allgosts.ru03. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ, УПРАВЛЕНИЕ И КАЧЕСТВО. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ.03.120. Качество

ГОСТ Р 54941-2012 Сравнительные испытания потребительских товаров и связанных с ними услуг. Общие принципы

Обозначение:
ГОСТ Р 54941-2012
Наименование:
Сравнительные испытания потребительских товаров и связанных с ними услуг. Общие принципы
Статус:
Действует
Дата введения:
10/01/2012
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.120.10

Текст ГОСТ Р 54941-2012 Сравнительные испытания потребительских товаров и связанных с ними услуг. Общие принципы



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫМ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ


ГОСТР54941-

2012/Руководство ИСО/МЭК 46:1985

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ УСЛУГ

Общие принципы

ISO/IEC GUIDE 46:1985

Comparative testing of consumer products and related services —

General principles (IDT)

Издание официальное

Москва

Стенда ртинформ 2012


Предисловие

Цели и принципы стандартизации а Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения »

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного документа, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 079 «Оценка соответствия»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 июля 2012 г. № 198-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному документу Руководство ИСО/МЭК 46:1985 «Сравнительные испытания потребительских товаров и связанных с ними услуг. Общие принципы» (ISO/IEC Guide 46:1985 «Comparative testing of consumer products and related services — General principles»)

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется е ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Сгандартинформ. 2012

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Введение

Настоящийстандартопределяетобщие принципы проведения сравнительных испытаний товаров и услуг, отдельно или в совокупности. Данных принципов необходимо придерживаться органам и ассоциациям. осуществляющим программы сравнительных испытаний.

Целью данного стандарта является предоставление потребителям информации и результатов испытаний способом, который поможет им сделать обоснованный выбор, соответствующий их потребностям. Товары и услуги, проходящие испытания, могут ориентироваться на местный, национальный или международный рынок, и характеристики, подвергающиеся испытаниям, могут быть как специальными. так и широкого назначения при условии, что диапазон и пределы характеристик четко определены. (Примечания, включенные далее в текст, предлагают некоторые способы применения данных принципов).

in

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ УСЛУГ

Общие принципы

Comparative testing ot consumer products and related services. General principles

Дата введения — 2012—10—01

1    Область применения

Настоящийстандартустанавливает общие принципы про ведения сравнительных испытаний това-ров и услуг с целью предоставления информации потребителям.

2    Общие принципы

2.1    Выбор товара и услуги

Если не определен диапазон выбора, то должны быть предприняты все приемлемые усилия для того, чтобы отразить информацию о товарах и услугах, востребованных на рынке.

Примечание — «Приемлемые усилия» могуг включать консультации с производителями {агентами/ представителяыи/иылортерами) или проверку имеющейся литературы и каталогов. 8 интересах потребителей и производителей (агентов/представителей/импортеров) такая информация должна быть доступна.

2.2    Выборочный контроль

Способы, используемыелри получении выборки для испытаний, должны быть по возможности аналогичны тем. которые использует потребитель в обычной точке розничной торговли. Во всех случаях надо следить за тем. чтобы выбор образцов производился случайным образом и не были представлены специальные образцы. Перед испытаниями должно быть уделено внимание условиям выборки, транспортирования и хранения.

Должны быть предприняты меры предосторожности для того, чтобы гарантировать, насколько это возможно, что полученные результаты характерны для товара или услуги, представленных на рынке на момент выборочного контроля.

Примечание — выборочный контроль по возможности должен гарантировать, что товар или услуга, подвергающиеся испытаниям, должны быть востребованы на рынке после публикации результатов испытаний.

2.3    Выбор характеристик

Кроме тех случаев, когда проверка производится сопределенной целью, по возможности во внимание должны быть приняты все характеристики товара или услуги, которые важны при их использовании потребителем. Любое ограничение выбора должно быть обоснованно.

Примечание — Например, выбор может включать следующие характеристики: безопасность, надежность, долговечность. эксплуатационные показатели, расход энергии, воздействие на окружающую среду, эксплуатационные расходы, цена при продаже и техническое обслуживание.

Издание официальное

3 Программа испытаний

3.1    Методы испытаний

Методы испытаний должны быть по возможности стандартизованными, представленными в меж* дународных или национальных стандартах. Если соответствующий стандарт отсутствует, то необходимо, чтобы выбранный метод испытаний имел степень воспроизводимости, достаточную для достижения сопоставимости результатов испытаний. Если применяются не международные и не национальные, но признанные методы испытаний, то следует сообщить в национальный орган по стандартизации о возможности их регистрации в качестве национальных стандартов.

3.2    Оценка результатов испытаний

Должны быть предприняты меры для минимизации числа ошибок при испытаниях или в результатах испытаний из-за использования дефектных образцов. Одна из мер — это проинформировать производителя (агента/представителя/импортера) о результатах испытаний его товара или услуги и предоставить ему возможностьсделать замечания до публикации результатов. Результаты испытаний, переданные производителю (агенту/представителю/импортеру). должны сопровождаться перечнем характеристик, подвергшихся испытаниям, иперечнем примененных методов испытаний. Если производитель (агент/представитель/импортер) не согласен с результатами испытаний, ему рекомендуется немедленно представить данные, демонстрирующие, что результаты испытаний являются либо неверными. либо исключительными или были применены неподходящие методы. В случае исключительных результатов возможно использование добавочных образцов.

Если испытания показали, что товар или услуга опасны и могут причинить потребителю непоправимый ущерб, то об этом должны быть немедленно уведомлены соответствующие органы и производитель (агент/представитель/импортер).

3.3    Представление результатов испытаний

Результаты испытаний должны быть представлены на основе фактов как технически корректным способом, так и в терминах, понятных потребителю. Эти термины должны помочь потребителю сделать выбор в соответствии с его определенными потребностями.

В случаях когда, несмотря на процедуры проверки, в опубликованных протоколах найдены существенные фактические ошибки, должны быть предприняты корректирующие действия в наиболее возможные короткие сроки.

УДК 658.562.014:006.35    ОКС 03.180.30    Т59    ОКСТУ0025

19.020

Ключевые слова: испытания, потребительские товары, услуги, информация для потребителя, программы испытаний

Редактор Н.Н. Кузьмина Технический редактор 8.Н. Прусакова Корректор ЮМ. Прокофьева Компьютерная еерстка И.А. Напсйкиной

Сдано а набор 27.11.2012. Подписано а печать 18 12.2012. Формат 80 > 84^. Гарнитура Ариал. Уел. печ. л. 0.93. Уч.-иад. л. 0.45. Тираж 120 экз. Зак. 1121.

ФГУП .СТАНДАРТИНФОРМ», 123996 Москва. Гранатный лер.. 4. www.90stinfo.1u    

Набрано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ* на ПЭВМ.

Отпечатано е филиале ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ* — тип. «Московский печатник». 106082 Москва, Лялин пер.. 6.