allgosts.ru03. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ, УПРАВЛЕНИЕ И КАЧЕСТВО. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ.03.120. Качество

ГОСТ Р 59915-2021 Премии Правительства Российской Федерации в области качества. Руководство по проведению конкурса

Обозначение:
ГОСТ Р 59915-2021
Наименование:
Премии Правительства Российской Федерации в области качества. Руководство по проведению конкурса
Статус:
Действует
Дата введения:
04.01.2022
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.120.10

Текст ГОСТ Р 59915-2021 Премии Правительства Российской Федерации в области качества. Руководство по проведению конкурса

       

ГОСТ Р 59915-2021

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРЕМИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА

Руководство по проведению конкурса

Russian government quality award. Guide to the contest

ОКС 03.120.10

Дата введения 2022-04-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Российская система качества" (Роскачество)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 702 "Российская система качества"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 декабря N 1746-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ*

________________

* С учетом поправки.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 5, 2022 год, введенная в действие с 22.04.2022

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные процедуры проведения конкурса на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества (далее - конкурс) и устанавливает требования к организациям - участникам конкурса и к предоставляемым ими материалам.

В настоящем стандарте изложен порядок проведения конкурса на соискание премий и критерии их присуждения в соответствии с Положением о премиях [1].

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 1.4 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения

ГОСТ Р 59916 Премии Правительства Российской Федерации в области качества. Модель конкурса и принципы проведения оценки

ГОСТ Р 59917 Премии Правительства Российской Федерации в области качества. Эксперты по оценке организаций - участников конкурса. Требования и порядок подтверждения компетенции

ГОСТ Р ИСО 9000 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р 1.4, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 организация: Юридическое лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также вести самостоятельный баланс или смету и которое зарегистрировано в установленном порядке.

3.2 самооценка: Вид сопоставительного анализа деятельности организации в сравнении с моделью конкурса на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества с целью определения сильных сторон в работе организации и областей, где можно вести улучшение для достижения стабильного развития организации.

3.3 организация - участник конкурса (конкурсант): Организация, соответствующая требованиям, которые предъявляют к конкурсантам, и участвующая в конкурсе по итогам входного контроля представленных к участию в конкурсе материалов.

Примечание - Требования соответствуют требованиям, приведенным в [2].

3.4 входной контроль материалов организации: Проверка поступивших от организаций материалов для участия в конкурсе на предмет полноты их формирования и правильности оформления, в результате которой организации допускаются к участию в конкурсе.

3.5 лауреаты премии: Организации - участники конкурса, набравшие по результатам экспертной оценки максимальное количество баллов и которым распоряжением Правительства Российской Федерации присуждены премии Правительства Российской Федерации в области качества.

(Поправка).

3.6 дипломанты конкурса: Организации, набравшие количество баллов, сопоставимое с показателями лауреатов, но не признанные лауреатами премий.

Примечание - Непризнание установлено в соответствии с [3].

3.7 эксперт по оценке организаций - участников конкурса: Квалифицированный и аттестованный специалист, удовлетворяющий, установленным требованиям, имеющий необходимые компетенции и опыт для объективной оценки материалов, предоставленных участниками конкурса, и для проведения обследования в местах осуществления их деятельности.

Примечание - Квалификация и аттестация специалиста должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 59917.

3.8 отчет о проведении самооценки организации: Предоставляемый конкурсантом отчет о деятельности и достижениях организации, сформированный по итогам проведенной конкурсантом процедуры самооценки деятельности по модели и критериям конкурса.

3.9 обследование организации на месте осуществления деятельности: Осуществляемое экспертными комиссиями подтверждение объективности представленных конкурсантом фактов о деятельности и достижениях организации, отраженных в отчете по проведению самооценки по модели и критериям конкурса.

3.10 экспертное заключение: Документ, содержащий экспертный анализ результатов оценки предоставленных конкурсантом материалов или результатов обследования организации - участника конкурса в местах осуществления деятельности, формируемый экспертной комиссией и служащий основой для заполнения оценочного листа.

Примечание - Форму данного документа устанавливает секретариат Совета на основе ГОСТ Р 59915.

3.11 оценочный лист: Документ, содержащий результаты оценки предоставленных конкурсантом материалов или результаты обследования конкурсанта в местах осуществления деятельности, заполняемый экспертной комиссией с указанием оценки в баллах по критериям конкурса и их составляющим, служащий основой для подведения итогов конкурса.

Примечание - Форму данного документа устанавливает секретариат Совета на основе ГОСТ Р 59915.

4 Основные сведения о конкурсе и общие положения

4.1 Премии Правительства Российской Федерации в области качества учреждены постановлением Правительства Российской Федерации [1].

Признание на уровне Правительства Российской Федерации достижений организации и уровня ее менеджмента, вручение награды Председателем Правительства Российской Федерации вносит ценный вклад в формирование имиджа лидера, создание репутации надежного производителя высококачественных и конкурентоспособных товаров или услуг.

4.2 Премии Правительства Российской Федерации в области качества (далее - премии) присуждаются на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества, обеспечения безопасности и конкурентоспособности продукции и услуг, эффективности систем, процессов и методов менеджмента, в инновационном и устойчивом развитии, а также за достижение лидирующих позиций на национальном и международном уровнях.

Национальная премия в области качества, как и аналогичные ей международные награды, представляет собой эффективную форму стимулирования со стороны государства и общества усилий отечественных организаций по повышению их конкурентоспособности и по достижению успеха на российском и мировом рынках.

4.3 Модель и критерии конкурса на соискание премий Правительства России в области качества гармонизированы с моделью престижной европейской премии EFQM (Европейского фонда менеджмента качества) и являются инструментом целенаправленного инновационного развития и достижения успеха в различных областях деятельности.

4.4 Определение порядка проведения конкурса, экспертной оценки конкурсантов, подготовку предложений по присуждению премий и определению дипломантов конкурса осуществляет Совет по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области качества (далее - Совет), формируемый Министерством промышленности и торговли Российской Федерации [3].

Для обеспечения организационных и технических функций при Совете действует секретариат (далее - секретариат Совета), который осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о секретариате Совета.

Секретариат Совета осуществляет обеспечение текущей деятельности Совета, методическое и информационное обеспечение конкурса, накопление и систематизацию материалов, предоставляемых организациями - участниками конкурса, консультирование указанных организаций по вопросам проведения конкурса, организует проведение экспертизы предоставленных организациями - участниками конкурса материалов и обследование их на местах, осуществляет обмен опытом проведения конкурса с зарубежными организациями по качеству [3], а также проводит обучение экспертов по оценке организаций - участников конкурса, ведет реестр экспертов и организует церемонию награждения лауреатов премии и дипломантов конкурса.

4.5 Премии Правительства Российской Федерации в области качества распределяют по категориям, определяемым численностью работающих в организации. Ежегодно присуждается не более 12 премий, из которых:

- не более трех премий - организациям с численностью работающих не более 250 человек;

- не более трех премий - организациям с численностью работающих от 250 до 1000 человек;

- не более шести премий - организациям с численностью работающих свыше 1000 человек.

Кроме лауреатов премии по итогам конкурса определяют организации, которых за успехи в области качества награждают дипломами Совета (дипломанты конкурса).

4.6 В соответствии с мировой практикой премии Правительства Российской Федерации в области качества не имеют денежной составляющей.

Победители конкурса (организации-лауреаты) получают приз и диплом Правительства Российской Федерации, а также право использовать символику премии в своих рекламных материалах.

Традиционно церемония награждения победителей проходит в Доме Правительства Российской Федерации, награды руководителям организаций-лауреатов вручает Председатель Правительства Российской Федерации или по его поручению один из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, или председатель Совета.

(Поправка).

5 Основные условия участия в конкурсе

5.1 Участие организаций в конкурсе добровольное. На участие в конкурсе могут претендовать организации, осуществляющие производство продукции и/или оказание услуг более трех лет, независимо от их организационно-правовой формы.

Организации, занимающиеся производством вооружений, военной и специальной техники, представляют на конкурс материалы из области качества продукции гражданского назначения [2].

Не могут участвовать в конкурсе организации, в отношении которых в установленном порядке приняты решения об осуществлении процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) [2].

Организации, награжденные дипломом Совета (дипломанты конкурса), могут участвовать в последующих конкурсах на общих основаниях.

Организации, которым присуждена премия (лауреаты премии), имеют право на повторное участие в конкурсе не ранее чем через пять лет с момента присуждения премии.

5.2 Результаты работы организаций в области качества продукции и услуг, отражаемые в представляемых на конкурс материалах, принимают к рассмотрению при условии, что они основаны на итогах года, предстоящего году проведения конкурса [2].

5.3 Участие организаций в конкурсе осуществляет без первоначального взноса. Конкурсант оплачивает расходы, связанные с выездом экспертной комиссии для обследования организации в местах проведения деятельности.

6 Основные этапы проведения конкурса

Основными этапами в течение определенного промежутка времени являются следующие этапы:

а) октябрь-декабрь - публикация в СМИ объявления о проведении конкурса будущего года;

б) октябрь-февраль - подача организациями заявок на участие в конкурсе и предоставление конкурсантами материалов для участия в конкурсе;

в) февраль-март - формирование экспертных комиссий секретариатом Совета;

г) март-май - экспертная оценка материалов, представленных конкурсантами;

д) июнь-сентябрь - обследование конкурсантов в местах осуществления их деятельности;

е) октябрь-ноябрь:

1) подведение итогов конкурса, подготовка предложений по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области качества текущего года,

2) утверждение перечня организаций - участников конкурса для награждения дипломами Совета;

ж) ноябрь-декабрь:

1) публикация распоряжения Правительства Российской Федерации о присуждении премий текущего года в области качества,

2) подготовка и проведение церемоний награждения лауреатов премии и дипломантов конкурса.

Информационное обеспечение и консультационную поддержку организаций и заинтересованных сторон на всех этапах конкурса осуществляет секретариат Совета.

(Поправка).

7 Порядок и сроки подачи заявки для участия в конкурсе

7.1 Организации, принявшие решение об участии в конкурсе на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества, заполняют заявку на сайте секретариата Совета для участия в конкурсе очередного года.

Форма заявки и указания по ее заполнению приведены в приложении А.

Срок подачи заявки на участие в конкурсе очередного года - до 1 марта года проведения конкурса.

При заполнении всех полей заявки организации в автоматическом режиме присваивается регистрационный номер. Организации-заявителю направляют уведомление о приеме заявки.

7.2 После рассмотрения секретариатом Совета данных, изложенных в заявке, организациям-заявителям, соответствующим требованиям к участникам конкурса (раздел 5), направляется уведомление о присвоении им статуса конкурсанта.

При принятии отрицательного решения организации-заявителю направляют извещение о недопущении к участию в конкурсе.

(Поправка).

7.3 По итогам регистрации заявки на участие в конкурсе организации - участники конкурса формируют отчет по проведению самооценки организации по модели и критериям премии и предоставляют его в секретариат Совета в срок до 1 марта года проведения конкурса.

7.4 Секретариат Совета обеспечивает конфиденциальность сведений, предоставленных в заявке на участие в конкурсе.

8 Порядок и сроки представления материалов для участия в конкурсе

8.1 В срок до 1 марта года проведения конкурса организация - участник конкурса представляет в секретариат Совета материалы для участия в конкурсе, включая:

- анкету-декларацию по форме, приведенной в приложении Б (возможна подача в форме электронного документа);

- перечень мест расположения обособленных структурных подразделений (производственных площадок, представительств и т.д.), которые территориально разнесены в пределах одного населенного пункта или находятся в разных регионах (в т.ч. за рубежом) при их наличии в структуре организации (приложение В);

- отчет по проведению самооценки деятельности организации по модели и критериям премии в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению, установленным в разделе 9 (возможна подача в форме электронного документа);

- соглашение о взаимодействии организации - участника конкурса с секретариатом Совета, подписанное со стороны организации.

8.2 Материалы для участия в конкурсе подписывает лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени.

Допускается заверение предоставляемых материалов электронной подписью.

8.3 Ответственность за достоверность сведений, указанных в анкете-декларации, несет лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени и является подписантом предоставленных документов.

Предоставление в анкете-декларации сведений, не соответствующих действительности, может стать основанием для принятия решения об исключении организации из числа участников конкурса текущего года на любом этапе его проведения.

8.4 Секретариат Совета осуществляет входной контроль отчета по проведению самооценки организации. В случае обнаружения несоответствий требованиям раздела 9 отчет организации к оценке не допускается, секретариат Совета направляет отчет на доработку в организацию. После доработки организацией отчет может быть принят секретариатом Совета в пределах указанного в настоящем разделе срока либо отклонен секретариатом Совета для участия в конкурсе текущего года в случае неустранения выявленных несоответствий.

8.5 Секретариат Совета обеспечивает сохранность информации и конфиденциальность материалов, предоставленных конкурсантом.

9 Требования к отчету по проведению самооценки организации

Предоставленные организациями отчеты по проведению самооценки после подведения итогов конкурса текущего года хранятся в секретариате Совета в одном экземпляре.

9.1 Требования к оформлению отчета по проведению самооценки организации

9.1.1 Общий объем отчета, включая титульный лист, оглавление, приложения, рисунки, иллюстрации, фотографии, графики, чертежи, таблицы и т.д., не должен превышать 100 листов.

9.1.2 Все листы отчета формируют и печатают на одной стороне листа белой бумаги формата А4 шрифтом Times New Roman. Применяемый размер шрифта - 12, включая текст на титульном листе. Межстрочный интервал - одинарный. Использование фирменных шрифтов и логотипов организации допускается только на титульном листе (в левом верхнем углу титульного листа) и в левой части верхнего колонтитула страниц документа по усмотрению организации.

Расшифровку специальных сокращений, терминов и символов, а также аббревиатур подразделений организации, используемых в тексте отчета, представляют в приложении к отчету.

Все экземпляры отчета по проведению самооценки организации должны быть утверждены ее высшим должностным лицом.

В случае предоставления отчета на бумажном носителе, листы отчета должны быть сброшюрованы. Применение объемных, тяжелых переплетов, ламинирование, а также помещение каждого листа в полиэтиленовое покрытие не допускаются.

9.1.3 Титульный лист отчета по проведению самооценки организации, предоставляемого на конкурс, оформляют в соответствии с нижеперечисленными требованиями:

- в правом верхнем углу титульного листа указывают номер экземпляра (для экземпляров документа имеющих статус оригинала) - Экз. N 1, N 2;

- ниже располагается гриф утверждения документа, содержащий слово "УТВЕРЖДАЮ" (прописными символами, без применения кавычек), наименования должности лица, утверждающего документ, места для его подписи, инициалов и фамилии, даты утверждения и места для печати;

- в левом верхнем углу допустимо размещать логотип организации;

- в центре страницы с применением полужирного начертания размещают наименование документа, содержащее следующий текст: "ОТЧЕТ по проведению самооценки деятельности (полное наименование организации), предоставляемый на конкурс на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества (год проведения конкурса) года;

- под наименованием документа указывают регистрационный номер заявки в виде: Регистрационный номер: шифр/номер (например, КР12; СР6; МЛ121 - без использования тире или дефиса);

- внизу титульного листа указывают город и год формирования документа.

9.1.4 Оглавление документа должно включать в себя ненумеруемые наименования разделов первого уровня. Нумерация или буквенное обозначение применяют только к приложениям к отчету с дальнейшим приведением наименования приложения.

(Поправка).

9.1.5 Начиная с оглавления документа применяют сквозную нумерацию страниц отчета (титульный лист является первой страницей), которая размещается в правом нижнем углу страницы.

В правой части верхнего колонтитула каждой страницы (за исключением титульного листа) должен быть указан регистрационный номер организации (например, КР12; СР6; МЛ121 - без использования тире или дефиса).

9.2 Требования к содержанию отчета по проведению самооценки организации

9.2.1 Первый раздел отчета должен содержать ключевую информацию о конкурсанте, включающую в себя:

- юридический и фактический адреса организации, включая адреса обособленных производственных площадок или представительств;

- сайт организации в сети Интернет (при наличии);

- сведения о форме собственности организации и дате ее регистрации;

- краткие сведения о руководителе организации;

- информацию о численности работающих, включая детализацию по производственным площадкам и представительствам, если они территориально разнесены в пределах одного населенного пункта или находятся в разных регионах;

- краткое описание основных видов продукции (услуг);

- характеристика основных потребителей продукции (услуг);

- категории основных рынков;

- информацию об основных этапах организационного развития, включая краткое описание вызовов и побудительных причин для изменений;

- основные требования к качеству продукции (услуг), включая обязательные требования в соответствии с законодательством Российской Федерации и основные принципы, применяемые организацией для обеспечения соответствия требованиям;

- прочие сведения, представляющие важность для конкурсанта.

9.2.2 Наименования последующих разделов отчета должны соответствовать наименованиям критериев, а подразделов второго уровня - обозначениям составляющих критериев в соответствии с ГОСТ Р 59916. Отсутствие в отчете хотя бы одного подраздела, содержащего информацию по какой-либо составляющей критерия, соответствующей модели премии, является основанием направления отчета на доработку в организацию.

9.2.3 Раскрытие области оценки (самооценки) по составляющим группы критериев "Возможности" заключается в описании применяемых организацией подходов или их взаимозависимых групп в соответствии с внутренней структурой подходов, принятой в организации. Описание каждого подхода или взаимозависимой группы подходов рекомендуется обозначать подзаголовком третьего уровня (например, 1а1; 1а2...5б3 и т.д.), что упрощает применение перекрестных ссылок по тексту отчета.

9.2.4 Раскрытие области оценки (самооценки) по составляющим группы критериев "Результаты" заключается в представлении соответствующих показателей (качественных или количественных), характеризующих результаты деятельности организации и применения ею соответствующих подходов, в удобном для восприятия и анализа виде. Представленные показатели или их взаимосвязанные группы должны иметь наименование или краткое описание, раскрывающее суть анализируемого показателя и его взаимосвязь с соответствующими подходами, описанными в разделах, относящихся к группе критериев "Возможности". В формах представления показателей должны быть указаны единицы измерения, а при необходимости приведены дополнительные комментарии, например поясняющие выбор критериев для сравнений или содержащие краткое аналитическое описание причин разброса, всплесков или провалов и т.д. Представление показателя или их взаимосвязанных групп рекомендуется обозначать подзаголовком третьего уровня (например, 6а1; 7б2...9а3 и т.д.), что упрощает применение перекрестных ссылок по тексту отчета.

(Поправка).

9.2.5 В приложениях к отчету по проведению самооценки организаций должны быть приведены:

- применяемые в отчете сокращения и обозначения;

- схема организационной структуры;

- схема структуры применяемых организацией подходов в форме, принятой в организации;

- иная информация, необходимая для демонстрации.

9.2.6 При формировании разделов отчета следует руководствоваться принципом необходимости и достаточности информации, что обусловлено регламентированным объемом отчета по проведению самооценки организации (см. 9.1.1).

10 Этапы проведения экспертной оценки конкурсантов

10.1 Экспертный анализ отчета по проведению самооценки организации

10.1.1 Экспертный анализ отчета по проведению самооценки организации осуществляется экспертными комиссиями, сформированными секретариатом Совета в соответствии с ГОСТ Р 59917.

10.1.2 Экспертный анализ отчета по проведению самооценки организации подразумевает проведение индивидуальной оценки по модели и критериям премии в соответствии с ГОСТ Р 59916 каждым экспертом, включенным в состав экспертной комиссии. Результатом индивидуальной оценки являются сформированное экспертное заключение и оценочный лист, которые предоставляют в секретариат Совета. Результаты индивидуальной оценки конкурсанту не предоставляются, являясь внутренними документами секретариата Совета, и применяются при изменении состава экспертных комиссий в случаях возникновения такой необходимости, а также как один из критериев для внутренней оценки и подтверждения квалификации эксперта.

10.1.3 По итогам индивидуальной оценки материалов, предоставленных конкурсантом, экспертная комиссия формирует консолидированное экспертное заключение и согласованный оценочный лист на основе обсуждения и принятия совместных решений всеми членами экспертной комиссии.

10.1.4 Консолидированное экспертное заключение и согласованный оценочный лист передаются председателем экспертной комиссии в секретариат Совета в срок до 14 мая года проведения конкурса включительно.

10.1.5 В зависимости от уровня выставленных экспертными комиссиями оценок секретариат Совета в срок до 31 мая года проведения конкурса включительно направляет организациям - участникам конкурса уведомления:

- при суммарной оценке в 250 баллов и выше - приглашение для дальнейшего участия в конкурсе с предложением о проведении обследования организации;

- при суммарной оценке менее 250 баллов - уведомление о завершении его участия в конкурсе по итогам оценки предоставленных материалов.

Конкурсантам, получившим оценку менее 250, но более 100 баллов или отказавшимся от проведения обследования, секретариат Совета после подведения итогов конкурса направляет консолидированное экспертное заключение и согласованный оценочный лист в качестве результатов участия организации в конкурсе.

Для конкурсантов, которые по результатам оценки отчета по проведению самооценки организации получили менее 100 баллов, участие в конкурсе завершается направлением им официального письма с результатами оценки, включающими общие рекомендации по доработке отчета.

10.1.6 Организация - участник конкурса, получившая предложение о проведении обследования в местах осуществления деятельности в течение пяти рабочих дней, должна сообщить в секретариат Совета о принятом ею решении соответствующим письмом подписанным руководителем организации. При положительном решении организации также предоставляются гарантии оплаты ею расходов, связанных с выездом экспертной комиссии.

10.2 Обследование организаций на местах осуществления ими деятельности

10.2.1 Проведение обследований организаций на местах осуществления деятельности экспертными комиссиями начинается с 1 июня года проведения конкурса, при условии подтверждения конкурсантом своего дальнейшего участия в конкурсе и предоставления гарантий оплаты расходов, связанных с выездом экспертной комиссии.

10.2.2 Целью обследования организации на местах осуществления деятельности является проверка и подтверждение экспертной комиссией объективности представленных конкурсантом фактов, отраженных в отчете о проведении самооценки организации о ее деятельности и достижениях за отчетный период.

10.2.3 Длительность обследования в зависимости от численности работающих составляет:

- три рабочих дня для организаций с численностью работающих менее 250 человек;

- четыре рабочих дня для организаций с численностью работающих от 250 до 1000 человек;

- пять рабочих дней для организаций с численностью работающих свыше 1000 человек.

10.2.4 Даты начала и окончания обследования и порядок его проведения установлены программой обследования, проект которой разрабатывает председатель экспертной комиссии совместно с уполномоченным представителем организации - участника конкурса. В проект программы обследования включают сведения о членах экспертной комиссии, ответственных представителях организации по соответствующим направлениям обследования, план работы экспертной комиссии в рамках проведения обследования, а также информацию о времени прибытия и условиях проживания членов экспертной комиссии на весь срок проведения обследования. Согласованный руководителем организации - участника конкурса и председателем экспертной комиссии проект программы обследования направляют в секретариат Совета для согласования и утверждения не позднее чем за 5 дней до начала обследования.

10.2.5 Конкурсант обязуется обеспечить:

- оплату расходов за каждый день работы каждого члена экспертной комиссии в размере, установленном в соглашении о взаимодействии организации - участника конкурса с секретариатом Совета (без учета налогов);

- организацию и оплату проезда членов экспертной комиссии к месту проведения обследования (туда и обратно);

- бронирование и оплату проживания членов экспертной комиссии во время проведения обследования;

- организацию ежедневного трансфера членов экспертной комиссии от места проживания до места проведения работ и обратно собственным автомобильным транспортом или заказом и оплатой такси.

Условия и требования к организации проезда и проживания экспертов устанавливают в соглашении о взаимодействии организации - участника конкурса с секретариатом Совета.

10.2.6 Обследование организации в рамках проведения конкурса может быть досрочно прекращено по решению председателя экспертной комиссии, согласованному с секретариатом Совета, в случаях:

- невыполнения конкурсантом условий, перечисленных в 10.2.5;

- обнаружения членами экспертной комиссии нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых со стороны конкурсанта.

В случаях возникновения иных препятствующих проведению обследования обстоятельств перенос сроков проведения или изменение состава экспертной комиссии определяет секретариат Совета.

10.2.7 Результатом проведения обследования организации в местах осуществления ею деятельности является сформулированное членами экспертной комиссии итоговое экспертное заключение и согласованный оценочный лист, которые передает председатель экспертной комиссии в секретариат Совета для последующего принятия решения Советом о результатах конкурса.

10.2.8 Члены экспертной комиссии не вправе разглашать сведения об уровне выставленной оценки и сформулированных в экспертном заключении выводах третьим сторонам, включая представителей конкурсанта.

11 Подведение итогов конкурса

11.1 На основании полученных от экспертных комиссий оценочных листов и экспертных заключений секретариат Совета формирует справочные данные об организациях - участниках конкурса и направляет их на рассмотрение Советом по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области качества, который вносит в Правительство Российской Федерации предложения по присуждению премий и определяет дипломантов конкурса.

11.2 Для организаций участие в конкурсе завершается:

- для лауреатов премии - принятием распоряжения Правительства Российской Федерации о присуждении премий года проведения конкурса в области качества;

- дипломантов конкурса и остальных участников - решением Совета по итогам проведения конкурса.

(Поправка).

11.3 Распоряжение Правительства Российской Федерации о присуждении премий публикуется в средствах массовой информации.

Премия представляет собой диплом лауреата премии и приз. Диплом подписывается Председателем Правительства Российской Федерации или по его поручению Министром промышленности и торговли Российской Федерации и удостоверяется соответствующей печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Премии вручают руководителям организации-лауреата в торжественной обстановке Председателем Правительства Российской Федерации или по его поручению одним из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, или председателем Совета.

Лауреаты премии с момента публикации распоряжения о присуждении премий имеют право использовать эмблему премии Правительства Российской Федерации в области качества.

Примечание - Требования к использованию эмблемы премии Правительства Российской Федерации в области качества регламентированы в Положении об эмблеме премии Правительства Российской Федерации в области качества, утвержденном постановлением [4].

(Поправка), (Поправка. ИУС N 5-2022).

11.4 Перечень конкурсантов, удостоенных диплома Совета, утверждается протоколом Совета и публикуется секретариатом Совета.

Диплом Совета установленного образца подписывается председателем Совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области качества.

(Поправка).

11.5 Секретариат Совета направляет лауреатам и дипломантам конкурса официальные письма с информацией о результатах конкурса и данные о дате и месте проведения церемонии награждения.

11.6 Экспертные заключения и оценочные листы, сформированные экспертными комиссиями по итогам обследования, а для организаций, получивших менее 250 баллов, - по результатам этапа оценки предоставленных материалов, или отказавшихся от проведения обследования - по итогам этапа оценки предоставленных материалов, направляются секретариатом Совета в адрес конкурсантов в течение 10 рабочих дней:

- с даты опубликования в средствах массовой информации распоряжения Правительства Российской Федерации о присуждении премий Правительства Российской Федерации в области качества лауреатам конкурса;

- после утверждения протокола заседания Совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области качества о результатах конкурса дипломантам конкурса и другим организациям - участникам конкурса.

(Поправка).

11.7 Организации, принявшие участие в конкурсе, обязаны воспринимать оценку, выставленную экспертной комиссией по результатам оценки предоставленных материалов и итогам обследования в местах осуществления деятельности, и решение Совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области качества как окончательные.

11.8 Лауреаты и дипломанты конкурса после получения ими наград принимают на себя обязательства в течение пяти последующих лет сотрудничать с секретариатом Совета в вопросах продвижения конкурса и распространения наиболее эффективных практик в области качества как среди российских организаций, так и за рубежом, а также оказывать содействие в обмене опытом организациям, собирающимся принять участие в конкурсе.

Приложение А

(обязательное)

Заявка на участие в конкурсе на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества

А.1 Форма заявки на участие в конкурсе на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества

Полное наименование организации (как юридического лица)

Краткое наименование организации

Юридический адрес организации

Почтовый адрес организации (если отличается от юридического)

Форма собственности

(государственная, муниципальная, частная и т.д., код ОКФС)

ИНН организации

Основной вид деятельности

Отрасль

Выбор из раскрывающегося списка

Регион

Выбор из раскрывающегося списка

ФИО руководителя организации

Телефон организации

Интернет-сайт организации

Общее количество работников

Участие организации в предыдущих конкурсах на соискание премий Правительства РФ в области качества, годы участия

ФИО контактного лица

Должность контактного лица

Телефон контактного лица

E-mail контактного лица

ФИО контактного лица

Должность контактного лица

Телефон контактного лица

E-mail контактного лица

А.2 Требования к заполнению заявки

Далее приведены пояснения к заполнению отдельных пунктов заявки.

А.2.1 Полное наименование организации

Все сведения указываются в соответствии со свидетельством о внесении юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и уставом организации.

А.2.2 Указывают основной вид деятельности организации с перечислением до трех наименований продукции (услуг), которые наиболее полно характеризуют ее деятельность из ЕГРЮЛ.

А.2.3 Указывают отрасль, в которой организация осуществляет хозяйственную деятельность.

А.3 Общее количество работников

Указывают количество работающих в организации (включая все филиалы, направления и структурные подразделения) на момент подачи заявки, а также сколько из них работает на территории Российской Федерации.

А.4 Участие организации в предыдущих конкурсах

Указывают, в каком(их) году(ах) организация принимала участие в конкурсе на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества.

А.5 Контактные лица

Указывают сведения о двух должностных лицах, к которым следует обращаться с официальным запросом, если возникнет необходимость в получении дополнительной информации и для установления в случае необходимости оперативной связи.

Приложение Б

(обязательное)

Анкета - декларация конкурсанта на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества

Регистрационный номер

Б.1 Форма анкеты - декларации конкурсанта на соискание премии Правительства Российской Федерации в области качества 20__ года

1

Конкурсант

Официальное наименование

Юридический адрес

Почтовый адрес

(если отличается от юридического)

Интернет-сайт

2

Руководитель организации

Фамилия, имя, отчество

Должность

Служебный телефон:

код

номер

Факс: код

номер

E-mail:

3

Численность работников

Общее количество работников

Общее количество мест расположения подразделений

4

Материалы, представляемые на конкурс

Анкета-декларация - 1 экз.

Перечень мест расположения подразделений (в случае, если подразделения расположены по разным адресам) - 1 экз.

Отчет конкурсанта

5

Контактное лицо

Фамилия, имя, отчество

Должность

Телефон

код

номер

Факс: код

номер

Мобильный

E-mail:

6

Декларация

От имени организации заявляю, что мы согласны выполнять Правила, установленные для участников конкурса, и будем воспринимать как окончательную балльную оценку, выставленную нашей организации экспертной комиссией по результатам представленных нашей организацией материалов, а также итогов обследования на месте осуществления деятельности, и соответствующее решение Совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области качества. Если наша организация будет участвовать в обследовании на месте осуществления деятельности, мы согласны организовать обследование и содействовать его открытому и непредвзятому проведению. Мы понимаем, что организация должна нести расходы, связанные с таким обследованием, и готовы их оплатить независимо от результатов.

7

Подпись лица, которое в силу закона, иного

правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени

(подпись)

Дата ___ ____________ 20___ г.

М.П.

Б.2 Требования к заполнению анкеты-декларации

Б.2.1 Вся требуемая информация должна быть напечатана.

Б.2.2 Регистрационный номер присваивают при регистрации заявки организации на участие в конкурсе. При переписке, заполнении анкеты-декларации, предоставлении отчетов организация указывает присвоенный ей регистрационный номер.

Б.2.3 Пояснения к заполнению отдельных пунктов анкеты-декларации:

- конкурсант.

Официальное наименование организации (полное и сокращенное) и юридический адрес указывают в соответствии с уставом организации и свидетельством о внесении юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц;

- численность работающих.

Указывают общее количество штатных работников организации (включая все филиалы, направления и структурные подразделения) на момент подачи анкеты-декларации, а также количество мест расположения всех подразделений организации, если они расположены по разным адресам.

Для организаций, занимающихся производством вооружений, военной и специальной техники, следует указывать численность работающих в организации за вычетом численности работающих в подразделениях (выделенных участках производства), занятых только производством оборонной продукции.

Вся информация, подаваемая организацией в анкете-декларации, не подлежит разглашению. Данные сведения требуются только для организации оценки материалов;

- материалы, представляемые на конкурс.

Требования к оформлению и представлению отчета по проведению самооценки организации изложены в разделе 9;

- контактное лицо.

Указывают сведения о должностном лице, наделенном полномочиями предоставлять дополнительную информацию и организовывать обследование на месте осуществления деятельности;

- декларация.

Подписанная и заверенная печатью организации (при ее наличии) анкета-декларация свидетельствует, что конкурсант согласен со всеми условиями, указанными в данном пункте анкеты.

Приложение В

(обязательное)

Сведения о структурных подразделениях

В.1 Перечень мест расположения обособленных структурных подразделений (производственных площадок, представительств и т.д.) может быть представлен в табличной форме (см. таблицу В.1).

Таблица В.1

Адрес

Размер подразделения по отношению к общему размеру организации, %

Разделы отчета, в которых описана

Описание продукции (услуг)

количество работников

объемы осуществляемой деятельности (производства, оказания услуг, продаж и т.д.)

деятельность структурных подразделений

1

2

3

4

5

В.2 Требования к заполнению таблицы В.1

Оценка материалов организации обусловливает необходимость иметь четкое представление о размере, структуре и функциях различных ее подразделений. Должна быть предоставлена информация о продукции (услугах) для того, чтобы достоверно определить количество подразделений, подлежащих обследованию в том случае, если организация выбрана для обследования на месте осуществления деятельности.

В графе 1 указывают полный адрес структурного подразделения.

В графе 2 указывают приблизительное количество работников в подразделении в процентах по отношению к общему числу работающих.

В графе 3 указывают приблизительный объем производства или продаж подразделения в процентах к общим объемам организации.

В графе 4 указывают, какие части отчета по проведению самооценки связаны с обследуемым подразделением.

В графе 5 описывают (кратко) виды деятельности, продукции или услуг, осуществляемые (производимые, оказываемые) подразделением.

Примечание - Если подразделения конкурсанта частично находятся за рубежом, то места их расположения должны включаться в перечень. В отчете должна быть рассмотрена деятельность подразделений в этих районах. Конкурсант должен знать, что подразделения, расположенные вне пределов России, не подлежат обследованию на местах.

Библиография

[1]

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. N 423 "Об учреждении премий Правительства Российской Федерации в области качества"

[2]

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 1999 г. N 206 "Об утверждении Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области качества"

[3]

Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28 апреля 2009 г. N 326 "Об утверждении Положения и состава Совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области качества"

[4]

Постановление Госстандарта России от 11 июня 1996 г. N 12 "Об утверждении Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации"

УДК 005.62:006.354

ОКС 03.120.10

Ключевые слова: конкурс, премии, Совет, секретариат Совета, качество