allgosts.ru03. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ, УПРАВЛЕНИЕ И КАЧЕСТВО. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ.03.120. Качество

ГОСТ Р 54941-2012 Сравнительные испытания потребительских товаров и связанных с ними услуг. Общие принципы

Обозначение:
ГОСТ Р 54941-2012
Наименование:
Сравнительные испытания потребительских товаров и связанных с ними услуг. Общие принципы
Статус:
Действует
Дата введения:
10.01.2012
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.120.10

Текст ГОСТ Р 54941-2012 Сравнительные испытания потребительских товаров и связанных с ними услуг. Общие принципы


ГОСТ Р 54941-2012/Руководство ИСО/МЭК 46:1985

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ УСЛУГ

Общие принципы

Comparative testing of consumer products and related services. General principles

ОКС 03.180.30*

19.020*

________________

* По данным официального сайта Росстандарт

ОКС 03.120.10. - .

Дата введения 2012-10-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 079 "Оценка соответствия"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 июля 2012 г. N 198-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному документу Руководство ИСО/МЭК 46:1985* "Сравнительные испытания потребительских товаров и связанных с ними услуг. Общие принципы" (ISO/IEC Guide 46:1985 "Comparative testing of consumer products and related services - General principles", IDT)

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Настоящий стандарт определяет общие принципы проведения сравнительных испытаний товаров и услуг, отдельно или в совокупности. Данных принципов необходимо придерживаться органам и ассоциациям, осуществляющим программы сравнительных испытаний.

Целью данного стандарта является предоставление потребителям информации и результатов испытаний способом, который поможет им сделать обоснованный выбор, соответствующий их потребностям. Товары и услуги, проходящие испытания, могут ориентироваться на местный, национальный или международный рынок, и характеристики, подвергающиеся испытаниям, могут быть как специальными, так и широкого назначения при условии, что диапазон и пределы характеристик четко определены. (Примечания, включенные далее в текст, предлагают некоторые способы применения данных принципов).

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие принципы проведения сравнительных испытаний товаров и услуг с целью предоставления информации потребителям.

2 Общие принципы

2.1 Выбор товара и услуги

Если не определен диапазон выбора, то должны быть предприняты все приемлемые усилия для того, чтобы отразить информацию о товарах и услугах, востребованных на рынке.

Примечание - "Приемлемые усилия" могут включать консультации с производителями (агентами/ представителями/импортерами) или проверку имеющейся литературы и каталогов. В интересах потребителей и производителей (агентов/представителей/импортеров) такая информация должна быть доступна.

2.2 Выборочный контроль

Способы, используемые при получении выборки для испытаний, должны быть по возможности аналогичны тем, которые использует потребитель в обычной точке розничной торговли. Во всех случаях надо следить за тем, чтобы выбор образцов производился случайным образом и не были представлены специальные образцы. Перед испытаниями должно быть уделено внимание условиям выборки, транспортирования и хранения.

Должны быть предприняты меры предосторожности для того, чтобы гарантировать, насколько это возможно, что полученные результаты характерны для товара или услуги, представленных на рынке на момент выборочного контроля.

Примечание - Выборочный контроль по возможности должен гарантировать, что товар или услуга, подвергающиеся испытаниям, должны быть востребованы на рынке после публикации результатов испытаний.

2.3 Выбор характеристик

Кроме тех случаев, когда проверка производится с определенной целью, по возможности во внимание должны быть приняты все характеристики товара или услуги, которые важны при их использовании потребителем. Любое ограничение выбора должно быть обоснованно.

Примечание - Например, выбор может включать следующие характеристики: безопасность, надежность, долговечность, эксплуатационные показатели, расход энергии, воздействие на окружающую среду, эксплуатационные расходы, цена при продаже и техническое обслуживание.

3 Программа испытаний

3.1 Методы испытаний

Методы испытаний должны быть по возможности стандартизованными, представленными в международных или национальных стандартах. Если соответствующий стандарт отсутствует, то необходимо, чтобы выбранный метод испытаний имел степень воспроизводимости, достаточную для достижения сопоставимости результатов испытаний. Если применяются не международные и не национальные, но признанные методы испытаний, то следует сообщить в национальный орган по стандартизации о возможности их регистрации в качестве национальных стандартов.

3.2 Оценка результатов испытаний

Должны быть предприняты меры для минимизации числа ошибок при испытаниях или в результатах испытаний из-за использования дефектных образцов. Одна из мер - это проинформировать производителя (агента/представителя/импортера) о результатах испытаний его товара или услуги и предоставить ему возможность сделать замечания до публикации результатов. Результаты испытаний, переданные производителю (агенту/представителю/импортеру), должны сопровождаться перечнем характеристик, подвергшихся испытаниям, и перечнем примененных методов испытаний. Если производитель (агент/представитель/импортер) не согласен с результатами испытаний, ему рекомендуется немедленно представить данные, демонстрирующие, что результаты испытаний являются либо неверными, либо исключительными или были применены неподходящие методы. В случае исключительных результатов возможно использование добавочных образцов.

Если испытания показали, что товар или услуга опасны и могут причинить потребителю непоправимый ущерб, то об этом должны быть немедленно уведомлены соответствующие органы и производитель (агент/представитель/импортер).

3.3 Представление результатов испытаний

Результаты испытаний должны быть представлены на основе фактов как технически корректным способом, так и в терминах, понятных потребителю. Эти термины должны помочь потребителю сделать выбор в соответствии с его определенными потребностями.

В случаях когда, несмотря на процедуры проверки, в опубликованных протоколах найдены существенные фактические ошибки, должны быть предприняты корректирующие действия в наиболее возможные короткие сроки.

УДК 658.562.014:006.35

ОКС

03.180.30

19.020

Ключевые слова: испытания, потребительские товары, услуги, информация для потребителя, программы испытаний

Электронный текст документа

и сверен по:

, 2019