allgosts.ru11. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ11.180. Средства помощи для лиц с физическими недостатками и увечьями

ГОСТ Р ИСО 7176-10-2012 Кресла-коляски. Часть 10. Определение способности кресел-колясок с электроприводом преодолевать препятствия

Обозначение:
ГОСТ Р ИСО 7176-10-2012
Наименование:
Кресла-коляски. Часть 10. Определение способности кресел-колясок с электроприводом преодолевать препятствия
Статус:
Действует
Дата введения:
04/01/2014
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
11.180.10

Текст ГОСТ Р ИСО 7176-10-2012 Кресла-коляски. Часть 10. Определение способности кресел-колясок с электроприводом преодолевать препятствия



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ


НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ


ГОСТР

исо

7176-10 — 2012


КРЕСЛА-КОЛЯСКИ Часть 10

Определение способности кресел-колясок с электроприводом преодолевать препятствия

ISO 7176-10:2008

Wheelchairs — Part 10: Determination of obstacle-climbing ability of electrically powered wheelchairs (IDT)

Издание официальное

Москва

Стаидартикформ

2014


Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАН-ДАРТИНФОРМ») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта. указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 «Технические средства для инвалидов»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 ноября 2012 г. Не 933-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 7176-10:2008 «Кресла-коляски. Часть 10. Определение способности кресел-колясок с электроприводом преодолевать препятствия» (ISO 7176-10:2008 «Wheelchairs — Part 10: Determination of obstacle-climbing ability of electrically powered wheelchairs»).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5    ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 7176-10 - 96 ГОСТ Р. ГОСТ Р 50887 — 96

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0—2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе #Национальные стандарты», а официалы ный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ni).

Стандартинформ, 2014

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Предисловие

Международная организация по стандартизации (ИСО) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов - членов ИСО). Разработка международных стандартов обычно осуществляется Техническими комитетами ИСО. Каждый комитет-член, заинтересованный в деятельности, для которой был создан Технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО. также принимают участие в работах. ИСО тесно взаимодействует с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации электротехники.

Проекты международных стандартов разрабатываются в соответствии с правилами Директив ИСО/МЭК. часть 2.

Основная задача Технических комитетов заключается в подготовке международных стандартов. Проекты международных стандартов, одобренные Техническими комитетами, направпяются членам этого комитета на голосование. Для их публикации в качестве международного стандарта требуется одобрение не менее 75 % членов комитета, принимавших участие в голосовании.

Следует обратить внимание на возможность наличия в настоящем стандарте некоторых элементов. которые могут быть объектом патентного права. ИСО не несет ответственности за идентификацию некоторых или всех таких патентных прав.

Международный стандарт ИСО 7176-10 подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТК 173 «Технические устройства и приспособления дл лиц с ограничениями жизнедеятельности». Подкомитет ПК 1 «Кресла-коляски».

Данное второе издание аннулирует и заменяет первое издание (ИСО 7176-10:1988). все разделы и приложения которого были технически пересмотрены.

ИСО 7176 состоит из следующих частей под общим наименованием «Кресла-коляски»:

-    часть 1. Определение статической устойчивости:

•    часть 2. Определение динамической устойчивости кресел-колясок с электроприводом:

•    часть 3. Определение эффективности тормозов;

•    часть 4. Расход энергии кресел-колясок с электроприводом и скутеров для определения теоретической длины пробега;

•    часть 5. Определение размеров, массы и площади маневрирования;

•    часть 6. Определение максимальной скорости, ускорения и торможения кресел-колясок с электроприводом:

-    часть 7. Измерение размеров сиденья и колес;

•    часть 8. Требования и методы испытаний на статическую, ударную и усталостную прочность;

•    часть 9. Климатические испытания кресел-колясок с электроприводом;

•    часть 10. Определение способности кресел-колясок с электроприводом преодолевать препятствия;

-    часть 11. Испытательные манекены:

•    часть 13. Методы испытаний для определения коэффициента трения испытательной поверхности;

-    часть 14. Электросистемы и системы управления кресел-колясок с электроприводом и скутеров. Требования и методы испытаний:

-    часть 15. Требования к документации и маркировке для обеспечения доступности информации;

•    часть 16. Огнестойкость обитых материей частей. Требования и методы испытаний:

•    часть 19. Колесные передвижные устройства, используемые в качестве сиденья в автомобилях;

-    часть 21. Требования и методы испытаний кресел-колясок с электроприводом и моторизованных скутеров на электромагнитную совместимость и зарядку аккумуляторной батареи;

•    часть 22. Правила установки;

•    часть 23. Требования и способы испытаний устройств для преодоления лестничных ступеней с сопровождающим;

-    часть 24. Требования и методы испытаний устройств для преодоления лестничных ступеней, управляемых пользователем;

•    часть 26. Словарь.

Также имеется Технический отчет (ИСО/ТО 13570-1 «Кресла-коляски. Часть 1. Рекомендации по применению стандартов ИСО серии 7176 на кресла-коляски»), предоставляющий информацию, как использовать стандарты ИСО 7176 при выборе кресла-коляски, и помогающий читателям понять назначение и содержание международных стандартов на кресла-коляски.

Ill

Введение

Способность кресла-коляски преодолевать препятствия при подъеме и спуске может явиться важным фактором при выборе наиболее подходящего кресла-коляски для человека, как с точки зрения доступа, так и безопасности.

Доступ может зависеть от способности кресла-коляски безопасно преодолевать препятствия, такие как дверные пороги, изменения высоты поверхности передвижения и бордюры тротуара.

Высоты препятствий, на которые кресло-коляска может подниматься, могут отличаться от высот. с которых кресло-коляска может спускаться. Однако для операторов кресла-коляски и тех. кто предписывает их. важно знать высоту препятствий, которую кресло-коляска может преодолевать при подъеме и спуске. Способность кресла-коляски преодолевать препятствия при подъеме и спуске может также зависеть от технических средств, используемых для управления креслом-коляской. Способность кресла-коляски преодолевать препятствия также может зависеть от использования альтернативных режимов управления, таких как четырехколесный привод.

Настоящий стандарт устанавливает метод для определения способности преодоления препятствий при подъеме и спуске креслами-колясками с электроприводом для получения сравнительных результатов.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРЕСЛА-КОЛЯСКИ Часть 10

Определение способности кресел-колясок с электроприводом преодолевать препятствия

Wheelchairs. Pari 10. Determination of obstade-dimbing abihty of electrically powered wheelchairs

Дата введения — 2014—04—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний для определения способности кресел-колясок с электроприводом, включая скутеры, предназначенных для транспортирования одного человека с максимальной номинальной скоростью, не превышающей 15 км/ч. преодолевать препятствия при подъеме и спуске.

2    Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанные издания. Для недатированных ссылок применяют самые последние издания (включая любые изменения и поправки).

ИСО 7176-11 Кресла-коляски. Часть 11. Испытательные манекены {ISO 7176-11. Wheelchairs — Part 11: Test dummies)

ИСО 7176-13 Кресла-коляски. Часть 13. Методы испытаний для определения коэффициента трения испытательной поверхности (ISO 7176-13. Wheelchairs — Part 13: Determination of coefficient of friction of test surfaces)

ИСО 7176-15 Кресла-коляски. Часть 15. Требования к документации и маркировке для обеспечения доступности информации (ISO 7176-15, Wheelchairs — Part 15: Requirements for information disclosure, documentation and labelling)

ИСО 7176-22 Кресла-коляски. Часть 22. Правила установки (ISO 7176-22, Wheelchairs — Part 22: Set-up procedures)

ИСО 7176-26 Кресла-коляски. Часть 26. Словарь (ISO 7176-26. Wheelchairs — Part 26: Vocabulary)

3    Термины и определения

в настоящем стандарте применены термины по ИСО 7176-26.

4    Принципы

выполняют ряд испытаний для определения способности кресел-колясок с электроприводом преодолевать такие препятствия, как бордюры и ступени.

5    Оборудование для испытаний

5.1 Испытательная плоскость, представляющая собой плоскую твердую поверхность такую, что ее можно полностью расположить между двумя воображаемыми горизонтальными параллельными плоскостями, отстоящими одна от другой на расстояние 5 мм и относительно горизонтали в пределах ± 0.5е, с коэффициентом трения по ИСО 7176-13.

Примечание - Как правило, достаточно иметь испытательную плоскость, на которой существует возможность поместить препятствие для испытания (см. 5.2) и испытуемое кресло-коляску, размещенное на расстоянии 0.5 м от передней кромки препятствия и направленное на это препятствие.

Издание официальное

ГОСТ Р ИСО 7176-10 - 2012

5.2 Препятствие для испытания - препятствие, приведенное на рисунке 1. которое может варьироваться по высоте с дискретностью от 5 до 200 мм. с относительным допуском 5 % или ± 2 мм. в зависимости от того, какой из них больше. Номинальная начальная высота должна быть 10 мм или любая, кратная 5 мм. выбранная в соответствие с соглашением между испытательной лабораторией и изготовителем кресла-колясхи.

Пример - Начальная высота может быть 50 мм.

Примечание - Может использоваться препятствие для испытания с плавно регулируемой высотой.

Верхняя поверхность препятствия должна быть достаточно большой, чтобы кресло-коляска могло бы подняться на препятствие и находиться в состоянии, когда все колеса, размещены одновременно на препятствии, и достаточно большой, чтобы кресло-коляска могло бы размещаться на препятствии, как описано в 7.5, перечисление Ь).

Верхняя передняя кромка препятствия должна быть гладкой и иметь радиус г. равный 3 ^ мм

(см. рисунок 1). Передний торец препятствия, исключая радиус вверху, должен находиться между двумя воображаемыми вертикальными плоскостями, отстоящими одна от другой на расстояние 4 мм. Угол между передней кромкой препятствия и верхней поверхностью должен быть равным 90* ± 1°.

Поверхность препятствия, которая может находиться в контакте с креслом-коляской, должна иметь коэффициент трения по ИСО 7176-13. Препятствие должно быть прикреплено к испытательной плоскости, чтобы предотвратить перемещение препятствия во время испытания.

1 - препятствие для испытания: 2 - верхняя передняя кромка радиусом г.

3- на правление подхода

Рисунок 1 — Препятствие для испытания

6 Подготовка

Выполняют подготовку в следующей последовательности:

a)    монтируют наибольшую батарею, указанную изготовителем;

b)    устанавливают кресло-коляску, как указанно в ИСО 7176-22. Загружают кресло-коляску:

ГОСТ Р ИСО 7176-10 — 2012

1)    манекеном по ИСО 7176-11. выбранным и смонтированным по ИСО 7176-22. или

2)    человеком в качестве испытателя совместно с дополнительной массой, распределенной по системе поддержки тела кресла-коляски таким образом, чтобы общая масса была равна массе

манекена кг. оговоренного в перечислении 1).

Когда в качестве испытателя используется человек, существенно, чтобы были предприняты соответствующие меры для обеспечения его безопасности;

c)    если практически выполнимо, регулируют все части, которые могут войти в контакт с препятствием, за исключением колес и устройств, предназначенных изготовителем для облегчения преодоления препятствия, чтобы предохранить их от столкновения с препятствием первыми.

Пример - Опоры ступней;

d)    измеряют и записывают с точностью ± 1 мм высоту над испытательной плоскостью самой нижней части опор ступней.

e)    если практически выполнимо, устанавливают противоопрокидывающие устройства таким образом, чтобы предотвратить контакт с испытательной плоскостью и препятствием для испытания во время проведения испытания, или устанавливают их в их каивысшем положении.

Примечание - Это не подразумевает удаление прошвоопрокидывающих устройств;

f)    если имеются устройства, предназначенные изготовителем для облегчения подъема и спуска с препятствий, следуют инструкциям изготовителя для их установки способом, подходящим для выполнения испытания.

Пример - Устройства преодоления бордюров.

7 Процедуры проведения испытаний

Предупреждение - Следующие испытания могут быть опасными. Необходимо принять соответствующие меры безопасности для предотвращения травм персонала, проводящего испытания.

7.1    Выполняют испытание в следующей последовательности;

a)    устанавливают препятствие для испытания на начальной высоте, указанной в 5.2;

b)    устанавливают кресло-коляску на испытательную плоскость с углом атаки к препятствию 90е ± 5* со всеми самоориенгирующимися колесами, выровненными в позицию буксирования, и с креслом-коляской. находящимся в контакте с препятствием:

c)    с помощью устройства управления, настроенного на команду полной скорости, осуществляют движение кресла-коляски вперед так. чтобы оно полностью взобралось на препятствие и все поддерживающие колеса оказались на верхней поверхности препятствия. Немедленно отключают устройство управления. Регистрируют, вошли ли в контакт с препятствием какие-либо части кресла-коляски. за исключением колес и устройств, предназначенных изготовителем для облегчения преодоления препятствия;

d)    увеличивают высоту препятствия на одно приращение, как указано в 5.2, и повторяют процедуру по перечислениям а) - с);

e)    повторяют процедуру по перечислению d) до тех пор. пока кресло-коляска не сможет больше преодолевать препятствие или проявит неконтролируемое поведение, как, например, перевернется или продолжит ускоряться после отключения устройства управления;

f)    записывают максимальную высоту препятствия, которую кресло-коляска смогло преодолеть.

7.2    Повторяют процедуру испытания. указанную в 7.1. с разбегом (500 ± 25) мм. измеренным как расстояние по горизонтали между препятствием и той частью кресла-коляски. которая первой войдет в контакт с препятствием (см. рисунок 2).

7.3    Повторяют процедуру испытания, указанную в 7.1, но с креслом-коляской, обращенным назад при преодолении препятствия.

7.4    Повторяют процедуру испытания. указанную в 7.3. с разбегом (500 ± 25) мм. измеренным как расстояние по горизонтали между препятствием и той частью кресла-коляски. которая первой войдет в контакт с препятствием (см. рисунок 2).

Рисунок 2 — Измерение разбега


Примечание - Колесо изображено в качестве примера.

1 - препятствие для испытания; 2 - часть кресла-коляски, которая первой войдет в контакт с препятствием.

7.5    Выполняют испытания в следующей последовательности:

a)    устанавливают препятствие для испытания на начальной высоте, указанной в 5.2;

b)    устанавливают кресло-коляску на препятствие с углом атаки к передней кромке 90е ± 5* и расстоянием (500 1 25) мм между кромкой и точкой (точками) контакта ближайшего опорного колеса (колес). Выравнивают все самоориентирующиеся колеса в позицию буксирования;

c)    с помощью устройства управления, настроенного на команду полной скорости, осуществляют движение кресла-коляски вперед для съезда с препятствия до тех лор. пока все поддерживающие колеса не окажутся на испытательной плоскости и никакая часть кресла-коляски не останется в контакте с препятствием. Регистрируют, находятся ли какие-либо части кресла-коляски, за исключением колес и устройств, предназначенных изготовителем для облегчения спуска с препятствий, в контакте с препятствием;

d)    увеличивают высоту препятствия на одно приращение, как указано в 5.2. и повторяют процедуры по перечислениям а) - с);

e)    повторяют процедуру по перечислению d) до тех пор. пока кресло-коляска не сможет больше спускаться с препятствия или проявит неконтролируемое поведение, как. например, перевернется или продолжит ускоряться после отключения устройства управления:

0 записывают максимальную высоту препятствия, с которого кресло-коляска смогло спуститься.

7.6    Повторяют процедуру испытания, указанную в 7.5. но с креслом-коляской, обращенным назад при спуске с препятствия.

7.7    Если какой-либо другой метод для подъема и спуска с препятствия рекомендуется в руководстве пользователя, повторяют процедуры испытания, указанные в 7.1 - 7.4 или 7.5 и 7.6. используя метод, рекомендованный изготовителем.

Если в руководстве пользователя изготовитель рекомендует установки, отличные от установок. указанных в 7.1 - 7.6, следуют рекомендациям изготовителя.

Пример - Альтернативные методы могут включать:

•    настройку более медленной скорости кресла-коляски при подъеме;

•    использование различных углов приближения или расстояния разгона и

> изменение настроек контроллера, регулируемого пользователем или сопровождающим.

7.8    Если кресло-коляска оборудовано устройствами, предназначенными изготовителем для облегчения подъема и/или спуска с препятствий, которые могут быть установлены в неработающем режиме, устанавливают их в неработающий режим и повторяют процедуры испытания, указанные в 7.1 - 7.4 и/или 7.5 и 7.6.

7.9    Если кресло-коляска имеет более одного режима работы, который может влиять на способность кресла-коляски взбираться или спускаться с препятствия, повторяют процедуры испытания, указанные в 7.1 - 7.8. для каждого режима работы.

Пример - Режим четырехколесного привода, режим в помещении, режим вне помещения, постоянный режим.

8    Отчет о проведении испытаний

Отчет об испытаниях должен содержать следующую информацию:

a)    ссылку на настоящий стандарт:

b)    наименование и адрес организации, проводившей испытание;

c)    аккредитацию испытательной лаборатории:

d)    наименование и адрес изготовителя кресла-коляски;

e)    дату выпуска отчета об испытании;

0 тип кресла-коляски и какие-либо номера серии и/или партии:

д) массу манекена или. если используется человек, общую массу человека и грузов;

h)    детали установки кресла-коляски по ИСО 7176-22:

i)    фотографию кресла-коляски, оборудованного, как во время испытания; i) результаты испытаний по 7.1 - 7.9;

k)    были ли установлены устройства, предназначенные изготовителем для облегчения подъема и/или спуска с препятствий:

l)    высоту от земли до самой нижней точки опоры ступней:

т) детали каких-либо методов подъема и/или спуска с препятствия, рекомендованные изготовителем и использованные при испытании по 7.8;

п) подробности режимов работы, использованные при испытании по 7.9.

9    Информация, предоставляемая изготовителем

Следующие результаты должны быть раскрыты в листах спецификации изготовителя в соответствии с форматом по ИСО 7176-15:

a)    максимальная высота препятствия, которая была преодолена при подъеме и спуске, в соответствии с установленными процедурами проведения испытания......мм.

Примечание - Это минимум среди результатов, зарегистрированных при испытании по 7.1

-7.6;

b)    максимальная высота препятствия, которая была преодолена при подъеме и спуске по методу. рекомендованному изготовителем.......мм.

Примечание - Это минимальная высота по результатам испытания по 7.7 - 7.9.

Приложение ДА (справочное)

Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам Российской Федерации

Таблица ДА. 1

Обозначение ссылочного международного стандарта

Степень

соответствия

Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта

ИСО 7176-11:1992

ЮТ

ГОСТ Р ИСО 7176-11 — 96 «Кресла-коляски. Испытательные манекены*»

ИСО 7176-13:1989

ЮТ

ГОСТ Р ИСО 7176-13 — 96 «Кресла-коляски. Методы испытаний для определения коэффициента трения испытательной поверхности»

ИСО 7176-15:1996

ЮТ

ГОСТ Р ИСО 7176-15 — 2007 «Кресла-коляски. Часть 15. Требования к документации и маркировке для обеспечения доступности информации»

ИСО 7176-22:2000

ЮТ

ГОСТ Р ИСО 7176-22 — 2004 «Кресла-коляски. Часть 22. Поавила установки»

ИСО 7176-26:2007

ют

ГОСТ Р ИСО 7176-26 — 2011 «Кресла-коляски. Часть 26. Словарь»

Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандарта:

- ЮТ - идентичный стандарты.

УДК 615.478.3.001.4:006.354    ОКС 11.180.10

Ключевые слова: кресло-коляска, преодоление препятствия при подьеме и спуске, методы испытания

Подписано а печать 01.08.2014 Формат 80x84 4*

Уел. л«ч. п. 1,40. Тираж 81 »и. Зах. 2934.

Лод>отоален<м4{^снм^ле1(тронмо^веосьи^1оеаоставленио»^а»работчико^£танаа^та

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

123995 Москва. Гранатный пер.. 4.     infb@90stinfb.1u