База ГОСТовallgosts.ru » 03. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ, УПРАВЛЕНИЕ И КАЧЕСТВО. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ. » 03.120. Качество

ГОСТ 24059-88 Техника сельскохозяйственная. Методы эксплуатационно-технологической оценки транспортных средств на этапе испытаний

Обозначение: ГОСТ 24059-88
Наименование: Техника сельскохозяйственная. Методы эксплуатационно-технологической оценки транспортных средств на этапе испытаний
Статус: Действует
Дата введения: 01/01/1989
Дата отмены: -
Заменен на: -
Код ОКС: 03.120.10, 65.060.01
Скачать PDF: ГОСТ 24059-88 Техника сельскохозяйственная. Методы эксплуатационно-технологической оценки транспортных средств на этапе испытаний.pdf
Скачать Word:ГОСТ 24059-88 Техника сельскохозяйственная. Методы эксплуатационно-технологической оценки транспортных средств на этапе испытаний.doc

Текст ГОСТ 24059-88 Техника сельскохозяйственная. Методы эксплуатационно-технологической оценки транспортных средств на этапе испытаний



УДК 631.3.001.4:006.354    Группа Т51

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Техника сельскохозяйственная

МЕТОДЫ

ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ЭТАПЕ

ИСПЫТАНИЙ

Agricultural machinery.

Methods о! operational-technological evaluation of agricultural transport. Stage of testing

ОКП 45 1100, 45 2500, 47 2000

ГОСТ

24059—88

Срок действия с 01.01.89 до 01.01.94

Настоящий стандарт устанавливает методы эксплуатационнотехнологической оценки транспортных средств (грузовые автомобили и автомобили-самосвалы сельскохозяйственного назначения, тракторные прицепы, транспортные средства специального назначения — автокормовозы, автомобили для перевозки яиц и молодняка птицы, загрузчики (заправщики) семян, кормов, удобрений, ядохимикатов и т. п.) (далее — транспортные средства), используемые в сельском хозяйстве.

Обозначения и символы, применяемые в настоящем стандарте, приведены в приложении 1.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Эксплуатационно-технологическую оценку транспортных средств проводят во всех сельскохозяйственных зонах, для которых предназначено средство, с учетом вида груза, способа погрузки-разгрузки, дорожных и метеорологических условий и правил производства механизированных работ.

1.2.    Испытания опытных образцов транспортных средств проводят на всех видах работ в соответствии с требованиями технического задания в типичных и экстремальных условиях по ГОСТ 24055—88.

1.3.    Испытания серийных транспортных средств проводят на основном виде работ на типичном для зоны фоне.

1.4.    Режим работы при испытаниях транспортных средств —по ГОСТ 24055—88.

1.5.    База для сравнений результатов испытаний — по ГОСТ 24055—88.

1.6.    Перечень рекомендуемых средств для проведения функциональных испытаний — по ГОСТ 24055—88.

1.7.    Погрешность измерения эксплуатационно-технологических параметров — по ГОСТ 24055—88.

2. МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ДАННЫХ ИСПЫТАНИИ

2.1.    Данные испытаний получают по ГОСТ 24055—88.

2.2.    При наблюдении за транспортным средством фиксируют следующие данные:

по организации испытаний — дату и место испытаний, вид работы, марку машины, состав агрегата, вспомогательные средства и т. д.;

по условиям испытаний — характеристику дорог и грузов, расстояние перевозки, способы погрузки-разгрузки, вид состояния груза, класс угла склона дороги, метеорологические условия;

по режимам работ — скорость движения с грузом и без груза, высоту буртования и т. д.

При наблюдениях учитывают:

объем выполненной работы в тоннах и тонно-километрах;

время на выполнение операций;

расход топлива;

количество обслуживающего персонала.

2.2.1.    Объем выполненной работы определяют пО ГОСТ 24055—

88.

2.3.    По окончании наблюдений проводят первичную обработку полученных данных.

2.3.1.    Определяют длительность каждого элемента времени, проводят шифровку (индексацию), исключают ошибочные измерения.

2.3.2.    Характеристика элементов времени приведена в приложении 2.

2.3.3.    Определение затрат эксплуатационного времени и суммарных периодов проводят, как указано в табл. 1.

2.4. Обработке с использованием статистических методов в зависимости от типа агрегатов предусмотрено подвергать следующие показатели:

производительность за 1 ч основного и сменного времени;

время на погрузку и разгрузку;

скорость движения по полю с грузом и без груза;

расход топлива за 1 ч основного времени и на единицу объема выполненной работы (для аппаратурного способа получения данных) .

2.4.1. Обработку данных испытаний статистическим методом проводят, как указано в ГОСТ 24055—88.

Таблица 1

Определение затрат эксплуатационного времени

Наименование показателя

Обозначение

показателя

Формула расчета

Удельные затраты времени

Время основной работы

ь

А А А л a Ф Ф ^ Ф Ф

T

-

Вспомогательное время

ь

iJ— ^ ^

l+Tll+T!ji+%hl

w

Время на переезд от агрегата к агрегату

h

И

•ir3 >

Чг «

■Л

Время на переезды на рабочем месте

h

hrhh

, 1/.

Л)

Время на погрузку н разгрузку

hi

h=hh

Утр ^о %= Л

/трО(/тр)

Время на другие вспомогательные операции

h

hi-hh

W

:и=

Irp G (У

Время на ежесменное техническое обслуживание

hu

1

; т "см.н

k

*m

f Ь

ч-

Л

h

Время на периодическое техническое обслуживание

hn

; \ ^см.и

%= T lu

т»

ч-

А

h

ГОСТ 24059-88

Наименование показателя

Обозначение

показателя

Формула расчета

Удельные затраты времени

Время на подготовку н окончание работ

Г|

Л А А

hrhii'hi

h

тзг

А

h

Время перевода в рабочее н транспортное положения

Га

Л Л

hi h Ъ

%r

/тр С(!тр)

Время агрегатирования транспортного средства с энергосредством

hn

1 hi lm~ „ Дм

h

T322~

Л

h

Время на проведение наладки и регулировки

h

л А

7зЗ~тЗЗ ^1

- 1 ” k h

Время на устранение технологических (функциональных) неисправностей

h

- 1 г T«i T<‘

'«г-Цт'Ш'.р-Г'

n 1=1 'lj '1

, h

41

Время на устранение технических неисправностей

и

h

4- T,

Время на отдых

т,

Ы

A

A

T|

ГОСТ 24059-88

Наименование показателя

Обозначение

показателя

Формула расчета

Удельные затраты времени

Время на холостые переезды

г.

А

- 21 !■«=.

А

t_JL

Г‘“Л

ч

Время на ежесменное техническое обслуживание машины, агрегатнруемой с испытываемой

h

л h ^ил

h~ *

е.т,о

л

*

V

А

Г.

Суммарные периоды времени

Л

Оперативное время

Гоп

0п.“ W Гя.+hj~-№,+ ‘у 1

% j= Ц+(

Сменное время

Гем

л rt л Tt.

wm—

A

h

Гаг Г2| Гзц-f Г33+

A A A

•*ч

^см= l+'*:2+T311+'i:32+^33+t41+ +т5+'с6+х71

+ Г5+Г6+Г71

Проверка баланса сменного времени

88-eSWS 1DOJ

А

I

в

8

Примечания:

1, Допускается рассчитывать удельные затраты времени тдпо формуле

при этом Ti| рассчитывают по формуле

2.    Величины, обозначенные знаком Л, рассчитываюттолько для случая определения эксплуатационных показателей за технологические циклы,

3.    Элементы времени, указанные в таблице, приведены в часах. При необходимости элементы времени, используемые в формулах расчета удельных затрат времени, можно приводить в минутах или секундах с введением поправочных коэффициентов.

4. Величину (/тр) - в скобках, в формулах расчета удельных затрат времени учитывают для случая размерности показателя 1Г0 в тонно-километрах за 1 ч, при размерности 1Г0 в тоннах за 1 ч - не учитывают.

5.    Затраты времени Тп по машине, актируемой с испытываемой, берут нормативными, если испытываемая машина не оказывает влияния на изменение этих затрат, в противном случае затраты определяют.

6.    В случае совмещения времени отдыха на транспортных работах со временем погрузки и разгрузки в сменную норму времени включают только 10 мин на личные надобности*

ГОСТ 24069

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ

ПОКАЗАТЕЛЕЙ

3.1. Производительность за 1 ч основного времени W0 и WQ рассчитывают по формулам:

а) за циклорейсы

(1)

при этом W0j рассчитывают по формуле

W0j-

pj

тч ’

б) в остальных случаях

Wo=-

F

__ •

п

При этом Fj и F рассчитывают по формулам: а) в тонно-километрах

Fj—Gj /тру»

(2)

(3)

(4)

б) в тоннах

F=G 1тр*

Fj=Gj>

F=G.

(5)

(6)

(7)

3.2. Производительность за 1 ч сменного Waw. и эксплуатационного W ак времени рассчитывают по формулам:

F

wCM=-

9

✓*ч

(8)

Теи

1

II

£

F

(9)

3.2.1. Объем выполненной работы за нормативную продолжительность смены F рассчитывают по формуле

F—W0T\.

(10)

3.2.2. Допускается производительность за 1 ч сменного ТУСм н эксплуатационного W9k времени рассчитывать по формулам:

W

СМ-

Wo

^см

(11)

Гэк=

Wo

t9K

(12)

3J3. Удельный расход топлива q рассчитывают по ГОСТ 24057—88.

3.4. Для случая определения эксплуатационных показателей за циклорейсы

производительность за 1 ч сменного времени Wc м и расход топлива на единицу объема выполненной работы при аппаратурном способе его получения <f рассчи-тывают по формулам:

W

см-

_1

nJ

»

При этом ТУсм j рассчитывают по формуле

»

при этом qi рассчитывают по формуле

Я^

Qonу“{“Фну

-"-9

^[0nepM^*(y8ll+^j+7a8+f4i+r6+fn)].

П

(13)

(14)

(15)

(16) (17)

В формуле расчета QHy следует уточнять, в зависимости от типа машин,

принадлежность элементов времени холостому ходу машины при переездах и холостой работе двигателя энергосредства._

3.5. Среднюю техническую скорость vTeх рассчитывают по формуле

2^с.г ^б.г ®c.r +v6.r

(18)

3.5.1. Среднюю скорость движения с грузом ос.г и среднюю скорость движения без груза ое.г рассчитывают по формуле

^С.Г^б.г)

3,6

п

(19)

3.5.1.1. Число измерений скоростей о0.г, t>e.r должно соответствовать установленному в ГОСТ 24055—88, но не менее десяти.

3.6. Коэффициент использования номинальной грузоподъемности Кпом рассчитывают по формуле

К

НОМ-

G

@поы

(20)

3.7.    Количество обслуживающего персонала определяют на выполнении ос* новного технологического процесса, а также на вспомогательных операциях, обе* спечивающих работу основного агрегата.

3.8.    Результаты эксплуатационно-технологической оценки оформляют в со* ответствии с приложением 3.

3.9.    Анализ результатов проводят путем сравнения результатов по новой ма* шине с результатами машины-аналога и нормативным значением, указанным в ТЗ.

3.9.1. Оценку различия результатов испытаний проводят с использованием статистического метода, изложенного в ГОСТ 24055—88.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Справочное

ОБОЗНАЧЕНИЯ И СИМВОЛЫ

Индекс / — означает принадлежность у-му циклу-рейсу;

Индекс t—означает принадлежность единичному измерению;

Символ А — означает принадлежность нормативной продолжительности смены или среднему взвешенному в типичном хозяйстве расстоянию;

Символ--означает принадлежность среднему значению;

Wo, Wen, Wэк — производительность за 1 ч времени: основного, сменного, эксплуатационного, т-км/ч, т/ч, соответственно;

/тр, 1тр — среднее расстояние транспортирования груза: фактическое, в типичном хозяйстве зоны, км, соответственно; hi — расстояние переезда от агрегата к агрегату, км;

G — масса перевезенного груза за период наблюдений, т;

^с.г, VQmT, оТех—скорость движения по полю: с грузом, без груза, техническая,

км/ч, соответственно;

Тсм.н — нормативная продолжительность смены, ч;

Ге.т.о, Тто — время периодичности проведения ежесменного и периодического технического обслуживания соответственно, в часах сменного времени;

Км — коэффициент сменности работы транспортного средства; п — количество измерений;

Т\—время основной работы по результатам испытаний на надежность, ч;

Г —

Щ

F

Тсм/ Тэк Я

Qoib Qh

Qnep/ Qx h

Ti

Knon

GHO M

Ti

Pen P ЭК

расстояние переезда от места стоянки к месту работы в типичном хозяйстве зоны, км;

удельные затраты ki-ro элемента времени к присущему ему t-му времени основной работы; количество цикло-рейсов;

объем выполненной работы, га, т, шт., и т. п,; удельные затраты: сменного, эксплуатационного времени соответственно;

удельный расход топлива, кг/га, кг/т, кг/шт. и т. п.; расход топлива за оперативное время и за время нециклически повторяющихся операций, входящих в сменное время, кг, соответственно;

часовой расход топлива при переездах, при холостой работе

двигателя, кг/ч, соответственно;

расстояние переезда в t-м измерении, м;

время прохождения расстояния в t-м измерении, с;

коэффициент использования номинальной грузоподъемности;

номинальная грузоподъемность, т;

время основной работы, ч;

сменное время, ч;

эксплуатационное время, ч.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Рекомендуемое

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ВРЕМЕНИ

Наименование показателя

Обозначение пока-i вателя j

Характеристика

Время основной (полезной)

Ti

Время переезда транспорта с гру

работы

зом от места погрузки к месту разгрузки

Вспомогательное время

Тг

Время на переезд от агрега-

7*21

Время переездов от одного обслу

та к агрегату

живаемого агрегата к другому

Время на переезды на рабо-

Т 22

Холостой (без груза) проезд тран

чем месте

спортного средства от места разгрузки до места погрузки

Время на погрузку и раз-

Т'гз

Время приема (загрузки и разгруз

грузку

ки) материала (груза)

Время на другие вспомога-

7*4

Подъезд под погрузку и разгруз

тельные операции

ку; открытие и закрытие бортов. Взвешивание груза. Очистка кузова

Время на техническое обслуживание, подготовку к работе, наладку и регулировку

т3

Время на техническое обслуживание

Тгх

Время на проведение плановых ме

Время на ежесменное техни

Гзи

ческое обслуживание

роприятий по ежесменному техническому обслуживанию независимо от места и времени проведения (контроль, очистка, смазывание, заправка топливом и маслом, подтягивание резьбовых соединений)

Время на периодическое тех

^312

Время на проведение плановых ме

ническое обслуживание

роприятий по периодическому (сезонному) техническому обслуживанию

Время на подготовку и окон

Г32

Время перевода из транспортного

чание работ

положения в рабочее и обратно, время на навеску и снятие машины

Время перевода в рабочее и

Г 321

Время перевода из транспортного

транспортное положения

положения в рабочее и обратно

Время агрегатирования тран

7*322

Время на навеску и снятие маши

спортного средства с энергосредством

ны

Время для наладки и регу

Т'зз

Время для наладки и регулировки

лировки

в зависимости от изменения условий работы

Время на устранение неисправностей

г4

Время на устранение техно

7*41

Время на отыскание и устранение

логических (функциональных) неисправностей

забиваний, залипаний и т. п.

Продолжение

Наименование показателя

Обозначение пока-еателя

Характеристика

Время на устранение технических неисправностей

Т 42

Время на отыскание и устранение неисправностей (деформаций, поломок и т. п.)

Время на отдых

Ть

Время на отдых обслуживающего персонала, исключая предусмотренные перерывы для приема пищи. Время обязательных перерывов, предусмотренных гигиеной и безопасностью труда

Время на холостые переезды

тв

Время переезда от места стоянки к месту работы

Время простоя машины, аг-регатируемой с испытываемой

т7

*—

Время на ежесменное техническое обслуживание машины, агрегатируемой с испытываемой

Тп

Затраты времени на выполнение операций ежесменного технического обслуживания, предусмотренных инструкцией

Время на периодическое техническое обслуживание и время на устранение функциональных и технических отказов по машине, агрегатируемой с испытываемой

т 12

Затраты времени на выполнение операций периодического (сезонного) технического обслуживания. Затраты времени на устранение неисправностей

Время простоя по причинам, не зависящим от испытываемой машины в течение рабочей смены

Ть

Время простоя из-за неблагоприятных метеорологических условий, из-за неправильной организации труда, по другим причинам

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Рекомендуемое

РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

Значение показателя по видам работ

Испытываемый

Базовый

Наименование показателя

вариант

вариант

Норматив по ТЗ

1

2

3

1

2

3

*

1* Место проведения испытаний

2.    Состав агрегата

3.    Вид работы

4.    Вид и состояние груза

5.    Условия работы:

а)    способ погрузки и разгрузки

б)    класс и состояние дорог

в)    расстояние перевозки груза, км

г)    расстояние переезда без груза, км

д)    расстояние переезда при погрузке (разгрузке), км

е)    расстояние переезда от места стоянки к месту работы, км

6.    Режим работы:

а) скорость движения, км/ч: с грузом без груза техническая

б)

7.    Сроки выполнения работ:

а)    агротехнические

б)    фактические

8.    Эксплуатационные показатели:

производительность за 1 ч времени: а) сменного, т • км/ч т/ч

Продолжение

Наименование показателя

Значение показателя по видам работ

Норматив по ТЗ

Испытываемый

вариант

Базовый

вариант

1

2

3

1

2

3

б)    эксплуатационного

т-км/ч

т/ч

в)    удельный расход топлива;

кг/ (т-км) кг/т

г)    число обслуживающего персонала

9. Показатели качества выполнения технологического процесса *

а)

б)

в)

и

* Определяют в соответствии с нормативно-технической документацией на испытание машин конкретных типов.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1.    РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным агропромышленным комитетом СССР

ИСПОЛНИТЕЛИ

А. И. Стурис, канд. техн. наук; П. И. Лобко; А. П. Сигеев; А. Т. Табашников, канд. техн. наук; Л, И. Смирнова; Г, А. Егоров; В. Н. Долгополов; Н. С. Комышанов; С* А. Волошин; Е. М. Самойленко, канд. эконом, наук; М. Ф. Шатохина; А. К* Братус; К. К. Маслович; И. А. Ярмош; В. А. Трофимов, канд. техн. наук; Р* Г. Шмидт, канд. эконом, наук; Н. М. Демъя-нюк; В. В. Бутузов, канд. эконом, наук; А. Н. Мерцалов; Н. Ю. Мотякина; И. Я. Дьяков, канд. техн. наук; И. А. Кузнецов; В. С. Антошкевич, д-р эконом, наук; В. Б. Басин; П. С. Звягинцев, канд. эконом, наук; В. Ф. Курочкин, канд. техн. наук; В. А. Гоберман, д-р техн. наук; К). В. Бутузов^ канд. техн. наук; Т. Г. Цвик; Б. В. Павлов, канд. техн. наук; Б. Д. Цвик, канд. техн. наук; А. И. Митрофанов; В. Ф. Каминский; А. Е. Шавлохов, канд. техн. наук; А. А. Поповский, канд. техн. наук; М. И. Астафьев, канд. техн. наук; А. Н. Пугачев, канд. с.-х. наук; Н. С. Зинченко, канд. техн. наук; Н. Г. Мойсейченко, канд. эконом, наук; Д. П. Кирьянов, канд. эконом. наук, А. В. Левин; А. Т. Рябоконь; И. Я. Кисис; В. В. Брей, канд. техн. наук; В. А. Ясинецкий; Л. Е. Шрамко, канд. эконом, наук; Э. А. Шульман, канд. эконом, наук; Л. Ф. Кор-маков, канд. эконом, наук; Н. Г. Волкова; И. А. Федосеев, канд. эконом, наук.

2.    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30.03.88 №893

3.    Срок проверки — 1991 г., периодичность проверки — 5 лет.

4.    Взамен ГОСТ 24059—80

5.    ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД> на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 24055—88

1.2, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 2.1, 2.2.1, 2.4.1, 3.5.1.1, 3.9.1

ГОСТ 24057—88

3.3

СОДЕРЖАНИЕ

ГОСТ 24055—88 Техника сельскохозяйственная. Методы эксплуатационнотехнологической оценки. Общие положения ...    1

ГОСТ 24056—88 Техника сельскохозяйственная. Методы эксплуатационнотехнологической оценки машин на этапе проектирования 16

ГОСТ 24057—88 Техника сельскохозяйственная. Методы эксплуатационно-технологической оценки машинных комплексов, специализированных и универсальных машин на этапе испытаний ...........,    .    25

ГОСТ 24059—88 Техника сельскохозяйственная. Методы эксплуатационнотехнологической оценки транспортных средств на этапе испытаний ....    ........33

Редактор Т. С. Шеко Технический редактор В. Н. Прусакова Корректор Я. А. Фейзрахманова

Сдано в набор 06.04.88 Подп. в печ. 04.10.88 3,25 уел. п. л. 3,25 уел. кр.-отт. 2,69 уч.-изд. л. Тир 15 000    Цена 15 коп.

Ордена «Знак Почета» Издательство стандартов, 123840, Москва, ГСП, Новсжреснеиский иеф., 3 Тип. «Московский печатник». Москва, Лялин пер., 6. Зак. 2212