allgosts.ru11. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ11.180. Средства помощи для лиц с физическими недостатками и увечьями

ГОСТ Р ИСО 22882-2010 Самоориентирующиеся колесики и колеса. Требования к самоориентирующимся колесикам для больничных кроватей

Обозначение:
ГОСТ Р ИСО 22882-2010
Наименование:
Самоориентирующиеся колесики и колеса. Требования к самоориентирующимся колесикам для больничных кроватей
Статус:
Действует
Дата введения:
04/01/2012
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
11.180.10

Текст ГОСТ Р ИСО 22882-2010 Самоориентирующиеся колесики и колеса. Требования к самоориентирующимся колесикам для больничных кроватей



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ


ГОСТ Р исо 22882-2010


НАЦИОНАЛЬНЫМ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

САМООРИЕНТИРУЮЩИЕСЯ КОЛЕСИКИИ КОЛЕСА

Требования к самоориентирующимся колесикам для больничных кроватей

ISO 22882:2004

Castors and wheels — Requirements for castors for hospital beds

(IDT)

Издание официальное

Москва

Стенда ртинформ 2012


Предисловие

Цели и принципы стандартизации е Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения »

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык текста стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом лостандартиэацииТК381 «Технические средства дляинеали-

дов»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТ8ИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 ноября 2010 г. Ne 405-ст

4    Настоящийстандарт идентичен международному стандарту ИСО 22882:2004 «Самоориетирую* щиеся колесики и колеса. Требования к самоориентирующимся колесикам для больничных кроватей» (ISO 22882:2004 «Castors and wheels — Requirements forcastors for hospital beds»}.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместоссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ. 2012

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

5.12    Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира колеса .... 8

7.2    Маркировка электропроводных или антистатических самоориектирующихся колесиков или

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов

in

Предисловие к ИСО 22882:2004

ИСО (Международная организация по стандартизации) является всемирной федерацией нацио-нальных органов по стандартизации (членов ИСО). Разработка международных стандартов обычно осу* щестеляется Техническими комитетами ИСО. Каждая организация — член ИСО. заинтересованная в деятельности, для которой был создан Технический комитет, имеет право быть представленной в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО. также принимают участие в работах. ИСО тесно взаимодействуете Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации электротехники.

Международные стандарты разрабатываются в соответствии с правилами Директив ИСО/МЭК. часть 2.

Основной задачей Технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые Техническими комитетами, рассылаются организациям-членам на голосование. Ихопубликование в качестве международного стандарта требует одобрения не менее 75 % организаций-членов, принимавших участие в голосовании.

Следует обратить внимание на возможность наличия в настоящем стандарте некоторых элементов, которые могут быть объектом патентного права. ИСО не несет ответственности за идентификацию некоторых или всех таких латентных прав.

ИСО 22882 подготовлен Техническим комитетом ИСОЯК110 «Грузовые тележки». Подкомитетом ПК 3 «Самоориентирующиеся колесики и колеса».

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САМООРИЕНТИРУЮЩИЕСЯ КОЛЕСИКИ И КОЛЕСА Требования к самоориентирующимся колесикам для больничных кроватей

Castors and wheals.

Requirements for castors for hospital beds

Дата введения — 2012—04—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает технические требования, соответствующие размеры и требования к испытаниям шарнирных самоориентирующихся колесиков для больничных кроватей и технических средств реабилитации инвалидовс диаметром колес от 100 мм и более, которые имеют центральное блокирующее устройство. Используемые шарнирные самоориентирующиеся колеса характеризуются целым набором основных размеров.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанные издания. Для недатированных ссылок применяют самые последние издания (включая любые изменения к стандартам).

ИСО 22877:2004 Самоориентирующиеся колесики и колеса. Словарь, обозначения и многоязычная терминология (ISO 22877. Castors and wheels — Vocabulary, symbols and multilingual terminology)

ИСО 22878:2004 Самоориентирующиеся колесики и колеса. Методы испытаний и испытательное оборудование (ISO 22878:2004. Castors and wheels — Test methods and apparatus)

ИСО 22881:2004 Самоориентирующиеся колесики и колеса. Требования к применению на перемещаемом вручную оборудовании, используемом в общественных учреждениях (ISO 22881. Castors and wheels — Requirements for use on manually propelled equipment for institutional applications)

3    Термины, определения и обозначения

8 настоящем стандарте применены термины по ИСО 22877, обозначения — по ИСО 22878. приложение А.

4    Размеры и технические характеристики

4.1 Технические характеристики

Техническими характеристиками самоориентирующихся колесиков являются:

•    диаметр колеса:

- общая высота:

•    смещение;

•    система фиксации и

•    грузоподъемность.

Иэданив официальное

4.2 Размеры

Необходимо использовать размеры, приведенные в таблице 1 и проиллюстрированные на рисунке 1.

По поводу размеров самоориентирующихся колесиков без центрального блокирующего устройства — см. соответствующие таблицы в ИСО 22881.

I — рабочий утоп. 2 — разблокированное положение Рисунок 1 — Основные размеры при центральной системе блокировки

Таблица 1    Размеры а миллиметрах

Диаметр колеса* D

Общая высота* А

Смещение*^

100

150

46

125

175

56

150

200

65

200

250

70

250

300

80

* Допуск ±1%. в Максимум.

4.3 Система фиксации

Основными размерами системы фиксации с центральной блокировкой являются:

•    длина вилки;

•    диаметр вилки:

•    расстояние от центра отверстия с резьбой до фланца вилки;

•    размер отверстия с резьбой:

•    расстояние от центра шестигранника до фланца вилки:

- размер шестигранника и

•    рабочий угол шестигранника.

4.4 Грузоподъемность

Грузоподъемность — это максимальная нагрузка, в ньютонах, которую может выдержать колесо или самоориентирующееся колесико и при этом полностью соответствовать предъявляемому к нему критерию соответствия.

5 Требования к испытаниям

5.1    Общие положения

Методы испытаний и оборудование — по ИСО 22878.

5.2    Стандартные условия

5.2.1    Условия окружающей среды

Испытания следует проводить при температуре от 15 *С до 28 X. Испытуемые образцы до начала испытания следует выдерживать в течение 24 ч при заданной температуре и относительной влажности окружающей среды от 40 % до 70 %.

Испытуемые образцы не следует принудительно охлаждать во время испытания.

5.2.2    Последовательность испытаний

Испытания, гдеэтонеобходимо.слвдуетпроводить в последовательности, указанной втаблице 2.

Таблица 2

Ссылка на

подраздел

настоящего

стандарта

ПослеАомтельмос!ь испытаний

Типы самоориен1ирующихся колесиков

Процедуры

ИСПЫТАНИЙ.

лриеедеммые о ИСО 22676. подраздел

5.3

Первоначальный люфт колеса

Все

4.2

5.4

Первоначальный люфт шарнира колеса

Шарнирные самоориентирующиеся колесики с дополнительными приспособлениями или без них

4.3

5.5

Электрическое сопротивление

Самоориентирующиеся колесики антистатические или электропроводные

4.4

5.6

Испытание на износостойкость бло-кирующего/тормозного устройства

Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством

4.5

5.7

Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса

Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством

4.6

5.8

Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира колеса

Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством

4.7

5.9

Статическое испытание

Все

4.9

5.10

Динамическое испытание

все

4.8

5.11

Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса

Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством

4.6

5.12

Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира колеса

Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством

4.7

S.13

Финальный люфт колеса

все

4.2

5.14

Финальный люфт шарнира колеса

Шарнирные самоориентирующиеся колесики с дополнительными приспособлениями или без них

4.3

5.3 Первоначальный люфт колеса

5.3.1    Цели испытания, оборудование и процедуры испытания

Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878. подраздел 4.2.

5.3.2    Критерий соответствия

Измеренный первоначальный люфт колеса не должен превышать значения d^. приведенного в таблице 3.

Таблице 3    Размеры в миллиметрах

Диаметр плеса О

Максимальный первоначальный люфт колеса

100

0.50

125

0.62

150

0.75

200

1.00

250

1.25

5.4 Первоначальный люфт шарнира колеса

5.4.1    Цели испытания, оборудование и процедуры испытания

Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878. подраздел 4.3.

5.4.2    Критерий соответствия

Измеренный первоначальный люфт шарнира колеса не должен превышать значения dst. приведенного в таблице 4.

Таблице 4

Обозначение

Значение, ни

Описание

<Js»

4

Мехсимальный первоначальный люфт шарнира колесе

5.5 Проверка электрического сопротивления

5.5.1    Цели испытания, оборудование и процедуры испытания

Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878. подраздел 4.4.

5.5.2    Результаты испытания

Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 5.

Таблице 5

Обозначение

Значение

Описание

Я™

Переменное

Грузоподъемность

Я«т

Ю % Fmtx

Испытательная нагрузка

#?

Переменное

Электрическое сопротивление

5.5.3 Точность

Точность измерения должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 6.

Таблице 6

Обозначение

Единица измерения

Точность

Допустимые отклонения

Единица измерения

Ятг

Н

♦2% 0

Н

5.5.4 Критерий соответствия

Сопротивление R испытуемого образца должно быть:

R< 10s Ом — для электропроводящихсамоориентирующихся колесиков или колеси 10s Ом<Я<Ю7Ом— для антистатических самоориентирующихся колесиков или колес.

5.6 Испытание на износостойкость блокирующего/тормоэного устройства

5.6.1    Цели испытания, оборудование и процедуры испытания

Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878. подраздел 4.5.

5.6.2    Результаты испытания

Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 7.

Таблица 7

Обозначение

Значение

Описание

fit

10000

Число срабатываний системы блокировки

и

10 циклоа/мик

Частота срабатывания системы блокировки

800 Н

Испытательная нагрузка

5.6.3 Точность

Точность измерений должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 8.

Таблица 8

Обозначение

Единица измерения

Точность

Допустимые отклонения

Единица измерения

rtf

*1 %

0

к

Цмклы/мин

0

-2

Циклы/мин

F%

Н

♦2К>

0

Н

5.6.4 Критерий соответствия

Не должно наблюдаться никакого износа и/или остаточной деформации, которые могли бы отрицательно повлиять на нормальную работу испытуемого образца.

5.7 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса

5.7.1    Цели испытания, оборудование и процедуры испытания

Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.6.

5.7.2    Результаты испытания

Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 9.

Таблица 9

Обозначение

Значение

Описание

^ т«а

Переменное

Грузоподъемность

F..

Равно

Испытательная нагрузка

Рк.

АО %

Горизонтальное тяговое усилие

5.7.3 Точность

Точность измерений должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 10.

S

Таблица 10

Обозначение

Единица измерения

Точность

Допустимое отклонение

Единица измерения

Я».

Н

*2%

0

Н

Н

+4%

0

Н

5.7.4 Критерий соответствия

Колесо не должно проворачиваться вокруг своей оси при повторном приложении силы.

5.8 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира колеса

5.8.1    Цели испытания, оборудование и процедуры испытания

Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878. подраздел 4.7.

5.8.2    Результаты испытания

Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 11.

Таблица 11

Обозначение

Значение

Описание

FIRU

Переменное

Г рузоподъем ностъ

Рп

Равно Ртш

Испытательная нагрузка

*0 % ят<*

Горизонтальное тяговое усилие

5.8.3 Точность

Точность измерений должна соответствовать значениям, приведенным е таблице 12. Таблице 12

Обозначение

Единица измерения

Точность

Допустимое отклонение

Единица измерения

Я„

Н

+2%

0

Н

Яд7

Н

+4%

0

Н

5.8.4 Критерий соответствия

Шарнир колеса не должен поворачиваться при повторном приложении силы FK2.

5.9 Статическое испытание

5.9.1    Цели испытания, оборудование и процедуры испытания

Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878. подраздел 4.9.

5.9.2    Результаты испытания

Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 13.

Таблица 13

Обозначение

Значение

Описание

^ П41

Переменное

Грузоподъемность

У«

3

Степень загруженности

* У.

Испытательная нагрузка

f,>

1 ч

время приложения нагрузки

24 ч

Время, прошедшее до осмотра

5.9.3 Точность

Точность измерений должна соответствовать требованиям, приведенным в таблице 14.

Таблица 14

Обозначение

Единица измерения

Точность

Допустимое отклонение

Единица измерения

Ре

Н

*2%

0

Н

ч

♦ 15

0

мин

ч

11

ч

5.9.4 Критерий соответствия

Не должно наблюдаться никакой остаточной деформации испытуемого образца, которая могла бы отрицательно повлиять на его нормальную работу.

5.10 Динамическое испытание

5.10.1    Цели испытания, оборудование и процедуры испытания

Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.8.

5.10.2    Результаты испытания

Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 15.

Таблица 1S

Обозначение

Значение

Описание

F fiat

Переменное

Г рузоподъем ность

1.1 м/с (4 км/ч)

Средняя скорость движения

V2

1.1 м/с (4 км/ч)

Скорость преодоления препятствий

Л,

Высота препятствия для колес с:

•    твердостью покрышки по Шору г 90: 2.5 % О

•    твердостью покрышки по Шору < 90: 5.0 % D

высота препятствия

От 1 до 3 м

Расстояние между препятствиями

л

1000

Число препятствий

л,т

30000

Число оборотов колеса

bi

3 мин

время движения

Гд

1 мин

Пвуэа

О

Переменное

Диаметр колесе

Фактический диаметр колеса необходимо измерить до и после проведения испытаний для определения степени износа колеса.

5.10.3 Точность

Точность измерений должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 16.

Таблица 16

Обозначение

Единица измерения

Точность

Допустимое отклонение

Единица измерения

М/С

+5%

0

м/с

Vt

М/С

♦5%

0

М/С

ft.

мм

0

-5 Ч

ММ

Л

♦ 1 % 0

Ям

+1 % 0

7/1

МИН

t 10

с

5.10.4 Критерий соответствия

Не должно наблюдаться никакой остаточной деформации испытуемого образца, которая могла бы отрицательнолоелиять на егонормальную работу. Уменьшение диаметра колеса не должно превышать 2 % его диаметра, измеренного до проведения испытания.

5.11    Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса Повторяют испытание по 5.7.

5.12    Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира колеса

Повторяют испытание по 5.8.

5.13    Финальный люфт колеса

5.13.1    Цели испытания, оборудование и процедуры испытания

Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878. подраздел 4.2.

5.13.2    Критерий соответствия

Люфт изношенного колеса не должен превышать значения dw2, приведенного в таблице 17.

Таблице 17    Размеры в миллиметрах

Диаметр колеса О

Максимальный люфт изношенного колеса

100

0.50

125

0.62

150/160

0.75

200

1.00

250

1.25

5.14 Финальный люфт шарнира колеса

5.14.1    Цели испытания, оборудование и процедуры испытания

Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878. подраздел 4.3.

5.14.2    Критерий соответствия

Люфт шарнира изношенного колеса не должен превышать значения d$2, приведенного в таблице 18.

Таблица 18

Обозначение

Значение, мм

Описание

4

Максимальный люфт шарнира изношенного колеса

6    Подтверждение соответствия

По первому требованию изготовитель обязан предоставить сертификат соответствия самоориен-тирующихся колесиков требованиям настоящего стандарта.

Тип испытательного устройства должен быть указан в сертификате соответствия.

7    Маркировка

7.1    Маркировка изделия

На все изделия должна быть нанесена устойчивая заметная маркировка с указанием наименования и/или торговой марки изготовителя.

7.2    Маркировка электропроводных или антистатических самоориентирующихся

колесиков или колес

На внешнюю поверхность всех изделий должна быть нанесена хорошо заметная маркировка, содержащая следующее:

•    для антистатических колес: белую маркировку и, если это возможно и уместно, слово «антистатическое»;

•    для случая электропроводных колес: желтую отметину и. если это возможно и уместно, слово «электропроводное».

Приложение ДА (справочное)

Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам Российской Федерации

Таблице ДА.1

Обозначение ссылочного между народ ног о стандарта

С тепень соответствия

Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта

ИСО 22877:2004

ИСО 22878:2004

ИСО 22881:2006

* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его принятия рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Библиография

(1)    ISO 7619

(2)    ISO 22879 (3} ISO 22860 [4} ISO 22863 (S) ISO 22864


Rubber — Determination of indentation herdneee by means of pocket hardness meters Castors and wheels — Requirements for castors for furniture Castors and wheels — Requirements for castors for swivel chelrs Castors and wheels — Requirements for applications up to 1.1 m/e (4 km/h)

ИСО 22884. Castors and wheels — Requirements for applications over 1.1 m/s (4 km/h) and up to 4.4 m/s (16 km/h)

УДК 615.478.3.001.4:006.354    ОКС 11.180.10    Р23

Ключевые слова: больничные кровати, технические средства реабилитации, самоориентирующиеся колесики, требования, испытания

Редаятор О.Л Столновска»

Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор Л .Я. Митрофанова Компьютерная верстка И. А. Напеиконой

Сдано о набор 20.12.2011. Подписано о печать 18.0t.2012. Формат 80 » 84^.    Г арии тура Ариел.

Уел. леи. п. 1.88. Уч.-мад. п. 1.70. Тираж 78 эм. Зак 38.

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ*. 123895 Москва. Гранатный пер . 4.     info@goslmlo ги

Набрано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на ПЭвМ.

Отпечатано в филиале ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» — тип. «Московский печатник». 105082 Москва. Лялин пер., 8.