ГОСТ 27577-87
Группа Б11
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ГАЗ ПРИРОДНЫЙ ТОПЛИВНЫЙ
СЖАТЫЙ ДЛЯ ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Технические условия
Compressed natural fuel gas for gas-balloon vehicles.
Specifications
ОКП 02 7110 2000
Дата введения 1989-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством газовой промышленности СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
А.И.Гриценко, д-р. техн. наук; В.П.Булычев, канд. хим. наук (руководители темы); Ю.Н.Васильев, д-р. техн. наук; Л.С.Золотаревский, канд. техн. наук; Л.А.Гнедова; В.Б.Перетряхина
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 03.12.87 N 104
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
|
|
ГОСТ 12.1.005-88 | 1.5.2 |
ГОСТ 12.1.007-76 | 1.5.1 |
ГОСТ 12.1.011-78 | 1.5.3 |
ГОСТ 12.1.044-89 | 1.5.3 |
ГОСТ 2405-88 | 3.1 |
ГОСТ 5542-87 | 2.1 |
ГОСТ 20060-83 | 1.2 |
ГОСТ 22387.2-97 | 1.2 |
ГОСТ 22387.4-77 | 1.2 |
ГОСТ 22667-82 | 1.2 |
ГОСТ 23781-87 | 1.2 |
ГОСТ 28498-90 | 3.3 |
5. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта от 08.07.92 N 657
6. ИЗДАНИЕ с Изменением N 1, утвержденным в июле 1992 г. (ИУС 9-92)
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 7, 2001 год
Поправка внесена изготовителем базы данных по тексту ИУС N 7, 2001 год
Настоящий стандарт распространяется на природный сжатый газ, применяемый в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания и предназначенный для заправки автотранспортных средств.
Обязательные требования к качеству продукции изложены в пп.1.2 (таблица, показатели 4, 5), 1.3, разд.2, пп.3.1, 3.2 и 3.3.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Природный топливный сжатый газ получают из горючего природного газа, транспортируемого по магистральным газопроводам или городским газовым сетям, компримированием и удалением примесей по технологии, не допускающей изменения компонентного состава и утвержденной в установленном порядке.
1.2. По физико-химическим показателям сжатый природный газ должен соответствовать требованиям и нормам, приведенным в таблице.
|
|
|
1. Объемная теплота сгорания, низшая, кДж/м |
|
|
2. Относительная плотность к воздуху | 0,56-0,62 | По ГОСТ 22667 |
3. Расчетное октановое число газа, не менее | 105 | По п.3.4 |
4. Концентрация сероводорода, г/м, не более | 0,02 | По ГОСТ 22387.2 |
5. Концентрация меркаптановой серы, г/м, не более | 0,036 | По ГОСТ 22387.2 |
6. Масса механических примесей в 1 м, мг, не более | 1,0 | По ГОСТ 22387.4 |
7. Суммарная объемная доля негорючих компонентов, включая кислород, %, не более | 7,0 | По ГОСТ 23781 |
8. Концентрация паров воды, мг/м, не более | 9,0 | ПО ГОСТ 20060, разд. 2 |
Примечание. Значения показателей установлены при температуре 20 °С и давлении 0,1013 МПа.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.3. Избыточное давление сжатого природного газа в момент окончания заправки баллона автомобиля должно быть от 19,0 до 19,6 МПа.
1.4. Температура газа, заправляемого в баллон, должна быть не выше 40 °С.
При температуре окружающего воздуха 35 °С температура заправляемого газа должна быть не более чем на 5 °С выше температуры воздуха.
1.5. Требования безопасности
1.5.1. Сжатый природный газ относится к веществам 4-гo класса опасности по ГОСТ 12.1.007.
1.5.2. Предельно допустимая концентрация углеводородов сжатого природного газа в воздухе рабочей зоны равна 300 мг/м в пересчете на углерод (ГОСТ 12.1.005).
Предельно допустимая концентрация сероводорода в воздухе рабочей зоны 10 мг/м, сероводорода в смеси с углеводородами С-С - 3 мг/м.
1.5.3. Сжатый природный газ относится к группе веществ, способных образовывать с воздухом взрывоопасные смеси.
Концентрационные пределы воспламенения (по метану) в смеси с воздухом (по объему): нижний - 5%, верхний - 15%; для природного газа конкретного состава пределы воспламенения определяют в соответствии с ГОСТ 12.1.044.
Категория и группа взрывоопасной смеси - IIA-T1 по ГОСТ 12.1.011 .
1.5.4. Максимальное давление взрыва смеси газа с воздухом, находящейся при абсолютном давлении 0,1013 МПа и температуре 20 °С, равно 0,72 МПа (7,2 кгс/см) (по метану).
1.5.5. Для тушения при возгорании газа должны применяться углекислотные, пенные и порошковые огнетушители, песок, земля, асбестовая кошма, специальные огнегасящие вещества типа "хладон" и т. д.
1.5.6. При производстве, хранении, транспортировании и использовании сжатого природного газа необходимо соблюдать требования безопасности, предусмотренные правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденными Госгортехнадзором СССР и правилами технической эксплуатации и безопасного обслуживания автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (АГНКС).
1.5.7. Меры и средства защиты работающих от воздействия природного газа, требования к личной гигиене работающих, оборудованию и помещению регламентируются Правилами безопасности в нефтегазодобывающей промышленности, утвержденными Госгортехнадзором, и Правилами технической эксплуатации и безопасного обслуживания оборудования АГНКС.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2. ПРИЕМКА
2.1. Приемка газа, поступающего на АГНКС - по ГОСТ 5542.
2.2. Периодичность контроля сжатого газа на АГНКС по показателю 8 таблицы должна быть не менее одного раза в сутки. Давление газа в баллонах определяют после окончания каждой заправки автомобиля. Температуру сжатого природного газа при заправке определяют по требованию потребителя.
Результаты испытаний распространяются на объем поступающего на АГНКС газа между данным и последующим испытаниями.
2.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний сжатого природного газа по концентрации водяных паров проводят повторное испытание. Результаты повторных испытаний распространяются на объем газа между данным и последующим испытаниями. При получении неудовлетворительных результатов при повторных испытаниях заправка баллонов сжатым газом должна быть прекращена до устранения причин, вызвавших отступление, и получения положительных результатов контрольного испытания.
3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
3.1. Давление газа в баллоне автомобиля после заправки определяют манометрами не ниже класса точности 2,5 по ГОСТ 2405 или другого типа, установленными на газозаправочных колонках АГНКС.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.2. Метод измерения количества отпускаемого газа и применяемые измерительные средства должны обеспечивать измерение с относительной погрешностью ±5%.
3.3. Определение температуры газа, заправляемого в баллон
В заправочной линии определяют контрольно-измерительный участок, в котором с помощью регулятора давления и дросселирующих устройств устанавливают давление от 20,4 до 21,2 МПа.
В измерительном участке должен быть установлен термометр по ГОСТ 28498 или датчик температуры, обеспечивающий измерение температуры с погрешностью, не превышающей 3 °С.
Через 1,5-3,0 мин после начала пропускания газа через контрольно-измерительный участок считывают показания прибора.
Колебания давления в контрольно-измерительном участке перед испытанием не менее 1,5 мин не должны превышать ±0,3 МПа.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.4. Расчетное октановое число () вычисляют по формуле
,
где - октановое число -го горючего компонента сжатого газа;
- объемная доля -го горючего компонента сжатого газа в смеси;
- количество горючих компонентов сжатого газа, определенных анализом.
Октановые числа горючих компонентов сжатого газа приведены в приложении.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное
ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА ОКТАНОВОГО ЧИСЛА
|
|
|
Метан |
|
|
Этан | СН | 108 |
Пропан | СН | 105 |
-Бутан и изобутан | СН | 94 |
-Пентан и изопентаны | СН | 70 |
Электронный текст документа
и сверен по:
"Газы горючие. Технические
условия". Сб. ГОСТов -
М.: ИПК Издательство стандартов, 2000
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена