ГОСТ Р 56264-2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАДЛЕЖАЩАЯ ПРАКТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ
Руководство по устоявшейся практике в области оценки соответствия
Good regulatory practice. Conformity assessment good practice guide
ОКС 03.120.20
Дата введения 2016-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН ООО "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2014 г. N 1850-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Оценка соответствия представляет собой вид деятельности, которая направлена на демонстрацию соответствия продукции, процессов, систем, персонала или организации в целом заданным требованиям. Оценка соответствия включает действия, обеспечивающие гарантии выполнения требований, установленных в таких документах, как международные, региональные или национальные стандарты, руководства или другие нормативные документы.
Быстрым развитием технологий, интеграцией экономических и производственных систем и возросшим уровнем международной торговли обусловлена необходимость объединения процессов и систем оценки соответствия. Гармонизированные стандарты все в большей степени признаются как единственный эффективный способ повышения конкуренции и устранения технических барьеров в торговле. Однако в сфере оценки соответствия использование гармонизированной международной политики менее развито, и все еще сохраняются различия в практике и подходах, что может повлечь дополнительные затраты со стороны предпринимателей, экспортеров и потребителей и создать проблемы для регулирующих органов и промышленности во всех государствах, включая развивающиеся страны.
Развитие национальной, международной и региональной системы оценки соответствия и системы оценки соответствия для частного сектора также заслуживает внимания. Эти системы обеспечивают доверие своих пользователей (включая промышленность, законодателей и потребителей) к предоставляемым услугам и способствуют мировому признанию благодаря множеству используемых методов. Кроме того, декларирование соответствия все чаще становится залогом эффективной реализации продукции в разных отраслях экономики.
Различные процедуры и требования системы оценки соответствия, а также отсутствие механизма признания ее результатов, могут сдерживать обмен товарами и услугами. Следует предпринимать усилия, чтобы обеспечить выполнение требований всех заинтересованных сторон в разработке систем и процедур оценки соответствия, гарантировать отсутствие дискриминации и прозрачность, что позволит избежать ненужных препятствий в торговле. Члены сообщества по оценке соответствия поощряются для участия в разработке международных стандартов и руководств как основы деятельности по оценке соответствия и создания систем оценки, а также для обмена информацией и выработке доверия к системе с целью расширения своих знаний и признания других систем и подходов.
Настоящий стандарт представлен в форме, удобной для пользования органами по оценке соответствия, органами по аккредитации и другими заинтересованными сторонами на международном, региональном, национальном или муниципальном уровнях. Настоящий стандарт предназначен для использования вместе с национальными, международными стандартами или руководствами, касающимися деятельности по оценке соответствия, или в процессе их подготовки, а также может быть использован вместе с Соглашением ВТО по техническим барьерам в торговле.
Выполнение требований, установленных в настоящем стандарте, является добровольным, оно предназначено для поддержки деятельности по оценке соответствия, которая характеризуется открытостью, прозрачностью, объективностью, обоснованностью и эффективностью.
1 Область применения
Настоящий стандарт определяет устоявшуюся практику для всех элементов процесса оценки соответствия, включая нормативные документы, органы, системы, схемы и результаты.
Настоящий стандарт предназначен для использования отдельными лицами и организациями в целом, которые хотят обеспечивать и продвигать оценку соответствия или воспользоваться полезными и надежными услугами, предоставляемыми в этой области. К ним относятся законодательные органы, представители торговли, поверочные и испытательные лаборатории, органы контроля, органы по сертификации, органы регистрации/сертификации систем менеджмента, органы по сертификации персонала, органы по аккредитации, организации, предоставляющие декларации соответствия, разработчики и руководители систем и схем оценки соответствия, пользователи систем оценки соответствия.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 оценка соответствия (conformity assessment): Доказательство того, что заданные требования к продукции, процессу, системе, лицу или органу выполнены.
Примечания
1 Оценка соответствия включает в себя такие виды деятельности, определяемые в настоящем стандарте, как испытание, контроль и сертификация, а также аккредитация органов по оценке соответствия.
2 Выражение "объект оценки соответствия" или "объект" используется в настоящем стандарте для обозначения конкретного материала, продукции, установки, процесса, системы, лица или органа, к которым применима оценка соответствия. Термин "продукция" включает в свое определение также и понятие "услуга".
[ГОСТ ISO/IEC 17000:2012, пункт 2.1]
2.2 деятельность по оценке соответствия первой стороной (first-party conformity assessment activity): Деятельность по оценке соответствия, которую осуществляет лицо или организация, предоставляющее(ая) объект.
Примечание - Понятия "первая сторона", "вторая сторона" и "третья сторона", используемые для характеристики видов деятельности по оценке соответствия с учетом данного объекта, не следует путать с юридической идентификацией соответствующих сторон какого-либо контракта.
[ГОСТ ISO/IEC 17000:2012, пункт 2.2]
2.3 деятельность по оценке соответствия второй стороной (second-party conformity assessment activity): Деятельность по оценке соответствия, которую осуществляет лицо или организация, заинтересованное(ая) в объекте как пользователь.
Примечание - Лицами или организациями, осуществляющими деятельность по оценке соответствия второй стороной, являются, например, покупатели или пользователи продукции или потенциальные потребители, желающие довериться системе менеджмента поставщика или организации, представляющей их интересы.
[ГОСТ ISO/IEC 17000:2012, пункт 2.3]
2.4 деятельность по оценке соответствия третьей стороной (third-party conformity assessment activity): Деятельность по оценке соответствия, которую осуществляет лицо или орган, независимое(ый) от лица или организации, предоставляющего(ей) объект, и от пользователя, заинтересованного в этом объекте.
Примечание - Критерии независимости органов по оценке соответствия и органов по аккредитации представлены в международных стандартах и руководствах, применяемых с учетом характера их деятельности.
[ГОСТ ISO/IEC 17000:2012, пункт 2.4]
2.5 орган по оценке соответствия (conformity assessment body): Орган, оказывающий услуги по оценке соответствия.
Примечание - Орган по аккредитации не является органом по оценке соответствия.
[ГОСТ ISO/IEC 17000:2012, пункт 2.5]
2.6 орган по аккредитации (accreditation body): Полномочный орган, который проводит аккредитацию.
Примечание - Обычно орган по аккредитации получает полномочия от правительства.
[ГОСТ ISO/IEC 17000:2012, пункт 2.6]
2.7 система оценки соответствия (conformity assessment system): Правила, процедуры и менеджмент, используемые для выполнения оценки соответствия.
Примечание - Системы оценки соответствия могут действовать на международном, региональном или национальном уровне.
[ГОСТ ISO/IEC 17000:2012, пункт 2.7]
2.8 схема оценки соответствия (программа оценки соответствия) (conformity assessment scheme, conformity assessment programme): Система оценки соответствия, относящаяся к определенным объектам оценки соответствия, к которым применяются одни и те же заданные требования, определенные правила и процедуры.
Примечание - Схемы оценки соответствия могут действовать на международном, региональном или национальном уровне.
[ГОСТ ISO/IEC 17000:2012, пункт 2.8]
2.9 доступ (доступ к системе или схеме) (access, access to a system or scheme): Возможность для заявителя получить оценку соответствия согласно правилам системы или схемы.
[ГОСТ ISO/IEC 17000:2012, пункт 2.9]
2.10 участник (участник системы или схемы) (participant, participant in a system or scheme): Орган, действующий согласно принятым правилам и не имеющий возможности участвовать в менеджменте системы или схемы.
[ГОСТ ISO/IEC 17000:2012, пункт 2.10]
2.11 член (член системы или схемы) (member, member of a system or scheme): Орган, действующий согласно принятым правилам и имеющий возможность участвовать в менеджменте системы или схемы.
[ГОСТ ISO/IEC 17000:2012, пункт 2.11]
3 Принципы, касающиеся установившейся практики в области оценки соответствия
3.1 Общие положения
Настоящий раздел включает общие принципы, касающиеся установившейся практики в области оценки соответствия, которые систематизированы следующим образом: нормативные документы по оценке соответствия, деятельность по оценке соответствия, системы и схемы по оценке соответствия, результаты оценки соответствия.
3.2 Нормативные документы по оценке соответствия
Нормативные документы по оценке соответствия (например, стандарты, руководства и процедуры), используемые органами по оценке соответствия и органами по аккредитации для осуществления их работы и деятельности, должны:
а) быть прозрачными, открытыми, объективными и понятными;
б) соответствовать требованиям регламентов и потребностям рынка;
в) соответствовать уровню технического прогресса;
г) соответствовать уровню технической компетентности соответствующих органов;
д) способствовать тому, чтобы можно было избежать ненужных препятствий в торговле (соблюдение принципов недискриминации и национального режима торговли);
е) быть разработаны с целью непосредственного использования в процессе оценки соответствия первой, второй и третьей сторонами;
ж) принимать во внимание публикации и документы, касающиеся совместной работы с развивающимися странами и способы их применения в этих странах.
3.3 Деятельность по оценке соответствия
Все организации, вовлеченные в деятельность по оценке соответствия, включая органы по оценке соответствия и органы по аккредитации, должны:
а) основываться в своей работе, насколько это возможно, на национальных и международных стандартах и руководствах, разработанных на основе консенсуса;
б) иметь такую систему менеджмента и работать так, чтобы обеспечить достаточно обоснованный уровень гарантии соответствия продукции, процессов, систем, персонала или органов установленным требованиям;
в) защищать любую конфиденциальную информацию;
г) осуществлять свою деятельность с профессиональной честностью, соблюдать этические нормы, избегать конфликтов интересов;
д) быстро, справедливо и результативно рассматривать заявки, проводить оценки и доводить информацию до сведения клиентов;
е) рассматривать жалобы или апелляции (если таковые имеются) быстро, справедливо и результативно и принимать поправки, если они обоснованы;
ж) подготавливать необходимые отчеты о деятельности по оценке соответствия и сохранять эти отчеты на период действия договорных и юридических обязательств. Отчеты должны включать соответствующую документацию в случае принятия любых решений об отказе, отмене, приостановке или окончании срока разрешения на использование сертификата соответствия;
и) хранить и оперативно предоставлять имеющуюся информацию обо всех предлагаемых услугах и их оплате, так же как и информацию о выданных или предоставляемых сертификатах, областях аккредитации и т.д.;
к) подвергаться контрольным проверкам (если необходимо);
л) доказывать свою компетентность с помощью соответствующего механизма (например, аккредитации, экспертной оценки);
м) предоставлять полный письменный отчет о процедурах оценки соответствия, в котором указывать, если это необходимо, любые несоответствия или изменения;
н) гарантировать, в случае использования знака соответствия, что правила или условия, касающиеся его применения, защищены от любого несанкционированного использования;
п) принимать во внимание публикации, касающиеся совместной работы с развивающимися странами и их применения в этих странах.
Примечание - В перечислении б) имеется в виду обеспечение соответствующей технической компетентности с целью повышения эффективности принятия результатов оценки соответствия.
3.4 Системы и схемы оценки соответствия
Системы и схемы оценки соответствия должны:
а) применяться органом или органами, придерживающимися принципов, указанных в 4.3;
б) разрабатываться и применяться в прозрачной, открытой форме, без дискриминации и быть надежными;
в) разрабатываться и применяться таким образом, чтобы не создавать ненужных барьеров в торговле;
г) предназначаться для определенного объекта или отрасли промышленности, чтобы облегчить признание результатов оценки соответствия;
д) применяться на основе правил и схем, которые подтверждены документально и предоставляются заинтересованным сторонам своевременно и по обоснованному требованию и определяют элементы, включающие:
- критерии и способы доступа к системе или схеме;
- условия проверки документации;
- технические требования и/или стандарты, которые лежат в основе системы или схемы;
- условия достижения и подтверждения демонстрации соответствия;
- условия документального оформления разрешения на применение сертификата соответствия;
- условия соблюдения принципа целостности, объективности и компетентности;
- идентифицируемые, практичные и легкодоступные механизмы непредвзятого рассмотрения любой апелляции или жалобы по процедуре или материальным вопросам.
3.5 Результаты оценки соответствия
Результаты оценки соответствия (отчеты по проведению оценки, протоколы испытаний, декларации, сертификаты, знаки и т.д.) должны:
а) быть недвусмысленными, точно выраженными, понятными и не должны вводить в заблуждение;
б) отражать заданные требования (например, стандартов, руководств, регламентов или технических условий), на соответствие которым проводились работы по оценке соответствия, применимую область оценки и способы получения результатов (например, путем аккредитации, официального признания и экспертной оценки);
в) находиться в ведении органа по оценке соответствия, быть в рамках системы или схемы и, сохраняя конфиденциальность информации, должны быть доступны (по требованию), а также быть сопоставимы для облегчения понимания или признания.
Приложение А
(справочное)
Принципы оценки соответствия
А.1 Функциональный подход
А.1.1 Оценка соответствия - это последовательность трех функций, удовлетворяющих требованиям или потребностям в доказательстве того, что заданные требования выполняются:
- выбор;
- определение;
- проверка и подтверждение соответствия.
Такие доказательства могут придать дополнительную уверенность и при утверждении о том, что заданные требования выполняются, повышая доверие пользователей к декларациям соответствия. В качестве заданных требований нередко используются стандарты, так как они являются документами, отражающими консенсус по тем вопросам, которые хотят решить в данной ситуации. В результате оценка соответствия часто рассматривается как деятельность, связанная со стандартами.
А.1.2 Оценка соответствия может применяться к продукции (включая услуги), процессам, системам и персоналу, а также к тем органам, которые предоставляют услуги по оценке соответствия. Для удобства понятие "объект оценки соответствия" применяется для общей ссылки на один или все подобные объекты.
А.1.3 Каждая из категорий пользователей по оценке соответствия имеет свои конкретные потребности. В результате возникает многообразие различных видов деятельности по оценке соответствия. Однако в основе всех видов деятельности по оценке соответствия лежит один общий подход, как показано на рисунке А.1.
Рисунок А.1 - Функциональный подход к оценке соответствия
А.1.4 Контур А на рисунке А.1 обозначает функцию оценки соответствия. Конкретные виды деятельности в каждой функции могут меняться от одного вида оценки соответствия к другому, основываясь на потребностях пользователя, характере заданных требований и объекте оценки соответствия.
А.1.5 Контур В на рисунке А.1 обозначает выход из функции и вход в следующую функцию. Характер выхода меняется в зависимости от предпринимаемых конкретных видов деятельности.
А.1.6 Сплошные стрелки на рисунке А.1 связывают функции оценки соответствия и их выходы/входы. Пунктирные стрелки указывают на возможные потребности или требования к оценке соответствия.
А.1.7 Деятельность по оценке соответствия можно охарактеризовать как деятельность первой стороны, второй стороны или третьей стороны. В целом для каждой из этих категорий деятельность по оценке соответствия находится под контролем или руководством отдельного лица или органа, указанного в определении, и заключительное решение, которое лежит в основе подтверждения соответствия, выносится отдельным лицом или органом, указанным в определении.
А.2 Выбор
А.2.1 Выбор включает планирование и подготовку действий для сбора или представления всей информации, и вход, необходимый для перехода к следующей функции определения. Действия в рамках функции выбора различаются по числу и сложности.
А.2.2 Объектом может быть большое число идентичных изделий, текущее производство, непрерывный процесс или система или он может рассредоточиваться по различным местоположениям. В таких случаях может возникнуть необходимость принятия во внимание соображений относительно отбора проб или образцов, которые используются для функции определения. Например план отбора проб речной воды, связанный с доказательством того факта, что требования к установлению степени ее загрязнения были выполнены, следует считать примером масштабной и значительной деятельности по отбору проб. Однако иногда объектом может быть совокупность объектов, например, когда одно отдельно взятое изделие является совокупностью изделий, подвергающихся оценке соответствия. Даже в таких случаях отбор проб может быть необходим для выбора части целого объекта, которая является представительной частью целого (например, выбор критических деталей моста для определения усталости материала).
А.2.3 Кроме того, может возникнуть необходимость конкретизации требований. В подобных случаях особое внимание следует уделить стандарту или другим ранее действовавшим требованиям. Ранее действовавшие требования к определенному объекту оценки соответствия надо применять осторожно и избирательно. Например, в случае применения требований стандарта, разработанного для металлических труб, к трубам из пластмассы. В некоторых случаях может действовать только общий комплекс требований, который должен быть расширен применительно к оценке соответствия, чтобы стать понятным и приемлемым для пользователя. Например, правительственный орган, принимающий регламенты, может потребовать недопустимости неприемлемого риска по безопасности (общее требование) для продукции и ожидать от органа по сертификации установления специальных требований к отдельным сертифицированным продуктам или видам продуктов. Или может возникнуть необходимость в том, чтобы больше внимания уделялось общим требованиям системы менеджмента, если данная система направлена на выполнение конкретных эксплуатационных требований.
А.2.4 Выбор может также включать отбор наиболее подходящих процедур (например, методов испытания или контроля), применяемых для действий функции определения. Нередко для осуществления действий для функции определения должны разрабатываться новые или применяться измененные методы. Рассмотрение методов может включать выбор местоположения и соответствующих условий или персонала для их выполнения.
А.2.5 Наконец, для надлежащего осуществления действий в рамках функции определения может потребоваться дополнительная информация, чтобы доказать эффективное выполнение заданных требований. Например, область испытаний, необходимая для аккредитации лаборатории, должна быть определена до осуществления соответствующей деятельности по определению. Или может потребоваться описание услуги для осуществления соответствующих действий по определению. Кроме того, действием по определению может являться только анализ информации, и эта информация должна быть идентифицирована и собрана. Например, могут потребоваться копии инструкции по пользованию изделием или предупреждающие маркировки.
А.2.6 На рисунке А.1 вся информация, пробы (если применяется отбор проб), решения и другой выход из функции выбора представлены как "информация о выбранных объектах".
А.3 Определение
А.3.1 Действия по определению предпринимаются с целью раскрытия полной информации о выполнении заданных требований объектом оценки соответствия или его образцом. Некоторые виды действий по определению приведены в разделе 4.
Действия по определению могут применяться вместе с "системой" или "схемой" при описании систем или схем оценки соответствия, которые включают вид указанного действия по определению. Таким образом, "система экспертной оценки" - это система оценки соответствия, которая включает экспертную оценку в качестве действия по определению.
А.3.2 Различные действия в рамках функции по определению не имеют специального названия или обозначения. Примером является изучение или анализ проектной документации или другой описательной информации, касающейся заданных требований. Отдельные виды оценки соответствия (например, проведение испытаний, сертификация, аккредитация) могут иметь термины, установленные для действий в рамках функции определения, которые являются единственными для данного вида. В настоящем стандарте или на практике нет общего термина для представления всех действий в рамках функции определения.
А.3.3 Следует четко различать действия в рамках функции определения, охарактеризованные как проведение испытаний или контроль.
А.3.4 На рисунке А.1 все выходные данные функции определения представлены как "информация по выполнению заданных требований". Выходные данные - это сочетание входных данных в функцию определения и вся информация, полученная в результате деятельности по определению. Выход обычно формируется таким образом, чтобы облегчить действия в рамках функции проверки и подтверждения соответствия.
А.4 Проверка и подтверждение соответствия
А.4.1 Проверка является завершающей стадией сопоставления перед принятием важного решения о том, в полном ли объеме было доказано выполнение заданных требований объектом оценки соответствия. Если эти требования выполнены в полном объеме, то результатом подтверждения соответствия является декларация, которая в кратчайшие сроки доводится до всех потенциальных пользователей. "Декларация о соответствии" - это общеупотребительное выражение, подразумевающее, что выполнение заданных требований было продемонстрировано.
А.4.2 Если выполнение заданных требований не было доказано, то в отчете может содержаться заключение о несоответствии.
А.4.3 Термины "декларация", "сертификация" и "аккредитация", которые определяются только как виды подтверждения соответствия, могут применяться вместе с "системой" или "схемой" при описании систем или схем оценки соответствия, которые включают вид деятельности по подтверждению соответствия, определенной как завершающий этап. Таким образом, система сертификации - это система оценки соответствия, которая включает выбор, определение, проверку и, наконец, сертификацию в качестве деятельности по подтверждению соответствия.
А.4.4 На рисунке А.1 все выходные данные из функции проверки и подтверждения соответствия представлены как "выполнение заданных требований".
А.5 Необходимость инспекционного контроля
А.5.1 Оценка соответствия может быть завершена, когда получено подтверждение соответствия. Однако в некоторых случаях допустимо систематическое повторение функций, приведенных на рисунке А.1, для обоснованности достоверности декларации, сделанной в результате подтверждения соответствия. Потребности пользователей стимулируют такие действия. Например, объект оценки соответствия может со временем изменяться, что отрицательно влияет на продолжение выполнения заданных требований, или пользователи могут потребовать дополнительных доказательств того, что заданные требования выполнены. Например, при непрерывном производстве продукции.
А.5.2 Действия по инспекционному контролю планируются с целью подтверждения обоснованности действующей декларации, сделанной в результате подтверждения соответствия. Для этого обычно не требуется полного повторения первичной оценки при каждом повторном инспекционном контроле. Таким образом, действия для каждой функции, представленные на рисунке А.1, во время инспекционного контроля могут быть сокращены или отличаться от действий при первичной оценке.
А.5.3 Действия в рамках функции выбора проводятся как при первичной оценке, так и при инспекционном контроле. Однако при инспекционном контроле могут быть выбраны совсем другие действия. Например, испытания продукции могут быть выбраны при первичной оценке. В процессе инспекционного контроля может быть проведена проверка для того, чтобы определить, что образец продукции является тем же самым, что и первоначально испытанный образец. Действительно, в функции выбора действия могут время от времени меняться, основываясь на информации о предыдущих повторяющихся проверках и других входных данных. Текущий анализ риска или анализ ответной реакции рынка относительно реального выполнения заданных требований может быть частью действий в рамках функции выбора в процессе инспекционного контроля.
А.5.4 Действия в рамках функции выбора заданных требований также могут различаться. Например, при любом повторном инспекционном контроле может быть выбрана только подгруппа заданных требований. Или, по аналогии, может быть выбрана только часть объекта оценки соответствия для определения действий при инспекционном контроле; например только часть аккредитованного органа по сертификации может подлежать аудиту.
А.5.5 Как указывалось выше, различные действия в рамках функции выбора могут привести к различным действиям в рамках функции определения для целей инспекционного контроля. Однако, как при первичной оценке, так и при инспекционном контроле, выходные данные функции выбора определяют действия в рамках функции определения и способ их выполнения.
А.5.6 Функция проверки и подтверждения соответствия также применяется как при первичной оценке, так и при инспекционном контроле. При инспекционном контроле проверка всех входных и выходных данных на рисунке А.1 ведет к принятию решения о том, действительно ли декларация сделана по результатам подтверждения соответствия. Во многих случаях не предпринимается никакого специального действия, если декларация еще действительна. В других случаях, например при расширении области аккредитации, может быть оформлена новая декларация о соответствии.
А.5.7 Если принято решение о том, что декларация соответствия больше недействительна, необходимы определенные меры по информированию пользователей, например о том, что область распространения подтверждения соответствия сокращена или что действие декларации приостановлено или прекращено.
Приложение Б
(справочное)
Родственные термины, определенные в других документах
Б.1 Общие термины, имеющие специфические значения в других стандартах ИСО/МЭК серии 17000
Б.1.1 Сложные термины, определенные применительно к ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011-2009 и относящиеся к аккредитации:
- логотип органа по аккредитации;
- аттестат аккредитации;
- знак аккредитации;
- аккредитация в дополнительной области;
- аккредитация с сокращением области;
- область аккредитации;
- приостановление аккредитации.
Б.1.2 Сложные термины, определенные применительно к ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024-2011 и относящиеся к сертификации отдельных лиц:
- компетентность;
- оценивание;
- эксперт;
- квалификация.
Б.1.3 Сложные термины, определенные применительно к ГОСТ Р ИСО/МЭК 17030-2007 и относящиеся к знакам соответствия:
- эмитент знака соответствия третьей стороны;
- владелец знака соответствия третьей стороны;
- знак соответствия третьей стороны.
УДК 658.562.014:006.354 | ОКС 03.120.20 |
Ключевые слова: оценка соответствия, орган по оценке соответствия, подтверждение соответствия, программа оценки соответствия, схема оценки соответствия |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2020