allgosts.ru75.160 Топливо75 ДОБЫЧА И ПЕРЕРАБОТКА НЕФТИ, ГАЗА И СМЕЖНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА

ГОСТ 25950-83 Топливо для реактивных двигателей с антистатической присадкой. Метод определения удельной электрической проводимости

Обозначение:
ГОСТ 25950-83
Наименование:
Топливо для реактивных двигателей с антистатической присадкой. Метод определения удельной электрической проводимости
Статус:
Действует
Дата введения:
01.01.1985
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
75.160.20

Текст ГОСТ 25950-83 Топливо для реактивных двигателей с антистатической присадкой. Метод определения удельной электрической проводимости

ГОСТ 25950-83

Группа Б19

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР



ТОПЛИВО ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ С АНТИСТАТИЧЕСКОЙ ПРИСАДКОЙ


Метод определения удельной электрической проводимости


Jet aircraft fuel with antistatic additive.
Method for determination of specific conductivity

ОКСТУ 0252

Срок действия с 01.01.85
до 01.01.90*
______________________________
* Ограничение срока действия снято
по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета
по стандартизации, метрологии и сертификации
(ИУС N 4, 1994 год). - .

РАЗРАБОТАН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

ИСПОЛНИТЕЛИ

Е.П.Серегин, Т.X.Мелик-Ахназаров, В.В.Булатников, Б.А.Энглин, А.Ф.Горенков, Л.А.Садовникова, Е.М.Бушуева, А.И.Белоусов, И.Г.Клюйко, Т.В.Валуева, Н.В.Шевякова

ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

Член Коллегии П.А.Вернов

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28 октября 1983 г. N 5181

ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13.03.89 N 450 с 01.09.89 и опубликованное в ИУС N 5, 1989 год

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 5, 1989 год

Настоящий стандарт распространяется на топливо для реактивных двигателей, содержащее антистатическую присадку, и устанавливает метод определения удельной электрической проводимости в диапазоне от 10 до 1000 пСм/м.

Метод предназначен для определения удельной электрической проводимости реактивных топлив с помощью переносного прибора типа ЭЛ1В в отобранных пробах, а также непосредственно в емкостях.

Стандарт соответствует методу А ИСО 6297-83.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1. АППАРАТУРА, РЕАКТИВЫ И МАТЕРИАЛЫ

1.1. При определении электрической проводимости реактивных топлив применяют:

1.1.1. Прибор переносного типа ЭЛ1В (черт.1) с пределами показаний от 0 до 1000 пСм/м с приведенной погрешностью 2% в диапазоне измерений от 10 до 1000 пСм/м или аналогичный прибор, обеспечивающий измерение удельной электрической проводимости с той же погрешностью.

Схема прибора для измерения удельной электрической проводимости топлив


1 - погружной чувствительный элемент; 2 - показывающий стрелочный прибор; 3 - батарея электропитания; 4 - кабель; 5 - внешний электрод; 6 - внутренний электрод; 7 - отверстия

Черт.1

Погружной чувствительный элемент состоит из двух электродов, выполненных в виде коаксиальных цилиндров. Во внутреннем цилиндре помещен полупроводниковый усилитель, во внешнем - имеются отверстия в верхнем и нижнем сечении, служащие для заполнения кольцевого зазора между электродами и освобождения его от топлива, а также промывки погружного чувствительного элемента. Блок измерения включает в себя показывающий стрелочный прибор и батарею электропитания.

1.1.2. Термометр ТЛ с ценой деления не более 0,5 °С.

1.1.1, 1.1.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).

1.1.3. Сосуд стеклянный или металлический вместимостью не менее 1 дм и высотой, обеспечивающей полное погружение в топливо чувствительного элемента.

2. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ

2.1. Переносной прибор типа ЭЛ1В готовят в соответствии с инструкцией по его эксплуатации.

2.2. При определении удельной электрической проводимости в отобранной пробе топлива объединенную или точечную пробу топлива отбирают по ГОСТ 2517-85 в количестве не менее 1 дм.

2.3. Перед отбором пробы пробоотборник по ГОСТ 2517-85 не менее трех раз промывают испытуемым топливом.

2.4. Сосуд для испытуемого образца топлива (п.1.1.3) должен быть чистым и сухим. Перед наполнением сосуд не менее трех раз промывают испытуемым топливом.

2.2-2.4. (Измененная редакция, Изм. N 1).

3. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ

3.1. Удельную электрическую проводимость топлива определяют в емкостях по истечении не менее 30 мин после их наполнения.

3.1.1. Переносный прибор типа ЭЛ1В заземляют и опускают чувствительный элемент в топливо на требуемый уровень. При этом следят, чтобы чувствительный элемент был полностью погружен в топливо и не касался водного слоя в емкости.

При контакте чувствительного элемента с водой стрелка прибора выйдет за пределы шкалы. При этом чувствительный элемент необходимо поднять выше слоя воды и промыть, поднимая и опуская его в топливе не менее трех раз на 300-400 мм.

3.1.2. После промывки погружного чувствительного элемента определяют удельную электрическую проводимость топлива нажатием на кнопку 500. Если проводимость окажется выше 500 пСм/м, то повторно проводят промывку погружного чувствительного элемента, а затем измеряют удельную электрическую проводимость топлива нажатием на кнопку 1000. Максимальное показание прибора записывают после возвращения стрелки, вызванного инерционным забросом, определение повторяют.

3.2. Удельную электрическую проводимость в отобранной пробе определяют не более чем через 30 мин после отбора.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.2.1. Чувствительный элемент промывают, погружая его в сосуд со свежей порцией испытуемого топлива не менее трех раз. Не допускается погружение кабеля в топливо. После этого определяют удельную электрическую проводимость, как указано в п.3.1.2. Определение повторяют на свежей порции испытуемого топлива.

3.3. Отсчет результатов определения удельной электрической проводимости проводят с точностью до половины цены деления шкалы прибора.

3.4. Температуру топлива в сосуде с отобранной пробой фиксируют сразу после определения удельной электрической проводимости.

3.5. Пересчет удельной электрической проводимости в зависимости от температуры ведут по черт.2. Для этого на графике находят точку, соответствующую измеренной удельной электрической проводимости и температуре топлива. Через эту точку проводят прямую, параллельную установленной зависимости до пересечения с ординатой требуемой температуры, и по точке пересечения находят значения удельной электрической проводимости.

Черт.2


4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

4.1. За результат испытания принимают среднее арифметическое двух последовательных определений при условии, что допускаемое расхождение между ними не превышает значения сходимости результатов определений, приведенных в таблице. Результат испытания округляют до значения кратного 5.

Удельная электрическая проводимость топлива, в диапазоне, пСм/м

Сходимость результатов определения, пСм/м

Воспроизводимость результатов испытания, пСм/м

От 50 до 100

5

5

Св. 100 " 200

5

10

" 200 " 300

5

15

" 300 " 400

5

20

" 400 " 500

5

25

" 500 " 600

10

30

" 600 " 700

10

35

" 700 " 800

10

40

" 800 " 900

10

45

" 900 " 1000

10

50

4.2. Сходимость метода

Два результата определения, полученные одним исполнителем, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает значений, приведенных в таблице.

4.3. Воспроизводимость метода

Два результата испытания, полученные в двух разных лабораториях, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает значений, приведенных в таблице.

4.1-4.3. (Измененная редакция, Изм. N 1).

Текст документа сверен по:

М.: Издательство стандартов, 1984




Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена