allgosts.ru03.120 Качество03 УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ

ГОСТ Р 57022-2016 Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства

Обозначение:
ГОСТ Р 57022-2016
Наименование:
Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства
Статус:
Действует
Дата введения:
01.01.2017
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.120.20

Текст ГОСТ Р 57022-2016 Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства


ГОСТ Р 57022-2016



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Продукция органического производства

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ОРГАНИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Organic production. The procedure of voluntary certification of organic production

ОКС 03.120.20

Дата введения 2017-01-01



Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Комитетом Государственной Думы по аграрным вопросам

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 40 "Продукция органического производства"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 августа 2016 г. N 906-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()

ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.02.2022 N 93-ст c 01.06.2022

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 5, 2022

Введение

Целью настоящего стандарта является установление единого порядка добровольной сертификации органического производства на соответствие требованиям [1] (статья 4, часть 2).

Настоящий стандарт предназначен для широкого круга потенциальных пользователей, включающих в себя производителей органической продукции и экспертов по сертификации.

Настоящий стандарт устанавливает порядок добровольной сертификации органического производства:

- взаимодействие органов по сертификации органического производства и заявителей;

- проведение проверки и оценки органического производства;

- принятие решений о сертификации органического производства;

- оформление сертификатов соответствия органического производства.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает порядок добровольной сертификации органического производства продукции (далее - сертификация органического производства) на соответствие требованиям [1] (статья 4, часть 2).

Настоящий стандарт предназначен для применения органами по сертификации органического производства, юридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, претендующими на получение сертификата соответствия органического производства или держателями сертификатов соответствия органического производства.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 56104-2014 Продукты пищевые органические. Термины и определения

ГОСТ 33980 Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56104-2014, ГОСТ 33980, а также следующие термины с соответствующими определениями:

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.1 сертификат соответствия органического производства (сертификат): Документ, подтверждающий, что производство заявителя соответствует требованиям ГОСТ Р 56508.

3.2 держатель сертификата: Юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на имя которого выдан сертификат соответствия.

3.3 заявитель: Юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в орган по сертификации с заявкой на проведение работ по сертификации органического производства.

3.4 инспекционный контроль: Контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления того, что органическое производство продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.

3.5 область сертификации: Органическое производство продукции растительного, животного, микробного происхождения, а также аквакультуры в натуральном, обработанном или переработанном виде, употребляемой человеком в пищу, используемой в качестве корма для животных, посадочного и посевного материала, заявленной заявителем в качестве продукции органического производства и подтверждаемое органом по сертификации.

3.6 комиссия: Один или несколько экспертов по сертификации органического производства, проводящих проверку органического производства, и технические эксперты, привлекаемые при необходимости.

Примечания

1 Одного из экспертов назначают председателем комиссии. Председатель комиссии должен обладать навыками, необходимыми для эффективного руководства комиссией в процессе проверки.

2 В комиссию допускается включать стажеров, наблюдателей, переводчиков, технических экспертов.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.7 эксперт по сертификации органического производства: Лицо, аттестованное на право проведения работ в системе добровольной сертификации.

3.8 технический эксперт: Лицо, которое предоставляет специальные знания или опыт комиссии.

Примечания

1 Специальные знания или опыт относятся к организации, процессу или деятельности, подвергаемой проверке и оценке, или к знанию языка и культуры страны.

2 Технический эксперт не имеет полномочий эксперта по сертификации в комиссии.

3.9 соответствие: Выполнение требования.

3.10 несоответствие: Невыполнение требования.

3.11 значительное несоответствие: Несоответствие органического производства, которое с большой вероятностью может повлечь невыполнение требований ГОСТ Р 56508.

3.12 малозначительное несоответствие: Отдельное несистематическое упущение, ошибка, недочет в процессах производства или в документации, которые могут привести к невыполнению требований ГОСТ Р 56508.

3.13 корректирующее действие: Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или иной нежелательной ситуации.

3.14 (Исключен, Изм. N 1).

4 Цель проведения сертификации органического производства

Целью проведения сертификации органического производства является определение соответствия органического производства требованиям, установленным [1] (статья 4, часть 2).

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5 Объекты проверки и оценки

Объектами проверки и оценки являются процессы производства органической продукции на всех этапах производственной цепочки (процесс производства (сбора, заготовки дикорастущего сырья), переработки, хранения, упаковки, маркировки, транспортирования).

(Измененная редакция, Изм. N 1).

6 Проведение сертификации органического производства

6.1 Общие требования

Работы по сертификации органического производства проводят в соответствии с законодательством о техническом регулировании органы по сертификации органического производства (далее - органы по сертификации).

Процесс сертификации органического производства включает в себя организацию работ, двухэтапную первичную сертификацию органического производства (предварительную (заочную) оценку, проверку и оценку органического производства с выездом к заявителю), инспекционные контроли в течение срока действия сертификата.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.2 Организация работ

6.2.1 Основанием для начала работ является выбор заявителем органа по сертификации органического производства и подача в орган по сертификации заявки в соответствии с приложением А.

В заявку должна быть включена или к ней приложена следующая информация:

- общая характеристика заявителя, его наименование, адрес местонахождения и фактический адрес и адреса производственных подразделений, сведения о человеческих и технических ресурсах, информация о техногенной нагрузке и потенциальных источниках загрязнения территории производственного подразделения (при наличии нескольких производственных подразделений - по каждому производственному подразделению);

- заявляемая область сертификации;

- заявление о согласии заявителя выполнять правила сертификации и предоставлять любую информацию, необходимую для проведения сертификации.

6.2.2 Орган по сертификации в течение трех рабочих дней регистрирует заявку и проводит ее анализ для определения возможности проведения сертификации, исходя из:

- заявленной области сертификации;

- имеющихся у органа по сертификации ресурсов на выполнение заявки;

- месторасположения заявителя и любых других требований заявителя (например, сроки, принцип оплаты работы, рабочий язык и т.п.);

- наличия/отсутствия потенциальных источников загрязнения территории производственного подразделения заявителя и уровня техногенной нагрузки.

При положительном решении орган по сертификации принимает заявку и извещает об этом заявителя.

В случае невозможности проведения сертификации орган по сертификации письменно извещает заявителя об отказе с мотивировкой принятого решения. Отказ в сертификации не должен носить дискриминационный характер и может быть обусловлен только объективными причинами.

Извещение о результатах рассмотрения заявки оформляют в соответствии с приложением Б.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.2.3 В случае положительного решения о принятии заявки на сертификацию органического производства орган по сертификации и заявитель заключают договор на проведение сертификации органического производства.

6.2.4 После заключения договора с заявителем на проведение сертификации органического производства орган по сертификации распоряжением руководства назначает председателя комиссии по сертификации (далее - комиссия) и формирует ее состав.

6.2.5 Комиссия может состоять из одного или нескольких экспертов. Если сертификацию осуществляет один эксперт, он выполняет обязанности председателя комиссии.

Для обеспечения полной компетентности комиссии, достаточной для проведения сертификации, необходимо назначать членов комиссии таким образом, чтобы комиссия в совокупности обладала знаниями критериев, процедур и методов сертификации, а также специальными знаниями специфики производственных процессов.

Если эксперты в комиссии в совокупности не обладают необходимыми знаниями и опытом по конкретным видам деятельности, то в комиссию должен(ны) быть включен(ы) технический(е) эксперт(ы).

В состав комиссии не могут быть включены представители заявителя, а также представители организаций, заинтересованных в результатах сертификации.

Состав комиссии утверждает руководство органа по сертификации.

О составе комиссии информируют заявителя.

Примечание - Орган по сертификации по просьбе заявителя может заменить конкретного члена комиссии по обоснованным мотивам, например, если предлагаемый член комиссии ранее работал в проверяемой организации или во время предыдущей проверки проявлял неэтичное поведение и др. Возникающие претензии к составу комиссии должны быть разрешены до начала сертификации.

6.3 Предварительная (заочная) оценка - первый этап

6.3.1 Председатель комиссии запрашивает у заявителя документы и сведения, необходимые для достижения целей сертификации, в соответствии с приложением В.

Документы и сведения могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

Полученные документы остаются в органе по сертификации в качестве контрольных документов.

Запрошенные сведения представляют на русском языке или языке, применяемом заявителем по согласованию с органом по сертификации с переводом на русский язык.

6.3.2 Предварительную (заочную) оценку выполняет комиссия по сертификации без выезда к заявителю, по документам и сведениям, представленным заявителем в соответствии с приложением В.

6.3.3 Предварительную (заочную) оценку завершают оформлением письменного отчета, в котором наряду с выявленными замечаниями формулируют вывод о возможности или невозможности проведения второго этапа сертификации органического производства. Отчет доводится со сведения заявителя.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.4 Проверка и оценка органического производства с выездом к заявителю - второй этап

6.4.1 Председатель комиссии проводит предварительное взаимодействие с заявителем, подготавливает план проверки органического производства, распределяет обязанности между членами комиссии.

6.4.2 План проверки органического производства утверждает руководство органа по сертификации.

План проверки органического производства доводится до сведения заявителя до выезда на предприятие заявителя.

Любые возражения заявителя разрешаются до начала проведения проверки органического производства председателем комиссии и представителем заявителя, имеющим соответствующие полномочия.

В ходе проведения проверки органического производства председатель комиссии вправе вносить изменения в план проверки органического производства, которые согласовываются с заявителем.

6.4.3 Во время проверки комиссии должен быть предоставлен свободный доступ к документации заявителя, а также во все помещения на производственном объекте. Заявитель во время проверки должен предоставить любую необходимую информацию для целей проверки.

6.4.4 Комиссия собирает и проверяет информацию, касающуюся области и объектов проверки органического производства, включая информацию о взаимодействии подразделений предприятия и процессов органического производства.

К методам проверки относятся:

- опрос работников заявителя;

- собственные наблюдения экспертов за деятельностью персонала;

- собственные наблюдения экспертов за функционированием процессов, состоянием оборудования, применяемых инструментов и т.п.;

- анализ документации и записей;

- отбор проб (образцов) и их испытания в аккредитованной испытательной лаборатории.

В качестве источников информации могут быть использованы:

- пояснения, полученные от работников заявителя;

- документы, содержащие данные о процессах органического производства;

- данные, полученные от потребителей.

Информация, полученная из указанных источников, и все наблюдения должны регистрироваться и иметь четкое и конкретное подтверждение объективными данными.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.4.4.1 В случае возникновения предположений о применении средств или веществ, не разрешенных к применению в органическом производстве, производится отбор проб (образцов).

Отбор проб (образцов) осуществляет орган по сертификации.

Орган по сертификации может поручить проведение отбора проб (образцов) уполномоченным им лицам.

Отбор проб (образцов) осуществляют в соответствии с требованиями, установленными в документах национальной системы стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора проб (образцов).

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

6.4.4.2 Отобранные образцы направляют в испытательную лабораторию вместе с документом органа по сертификации, отражающим программу испытаний.

Испытания проводят в испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в национальной системе аккредитации с соответствующей областью аккредитации.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

6.4.5 Полученная и проверенная информация по объектам проверки органического производства должна быть сопоставлена с критериями проверки для формирования выводов.

6.4.6 Все обнаруженные отклонения объектов проверки органического производства от критериев проверки органического производства должны быть тщательно рассмотрены и классифицированы комиссией как значительные либо малозначительные несоответствия.

Несоответствия определяются применительно к конкретным требованиям [1] (статья 4, часть 2).

Выводы, сделанные в ходе проверки органического производства, классифицируют с целью выполнения заявителем корректирующих действий (для устранения причин несоответствий), адекватных последствиям выявленных несоответствий и принятия органом по сертификации решения об установлении переходного периода о выдаче, приостановлении или отмене действия сертификата, а также расширения или сужения области сертификации.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.4.7. Неоднократное повторение малозначительных несоответствий одного вида (связанных с одним и тем же требованием [1] (статья 4, часть 2)) дает основание для перевода их в значительные несоответствия.

Окончательное решение по отнесению несоответствий к определенным категориям принимает председатель комиссии.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.4.8 При наличии несоответствий органом по сертификации совместно с заявителем проводится анализ причин несоответствий и разрабатывается план корректирующих мероприятий с установлением сроков их выполнения.

Выполнение запланированных корректирующих действий комиссия проверяет с выездом или без выезда к заявителю (путем анализа отчета заявителя), как указано в 6.4.11.

6.4.9 Комиссия оформляет акт по результатам проверки производства заявителя в соответствии с приложением Г с указанием несоответствий, их категории и с рекомендациями органу по сертификации для принятия решения о выдаче (невыдаче) сертификата соответствия производства.

При наличии значительных несоответствий выдача сертификата не может быть рекомендована комиссией до проверки их устранения.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.4.10 (Исключен, Изм. N 1).

6.4.11 Контроль выполнения корректирующих действий по установленным несоответствиям орган по сертификации планирует и осуществляет после получения письменного отчета заявителя об устранении несоответствий.

При контроле выполнения корректирующих действий по малозначительным несоответствиям допускается рассмотрение письменного отчета заявителя, если содержание корректирующего действия не требует обязательной проверки с выездом к заявителю.

Выполнение корректирующих действий по значительным несоответствиям контролируется экспертом(ами) органа по сертификации при посещении производства заявителя.

Если корректирующие действия по несоответствиям признаны неудовлетворительными, то результат проверки и оценки производства признаются отрицательным* и орган по сертификации уведомляет заявителя об отказе в выдаче сертификата.

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - .

6.4.12 Критерием для принятия решения о соответствии/несоответствии органического производства заявителя установленным требованиям является отсутствие/наличие несоответствий или выполнение/невыполнение заявителем корректирующих действий в согласованные сроки и признание/непризнание органом по сертификации их приемлемости и результативности.

6.4.13 Решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата органического производства принимает руководство органа по сертификации на основании рассмотрения акта по результатам проверки и оценки органического производства, результатов выполнения плана корректирующих действий, а также результатов испытаний отобранных проб (образцов) в аккредитованной испытательной лаборатории, в случае если такой отбор проб (образцов) производился.

Решение о выдаче сертификата может быть принято только после устранения всех выявленных несоответствий и вызвавших их причин, т.е. после рассмотрения письменного отчета заявителя органом по сертификации о проведенных корректирующих действиях и, если это необходимо, после рассмотрения результатов выполнения корректирующих действий при посещении заявителя (6.4.11).

Решение о выдаче сертификата соответствия органического производства оформляют в соответствии с приложением Д.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.4.14 При положительном решении орган по сертификации оформляет на русском языке и выдает заявителю сертификат соответствия органического производства. Срок действия сертификата соответствия органического производства - три года.

Сертификат соответствия органического производства и приложение к нему оформляют в соответствии с приложением Е (формы 1-2). Образцы заполнения сертификата соответствия органического производства и приложения к нему приведены в приложении Е (формы 3-4).

Орган по сертификации присваивает сертификату регистрационный номер.

6.4.15 В случае отказа в выдаче сертификата заявитель имеет право в месячный срок после получения решения об отказе в выдаче сертификата направить в комиссию по апелляциям соответствующей Системы сертификации заявление о несогласии с заключением комиссии по сертификации и/или решением органа по сертификации.

6.4.16 На основании рассмотрения акта по результатам проверки и оценки органического производства, а также результатов испытаний отобранных проб (образцов) в аккредитованной испытательной лаборатории, в случае если такой отбор проб (образцов) производился, может быть принято решение об установлении переходного периода в соответствии с требованиями [1].

Решение об установлении переходного периода оформляют в соответствии с приложением М.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

6.5 Инспекционный контроль сертифицированного производства

6.5.1 Инспекционный контроль может быть плановым и внеплановым.

Инспекционный контроль проводит орган по сертификации органического производства, выдавший сертификат.

6.5.2 В течение срока действия сертификата проводят не менее двух плановых инспекционных контролей, не реже одного раза в год.

Дата начала проведения первого инспекционного контроля должна быть назначена не позднее чем через 12 месяцев после даты регистрации сертификата органического производства. Дата проведения второго инспекционного контроля должна быть назначена не позднее чем через 24 месяца после регистрации сертификата органического производства. Количество инспекционных контролей может быть увеличено по решению органа по сертификации.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.5.3 Объекты проверки при плановом инспекционном контроле - по 5.

6.5.4 Ежегодно до даты, указанной органом по сертификации, держатель сертификата обязан уведомлять орган по сертификации о плане производства продукции растениеводства и животноводства, давать разбивку деятельности по земельным участкам.

6.5.5 Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях:

- получения органом по сертификации информации о любых серьезных нарушениях в рамках сертифицированного органического производства;

- существенных изменений организационной структуры держателя сертификата, технологии и условий производства.

6.5.6 Объекты проверки органического производства при внеплановом инспекционном контроле определяют в зависимости от причины, вызвавшей необходимость инспекционного контроля.

6.5.7 Проведение инспекционного контроля осуществляют в соответствии с 6.4.

6.5.8 Результаты инспекционного контроля, выводы и рекомендации комиссии оформляют в виде акта в соответствии с приложением Г.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.5.9 Результаты планового и внепланового инспекционного контроля служат основанием для принятия органом по сертификации следующих решений, оформленных в соответствии с приложениями Ж, И, К, Л:

- расширение (приложение Ж) или сужение (приложение И) области сертификации;

- приостановление действия выданного сертификата (приложение К); отмена действия сертификата соответствия (приложение Л).

7 Расширение или сужение области сертификации, приостановление или отмена действия сертификата органического производства*

________________

* Измененная редакция, Изм. N 1.

7.1 Расширение области сертификации

7.1.1 Область сертификации расширяют при увеличении:

- номенклатуры продукции, выпускаемой держателем сертификата соответствия;

- производственных площадок держателя сертификата соответствия.

7.1.2 Держатель сертификата, желающий расширить область сертификации, направляет в орган по сертификации письмо-обращение с указанием новой производственной площадки и/или вида продукции.

Орган по сертификации проводит проверку и оценку дополнительных производственных площадок и/или условий производства дополнительной продукции в соответствии с 6.3, 6.4.

При увеличении номенклатуры продукции, выпускаемой держателем сертификата, без изменения технологических процессов, проверка и оценка могут быть проведены в документарной форме без выезда к держателю сертификата, по документам и сведениям, предоставленным держателем сертификата.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

7.1.3 При положительных результатах проверки и оценки держателю сертификата выдают новый сертификат, включающий в себя описание расширенной области сертификации, при этом предыдущий сертификат отменяют. Отмененный сертификат подлежит возврату в орган по сертификации.

Срок окончания действия выдаваемого вновь сертификата остается тем же, что указан в отмененном сертификате.

По желанию держателя сертификата орган по сертификации может выдать дополнительный сертификат на расширяемую область деятельности держателя сертификата, не отменяя предыдущий. Срок окончания действия дополнительного сертификата такой же, какой указан в первом действующем сертификате.

7.2 Сужение области сертификации

7.2.1 Орган по сертификации должен сузить область сертификации держателя сертификата, если при инспекционном контроле органического производства обнаружатся* сокращение области органического производства.

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - .

Рекомендации о сужении области сертификации комиссия органа по сертификации включает в акт по результатам инспекционного контроля.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

7.2.2 Сужение области сертификации может быть проведено по инициативе держателя сертификата, который направляет в орган по сертификации письмо-обращение с указанием исключаемого вида продукции или процесса органического производства. В этом случае орган по сертификации проводит дополнительную проверку.

7.2.3 Держателю сертификата выдают новый сертификат на суженную область сертификации с сохранением срока окончания действия отмененного сертификата. Отмененный сертификат подлежит возврату в орган по сертификации.

7.3 Приостановление или отмена действия сертификата

7.3.1 Орган по сертификации должен приостановить действие сертификата в случаях, если:

- при инспекционном контроле выясняется, что держатель сертификата не может выполнить требования, предъявляемые при сертификации;

- держатель сертификата отказывается от проведения инспекционного контроля, не позволяет проводить инспекционный контроль с требуемой периодичностью;

- держатель сертификата не выполнил запланированные корректирующие действия по устранению несоответствий по результатам предыдущего инспекционного контроля;

- выявлены нарушения правил использования сертификата и применения знака соответствия;

- держатель сертификата добровольно сделал запрос о приостановлении действия сертификата.

Период приостановления действия сертификата не должен превышать шести месяцев.

В случае если держатель сертификата не сумеет устранить причины, вызвавшие приостановление действия сертификата, орган по сертификации должен принять решение об отмене сертификата или сужении области сертификации.

7.3.2 Отмена действия сертификата осуществляется органом по сертификации в случаях, если держатель сертификата не устранил причины, вызвавшие приостановление действия сертификата, или по запросу держателя сертификата в связи с изменением наименования или адреса держателя сертификата, в связи с ликвидацией или прекращением производства продукции, на которую распространяется сертификат.

В случае изменений наименования или адреса держателя сертификата оформляется новый сертификат с сохранением срока действия отмененного сертификата. Решение об оформлении нового сертификата может быть принято как по результатам планового/внепланового инспекционного контроля, так и на основании предоставленных держателем сертификата документов.

7.4 (Исключен, Изм. N 1).

8 Применение графического изображения (знака) органической продукции единого образца

8.1 Держатель сертификата получает право применения графического изображения (знака) органической продукции единого образца с момента внесения сведений о производителе органической продукции и видах производимой им органической продукции в единый государственный реестр производителей органической продукции на срок, не превышающий срока действия сертификата соответствия производства органической продукции.

8.2 При выборе места нанесения графического изображения (знака) следует исходить из следующих принципов:

- маркировку графическим изображением (знаком) осуществляют любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы продукции;

- маркировка графическим изображением (знаком) должна быть доступна заинтересованным лицам (пользователям, органам государственного контроля (надзора) и др.);

- нанесение знака непосредственно на поверхность каждой единицы продукции является приоритетным;

- нанесение знака на индивидуальную упаковку и прилагаемые сопроводительные документы осуществляют в тех случаях, когда нанесение знака на поверхность единицы продукции невозможно.

Раздел 8 (Измененная редакция, Изм. N 1).

9 Конфиденциальность информации

Информация, получаемая в процессе сертификации, является конфиденциальной, за исключением той, которую заявитель или держатель сертификата сам делает общественно доступной.

Приложение А
(обязательное)

Форма заявки на проведение сертификации органического производства

(наименование органа по сертификации)

(адрес)

ЗАЯВКА
на проведение сертификации органического производства

(наименование заявителя) (регион, город)

ОГРН

Код ОКПО

ИНН/КПП

Адрес местонахождения

(индекс, город, адрес в соответствии с уставными документами)

Фактический адрес

(индекс, город, адрес)

Телефон: (

)

Факс: (

)

E-mail:

Банковские реквизиты

В лице

(фамилия, имя, отчество руководителя)

1. Просит провести добровольную сертификацию

(указывается область сертификации)

на соответствие требованиям

.

(обозначение стандарта)

2. Сотрудник, ответственный за взаимодействие

(фамилия, имя, отчество и телефон)

3. Заявитель обязуется выполнять правила сертификации, а также оплатить все расходы на проведение сертификации. Заявитель обязуется предоставлять информацию, необходимую для проведения сертификации.

Приложение:

Сведения о производственном подразделении, осуществляющем органическое производство (при наличии нескольких производственных подразделений - по каждому производственному подразделению): наименование, его фактический адрес, осуществляемая деятельность в рамках органического производства, численность персонала, информация о техногенной нагрузке и потенциальных источниках загрязнения территории производственного подразделения.

Руководитель организации

(должность)

(подпись)

(инициалы и фамилия)

Главный бухгалтер

(подпись)

(инициалы и фамилия)

Дата:

"

"

20

г.

Приложение А (Измененная редакция, Изм. N 1).

Приложение Б
(обязательное)

Форма извещения о результатах рассмотрения заявки на сертификацию органического производства

Руководителю

(наименование организации-заявителя)

(инициалы, фамилия)

ИЗВЕЩЕНИЕ
о результатах рассмотрения заявки на сертификацию органического производства

(наименование заявителя)

Орган по сертификации

рассмотрел заявку и представленные

документы

(наименование заявителя)

на сертификацию органического производства и принял решение:

(принять или не принять заявку)

Основания для отрицательного решения:

(заполняется при отрицательном решении)

Руководитель органа по сертификации

(подпись)

(инициалы, фамилия)

Дата:

"

"

20

г.

Приложение Б (Измененная редакция, Изм. N 1).

Приложение В
(обязательное)

Перечень документов и сведений, представляемых в орган по сертификации, для предварительной оценки органического производства

В.1 Документы и информация о заявителе:

- оригинал Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (с датой выдачи не позднее десяти календарных дней до момента подачи заявления о сертификации);

- копии учредительных документов заявителя (Устав в действующей редакции со всеми изменениями и дополнениями);

- копия свидетельства о внесении заявителя в Единый государственный реестр юридических лиц;

- копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщика;

- копия информационного письма Госкомстата России о внесении заявителя в Единый государственный реестр предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО) (о присвоении кодов по статистической отчетности);

- копия решения органа управления заявителя о назначении Руководителя (протокол или решение в зависимости от органа управления, принявшего данное решение);

- данные о численности сотрудников заявителя (штатных, внештатных);

- информация о проверках заявителя, проведенных органами контроля и надзора за два года, предшествовавшие подаче заявки на проведение сертификации.

В.2 Полное описание производственного подразделения с указанием складских и производственных помещений, земельных участков и, в случае необходимости, помещений, где производится переработка и/или упаковка.

В.3 Для земельных участков при зачете периода, непосредственно предшествующего дате начала переходного периода, предоставляются доказательства не использования запрещенных в органическом производстве средств и веществ в течение последних трех лет.

В.4 Описание всех практических мер, которые принимаются в производственном подразделении для обеспечения соответствия производственного подразделения требованиям [1].

(Измененная редакция, Изм. N 1).

В.5 Обязательство заявителя следовать правилам органического производства в соответствии с [1].

(Измененная редакция, Изм. N 1).

В.6 Документы, позволяющие установить происхождение, характер и объемы закупленных сырьевых материалов и способы их использования.

В.7 Информация о характере, объемах и покупателях продукции.

В.8 В отношении органического растениеводства:

- план выращивания растений и севооборота;

- информация об используемых сортах растений;

- информация об использовании удобрений: дата применения, вид и количество удобрений, участки применения;

- информация об использовании средств защиты растений: причина и дата обработки, тип препарата, способ обработки;

- информация об агроэкологическом состоянии почв;

- информация о фитосанитарном состоянии насаждений (посевов);

- информация об урожае: дата, вид и количество органического урожая или урожая, полученного в переходный период.

В.9 В отношении органического животноводства и пчеловодства:

- полное описание помещений для выращивания животных, пастбищ, территорий для выгула на свежем воздухе, наружных трасс и т.д. и, по необходимости, помещений для убоя животных, а также помещений для складирования и упаковки продуктов животного происхождения, сырья и поступающих материалов;

- полное описание хранилищ и/или площадок хранения навоза, получаемого при выращивании животных;

- договоры на внесение навоза, полученного при выращивании животных, заключенные с другими производителями (при необходимости);

- информация о разведении и/или происхождении скота/пчел;

- информация о покупке/продаже скота/пчел;

- план ветеринарного ухода, используемый для профилактики и лечения заболеваний, травм и репродуктивных проблем;

- информация о всех лечебных процедурах и лекарствах, используемых для любых целей, в том числе для целей обеспечения карантинного периода и обработки животных и пчелиных семей;

- информация о закупаемых кормах и их источниках, рационах животных;

- информация о передвижении скота в рамках производственного подразделения, передвижении ульев;

- информация о транспортировании, убое и продаже животных вне производственного подразделения;

- информация о добыче, обработке и хранении продуктов пчеловодства;

- информация о результатах зимовки пчел.

В.10 В отношении объектов аквакультуры:

- информация об источнике получения посадочного материала;

- информация о технологическом цикле, выживаемости на всех этапах выращивания или разведения;

- информация об используемых кормах и рационах (если используются);

- информация о мероприятиях по профилактике заболеваний, лечении и используемых лекарственных средствах.

В.11 В отношении производства пищевых продуктов и кормов:

- полное описание оборудования для приема, переработки, упаковки, этикетирования, складирования продукции и мер по транспортированию продукции.

В.12 Перечень выпускаемой продукции, применительно к которой сертифицируется органическое производство, с указанием ГОСТ, ТУ и других нормативных документов.

В.13 Отзывы и/или претензии потребителей продукции заявителя.

Примечания

1 Все документы передаются в орган по сертификации в одном экземпляре.

2 Все документы (за исключением Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц) должны быть заверены официальной печатью заявителя с датой заверения и подписью Руководителя (Генеральный директор, директор и т.д.) или лица, уполномоченного действовать от имени заявителя на основании доверенности. В последнем случае к документам необходимо приложить оригинал доверенности на уполномоченное лицо.

3 Состав необходимых документов и материалов, представляемых заявителем в орган по сертификации, уточняется в каждом конкретном случае и определяется органом по сертификации.

4 По согласованию с органом по сертификации часть документов и материалов перечня может быть передана комиссии по сертификации по прибытии в организацию.

5 Орган по сертификации вправе затребовать от проверяемой организации любые дополнительные документы организации, необходимые для правильного понимания деятельности.

В.14 В отношении продукции из дикорастущего сырья (сбор, заготовка, первичная переработка):

- информация о территории, где осуществляются сбор и заготовка: географическое положение; карты района(ов) сбора масштабом 1:25000 или крупнее с указанием границ участков сбора, заготовительных пунктов, буферных зон, возможных источников загрязнения; перечень мероприятий по управлению рисками загрязнения;

- документы, подтверждающие, что участки сбора и заготовки не подвергались обработке веществами, запрещенными в органическом производстве, в течение трех лет, предшествующих моменту сбора и заготовки дикорастущего сырья;

- перечень растений, занесенных в Красную книгу, в районах сбора и заготовки;

- информация о сборе и заготовке: дата, вид, количество органического дикорастущего сырья;

- информация о системе управления деятельности по сбору и заготовке: правила сбора и заготовки; допустимые сроки, объемы заготовленного дикорастущего сырья; информация о системе учета и идентификации сборщиков, в том числе листы сборщиков на местах, листы приемных и закупочных центров; информация о системе инструктирования и управления деятельностью сборщиков; информация о системе управления документацией;

- информация о системе хранения органического дикорастущего сырья, перечень препаратов, используемых для дезинфекции складских помещений и оборудования.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

Приложение Г
(обязательное)

Форма акта по результатам проверки и оценки органического производства

АКТ
по результатам проверки и оценки органического производства

(наименование организации-заявителя)

1. Цель и область проверки и оценки органического производства

(сертификация, инспекционный контроль и др.)

на соответствие требованиям

применительно к продукции

(обозначение стандарта)

(наименование продукции)

2. Основание

(заявка, договор и пр.)

3. Время проведения проверки и оценки органического производства

4. Состав комиссии по сертификации

5. Результаты проверки и оценки органического производства

6. Выводы комиссии

7. Адреса рассылки

8. Дополнительные сведения (при необходимости)

Председатель комиссии по сертификации

(подпись)

(инициалы, фамилия)

Члены комиссии:

(подпись)

(инициалы, фамилия)

С актом ознакомлен:

Представитель руководства

(наименование проверяемой организации)

(подпись)

(инициалы, фамилия)

Дата

Приложение Г (Измененная редакция, Изм. N 1).

Приложение Д
(обязательное)

Форма решения о выдаче сертификата соответствия органического производства

РЕШЕНИЕ
о выдаче сертификата соответствия органического производства

Орган по сертификации органического производства

(наименование органа по сертификации)

рассмотрел акт о результатах проверки и оценки органического производства от

(дата

утверждения акта)

(наименование проверяемой организации)

на соответствие требованиям

применительно к продукции

(обозначение стандарта)

(наименование продукции)

и принял решение:

(выдать (не выдать) сертификат соответствия)

Основание для отрицательного решения:

(заполняется при отрицательном решении)

Руководитель органа по сертификации

(подпись)

(инициалы, фамилия)

Дата:

"

"

20

г.

М.П.

Приложение Д (Измененная редакция, Изм. N 1).

Приложение Е
(обязательное)

Формы сертификата соответствия и приложения к сертификату

Форма 1

Е.1 Реквизиты сертификата соответствия органического производства

Наименование органа по сертификации

(1)

N

(2)

СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ

(3)

НАСТОЯЩИЙ СЕРТИФИКАТ УДОСТОВЕРЯЕТ:

(4)

СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ (4а)

Регистрационный N

(5)

Дата регистрации

Срок действия до

(6)

Руководитель

органа по сертификации

(7)

Эксперт

(Измененная редакция, Изм. N 1).

Е.2 Содержание сертификата соответствия органического производства

Цифры на формате сертификата означают:

(1) - указывают полное и сокращенное (если имеется) наименование органа по сертификации, его регистрационный номер;

(2) - указывают учетный номер бланка;

(3) - приводят слова: "Выдан" (далее указывают наименование и адрес держателя сертификата);

Примечание - В случае несовпадения юридического адреса предприятия и адреса (адресов) расположения производства этот адрес (адреса) указывают в приложении к сертификату в соответствии с приложением К.

(4) - записывают: "производство продукции, указанной в приложении к сертификату";

(4а) - указывают обозначение стандарта, на соответствие которому проводилась сертификация;

(5) - указывают регистрационный номер сертификата;

(6) - указывают дату регистрации сертификата (число, месяц, год) и дату (число, месяц, год), до которой действует сертификат;

(7) - указывают фамилии и инициалы руководителя органа по сертификации (или его заместителя) и эксперта; подписывают и ставят печать.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

Е.3 Форма приложения к сертификату соответствия органического производства

Форма 2

Приложение

является неотъемлемой частью

сертификата N

(1)

ПЕРЕЧЕНЬ
Продукции сертифицированного органического производства

(2)

Наименование продукции

(3)

Руководитель органа по сертификации

(4)

(5)

Е.4 Содержание приложения к сертификату соответствия органического производства

Цифры на формате сертификата означают:

(1) - указывают регистрационный номер сертификата;

(2) - указывают наименование держателя сертификата;

(3) - указывают наименование продукции, выпускаемой держателем сертификата и включенной в область сертификации.

Наименование продукции формулируют на основе наименования продукции в стандартах, технических условиях и других документах, устанавливающих технические требования к продукции.

Рядом с наименованием продукта приводят слова: "Органический продукт".

(4) - указывают фамилии и инициалы руководителя органа по сертификации (или его заместителя) и эксперта; подписывают и ставят печать;

(5) - приводят слова: "Продукция сертифицированного органического производства выпускается ... (далее указывают наименование изготовителя и адрес производственного подразделения, осуществляющего органическое производство).

(Измененная редакция, Изм. N 1).

Е.5 Образец заполнения сертификата соответствия органического производства

Форма 3


СИСТЕМА ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ "ОРГАНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ"

ОРГАН ПО СЕРТИФИКАЦИИ ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭКСПЕРТ" N РОСС RU.K385.16AA21

N 00172

СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ

Выдан Обществу с ограниченной ответственностью "МОЛОКО" 172333, г.Калязин Тверской области

НАСТОЯЩИЙ СЕРТИФИКАТ УДОСТОВЕРЯЕТ:

Производство продукции, указанной в приложении к сертификату

СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ ГОСТ 33980-2016

Регистрационный N 03.006.1523-ЗО

Дата регистрации 04.12.2015

Срок действия до 03.12.2018

Руководитель органа по ..... сертификации

И.И.Иванов

Эксперт

Н.Н.Петров

(Измененная редакция, Изм. N 1).

Е.6 Образец заполнения приложения к сертификату соответствия органического производства

Форма 4


Приложение
является неотъемлемой
частью сертификата
N 03.006.1523-ЗО

ПЕРЕЧЕНЬ
Продукции сертифицированного органического производства Общества с ограниченной ответственностью "МОЛОКО"*

_______________

* Продукция сертифицированного органического производства выпускается ООО "МОЛОКО", по адресу: 111111, Тверская область, г.Калязин, ул.Ленина, д.53.

Наименование продукции


Переработанная продукция

1 Молоко питьевое пастеризованное отборное цельное "Коровка", жир. 3,5-5,2%

Органический продукт

4 Сметана "Солнышко", жир. 15,0; 20,0; 25,0%

Органический продукт

3 Кефир "Снежный", жир. 1,0; 2,5; 3,2%

Органический продукт

Руководитель Органа по сертификации

ООО "Эксперт"

И.И.Иванов

Эксперт

Н.Н.Петров

(Измененная редакция, Изм. N 1).

Приложение Ж
(обязательное)

Форма решения о расширении области сертификации

РЕШЕНИЕ
о расширении области сертификации

Орган по сертификации органического производства

(наименование органа по сертификации)

рассмотрел акт о результатах проверки и оценки (инспекционного контроля) сертифицированного органического производства

от

(дата утверждения акта)

(наименование организации - держателя сертификата, наименование города)

на соответствие требованиям

применительно к продукции

(обозначение стандарта)

(наименование продукции из дополнительной области сертификации)

и принял решение

(расширить область сертификации, отказать в расширении)

Основание для отрицательного решения:

(заполняется при отрицательном решении)

Руководитель органа по сертификации

(подпись)

(инициалы, фамилия)

Дата:

"

"

20

г.

М.П.

Приложение Ж (Измененная редакция, Изм. N 1).

Приложение И
(обязательное)

Форма решения о сужении области сертификации

РЕШЕНИЕ
о сужении области сертификации

Орган по сертификации органического производства

(наименование органа по сертификации)

рассмотрел

(письмо-обращение или акт о результатах инспекционного контроля, номер и дата)

(наименование организации - держателя сертификата, номер сертификата)

с указанием исключаемой продукции

(наименование исключаемой продукции)

и принял решение

Руководитель органа по сертификации

(подпись)

(инициалы, фамилия)

Дата:

"

"

20

г.

М.П.

Приложение К
(обязательное)

Форма решения о приостановлении действия сертификата соответствия органического производства

РЕШЕНИЕ
о приостановлении действия сертификата соответствия органического производства

Орган по сертификации органического производства

(наименование органа по сертификации)

рассмотрел акт от

"

"

20

г.

N

по результатам инспекционного контроля сертифицированного органического

производства

(наименование организации - держателя сертификата, наименование города)

на соответствие требованиям

применительно к продукции

(обозначение стандарта)

(наименование продукции)

и принял решение:

а) приостановить действие сертификата соответствия от

"

"

20

г.

N

до

"

"

20

г.

б) выполнить корректирующие мероприятия по устранению выявленных несоответствий в срок

до

"

"

20

г.

в) проверить выполнение корректирующих действий до

"

"

20

г.

Руководитель органа по сертификации

(подпись)

(инициалы, фамилия)

Дата:

"

"

20

г.

М.П.

Приложение К (Измененная редакция, Изм. N 1).

Приложение Л
(обязательное)

Форма решения об отмене действия сертификата соответствия органического производства

РЕШЕНИЕ
об отмене действия сертификата соответствия органического производства

Орган по сертификации органического производства

(наименование органа по сертификации)

принял решение приостановить (отменить) действие сертификата соответствия

(наименование организации - держателя сертификата, наименование города)

от

"

"

20

г. N

требованиям

применительно к

(обозначение стандарта)

(область сертификации)

в связи

(основание приостановления (отмены) действия сертификата)

Руководитель органа по сертификации

(подпись)

(инициалы, фамилия)

Дата:

"

"

20

г.

М.П.

Приложение Л (Измененная редакция, Изм. N 1).

Приложение М
(обязательное)

Формы решения об установлении переходного периода и приложения к решению

Форма 1

РЕШЕНИЕ

об установлении переходного периода

Орган по сертификации органического производства

(наименование органа по сертификации)

рассмотрел акт о результатах проверки и оценки органического производства от

(дата утверждения акта)

(наименование проверяемой организации)

на соответствие требованиям

(обозначение стандарта)

и принял решение об установлении переходного периода в соответствии с

(номер пункта, обозначение стандарта, в соответствии с которым устанавливается переходный период)

с прохождением обязательной ежегодной проверки в целях подтверждения соблюдения требований,

предусмотренных

(обозначение стандарта)

Переходный период устанавливается, начиная с

(дата начала переходного периода)

Перечень продукции, в отношении производства которой устанавливается переходный период, а также продолжительность переходного периода указывают в приложении к настоящему решению.

Руководитель органа по сертификации

(подпись)

(инициалы, фамилия)

Дата "

"

20

г.

М.П.

Форма 2

Форма приложения к решению об установлении переходного периода

Приложение

к решению об установлении

переходного периода от

(дата)

ПЕРЕЧЕНЬ

продукции, в отношении производства которой устанавливается переходный период

Наименование продукции

Продолжительность переходного периода (мес)

Продукт переходного периода

Продукция переходного периода производится

(наименование производителя)

по адресу:

(фактический адрес производства)

Настоящее приложение является неотъемлемой частью решения об установлении переходного периода от

.

(дата)

Руководитель органа по сертификации

(подпись)

(инициалы, фамилия)

М.П.

Приложение М (Введено дополнительно, Изм. N 1).

Библиография

[1] Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 280-ФЗ "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Библиография (Введена дополнительно, Изм. N 1).

УДК 658.5

ОКС 03.120.20

Ключевые слова: продукция, органическое производство, порядок проведения, добровольная сертификация

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена