allgosts.ru11. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ11.180. Средства помощи для лиц с физическими недостатками и увечьями

ГОСТ Р ИСО 22882-2010 Самоориентирующиеся колесики и колеса. Требования к самоориентирующимся колесикам для больничных кроватей

Обозначение:
ГОСТ Р ИСО 22882-2010
Наименование:
Самоориентирующиеся колесики и колеса. Требования к самоориентирующимся колесикам для больничных кроватей
Статус:
Действует
Дата введения:
04.01.2012
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
11.180.10

Текст ГОСТ Р ИСО 22882-2010 Самоориентирующиеся колесики и колеса. Требования к самоориентирующимся колесикам для больничных кроватей

>

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ


ГОСТ Р исо 22882-гою


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САМООРИЕНТИРУЮЩИЕСЯ КОЛЕСИКИ И КОЛЕСА

Требования к самоориентирующимся колесикам для больничных кроватей

ISO 22882:2004 Castors and wheels — Requirements for castors for hospital beds (IDT)

Издание официальное

Москва Стандарт информ 2012


Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

  • 1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» () на основе собственного аутентичного перевода на русский язык текста стандарта, указанного в пункте 4

  • 2 ВНЕСЕНТехническим комитетом по стандартизации ТК381 «Технические средства для инвалидов»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 ноября 2010 г. №405-ст

  • 4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 22882:2004 «Самоориетирую-щиеся колесики и колеса. Требования к самоориентирующимся колесикам для больничных кроватей» (ISO 22882:2004 «Castors and wheels — Requirements for castors for hospital beds»).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены 8 дополнительном приложении ДА

  • 5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаеаемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежеме-сячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ, 2012

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

  • 1 Область применения

  • 2 Нормативные ссылки

  • 3 Термины, определения и обозначения

  • 4 Размеры и технические характеристики

    • 4.1 Технические характеристики

    • 4.2 Размеры

    • 4.3 Система фиксации

    • 4.4 Грузоподъемность

  • 5 Требования к испытаниям

    • 5.1 Общие положения

    • 5.2 Стандартные условия

    • 5.3 Первоначальный люфт колеса

    • 5.4 Первоначальный люфт шарнира колеса

    • 5.5 Проверка электрического сопротивления

    • 5.6 Испытание на износостойкость блокирующего/тормозного устройства

    • 5.7 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса

    • 5.8 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира колеса

    • 5.9 Статическое испытание

    • 5.10 Динамическое испытание

    • 5.11 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса

    • 5.12 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира колеса .... 8

    • 5.13 Финальный люфт колеса

    • 5.14 Финальный люфт шарнира колеса

  • 6 Подтверждение соответствия

  • 7 Маркировка

    • 7.1 Маркировка изделия

    • 7.2 Маркировка электропроводных или антистатических самоориентирующихся колесиков или

колес

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам Российской Федерации

Библиография

Предисловие к ИСО 22882:2004

ИСО (Международная организация по стандартизации) является всемирной федерацией национальных органов по стандартизации (членов ИСО). Разработка международных стандартов обычно осуществляется Техническими комитетами ИСО. Каждая организация — член ИСО, заинтересованная в деятельности, для которой был создан Технический комитет, имеет право быть представленной в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работах. ИСО тесно взаимодействует с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации электротехники.

Международные стандарты разрабатываются в соответствии с правилами Директив ИСО/МЭК, часть 2.

Основной задачей Технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые Техническими комитетами, рассылаются организациям-членам на голосование. Их опубликование в качестве международного стандарта требует одобрения не менее 75 % организаций-членов, принимавших участие в голосовании.

Следует обратить внимание на возможность наличия в настоящем стандарте некоторых элементов, которые могут быть объектом патентного права. ИСО не несет ответственности за идентификацию некоторых или всех таких патентных прав.

ИСО 22882 подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТК110 «Грузовые тележки», Подкомитетом ПК 3 «Самоориентирующиеся колесики и колеса».

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САМООРИЕНТИРУЮЩИЕСЯ КОЛЕСИКИ И КОЛЕСА Требования к самоориентирующимся колесикам для больничных кроватей Castors and wheels.

Requirements for castors for hospital beds

Дата введения — 2012—04—01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает технические требования, соответствующие размеры и требования «испытаниям шарнирных самоориентирующихся колесиков для больничных кроватей и технических средств реабилитации инвалидов с диаметром колесот 100 мм и более, которые имеют центральное блокирующее устройство. Используемые шарнирные самоориентирующиеся колеса характеризуются целым набором основных размеров.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанные издания. Для недатированных ссыпок применяют самые последние издания (включая любые изменения «стандартам).

ИСО 22877:2004 Самоориентирующиеся колесики и колеса. Словарь, обозначения и многоязычная терминология (ISO 22877, Castors and wheels — Vocabulary, symbols and multilingual terminology)

ИСО 22878:2004 Самоориентирующиеся колесики и колеса. Методы испытаний и испытательное оборудование (ISO 22878:2004, Castors and wheels — Test methods and apparatus)

ИСО 22881:2004 Самоориентирующиеся колесики и колеса. Требования к применению на перемещаемом вручную оборудовании, используемом в общественных учреждениях (ISO 22881, Castors and wheels — Requirements for use on manually propelled equipment for institutional applications)

3 Термины, определения и обозначения

В настоящем стандарте применены термины по ИСО 22877, обозначения — по ИСО 22878, приложение А.

4 Размеры и технические характеристики

  • 4.1 Технические характеристики

Техническими характеристиками самоориентирующихся колесиков являются:

  • - диаметр колеса;

  • - общая высота;

  • - смещение;

  • - система фиксации и

  • - грузоподъемность.

Издание официальное

  • 4.2 Размеры

Необходимо использовать размеры, приведенные в таблице 1 и проиллюстрированные на рисунке 1.

По поводу размеров самоориентирующихся колесиков без центрального блокирующего устройства — см. соответствующие таблицы 8 ИСО 22881.

1 — рабочий угол; 2 — разблокированное положение

Рисунок 1 — Основные размеры при центральной системе блокировки

Таблица 1 Размеры в миллиметрах

Диаметр колеса9 D

Общая высота* h

Смещение* dp

100

150

46

125

175

56

150

200

65

200

250

70

250

300

80

а Допуск ±1%. ь Максимум.

  • 4.3 Система фиксации

Основными размерами системы фиксации с центральной блокировкой являются:

  • - длина вилки;

  • - диаметр вилки;

  • - расстояние от центра отверстия с резьбой до фланца вилки;

  • - размер отверстия с резьбой;

• расстояние от центра шестигранника до фланца вилки;

  • - размер шестигранника и

  • - рабочий угол шестигранника.

  • 4.4 Грузоподъемность

Грузоподъемность — это максимальная нагрузка, в ньютонах, которую может выдержать колесо или самоориентирующееся колесико и при этом полностью соответствовать предъявляемому к нему критерию соответствия.

5 Требования к испытаниям

  • 5.1 Общие положения

Методы испытаний и оборудование — по ИСО 22878.

  • 5.2 Стандартные условия

    • 5.2.1 Условия окружающей среды

Испытания следует проводить при температуре от 15 °C до 28 °C. Испытуемые образцы до начала испытания следует выдерживать в течение 24 ч при заданной температуре и относительной влажности окружающей среды от 40 % до 70 %.

Испытуемые образцы не следует принудительно охлаждать во время испытания.

  • 5.2.2 Последовательность испытаний

Испытания, где это необходимо, следует проводить в последовательности, указанной в таблице 2.

Таблица 2

Ссылка на подраздел настоящего стандарта

Последовательность испытаний

Тилы самоориентмрухзщихся колесиков

Процедуры испытаний, приведенные в ИСО 22878.

подраздел

5.3

Первоначальный люфт колеса

Все

4.2

5.4

Первоначальный люфт шарнира колеса

Шарнирные самоориентирующиеся колесики с дополнительными приспособлениями или без них

4.3

5.5

Электрическое сопротивление

Самоориентирующиеся колесики антистатические или электропроводные

4.4

5.6

Испытание на износостойкость бло-кирующего/тормозного устройства

Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством

4.5

5.7

Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса

Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством

4.6

5,8

Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира колеса

Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством

4.7

5.9

Статическое испытание

Все

4.9

5.10

Динамическое испытание

Все

4.8

5.11

Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса

Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством

4.6

5.12

Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира колеса

Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством

4.7

5.13

Финальный люфт колеса

Все

4.2

5.14

Финальный люфт шарнира колеса

Шарнирные самоориентирующиеся колесики с дополнительными приспособлениями или без них

4.3

5.3 Первоначальный люфт колеса

  • 5.3.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания

Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.2.

  • 5.3.2 Критерий соответствия

Измеренный первоначальный люфт колеса не должен превышать значения приведенного в таблице 3.

Таблица 3 Размеры в миллиметрах

Диаметр колеса О

Максимальный первоначальный люфт колеса

100

0,50

125

0,62

150

0,75

200

1,00

250

1,25

  • 5.4 Первоначальный люфт шарнира колеса

  • 5.4.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания

Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.3.

  • 5.4.2 Критерий соответствия

Измеренный первоначальный люфт шарнира колеса не должен превышать значения ds1, приведенного в таблице 4.

Таблица 4

Обозначение

Значение, мм

Описание

dsi

4

Максимальный первоначальный люфт шарнира колеса

  • 5.5 Проверка электрического сопротивления

  • 5.5.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания

Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.4.

  • 5.5.2 Результаты испытания

Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 5.

Таблица 5

Обозначение

Значение

Описание

Frrex

Переменное

Грузоподъемностъ

Fit

10%/=™

Испытательная нагрузка

R

Переменное

Электрическое сопротивление

  • 5.5.3 Точность

Точность измерения должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 6.

Таблица 6

Обозначение

Единица измерения

Точность

Допустимые отклонения

Единица измерения

Fit

Н

+2% 0

Н

  • 5.5.4 Критерий соответствия

Сопротивление R испытуемого образца должно быть:

R < 105 Ом — для электропроводящих самоориентирующихся колесиков или колес и

105 Ом < R < 107 Ом — для антистатических самоориентирующихся колесиков или колес.

  • 5.6 Испытание на износостойкость блокирующего/тормозного устройства

  • 5.6.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания

Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.5.

  • 5.6.2 Результаты испытания

Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 7.

Таблица 7

Обозначение

Значение

Описание

п£

10000

Число срабатываний системы блокировки

к

10 циклов/мин

Частота срабатывания системы блокировки

Ft

800 Н

Испытательная нагрузка

  • 5.6.3 Точность

Точность измерений должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 8.

Таблица 8

Обозначение

Единица измерения

Точность

Допустимые отклонения

Единица измерения

ПЕ

+1 %

0

fE

Циклы/мин

0 -2

Циклы/мин

F3

Н

+2%

0

Н

  • 5.6.4 Критерий соответствия

Не должно наблюдаться никакого износа и/или остаточной деформации, которые могли бы отрицательно повлиять на нормальную работу испытуемого образца.

  • 5.7 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса

  • 5.7.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания

Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.6.

  • 5.7.2 Результаты испытания

Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 9.

Таблица 9

Обозначение

Значение

Описание

Fmax

Переменное

Грузоподьемность

F.i

Равно Fmta

Испытательная нагрузка

Fki

40%Fmax

Горизонтальное тяговое усилие

  • 5.7.3 Точность

Точность измерений должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 10.

Таблица 10

Обозначение

Единица измерения

Точность

Допустимое отклонение

Единица измерения

Рн

Н

+2%

0

Н

Рю

Н

+4%

0

Н

  • 5.7.4 Критерий соответствия

Колесо не должно проворачиваться вокруг своей оси при повторном приложении силы.

  • 5.8 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира колеса

  • 5.8.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания

Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.7.

  • 5.8.2 Результаты испытания

Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 11.

Таблица 11

Обозначение

Значение

Описание

Ртах

Переменное

Г рузоподъемность

Рн

Равно Ртах

Испытательная нагрузка

?К2

40 % Р^

Горизонтальное тяговое усилие

  • 5.8.3 Точность

Точность измерений должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 12.

Таблица 12

Обозначение

Единица измерения

Точность

Допустимое отклонение

Единица измерения

Рн

Н

+2% 0

Н

Р«

Н

+4% 0

Н

  • 5.8.4 Критерий соответствия

Шарнир колеса не должен поворачиваться при повторном приложении сипы

  • 5.9 Статическое испытание

  • 5.9.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания

Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.9.

  • 5.9.2 Результаты испытания

Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 13.

Таблица 13

Обозначение

Значение

Описание

Рmax

Переменное

Грузопо дье м н ость

У1

3

Степень загруженности

Р6

Ршах * У1

Испытательная нагрузка

1 ч

Время приложения нагрузки

24 ч

Время, прошедшее до осмотра

  • 5.9.3 Точность

Точность измерений должна соответствовать требованиям, приведенным 8 таблице 14.

Таблица 14

Обозначение

Единица измерения

Точность

Допустимое отклонение

Единица измерения

Н

+2%

0

Н

G-i

ч

+15

0

мин

ty2

ч

±1

ч

  • 5.9.4 Критерий соответствия

Не должно наблюдаться никакой остаточной деформации испытуемого образца, которая могла бы отрицательно повлиять на его нормальную работу.

  • 5.10 Динамическое испытание

  • 5.10.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания

Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.8.

  • 5.10.2 Результаты испытания

Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 15.

Таблица 15

Обозначение

Значение

Описание

Гmax

Переменное

Г рузолодъемность

Vi

1,1 м/с (4 км/ч)

Средняя скорость движения

v2

1,1 м/с (4 км/ч)

Скорость преодоления препятствий

Высота препятствия для колес с:

- твердостью покрышки по Шору £ 90; 2.5 % D ■ твердостью покрышки по Шору < 90; 5.0 % D

Высота препятствия

dc

От 1 до 3 м

Расстояние между препятствиями

n

1000

Число препятствий

n,i

30000

Число оборотов колеса

3 мин

Время движения

1 мин

Пауза

D

Переменное

Диаметр колеса

Фактический диаметр колеса необходимо измерить до и после проведения испытаний для определения степени износа колеса.

  • 5.10.3 Точность

Точность измерений должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 16.

Таблица 16

Обозначение

Единица измерения

Точность

Допустимое отклонение

Единица измерения

Vi

м/с

+5%

0

м/с

v2

м/с

+5%

0

м/с

мм

0 -5%

мм

Л

+1 % 0

Пп

+1 % 0

мин

±10

с

  • 5.10.4 Критерий соответствия

Не должно наблюдаться никакой остаточной деформации испытуемого образца, которая могла бы отрицательно повлиять на его нормальную работу. Уменьшение диаметра колеса не должно превышать 2 % его диаметра, измеренного до проведения испытания.

  • 5.11 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса

Повторяют испытание по 5.7.

  • 5.12 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира колеса

Повторяют испытание по 5.8.

  • 5.13 Финальный люфт колеса

  • 5.13.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания

Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.2.

  • 5.13.2 Критерий соответствия

Люфт изношенного колеса не должен превышать значения приведенного 8 таблице 17.

Таблица 17 Размеры в миллиметрах

Диаметр колеса D

Максимальный люфт изношенного колеса с/,

100

0,50

125

0,62

150/160

0,75

200

1,00

250

1,25

  • 5.14 Финальный люфт шарнира колеса

  • 5.14.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания

Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.3.

  • 5.14.2 Критерий соответствия

Люфт шарнира изношенного колеса не должен превышать значения d$2, приведенного в таблице 18.

Таблица 18

Обозначение

Значение, мм

Описание

dsz

4

Максимальный люфт шарнира изношенного колеса

6 Подтверждение соответствия

По первому требованию изготовитель обязан предоставить сертификат соответствия самоориен-тирующихся колесиков требованиям настоящего стандарта.

Тип испытательного устройства должен быть указан в сертификате соответствия.

7 Маркировка

  • 7.1 Маркировка изделия

На все изделия должна быть нанесена устойчивая заметная маркировка с указанием наименования и/или торговой марки изготовителя.

  • 7.2 Маркировка электропроводных или антистатических самоориентирующихся колесиков или колес

На внешнюю поверхность всех изделий должна быть нанесена хорошо заметная маркировка, содержащая следующее:

  • - для антистатических колес: белую маркировку и, если это возможно и уместно, слово «антистатическое»;

  • - для случая электропроводных колес: желтую отметину и, если это возможно и уместно, слово «электропроводное».

Приложение ДА (справочное)

Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам Российской Федерации

Таблица ДАЛ

Обозначение ссылочного международного стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта

ИСО 22877:2004

«

ИСО 22878:2004

«

ИСО 22881:2006

* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его принятия рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Библиография

(2J

  • (3)

  • (4)

  • (5)


ISO 7619 Rubber — Determination of indentation hardness by means of pocket hardness meters

ISO 22879 Castors and wheels — Requirements for castors for furniture

ISO 22880 Castors and wheels — Requirements for castors for swivel chairs

ISO 22883 Castors and wheels — Requirements for applications up to 1,1 m/s (4 km/h)

ISO 22884 ИСО 22884, Castors and wheels — Requirements for applications over 1,1 m/s (4 km/h) and up to 4,4 m/s (16 km/h)

УДК 615.478.3.001.4:006.354 ОКС 11.180.10 Р23

Ключевые слова: больничные кровати, технические средства реабилитации, самоориентирующиеся колесики, требования, испытания

Редактор О.А. Стояновская Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор Л.Я. Митрофанова Компьютерная верстка И.А. Налейкиной

Сдано в набор 20.12.2011. Подписано 8 печать 16.01.2012. Формат 60 х 84 Гарнитура Ариал

Усл. печ. л. 1.86. Уч.-иэд. л. 1.70. Тираж 78 экз. Зак. 38.

, 123995 Москва, Гранатный пер.. 4.

www.gostinfo.HJinfo@gostinfo.nj

Набрано во на ПЭВМ Отпечатано в филиале — тип. «Московский печатник». 105062 Москва, Лялин пер., 6.