ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО | ||
| НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ российской ФЕДЕРАЦИИ | ГОСТР ИСО/МЭК 17011- 2008 |
Оценкасоответствия
ОБЩИЕТРЕБОВАНИЯ КОРГАНАМПОАККРЕДИТАЦИИ, АККРЕДИТУЮЩИМОРГАНЫПООЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ
ISO/IEC 17011:2004
Conformity assessment - General requirements for accreditation bodies accrediting conformity assessment bodies
(IDT)
| Москва Стандартинформ 2007 |
Предисловие
ЦелиипринципыстандартизациивРоссийскойФедерацииустановленыФедеральнымзакономот 27 декабря
Сведенияостандарте
1 ПОДГОТОВЛЕНАссоциациейаналитическихцентров (ААЦ) «Аналитика»иВсероссийским научно-исследовательскиминститутомсертификации (ВНИИС) наосновесобственногоаутентичного переводастандарта, указанноговпункте 4
2 ВНЕСЕНРабочейкомиссиейпоаккредитацииоргановпосертификацииииспытательныхлабораторий (центров) Федеральногоагентствапотехническомурегулированиюиметрологии
3 УТВЕРЖДЕНИВВЕДЕНВДЕЙСТВИЕПриказомФедеральногоагентствапотехническому регулированиюиметрологииот 31 января
4 НастоящийстандартидентиченмеждународномустандартуИСО/МЭК 17011:2004 «Оценка соответствия. Общиетребованияк органампоаккредитации, аккредитующиморганыпооценкесоответствия» (ISO/IEC17011:2004 «Conformityassessment-Generalrequirementsforaccreditationbodiesaccreditingconformityassessmentbodies»).
ПриприменениинастоящегостандартарекомендуетсяиспользоватьвместоссылочныхмеждународныхстандартовсоответствующиеимнациональныестандартыРоссийскойФедерации, сведения окоторыхприведенывдополнительномприложенииА
5 ВВЕДЕНВПЕРВЫЕ
Информацияобизмененияхкнастоящемустандартупубликуетсявежегодноиздаваемом информационномуказателе«Национальныестандарты», атекстизмененийипоправок-вежемесячноиздаваемыхинформационныхуказателях«Национальныестандарты». Вслучаепересмотра (замены) илиотменынастоящегостандартасоответствующееуведомлениебудетопубликовано вежемесячноиздаваемоминформационномуказателе«Национальныестандарты». Соответствующаяинформация, уведомлениеитекстыразмещаютсятакжевинформационнойсистемеобщего пользования-наофициальномсайтеФедеральногоагентствапотехническомурегулированию иметрологиивсетиИнтернет
Содержание
1 Область применения 2 Нормативные ссылки 3 Термины и определения 4 Орган по аккредитации 4.1 Правовая ответственность 4.2 Структура 4.3 Беспристрастность 4.4 Конфиденциальность 4.5 Обязательства и финансирование 4.6 Деятельность по аккредитации 5 Менеджмент 5.1 Общие положения 5.2 Система менеджмента 5.3 Управление документацией 5.4 Записи 5.5 Несоответствия и корректирующие действия 5.6 Предупреждающие действия 5.7 Внутренний аудит 5.8 Анализ со стороны руководства 5.9 Жалобы [претензии] 6 Людские ресурсы 6.1 Персонал, связанный с органом по аккредитации 6.2 Персонал, вовлеченный в процесс аккредитации 6.3 Мониторинг 6.4 Записи по персоналу 7 Процесс аккредитации 7.1 Критерии аккредитации и информация 7.2 Заявка на аккредитацию 7.3 Анализ ресурсов 7.4 Оценка по субподрядам 7.5 Подготовка к оценке 7.6 Экспертиза документов и записей 7.7 Оценка на месте 7.8 Анализ полученных данных и отчет по оценке 7.9 Принятие решения об аккредитации 7.10 Апелляции 7.11 Повторная оценка и инспекционный контроль 7.12 Расширение области аккредитации 7.13 Приостановка, отмена действия аккредитации или сокращение области аккредитации 7.14 Записи, касающиеся органа по оценке соответствия 7.15 Проверка квалификации лабораторий и сравнения других видов 8 Ответственность органа по аккредитации и органа по оценке соответствия 8.1 Обязательства органа по оценке соответствия 8.2 Обязательства органа по аккредитации 8.3 Ссылка на факт аккредитации и использование знака аккредитации Приложение А (справочное) Сведения о соответствии национальных стандартов Российской Федерации ссылочным международным стандартам Библиография |
ПредисловиекмеждународномустандартуИСО/МЭК 17011:2004
Международнаяорганизацияпостандартизации (ИСО) иМеждународнаяэлектротехническая комиссия (МЭК) формируютспециализированнуюсистемувсемирнойстандартизации. Национальные органы, являющиесячленамиИСОиМЭК, участвуютвразработкемеждународныхстандартовчерез техническиекомитеты, созданныесоответствующейзаинтересованнойорганизациейдлярешениятехническихпроблемвразличныхобластяхдеятельности. ТехническиекомитетыИСОиМЭКсотрудничаютвобластях, представляющихвзаимныйинтерес. Другиемеждународные, правительственныеи неправительственныеорганизации, имеющиесвязисИСОиМЭК, такжепринимаютучастиевработе. В областиоценкисоответствиязаразработкумеждународныхстандартовируководствотвечаетКомитет ИСОпооценкесоответствия (КАСКО).
МеждународныестандартыразрабатываютсявсоответствиисправиламиДирективИСО/МЭК, часть 2.
Главнойзадачейтехническихкомитетовявляетсяподготовкамеждународныхстандартов. Проектымеждународныхстандартов, принятыетехническимикомитетами, рассылаютсякомитетам-членам наголосование. Ихопубликованиевкачествемеждународныхстандартовтребуетодобрениянеменее 75 % комитетов-членов, принимающихучастиевголосовании.
Следуетиметьввиду, чтонекоторыеэлементынастоящегостандартамогутбытьобъектомпатентныхправ. ИСОнеможетнестиответственностизаидентификациюкакого-либоодногоиливсехпатентныхправ.
МеждународныйстандартИСО/МЭК 17011 подготовленКомитетомИСОпооценкесоответствия (КАСКО).
ЭтопервоеизданиеИСО/МЭК 17011 отменяетизаменяетруководстваИСО/МЭК 58 и ИСО/МЭК 61, атакжеИСО/МЭК/ТР 17010. Такойпересмотрпроведенпозапросумногихоргановпо аккредитации, которыедолжныбылиодновременносоответствоватьтребованиямтрехдокументов, в основномповторяющихся, нонемногоразличающихся.
ВведениекнациональномустандартуРоссийскойФедерации ГОСТРИСО/МЭК 17011-2008
Вобязательнойсфереорганыгосударственнойвластиреализуютзаконы, регламентирующие выпускнарынокпродукции (включаяуслуги) вчастибезопасности, охраныздоровья, охраныокружающейсреды, предотвращенияподделкиилиобеспечениярыночнойсправедливости. Вдобровольной сферемногимотраслямпромышленностиприходитсяустанавливатьвпределахнациональнойэкономики, атакжеглобальносистемыдляоценкисоответствияиодобрения, направленныенадостижение минимальноготехническогоуровня, возможностисопоставления, атакжеконкуренциинаравныхусловиях.
Предпосылкойторговлинаравныхусловияхявляетсятотфакт, чтопродукция (включаяуслуги), официальнопринятаяводнойэкономическойсистеме, должнатакжесвободнообращатьсявдругих такихсистемахбезнеобходимостипроходитьвсесторонниеповторныеиспытания, приемку, новуюсертификациюит.д. Этоположениеследуетиметьввидунезависимооттого, попадаетлипродукция (включаяуслуги) целикомиличастичноподтребованияобязательногосектора.
Всовременномобществечастотребуетсяделатьзаявлениявотношенииобъективногосоответствияпродукции (включаяуслуги) специфицированнымтребованиям. Органыпооценкесоответствия (ООС) могутобъективноконстатироватьтакоесоответствие. Деятельностьпооценкесоответствия включаетвсебясертификацию, инспекцию, испытанияи, применительнокнастоящемустандарту, калибровку.
Дляпокупателя, регулирующегоорганаиобщественностиважнознать, чтоООСявляютсякомпетентными. Поэтойпричиневозникаетнеобходимостьвбеспристрастномудостоверенииихкомпетентности. Такоеудостоверениевозлагаетсянаполномочныеорганыпоаккредитации, которыедолжны бытьнепредубежденнымивотношенииООСиихклиентовикоторыеобычноявляютсянекоммерческимипредприятиями (см. рисунок 1).
Система, подтверждающаякачествоуслугпооценкесоответствия, предоставляемыхООС, должнавызыватьдовериеупокупателейирегулирующихорганизаций. Такаясистемадолжнасодействоватьмеждународнойторговлекаксостороныорганов, регулирующихторговлю, такисостороны продавцовипокупателей. Какдляаккредитации, такидляоценкисоответствияидеальнымявляется получениеаккредитации (оценкисоответствия) заодинразводномместе.
Система, способствующаямеждународнойторговле, можетуспешноработать, еслиорганыпо аккредитациииООСфункционируютпообщимтребованиям, единообразноисучетоминтересоввсех вовлеченныхсторон.
Настоящийстандартустанавливаетобщиетребованиякорганампоаккредитации. Нарегиональномимеждународномуровняхсозданымеханизмыравноправнойоценки, благодарякоторымобеспечиваетсясоответствиефункционированияоргановпоаккредитациитребованиямнастоящего стандарта. Те, ктопрошелтакуюоценку, могутстатьучастникамисоглашенийовзаимномпризнании. Периодическиеповторныеоценкиобеспечиваютпостоянноесоблюдениетребованийнастоящегостандарта.
Участникимногостороннихсоглашенийовзаимномпризнаниистимулируютпроцессоднократной оценкисоответствиячерезсопоставление, сравнениеипринятиедругдругомрезультатоваккредитации. Этоозначает, чтоотпадаетнеобходимостьорганупооценкесоответствия, действующемуводной экономическойсистеме, подтверждатьсвоюаккредитациювтакомжеобъемеспомощьюдругихоргановпоаккредитации.
| ОрганыпоаккредитациипроводятоценкукомпетентностиООС. Онимогутоблегчитьторговлюпутемпродвижениявзаимногопризнания результатовоценкисоответствия, выдаваемых аккредитованнымиООС. Такаяоценкаприобретаетбольшеезначение, еслионапроведена ООС, аккредитованнымворганепоаккредитации, являющемсячленомсоглашенияовзаимномпризнаниимеждуорганамипоаккредитации. |
ООСпроводятоценкусоответствияпродукции, услугипоставщиковнасоответствиетехническимусловиями/илитребованиям. | |
Покупателиприобретаютпродукты (включаяуслуги), которыесоответствуюттехническимусловиям, илипокупаютупоставщиков, которыесами соответствуютопределеннымтребованиям. | |
Регулирующиеорганымогутустанавливатьнабортребованийдляпродукцииипоставщиков. | |
Примечание-Термин«поставщик»использовандляобозначенияпроизводителяпродукции (услуги)
Рисунок 1 -Структурнаясхема
Выделенныекурсивомсноскивтекстенастоящегостандартаприведеныдляпояснениянекоторых положенийпримененноговнеммеждународногостандарта.
НАЦИОНАЛЬНЫЙСТАНДАРТРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
Оценкасоответствия ОБЩИЕТРЕБОВАНИЯКОРГАНАМПОАККРЕДИТАЦИИ, Conformity assessment General requirements for accreditation bodies accrediting conformity assessment bodies |
Датавведения- 2008-03-01
1 Область применения
Настоящийстандартустанавливаетобщиетребованиякорганампоаккредитации, проводящим оценкуиаккредитующиморганыпооценкесоответствия (далее-ООС). Стандарттакжепригоденв качестведокумента, содержащеготребованиякпроцессуравноправнойоценкидлямногосторонних соглашенийовзаимномпризнаниимеждуорганамипоаккредитации.
Внастоящемстандартеподорганамипооценкесоответствияпонимаюторганизации, предоставляющиеуслугиоценкисоответствиявследующихобластях:испытания, инспекция, сертификациясистемменеджмента, сертификацияперсонала, сертификацияпродукциии, применительнокнастоящему стандарту, калибровка.
Органыпоаккредитации, осуществляющиесвоюдеятельностьвсоответствиистребованиями настоящегостандарта, необязаныаккредитовыватьООСвсехвышеперечисленныхтипов.
Примечание-Общиетребованиякорганампооценкесоответствияустановленымеждународными стандартамиируководствами [1] - [11]
2 Нормативные ссылки
Следующиенормативныессылкиявляютсяобязательнымидляприменениявнастоящемстандарте.Длядатированныхссылокприменимытолькоуказанныеиздания.Длянедатированныхссылок необходимоиспользоватьсамоепоследнееизданиенормативногодокумента (включаялюбые поправки).
ИСО 9000 2000 СистемыменеджментакачестваОсновныеположенияисловарь
ИСО/МЭК 17000 2004 ОценкасоответствияСловарьиобщиепринципы
МСМ:1993 Международныйсловарьосновныхиобщихтерминоввметрологии1)
1)Международныйсловарьосновныхиобщихтерминоввметрологииподготовленследующимиорганизациями:Международнымбюромеривесов (МБМВ), Международнойэлектротехническойкомиссией (МЭК), Международнойфедерациейпоклиническойхимииилабораторноймедицине (МФКХ), Международнойорганизацией постандартизации (ИСО), Международнымсоюзомтеоретическойиприкладнойхимии (ИЮПАК), Международнымсоюзомтеоретическойиприкладнойфизики (ИЮПАП) иМеждународнойорганизациейзаконодательной метрологии (МОЗМ).
3 Термины и определения
Внастоящемстандартепримененытерминыссоответствующимиопределениями, которыеданы вИСО/МЭК 17000. Еслитерминыиопределенияневключенынивнастоящийстандарт, нив ИСО/МЭК 17000, топрименяюттерминыиопределенияИСО 9000 илиМСМ.Еслиприведеныразные определениядляспециальныхметрологическихтерминов, топредпочтительнытермины, определенныевМСМ.
3.1 аккредитация:Подтверждениесоответствиятретьейстороной, относящеесякорганупо оценкесоответствия, служащееофициальнымсвидетельствомегокомпетентностидлявыполнения конкретныхзадачпооценкесоответствия.
3.2 органпоаккредитации:Полномочныйорган, проводящийаккредитацию.
Примечание-Обычнополномочияорганапоаккредитацииисходятотправительства.
3.3 логотипорганааккредитации:Эмблема, используемаяорганомпоаккредитациидля собственнойидентификации.
3.4 аттестатаккредитации:Официальныйдокументиликомплектдокументов, подтверждающийаккредитациювопределеннойобласти.
Примечание-Термин«марка»оставленврезерведляиндикациипрямогосоответствияэкономическогообъектанаборуопределенныхтребований.
3.5 знакаккредитации:Символ, присваиваемыйорганомпоаккредитацииипредназначенный дляпримененияорганамипооценкесоответствиявцеляхдемонстрациисвоегоаккредитованногостатуса.
3.6 апелляция:Запросорганапооценкесоответствияопересмотренеблагоприятногорешения, принятогоорганомпоаккредитациивотношенииего (органапооценкесоответствия) желаемогостатуса аккредитации.
Примечание-Неблагоприятноерешениевключаетвсебяследующее:
- отказвприемезаявки;
- отказпродолжатьпроцессоценки;
- требованияопроведениикорректирующихдействий;
- изменениявобластиаккредитации;
- решенияотказать, приостановитьилиотозватьаккредитацию;
- любоедругоедействие, котороемешаетприобретениюаккредитации.
3.7 оценка:Процесс, организуемыйорганомпоаккредитациисцельюоцениватькомпетентностьорганапооценкесоответствиянаосновеопределенного(ых) стандарта(ов) и/илидругихнормативныхдокументовидляопределеннойобластиаккредитации.
Примечание-Оценкакомпетентностиорганапооценкесоответствиявключаетвсебяоценкукомпетентностиповсемпроцедураморганапооценкесоответствия, включаяквалификациюперсонала, обоснованность применяемыхметодовирезультатовоценкисоответствия.
3.8 экспертпоаккредитации:Лицо, назначенноеорганомпоаккредитациидляоценкиорганапо оценкесоответствиябезпостороннейпомощииливсоставеэкспертнойгруппы.
3.9 жалоба [претензия]:Неудовлетворенность, выраженнаялицомилиорганизациейвадрес органапоаккредитации, имеющаяотношениекдеятельностиэтогоорганаилиаккредитованногооргана пооценкесоответствияитребующаяответа.
3.10 органпооценкесоответствия;ООС: Орган, оказывающийуслугипооценкесоответствия, которыйможетбытьобъектомаккредитации.
Примечание-Сокращение«ООС»внастоящемстандартеприменимокзаявителюилиаккредитованныморганампооценкесоответствия, еслинеуказаноиное.
3.11 консультирование:Участиевкакой-либодеятельностиаккредитуемогоорганапооценке соответствия, подлежащейаккредитации.
Примеры:
- подготовкаиливыпускруководствилипроцедурдляООС;
- участиевработеилисистемеменеджментаООС;
- выдачаконкретныхрекомендацийилиспециальноеобучение, направленноенаразработкуили внедрениесистемыменеджментаи/илиобеспечениекомпетентностиООС;
- выдачаконкретныхрекомендацийилиспециальноеобучениедляразработкиивнедренияпроцедурООС.
3.12 техническийэксперт:Лицо, назначенноеорганомпоаккредитациидляконсультированияв специальныхобластяхзнанийилидляэкспертизвобластиаккредитации, подвергаемойоценке.
3.13 аккредитациявдополнительнойобласти:Процессрасширенияобластиаккредитации.
3.14 заинтересованныестороны:Стороны, проявляющиепрямойиликосвенныйинтереск аккредитации.
Примечание-Прямойинтересозначаетинтерестех, ктопроходитаккредитацию; косвенныйинтерес-интерестех, ктоиспользуетуслугипооценкесоответствияилиполагаетсянаних.
3.15 ведущийэксперт:Экспертпоаккредитации, накотороговозложенаответственностьза деятельностьпоконкретнойоценке.
3.16 сокращениеобластиаккредитации:Процессотменыаккредитациидлячастиобласти аккредитации.
3.17 областьаккредитации:Конкретныеуслугипооценкесоответствия, длякоторыхаккредитациязапрошенаилиужевыдана.
3.18 инспекционныйконтроль:Наборвидовдеятельности, кромеповторнойоценки, поконтролюнепрерывноговыполненияаккредитованныморганомпооценкесоответствиятребованийкаккредитации.
Примечание-Инспекционныйконтрольвключаетвсебянаблюдениезаоценкаминаместеидругую надзорнуюдеятельность, напримерследующее:
a) запросыоторганапоаккредитациивООСповопросам, касающимсяаккредитации;
b) обзорзаявленийООСвчасти, касающейсяаккредитации;
c) требованиякООСпредоставитьдокументыиотчетныематериалы (например, отчетыаудитов, результатывнутреннегоконтролякачествауслугООС, записижалоб [претензий], записипоанализусостороны руководства);
d) мониторингфункционированияООС (например, результатыучастиявпроверкахквалификации).
3.19 приостановкааккредитации:Процессвременногопризнанияаккредитациинедействительнойдлявсейиличастиобластиаккредитации.
3.20 отменадействияаккредитации:Процессполнойотменыдействияаккредитации.
3.21 наблюдение: Наблюдениезаорганомпооценкесоответствия, предоставляющимуслугипо оценкесоответствиявпределахсвоейобластиаккредитации.
4 Орган по аккредитации
4.1 Правовая ответственность
Органпоаккредитациидолженбытьзарегистрированнымюридическимлицом.
Примечание-Правительственныеорганыпоаккредитациисчитаютюридическимлицомнаосновеих правительственногостатуса. Еслиправительственныйорганпоаккредитацииявляетсячастьюболеекрупногоправительственногооргана, топравительствонесетответственностьзаидентификациюорганапоаккредитациивтом смысле, чтоневозникает«конфликтинтересов»справительственнымиООС. Такойорганпоаккредитацииприменительнокнастоящемустандартусчитаютюридическимлицом.
4.2 Структура
4.2.1 Структураидеятельностьорганапоаккредитациидолжныобеспечиватьдовериекпроведеннымимаккредитациям.
4.2.2 Органпоаккредитациидолженобладатьполномочиямииотвечатьзасвоирешения, имеющиеотношениекаккредитации, включаявыдачу, сохранение, приостановкуиотменудействияаккредитации, расширениеилисокращениеобластиаккредитации.
4.2.3 Органпоаккредитациидолжениметьописаниесвоегоофициальногостатуса, включая фамилииеговладельцев, еслиэтоприменимо, авпротивномслучаефамилиилиц, управляющихорганомпоаккредитации.
4.2.4 Органпоаккредитациидолженподтверждатьдокументамиобязанности, ответственностьи полномочиясвоеговысшегоруководящегозвенаидругогоперсонала, связанногосорганомпоаккредитациииспособноговлиятьнакачествоаккредитации.
4.2.5 Органпоаккредитациидолженидентифицироватьвысшееруководство, наделенноеправамииответственностьюзаосуществлениеследующего:
a) разработкуполитики, относящейсякдеятельностиорганапоаккредитации;
b) надзорнадреализациейпринятойполитикииметодовработы;
c) надзорнадфинансамиорганапоаккредитации;
d ) принятиерешенийпоаккредитации;
e) заключениеконтрактов;
f) передачуполномочийкомиссиямилиотдельнымлицампринеобходимостипроводитьопределеннуюдеятельностьотименивысшегоруководящегозвена.
4.2.6 Органпоаккредитациидолжениметьвозможность, принеобходимости, прибегатькэкспертизедляобсуждениявопросов, непосредственноотносящихсякегодеятельностипоаккредитации.
Примечание-Необходимаяэкспертизаможетбытьдоступначерезоднуилиболееконсультативную комиссию (временнуюилипостоянную), каждаяизкоторыхимеетсвоюобластьответственности.
4.2.7 Органпоаккредитациидолжениметьформальныеправиланазначения, постановкизадачи работыкомиссий, вовлекаемыхвпроцессаккредитации, идолженидентифицироватьстороны, участвующиевэтомпроцессе.
4.2.8 Органпоаккредитациидолжендокументироватьсвоюструктуру, показавсхемуполномочий иответственности.
4.3 Беспристрастность
4.3.1 Органпоаккредитациидолженбытьорганизованиуправляемтакимобразом, чтобыобеспечитьобъективностьибеспристрастностьсвоейдеятельности.
4.3.2 Дляобеспечениябеспристрастности, атакжедляразработкииреализациипринципови политикисистемыаккредитацииорганпоаккредитациидолжениметьдокументированнуюдействующуюструктуру, предоставляющуювозможностьэффективногоучастиязаинтересованныхсторон. Органпоаккредитациидолженобеспечиватьсбалансированноепредставительствозаинтересованных сторонбездоминированиякакой-либооднойстороны.
4.3.3 Политикаипроцедурыорганапоаккредитациинедолжныбытьдискриминационными, а административноеуправлениенедолжнобытьпредвзятым. Органпоаккредитациидолженобеспечить доступксвоимуслугамдлявсехзаявителей, чьизапросыпоаккредитациипопадаютвегообластьдеятельности (см. 4.6.1) иограничений, определенныхполитикойиправиламиэтогооргана. Доступнедолженбытьобусловленразмеромзаявителя-ООСиличленствомвкакой-либоассоциацииилигруппе. АккредитациянедолжназависетьотчислаужеаккредитованныхООС.
4.3.4 Весьперсоналорганапоаккредитацииикомитеты, которыемоглибыповлиятьнапроцесс аккредитации, должныдействоватьобъективноидолжныбытьсвободнымиотлюбогокоммерческого, финансовогоилидругихоказываемыхдавлений, которыемоглибынарушитьбеспристрастность.
4.3.5 Органпоаккредитациидолженобеспечитьпринятиекаждогорешенияпоаккредитациикомпетентнымлицом (лицами) иликомитетом (комитетами), отличнымиотосуществлявшихоценку.
4.3.6 Органпоаккредитациинедолженпредлагатькакую-либоуслугу, котораявлияетнаегобеспристрастность, например:
a) теуслугипооценкесоответствия, которыепредоставляетООС, или
b) консультирование.
Деятельностьорганапоаккредитациинельзяпредставлятькаксвязаннуюсдачейконсультаций. Неследуетсообщатьилиподразумеватьничего, чтомоглобыпредполагатьболеепростую, легкую, быструюименеедорогуюаккредитацию, есливэтотпроцессвовлеченопределенныйчеловекилипроведеноконсультирование.
4.3.7 Органпоаккредитациидолженпринятьвсемерыдлятого, чтобыдеятельностьродственных организацийнекомпрометировалаконфиденциальность, объективностьибеспристрастностьего аккредитаций. Родственнаяорганизацияможет, однако, предложитьконсультацииилипредоставитьте услугипооценкесоответствия, которыеданныйорганпоаккредитацииаккредитует, приусловии, что родственнаяорганизация (поотношениюкорганупоаккредитации) имеет:
a) другоевысшееруководстводлядеятельности, изложеннойв 4.2.5;
b) другойперсонал, чемвовлеченныйвпроцессыпринятиярешенийпоаккредитации;
c) отсутствиевозможностивлияниянавыходныеданныеоценкиприаккредитациии
d) совершеннодругоенаименование, логотипыисимволы.
Органпоаккредитацииприучастиизаинтересованныхсторон, какизложенов 4.3.2, долженвыявлять, анализироватьиподтверждатьдокументальноотношениясродственнымиорганизациями, чтобы определитьпотенциальныйконфликтинтересовнезависимооттого, возникаетлионвсамоморганепо аккредитацииилииз-задеятельностисвязанныхсниморганизаций. Есликонфликтинтересовидентифицирован, тодолжныбытьпринятысоответствующеемеры.
Примечание 1 -Родственнойорганизациейявляетсяюридическоелицо, котороесвязаносорганом поаккредитацииобщейсобственностьюиликонтрактнымидоговоренностями, какуказанов 4.1.
Примечание 2 -Отдельнуючастьправительства, внеправительственногоорганапоаккредитациисогласно 4.1, считаютродственнойорганизацией.
4.4 Конфиденциальность
Органпоаккредитациидолжениметьадекватныедоговоренностипосохранениюконфиденциальностиинформации, полученнойвпроцессеегодеятельностипоаккредитациинавсехуровнях, включая комитеты, внешниеорганизациииотдельныхлюдей, действующихотегоимени. Органпоаккредитации недолженраскрыватьконфиденциальнуюинформациюоконкретномООСзапределамисамогооргана безписьменногоразрешенияэтогоООС, кромеслучаев, когдазаконтребует, чтобытакаяинформация сталаоткрытойбезкакого-либосогласия.
4.5 Обязательства и финансирование
4.5.1 Органпоаккредитациидолженпредусмотретьмерыпообеспечениюответственности, являющейсярезультатомегодеятельности.
4.5.2 Органпоаккредитациидолжениметьфинансовыересурсы, показанныевведомостяхи/или документах, необходимыедляуправлениясвоейдеятельностью. Органпоаккредитациидолжениметь описаниеисточника(ов) дохода.
4.6 Деятельность по аккредитации
4.6.1 Органпоаккредитациидолженчеткоописатьсвоюдеятельностьпоаккредитации, ссылаясь насоответствующиестандарты, руководстваилидругиенормативныедокументы.
4.6.2 Органпоаккредитацииможетприниматьдокументы, определяющиеегодеятельность, и/илиучаствоватьвихразработке. Органпоаккредитациидолженудостоверитьсявтом, чтотакиедокументыбылиразработаныкомитетамиилиспециалистами, обладающиминеобходимойкомпетентностью, авсоответствующихслучаяхсучастиемзаинтересованныхсторон. Придоступности международныхдокументовследуетвоспользоватьсяими.
4.6.3 Органпоаккредитациидолженразработатьпроцедурыдлярасширениясвоейдеятельностииреагированиянапотребностизаинтересованныхсторон. Возможнымиэлементамидлявключенияв этипроцедурымогутбытьследующие:
а) анализсвоейтекущейкомпетентности, готовностикрасширению, ресурсыит.д. длядеятельностивновойобласти;
b) оценкаиприменениеэкспертизотдругихвнешнихисточников;
с) оцениваниепотребностивприменениидокументов, определяющихдеятельностьорганапо аккредитации;
d) первоначальныйподбориобучениеэкспертовпоаккредитации;
е) обучениештатныхработниковорганапоаккредитациивновойобласти.
5 Менеджмент
5.1 Общие положения
5.1.1 Органпоаккредитациидолженразработать, внедритьиподдерживатьсистемуменеджмента, атакженепрерывноповышатьееэффективностьвсоответствиистребованияминастоящегостандарта. Требованияксистемеменеджмента, которыеучитываютособуюспецификуоргановпо аккредитации, определеныв 5.2-5.9.
5.1.2 Еслинастоящийстандарттребует, чтобыорганпоаккредитацииимелилиустановилпроцедуры, этоозначает, чтоданныепроцедурыдолжныбытьдокументированы, внедреныиподдерживаться врабочемсостоянии, авихосноведолжналежатьсоответствующаясформулированнаяполитика.
5.2 Система менеджмента
5.2.1 Высшееруководствоорганапоаккредитациидолжноопределитьидокументальноподтвердитьполитикуизадачи, включаяполитикувобластикачества, длясвоейдеятельности. Онодолжно представитьдоказательствасвоегообязательствавотношениикачестваисоответствиятребованиям настоящегостандарта. Руководстводолжнообеспечитьэффективныйучетпотребностейзаинтересованныхсторон, атакжеудостовериться, чтополитикаявляетсяпонятной, реализуетсяиподдерживаетсянавсехуровняхорганапоаккредитации. Руководствуследуетставитьизмеримыеисогласуемыес политикойорганапоаккредитациицели.
Примечание-Органыпоаккредитации, подписавшиесоглашениеовзаимномпризнании, могутссылатьсявсвоейполитикенаобязательствапоэтомусоглашению.
5.2.2 Органпоаккредитациидолжениметьсистемуменеджмента, соответствующуютипу, областииобъемувыполняемойработы. Всеприменяемыетребованиянастоящегостандартадолжныбыть указаныисоблюденывруководствеилисоответствующихдокументах. Органпоаккредитациидолжен обеспечитьдоступсвоегоперсоналакинструкциямисоответствующимдокументам, атакжеэффективноевыполнениепроцедурсистемыменеджмента.
5.2.3 Высшееруководствоорганапоаккредитациидолжноназначитьодногоизчленовруководства, который, независимоотдругихобязанностей, долженнестиответственностьииметьполномочияс целью:
a) обеспечитьразработкупроцедур, необходимыхдляфункционированиясистемыменеджмента, и
b) докладыватьвысшемуруководствуофункционированиисистемыменеджментаилюбойнеобходимостиееулучшения.
5.3 Управление документацией
Органпоаккредитациидолженустановитьпроцедурыуправлениявсемидокументами (внутреннимиивнешними), которыеимеютотношениекегодеятельностипоаккредитации. Указанныепроцедуры должныопределятьпорядок, позволяющий:
a) утверждатьдокументнаадекватностьдоегоиспользования;
b) пересматривать, принеобходимостиактуализироватьипереутверждатьдокументы;
c) обеспечиватьидентификациюизмененийитекущегостатусадокументов;
d) обеспечиватьдоступностьсоответствующихверсийприменяемых документовперсоналу, подрядчикам, экспертампоаккредитацииитехническимэкспертаморганапоаккредитации, атакжеООСвместахиспользования;
e) обеспечиватьсохранностьдокументоввразборчивомилегкораспознаваемомвиде;
f) предотвращатьнепреднамеренноеиспользованиеустаревшихдокументовиидентифицироватьихсоответствующимобразом, еслидокументысохраняютсядлякакой-либоцели, и
g) обеспечивать, гдеэтонеобходимо, конфиденциальностьдокументов.
5.4 Записи
5.4.1 Органпоаккредитациидолженразработатьпроцедурыдляидентификации, сбора, индексации, доступа, веденияфайлов, хранения, техническогообеспеченияиуничтожениясвоихрегистрационныхданных.
5.4.2 Органпоаккредитациидолженразработатьпроцедурыпосохранениюдокументовнапериод, соответствующийегообязательствампоконтрактамиправовымнормам. Доступкэтимрегистрационнымданнымдолженбытьсовместимымсмерамиобеспеченияконфиденциальности.
5.5 Несоответствия и корректирующие действия
Органпоаккредитациидолженустановитьпроцедуруидентификациииуправлениянесоответствиямивсвоихсобственныхоперациях. Органпоаккредитациидолжентакжевнеобходимыхслучаях приниматьмерыпоустранениюпричиннесоответствийдляпредотвращенияихповторения. Корректирующиедействиядолжнысоответствоватьстепенивлияниявстречающихсяпроблем. Процедурадолжнаохватыватьследующее:
a) идентификациюнесоответствий (например, прирассмотрениижалоб [претензий] ирезультатоввнутреннегоаудита);
b) установлениепричиннесоответствий;
c) устранениенесоответствий;
d) оцениваниенеобходимостидействийдляобеспеченияусловий, исключающихповторение выявленныхнесоответствий;
e) определениенеобходимыхдействийиихсвоевременноеприменение;
f) регистрациюрезультатовпредпринятыхдействий;
g) анализэффективностикорректирующихдействий.
5.6 Предупреждающие действия
Органпоаккредитациидолженустанавливатьпроцедурыидентификациивозможностейулучшенияипредприниматьпредупреждающиедействиядляисключенияпричинпотенциальныхнесоответствий. Предпринятыепредупреждающиедействиядолжнысоответствоватьстепенивлияния потенциальныхпроблем. Процедурапредупреждающихдействийдолжнаопределятьтребованияк следующему:
a) идентификациипотенциальныхнесоответствийиихпричин;
b) установлениюиприменениюнеобходимыхпредупреждающихдействий;
c) регистрациирезультатовпредпринятыхпредупреждающихдействий;
d) анализуэффективностивыполненныхкорректирующихдействий.
5.7 Внутренний аудит
5.7.1 Органпоаккредитациидолженразработатьпроцедурыпроведениявнутреннихаудитовс цельюпродемонстрировать, чтоэтиаудитысоответствуюттребованиямнастоящегостандартаисистемаменеджментаприменяетсяиподдерживается.
Примечание-Руководящиеуказаниядляпроведениявнутреннихаудитовсодержатсяв ИСО 19011 [3].
5.7.2 Какправило, внутренниеаудитыследуетпроводитьнережеодногоразавгод. Периодичностьвнутреннихаудитовможетбытьуменьшена, еслиорганпоаккредитацииспособенпродемонстрироватьэффективноеприменениесвоейсистемыменеджментавсоответствииснастоящимстандартом ипровереннуюнапрактикестабильность. Программааудитадолжнабытьзапланированасучетомважностипроцессовиобластей, подлежащихпроверке, атакжерезультатовпредыдущихпроверок.
5.7.3 Органпоаккредитациидолженобеспечитьследующее:
a) проведениевнутреннихаудитовквалифицированнымперсоналом, знающимвопросыаккредитации, процедурыаудитаитребованиянастоящегостандарта;
b) проведениевнутреннихаудитовперсоналом, несвязаннымсдеятельностью, подлежащей проверке;
c) информированиеперсонала, отвечающегозасостояниеделвпроверяемойобласти, орезультатахпроведенногоаудита;
d) выполнениевсехдействийсвоевременноинадолжномуровне;
e) выявлениелюбыхвозможностейдляулучшения.
5.8 Анализ со стороны руководства
5.8.1 Высшееруководствоорганапоаккредитациидолжноразработатьпроцедурыанализасвоей системыменеджментачереззапланированныеинтервалывремени, чтобыобеспечитьеенепрерывную адекватностьиэффективностьдляудовлетворенияпредъявляемыхтребований, включаятребования настоящегостандарта, соответствиезаявленнойполитикеирешениепоставленныхзадач. Обычно такиеанализыследуетпроводитьнережеодногоразавгод.
5.8.2 Входныеданныедляанализасостороныруководствадолжнывключатьвсебя, придоступности, сведенияотекущемфункционированииивозможностиулучшениявотношенииследующего:
a) результатоваудитов;
b) результатовравноправнойоценкивподходящихслучаях;
c) участиявмеждународнойдеятельностивподходящихслучаях;
d) обратнойреакцииотзаинтересованныхсторон;
e) новыхобластейаккредитации;
f) тенденцийвпоявлениинесоответствий;
g) статусапредупреждающихикорректирующихдействий;
h) действийпослеранеепроведенногоанализасостороныруководства;
i) выполнениязадач;
j) изменений, которыемоглибывлиятьнасистемуменеджмента;
к) апелляций;
l) рассмотренияжалоб [претензий].
5.8.3 Выходныеданныеанализасостороныруководствадолжнывключатьвсебядействия, имеющиеотношениекследующему:
a) улучшениюсистемыменеджментаиеепроцессов;
b) улучшениюобслуживанияипроцессааккредитациисогласносоответствующимстандартами ожиданиямзаинтересованныхсторон;
c) потребностямвресурсахи
d) определениюилипересмотруполитики, целейизадач.
5.9 Жалобы [претензии]
Органпоаккредитациидолженразработатьпроцедурурассмотренияжалоб [претензий]. Дляэтого необходимо:
a) принятьрешениеобобоснованностижалобы [претензии];
b) там, гдеэтовозможно, обеспечить, чтобыжалобой [претензией], касающейсяаккредитованногоООС, первоначальнозанималсясамООС;
c) приниматьсоответствующиемерыиоцениватьихэффективность;
d) регистрироватьвсежалобы [претензии] ипредпринятыепонимдействия;
e) реагироватьнажалобу [претензию].
6 Людские ресурсы
6.1 Персонал, связанный с органом по аккредитации
6.1.1 Органпоаккредитациидолженрасполагатьдостаточнымчисломкомпетентныхсотрудников (всамоморгане, заегопределами, временныйилипостоянный, наполныйилинеполныйрабочий день), имеющихобразование, подготовку, техническиезнания, навыкииопыт, соответствующиетипу, областииобъемувыполняемойработы.
6.1.2 Органпоаккредитациидолжениметьдоступкдостаточномучислуэкспертовпоаккредитации, включаяведущихэкспертовпоаккредитации, итехническихэкспертов, чтобыохватитьвсесферы своейдеятельности.
6.1.3 Органпоаккредитациидолженяснообъяснитьвсемуперсоналу, имеющемуотношениек аккредитации, степеньипределыихобязанностей, ответственностииполномочий.
6.1.4 Органпоаккредитациидолжентребоватьотвсегоперсоналаофициальнойподписиилиее эквивалентазавзятоенасебяобязательствособлюдатьправила, определенныеорганомпоаккредитации. Этообязательстводолжноприниматьвовниманиевопросы, касающиесяконфиденциальностии независимостиоткоммерческихидругихинтересов, илюбуюсуществующуюилипрошлуюсвязьсООС, оценкукоторогопредполагаетсяпроводить.
6.2 Персонал, вовлеченный в процесс аккредитации
6.2.1 Органпоаккредитациидолженустановитьдлякаждойдеятельности, связаннойс процессом аккредитации, следующее:
а) требуемыеквалификацию, опытикомпетентностьисполнителяи
b) требуемуюисходнуюипоследующуюподготовку.
6.2.2 Органпоаккредитациидолженразработатьпроцедурыподбора, обученияиофициального утвержденияэкспертовпоаккредитацииитехническихэкспертов, участвующихвпроцессеаккредитации.
6.2.3 Органпоаккредитациидолженидентифицироватьспецифическиеобласти, вкоторыхкаждыйэкспертпоаккредитацииитехническийэкспертпродемонстрировалсвоюкомпетентность.
6.2.4 Органпоаккредитациидолженудостовериться, чтоэкспертыпоаккредитации, авуместных случаяхтехническиеэксперты:
a) знакомыспроцедурами, критериямиаккредитацииидругимиуместнымитребованиями;
b) получилиподготовку, необходимуюэкспертупоаккредитации;
c) имеютвсесторонниезнаниясоответствующихпроцедуроценки;
d) способныэффективнообмениватьсяинформацией, письменноилиустно, натребуемыхязыкахи
e) обладаютсоответствующимиличнымикачествами.
Примечание-РекомендацииотносительноличныхкачествможнонайтивИСО 19011 [3].
6.3 Мониторинг
6.3.1 Органпоаккредитациидолженобеспечитьудовлетворительноефункционированиепроцессапринятиярешенияпооценкеиаккредитациипутемразработкипроцедурмониторингадеятельностии компетентностивовлеченногоперсонала. Вчастности, органпоаккредитациидолженанализировать функционированиеикомпетентностьсвоегоперсоналадлятого, чтобыопределитьпотребности обучения.
6.3.2 Органпоаккредитациидолженосуществлятьмониторинг (путемнаблюдениязарабочими местамиилииспользованиядругихспособов, например, проверкиотчетовпооценке, обратнойсвязиот ООСивзаимноготекущегоконтроляэкспертовпоаккредитации), чтобыквалифицироватьработуэкспертовпоаккредитацииирекомендоватьподходящиепоследующиедействияпоулучшениюработы. Работукаждогоэкспертапоаккредитацииследуетнаблюдатьнарабочемместерегулярно, обычнокаждыетригода, заисключениемочевидногоподтверждающегодоказательстваегокомпетентности.
6.4 Записи по персоналу
6.4.1 Органпоаккредитациидолженвестизаписиоквалификации, обучении, опытеикомпетентностикаждогоспециалиста, причастногокпроцессуаккредитации. Записиобобучении, опытеимониторингеследуетпостояннообновлять.
6.4.2 Органпоаккредитациидолженподдерживатьобновленныезаписи, относящиесякэкспертампоаккредитацииитехническимэкспертам, содержащие, поменьшеймере, следующее:
a) имя, фамилиюиадрес;
b) занимаемуюдолжность, адлявнешнихэкспертовпоаккредитацииитехническихэкспертов должность, занимаемуюворганизациях, гдеониработают;
c) квалификациипообразованиюипрофессиональныйстатус;
d) опытработы;
e) обучениевсистемеменеджмента, деятельностьпооценкесоответствия;
f) компетентностьдляспециальныхзадачоценки;
g) опытвобластиоценкиООСирезультатырегулярногомониторингаработы.
7 Процесс аккредитации
7.1 Критерии аккредитации и информация
7.1.1 ОбщимикритериямидляаккредитацииООСдолжныбытькритерии, установленныевсоответствующихнормативныхдокументах, напримерстандартахируководствахпоработеООС.
7.1.2 Органпоаккредитациидолженобеспечитьдоступностьдляобщественностииобновление черезадекватныеинтервалывремениследующейинформации:
a) подробнойинформацииосвоемпроцессеоценкииаккредитации, включаясоглашенияпо выдачеисохранениюаккредитации, расширениюилисокращениюобластиаккредитации, приостановкеиотменедействияаккредитации;
b) документа (илиссылкинадокумент), содержащеготребованиякаккредитации, включаятехническиетребования, специфическиедлякаждойобластиаккредитации, втехслучаях, когдаэто применимо;
c) общейинформацииоплатежах, имеющихотношениекаккредитации;
d) описанияправиобязательствООС;
e) информацииобаккредитованныхООСсогласноуказаннойв 8.2.1;
f) информацииопроцедурахрегистрацииирассмотренияжалоб [претензий] иапелляций;
g) информацииополномочиях, которымиобладаетаккредитация;
h) описаниясвоихправиобязанностей;
i) общейинформацииосредствах, спомощьюкоторыхорганпоаккредитацииполучаетфинансовуюподдержку;
j) информацииосвоейдеятельностиизаявленныхограничениях, впределахкоторыхработает органпоаккредитации;
к) информацииородственныхорганизацияхвсоответствиистребованиями 4.3.7, еслиониприменимы.
7.2 Заявка на аккредитацию
7.2.1 Органпоаккредитациидолженпотребоватьотнадлежащимобразомуполномоченного представителяООС-кандидатанааккредитациюподачуофициальнойзаявки, содержащейследующее:
a) общуюхарактеристикуООС, включаякорпоративнуюорганизацию, наименование, адрес, официальныйстатус, людскиеитехническиересурсы;
b) общуюинформацию, касающуюсяООС, напримеробластьдеятельности, взаимоотношения внутрикорпоративнойорганизации (приналичиитаковой) иадресавсехфизическихмест, которыедолжныбытьохваченыобластьюаккредитации;
c) четкоопределеннуюзаявленнуюобластьаккредитации;
d) согласиевыполнятьтребования, установленныедляаккредитованнойорганизации, идругие обязательстваООСвсоответствиис 8.1.
7.2.2 ОрганпоаккредитациидолженпотребоватьотООС-кандидатанааккредитациюпредоставить, поменьшеймере, следующуюинформацию, необходимуюдляаккредитации, доначалапроцессаоценки:
a) описаниеуслугпооценкесоответствия, которыепредоставляетООС, ипереченьстандартов, методовилипроцедур, вотношениикоторыхООСзапрашиваетаккредитацию, включаяпределыспособностивтехслучаях, когдаэтоприменимо;
b) копию (набумагеиливэлектронномвиде) РуководствапокачествуООСисоответствующие документыиотчеты, напримеринформациюобучастиивпроверкахквалификациисогласно 7.15 вслучае, когдаэтоприменимо.
7.2.3 Органпоаккредитациидолженанализироватьнаадекватностьинформацию, предоставляемуюорганомпооценкесоответствия.
7.3 Анализ ресурсов
7.3.1 Органпоаккредитацииобязананализироватьсвоюспособностьпроводитьоценку ООС-кандидатанааккредитациюнаосновесвоейполитики, компетенциииналичияподходящихэкспертовпоаккредитацииитехническихэкспертов.
7.3.2 Анализдолжентакжевключатьвсебяпроверкуспособностиорганапоаккредитациипроводитьпервичнуюоценкувобусловленноевремя.
7.4 Оценка по субподрядам
7.4.1 Какправило, органпоаккредитациидолженпроводитьоценку, накоторойосновываетсяпринятиерешенияобаккредитации. Органпоаккредитациинедолженпередаватьпроцесспринятиярешенийсубподрядчику. Еслиорганпоаккредитациизаключаетконтрактссубподрядчикомнапроведение работ, тоондолжениметьполитику, предусматривающуювозможностьзаключениясубподряда. Должнобытьподготовленоправильнодокументированноесоглашение, охватывающеедоговоренности, включаявопросыконфиденциальностииконфликтаинтересов.
Примечание-Заключениеконтрактовспривлекаемымиэкспертамипоаккредитацииитехническими экспертаминеследуетрассматриватькаксубподряд.
7.4.2 Органпоаккредитациидолжен:
a) братьнасебяполнуюответственностьзавсеоценкипосубподрядамидолженбытьсамкомпетентнымвпринятиирешений;
b) нестисвоюответственностьзавыдачу, сохранение, приостановкуилиотменудействияаккредитации, расширениеилисокращениеобластиаккредитации;
c) обеспечитьвыполнениеусловияотом, чтоорган, которомувыдансубподряднаоценку, ипривлеченныйимперсонал, являютсякомпетентнымиисоответствуюттребованиямнастоящего стандарта, любымположениямируководящимуказанияморганапоаккредитации, выдающего субподряды;
d) получитьписьменноесогласиеООСнапроведениеработконкретнымсубподрядчиком.
7.4.3 Органпоаккредитациидолженсоставитьпереченьорганизаций-субподрядчиков, скоторымионвзаимодействует, атакжерасполагатьсредствамидляоцениванияитекущегоконтроляихкомпетентностиирегистрациирезультатов.
7.5 Подготовка к оценке
7.5.1 ПередначальнойоценкойвозможнопосогласованиюсООСпредварительноепосещение. РезультатомэтогопосещенияможетбытьидентификациянедостатковвсистемеООС-кандидатана аккредитациюилиегокомпетентности. Органпоаккредитациидолженустановитьчеткиеправилаидолженпроявлятьнеобходимуюосторожность, чтобынедопуститьконсультированиявовремятакой деятельности.
7.5.2 Органпоаккредитациидолженофициальноназначитьэкспертнуюгруппу, состоящуюиз ведущегоэкспертапоаккредитацииидостаточногочислаэкспертовпоаккредитациии/илитехнических экспертоввкаждойспецифическойобласти. Приподбореэкспертнойгруппыорганпоаккредитациидолженобеспечитьрассмотрениекаждойназначаемойкандидатуры. Вчастности, этагруппавцелом должнаиметь:
a) подходящиезнаниявзаявленнойобластиаккредитации;
b) квалификацию, достаточнуюдлятого, чтобыдатьнадежнуюоценкукомпетентностиООСпри работевпределахобластиаккредитации.
7.5.3 Органпоаккредитациидолженобеспечитьбеспристрастнуюинепредвзятуюработучленов экспертнойгруппы. Вчастности, членыэкспертнойгруппы:
a) недолжныконсультироватьООС, чтоможетподорватьдовериекпроцессуаккредитацииипринятиюрешения, и
b) всоответствиисположениями 6.1.4 дооценкидолжныпроинформироватьорганпоаккредитацииолюбойсуществовавшей, существующейилипредполагаемойсвязииликонкурирующей позициимеждунимиилиихорганизациейиООС, подлежащимоценке.
7.5.4 ОрганпоаккредитациидолжензаранеесообщитьООСфамилиичленовэкспертнойгруппы инаименованиеорганизации, вкоторойониработают, чтобыООСмогвозразитьпротивназначенияконкретногоэксперта. Органпоаккредитациидолжениметьсвоюполитикудляподобныхситуаций.
7.5.5 Органпоаккредитациидолженчеткосформулироватьзаданиеэкспертнойгруппе. Задача экспертнойгруппы-проанализироватьдокументы, полученныеотООС, ипровестиоценкунаместе.
7.5.6 Органпоаккредитациидолженразработатьпроцедурыотбораобразцов (вподходящихслучаях), еслиобластьаккредитацииООСвключаетвсебянаборспециальныхуслугпооценкесоответствия. Всоответствиисэтимпорядкомдействийэкспертнойгруппедолжнабытьпредоставлена возможностьнаблюдатьзаиспытаниямипредставительногочислаобразцов, чтобыправильнооценить компетентностьООС.
7.5.7 Припервичнойоценкевдополнениекпосещениюосновного (главного) офисадолжныбыть предусмотренывизитывовседругиеместарасположенияООС, вкоторыхосуществляетсяхотябыодин изключевыхвидовдеятельности, входящихвобластьаккредитации.
Примечание-Ключевымивидамидеятельностиявляютсяформулированиеполитики, разработка процессови/илипроцедури, возможно, анализконтрактов, планированиеработпооценкесоответствия, анализсо стороныруководства, утверждениеипринятиерешенийпорезультатамоценкисоответствия.
7.5.8 Приинспекционномконтролеиповторнойаккредитациивслучае, когдаООСосуществляет деятельностьнаразныхтерриториях, органпоаккредитациидолженподготовитьпроцедурывыбора местпроведенияоценки. ВсеместарасположенияООС, вкоторыхосуществляютсяключевыевидыдеятельности, должныбытьподвергнутыоценкевопределенныесроки.
7.5.9 ОрганпоаккредитациидолженсогласоватьвместесООСиназначеннойэкспертнойгруппой датуипрограммуоценки. Однаконаорганепоаккредитациилежитответственностьзарассмотрение даты, котораяустановленавсоответствииспланоминспекционногоконтроляиповторнойаккредитации.
7.5.10 Органпоаккредитациидолженобеспечитьполучениеэкспертнойгруппойсоответствующихдокументов, имеющихотношениекООС, втомчислепредыдущихотчетовпооценкам.
7.6 Экспертиза документов и записей
7.6.1 Экспертнаягруппадолжнаанализироватьсоответствующиедокументыизаписи (проводить экспертизу), представленныеООС (согласнотребованиям 7.2.1 и 7.2.2) дляоценкиегосистемы (подокументам) насоответствиеопределеннымстандартамидругимтребованиямаккредитации.
7.6.2 Органпоаккредитацииисходяизнесоответствий, выявленныхвовремяэкспертизыдокументовизаписей, можетпринятьрешениенепродолжатьоценкунаместе. Втакихслучаяхнеобходимо письменносообщитьвООСовсехобнаруженныхнесоответствиях.
7.7 Оценка на месте
7.7.1 Экспертнаягруппадолжнаначатьоценкунаместесовступительногосовещания, накотором должныбытьчеткоопределеныцельоценкиикритерииаккредитации, подтвержденыпрограммаи областьоценки.
7.7.2 ЭкспертнаягруппадолжнапроводитьоценкуООСвтехместахрасположенияООС, вкоторыхосуществляютсяключевыевидыдеятельности. Вслучае, когдаэтоуместно, онадолжнаприсутствоватьвкачествесвидетелятакжевдругихместах, гдеработаетООС, сцельюсобратьобъективные доказательстватого, чтоООСявляетсякомпетентнымвзаявленнойобластиаккредитациииудовлетворяеттребованиямсоответствующихстандартовидругимтребованиямкаккредитации.
7.7.3 Экспертнаягруппадолжназасвидетельствоватьфункционированиепредставительного числаштатныхспециалистовООС, чтобыбытьувереннойвкомпетентностиООСвовсейобластиаккредитации.
7.8 Анализ полученных данных и отчет по оценке
7.8.1 Экспертнаягруппадолжнапроанализироватьвсюинформациюиданные, собранныевходе рассмотрениядокументовиотчетовиоценкинарабочихместах. Этотанализдолженбытьдостаточным, чтобыпозволитьэкспертнойгруппеустановитьстепенькомпетентностиисоответствияООСтребованиямаккредитации. ЭкспертнаягруппаможетпредставитьвООСсвоинаблюдениявцелях улучшенияегодеятельности. Однакоконсультированиеприэтомнедопускается.
7.8.2 Еслиэкспертнаягруппанеможетприйтикзаключениюпособраннымданным, ейследует обратитьсяворганпоаккредитациизаразъяснением.
7.8.3 Процедурырегистрацииданныхворганепоаккредитациидолжныобеспечиватьвыполнениеследующихтребований:
а) совещаниеэкспертнойгруппыиООСдолжнобытьпроведенодомоментазавершенияработы пооценкевместерасположенияООС. Наэтомсовещанииэкспертнаягруппадолжнапредставитьписьменныйи/илиустныйдокладоданных, полученныхнаосновеанализа (см. 7.8.1).
ООСдолжнабытьпредоставленавозможностьзадатьвопросыпособраннымданным, включаянесоответствия (приналичиитаковых) иоснования, покоторымприняторешениеонесоответствии;
b) вниманиюООСдолженбытьсразупредставленписьменныйотчетситогамиоценки. Этот отчетдолженсодержатьзамечанияокомпетентностиисоответствии, атакжевыявленные несоответствия (приналичиитаковых), которыедолжныбытьустранены, чтобыудовлетворить требованиямаккредитации;
c) ООСдолжнобытьпредложеновыразитьсвоемнениеотносительносодержанияотчетапо оценкеипредставитьописаниепредпринятыхилипланируемыхспециальныхдействийвтечениеустановленноговременидляустранениявыявленныхнесоответствий.
7.8.4 Органпоаккредитациинедолженсниматьссебяответственностизасодержаниеотчетапо оценке, включаянесоответствия, дажеесливедущийэкспертпоаккредитациинеявляетсяпостоянным сотрудникомэтогоорганапоаккредитации.
7.8.5 ОрганпоаккредитациидолженобеспечитьрассмотрениеответныхмерООС, предпринятых дляустранениянесоответствий, напредметихдостаточностииэффективности. Еслиобнаружится, что ответныемерыООСявляютсянедостаточными, тодолжнабытьзапрошенадополнительнаяинформация. Крометого, можетбытьзапрошенодоказательствоэффективногопримененияпринятыхмерили проведенапоследующаяоценкавцеляхпроверкиэффективностикорректирующихдействий.
7.8.6 Информация, представленнаядляпринятиярешенияобаккредитации, должнавключатьв себя, какминимум, следующее:
a) однозначнуюидентификациюООС;
b) датуоценкинаместе;
c) фамилииэкспертов, участвовавшихвоценке;
d) однозначнуюидентификациювсехместрасположения, гдебылапроведенаоценка;
e) областьаккредитации, подвергнутуюоценке;
f) отчетпооценке;
g) заявлениеобадекватностивнутреннейорганизацииипроцедур, принятыхООСвцеляхобеспечениясвоейкомпетентности, требованиямаккредитации;
h) информациюобустранениинесоответствий;
i) любуюдополнительнуюинформацию, котораяспособствуетподтверждениювыполненияООС требованийаккредитациииегокомпетентности;
j) краткоеописаниерезультатовпроверкиквалификацииилисравненийдругихвидов, проведенныхООС, илюбыемеры, принятыекакследствиеэтихрезультатов;
к) всоответствующихслучаяхрекомендациювотношениивыдачиаккредитации, сокращенияили расширенияобластиаккредитации.
7.9 Принятие решения об аккредитации
7.9.1 Органпоаккредитациизаранее (допринятиярешения) долженудостоверитьсявтом, что информация (см. 7.8.6) являетсяадекватнойдляпринятиярешенияосоответствиитребованиямаккредитации.
7.9.2 Органпоаккредитациидолженбеззадержкипринятьрешениеовыдачеилипродлении аттестатааккредитациинаосновеобработкивсейполученной (см. 7.8.6) идругойуместнойинформации.
7.9.3 Еслиорганпоаккредитациииспользуетрезультатыоценки, ужевыполненнойдругиморганомпоаккредитации, тоондолженбытьуверен, чтодругойорганпоаккредитациидействовалвсоответствиистребованияминастоящегостандарта.
7.9.4 ОрганпоаккредитациидолженвыдатьаттестатаккредитацииаккредитованномуООС. Этот аттестатаккредитациидолженсодержать (повозможностинапервойстранице) следующее:
a) наименованиеилоготипорганапоаккредитации;
b) однозначнуюидентификациюаккредитованногоООС;
c) указаниеместосуществленияодногоиболеевидаосновнойдеятельности, охваченныхаккредитацией;
d) единственныйвсвоемроденомераккредитованногоООС;
e) датувступлениявсилуаккредитацииидатуистечениясрокаеедействия;
f) краткоеуказаниенаобластьаккредитацииилиссылкунанее;
g) заявлениеосоответствиистандарту(ам) илидругимнормативнымдокументам (включаяизданиеилипересмотр), которыебылииспользованыдляоценкиООС, иссылкунаэтидокументы.
7.9.5 Аттестатаккредитациидолжентакжеустанавливатьследующее:
a) дляоргановпосертификации:
1) типсертификации,
2) стандартыилитехническиерегламенты, илидругиеподобныедокументы, покоторымсертифицируютпродукцию, персонал, услугиилисистемуменеджмента,
3) отраслипромышленности (длясистемменеджмента),
4) сертифицируемыевидыпродукции,
5) сертифицируемыекатегорииперсонала;
b) дляинспектирующихорганов:
1) типорганаинспекции (например, какопределеновИСО/МЭК 17020 [4]),
2) областьинспекции, длякоторойвыданааккредитация, и
3) регламенты, стандартыилитехническиеусловия, илидругиеподобныедокументы, содержащиетребования, всоответствиискоторымиосуществляетсяинспекция;
c) длякалибровочныхлабораторий:
1) калибровки1), включаявидыпроводимыхизмерений, диапазоныизмеренийинаилучшие измерительныевозможностиилиэквивалент2);
d) дляиспытательныхлабораторий:
1) испытанияивидывыполняемыхиспытаний, испытуемыематериалыипродукцияииспользуемыеметоды3).
1)Терминунаанглийскомязыке«calibration»вотечественнойтерминологиисоответствуютдватермина: «поверка»и«калибровка». Внастоящемстандартеиспользовантермин«калибровка», носледуетиметьв виду, чтоврядеслучаевонможетбытьзаменентермином«поверка». -Примеч. перев.
2)КонцепциянаилучшейизмерительнойвозможностипересматриваетсядлявключениявМСМ.
3)ВмеждународныхстандартахИСО/МЭК 17025 [6] иИСО 5725-1:1994 понятие«методизмерений»включаетвсебясовокупностьоперацийиправил, выполнениекоторыхобеспечиваетполучениерезультатовсизвестной точностью. Такимобразом, понятие«методизмерений»поИСО/МЭК 17025 [6] адекватнопонятию«методика выполненияизмерений» (МВИ) поГОСТР 8.563-96 (статья 3.1). -Примеч. перев.
7.10 Апелляции
7.10.1 Органпоаккредитациидолженустановитьпорядокдействийдлярассмотренияапелляций ООС.
7.10.2 Органпоаккредитациидолжен:
a) назначатьдлярасследованияапелляциилицоилигруппулиц, которыеявляютсякомпетентнымиинезависимымиотобъектаапелляции;
b) приниматьрешениеобобоснованностиапелляции;
c) сообщатьвООСосвоемокончательномрешении;
d) предприниматьпоследующиедействия, еслитребуется, и
e) вестиучетвсехапелляций, окончательныхрешенийипредпринятыхпоследующихдействий.
7.11 Повторная оценка и инспекционный контроль
7.11.1 Повторнуюоценкупроводятаналогичнопервичной, какизложенов 7.5-7.9, заисключениемтого, чтоучитываютопыт, приобретенныйвходепредшествующихоценок. Инспекционныйконтроль наместеявляетсяменеесложным, чемповторнаяоценка.
7.11.2 Органпоаккредитациидолженустановитьпорядокдействийиразработатьпланыпроведенияпериодическогоинспекционногоконтролянаместе, другихнаблюдательныхдействийиповторной оценкичерездостаточнокороткиеинтервалывремени, чтобыосуществлятьмониторингнепрерывного выполненияаккредитованнымООСтребованийаккредитации.
7.11.3 ОрганпоаккредитациидолженразработатьпланповторнойоценкииинспекционногоконтролякаждогоаккредитованногоООС, позволяющийрегулярнопроводитьвыборочнуюоценкупо областиаккредитации.
Интервалымеждуоценкаминаместахлибоповторно, либовходеинспекциизависятотпровереннойнапрактикестабильности, достигнутойООСвобластипредоставлениясвоихуслуг.
Органыпоаккредитациидолжныосновыватьсянарезультатахлибоповторнойоценки, либокомбинацииповторнойоценкииинспекционногоконтроля, приэтом:
а) еслиполагатьсятольконарезультатыповторнойоценки, тоееследуетпроводитьчерезинтервалынеболеедвухлет;
b) еслиполагатьсянарезультатыповторнойоценкииинспекционногоконтроля, тоорганпоаккредитациидолженпроводитьповторнуюоценкупоменьшеймерекаждые 5 лет. Однакоинтервал в 2 годаприинспекционномконтроленаместахнеследуетпревышать.
Рекомендуетсяпервыйинспекционныйконтрольнаместепроводитьнепозднеечемчерез 12 мес последатыпервичнойаккредитации.
7.11.4 Проведениеинспекционногоконтролянаместепланируютсучетомдругихконтролирующихдействий.
7.11.5 Есливовремяинспекционногоконтроляилиповторнойоценкивыявляютнесоответствия, тоорганпоаккредитациидолженопределитьстрогиесрокиреализациикорректирующихдействий.
7.11.6 Органпоаккредитациидолженподтвердитьнепрерывностьаккредитацииилипринять решениеоновойаккредитацииисходяизрезультатовинспекционногоконтроляиповторнойоценки.
7.11.7 Органпоаккредитацииможетпроводитьвнеочереднуюоценкуприналичиижалоб [претензий] илиизменений (см. 8.1.2) ит.д. ОрганпоаккредитациидолженсообщатьООСотакойвозможности.
7.12 Расширение области аккредитации
ОрганпоаккредитациивответназаявлениеООСорасширенииобластиаккредитациидолжен предпринятьнеобходимыедействия, чтобыустановитьвозможностьвыдачиаттестатасучетомрасширения. Вподходящихслучаяхоценкаипорядокрасширенияобластиаккредитациидолжныбытьтакими, какопределенов 7.5-7.9.
7.13 Приостановка, отмена действия аккредитации или сокращение области аккредитации
7.13.1 Органпоаккредитациидолженустановитьпорядокдействийдлясокращенияобласти аккредитации, приостановкиилиотменыдействияаккредитации.
Примечание-Правила, установленныеорганомпоаккредитации, могутразличатьсявзависимостиот типаоценкисоответствия.
7.13.2 Органпоаккредитациидолженприниматьрешенияоприостановкеи/илиотменедействия аккредитации, еслиаккредитованныйООСсистематическиневыполняеттребованияаккредитацииили непридерживаетсяправилаккредитации.
Примечание-ООСможетнепосредственнопроситьоприостановкеилиотменедействияаккредитации.
7.13.3 Органпоаккредитациидолженприниматьрешенияосокращенииобластиаккредитации ООСпутемисключениятехчастей, покоторымООСсистематическинеудовлетворяеттребованиям аккредитации, втомчислетребованиямкомпетентности.
Примечание-ООСможетнепосредственнопроситьосокращенииобластиаккредитации.
7.14 Записи, касающиеся органа по оценке соответствия
7.14.1 Органпоаккредитациидолженсохранятьзаписи, касающиесяООС, длядемонстрации того, чтотребованияаккредитации, включаятребованиякомпетентности, выполнены.
7.14.2 Органпоаккредитациидолженхранитьзаписи, касающиесяООС, обеспечиваяконфиденциальностьинформации. Записи, касающиесяООС, требуютсоответствующегоуправления, какизложенов 5.4.
7.14.3 Записи, касающиесяООС, должнывключатьвсебя:
а) соответствующуюпереписку;
b) отчетыизаписипооценке;
c) протоколырассмотрениявопросовназаседанияхкомитетовирешенияпоаккредитациии
d) копииаттестатоваккредитации.
7.15 Проверка квалификации лабораторий и сравнения других видов
7.15.1 Органпоаккредитациидолженразработатьпроцедуры, позволяющиеучитыватьвпроцессеоценкиипринятиярешенийрезультатыучастиялабораторийвпрограммахпроверкиквалификации.
7.15.2 Органпоаккредитацииможетсамостоятельноорганизоватьпроверкуквалификацииили другиесравненияилиможетпривлечьорганизацию, которуюсчитаюткомпетентной. Органпоаккредитациидолженвестипереченьпрограммпроверкиквалификацииидругихпрограммсравнений.
Примечание-УказанияповыборуипроведениюпрограммпроверкиквалификацииисоответствующиеопределенияимеютсявруководствахИСО/МЭК 43-1 [7] иИСО/МЭК 43-2 [8].
7.15.3 Органпоаккредитации, гдеэтоявляетсядоступнымиприемлемым, долженобеспечить участиеаккредитованныхимлабораторийвпрограммахпроверкиквалификациииливдругихпрограммахсравнений, атакже, принеобходимости, выполнениеимикорректирующихдействий. Минимальное числопрограммпроверкиичастотаучастиявнихконкретнойлабораториидолжныбытьопределены заинтересованнымисторонамисовместно. Проверкиследуетпроводитьсогласованносработамипо инспекционномуконтролю.
Примечание 1 -Признано, чтосуществуютчастныеобласти, вкоторыхпроверкаквалификациипрактическинецелесообразна.
Примечание 2 -Проверкаквалификацииможетбытьпроведенавходеинспекцийразноготипа (см. 7.15).
8 Ответственность органа по аккредитации и органа по оценке соответствия
8.1 Обязательства органа по оценке соответствия
8.1.1 ОрганпоаккредитациидолжентребоватьотООСподтвержденияследующего:
a) ООСдолженприниматьнасебяобязательствонепрерывновыполнятьтребованияаккредитации, установленныеорганомпоаккредитациивтехобластях, вкоторыхаккредитациязапрашиваетсяиливыдается. Этопредусматриваетсогласиеадаптироватьсякизменениямв требованияхкаккредитациисогласно 8.2.4;
b) позапросуООСдолженпредоставлятьусловия, позволяющиеорганупоаккредитациипроверятьвыполнениетребованийаккредитации. Этоприменимодлявсехмест, гдепредоставляютсяуслугипооценкесоответствия;
c) ООСдолженобеспечитьдоступкинформации, документамиотчетам, необходимымдляоценкиисохраненияаккредитации;
d) ООС, принеобходимости, долженобеспечитьдоступктемдокументам, которыепозволяют оценитьуровеньбеспристрастностиООСинезависимостиотегородственныхорганизаций;
e) ООСдолженорганизоватьосвидетельствованиепредоставляемыхимуслугвслучаезапроса состороныорганапоаккредитации;
f) ООСдолженссылатьсянааккредитациютольковотношениитойобластиаккредитации, на которуюемувыданааккредитация;
g) ООСнедолжениспользоватьсвоюаккредитациютакимобразом, которыйможетнанестивред репутацииорганапоаккредитации;
h) ООСдолженвноситьплату, установленнуюорганомпоаккредитации.
8.1.2 Органпоаккредитациидолжентребовать, чтобыаккредитованныйООСбезпромедления информировалегоозначимыхизменениях, имеющихотношениекаккредитацииООС, егостатусуили деятельности, связанных:
a) сюридическим, коммерческим, имущественнымилиорганизационнымстатусом;
b) сорганизацией, высшимруководствомиключевымиспециалистами;
c) сосновнойполитикой;
d) сресурсамиипомещениями;
e) собластьюаккредитациии
f) сдругимифакторами, которыемогутвлиятьнаспособностьООСвыполнятьтребованияаккредитации.
8.2 Обязательства органа по аккредитации
8.2.1 Органпоаккредитациидолженобеспечиватьдоступкинформацииотекущемстатусеаккредитаций, которыеонвыдалорганампооценкесоответствия. Этаинформациядолжнабытьрегулярно обновляемойидолжнавключатьвсебяследующее:
a) наименованиеиадрескаждогоаккредитованногоООС;
b) датывыдачиаккредитацииидатыистеченияихстрокадействия, еслиэтоприменимо;
c) областиаккредитации, краткои/иливполномобъеме. Еслиинформацияотносительнообласти аккредитациипредставленавкраткомвиде, тодолжнобытьуказано, гдеможноознакомиться сполнойверсией.
8.2.2 ОрганпоаккредитациидолженснабжатьООСинформациейоподходящихпутяхполучения прослеживаемыхрезультатовизмеренийвобластиаккредитацииООС.
8.2.3 Органпоаккредитациидолжен, гдеприменимо, представлятьинформациюомеждународныхсоглашениях, вкоторыхонучаствует.
8.2.4 Органпоаккредитациидолженсвоевременноизвещатьолюбыхизмененияхвсвоихтребованияхкаккредитации. Ондолженучитыватьточкизрения, выраженныезаинтересованнымисторонами допринятиярешенияоформеидатевступлениявдействиеизменений. Послепринятиярешенияоб измененииипубликацииизмененныхтребованийондолженудостовериться, чтокаждыйаккредитованныйООСвнеснеобходимыекорректировки.
8.3 Ссылка на факт аккредитации и использование знака аккредитации
8.3.1 Органпоаккредитациикакобладательзнакааккредитации, которыйпредназначендля использованияаккредитованнымиООС, должениметьполитику, регламентирующуюзащитуиприменениеэтогознака. Знакаккредитациидолжениметь (илисопровождаться) четкуюиндикациютого, длякакойобластидеятельностивыданааккредитация (см. раздел 1). АккредитованномуООСразрешаетсяиспользоватьэтотзнаквсвоихотчетныхматериалахилисертификатах, выданныхврамкахего аккредитации.
8.3.2 Органпоаккредитациидолженприниматьэффективныемерыдлягарантиитого, чтоаккредитованныйООС:
а) полностьюсоответствуеттребованияморганапоаккредитацииприссылкенафактаккредитациивсредствахпередачиинформации, напримервсетиИнтернет, документах, брошюрахи рекламе;
b) используетзнакаккредитациидляпомещенийООС, которыеспециальновключенываккредитацию;
c) неделаеткакого-либозаявления, касающегосяегоаккредитации, котороеорганпоаккредитацииможетсчитатьвводящимвзаблуждениеилинесанкционированнымим;
d) проявляетдолжнуюзаботуотом, чтобыниодинотчетилисертификатилиниоднаизихчастей небылаиспользованадлявведениявзаблуждение;
e) вслучаеприостановкиилиотменыдействияегоаккредитациипрекращаетссылатьсянафакт аккредитацииврекламеи
f) непозволяетиспользоватьсвоюаккредитациюснамерениемсоздатьвидимостьтого, чтопродукция, процессы, системаилииндивидуальноелицополучилиодобрениесостороныоргана поаккредитации.
8.3.3 Органпоаккредитациидолженпредприниматьсоответствующиедействиядляпредотвращениянеправильныхссылокнастатусаккредитациииливводящеговзаблуждениеиспользованиязнакааккредитацииврекламе, каталогахит.д.
Примечание-Соответствующиедействиявключаютвсебятребованиекорректирующихдействий, отменыаккредитации, оглашенияфактанарушенияи, еслинеобходимо, другиезаконныемеры.
Приложение А
(справочное)
Сведения о соответствии национальных стандартов Российской Федерации ссылочным международным стандартам
ТаблицаА.1
Обозначениессылочногомеждународного стандарта | Обозначениеинаименованиесоответствующегонациональногостандарта |
ИСО 9000:2000 | ГОСТРИСО 9000-2001 Системыменеджментакачества. Основныеположенияисловарь |
ИСО/МЭК 17000:2004 | * |
МСМ:1993 | * |
* Соответствующийнациональныйстандартотсутствует. Доегоутверждениярекомендуетсяиспользоватьпереводнарусскийязыкданногомеждународногостандарта. Переводданногомеждународногостандарта находитсявФедеральноминформационномфондетехническихрегламентовистандартов. |
Библиография
[1] ИСО 9001:2000 | Системы менеджмента качества. Требования |
(ISO 9001:2000) | (Quality management systems - Requirements) |
[2] ИСО/МЭК 14024:1999 | Этикетки и декларации экологические. Экологическая маркировка типа I. Принципы и процедуры |
(ISO/IEC 14024:1999) | (Environmental labels and declarations - Type I environmental labeling - Principles and procedures) |
[3] ИСО 19011:2003 | Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента |
(ISO 19011:2002) | (Guidelines for quality and/or environmental management systems auditing) |
[4] ИСО/МЭК 17020:1998 | Общие критерии деятельности различных типов инспекционных органов |
(ISO/IEC 17020:1998) | (General criteria for the operation of various types of bodies performing inspection) |
[5] ИСО/МЭК 17024:2003 | Оценка соответствия. Общие требования к органам, осуществляющим сертификацию персонала |
(ISO/IEC 17024:2003) | (Conformity assessment - General requirements for bodies operating certification of persons) |
[6] ИСО/МЭК 17025:2005 | Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий |
(ISO/IEC 17025:2005) | (General requirements for the competence of testing and calibration laboratories) |
[7] Руководство ИСО/МЭК 43-1:1997 | Проверка компетентности путем межлабораторных сравнительных испытаний. Часть 1. Разработка и использование программ проверок компетентности лабораторий |
(ISO/IEC Guide 43-1:1997) | (Proficiency testing by interlaboratory comparisons - Part 1 : Development and operation of proficiency testing schemes) |
[8] Руководство ИСО/МЭК 43-2:1997 | Проверка компетентности путем межлабораторных сравнительных испытаний. Часть 2. Выбор и использование программ проверки компетентности органами по аккредитации лабораторий |
(ISO/IEC Guide 43-2:1997) | (Proficiency testing by interlaboratory comparisons - Part 2: Selection and use of proficiency testing schemes by laboratory accreditation bodies) |
[9] Руководство ИСО/МЭК 62:1996 | Общие требования к органам, осуществляющим оценку и сертификацию систем качества |
(ISO/IEC Guide 62:1996) | (General requirements for bodies operating assessment and certification/registration of quality systems) |
[10] Руководство ИСО/МЭК 65:1996 | Общие требования к органам по сертификации продукции |
(ISO/IEC Guide 65:1996) | (General requirements for bodies operating product certification systems) |
[11] Руководство ИСО/МЭК 66:1999 | Общие требования к органам, осуществляющим оценку и сертификацию/регистрацию систем экологического менеджмента |
(ISO/IEC Guide 66:1999) | (General requirements for bodies operating assessment and certification/registration of environmental management systems ( |
Ключевыеслова: оценкасоответствия, органыпоаккредитации, органыпооценкесоответствия, аккредитация, инспекционныйконтроль, менеджмент, критерииаккредитации