allgosts.ru11. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ11.180. Средства помощи для лиц с физическими недостатками и увечьями

ГОСТ Р ИСО 7176-3-2007 Кресла-коляски. Часть 3. Определение эффективности действия тормозной системы

Обозначение:
ГОСТ Р ИСО 7176-3-2007
Наименование:
Кресла-коляски. Часть 3. Определение эффективности действия тормозной системы
Статус:
Заменен
Дата введения:
01.01.2009
Дата отмены:
Заменен на:
Код ОКС:
11.180.10

Текст ГОСТ Р ИСО 7176-3-2007 Кресла-коляски. Часть 3. Определение эффективности действия тормозной системы

>

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р исо

7176-3— 2007


КРЕСЛА-КОЛЯСКИ

Часть 3

Определение эффективности действия тормозной системы

ISO 7176-3:2003

Wheelchairs — Part 3: Determination of effectiveness of brakes (IDT)

Издание официальное

co CO R о о CM


го in


Москва Стандартинформ 2008


Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

  • 1 ПОДГОТОВЛЕН Региональной общественной организацией инвалидов «Центр гуманитарных программ»

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 «Технические средства для инвалидов»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 522-ст

  • 4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 7176-3:2003 « Кресла-коляски. Часть 3. Определение эффективности действия тормозов» (ISO 7176-3:2003 «Wheelchairs — Part 3: Determination of effectiveness of brakes»).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены 8 дополнительном приложении С

  • 5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 7176-3—96

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ, 2008

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

  • 1 Область применения

  • 2 Нормативные ссылки

  • 3 Термины иопределения

  • 4 Принцип определения эффективности действия тормозной системы

  • 5 Оборудование для испытаний

  • 6 Подготовка кресла-коляски к испытанию

  • 7 Торможение

  • 8 Усталостная прочность стояночных тормозов

  • 9 Протокол испытаний

  • 10 Раскрытие результатов испытаний

Приложение А (обязательное) Метод определения силы, прилагаемой к рычагу тормоза

Приложение В (справочное) Методы испытания для определения эффективности действия рабочих тормозов кресел-колясок с ручным приводом

Приложение С (справочное) Сведения о соответствии национальных стандартов Российской Федерации ссылочным международным стандартам

Введение

Международный стандарт ИСО 7176-3 подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТК173 «Технические средства помощи для лице ограничениями жизнедеятельности».

Комплекс международных стандартов ИСО 7176 состоит из следующих частей, объединенных общим заголовком «Кресла-коляски»:

  • - часть 1: Определение статической устойчивости;

-часть 2: Определениединамической устойчивости кресел-колясок с электроприводом;

  • - часть 3: Определение эффективности действия тормозной системы;

  • - часть 4: Определение запаса хода кресел-колясок с электроприводом и скутеров путем измерения расхода энергии;

  • - часть 5: Метод определения габаритных размеров, массы, минимального радиуса поворота и минимальной ширины разворота;

  • - часть 6: Определение максимальной скорости, ускорения и замедления кресел-колясок с электроприводом;

  • - часть 7: Метод измерения параметров и размеров сидения и колеса;

  • - часть 8: Технические требования и методы испытаний на статическую, ударную и усталостную прочность;

  • - часть 9: Климатические испытания кресел-колясок с электроприводом;

  • - часть 10: Методы испытаний для определения возможности преодоления препятствий;

  • - часть 11: Испытательные манекены;

-часть 13: Методы испытаний для определения коэффициента трения испытательной поверхности;

-часть 14: Электросистемы и системы управления кресел-колясок с электроприводом. Требования и методы испытания;

  • - часть 15: Требования к документации и маркировке для обеспечения доступности информации; -часть 16: Стойкость к возгоранию элементов кресел-колясок с мягкой обивкой. Требования и

методы испытания;

  • - часть 19: Колесные передвижные средства, используемые в автомобилях в качестве сиденья; -часть 22: Правила установки;

  • - часть 21: Требования и методы испытаний для обеспечения электромагнитной совместимости кресел-колясок с электроприводом и скутеров;

  • - часть 23: Устройства для преодоления лестниц, управляемые сопровождающим лицом. Требования и методы испытаний;

-часть 24: Устройства для преодоления лестниц, управляемые пользователем. Требования и методы испытаний;

  • - ИСО/ТР13570:2001 Руководящие указания по применению стандартов серии ИСО 7176 на крес-ла-копяски.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРЕСЛА-КОЛЯСКИ

Часть 3 Определение эффективности действия тормозной системы Wheelchairs.

Part 3. Determination of effectiveness of brake system

Дата введения — 2009—01—01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования и методы испытаний для определения эффективности действия тормозной системы кресел-колясок с ручным и электроприводом, включая скутеры, предназначенные для одного человека, с максимальной скоростью, не превышающей 15 км/ч.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты:

ИСО 7176-6:2001 Кресла-коляски. Часть 6: Определение максимальной скорости, ускорения и замедления кресел-колясок с электроприводом

ИСО 7176-11:1992 Кресла-коляски. Часть 11: Испытательные манекены

ИСО 7176-13:1989 Кресла-коляски. Часть 13: Методы испытаний для определения коэффициента трения испытательной поверхности

ИСО 7176-15:1996 Кресла-коляски. Часть 15: Требования к информационному описанию документов и маркировке

ИСО 7176-22:2000 Кресла-коляски. Часть 22: Процедуры регулировки

ИСО 7176-26:2007 Кресла-коляски. Часть 26: Номенклатура, термины и определения

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ИСО 7176-26, а также следующие термины с соответствующими определениями:

  • 3.1 рабочий тормоз: Приспособлениедляостановки или замедления движения кресла-коляски.

  • 3.2 устройство управления: Устройство, с помощью которого пользователь обеспечивает движение кресла-коляски с электроприводом с выбранной скоростью и/или в выбранном направлении.

  • 3.3 стояночный тормоз: Приспособление, обеспечивающее сохранение устойчивого положения кресла-коляски во время стоянки.

  • 3.4 наклон: Положение кресла-коляски, при котором сила давления колес на плоскость становится равной нулю.

  • 3.5 скольжение: Перемещение кресла-коляски поперек испытательной поверхности без вращения тормозных колес.

Издание официальное

4 Принцип определения эффективности действия тормозной системы

Несколько кресел-колясок подвергают ряду испытаний, имитирующих торможение, при этом измеряют и фиксируют результаты реакции кресел-колясок.

5 Оборудование для испытаний

  • 5.1 Испытательная горизонтальная плоскость достаточного размера, имеющая ровную, твердую поверхность с коэффициентом трения по ИСО 7176-13 при температуре окружающей среды (20 ± 10) вС.

Примечание 1 —Достаточна площадка размером 10 хЗм.

Примечание 2 — Используют лол обычного большого производственного или общественного здания, например, деревянный, бетонный или асфальтовый.

  • 5.2 Твердая испытательная плоскость с регулируемым углом наклона, при температуре окружающей среды (20 ±10) °C, которая должна:

  • a) быть достаточно большой для размещения испытываемого кресла-коляски;

  • b) иметь поверхность, прогиб которой не должен превышать 5 мм во время испытания и иметь коэффициент трения по ИСО 7176-13;

  • c) иметь плоскость с регулируемым углом наклона относительно единственной оси наклона по горизонтали, для которой:

  • 1) при плавном увеличении угла наклона испытательной плоскости скорость его изменения не должна превышать 17с при приближении куглу опрокидывания;

  • 2) при шаговом увеличении угла наклона испытательной плоскости размер шага не должен влиять на достоверность измерения предельного угла наклона.

Примечание — Максимальный угол наклона 25° является достаточным для большинства кресел-колясок.

  • 5.3 Твердая, ровная плоскость с углами наклона, равными Зф± 0,5е, 6°± 0,5* и 10°± 0,5**, с коэффициентом трения по ИСО 7176-13 при температуре окружающей среды (20 ± 10) °C.

Примечание 1 — Могут быть три отдельно установленные наклонные плоскости или одна плоскость с регулируемым утлом наклона.

Примечание 2 — Наклонная плоскость размерами 10x3м должна быть достаточной для каждой наклонной плоскости, но для испытания больших кресел-колясок нужна плоскость большего размера.

  • 5.4 Испытательный манекен по ИСО 7176-11 или испытатель на месте пользователя.

Примечание 1 — Если используется манекен, необходимо обеспечить дистанционное управление креслом-коляской.

П ри мечани е 2 — Если участвует испытатель, то должны быть приняты соответствующие меры для минимизирования любого его движения или изменения лозы в пределах кресла, поскольку это может повлиять на результаты испытаний.

  • 5.5 Для получения массы, эквивалентной массе соответствующего испытательного манекена, вес испытателя может быть увеличен дополнительным грузом.

  • 5.6 Средство измерения тормозного пути кресла-коляски с точностью не менее - 50 мм.

  • 5.7 Угломер для измерения угла наклона испытательной плоскости с точностью не менее ± 0,2°.

  • 5.8 Средство измерения силы с точностью 5 % в диапазоне от 10 до 250 Н.

  • 5.9 Средство, обеспечивающее переключение стояночного тормоза из нерабочего положения в рабочее положение и возврат его в нерабочее положение 60 000 раз при частоте колебаний, не превышающей 0,5 Гц, при этом сила, приложенная к средству переключения, не должна превышать более чем 8 1,5 раза силу, требующуюся пользователю кресла-коляски для управления тормозом.

6 Подготовка кресла-коляски к испытанию

Подготовку кресла-коляски к испытанию проводят следующим образом:

  • a) устанавливают кресло-коляску по ИСО 7176-22;

  • b) регулируют тормоза кресел-колясок согласно инструкции изготовителя или, если отсутствует инструкция изготовителя, регулируют тормоза на максимальную силу, прикладываемую к рычагу тормоза, указанную в таблице 1. Метод определения силы, прикладываемой к рычагу тормоза, — в соответствии с приложением А.

Таблица 1 — Максимальная сила, прикладываемая к рычагу тормоза

Способ воздействия

Максимальная сила, прикладываемая к рычагу тормоза. Н

Рукой

60 ±5

Ногой (толчок)

1001 10

Ногой (тяга)

6015

Пальцем

13,512

Если конструкция тормозов не позволяет отрегулировать силу, прикладываемую к рычагу, до максимальных значений, необходимо их отрегулировать для получения значений, наиболее приближенных кустановленным втаблице 1.

Если максимальная сила, прикладываемая к рычагу тормоза, превышает значение, указанное в таблице 1, то этот факт фиксируют в паспорте кресла-коляски в соответствии с разделом 10.

7 Торможение

Предупреждение. Испытания могут быть опасны. Для защиты персонала должны быть приняты соответствующие меры предосторожности.

  • 7.1 Общие положения

Проводят испытания в соответствии с подразделами 7.2—7.5. Испытания по разделу 7 могут быть проведены в любой последовательности, но перед испытаниями по разделу 8.

  • 7.2 Стояночные тормоза

Испытания стояночных тормозов проводят следующим образом:

  • a) обеспечивают рабочую температуру дпя электропривода и тормозных систем.

Примечание 1 — Рабочую температуру электропривода и тормозных систем можно обеспечить, управляя креслом-коляской по типовой схеме, включая и выключая электропривод в течение 10 мин;

  • b) выполняют процедуры по перечислениям с) — д) втечение 5 мин после завершения процедуры по перечислению а);

  • c) отключают электропривод;

  • d) выключают все устройства управления креслом-коляской;

  • e) включают стояночные тормоза, устанавливают кресло-коляску, повернутое для спуска по наклонной испытательной плоскости, угол наклона которой не должен превышать 2°, при этом линия, проходящая через оси передних колес, и ось наклона испытательной плоскости должны быть параллельны с допустимым отклонением ± 3°. При испытаниях не допускается применять электропривод.

Примечание? — Для установки кресел-колясок с нечетным числом колес (например трехколесные скутеры) используют любую пару колес, установленную перпендикулярно к направлению движения;

  • f) увеличивают наклон испытательной плоскости до тех пор, пока кресло не начнет перемещаться вниз. Если кресло-коляска наклоняется (см. 3.4) прежде чем начнет скользить (см. 3.5) или вращаться на плоскости, прикладывают минимальную силу, направленную перпендикулярно к испытательной плоскости, чтобы предотвратить наклон кресла-коляски. Влияние применяемой силы на скольжение или вращение должно быть минимальным;

д) проводят измерение и регистрируют с наибольшей точностью угол наклона плоскости в момент начала перемещения и вид перемещения.

Примечание 3 — Обычными видами перемещения являются; поворот колес, занос колес, а также если с обода колеса слетает покрышка;

  • h) повторяют процедуры по перечислениям а) — д) с креслом-коляской, повернутым для подъема по наклонной плоскости.

  • 7.3 Нормальный режим рабочих тормозов

Испытания рабочих тормозов проводят только для кресел-колясок с электроприводом следующим образом:

Примечание 1 — Приложение В может быть использовано в качестве руководства для определения эффективности действия рабочих тормозов кресел-колясок с ручным приводом;

  • a) подключают электропривод;

  • b) обеспечивают рабочую температуру для электроприводов и тормозных систем.

Примечание2— Температуру можно обеспечить, управляя креслом-коляской по типовой схеме, включая и выключая приблизительно в течение 10 мин;

  • c) выполняют процедуры по перечислениям d) — g) в течение 5 мин после завершения процедуры по перечислению Ь);

  • d) приводят кресло-коляску в движение вперед на максимальной скорости поперек горизонтальной испытательной плоскости, измеряют и регистрируют максимальное значение его скорости по ИСО 7176-6;

  • e) останавливают кресло-коляску, применяя устройство управления так быстро, как это возможно для достижения нулевой скорости.

Примечание 3 — Большинство кресел-колясок останавливают просто освобождением ручки. В качестве альтернативы допускается вручную включить тормоза, чтобы привести кресло-коляску в неподвижное положение;

  • f) определяют и регистрируют расстояние в пределах 100 мм, которое проходит кресло-коляска с момента включения тормоза по перечислению е) и до окончательной его остановки;

д) регистрируют любую неправильную реакцию кресла-коляски во время торможения, например наклон (см. 3.4), скольжение (см. 3.5), поломку тормоза, поворот в одну сторону и т.д.;

  • h) повторяют процедуры по перечислениям а) — д) еще два раза, определяя среднеарифметическое значение тормозного пути после трех повторений;

  • i) повторяют процедуры по перечислениям а) — h) при движении кресла-коляски задним ходом по горизонтальной испытательной плоскости;

  • j) повторяют процедуры по перечислениям а) — h) на испытательной плоскости с углами наклона, равными 3°, 6° и 10°, кресло-коляска двигается вниз передним ходом, а затем вниз задним ходом.

Примечание 4 — Если кресло-коляска не может остановиться при минимальном наклоне плоскости, испытание на более крутых спусках не продолжают.

  • 7.4 Торможение путем включения заднего хода

Данное испытание применяют только для кресел- колясок с электроприводом.

Повторяют процедуры по 7.3, но останавливают кресло-коляску, переводя устройство управления в положение, соответствующее движению в обратном направлении на максимальной скорости.

  • 7.5 Аварийная остановка

Данное испытание проводят только на креслах- колясках с электроприводом.

Повторяют процедуры по 7.3, остановив кресло-коляску способом, указанным изготовителем для случая аварийной остановки или, если изготовитель не указал такой способ, останавливают кресло-коляску, отключив его электропитание.

8 Усталостная прочность стояночных тормозов

После завершения испытаний в соответствии с разделом 7 проводят испытания стояночных тормозов кресла-коляски следующим образом:

  • a) устанавливают стояночные тормоза так, чтобы ими можно было управлять, как указано в 5.9;

  • b) регистрируют или отмечают положение тормозного узла относительно рамы кресла-коляски;

  • c) приводят в действие один и тот же стояночный тормоз 60 000 раз, обеспечив вращение тормозящего колеса в каждом цикле. Каждый цикл должен состоять из включения и выключения стояночного тормоза.

Примечание 1 — При испытании кресла-коляски с электроприводом системы двигателя могут быть отключены для обеспечения свободного вращения колес;

  • d) осматривают и регистрируют смещение тормозного узла относительно рамы кресла-коляски (если такое видимое смещение произошло);

  • e) повторяют процедуры по перечислениям а) — d) для каждой конструкции стояночного тормоза, установленного на кресле-коляске;

Примечание 2 — Если на кресле-коляске установлено два одинаковых симметричных тормоза (например левый и правый), то проверять оба тормоза необязательно.

  • f) повторяют процедуры по 7.2.

9 Протокол испытаний

Протокол испытаний должен содержать:

  • a) ссылку на настоящий стандарт;

  • b) наименование и адрес организации, проводившей испытания;

  • c) наименование и адрес изготовителя кресла-коляски;

  • d) дату оформления протокола испытания;

  • e) тип кресла-коляски, номер серии и партии;

  • f) размер испытательного манекена, массу испытателя и дополнительного груза;

д) подробности установки кресла-коляски по ИСО 7176-22, включая оборудование и регулировку;

  • h) фотографию кресла-коляски в конфигурации и комплектации при проведении испытания;

  • i) описание стояночного тормоза, включая способ воздействия (пальцем, рукой, ногой) и тип управления (ручное, электрическое автоматическое и т.д.);

  • j) если подготовка кресла-коляски требует определения силы, прикладываемой к рычагу тормоза, в соответствии с разделом 6. перечисление Ь), эту силу проверяют в процессе испытаний;

  • k) результаты испытаний стояночного тормоза, проведенных по 7.2;

  • l) результаты испытаний рабочего тормоза, проведенных по 7.3—7.5, фиксируя каждый раз минимальное расстояние, пройденное креслом-коляской при торможениисмаксимальной скоростью.

Примечание — Форма предоставления результатов испытаний приведена в таблице 2;

т) результаты испытания стояночного тормоза на усталостную прочность, включая:

  • 1) любое перемещение тормозного узла [см. раздел 8. перечисление d)];

  • 2) любое изменение эффективности действия тормоза после выполнения процедур по разделу 8, перечисление d), при сравнении с предыдущими результатами по 7.2;

п) любую неправильную реакцию кресла-коляски во время торможения, какуказано в 7.3, перечисление д).

10 Раскрытие результатов испытаний

В паспорте изделия, выполненного по ИСО 7176-15, изготовителем должны быть представлены следующие результаты испытаний:

  • a) стояночных тормозов (если установлены):

  • - максимальный угол наклона при подъеме,

  • - максимальный угол наклона при спуске,

  • - значение силы, прикладываемой к рычагу тормоза, если превышено значение, указанное в таблице 1;

  • b) рабочих тормозов (если установлены):

  • - минимальный тормозной путь при максимальной скорости в направлении движения вперед по горизонтальной плоскости при нормальном режиме и при аварийной остановке.

Таблица 2 — Форма представления результатов испытаний рабочего тормоза

Наклон испытательной плоскости

Направление движения

Наименование параметра

Нормальный режим

Включение заднего хода

Отключение электропитания

Примечания

Горизонтальный

Вперед

Минимальный тормозной

путь.м

Максимальная скорость, м/с

Горизонтальный

Задний ход

Минимальный тормозной

путь, м

Максимальная скорость, м/с

Зф

Спуск, передний ход

Минимальный тормозной

путь, м

Максимальная скорость, м/с

3е

Спуск, задний ход

Минимальный тормозной

путь, м

Максимальная скорость, м/с

6е

Спуск, передний ХСЩ

Минимальная тормозная

дистанция, м

Максимальная скорость, м/с

6е

Спуск, задний ход

Минимальный тормозной

путь, м

Максимальная скорость, м/с

10°

Спуск, передний ход

Минимальный тормозной

путь, м

Максимальная скорость, м/с

10е

Спуск, задний ход

Минимальный тормозной

путь, м

Максимальная скорость, м/с

Приложение А (обязательное)

Метод определения силы, прилагаемой к рычагу тормоза

А.1 Метод испытания

  • a) Выбирают типрычага (см. рисунок А.1),спомощью которого последовательно прилагают силу следующим образом:

  • 1) для рычага с обычной сферической головкой — к точке по центру головки;

  • 2) для рычага с конусообразной головкой — к точке с наибольшим поперечным сечением;

  • 3) для рычага с захватом всей рукой — к точке, находящейся на центральной (осевой) линии рычага и расположенной на 15 мм ниже торца рычага;

  • 4) если тормоз включается толканием или натяжением стержня или колодкой — к центру стержня или колодки;

  • 5) для рычага с цилиндрической головкой или какой-либо другой формы, отличной от указанной в перечислениях 1) — 4). — кточке. находящейся на центральной (осевой) линии и расположенной на 15 мм ниже торца рычага;

  • 6) для телескопического рычага или рычага с удлиненной ручкой — к точке, отстоящей на 15 мм от торца полностью удлиненного рычага.

  • b) Устанавливают рычаг для включения тормоза и прикладывают к нему силу через средство измерения силы, указанное в 5.8 и ориентированное, как показано в приложении А. рисунок А. 1.

  • c) Определяют силу, необходимую для включения тормоза.

  • d) Повторяют процедуру по перечислению с) три раза, вращая колесо кресла-коляски между измерениями силы, и определяют ее среднеарифметическое значение.

1 — рычаг со сферической голоекой; 2 — рычаг с конусообразной головкой; 3 — рычаг с цилиндрической головкой; 4 — рычаг для захвата всей рукой; 5— точка поворота, F— сила. Н

Рисунок А.1— Сила F, прикладываемая для включения и выключения ручного тормоза

Приложение В (справочное)

Методы испытания для определения эффективности действия рабочих тормозов кресел-колясок с ручным приводом

В.1 Общие положения

Предупреждение. Испытания могут быть опасны. Для защиты персонала должны быть приняты соответствующие меры предосторожности.

Данное испытание проводят для рабочих тормозов кресел-колясок только с ручным приводным ободом.

Примечание — Данный метод испытания находится на стадии разработки и носит рекомендательный характер.

В.2 Рекомендация

Рабочие тормоза для кресел-колясок с ручным приводным ободом должны обеспечивать остановку кресла-коляски, как установлено В.З, без какой-либо неправильной его реакции, например, без наклона (см. 3.4), скольжения (см. 3.5), поломки тормоза, поворота в одну сторону и т.д.

В.З Методы испытания

Испытание рабочих тормозов кресел-колясок только с ручным приводным ободом проводят следующим образом:

  • a) проводят подготовку кресла-коляски, как указано в разделе 6;

  • b) включают привод;

  • c) обеспечивают рабочую температуру тормозов.

Примечание — Рабочую температуру тормозов можно обеспечить, управляя креслом-коляской по типовой схеме, включая и выключая их в течение 10 мин;

  • d) выполняют процедуры по перечислениям е) — i) в течение 5 мин после завершения процедуры по перечислению Ь);

  • e) перемещают кресло-коляску вперед со скоростью (6 ± 1) км/ч поперек горизонтальной испытательной плоскости, измеряют и регистрируют скорость по ИСО 7176-6;

Г) останавливают кресло-коляску, действуя рабочими тормозами так быстро, как только возможно, используя силу по таблице 1 и руководствуясь требованиями приложения А;

д) определяют и регистрируют расстояние в пределах 100 мм, которое проходит кресло-коляска с момента включения тормоза и до окончательной его остановки;

  • h) регистрируют любую неправильную реакцию кресла-коляски во время торможения, например наклон (см. 3.4). скольжение (см. 3.5), поломку тормоза, поворот в одну сторону и т.д.;

  • i) повторяют процедуры по перечислениям а) — h) еще два раза, определяя среднеарифметическое значение тормозного пути после трех повторений;

  • j) повторяют процедуры по перечислениям а) — i), используя наклонную плоскость с углами наклона 3°, 6° и 10ф.

В.4 Протокол испытаний

Протокол испытаний должен включать в себя информацию, приведенную в таблице В. 1.

Таблица В.1 — Форма представления результатов испытаний рабочего тормоза

Наклон испытательной плоскости

Направление движения

Наименование параметра

Нормальный режим

Включение заднего хода

Отключение электропитания

Примечания

Горизонтальный

Вперед

Минимальный тормозной путь, м

Не применяется

Не применяется

В.5 Раскрытие результатов испытаний

В паспорте на кресло-коляску с рабочим тормозом изготовителем должны быть представлены следующие результаты испытаний:

Рабочие тормоза (кресло с ручным приводным ободом): минимапьный тормозной путь при скорости 6 км/ч.........м по горизонтали.

Приложение С (справочное)

Сведения о соответствии национальных стандартов Российской Федерации ссылочным международным стандартам

Таблица С.1

Обозначение ссылочного международного стандарта

Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта

ИСО 7176-6:2001

ГОСТ Р ИСО 7176-6—2005 Кресла-коляски. Часть 6. Определение максимальной скорости, ускорения и замедления кресел-колясок с электроприводом

ИСО 7176-11:1992

ГОСТ Р ИСО 7176-11—96 Кресла-коляски. Испытательные манекены

ИСО 7176-13:1989

ГОСТР ИСО 7176-13—96 Кресла-коляски. Методы испытаний для определения коэффициента трения испытательной поверхности

ИСО 7176-15:1996

ГОСТ Р ИСО 7176-15—2007 Кресла-коляски. Часть 15. Требования к документации и маркировке для обеспечения доступности информации

ИСО 7176-22:2000

ГОСТ Р ИСО 7176-22—2004 Кресла-коляски. Часть 22. Правила установки

ИСО 7176-26:2007

* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его принятия рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

УДК 815.478.3.001.4:006.354 ОКС 11.180.10 Р23

Ключевые слова: кресла-коляски, тормозная система, методы испытаний

ОКП 94 5150


Редактор В.Н. Копысоа Технический редактор Л.А. Гусееа Корректор МИ. Першина Компьютерная верстка И.А. Налеикиной

Сдано в набор 07.04.2008. Подписано в печать 22.04.2008. Формат 60 х 84^. Бумага офсетная. Гарнитура Ариал. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1.86. Уч.-изд. л. 1,20. Тираж 121 экз. Зак. 351.

, 123995 Москва, Гранатный пер., 4.

Набрано во на ПЭВМ. Отпечатано в филиале — тип. «Московский печатник», 105062 Москва, Лялин пер., 6.