимрегистрационнымданнымдолженбытьсовместимымсмерамиобеспеченияконфиденциальности.

5.5 Несоответствия и корректирующие действия

Органпоаккредитациидолженустановитьпроцедуруидентификациииуправлениянесоответствиямивсвоихсобственныхоперациях. Органпоаккредитациидолжентакжевнеобходимыхслучаях приниматьмерыпоустранениюпричиннесоответствийдляпредотвращенияихповторения. Корректирующиедействиядолжнысоответствоватьстепенивлияниявстречающихсяпроблем. Процедурадолжнаохватыватьследующее:

a) идентификациюнесоответствий (например, прирассмотрениижалоб [претензий] ирезультатоввнутреннегоаудита);

b) установлениепричиннесоответствий;

c) устранениенесоответствий;

d) оцениваниенеобходимостидействийдляобеспеченияусловий, исключающихповторение выявленныхнесоответствий;

e) определениенеобходимыхдействийиихсвоевременноеприменение;

f) регистрациюрезультатовпредпринятыхдействий;

g) анализэффективностикорректирующихдействий.

5.6 Предупреждающие действия

Органпоаккредитациидолженустанавливатьпроцедурыидентификациивозможностейулучшенияипредприниматьпредупреждающиедействиядляисключенияпричинпотенциальныхнесоответствий. Предпринятыепредупреждающиедействиядолжнысоответствоватьстепенивлияния потенциальныхпроблем. Процедурапредупреждающихдействийдолжнаопределятьтребованияк следующему:

a) идентификациипотенциальныхнесоответствийиихпричин;

b) установлениюиприменениюнеобходимыхпредупреждающихдействий;

c) регистрациирезультатовпредпринятыхпредупреждающихдействий;

d) анализуэффективностивыполненныхкорректирующихдействий.

5.7 Внутренний аудит

5.7.1 Органпоаккредитациидолженразработатьпроцедурыпроведениявнутреннихаудитовс цельюпродемонстрировать, чтоэтиаудитысоответствуюттребованиямнастоящегостандартаисистемаменеджментаприменяетсяиподдерживается.

Примечание-Руководящиеуказаниядляпроведениявнутреннихаудитовсодержатсяв ИСО 19011 [3].

5.7.2 Какправило, внутренниеаудитыследуетпроводитьнережеодногоразавгод. Периодичностьвнутреннихаудитовможетбытьуменьшена, еслиорганпоаккредитацииспособенпродемонстрироватьэффективноеприменениесвоейсистемыменеджментавсоответствииснастоящимстандартом ипровереннуюнапрактикестабильность. Программааудитадолжнабытьзапланированасучетомважностипроцессовиобластей, подлежащихпроверке, атакжерезультатовпредыдущихпроверок.

5.7.3 Органпоаккредитациидолженобеспечитьследующее:

a) проведениевнутреннихаудитовквалифицированнымперсоналом, знающимвопросыаккредитации, процедурыаудитаитребованиянастоящегостандарта;

b) проведениевнутреннихаудитовперсоналом, несвязаннымсдеятельностью, подлежащей проверке;

c) информированиеперсонала, отвечающегозасостояниеделвпроверяемойобласти, орезультатахпроведенногоаудита;

d) выполнениевсехдействийсвоевременноинадолжномуровне;

e) выявлениелюбыхвозможностейдляулучшения.

5.8 Анализ со стороны руководства

5.8.1 Высшееруководствоорганапоаккредитациидолжноразработатьпроцедурыанализасвоей системыменеджментачереззапланированныеинтервалывремени, чтобыобеспечитьеенепрерывную адекватностьиэффективностьдляудовлетворенияпредъявляемыхтребований, включаятребования настоящегостандарта, соответствиезаявленнойполитикеирешениепоставленныхзадач. Обычно такиеанализыследуетпроводитьнережеодногоразавгод.

5.8.2 Входныеданныедляанализасостороныруководствадолжнывключатьвсебя, придоступности, сведенияотекущемфункционированииивозможностиулучшениявотношенииследующего:

a) результатоваудитов;

b) результатовравноправнойоценкивподходящихслучаях;

c) участиявмеждународнойдеятельностивподходящихслучаях;

d) обратнойреакцииотзаинтересованныхсторон;

e) новыхобластейаккредитации;

f) тенденцийвпоявлениинесоответствий;

g) статусапредупреждающихикорректирующихдействий;

h) действийпослеранеепроведенногоанализасостороныруководства;

i) выполнениязадач;

j) изменений, которыемоглибывлиятьнасистемуменеджмента;

к) апелляций;

l) рассмотренияжалоб [претензий].

5.8.3 Выходныеданныеанализасостороныруководствадолжнывключатьвсебядействия, имеющиеотношениекследующему:

a) улучшениюсистемыменеджментаиеепроцессов;

b) улучшениюобслуживанияипроцессааккредитациисогласносоответствующимстандартами ожиданиямзаинтересованныхсторон;

c) потребностямвресурсахи

d) определениюилипересмотруполитики, целейизадач.

5.9 Жалобы [претензии]

Органпоаккредитациидолженразработатьпроцедурурассмотренияжалоб [претензий]. Дляэтого необходимо:

a) принятьрешениеобобоснованностижалобы [претензии];

b) там, гдеэтовозможно, обеспечить, чтобыжалобой [претензией], касающейсяаккредитованногоООС, первоначальнозанималсясамООС;

c) приниматьсоответствующиемерыиоцениватьихэффективность;

d) регистрироватьвсежалобы [претензии] ипредпринятыепонимдействия;

e) реагироватьнажалобу [претензию].

6 Людские ресурсы

6.1 Персонал, связанный с органом по аккредитации

6.1.1 Органпоаккредитациидолженрасполагатьдостаточнымчисломкомпетентныхсотрудников (всамоморгане, заегопределами, временныйилипостоянный, наполныйилинеполныйрабочий день), имеющихобразование, подготовку, техническиезнания, навыкииопыт, соответствующиетипу, областииобъемувыполняемойработы.

6.1.2 Органпоаккредитациидолжениметьдоступкдостаточномучислуэкспертовпоаккредитации, включаяведущихэкспертовпоаккредитации, итехническихэкспертов, чтобыохватитьвсесферы своейдеятельности.

6.1.3 Органпоаккредитациидолженяснообъяснитьвсемуперсоналу, имеющемуотношениек аккредитации, степеньипределыихобязанностей, ответственностииполномочий.

6.1.4 Органпоаккредитациидолжентребоватьотвсегоперсоналаофициальнойподписиилиее эквивалентазавзятоенасебяобязательствособлюдатьправила, определенныеорганомпоаккредитации. Этообязательстводолжноприниматьвовниманиевопросы, касающиесяконфиденциальностии независимостиоткоммерческихидругихинтересов, илюбуюсуществующуюилипрошлуюсвязьсООС, оценкукоторогопредполагаетсяпроводить.

6.2 Персонал, вовлеченный в процесс аккредитации

6.2.1 Органпоаккредитациидолженустановитьдлякаждойдеятельности, связаннойс процессом аккредитации, следующее:

а) требуемыеквалификацию, опытикомпетентностьисполнителяи

b) требуемуюисходнуюипоследующуюподготовку.

6.2.2 Органпоаккредитациидолженразработатьпроцедурыподбора, обученияиофициального утвержденияэкспертовпоаккредитацииитехническихэкспертов, участвующихвпроцессеаккредитации.

6.2.3 Органпоаккредитациидолженидентифицироватьспецифическиеобласти, вкоторыхкаждыйэкспертпоаккредитацииитехническийэкспертпродемонстрировалсвоюкомпетентность.

6.2.4 Органпоаккредитациидолженудостовериться, чтоэкспертыпоаккредитации, авуместных случаяхтехническиеэксперты:

a) знакомыспроцедурами, критериямиаккредитацииидругимиуместнымитребованиями;

b) получилиподготовку, необходимуюэкспертупоаккредитации;

c) имеютвсесторонниезнаниясоответствующихпроцедуроценки;

d) способныэффективнообмениватьсяинформацией, письменноилиустно, натребуемыхязыкахи

e) обладаютсоответствующимиличнымикачествами.

Примечание-РекомендацииотносительноличныхкачествможнонайтивИСО 19011 [3].

6.3 Мониторинг

6.3.1 Органпоаккредитациидолженобеспечитьудовлетворительноефункционированиепроцессапринятиярешенияпооценкеиаккредитациипутемразработкипроцедурмониторингадеятельностии компетентностивовлеченногоперсонала. Вчастности, органпоаккредитациидолженанализировать функционированиеикомпетентностьсвоегоперсоналадлятого, чтобыопределитьпотребности обучения.

6.3.2 Органпоаккредитациидолженосуществлятьмониторинг (путемнаблюдениязарабочими местамиилииспользованиядругихспособов, например, проверкиотчетовпооценке, обратнойсвязиот ООСивзаимноготекущегоконтроляэкспертовпоаккредитации), чтобыквалифицироватьработуэкспертовпоаккредитацииирекомендоватьподходящиепоследующиедействияпоулучшениюработы. Работукаждогоэкспертапоаккредитацииследуетнаблюдатьнарабочемместерегулярно, обычнокаждыетригода, заисключениемочевидногоподтверждающегодоказательстваегокомпетентности.

6.4 Записи по персоналу

6.4.1 Органпоаккредитациидолженвестизаписиоквалификации, обучении, опытеикомпетентностикаждогоспециалиста, причастногокпроцессуаккредитации. Записиобобучении, опытеимониторингеследуетпостояннообновлять.

6.4.2 Органпоаккредитациидолженподдерживатьобновленныезаписи, относящиесякэкспертампоаккредитацииитехническимэкспертам, содержащие, поменьшеймере, следующее:

a) имя, фамилиюиадрес;

b) занимаемуюдолжность, адлявнешнихэкспертовпоаккредитацииитехническихэкспертов должность, занимаемуюворганизациях, гдеониработают;

c) квалификациипообразованиюипрофессиональныйстатус;

d) опытработы;

e) обучениевсистемеменеджмента, деятельностьпооценкесоответствия;

f) компетентностьдляспециальныхзадачоценки;

g) опытвобластиоценкиООСирезультатырегулярногомониторингаработы.

7 Процесс аккредитации

7.1 Критерии аккредитации и информация

7.1.1 ОбщимикритериямидляаккредитацииООСдолжныбытькритерии, установленныевсоответствующихнормативныхдокументах, напримерстандартахируководствахпоработеООС.

7.1.2 Органпоаккредитациидолженобеспечитьдоступностьдляобщественностииобновление черезадекватныеинтервалывремениследующейинформации:

a) подробнойинформацииосвоемпроцессеоценкииаккредитации, включаясоглашенияпо выдачеисохранениюаккредитации, расширениюилисокращениюобластиаккредитации, приостановкеиотменедействияаккредитации;

b) документа (илиссылкинадокумент), содержащеготребованиякаккредитации, включаятехническиетребования, специфическиедлякаждойобластиаккредитации, втехслучаях, когдаэто применимо;

c) общейинформацииоплатежах, имеющихотношениекаккредитации;

d) описанияправиобязательствООС;

e) информацииобаккредитованныхООСсогласноуказаннойв 8.2.1;

f) информацииопроцедурахрегистрацииирассмотренияжалоб [претензий] иапелляций;

g) информацииополномочиях, которымиобладаетаккредитация;

h) описаниясвоихправиобязанностей;

i) общейинформацииосредствах, спомощьюкоторыхорганпоаккредитацииполучаетфинансовуюподдержку;

j) информацииосвоейдеятельностиизаявленныхограничениях, впределахкоторыхработает органпоаккредитации;

к) информацииородственныхорганизацияхвсоответствиистребованиями 4.3.7, еслиониприменимы.

7.2 Заявка на аккредитацию

7.2.1 Органпоаккредитациидолженпотребоватьотнадлежащимобразомуполномоченного представителяООС-кандидатанааккредитациюподачуофициальнойзаявки, содержащейследующее:

a) общуюхарактеристикуООС, включаякорпоративнуюорганизацию, наименование, адрес, официальныйстатус, людскиеитехническиересурсы;

b) общуюинформацию, касающуюсяООС, напримеробластьдеятельности, взаимоотношения внутрикорпоративнойорганизации (приналичиитаковой) иадресавсехфизическихмест, которыедолжныбытьохваченыобластьюаккредитации;

c) четкоопределеннуюзаявленнуюобластьаккредитации;

d) согласиевыполнятьтребования, установленныедляаккредитованнойорганизации, идругие обязательстваООСвсоответствиис 8.1.

7.2.2 ОрганпоаккредитациидолженпотребоватьотООС-кандидатанааккредитациюпредоставить, поменьшеймере, следующуюинформацию, необходимуюдляаккредитации, доначалапроцессаоценки:

a) описаниеуслугпооценкесоответствия, которыепредоставляетООС, ипереченьстандартов, методовилипроцедур, вотношениикоторыхООСзапрашиваетаккредитацию, включаяпределыспособностивтехслучаях, когдаэтоприменимо;

b) копию (набумагеиливэлектронномвиде) РуководствапокачествуООСисоответствующие документыиотчеты, напримеринформациюобучастиивпроверкахквалификациисогласно 7.15 вслучае, когдаэтоприменимо.

7.2.3 Органпоаккредитациидолженанализироватьнаадекватностьинформацию, предоставляемуюорганомпооценкесоответствия.

7.3 Анализ ресурсов

7.3.1 Органпоаккредитацииобязананализироватьсвоюспособностьпроводитьоценку ООС-кандидатанааккредитациюнаосновесвоейполитики, компетенциииналичияподходящихэкспертовпоаккредитацииитехническихэкспертов.

7.3.2 Анализдолжентакжевключатьвсебяпроверкуспособностиорганапоаккредитациипроводитьпервичнуюоценкувобусловленноевремя.

7.4 Оценка по субподрядам

7.4.1 Какправило, органпоаккредитациидолженпроводитьоценку, накоторойосновываетсяпринятиерешенияобаккредитации. Органпоаккредитациинедолженпередаватьпроцесспринятиярешенийсубподрядчику. Еслиорганпоаккредитациизаключаетконтрактссубподрядчикомнапроведение работ, тоондолжениметьполитику, предусматривающуювозможностьзаключениясубподряда. Должнобытьподготовленоправильнодокументированноесоглашение, охватывающеедоговоренности, включаявопросыконфиденциальностииконфликтаинтересов.

Примечание-Заключениеконтрактовспривлекаемымиэкспертамипоаккредитацииитехническими экспертаминеследуетрассматриватькаксубподряд.

7.4.2 Органпоаккредитациидолжен:

a) братьнасебяполнуюответственностьзавсеоценкипосубподрядамидолженбытьсамкомпетентнымвпринятиирешений;

b) нестисвоюответственностьзавыдачу, сохранение, приостановкуилиотменудействияаккредитации, расширениеилисокращениеобластиаккредитации;

c) обеспечитьвыполнениеусловияотом, чтоорган, которомувыдансубподряднаоценку, ипривлеченныйимперсонал, являютсякомпетентнымиисоответствуюттребованиямнастоящего стандарта, любымположениямируководящимуказанияморганапоаккредитации, выдающего субподряды;

d) получитьписьменноесогласиеООСнапроведениеработконкретнымсубподрядчиком.

7.4.3 Органпоаккредитациидолженсоставитьпереченьорганизаций-субподрядчиков, скоторымионвзаимодействует, атакжерасполагатьсредствамидляоцениванияитекущегоконтроляихкомпетентностиирегистрациирезультатов.

7.5 Подготовка к оценке

7.5.1 ПередначальнойоценкойвозможнопосогласованиюсООСпредварительноепосещение. РезультатомэтогопосещенияможетбытьидентификациянедостатковвсистемеООС-кандидатана аккредитациюилиегокомпетентности. Органпоаккредитациидолженустановитьчеткиеправилаидолженпроявлятьнеобходимуюосторожность, чтобынедопуститьконсультированиявовремятакой деятельности.

7.5.2 Органпоаккредитациидолженофициальноназначитьэкспертнуюгруппу, состоящуюиз ведущегоэкспертапоаккредитацииидостаточногочислаэкспертовпоаккредитациии/илитехнических экспертоввкаждойспецифическойобласти. Приподбореэкспертнойгруппыорганпоаккредитациидолженобеспечитьрассмотрениекаждойназначаемойкандидатуры. Вчастности, этагруппавцелом должнаиметь:

a) подходящиезнаниявзаявленнойобластиаккредитации;

b) квалификацию, достаточнуюдлятого, чтобыдатьнадежнуюоценкукомпетентностиООСпри работевпределахобластиаккредитации.

7.5.3 Органпоаккредитациидолженобеспечитьбеспристрастнуюинепредвзятуюработучленов экспертнойгруппы. Вчастности, членыэкспертнойгруппы:

a) недолжныконсультироватьООС, чтоможетподорватьдовериекпроцессуаккредитацииипринятиюрешения, и

b) всоответствиисположениями 6.1.4 дооценкидолжныпроинформироватьорганпоаккредитацииолюбойсуществовавшей, существующейилипредполагаемойсвязииликонкурирующей позициимеждунимиилиихорганизациейиООС, подлежащимоценке.

7.5.4 ОрганпоаккредитациидолжензаранеесообщитьООСфамилиичленовэкспертнойгруппы инаименованиеорганизации, вкоторойониработают, чтобыООСмогвозразитьпротивназначенияконкретногоэксперта. Органпоаккредитациидолжениметьсвоюполитикудляподобныхситуаций.

7.5.5 Органпоаккредитациидолженчеткосформулироватьзаданиеэкспертнойгруппе. Задача экспертнойгруппы-проанализироватьдокументы, полученныеотООС, ипровестиоценкунаместе.

7.5.6 Органпоаккредитациидолженразработатьпроцедурыотбораобразцов (вподходящихслучаях), еслиобластьаккредитацииООСвключаетвсебянаборспециальныхуслугпооценкесоответствия. Всоответствиисэтимпорядкомдействийэкспертнойгруппедолжнабытьпредоставлена возможностьнаблюдатьзаиспытаниямипредставительногочислаобразцов, чтобыправильнооценить компетентностьООС.

7.5.7 Припервичнойоценкевдополнениекпосещениюосновного (главного) офисадолжныбыть предусмотренывизитывовседругиеместарасположенияООС, вкоторыхосуществляетсяхотябыодин изключевыхвидовдеятельности, входящихвобластьаккредитации.

Примечание-Ключевымивидамидеятельностиявляютсяформулированиеполитики, разработка процессови/илипроцедури, возможно, анализконтрактов, планированиеработпооценкесоответствия, анализсо стороныруководства, утверждениеипринятиерешенийпорезультатамоценкисоответствия.

7.5.8 Приинспекционномконтролеиповторнойаккредитациивслучае, когдаООСосуществляет деятельностьнаразныхтерриториях, органпоаккредитациидолженподготовитьпроцедурывыбора местпроведенияоценки. ВсеместарасположенияООС, вкоторыхосуществляютсяключевыевидыдеятельности, должныбытьподвергнутыоценкевопределенныесроки.

7.5.9 ОрганпоаккредитациидолженсогласоватьвместесООСиназначеннойэкспертнойгруппой датуипрограммуоценки. Однаконаорганепоаккредитациилежитответственностьзарассмотрение даты, котораяустановленавсоответствииспланоминспекционногоконтроляиповторнойаккредитации.

7.5.10 Органпоаккредитациидолженобеспечитьполучениеэкспертнойгруппойсоответствующихдокументов, имеющихотношениекООС, втомчислепредыдущихотчетовпооценкам.

7.6 Экспертиза документов и записей

7.6.1 Экспертнаягруппадолжнаанализироватьсоответствующиедокументыизаписи (проводить экспертизу), представленныеООС (согласнотребованиям 7.2.1 и 7.2.2) дляоценкиегосистемы (подокументам) насоответствиеопределеннымстандартамидругимтребованиямаккредитации.

7.6.2 Органпоаккредитацииисходяизнесоответствий, выявленныхвовремяэкспертизыдокументовизаписей, можетпринятьрешениенепродолжатьоценкунаместе. Втакихслучаяхнеобходимо письменносообщитьвООСовсехобнаруженныхнесоответствиях.

7.7 Оценка на месте

7.7.1 Экспертнаягруппадолжнаначатьоценкунаместесовступительногосовещания, накотором должныбытьчеткоопределеныцельоценкиикритерииаккредитации, подтвержденыпрограммаи областьоценки.

7.7.2 ЭкспертнаягруппадолжнапроводитьоценкуООСвтехместахрасположенияООС, вкоторыхосуществляютсяключевыевидыдеятельности. Вслучае, когдаэтоуместно, онадолжнаприсутствоватьвкачествесвидетелятакжевдругихместах, гдеработаетООС, сцельюсобратьобъективные доказательстватого, чтоООСявляетсякомпетентнымвзаявленнойобластиаккредитациииудовлетворяеттребованиямсоответствующихстандартовидругимтребованиямкаккредитации.

7.7.3 Экспертнаягруппадолжназасвидетельствоватьфункционированиепредставительного числаштатныхспециалистовООС, чтобыбытьувереннойвкомпетентностиООСвовсейобластиаккредитации.

7.8 Анализ полученных данных и отчет по оценке

7.8.1 Экспертнаягруппадолжнапроанализироватьвсюинформациюиданные, собранныевходе рассмотрениядокументовиотчетовиоценкинарабочихместах. Этотанализдолженбытьдостаточным, чтобыпозволитьэкспертнойгруппеустановитьстепенькомпетентностиисоответствияООСтребованиямаккредитации. ЭкспертнаягруппаможетпредставитьвООСсвоинаблюдениявцелях улучшенияегодеятельности. Однакоконсультированиеприэтомнедопускается.

7.8.2 Еслиэкспертнаягруппанеможетприйтикзаключениюпособраннымданным, ейследует обратитьсяворганпоаккредитациизаразъяснением.

7.8.3 Процедурырегистрацииданныхворганепоаккредитациидолжныобеспечиватьвыполнениеследующихтребований:

а) совещаниеэкспертнойгруппыиООСдолжнобытьпроведенодомоментазавершенияработы пооценкевместерасположенияООС. Наэтомсовещанииэкспертнаягруппадолжнапредставитьписьменныйи/илиустныйдокладоданных, полученныхнаосновеанализа (см. 7.8.1).

ООСдолжнабытьпредоставленавозможностьзадатьвопросыпособраннымданным, включаянесоответствия (приналичиитаковых) иоснования, покоторымприняторешениеонесоответствии;

b) вниманиюООСдолженбытьсразупредставленписьменныйотчетситогамиоценки. Этот отчетдолженсодержатьзамечанияокомпетентностиисоответствии, атакжевыявленные несоответствия (приналичиитаковых), которыедолжныбытьустранены, чтобыудовлетворить требованиямаккредитации;

c) ООСдолжнобытьпредложеновыразитьсвоемнениеотносительносодержанияотчетапо оценкеипредставитьописаниепредпринятыхилипланируемыхспециальныхдействийвтечениеустановленноговременидляустранениявыявленныхнесоответствий.

7.8.4 Органпоаккредитациинедолженсниматьссебяответственностизасодержаниеотчетапо оценке, включаянесоответствия, дажеесливедущийэкспертпоаккредитациинеявляетсяпостоянным сотрудникомэтогоорганапоаккредитации.

7.8.5 ОрганпоаккредитациидолженобеспечитьрассмотрениеответныхмерООС, предпринятых дляустранениянесоответствий, напредметихдостаточностииэффективности. Еслиобнаружится, что ответныемерыООСявляютсянедостаточными, тодолжнабытьзапрошенадополнительнаяинформация. Крометого, можетбытьзапрошенодоказательствоэффективногопримененияпринятыхмерили проведенапоследующаяоценкавцеляхпроверкиэффективностикорректирующихдействий.

7.8.6 Информация, представленнаядляпринятиярешенияобаккредитации, должнавключатьв себя, какминимум, следующее:

a) однозначнуюидентификациюООС;

b) датуоценкинаместе;

c) фамилииэкспертов, участвовавшихвоценке;

d) однозначнуюидентификациювсехместрасположения, гдебылапроведенаоценка;

e) областьаккредитации, подвергнутуюоценке;

f) отчетпооценке;

g) заявлениеобадекватностивнутреннейорганизацииипроцедур, принятыхООСвцеляхобеспечениясвоейкомпетентности, требованиямаккредитации;

h) информациюобустранениинесоответствий;

i) любуюдополнительнуюинформацию, котораяспособствуетподтверждениювыполненияООС требованийаккредитациииегокомпетентности;

j) краткоеописаниерезультатовпроверкиквалификацииилисравненийдругихвидов, проведенныхООС, илюбыемеры, принятыекакследствиеэтихрезультатов;

к) всоответствующихслучаяхрекомендациювотношениивыдачиаккредитации, сокращенияили расширенияобластиаккредитации.

7.9 Принятие решения об аккредитации

7.9.1 Органпоаккредитациизаранее (допринятиярешения) долженудостоверитьсявтом, что информация (см. 7.8.6) являетсяадекватнойдляпринятиярешенияосоответствиитребованиямаккредитации.

7.9.2 Органпоаккредитациидолженбеззадержкипринятьрешениеовыдачеилипродлении аттестатааккредитациинаосновеобработкивсейполученной (см. 7.8.6) идругойуместнойинформации.

7.9.3 Еслиорганпоаккредитациииспользуетрезультатыоценки, ужевыполненнойдругиморганомпоаккредитации, тоондолженбытьуверен, чтодругойорганпоаккредитациидействовалвсоответствиистребованияминастоящегостандарта.

7.9.4 ОрганпоаккредитациидолженвыдатьаттестатаккредитацииаккредитованномуООС. Этот аттестатаккредитациидолженсодержать (повозможностинапервойстранице) следующее:

a) наименованиеилоготипорганапоаккредитации;

b) однозначнуюидентификациюаккредитованногоООС;

c) указаниеместосуществленияодногоиболеевидаосновнойдеятельности, охваченныхаккредитацией;

d) единственныйвсвоемроденомераккредитованногоООС;

e) датувступлениявсилуаккредитацииидатуистечениясрокаеедействия;

f) краткоеуказаниенаобластьаккредитацииилиссылкунанее;

g) заявлениеосоответствиистандарту(ам) илидругимнормативнымдокументам (включаяизданиеилипересмотр), которыебылииспользованыдляоценкиООС, иссылкунаэтидокументы.

7.9.5 Аттестатаккредитациидолжентакжеустанавливатьследующее:

a) дляоргановпосертификации:

1) типсертификации,

2) стандартыилитехническиерегламенты, илидругиеподобныедокументы, покоторымсертифицируютпродукцию, персонал, услугиилисистемуменеджмента,

3) отраслипромышленности (длясистемменеджмента),

4) сертифицируемыевидыпродукции,

5) сертифицируемыекатегорииперсонала;

b) дляинспектирующихорганов:

1) типорганаинспекции (например, какопределеновИСО/МЭК 17020 [4]),

2) областьинспекции, длякоторойвыданааккредитация, и

3) регламенты, стандартыилитехническиеусловия, илидругиеподобныедокументы, содержащиетребования, всоответствиискоторымиосуществляетсяинспекция;

c) длякалибровочныхлабораторий:

1) калибровки1), включаявидыпроводимыхизмерений, диапазоныизмеренийинаилучшие измерительныевозможностиилиэквивалент2);

d) дляиспытательныхлабораторий:

1) испытанияивидывыполняемыхиспытаний, испытуемыематериалыипродукцияииспользуемыеметоды3).

1)Терминунаанглийскомязыке«calibration»вотечественнойтерминологиисоответствуютдватермина: «поверка»и«калибровка». Внастоящемстандартеиспользовантермин«калибровка», носледуетиметьв виду, чтоврядеслучаевонможетбытьзаменентермином«поверка». -Примеч. перев.

2)КонцепциянаилучшейизмерительнойвозможностипересматриваетсядлявключениявМСМ.

3)ВмеждународныхстандартахИСО/МЭК 17025 [6] иИСО 5725-1:1994 понятие«методизмерений»включаетвсебясовокупностьоперацийиправил, выполнениекоторыхобеспечиваетполучениерезультатовсизвестной точностью. Такимобразом, понятие«методизмерений»поИСО/МЭК 17025 [6] адекватнопонятию«методика выполненияизмерений» (МВИ) поГОСТР 8.563-96 (статья 3.1). -Примеч. перев.

7.10 Апелляции

7.10.1 Органпоаккредитациидолженустановитьпорядокдействийдлярассмотренияапелляций ООС.

7.10.2 Органпоаккредитациидолжен:

a) назначатьдлярасследованияапелляциилицоилигруппулиц, которыеявляютсякомпетентнымиинезависимымиотобъектаапелляции;

b) приниматьрешениеобобоснованностиапелляции;

c) сообщатьвООСосвоемокончательномрешении;

d) предприниматьпоследующиедействия, еслитребуется, и

e) вестиучетвсехапелляций, окончательныхрешенийипредпринятыхпоследующихдействий.

7.11 Повторная оценка и инспекционный контроль

7.11.1 Повторнуюоценкупроводятаналогичнопервичной, какизложенов 7.5-7.9, заисключениемтого, чтоучитываютопыт, приобретенныйвходепредшествующихоценок. Инспекционныйконтроль наместеявляетсяменеесложным, чемповторнаяоценка.

7.11.2 Органпоаккредитациидолженустановитьпорядокдействийиразработатьпланыпроведенияпериодическогоинспекционногоконтролянаместе, другихнаблюдательныхдействийиповторной оценкичерездостаточнокороткиеинтервалывремени, чтобыосуществлятьмониторингнепрерывного выполненияаккредитованнымООСтребованийаккредитации.

7.11.3 ОрганпоаккредитациидолженразработатьпланповторнойоценкииинспекционногоконтролякаждогоаккредитованногоООС, позволяющийрегулярнопроводитьвыборочнуюоценкупо областиаккредитации.

Интервалымеждуоценкаминаместахлибоповторно, либовходеинспекциизависятотпровереннойнапрактикестабильности, достигнутойООСвобластипредоставлениясвоихуслуг.

Органыпоаккредитациидолжныосновыватьсянарезультатахлибоповторнойоценки, либокомбинацииповторнойоценкииинспекционногоконтроля, приэтом:

а) еслиполагатьсятольконарезультатыповторнойоценки, тоееследуетпроводитьчерезинтервалынеболеедвухлет;

b) еслиполагатьсянарезультатыповторнойоценкииинспекционногоконтроля, тоорганпоаккредитациидолженпроводитьповторнуюоценкупоменьшеймерекаждые 5 лет. Однакоинтервал в 2 годаприинспекционномконтроленаместахнеследуетпревышать.

Рекомендуетсяпервыйинспекционныйконтрольнаместепроводитьнепозднеечемчерез 12 мес последатыпервичнойаккредитации.

7.11.4 Проведениеинспекционногоконтролянаместепланируютсучетомдругихконтролирующихдействий.

7.11.5 Есливовремяинспекционногоконтроляилиповторнойоценкивыявляютнесоответствия, тоорганпоаккредитациидолженопределитьстрогиесрокиреализациикорректирующихдействий.

7.11.6 Органпоаккредитациидолженподтвердитьнепрерывностьаккредитацииилипринять решениеоновойаккредитацииисходяизрезультатовинспекционногоконтроляиповторнойоценки.

7.11.7 Органпоаккредитацииможетпроводитьвнеочереднуюоценкуприналичиижалоб [претензий] илиизменений (см. 8.1.2) ит.д. ОрганпоаккредитациидолженсообщатьООСотакойвозможности.

7.12 Расширение области аккредитации

ОрганпоаккредитациивответназаявлениеООСорасширенииобластиаккредитациидолжен предпринятьнеобходимыедействия, чтобыустановитьвозможностьвыдачиаттестатасучетомрасширения. Вподходящихслучаяхоценкаипорядокрасширенияобластиаккредитациидолжныбытьтакими, какопределенов 7.5-7.9.

7.13 Приостановка, отмена действия аккредитации или сокращение области аккредитации

7.13.1 Органпоаккредитациидолженустановитьпорядокдействийдлясокращенияобласти аккредитации, приостановкиилиотменыдействияаккредитации.

Примечание-Правила, установленныеорганомпоаккредитации, могутразличатьсявзависимостиот типаоценкисоответствия.

7.13.2 Органпоаккредитациидолженприниматьрешенияоприостановкеи/илиотменедействия аккредитации, еслиаккредитованныйООСсистематическиневыполняеттребованияаккредитацииили непридерживаетсяправилаккредитации.

Примечание-ООСможетнепосредственнопроситьоприостановкеилиотменедействияаккредитации.

7.13.3 Органпоаккредитациидолженприниматьрешенияосокращенииобластиаккредитации ООСпутемисключениятехчастей, покоторымООСсистематическинеудовлетворяеттребованиям аккредитации, втомчислетребованиямкомпетентности.

Примечание-ООСможетнепосредственнопроситьосокращенииобластиаккредитации.

7.14 Записи, касающиеся органа по оценке соответствия

7.14.1 Органпоаккредитациидолженсохранятьзаписи, касающиесяООС, длядемонстрации того, чтотребованияаккредитации, включаятребованиякомпетентности, выполнены.

7.14.2 Органпоаккредитациидолженхранитьзаписи, касающиесяООС, обеспечиваяконфиденциальностьинформации. Записи, касающиесяООС, требуютсоответствующегоуправления, какизложенов 5.4.

7.14.3 Записи, касающиесяООС, должнывключатьвсебя:

а) соответствующуюпереписку;

b) отчетыизаписипооценке;

c) протоколырассмотрениявопросовназаседанияхкомитетовирешенияпоаккредитациии

d) копииаттестатоваккредитации.

7.15 Проверка квалификации лабораторий и сравнения других видов

7.15.1 Органпоаккредитациидолженразработатьпроцедуры, позволяющиеучитыватьвпроцессеоценкиипринятиярешенийрезультатыучастиялабораторийвпрограммахпроверкиквалификации.

7.15.2 Органпоаккредитацииможетсамостоятельноорганизоватьпроверкуквалификацииили другиесравненияилиможетпривлечьорганизацию, которуюсчитаюткомпетентной. Органпоаккредитациидолженвестипереченьпрограммпроверкиквалификацииидругихпрограммсравнений.

Примечание-УказанияповыборуипроведениюпрограммпроверкиквалификацииисоответствующиеопределенияимеютсявруководствахИСО/МЭК 43-1 [7] иИСО/МЭК 43-2 [8].

7.15.3 Органпоаккредитации, гдеэтоявляетсядоступнымиприемлемым, долженобеспечить участиеаккредитованныхимлабораторийвпрограммахпроверкиквалификациииливдругихпрограммахсравнений, атакже, принеобходимости, выполнениеимикорректирующихдействий. Минимальное числопрограммпроверкиичастотаучастиявнихконкретнойлабораториидолжныбытьопределены заинтересованнымисторонамисовместно. Проверкиследуетпроводитьсогласованносработамипо инспекционномуконтролю.

Примечание 1 -Признано, чтосуществуютчастныеобласти, вкоторыхпроверкаквалификациипрактическинецелесообразна.

Примечание 2 -Проверкаквалификацииможетбытьпроведенавходеинспекцийразноготипа (см. 7.15).

8 Ответственность органа по аккредитации и органа по оценке соответствия

8.1 Обязательства органа по оценке соответствия

8.1.1 ОрганпоаккредитациидолжентребоватьотООСподтвержденияследующего:

a) ООСдолженприниматьнасебяобязательствонепрерывновыполнятьтребованияаккредитации, установленныеорганомпоаккредитациивтехобластях, вкоторыхаккредитациязапрашиваетсяиливыдается. Этопредусматриваетсогласиеадаптироватьсякизменениямв требованияхкаккредитациисогласно 8.2.4;

b) позапросуООСдолженпредоставлятьусловия, позволяющиеорганупоаккредитациипроверятьвыполнениетребованийаккредитации. Этоприменимодлявсехмест, гдепредоставляютсяуслугипооценкесоответствия;

c) ООСдолженобеспечитьдоступкинформации, документамиотчетам, необходимымдляоценкиисохраненияаккредитации;

d) ООС, принеобходимости, долженобеспечитьдоступктемдокументам, которыепозволяют оценитьуровеньбеспристрастностиООСинезависимостиотегородственныхорганизаций;

e) ООСдолженорганизоватьосвидетельствованиепредоставляемыхимуслугвслучаезапроса состороныорганапоаккредитации;

f) ООСдолженссылатьсянааккредитациютольковотношениитойобластиаккредитации, на которуюемувыданааккредитация;

g) ООСнедолжениспользоватьсвоюаккредитациютакимобразом, которыйможетнанестивред репутацииорганапоаккредитации;

h) ООСдолженвноситьплату, установленнуюорганомпоаккредитации.

8.1.2 Органпоаккредитациидолжентребовать, чтобыаккредитованныйООСбезпромедления информировалегоозначимыхизменениях, имеющихотношениекаккредитацииООС, егостатусуили деятельности, связанных:

a) сюридическим, коммерческим, имущественнымилиорганизационнымстатусом;

b) сорганизацией, высшимруководствомиключевымиспециалистами;

c) сосновнойполитикой;

d) сресурсамиипомещениями;

e) собластьюаккредитациии

f) сдругимифакторами, которыемогутвлиятьнаспособностьООСвыполнятьтребованияаккредитации.

8.2 Обязательства органа по аккредитации

8.2.1 Органпоаккредитациидолженобеспечиватьдоступкинформацииотекущемстатусеаккредитаций, которыеонвыдалорганампооценкесоответствия. Этаинформациядолжнабытьрегулярно обновляемойидолжнавключатьвсебяследующее:

a) наименованиеиадрескаждогоаккредитованногоООС;

b) датывыдачиаккредитацииидатыистеченияихстрокадействия, еслиэтоприменимо;

c) областиаккредитации, краткои/иливполномобъеме. Еслиинформацияотносительнообласти аккредитациипредставленавкраткомвиде, тодолжнобытьуказано, гдеможноознакомиться сполнойверсией.

8.2.2 ОрганпоаккредитациидолженснабжатьООСинформациейоподходящихпутяхполучения прослеживаемыхрезультатовизмеренийвобластиаккредитацииООС.

8.2.3 Органпоаккредитациидолжен, гдеприменимо, представлятьинформациюомеждународныхсоглашениях, вкоторыхонучаствует.

8.2.4 Органпоаккредитациидолженсвоевременноизвещатьолюбыхизмененияхвсвоихтребованияхкаккредитации. Ондолженучитыватьточкизрения, выраженныезаинтересованнымисторонами допринятиярешенияоформеидатевступлениявдействиеизменений. Послепринятиярешенияоб измененииипубликацииизмененныхтребованийондолженудостовериться, чтокаждыйаккредитованныйООСвнеснеобходимыекорректировки.

8.3 Ссылка на факт аккредитации и использование знака аккредитации

8.3.1 Органпоаккредитациикакобладательзнакааккредитации, которыйпредназначендля использованияаккредитованнымиООС, должениметьполитику, регламентирующуюзащитуиприменениеэтогознака. Знакаккредитациидолжениметь (илисопровождаться) четкуюиндикациютого, длякакойобластидеятельностивыданааккредитация (см. раздел 1). АккредитованномуООСразрешаетсяиспользоватьэтотзнаквсвоихотчетныхматериалахилисертификатах, выданныхврамкахего аккредитации.

8.3.2 Органпоаккредитациидолженприниматьэффективныемерыдлягарантиитого, чтоаккредитованныйООС:

а) полностьюсоответствуеттребованияморганапоаккредитацииприссылкенафактаккредитациивсредствахпередачиинформации, напримервсетиИнтернет, документах, брошюрахи рекламе;

b) используетзнакаккредитациидляпомещенийООС, которыеспециальновключенываккредитацию;

c) неделаеткакого-либозаявления, касающегосяегоаккредитации, котороеорганпоаккредитацииможетсчитатьвводящимвзаблуждениеилинесанкционированнымим;

d) проявляетдолжнуюзаботуотом, чтобыниодинотчетилисертификатилиниоднаизихчастей небылаиспользованадлявведениявзаблуждение;

e) вслучаеприостановкиилиотменыдействияегоаккредитациипрекращаетссылатьсянафакт аккредитацииврекламеи

f) непозволяетиспользоватьсвоюаккредитациюснамерениемсоздатьвидимостьтого, чтопродукция, процессы, системаилииндивидуальноелицополучилиодобрениесостороныоргана поаккредитации.

8.3.3 Органпоаккредитациидолженпредприниматьсоответствующиедействиядляпредотвращениянеправильныхссылокнастатусаккредитациииливводящеговзаблуждениеиспользованиязнакааккредитацииврекламе, каталогахит.д.

Примечание-Соответствующиедействиявключаютвсебятребованиекорректирующихдействий, отменыаккредитации, оглашенияфактанарушенияи, еслинеобходимо, другиезаконныемеры.

Приложение А
(справочное)
Сведения о соответствии национальных стандартов Российской Федерации ссылочным международным стандартам

ТаблицаА.1

Обозначениессылочногомеждународного стандарта

Обозначениеинаименованиесоответствующегонациональногостандарта

ИСО 9000:2000

ГОСТРИСО 9000-2001

Системыменеджментакачества. Основныеположенияисловарь

ИСО/МЭК 17000:2004

*

МСМ:1993

*

* Соответствующийнациональныйстандартотсутствует. Доегоутверждениярекомендуетсяиспользоватьпереводнарусскийязыкданногомеждународногостандарта. Переводданногомеждународногостандарта находитсявФедеральноминформационномфондетехническихрегламентовистандартов.

Библиография

[1] ИСО 9001:2000

Системы менеджмента качества. Требования

(ISO 9001:2000)

(Quality management systems - Requirements)

[2] ИСО/МЭК 14024:1999

Этикетки и декларации экологические. Экологическая маркировка типа I. Принципы и процедуры

(ISO/IEC 14024:1999)

(Environmental labels and declarations - Type I environmental labeling - Principles and procedures)

[3] ИСО 19011:2003

Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента

(ISO 19011:2002)

(Guidelines for quality and/or environmental management systems auditing)

[4] ИСО/МЭК 17020:1998

Общие критерии деятельности различных типов инспекционных органов

(ISO/IEC 17020:1998)

(General criteria for the operation of various types of bodies performing inspection)

[5] ИСО/МЭК 17024:2003

Оценка соответствия. Общие требования к органам, осуществляющим сертификацию персонала

(ISO/IEC 17024:2003)

(Conformity assessment - General requirements for bodies operating certification of persons)

[6] ИСО/МЭК 17025:2005

Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий

(ISO/IEC 17025:2005)

(General requirements for the competence of testing and calibration laboratories)

[7] Руководство ИСО/МЭК 43-1:1997

Проверка компетентности путем межлабораторных сравнительных испытаний. Часть 1. Разработка и использование программ проверок компетентности лабораторий

(ISO/IEC Guide 43-1:1997)

(Proficiency testing by interlaboratory comparisons - Part 1 : Development and operation of proficiency testing schemes)

[8] Руководство ИСО/МЭК 43-2:1997

Проверка компетентности путем межлабораторных сравнительных испытаний. Часть 2. Выбор и использование программ проверки компетентности органами по аккредитации лабораторий

(ISO/IEC Guide 43-2:1997)

(Proficiency testing by interlaboratory comparisons - Part 2: Selection and use of proficiency testing schemes by laboratory accreditation bodies)

[9] Руководство ИСО/МЭК 62:1996

Общие требования к органам, осуществляющим оценку и сертификацию систем качества

(ISO/IEC Guide 62:1996)

(General requirements for bodies operating assessment and certification/registration of quality systems)

[10] Руководство ИСО/МЭК 65:1996

Общие требования к органам по сертификации продукции

(ISO/IEC Guide 65:1996)

(General requirements for bodies operating product certification systems)

[11] Руководство ИСО/МЭК 66:1999

Общие требования к органам, осуществляющим оценку и сертификацию/регистрацию систем экологического менеджмента

(ISO/IEC Guide 66:1999)

(General requirements for bodies operating assessment and certification/registration of environmental management systems (EMS)

Ключевыеслова: оценкасоответствия, органыпоаккредитации, органыпооценкесоответствия, аккредитация, инспекционныйконтроль, менеджмент, критерииаккредитации