ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТ Р исо 22882-гою
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САМООРИЕНТИРУЮЩИЕСЯ КОЛЕСИКИ И КОЛЕСА
Требования к самоориентирующимся колесикам для больничных кроватей
ISO 22882:2004 Castors and wheels — Requirements for castors for hospital beds (IDT)
Издание официальное

Москва Стандарт информ 2012
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» () на основе собственного аутентичного перевода на русский язык текста стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕНТехническим комитетом по стандартизации ТК381 «Технические средства для инвалидов»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 ноября 2010 г. №405-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 22882:2004 «Самоориетирую-щиеся колесики и колеса. Требования к самоориентирующимся колесикам для больничных кроватей» (ISO 22882:2004 «Castors and wheels — Requirements for castors for hospital beds»).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены 8 дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаеаемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежеме-сячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
© Стандартинформ, 2012
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Содержание
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины, определения и обозначения
4 Размеры и технические характеристики
4.1 Технические характеристики
4.2 Размеры
4.3 Система фиксации
4.4 Грузоподъемность
5 Требования к испытаниям
5.1 Общие положения
5.2 Стандартные условия
5.3 Первоначальный люфт колеса
5.4 Первоначальный люфт шарнира колеса
5.5 Проверка электрического сопротивления
5.6 Испытание на износостойкость блокирующего/тормозного устройства
5.7 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса
5.8 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира колеса
5.9 Статическое испытание
5.10 Динамическое испытание
5.11 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса
5.12 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира колеса .... 8
5.13 Финальный люфт колеса
5.14 Финальный люфт шарнира колеса
6 Подтверждение соответствия
7 Маркировка
7.1 Маркировка изделия
7.2 Маркировка электропроводных или антистатических самоориентирующихся колесиков или
колес
Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам Российской Федерации
Библиография
Предисловие к ИСО 22882:2004
ИСО (Международная организация по стандартизации) является всемирной федерацией национальных органов по стандартизации (членов ИСО). Разработка международных стандартов обычно осуществляется Техническими комитетами ИСО. Каждая организация — член ИСО, заинтересованная в деятельности, для которой был создан Технический комитет, имеет право быть представленной в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работах. ИСО тесно взаимодействует с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации электротехники.
Международные стандарты разрабатываются в соответствии с правилами Директив ИСО/МЭК, часть 2.
Основной задачей Технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые Техническими комитетами, рассылаются организациям-членам на голосование. Их опубликование в качестве международного стандарта требует одобрения не менее 75 % организаций-членов, принимавших участие в голосовании.
Следует обратить внимание на возможность наличия в настоящем стандарте некоторых элементов, которые могут быть объектом патентного права. ИСО не несет ответственности за идентификацию некоторых или всех таких патентных прав.
ИСО 22882 подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТК110 «Грузовые тележки», Подкомитетом ПК 3 «Самоориентирующиеся колесики и колеса».
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САМООРИЕНТИРУЮЩИЕСЯ КОЛЕСИКИ И КОЛЕСА Требования к самоориентирующимся колесикам для больничных кроватей Castors and wheels.
Requirements for castors for hospital beds
Дата введения — 2012—04—01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает технические требования, соответствующие размеры и требования «испытаниям шарнирных самоориентирующихся колесиков для больничных кроватей и технических средств реабилитации инвалидов с диаметром колесот 100 мм и более, которые имеют центральное блокирующее устройство. Используемые шарнирные самоориентирующиеся колеса характеризуются целым набором основных размеров.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанные издания. Для недатированных ссыпок применяют самые последние издания (включая любые изменения «стандартам).
ИСО 22877:2004 Самоориентирующиеся колесики и колеса. Словарь, обозначения и многоязычная терминология (ISO 22877, Castors and wheels — Vocabulary, symbols and multilingual terminology)
ИСО 22878:2004 Самоориентирующиеся колесики и колеса. Методы испытаний и испытательное оборудование (ISO 22878:2004, Castors and wheels — Test methods and apparatus)
ИСО 22881:2004 Самоориентирующиеся колесики и колеса. Требования к применению на перемещаемом вручную оборудовании, используемом в общественных учреждениях (ISO 22881, Castors and wheels — Requirements for use on manually propelled equipment for institutional applications)
3 Термины, определения и обозначения
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 22877, обозначения — по ИСО 22878, приложение А.
4 Размеры и технические характеристики
4.1 Технические характеристики
Техническими характеристиками самоориентирующихся колесиков являются:
- диаметр колеса;
- общая высота;
- смещение;
- система фиксации и
- грузоподъемность.
Издание официальное
4.2 Размеры
Необходимо использовать размеры, приведенные в таблице 1 и проиллюстрированные на рисунке 1.
По поводу размеров самоориентирующихся колесиков без центрального блокирующего устройства — см. соответствующие таблицы 8 ИСО 22881.

1 — рабочий угол; 2 — разблокированное положение
Рисунок 1 — Основные размеры при центральной системе блокировки
Таблица 1 Размеры в миллиметрах
Диаметр колеса9 D | Общая высота* h | Смещение* dp |
100 | 150 | 46 |
125 | 175 | 56 |
150 | 200 | 65 |
200 | 250 | 70 |
250 | 300 | 80 |
а Допуск ±1%. ь Максимум. |
4.3 Система фиксации
Основными размерами системы фиксации с центральной блокировкой являются:
- длина вилки;
- диаметр вилки;
- расстояние от центра отверстия с резьбой до фланца вилки;
- размер отверстия с резьбой;
• расстояние от центра шестигранника до фланца вилки;
- размер шестигранника и
- рабочий угол шестигранника.
4.4 Грузоподъемность
Грузоподъемность — это максимальная нагрузка, в ньютонах, которую может выдержать колесо или самоориентирующееся колесико и при этом полностью соответствовать предъявляемому к нему критерию соответствия.
5 Требования к испытаниям
5.1 Общие положения
Методы испытаний и оборудование — по ИСО 22878.
5.2 Стандартные условия
5.2.1 Условия окружающей среды
Испытания следует проводить при температуре от 15 °C до 28 °C. Испытуемые образцы до начала испытания следует выдерживать в течение 24 ч при заданной температуре и относительной влажности окружающей среды от 40 % до 70 %.
Испытуемые образцы не следует принудительно охлаждать во время испытания.
5.2.2 Последовательность испытаний
Испытания, где это необходимо, следует проводить в последовательности, указанной в таблице 2.
Таблица 2
Ссылка на подраздел настоящего стандарта | Последовательность испытаний | Тилы самоориентмрухзщихся колесиков | Процедуры испытаний, приведенные в ИСО 22878. подраздел |
5.3 | Первоначальный люфт колеса | Все | 4.2 |
5.4 | Первоначальный люфт шарнира колеса | Шарнирные самоориентирующиеся колесики с дополнительными приспособлениями или без них | 4.3 |
5.5 | Электрическое сопротивление | Самоориентирующиеся колесики антистатические или электропроводные | 4.4 |
5.6 | Испытание на износостойкость бло-кирующего/тормозного устройства | Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством | 4.5 |
5.7 | Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса | Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством | 4.6 |
5,8 | Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира колеса | Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством | 4.7 |
5.9 | Статическое испытание | Все | 4.9 |
5.10 | Динамическое испытание | Все | 4.8 |
5.11 | Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса | Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством | 4.6 |
5.12 | Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира колеса | Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством | 4.7 |
5.13 | Финальный люфт колеса | Все | 4.2 |
5.14 | Финальный люфт шарнира колеса | Шарнирные самоориентирующиеся колесики с дополнительными приспособлениями или без них | 4.3 |
5.3 Первоначальный люфт колеса
5.3.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания
Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.2.
5.3.2 Критерий соответствия
Измеренный первоначальный люфт колеса не должен превышать значения приведенного в таблице 3.
Таблица 3 Размеры в миллиметрах
Диаметр колеса О | Максимальный первоначальный люфт колеса |
100 | 0,50 |
125 | 0,62 |
150 | 0,75 |
200 | 1,00 |
250 | 1,25 |
5.4 Первоначальный люфт шарнира колеса
5.4.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания
Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.3.
5.4.2 Критерий соответствия
Измеренный первоначальный люфт шарнира колеса не должен превышать значения ds1, приведенного в таблице 4.
Таблица 4
Обозначение | Значение, мм | Описание |
dsi | 4 | Максимальный первоначальный люфт шарнира колеса |
5.5 Проверка электрического сопротивления
5.5.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания
Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.4.
5.5.2 Результаты испытания
Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 5.
Таблица 5
Обозначение | Значение | Описание |
Frrex | Переменное | Грузоподъемностъ |
Fit | 10%/=™ | Испытательная нагрузка |
R | Переменное | Электрическое сопротивление |
5.5.3 Точность
Точность измерения должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 6.
Таблица 6
Обозначение | Единица измерения | Точность | |
Допустимые отклонения | Единица измерения | ||
Fit | Н | +2% 0 | Н |
5.5.4 Критерий соответствия
Сопротивление R испытуемого образца должно быть:
R < 105 Ом — для электропроводящих самоориентирующихся колесиков или колес и
105 Ом < R < 107 Ом — для антистатических самоориентирующихся колесиков или колес.
5.6 Испытание на износостойкость блокирующего/тормозного устройства
5.6.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания
Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.5.
5.6.2 Результаты испытания
Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 7.
Таблица 7
Обозначение | Значение | Описание |
п£ | 10000 | Число срабатываний системы блокировки |
к | 10 циклов/мин | Частота срабатывания системы блокировки |
Ft | 800 Н | Испытательная нагрузка |
5.6.3 Точность
Точность измерений должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 8.
Таблица 8
Обозначение | Единица измерения | Точность | |
Допустимые отклонения | Единица измерения | ||
ПЕ | — | +1 % 0 | — |
fE | Циклы/мин | 0 -2 | Циклы/мин |
F3 | Н | +2% 0 | Н |
5.6.4 Критерий соответствия
Не должно наблюдаться никакого износа и/или остаточной деформации, которые могли бы отрицательно повлиять на нормальную работу испытуемого образца.
5.7 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса
5.7.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания
Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.6.
5.7.2 Результаты испытания
Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 9.
Таблица 9
Обозначение | Значение | Описание |
Fmax | Переменное | Грузоподьемность |
F.i | Равно Fmta | Испытательная нагрузка |
Fki | 40%Fmax | Горизонтальное тяговое усилие |
5.7.3 Точность
Точность измерений должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 10.
Таблица 10
Обозначение | Единица измерения | Точность | |
Допустимое отклонение | Единица измерения | ||
Рн | Н | +2% 0 | Н |
Рю | Н | +4% 0 | Н |
5.7.4 Критерий соответствия
Колесо не должно проворачиваться вокруг своей оси при повторном приложении силы.
5.8 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира колеса
5.8.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания
Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.7.
5.8.2 Результаты испытания
Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 11.
Таблица 11
Обозначение | Значение | Описание |
Ртах | Переменное | Г рузоподъемность |
Рн | Равно Ртах | Испытательная нагрузка |
?К2 | 40 % Р^ | Горизонтальное тяговое усилие |
5.8.3 Точность
Точность измерений должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 12.
Таблица 12
Обозначение | Единица измерения | Точность | |
Допустимое отклонение | Единица измерения | ||
Рн | Н | +2% 0 | Н |
Р« | Н | +4% 0 | Н |
5.8.4 Критерий соответствия
Шарнир колеса не должен поворачиваться при повторном приложении сипы
5.9 Статическое испытание
5.9.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания
Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.9.
5.9.2 Результаты испытания
Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 13.
Таблица 13
Обозначение | Значение | Описание |
Рmax | Переменное | Грузопо дье м н ость |
У1 | 3 | Степень загруженности |
Р6 | Ршах * У1 | Испытательная нагрузка |
1 ч | Время приложения нагрузки | |
24 ч | Время, прошедшее до осмотра |
5.9.3 Точность
Точность измерений должна соответствовать требованиям, приведенным 8 таблице 14.
Таблица 14
Обозначение | Единица измерения | Точность | |
Допустимое отклонение | Единица измерения | ||
Н | +2% 0 | Н | |
G-i | ч | +15 0 | мин |
ty2 | ч | ±1 | ч |
5.9.4 Критерий соответствия
Не должно наблюдаться никакой остаточной деформации испытуемого образца, которая могла бы отрицательно повлиять на его нормальную работу.
5.10 Динамическое испытание
5.10.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания
Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.8.
5.10.2 Результаты испытания
Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 15.
Таблица 15
Обозначение | Значение | Описание |
Гmax | Переменное | Г рузолодъемность |
Vi | 1,1 м/с (4 км/ч) | Средняя скорость движения |
v2 | 1,1 м/с (4 км/ч) | Скорость преодоления препятствий |
Высота препятствия для колес с: - твердостью покрышки по Шору £ 90; 2.5 % D ■ твердостью покрышки по Шору < 90; 5.0 % D | Высота препятствия | |
dc | От 1 до 3 м | Расстояние между препятствиями |
n | 1000 | Число препятствий |
n,i | 30000 | Число оборотов колеса |
3 мин | Время движения | |
(й | 1 мин | Пауза |
D | Переменное | Диаметр колеса |
Фактический диаметр колеса необходимо измерить до и после проведения испытаний для определения степени износа колеса.
5.10.3 Точность
Точность измерений должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 16.
Таблица 16
Обозначение | Единица измерения | Точность | |
Допустимое отклонение | Единица измерения | ||
Vi | м/с | +5% 0 | м/с |
v2 | м/с | +5% 0 | м/с |
мм | 0 -5% | мм | |
Л | — | +1 % 0 | — |
Пп | — | +1 % 0 | — |
мин | ±10 | с |
5.10.4 Критерий соответствия
Не должно наблюдаться никакой остаточной деформации испытуемого образца, которая могла бы отрицательно повлиять на его нормальную работу. Уменьшение диаметра колеса не должно превышать 2 % его диаметра, измеренного до проведения испытания.
5.11 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса
Повторяют испытание по 5.7.
5.12 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира колеса
Повторяют испытание по 5.8.
5.13 Финальный люфт колеса
5.13.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания
Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.2.
5.13.2 Критерий соответствия
Люфт изношенного колеса не должен превышать значения приведенного 8 таблице 17.
Таблица 17 Размеры в миллиметрах
Диаметр колеса D | Максимальный люфт изношенного колеса с/,№ |
100 | 0,50 |
125 | 0,62 |
150/160 | 0,75 |
200 | 1,00 |
250 | 1,25 |
5.14 Финальный люфт шарнира колеса
5.14.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания
Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.3.
5.14.2 Критерий соответствия
Люфт шарнира изношенного колеса не должен превышать значения d$2, приведенного в таблице 18.
Таблица 18
Обозначение | Значение, мм | Описание |
dsz | 4 | Максимальный люфт шарнира изношенного колеса |
6 Подтверждение соответствия
По первому требованию изготовитель обязан предоставить сертификат соответствия самоориен-тирующихся колесиков требованиям настоящего стандарта.
Тип испытательного устройства должен быть указан в сертификате соответствия.
7 Маркировка
7.1 Маркировка изделия
На все изделия должна быть нанесена устойчивая заметная маркировка с указанием наименования и/или торговой марки изготовителя.
7.2 Маркировка электропроводных или антистатических самоориентирующихся колесиков или колес
На внешнюю поверхность всех изделий должна быть нанесена хорошо заметная маркировка, содержащая следующее:
- для антистатических колес: белую маркировку и, если это возможно и уместно, слово «антистатическое»;
- для случая электропроводных колес: желтую отметину и, если это возможно и уместно, слово «электропроводное».
Приложение ДА (справочное)
Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам Российской Федерации
Таблица ДАЛ
Обозначение ссылочного международного стандарта | Степень соответствия | Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта |
ИСО 22877:2004 | — | « |
ИСО 22878:2004 | « | |
ИСО 22881:2006 | — | • |
* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его принятия рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. |
Библиография
(И
(2J
(3)
(4)
(5)
ISO 7619 Rubber — Determination of indentation hardness by means of pocket hardness meters
ISO 22879 Castors and wheels — Requirements for castors for furniture
ISO 22880 Castors and wheels — Requirements for castors for swivel chairs
ISO 22883 Castors and wheels — Requirements for applications up to 1,1 m/s (4 km/h)
ISO 22884 ИСО 22884, Castors and wheels — Requirements for applications over 1,1 m/s (4 km/h) and up to 4,4 m/s (16 km/h)
УДК 615.478.3.001.4:006.354 ОКС 11.180.10 Р23
Ключевые слова: больничные кровати, технические средства реабилитации, самоориентирующиеся колесики, требования, испытания
Редактор О.А. Стояновская Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор Л.Я. Митрофанова Компьютерная верстка И.А. Налейкиной
Сдано в набор 20.12.2011. Подписано 8 печать 16.01.2012. Формат 60 х 84 Гарнитура Ариал
Усл. печ. л. 1.86. Уч.-иэд. л. 1.70. Тираж 78 экз. Зак. 38.
, 123995 Москва, Гранатный пер.. 4.
www.gostinfo.HJinfo@gostinfo.nj
Набрано во на ПЭВМ Отпечатано в филиале — тип. «Московский печатник». 105062 Москва, Лялин пер., 6.