allgosts.ru03. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ, УПРАВЛЕНИЕ И КАЧЕСТВО. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ.03.080. Услуги

ГОСТ Р 53931-2017 Медико-социальная экспертиза. Основные виды услуг медико-социальной экспертизы

Обозначение:
ГОСТ Р 53931-2017
Наименование:
Медико-социальная экспертиза. Основные виды услуг медико-социальной экспертизы
Статус:
Действует
Дата введения:
07.01.2018
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.080.30

Текст ГОСТ Р 53931-2017 Медико-социальная экспертиза. Основные виды услуг медико-социальной экспертизы

ГОСТ Р 53931-2017



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Основные виды услуг медико-социальной экспертизы

Medical-social expertise. Basic types of services of medical-social expertise

ОКС 03.080.30

Дата введения 2018-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства для инвалидов"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2017 г. N 983-ст

4 В настоящем стандарте реализованы нормы: Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом"

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 53931-2010

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.09.2021 N 1036-ст c 01.04.2022

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 12, 2021

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на услуги, предоставляемые населению федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и устанавливает основные виды этих услуг и их содержание.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 52495 Социальное обслуживание населения. Термины и определения

ГОСТ Р 58260 Медико-социальная экспертиза. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495 и ГОСТ Р 58260, а также следующие термины с соответствующими определениями:

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.1 (Исключен, Изм. N 1).

3.2 (Исключен, Изм. N 1).

3.3 освидетельствование: Процедура осмотра, обследования и вынесения решения в учреждениях медико-социальной экспертизы.

3.4 освидетельствуемое лицо: Лицо, в отношении которого проводится освидетельствование.

3.5 нарушение здоровья: Физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической, анатомической структуры и (или) функций организма.

3.6 (Исключен, Изм. N 1).

3.7 (Исключен, Изм. N 1).

3.8 (Исключен, Изм. N 1).

3.9 социальная защита инвалидов: Система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

3.10 (Исключен, Изм. N 1).

3.11 (Исключен, Изм. N 1).

3.12 реабилитационный потенциал: Комплекс биологических и психофизиологических характеристик человека, социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности.

4 Общие положения

4.1 Медико-социальную экспертизу осуществляют федеральные учреждения медико-социальной экспертизы в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.2 К федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы относят Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, Главное бюро медико-социальной экспертизы ФМБА России, бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро).

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.3 Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы выполняют следующие функции:

- установление факта наличия инвалидности, группы инвалидности, ее причин, сроков и времени наступления потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

- разработка индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида);

- определение стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации;

- определение степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);

- разъяснение гражданам, проходящим освидетельствование, вопросов, связанных с проведением медико-социальной экспертизы;

- определение нуждаемости пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

- разработка программ реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- определение причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусмотрено предоставление мер социальной поддержки семье умершего;

- определение нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя граждан, призываемых на военную службу (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту), а также государственных служащих, подлежащих назначению на иную должность гражданской службы в порядке ротации;

- формирование банка данных о гражданах, проживающих на обслуживаемой территории, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществление государственного статистического наблюдения за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы" (ЕАВИИАС);

- представление в военные комиссариаты сведений обо всех случаях признания инвалидами граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;

- обеспечение условий для проведения независимой оценки качества условий оказания услуги по проведению МСЭ.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.4 Медико-социальную экспертизу осуществляют исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица, с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации [1].

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.5 Медико-социальную экспертизу осуществляют по направлению на медико-социальную экспертизу, поступившему из медицинской организации, органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, или органа социальной защиты населения с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя).

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.6 При отказе гражданину в выдаче направления на медико-социальную экспертизу медицинской организацией, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения он может самостоятельно обратиться в бюро по месту жительства с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы при наличии у него справки об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.7 Лицу, признанному инвалидом, оформляют справку об инвалидности и разрабатывают индивидуальную программу реабилитации (или абилитации) инвалида (ребенка-инвалида).

4.8 В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности медико-социальную экспертизу осуществляют бюро общего профиля, специализированного профиля (в том числе для освидетельствования больных туберкулезом, лиц с психическими расстройствами, заболеваниями и дефектами органов зрения) и смешанного профиля для лиц в возрасте до 18 лет.

4.9 Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы для осуществления своих полномочий имеют право направлять граждан, проходящих медико-социальную экспертизу, на обследование в медицинские организации, оказывающие лечебно-профилактическую помощь, в том числе реабилитационные, а также в научно-практические центры медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в целях уточнения клинико-функционального диагноза, профессиональных возможностей и экспертно-реабилитационной диагностики.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.10 Решение учреждения медико-социальной экспертизы, не измененное или не отмененное в установленном порядке, является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

4.11 Федеральное учреждение медико-социальной экспертизы формирует общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о его деятельности, и обеспечивает доступ к данной информации посредством ее размещения на информационном стенде в помещении федерального учреждения медико-социальной экспертизы, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет), в том числе на официальном сайте такого учреждения.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

4.12 Федеральное учреждение медико-социальной экспертизы обеспечивает открытость и доступность следующей информации, размещаемой на официальных сайтах федеральных учреждений медико-социальной экспертизы в сети Интернет в соответствии с требованиями [2] к ее содержанию и форме предоставления, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения:

- дата создания федерального учреждения медико-социальной экспертизы, наименование его учредителя, место нахождения федерального учреждения медико-социальной экспертизы и его филиалов (при наличии), график работы, контактные телефоны, адреса электронной почты, информация о руководителе, его заместителях, руководителях филиалов (при их наличии), персональном составе работников (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы);

- структура федерального учреждения медико-социальной экспертизы;

- порядок оказания услуг федеральным учреждением медико-социальной экспертизы;

- материально-техническое оснащение федерального учреждения медико-социальной экспертизы (наличие оборудованных помещений для предоставления услуги, в том числе помещений, оснащенных специальным диагностическим оборудованием для оценки степени выраженности нарушенных функций, доступ к информации о деятельности федерального учреждения медико-социальной экспертизы, размещенной на информационном стенде в помещении данного учреждения, в сети Интернет);

- информация, размещение и опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- копия устава федерального учреждения медико-социальной экспертизы;

- копия лицензии на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- информация о проведении независимой оценки качества условий оказания услуг федеральным учреждением медико-социальной экспертизы;

- иная информация, определяемая федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, необходимая для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

5 Основные виды услуг медико-социальной экспертизы

5.1 Проведение освидетельствования граждан

Проведение освидетельствования граждан включает следующие процедуры.

5.1.1 Оказание услуг гражданам по проведению медико-социальной экспертизы (проведение освидетельствования) подразделяется на виды в зависимости от целей, которые определены Правилами признания лица инвалидом [3]:

- установление группы инвалидности;

- установление категории "ребенок-инвалид";

- установление причин инвалидности;

- установление времени наступления инвалидности;

- установление срока инвалидности;

- определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах;

- определение стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации;

- определение нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

- определение причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;

- разработка индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида);

- разработка программы реабилитации лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

- выдача дубликата справки, подтверждающей факт установления инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах;

- выдача новой справки, подтверждающей факт установления инвалидности, в случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения гражданина;

- иные цели, установленные законодательством Российской Федерации.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.1.2 Уточнение по документам социально-бытовых, профессионально-трудовых показателей (характеристик) обследуемых граждан.

5.1.3 Проведение личного осмотра обследуемых лиц, анализ жалоб больных, истории развития их заболевания, уровня физического развития.

5.1.4 Определение наличия и уточнение степени нарушений функций пораженных органов и систем у обследуемых лиц, оценка степени их выраженности по качественным и количественным показателям, характеризующим стойкое нарушение функций организма - психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, внимания, памяти, эмоций, восприятия, мышления); языковых и речевых функций (устной, письменной, вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования); сенсорных функций (зрения; слуха; обоняния; осязания); нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (движения головы, туловища, конечностей); функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем; нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела) и др.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.1.5 (Исключен, Изм. N 1).

5.1.6 Оценка (коллегиально) состояния здоровья освидетельствуемого.

5.1.7 Установление и оценка степени ограничения жизнедеятельности: ограничений способностей к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, к обучению и трудовой деятельности, к ориентации, общению, способности контролировать свое поведение, к игровой деятельности (у детей).

5.1.8 Определение необходимости в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.1.9 Определение реабилитационного потенциала освидетельствуемого, представляющего собой комплекс биологических, психофизиологических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности и определить возможный уровень восстановления нарушенных функций и социальных связей.

5.1.10 Рассмотрение жалоб граждан, проходящих освидетельствование, принятие по жалобам необходимых объективных решений, удовлетворяющих граждан, проведение (при необходимости) повторных или дополнительных освидетельствований.

5.1.11 Предоставление разъяснений по вопросам медико-социальной экспертизы гражданам, проходящим освидетельствование.

5.1.12 Формирование и доведение до сведения освидетельствуемых граждан клинико-функционального диагноза, предусматривающего название болезни или последствий травмы и включающего этиологию, стадию, характер течения, вид нарушений и степень выраженности нарушений функций организма, клинический прогноз.

5.1.13 Принятие экспертного решения

5.1.13.1 Экспертное решение принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.1.13.2 Экспертное решение учреждения медико-социальной экспертизы, в зависимости от вида проводимой экспертизы, должно включать:

- определение структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина;

- определение факта наличия или отсутствия у гражданина инвалидности;

- определение группы инвалидности и причины инвалидности у граждан, признанных инвалидами в возрасте 18 лет и старше;

- определение времени наступления инвалидности;

- определение срока инвалидности и переосвидетельствования;

- определение нуждаемости инвалида в медицинской, профессиональной, социальной реабилитации и формирование индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида);

- определение степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);

- определение потребности инвалидов в специальных транспортных средствах;

- определение причинной связи смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусмотрено предоставление семье умершего мер социальной поддержки.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.2 Разработка и реализация индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) и программы реабилитации пострадавшего

5.2.1 Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

5.2.2 Индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) разрабатывают специалисты федерального учреждения медико-социальной экспертизы.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.2.3 При необходимости к разработке программ могут привлекаться специалисты медицинских организаций, службы занятости, других органов и учреждений, осуществляющих деятельность в сфере реабилитации или абилитации.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.2.4 Индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) разрабатывают по форме и в порядке, определяемым Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, и включают в нее следующие мероприятия:

- мероприятия медицинской реабилитации (абилитации), реализуемые путем предоставления услуг по реконструктивной хирургии, санаторно-курортному лечению, протезированию и ортезированию;

- мероприятия профессиональной реабилитации (только для взрослых инвалидов), реализуемые путем предоставления услуг по профессиональной ориентации, профессиональному обучению и переобучению, содействию в трудоустройстве, производственной адаптации;

- мероприятия по социальной реабилитации или абилитации, реализуемые путем предоставления социальных услуг;

- мероприятия по психолого-педагогической реабипитации или абилитации, осуществляемые с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии о результатах проведенного обследования ребенка (только для детей-инвалидов);

- мероприятия для обеспечения техническими средствами реабилитации и услугами по реабилитации или абилитации, предоставляемыми инвалиду за счет средств федерального бюджета, на основании перечня медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации;

- реабилитационные или абилитационные мероприятия, технические средства реабилитации, товары и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица и организации независимо от организационно-правовых форм, а также рекомендуемые товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов за счет средств (части средств) материнского (семейного) капитала;

- физкультурно-оздоровительные мероприятия, мероприятия по занятию спортом.

В содержание каждого из упомянутых выше мероприятий входят:

- изложение конкретных реабилитационных или абилитационных услуг;

- установление сроков предоставления услуг и обеспечения средствами реабилитации;

- исполнители услуг, которые указываются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;

- отметка о выполнении запланированных услуг.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.2.5 Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы направляют выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм, на которые возложены проведение мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, посредством размещения соответствующих сведений в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр инвалидов.

Указанные органы и организации предоставляют информацию об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида мероприятий в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы посредством федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов" по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.2.6 Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида должна содержать как реабилитационные услуги, предоставляемые инвалиду бесплатно, так и реабилитационные услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации.

5.2.7 Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

5.2.8 Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных услуг, а также от реализации программы в целом.

Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации.

5.2.9 Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и/или оплатил услугу за свой счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и/или оказанной услуги.

5.2.10 Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных услуг, предоставляемых бесплатно.

5.2.11 Коррекцию индивидуальных программ реабилитации (абилитации) инвалида (ребенка-инвалида) проводят для внесения частичных исправлений, поправок и дополнений в эти программы.

5.2.12 Программу реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания разрабатывают по форме, утвержденной Минтрудом России, и включают в нее следующие мероприятия, реализуемые предоставлением соответствующих реабилитационных услуг:

- приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий;

- посторонний уход (бытовой, специальный медицинский);

- санаторно-курортное лечение;

- изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов;

- обеспечение транспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт и оплата расходов на горюче-смазочные материалы;

- профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования;

- рекомендации о противопоказанных и доступных видах труда;

- обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.3 Установление факта наличия инвалидности, причин инвалидности, времени наступления инвалидности и срока инвалидности, степени ограничения способности к трудовой деятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности

Услуги, изложенные в данном разделе, включают:

- установление факта наличия инвалидности вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты;

- установление времени наступления инвалидности - даты поступления в бюро медико-социальной экспертизы направления на медико-социальную экспертизу из медицинской организации, органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, или органа социальной защиты заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы;

- установление степени утраты способности к трудовой деятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах), снижения или утраты способности к определенному виду трудовой деятельности;

- установление причин инвалидности как явлений и факторов, способствующих возникновению инвалидности и дающих основание для определенного порядка назначения и размера пенсии, а также право на различные меры социальной поддержки.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.4 Установление инвалидности*

________________

* Измененная редакция, Изм. N 1.

В зависимости от степени нарушения функций организма лицу, признанному инвалидом, устанавливают первую, вторую или третью группу инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет - категорию "ребенок-инвалид".

Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90% до 100%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70% до 80%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40% до 60%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Категория "ребенок-инвалид" устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40% до 100%), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

Библиография

[1]

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 августа 2019 г. N 585н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы"

[2]

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 февраля 2018 г. N 122ан "Об утверждении требований к содержанию и форме предоставления информации о деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, размещаемой на официальных сайтах федеральных учреждений медико-социальной экспертизы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

[3]

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом"

Библиография (Измененная редакция, Изм. N 1).

УДК 658.382.3:006.354

ОКС 03.080.30

Ключевые слова: медико-социальная экспертиза, основные виды услуг медико-социальной экспертизы, индивидуальная программа реабилитации (абилитации) инвалида, бюро медико-социальной экспертизы, главное бюро медико-социальной экспертизы, федеральное бюро медико-социальной экспертизы, освидетельствование, нарушение здоровья, инвалид, инвалидность

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена