allgosts.ru03. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ, УПРАВЛЕНИЕ И КАЧЕСТВО. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ.03.120. Качество

ГОСТ Р 70046-2022 Общая компетентность оценщиков органов по аккредитации: применение в отношении ИСО/МЭК 17011

Обозначение:
ГОСТ Р 70046-2022
Наименование:
Общая компетентность оценщиков органов по аккредитации: применение в отношении ИСО/МЭК 17011
Статус:
Действует
Дата введения:
04.01.2022
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.120.20

Текст ГОСТ Р 70046-2022 Общая компетентность оценщиков органов по аккредитации: применение в отношении ИСО/МЭК 17011

>

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ


ГОСТ Р 70046-2022


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОЦЕНЩИКОВ ОРГАНОВ ПО АККРЕДИТАЦИИ: ПРИМЕНЕНИЕ В ОТНОШЕНИИ ИСО/МЭК 17011

Издание официальное

Москва Российский институт стандартизации 2022

Предисловие

  • 1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным автономным учреждением «Национальный институт аккредитации» (ФАУ НИА) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 079 «Оценка соответствия»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 марта 2022 г. № 158-ст

  • 4 Настоящий стандарт идентичен международному документу IAF MD 20:2016 «Общая компетентность оценщиков ОА. Применение в отношении ИСО/МЭК 17011» (IAF MD 20:2016 «Generic Competence for АВ Assessors: Application to ISO/IEC 17011», IDT).

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного документа для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5—2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

  • 5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

© Оформление. ФГБУ «РСТ», 2022

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

  • 1 Область применения

  • 2 Нормативные ссылки

  • 3 Термины и определения

  • 4 Процесс оценки компетентности оценщика ОА

Приложение 1 (обязательное) Модель профиля компетентности оценщика органа по аккредитации .3

Приложение 2 (справочное) Профиль компетентностей

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным и межгосударственным стандартам

Введение

Международный форум по аккредитации (International Accreditation Forum, Inc. [IAF]) способствует торговле и оказывает поддержку регулирующим органам за счет международной системы взаимного признания среди органов по аккредитации (ОА), практикуемой для обеспечения всемирного признания результатов, выданных органами по оценке соответствия (ООС), которые имеют аккредитацию членов IAF.

Аккредитация снижает риск для бизнеса и его клиентов, подтверждая, что аккредитованные органы по оценке соответствия (ООС) компетентны осуществлять деятельность, которую они ведут в рамках своей области аккредитации. Органы аккредитации (ОА), являющиеся членами IAF, а также аккредитуемые ими ООС должны отвечать требованиям соответствующих международных стандартов и документов IAF по их применению с целью последовательного применения указанных стандартов.

Органы по аккредитации, являющиеся участниками Многосторонней договоренности о признании (MLA), регулярно подвергаются оценкам назначенной группы паритетных сторон с целью обеспечения доверия к функционированию своих схем аккредитации. Структура и область IAF MLA подробно описаны в документе IAF PR 4 «Структура IAF MLA и перечень одобренных нормативных документов».

IAF MLA структурировано по пяти уровням: уровень 1 устанавливает обязательные критерии, применимые ко всем ОА, ИСО/МЭК 17011. Сочетание видов деятельности уровня 2 и соответствующих нормативных документов уровня 3 является основной областью MLA, а сочетание соответствующих нормативных документов уровня 4 (если применимо) и уровня 5 представляет собой подобласть MLA.

Основная область MLA включает в себя такие виды деятельности, как сертификация продукции, и соответствующие обязательные документы, например, ИСО/МЭК 17065. Считается, что аттестации, сделанные ООС на уровне основной области, должны быть в равной степени надежными.

Подобласть MLA включает в себя требования к оценке соответствия, например, ИСО 9001 и специальные требования схемы, где применимо, например, ISO TS 22003. Считается, что аттестации, сделанные ООС на уровне подобласти, должны быть эквивалентными.

IAF MLA предоставляет уверенность, необходимую для признания результатов оценки соответствия на рынке. Аттестация, выданная в рамках области IAF MLA органом, аккредитованным ОА, подписавшим IAF MLA, может быть признана во всем мире, тем самым способствуя международной торговле.

ИСО/МЭК 17011 является международным стандартом, устанавливающим требования корганам, осуществляющим функционирование систем аккредитации, для органов по оценке соответствия.

Цель настоящего стандарта — обеспечить гармонизированное и унифицированное применение ИСО/МЭК 17011 для определения общей компетентности оценщиков. Для выполнения этой задачи был создан анализ рабочих заданий оценщика ОА 2012 года.

В 2009 году целевая рабочая группа IAF по оценке компетентности оценщиков провела анализ ра-боты/задач (АРЗ), чтобы определить задачи, знания, навыки и характеристики, требуемые от оценщиков органа по аккредитации (ОА). В 2010 году было проведено исследование анализа рабочих заданий (АРЗ), за которым последовало проведение валидационного исследования результатов АРЗ, проведенного в 2010—2011 годах. АРЗ для оценщиков ОА был представлен на Техническом комитете IAF в ходе заседаний IAF в середине 2012 года во Франкфурте, Германия.

Методология исследования АРЗ соответствовала общепринятой практике. Это включало следующие мероприятия:

  • I) отбор участников АРЗ;

  • II) проведение собрания по АРЗ;

  • III) проведение валидационного исследования АРЗ;

  • IV) анализ результатов исследования.

ГОСТ Р 70046—2022

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОЦЕНЩИКОВ ОРГАНОВ ПО АККРЕДИТАЦИИ: ПРИМЕНЕНИЕ В ОТНОШЕНИИ ИСО/МЭК 17011

Generic Competence for Accreditation Bodies Assessors: Application to ISO/IEC 17011

Дата введения — 2022—04—01

  • 1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к общей компетентности оценщиков, участвующих в аккредитации органов по сертификации/органов по оценке соответствия. Цель настоящего стандарта состоит в обеспечении возможности органам по аккредитации осуществлять согласованным образом свое применение ИСО/МЭК 17011 для аккредитации органов по сертификации (ОС)/органов по оценке соответствия (ООС).

Приложение 1 содержит модель профиля компетентности оценщика органа по аккредитации. Если оценщик не выполняет одну или несколько задач, определенных в этом документе, ОА может рассмотреть вопрос об исключении применения соответствующих компетентностей, указанных в приложении 1.

В приложении 2 содержится дополнительная информация, позволяющая понять профиль компетентностей. Хотя эти компетентности и связанные с ними знания и навыки должны учитываться ОА при оценке оценщиков или команды оценки, ОА не должен иметь документально подтвержденные доказательства того, что его оценщики (или команда оценки) соответствуют каждой отдельной компетентности или всем перечисленным знаниям.

Однако если компетентности рассматриваются ОА, то ОА может консолидировать доказательства соответствия (например, обобщающие результаты оценки на месте). Как правило, эти компетентности могут быть продемонстрированы различными способами; но чаще всего во время собеседования, общения и (или) во время оценки на месте.

  • 2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт [для датированных ссылок применяют только указанное издание, для недатированных — последнее издание (включая все изменения)]:

ISO/IEC 17011, Conformity assessment — Requirements for accreditation bodies accrediting conformity assessment bodies (Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия)

  • 3 Термины и определения

    • 3.1 оценщик (assessor): Лицо, назначенное органом по аккредитации, для проведения, самостоятельно или в составе оценочной команды, оценки органа по оценке соответствия.

Использование термина «оценщик» в настоящем стандарте не требует, чтобы все действия проводились каждым отдельным оценщиком, однако для выполнения конкретной задачи, независимо от того, выполняется ли она оценщиком или другим персоналом ОА, требуется одна и та же компетентность.

Издание официальное

  • 3.2 оценщик органа по аккредитации (accreditation body assessor): Лицо, которое проводит оценку органа по оценке соответствия (ООС) для органа по аккредитации (ОА) по стандарту аккредитации или нормативному документу путем анализа документов и осуществления выездов на места и (или) путем наблюдения за деятельностью органа по оценке соответствия (ООС).

  • 3.3 компетентность (competence): Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов.

  • 3.4 анализ рабочих заданий [задач] (job task analysis): Документированный процесс для анализа задач, выполняемых лицами, специализирующимися в соответствующей области деятельности, а также знаний, навыков и способностей, необходимых для выполнения этих задач. Способности могут включать в себя физические способности, такие как зрение, слух и мобильность.

  • 4 Процесс оценки компетентности оценщика ОА

    • 4.1 ОА должен иметь оценщиков или другой персонал (например, ведущих оценщиков, технических специалистов, руководителей программ), обладающих компетентностью, необходимой для выполнения задач, поставленных ОА в соответствии с разделом В приложения 1 «Общие компетентности в области оценки» (1—5).

В тех случаях, когда какая-либо оценка проводится командой оценки, требуемый уровень компетентности должен обеспечиваться группой в целом, а не каждым отдельным членом группы.

  • 4.2 ОА должен установить и задокументировать процедуры отбора, подготовки и официального утверждения оценщиков (или команды оценки) и при этом должен учитывать профиль компетентностей, изложенный в разделе В приложения 1 «Общие компетентности в области оценки» (1—5).

  • 4.3 ОА должен вести учет результатов оценки, чтобы продемонстрировать, что какая-либо компетентность оценщика, определенная ОА, была достигнута в соответствии с профилем компетентностей в разделе В приложения 1 «Общие компетентности в области оценки» (1—5).

Приложение 2 содержит информацию о личных качествах, которые необходимо учитывать в процессе отбора и подготовки, а также при мониторинге деятельности оценщика. Это характеристики, которые влияют на способность лица выполнять определенные функции. Таким образом, осведомленность о личных качествах лиц позволяет ОА использовать их сильные стороны и минимизировать влияние их слабых сторон. Ожидаемые личные качества, наличие которых важно для персонала, привлекаемого к процедуре аккредитации, описаны в разделе D приложения 2 «Основополагающие компетентности».

  • 4.4 При оценке/мониторинге компетентности оценщиков (или команды оценки) следует учитывать профиль компетентностей в разделе В приложения 1 «Общие компетентности в области оценки» (1—5).

Приложение 1 (обязательное)

Модель профиля компетентности оценщика органа по аккредитации

В приложении 1 содержится профиль компетентностей для оценщиков ОА, основанный на общих компетентностях, определенных в ходе анализа работы/задачи. Если оценщик не выполняет одну или несколько задач, определенных в настоящем стандарте, ОА может рассмотреть вопрос об исключении применения соответствующих компетентностей, указанных в приложении 1. А.1—А.4, приведенные ниже, не включены в сферу действия настоящего стандарта и относятся к конкретным стандартам (продукция, персонал, системы менеджмента и т. д.), связанным с уровнем 3 Многостороннего соглашения о признании (MLA).

ПРОФИЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ОЦЕНЩИКА ОА

С. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ


С.1 Компетентности лидерства (требуемые для лиц в ОА)


C.2 Организационные компетентности (требуемые для лиц в ОА)


C.3 Поведенческие/личные компетентности (требуемые для всех оценщиков)


D. БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ (для всех оценщиков)


D.1 Базовые математические навыки


D.2 Коммуникативные навыки


D.3 Базовые компьютерные навыки


D.4 Административные навыки


D.5 Физические способности



Рисунок 1 — Профиль компетентности оценщика ОА

Таблица 1

В. ОБЩИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ (ТРЕБУЕМЫЕ ДЛЯ КОГО-ЛИБО В КОМАНДЕ ОЦЕНКИ)

В.1 Аккредитация

Знания, навыки и компетентности, связанные с аккредитацией

Различные типы оценок на месте

Различные типы организационных структур для ООС

Структуры юридических лиц и виды документов, подтверждающих правовой статус ООС

Различные структуры управления

Стандарты аккредитации, руководства и обязательные документы/Требования к аккредитации

Типовые системы менеджмента

Технические термины, связанные с областью, оцениваемой оценщиком

Общее понимание терминов и определений аккредитации (несоответствие, возможность для улучшения, ключевая деятельность и т. д.)

В. ОБЩИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ (ТРЕБУЕМЫЕ ДЛЯ КОГО-ЛИБО В КОМАНДЕ ОЦЕНКИ)

В.2 Планирование и составление графика

Знания, навыки и компетентности, связанные с планированием и составлением графика оценки

Типичные составы команд оценки

Типичные ресурсы, необходимые во время оценки

Определение приоритетов в оценке с учетом областей риска

Составление плана выборки

Подготовка плана оценки

Предоставление входных данных для выбора команды оценки

Распределение ролей и обязанностей между членами команды оценки

В.З Анализ документации

Знания, навыки и компетентности, связанные с проведением анализа документов

Рассмотрение заявок на аккредитацию и определение соответствующей документации о правовом статусе

Определение документов, необходимых для проведения оценки

Проверка документов на полноту

Определение соответствия документов требованиям

Установление направлений исследований при оценке на месте

Сообщение ООС о результатах анализа документов

Подтверждение готовности ООС к оценке на месте

Определение, существуют ли достаточные свидетельства в отношении соответствия документов

В.4 Оценка на месте

Знания, навыки и компетентности, связанные с оценкой (включая оценку на месте)

Достижение консенсуса в группе в отношении обнаружений

Адаптация планов оценки исходя из фактических обстоятельств

Анализ обнаружений оценки (включая идентификацию и проверку обнаружений)

Оценка систем менеджмента и контроля

Оценка технических требований

Оценка ООС требованиям аккредитации

Предоставление ООС предварительных обнаружений

Компетентность в подготовке стажера (претендента в оценщики)

Проведение заключительных совещаний

Проведение интервью

Проведение вступительных совещаний

Проведение предварительных совещаний

Проведение свидетельской оценки

Подтверждение планов оценки

В. ОБЩИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ (ТРЕБУЕМЫЕ ДЛЯ КОГО-ЛИБО В КОМАНДЕ ОЦЕНКИ)

В.4 Оценка на месте

Знания, навыки и компетентности, связанные с оценкой (включая оценку на месте)

Подтверждение завершения плана оценки

Подтверждение методов отчетности

Подтверждение достижения целей оценки

Подтверждение области аккредитации

Ведение записей для документирования собранных объективных доказательств (свидетельств)

Создание рабочих документов, записей и заполнение чек-листов

Оформление итоговых заключений оценки

Определение соответствия требованиям

Установление официальных каналов связи

Объяснение того, что оценка — это выборочный процесс (не все было рассмотрено)

Объяснение следующих шагов (процедуры подачи апелляции, действия после оценки, срок принятия окончательного решения, возможные последующие оценки и т. д.)

Расширение выборки в случае несоответствия

Степень обнаружений (если требуется)

Как подтвердить конфиденциальность процесса

Как определить, следует ли прервать оценку

Как выразить благодарность участникам

Определение критериев, которые будут использоваться для оценки

Определение технических областей и необходимости дополнительных профессиональных навыков

Оценка результативности корректирующих действий (при необходимости)

Управление и разрешение конфликтов в группе

Наблюдение за процессами в ООС

Получение письменного подтверждения о несоответствии

Подготовка отчетов

Представление разъяснений методологии оценки

Представление и анализ обнаружений (несоответствия и/или возможности для улучшения)

Представление команды оценки/персонала ООС

Рассмотрение и доработка несоответствий

Рассмотрение ролей и обязанностей членов группы для заключительного совещания

В. ОБЩИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ (ТРЕБУЕМЫЕ ДЛЯ КОГО-ЛИБО В КОМАНДЕ ОЦЕНКИ)

В.4 Оценка на месте

Знания, навыки и компетентности, связанные с оценкой (включая оценку на месте)

Просмотр файлов и записей ООС

Выборка процессов и записей ООС (протоколы и критерии ОА)

Методы обеспечения положительной обратной связи

Случаи запроса сопровождения (вопросы безопасности и т. д.)

Запись несоответствий и возможностей для улучшения ООС

В.5 Отчетная деятель

ность

Знания, навыки и компетентности, связанные с отчетной деятельностью

Оценка членов команды оценки

Демонстрация знаний о методах оценки персонала

Подготовка четкого и сжатого отчета, отражающего оценку и обнаружения

Создание отчета о работе (и соответствии) ООС со ссылкой на критерии аккредитации

Представление отчетов о заключениях и рекомендациях оценки, отражающих общую оценку и содержание отчета

Приложение 2 (справочное)

Профиль компетентностей

В приложении 2 содержится дополнительная информация, помогающая понять профиль компетентностей. Хотя эти компетентности и связанные с ними знания и навыки должны рассматриваться ОА при оценке оценщиков или команды оценки, ОА не обязательно иметь документированное свидетельство того, что его оценщики (или команда оценки) обладают каждой отдельной компетентностью или каждым знанием из перечисленных.

Однако если компетентности рассматриваются ОА, то ОА может объединить свидетельства соответствия (например, обобщающие результаты оценки на месте). Как правило, эти компетентности могут быть продемонстрированы различными способами; но чаще всего во время собеседования, общения и/или во время оценки на месте.

Таблица 2

С. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

С.1 Компетентности лидерства (требуемые для лиц в ОА)

Знания, навыки и компетентности, связанные с руководством группой или другими лицами

Проведение совещаний — возможность вести совещания, в том числе составлять повестку дня (если необходимо), содействовать проведению совещаний и придерживаться графиков для достижения целей процедуры оценки

Лидер/лидерство указывает на способность руководить группой или другими лицами и наличие способностей к наставничеству

Способность определять компетентности, необходимые для команды оценки

Способность вносить вклад в формирование команды оценки

Способность распределять роли и обязанности в команде оценки

Способность инструктировать членов группы во время процесса оценки

Способность достигать согласия в команде оценки в отношении обнаружений оценки

Сохранение контроля — способность управлять ситуациями для обеспечения достижения целей процесса оценки

С.2 Организационные компетентности (требуемые для лиц в ОА)

Знания, навыки и компетентности, связанные с организацией и управлением процессом оценки

Способность рассуждать/делать обоснованные суждения — способность оценивать ситуации или обстоятельства и формулировать обоснованные заключения

Точность — умение делать правильное заключение при интерпретации фактов, связанных со стандартом, правилом или моделью. Предоставлять результаты, которые являются правильными и основаны на фактах

Адаптируемость/гибкость — способность адаптироваться к новым или различным условиям в процессе оценки

Аналитические способности — способность синтезировать и интерпретировать данные для формулирования заключения

Конфиденциальность — способность идентифицировать информацию, которая не должна быть раскрыта. Сохранение конфиденциальности без раскрытия конфиденциальной информации

Критическое мышление — процесс активного и умелого осмысления, применения, анализа, обобщения и оценки информации для достижения достоверного заключения

Ориентированность на клиента — способность рассматривать процесс с точки зрения ООС и учитывать точку зрения ООС во время оценки

С. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

С.2 Организационные компетентности (требуемые для лиц в ОА)

Знания, навыки и компетентности, связанные с организацией и управлением процессом оценки

Сфокусированность — демонстрация полного внимания к задачам и процессу оценки. Без отвлечения внимания на другие внешние вопросы

Соблюдение правил безопасности — осведомленность об угрозах безопасности и принятие мер для предотвращения несчастных случаев

Управление стрессом — способность снижать или контролировать стресс во время стрессовых ситуаций с целью принятия объективных решений

Командный игрок/сотрудничество — способность работать совместно с членами команды или группы для выполнения задач. Возможность подавления личных предпочтений при работе в группе на благо процесса оценки

Работа в пределах своей компетентности. Умение определить, когда необходима техническая экспертиза

Разрешение конфликтов — практика признания и рассмотрения различных мнений рациональным, сбалансированным и эффективным способом

Формулирование вопросов/методика опроса — умение задавать целенаправленные вопросы для получения соответствующей информации

Способность донести негативное сообщение, которое способствует позитивному действию

С.З Поведенческие/ личные компетентности (требуются от всех оценщиков)

Это «мягкие» навыки и другие профессиональные качества, связанные с личностью или поведением человека

Способность сосредоточиться/сконцентрироваться — способность не отвлекаться во время оценки

Способность воздержаться от несогласия с другими членами команды оценки перед ООС

Уверенность/уверенность в себе/самоуважение/убежденность — уверенность в собственном мнении, способностях и силе. Способность не откладывать и не бояться принимать решения

Добросовестность — тщательность, кропотливость и бдительность при проведении оценки. Способность сохранять профессиональный уровень скептицизма, подходящий для оценок

Вежливость — умение вежливо и уважительно взаимодействовать с членами ООС и другими лицами

Аргументативность/убедительность — способность убеждать других в том, что решения являются точными и обоснованными

Принятие во внимание культурной специфики/чувствительность к мыслям других — знание, понимание и принятие других культур

Этичность/честность/благонадежность — следование кодексу поведения. Способность принимать правильное решение в той или иной ситуации. Отказ от принятия одолжений или подарков (приемлемая ценность, определяемая отдельными ОА). Избегание принятия заданий за пределами своей области знаний

Хорошая память — способность сохранять информацию (факты и т. д.)

Беспристрастность/независимость/нейтральность/отсутствие предубеждения или предвзятости/чувство справедливости — оценщик заявляет об известном или потенциальном конфликте интересов. Демонстрация объективности (фактической или воспринимаемой)

С. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

С.З Поведенческие/ личные компетентности (требуются от всех оценщиков)

Это «мягкие» навыки и другие профессиональные качества, связанные с личностью или поведением человека

Способность оставаться нейтральным и не принимать чью-либо сторону во время разногласий между участниками оценки

Инициативность — готовность выполнять обязанности

Объективность — способность избегать мнений и личных пристрастий и принимать решения на основе фактов (умение подкреплять выводы объективными доказательствами). Оценщик не направляет ООС на конкретное корректирующее действие

Терпеливость — способность не проявлять раздражения, потери самообладания и т. п., а также способность подавлять беспокойство или раздражение, столкнувшись с задержкой или перерывом в деятельности

Проницательность — способность замечать детали и собирать подсказки для подтверждения свидетельств во время оценки

Настойчивость/трудолюбие/убежденность/уверенность — способность сосредоточиться на целях оценки и завершить процесс оценки, несмотря на сопротивление, трудности, неудачу или противодействие

Профессионализм — оценщик не занимается личными делами (телефонные звонки и т. д.) во время оценки. Не делает негативных комментариев о персонале ООС. Воздерживается от негативных комментариев об ОА. Не рекомендует консультантов (друзей, коллег и т.д.). Воздерживается от продажи собственных консультационных услуг во время оценки

Уважительность — проявление уважения к другим (оценщик не делает пренебрежительные или унизительные комментарии, учитывает экспертные мнения других оценщиков)

Ответственность — выделение времени и ресурсов, необходимых для завершения оценки

Самоконтроль/самодисциплина — способность не терять самообладание и оставаться спокойным при проведении оценок

Толерантность — справедливость и объективность по отношению к другим, мнения и практика которых отличаются от собственных

Открытость — способность оценивать альтернативные решения и готовность рассмотреть альтернативные идеи или точки зрения для достижения тех же результатов

Желание учиться

Умение работать вместе с другими людьми

Участие в развитии профессиональных навыков (профессиональное образование, совещания оценщиков по гармонизации (достижению согласованности действий), а также разработка политики и процедур ОА)

Способность не поддаваться чрезмерному влиянию других (оценщик демонстрирует, что никто никого не принуждает к принятию неправильного или неточного решения)

Знание типичных особенностей поведения человека (умение прочесть аудиторию)

Адаптивность — способность адаптировать планы оценки в зависимости от обстоятельств

Таблица 3

D. БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ (ДЛЯ ВСЕХ ОЦЕНЩИКОВ)

D.1 Базовые математические навыки

Умение выполнять простые математические операции, относящиеся к расчету дней/ времени аудита, а также дней/времени проведения оценки, проводить выборки на нескольких площадках и составлять планы выборки

Сбор информации для решения проблемы

Сравнение чисел

Базовое понимание финансовой сферы

Осуществление приблизительных расчетов

Выполнение простых математических операций сложения, вычитания, умножения и деления

Умение пользоваться калькулятором

D.2 Коммуникативные навыки

Владение письменной речью (четкое и краткое выражение мыслей письменно, навыки составления отчетов)

Владение устной речью (эффективное общение вне зависимости от языковых барьеров, умение объяснять информацию)

Навыки невербального общения/знание языка тела

Методы наблюдения

Методы опроса

Навыки восприятия на слух

Навыки межличностного общения

Понимание прочитанного

Способность анализировать и обобщать информацию

D.3 Базовые компьютерные навыки

Базовая компьютерная грамотность

Ввод данных с клавиатуры

Ввод данных с клавиатуры

D.4 Административные навыки

Конспектирование

Организованность

Методичность/внимание к деталям

Организация рабочего времени

Своевременность/оперативность/пунктуальность

D.5 Физические способности1)

Определение размера, формы и температуры или структуру предметов на ощупь (если это применимо)

Умение записывать или печатать на высокой скорости

Ведение беседы или общение в определенной манере

Возможность слышать речь

Личная гигиена/подходящая одежда/одежда для оценки (предусмотренные для персонала ООС)

Физическая выносливость

Способность работать в помещении и на улице

Способность работать в ограниченном пространстве (если применимо)

Приложение ДА (справочное)

Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным и межгосударственным стандартам

Таблица ДА. 1

Обозначение ссылочного международного стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование соответствующего национального, межгосударственного стандарта

ISO/IEC 17011

IDT

ГОСТ ISO/IEC 17011—2018 «Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия»

Примечание — В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов:

- IDT — идентичный стандарт.

УДК 658.562:006.354

ОКС 03.120.20


Ключевые слова: компетентность оценщиков, органы по аккредитации, органы по оценке соответствия, профиль компетентностей

Редактор Л. В. Каретникова Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор М.И. Першина Компьютерная верстка ЛА. Круговой

Сдано в набор 28.03.2022. Подписано в печать 31.03.2022. Формат 60х841/8. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 1,86. Уч.-изд. л. 1,68.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении в ФГБУ «РСТ» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.

1

) Следует отметить, что некоторые физические способности, описанные в приложении 2, D.5, могут быть достигнуты с помощью других механизмов, определенных ОА (например, оценщик, который не слышит речь, может заключить альтернативные договоренности с ОА для достижения целей оценки).