allgosts.ru03. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ, УПРАВЛЕНИЕ И КАЧЕСТВО. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ.03.120. Качество

ГОСТ Р 70045-2022 Гармонизация санкций, применяемых в отношении органов по оценке соответствия

Обозначение:
ГОСТ Р 70045-2022
Наименование:
Гармонизация санкций, применяемых в отношении органов по оценке соответствия
Статус:
Действует
Дата введения:
04.01.2022
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.120.20

Текст ГОСТ Р 70045-2022 Гармонизация санкций, применяемых в отношении органов по оценке соответствия

>

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ


ГОСТ Р 70045-2022


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГАРМОНИЗАЦИЯ САНКЦИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ОТНОШЕНИИ ОРГАНОВ ПО ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ

Издание официальное

Москва Российский институт стандартизации 2022

Предисловие

  • 1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным автономным учреждением «Национальный институт аккредитации» (ФАУ НИА) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 079 «Оценка соответствия»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 марта 2022 г. № 157-ст

  • 4 Настоящий стандарт идентичен международному документу IAF MD 7:2010 «Обязательный документ IAF по гармонизации санкций, применяемых в отношении органов по оценке соответствия» (IAF MD 7:2010 «IAF Mandatory Document for Harmonization of Sanctions to be applied to Conformity Assessment Bodies», IDT).

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного документа для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5—2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

  • 5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

© Оформление. ФГБУ «РСТ», 2022

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

Содержание

  • 1 Область применения

  • 2 Нормативные ссылки

  • 3 Введение санкций

  • 4 Возможные санкции

  • 5 Конкретные гармонизированные санкции

  • 6 Информационное сообщение

Приложение 1 (обязательное) Резолюция № 7 Совместной Генеральной Ассамблеи IAF-ILAC 2007, г. Сидней. Сертификация по стандартам аккредитации

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным и межгосударственным стандартам

Введение

Согласно ИСО/МЭК 17011 органы по аккредитации (ОА) должны иметь процедуры для приостановления аккредитации, прекращения аккредитации или сокращения области аккредитации (см. ИСО/МЭК 17011,7.13.1).

Целью настоящего стандарта является прояснение ситуаций, когда в отношении заявителя или аккредитованного органа по оценке соответствия (ООС) должны применяться санкции, и последующее необходимое взаимодействие, которое осуществляется ОА.

Следующие положения применимы не только для области IAF MLA, но и в отношении любой иной деятельности по аккредитации IAF, не только сертификации систем менеджмента. Другие ситуации остаются на усмотрение ОА.

В разделе 3 указаны некоторые ситуации, которые часто ведут к применению санкций со стороны ОА, а в разделе 4 описаны санкции, которые обычно применяются ОА.

В разделах 5 и 6 описаны конкретные случаи, требующие гармонизированного подхода со стороны всех ОА.

ГОСТ Р 70045—2022

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГАРМОНИЗАЦИЯ САНКЦИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ОТНОШЕНИИ ОРГАНОВ ПО ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ

Harmonization of Sanctions to be applied to Conformity Assessment Bodies

Дата введения — 2022—04—01

  • 1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к применению санкций в отношении аккредитованных органов по оценке соответствия и последующего необходимого сообщения со стороны органов по аккредитации.

  • 2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты [для датированных ссылок применяют только указанное издание, для недатированных — последнее издание (включая все изменения)]:

ISO/IEC 17011, Conformity assessment— Requirements for accreditation bodies accrediting conformity assessment bodies (Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия)

IAF-ILAC JGA 2007 Sydney Resolution 7 — Certification to accreditation standards (Резолюция № 7 Совместной Генеральной Ассамблеи IAF-ILAC 2007, г. Сидней) (см. приложение 1)

  • 3 Введение санкций

    • 3.1 Ситуации, ведущие к применению санкций в отношении заявителя или аккредитованного ООС, включают, но не ограничиваются следующим:

  • - неспособность решать вопросы с несоответствиями в соответствии с процедурами ОА;

  • - отрицательные результаты рассмотрения жалобы;

  • - неправильное использование/искажение символа аккредитации (см. ИСО/МЭК 17011:2004, 8.3.3 и примечание);

  • - неуплату обязательных платежей.

  • 4 Возможные санкции

    • 4.1 Возможные санкции включают, но не ограничиваются:

  • - интенсификацию надзора (офис, свидетельскую оценку или анализ документов);

  • - сокращение области аккредитации (включая географические зоны);

  • - приостановление аккредитации;

  • - прекращение аккредитации;

  • - публичное уведомление о сокращении области, приостановлении, прекращении аккредитации или о ненадлежащем заявлении об аккредитации;

  • - судебные иски.

Издание официальное

Примечания

  • 1 Применение санкций, изложенных в настоящем документе, не исключает возможности судебного иска со стороны третьих лиц, регулирующих органов, государственных органов или любых других заинтересованных сторон.

  • 2 Согласно 8.1.1 (д) ИСО/МЭК 17011 существует положение о возможности отказа ОА в предоставлении услуг, если ОА сочтет, что любое известное нарушение законов и правил со стороны ООС приведет к потере ОА своей репутации.

  • 5 Конкретные гармонизированные санкции

    • 5.1 Следующие ситуации требуют применения конкретных санкций со стороны ОА:

      • 5.1.1 Если доказаны факты мошеннического поведения со стороны ООС или намеренного предоставления им ложной информации, или умышленного нарушения правил аккредитации то ОА должен инициировать процесс прекращения аккредитации.

      • 5.1.2 Если ООС выдает сертификаты по какому-либо стандарту, являющемуся базовым для аккредитации (например, ИСО/МЭК 17025 или ИСО 15189), ОА должен инициировать процесс приостановки аккредитации, поскольку такая деятельность ООС невольно поставит ОА в ситуацию, когда предоставляемые им услуги совпадают с услугами, предоставляемыми ООС, что нарушает 4.3.6 ИСО/МЭК 17011. Дальнейшие действия ОА будут зависеть от действий ООС в возникшей ситуации.

Примечание — Воздействие, описанное в настоящем стандарте, не отменяет права ООС обжаловать решение согласно 7.10 ИСО/МЭК 17011.

  • 6 Информационное сообщение

    • 6.1 В каждой из ситуаций, упомянутых в 5.1.1 и 5.1.2, которые повлекли за собой приостановление или прекращение аккредитации, а также после любого решения по апелляции, принятого в соответствии с имеющейся в ОА процедурой для апелляций, ОА должен уведомить секретариат IAF о таком решении и его основаниях. Секретариат IAF в свою очередь должен довести информацию о таком решении до ОА-членов IAF в следующем формате:

«[наименование ОА] [«приостановил» или «прекратил»] аккредитацию [наименование ООС] с [дата] в связи с [причина приостановления/прекращения]».

Приложение 1 (обязательное)

Резолюция № 7 Совместной Генеральной Ассамблеи IAF-ILAC 2007, г. Сидней. Сертификация по стандартам аккредитации

Совместная Генеральная Ассамблея 1AF и ILAC, действуя по рекомендации Совместного комитета по тесному сотрудничеству (JCCC), постановляет, что в случаях, когда орган по оценке соответствия (ООС), аккредитованный органом по аккредитации (ОА), осуществляет сертификацию по любому стандарту, используемому в качестве основы для аккредитации ООС (например, ИСО/МЭК 17025 или ИСО 15189), ОА должен инициировать процесс приостановления действия аккредитации, поскольку такие действия ООС поставят ОА, против его воли, в положение предоставления таких же услуг, как и ООС, в нарушение 4.3.6 ИСО/МЭК 17011. Дальнейшие решения принимаются на основе действий, предпринятых ООС.

Все ОА, являющиеся членами IAF и ILAC, должны включать соответствующие положения о такой возможности в свои контракты с ООС.

Примечание — Согласно общепринятому мнению, ООС может проводить оценку субподрядчиков для подтверждения их соответствия требованиям ООС, в том числе на основе стандартов аккредитации, например, ИСО/МЭК 17025. В документации, выданной субподрядчикам после успешной оценки, следует четко указывать, что оценка отвечает исключительно целям субподряда и не является сертификацией или аккредитацией согласно ИСО/МЭК 17011.

Приложение ДА (справочное)

Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным и межгосударственным стандартам

Таблица ДА.1

Обозначение ссылочного международного стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование соответствующего национального и межгосударственного стандарта

ISO/IEC 17011

IDT

ГОСТ ISO/IEC 17011—2018 «Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия»

IAF-ILAC JGA 2007

*

  • * Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его принятия рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде стандартов.

Примечание — В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандарта:

  • - IDT — идентичный стандарт.

УДК 658.562:006.354

ОКС 03.120.20


Ключевые слова: гармонизация санкций, органы по оценке соответствия, органы по аккредитации

Редактор Л. В. Каретникова Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор Р.А. Ментова Компьютерная верстка Л.А. Круговой

Сдано в набор 28.03.2022. Подписано в печать 30.03.2022. Формат 60х841/8. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 0,93. Уч.-изд. л. 0,65.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении в ФГБУ «РСТ» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.