allgosts.ru03. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ, УПРАВЛЕНИЕ И КАЧЕСТВО. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ.03.120. Качество

ГОСТ Р 53729-2009 Качество услуги «Предоставление виртуальной частной сети (VPN)». Показатели качества

Обозначение:
ГОСТ Р 53729-2009
Наименование:
Качество услуги «Предоставление виртуальной частной сети (VPN)». Показатели качества
Статус:
Действует
Дата введения:
01/01/2011
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.120.10

Текст ГОСТ Р 53729-2009 Качество услуги «Предоставление виртуальной частной сети (VPN)». Показатели качества

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫМ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТР

53729-

2009

КАЧЕСТВО УСЛУГИ «ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ ЧАСТНОЙ СЕТИ (VPN)»

Показатели качества

Издание официальное

Москва

Стандартииформ

2011

ГОСТ Р 53729—2009

Предисловие

Цели и принципы стандартизации е Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения »

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Учреждением «Центр сертификации услуг связи»

2 ВНЕСЕН Управлением развития. информационногообеспечвмияиаккредитацииФедерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства ло техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 1193-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В с/тучае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

© Стандартинформ.2011

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р 53729—2009

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЧЕСТВО УСЛУГИ

«ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ ЧАСТНОЙ СЕТИ (VPN). Показатели качества

Quality of service «allocation of the Virtual Private Network*. Quality indices

Дата введения — 2011—01—01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает номенклатуру основных показателей качества услуги предоставления виртуальной частной сети (Virtual Private Network — VPN), рекомендуемых для целей управления качеством услуг связи и совершенствования обслуживания пользователей услуг связи.

Настоящий стандарт предназначен для использования представителями государственных органов. осуществляющих регулирование в области связи, научными и проектными организациями при разработке и проектировании сетей и служб, при разработке стандартов в области связи, хозяйствующими субъектами, действующими в области оказания услуг предоставления виртуальной частной сети, контролирующими их органами, включая органы сертификации, а также пользователями услуг связи.

На основании данного стандарта хозяйствующими субъектами, действующими в области оказания услуг предоставления виртуальной частной сети, могут разрабатываться собственные (внутренние) нормативные документы, определяющие систему показателей качества на услугу предоставления виртуальной частной сети.

Нормы, конкретные требования к показателям качества, значения этих показателей и методы их контроля (оценки) должны быть определены соответствующей нормативной документацией, утверждаемой в установленном порядке.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 53724—2009 Качество услуг связи. Общие положения

ГОСТ Р 53731—2009 Качество услуг связи. Термины и определения.

3 Термины и определения

8 настоящем стандарте применены термины по Г ОСТ Р 53731. а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 абонент: Пользователь услуг связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

3.2 виртуальная частная сеть (Virtual Private Network — VPN): VPN: Территориально распределенная корпоративная логическая сеть, создаваемая на базе уже существующих сетей (локальных корпоративных сетевых структур, сетей связи общего пользования, сети Интернет, сетей связи операторов связи), имеющая сходный с основной сетью набор услуг и отличающаяся высоким уровнем защиты данных.

Издание официальное

1

ГОСТ Р 53729—2009

3.3 оператор связи: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.

3.4 точка доступа к услуге (Service Access Point — SAP): Интерфейс, на котором оператор предоставляет услугу и гарантирует согласованный с абонентом уровень качества услуги.

3.5 услуга предоставления виртуальной частной сети: Совокупность действий оператора связи по построению и обеспечению функционирования виртуальной частной сети абонента с произвольной топологией на основе сетевой инфраструктуры оператора.

4 Качество услуги «Предоставление виртуальной частной сети (VPN)»

4.1 Общее описание услуги

4.1.1 Услуга заключается, в первую очередь, в предоставлении исполнителем (оператором связи) возможности абонентам объединить локальные сети удаленных офисов в единую корпоративную сеть на основе технологии VPN.

4.1.2 Для построения виртуальных частных сетей исполнитель (оператор) может использовать разные технологии:

- выделенные каналы.

- протокол ретрансляции кадров (Frame Relay — FR).

. шифрование туннелей в сети Интернет.

• многопротокольную коммутацию по меткам (Multi Protocol Label Switching — MPLS),

- беспроводные технологии и др.

4.1.3 возможны несколько видов топологии виртуальной частной сети:

• «каждыйскаждым»,

• «звезда)».

• «без полной связности».

4.1.4 При оказании услуги исполнитель (оператор) обязан обеспечить предоставление абоненту:

а) достулаксоответствующейсети VPN;

б) возможности интегрированной передачи по сети VPN (согласно классу обслуживания): данных различных видов, голосовой информации, видео*, факсимильных сообщений.

Оператор связиобяэанустранятьеустановленные сроки неисправности, препятствующие пользованию услугой.

4.1.5 Деятельность по оказанию услуги «Предоставление виртуальной частной сети (VPN)» включает следующие основные этапы:

- предоставление доступа к услуге (4.1.7):

• собственно оказание услуги в штатном режиме (4.1 .в):

- расчеты за услугу (4.1.0):

- обслуживание обращений абонента (4.1.10);

- техническая поддержка услуги (4.1.11).

Каждый этап характеризуется рядом потребительских свойств. Для оценки потребительских свойств используются показатели качества.

4.1.6 Оказание услуги осуществляется оператором в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами в области связи.

4.1.7 Доступ к узлу сети оператора может быть организован: с использованием выделенных цифровых каналов, путем подключения через мультисервисные сети других операторов.

Показатели качества услуги VPN. характеризующие этап предоставления доступа к услуге, предназначены для того, чтобы оценить основное потребительское свойство этого этапа — своевременность и (или) скорость выполнения работ.

4.1.8 Собственно оказание услуги в штатном режиме производится при выполнении следующих условий:,

- заключен договор между абонентом иопвратором;

• абонентом выполнены условия договора в части оплаты;

- оператором обеспечена техническая возможность доступа куслуге.

Показатели качества услуги VPN. характеризующие этап собственно оказания услуги в штатном режиме, предназначены для того, чтобы оценитьследующие основные потребительские свойства этого этапа:

- доступность сети;

• качество передачи пользовательской информации.

2

ГОСТ Р 53729—2009

Границы ответственности оператора за качество предоставляемой услуги определяются в SAP. что оговаривается условиями договора.

SAP всегда находится на оборудовании оператора [3].

4.1.9 Расчеты за услугу, их порядок и форма определяются условиями заключенного договора между абонентом и оператором. Показатели качества услуги VPN. характеризующие этап расчетов за услугу, предназначены для того, чтобы оценить основное потребительское свойство этого этапа ~ правильность расчетов за услугу.

4.1.10 Обращения абонента к оператору могут быть вызваны следующими причинами:

- возникшими претензиями:

• потребностью получить данные, связанныес предоставлением услуги;

• потребностью получить справочную информацию;

• техническими неисправностями и др.

Оператор обязан предоставлять абонентам данные, касающиеся предоставления услуг, а также оказывать пользователям информационно-справочные услуги: обязательные (бесплатные)и другие, по собственному усмотрению (платные) [1]. (2], {3}.

Операторобяэанбесллатноприниматьот абонентов информациюотехнических неисправностях.

Действия (или бездействие) оператора связи, касающиеся предоставления услуги, могут быть обжалованы абонентом.

Показатели качества услуги VPN, характеризующие этап обслуживания обращений абонентов, предназначены для того, чтобы оценить следующие основные потребительские свойства этого этапа:

• доступность служб оператора;

• своевременность и (или) скорость обслуживания:

• качество обслуживания.

4.1.11 Техническая поддержка услуги заключается в устранении службами оператора неисправностей. препятствующих или затрудняющих пользование услугой. Службы оператора обязаны устранять неисправности в установленные сроки и по договоренности с абонентом.

Показатели качества услуги VPN. характеризующие этап технической поддержки услуги, предназначены для того, чтобы оценить основное потребительское свойство этого этапа — своевременность и (или) скорость выполнения работ.

4.2 Показатели качества услуги VPN

Основные показатели качества услуги VPN приведены в таблице 1.

Таблица 1— Основные показатели качестве услуги «Предоставление виртуальной частной сети (VPN)»

Показатели качества

Примечание

Предоставление доступа к услуге

Своевременность и (или) скорость выполнения работ:

Доля заявок на подключение услуги, обслуженных в пределах установленной нормы

Собственно оквзание услуги в штатном режиме

Доступность сети:

Коэффициент готовности оборудования сети оператора

Время восстановления оборудования сети операторе

Качество передачи пользовательской информации:

Процент потерянных пакетов

Для протокола IP

Средние сетевые задержки пакетов

Средние колебания сетевых задержек пакетов

Время переноса кадре

Для протоколе FR

Коэффициент потери кадров

Расчеты эв услуги

Правильность расчетов за услуги.

Доля обоснованных претензий, связанных с расчетами за услуги, а общем количестве обоснованных претензий абонентов

3

ГОСТ Р 53729—2009

Окончание таблицы 1

Показатели качества

Примечание

Обслуживание обращений абонента

Доступность служб оператора:

Доля успешных вызовов службы

Своевременность и (или) скорость обслуживания:

Доля обращений, обслуженных в пределвх установленных норм (по видам обращений)

Качество обслуживания:

Доля пользователей, удовлетворенных качеством обслуживания

Техническая поддержка услуги

Своевременность и (или) скорость выполнения работ:

Доля работ по устранению неисправностей, выполненных в пределах установленных сроков

ГОСТ Р 53729—2009

Библиография

(1) Федеральный закон РФ от07.07.2003 №126-ФЗ «О связи»

(2) Федеральный закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»

(3) Правила оказания услуг связи лопередвче данных. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 г. № 32

S

ГОСТ Р 53729—2009

УДК 006.1:654.01:658.64:006.354 ОКС 03.120.10 Т59

Ключевые слове: качество услуги, предоставление виртуальной частной сети, качество услуги, показатели качества услуги, термины и определения, описание услуги

Редактор В.А. Буиумова Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор ЕМ- Мупйнева Компьютерная верстка И.А . НапеиконоО

Сдано в набор 21.01.2011. Подписано а печать 31.01.2011. Формат 60 >

Печать офсетная Уел. печ. п. 0.93. Уч.-им. п. 0,60. Тираж

Бумага офсетная. 121 эха За». S3.

Гарнитура Ариал.

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ*. 123995 Москва. Гранатный пер . 4. info@goslmlo ти

Набрано во на ПЭВМ.

Отпечатано а филиале — тип. «Московский печатник». 105062 Москва. Лялин пер., в.