ПНСТ 249-2017
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Методические рекомендации по проведению деловых игр
Best available techniques. Methodical recommendations on conducting of business games
ОКС 13.020
Срок действия с 2018-07-01
до 2021-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации материалов и технологий" (ФГУП "ВНИИ СМТ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 113 "Наилучшие доступные технологии"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 декабря 2017 г. N 57-пнст
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 месяца до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: [email protected] и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074 Москва, Китайгородский проезд, дом 7, стр.1.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ().
Введение
Проведение деловых игр (ДИ) по выдаче комплексного экологического разрешения (КЭР) осуществляется в Российской Федерации в рамках реализации пункта 94 "Плана основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 1082-р [1], в порядке обеспечения участия регулируемого сообщества и других заинтересованных сторон в обсуждении и апробации проектов документов, составляющих нормативную правовую базу реализации положений Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" [2], и дальнейшего перехода отечественной промышленности на нормирование воздействия на окружающую среду с использованием принципов наилучших доступных технологий (НДТ).
ДИ проводятся на базе объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения НДТ к объектам I категории [3].
Принимают участие в ДИ представители федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, научных, проектных, общественных организаций, учебных заведений, консультационных компаний, промышленных и иных ассоциаций, других организаций, а также физические лица, заинтересованные в развитии нормативной правовой базы реализации положений [2] и создании условий перехода отечественной промышленности на нормирование воздействия на окружающую среду с использованием принципов НДТ.
Информационно-методическую поддержку проведению ДИ оказывают Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России), Бюро наилучших доступных технологий (далее - Бюро НДТ), а также представители международных проектов и эксперты, обладающие опытом в сфере разработки и реализации правил выдачи комплексных экологических разрешений объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду.
Методические рекомендации для ДИ по выдаче КЭР подготовлены на основании практического опыта использования инструментов принятия решений в модельных ситуациях.
Основные подходы методических рекомендаций могут применяться при развитии новых направлений проведения ДИ в качестве эффективного механизма отработки положений проектов нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды для обеспечения перехода промышленности Российской Федерации на принципы наилучших доступных технологий.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает рекомендации по проведению деловых игр (ДИ).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 56828.15 Наилучшие доступные технологии. Термины и определения.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" на текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56828.15, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 деловая игра: Условное воспроизведение, моделирование процессов принятия управленческих решений и поведения заинтересованных сторон, осуществляемые по определенным правилам группой людей.
Примечание - В контексте настоящего стандарта деловая игра представляет собой моделирование процессов принятия экологически значимых решений и стимулирует коллективную разработку рекомендаций по совершенствованию нормативных правовых актов в сфере наилучших доступных технологий и охраны окружающей среды.
3.1.2 инициатор: Хозяйствующий субъект, руководство которого заявляет о своем желании и готовности провести ДИ на базе конкретного объекта, оказывающего значительное негативное воздействие на окружающую среду.
3.1.3
комплексное экологическое разрешение: Документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды. [Федеральный закон [4], статья 1] |
3.1.4
окружающая среда (environment): Окружение, в котором функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и их взаимоотношения. Примечания 1 Понятие "окружение" может распространяться на среду в пределах от организации до местной, региональной или глобальной системы. 2 Окружение может быть описано с точки зрения биологического разнообразия, экосистем, климата и других характеристик. [ГОСТ Р ИСО 14001-2016, пункт 3.2.1] |
3.2 Сокращения
ДИ - деловая игра;
ИТС НДТ - информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям;
КЭР - комплексное экологическое разрешение;
НДТ - наилучшие доступные технологии;
ОС - окружающая среда.
4 Порядок проведения деловых игр
4.1 Инициатором организаций ДИ (далее - Инициатор) выступает хозяйствующий субъект, руководство которого заявляет о своем желании и готовности провести ДИ на базе конкретного объекта, оказывающего значительное негативное воздействие на окружающую среду и отнесенного к области применения наилучших доступных технологий (объекта I категории) [5]. Типовая форма заявления о намерениях (заинтересованности) указана в приложении А.
4.2 Как правило, деловые игры организуются на базе предприятий тех видов деятельности, для которых выпущены российские информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям (далее - ИТС) [6].
4.3 Общая последовательность взаимодействия при организации ДИ по выдаче комплексного экологического разрешения объекту I категории приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Блок-схема проведения деловой игры
4.4 Ответственность участников
4.4.1 Руководство Инициатора проведения деловой игры несет ответственность за:
- своевременное предоставление необходимой информации в форме и объеме, определенными настоящим стандартом и уточненными Бюро НДТ. Информация должна быть основана на реальных данных об экологической результативности и ресурсоэффективности Инициатора, но может быть представлена в виде интервалов значений соответствующих величин, условных единицах и др.;
- принятие решения о степени открытия информации об экологической результативности и ресурсоэффективности производства при условии предоставления достоверных сведений о соответствии (несоответствии) установленным в соответствующих ИТС требованиям НДТ;
- предоставление по требованию Бюро НДТ или по предложению принимающих участие в деловой игре российских и международных экспертов предварительного доступа экспертов на промышленную площадку Инициатора, выбранную в качестве модельного объекта проведения деловой игры, для оценки подготовленной Инициатором информации;
- подготовку списка и приглашение представителей заинтересованных сторон в соответствии с приоритетами Инициатора;
- предоставление базы для проведения заседания(й) в рамках деловой игры, включая зал для заседаний, компьютерную и проекционную технику, средства записи и трансляции хода деловой игры (в случае принятия решения о ведении видео- или аудиозаписи и др.);
- подготовку предложений по логистике (варианты проезда, размещения участников и пр.).
4.4.2 Бюро НДТ несет ответственность за:
- своевременное предоставление надлежащей информационно-методической поддержки, в том числе:
- разработку в соответствии с отраслевыми особенностями форм анкет и структуры сценария (описания порядка проведения) деловой игры;
- оценку предоставленной инициатором информации;
- консультирование инициатора в процессе заполнения анкеты и подготовки к проведению игры;
- подготовку совместно с ответственными представителями Инициатора сценария ДИ;
- обеспечение при предварительной договоренности конфиденциальности части информации, предоставленной Инициатором при подготовке деловой игры исключительно для обсуждения с экспертами;
- подбор экспертов для анализа информации и, при необходимости, их предварительное направление на промышленную площадку Инициатора для оценки информации, подготовленной для проведения деловой игры;
- формирование группы экспертов (в том числе международных) для участия в деловой игре;
- подготовку списка и приглашение представителей заинтересованных сторон в соответствии с приоритетами Минприроды России и Бюро НДТ;
- освещение в специализированных изданиях и на сайте Бюро НДТ результатов деловой игры.
5 Подготовка деловой игры
5.1 Заявление о намерениях и его рассмотрение
5.1.1 Инициатор ДИ направляет заявление о намерениях (заинтересованности) в Бюро НДТ, указав, что берет на себя ответственность за своевременное предоставление необходимой информации и создание надлежащих условий для проведения ДИ.
5.1.2 Бюро НДТ в 10-дневный срок направляет Инициатору ответ о возможности и целесообразности проведения ДИ и, в случае принятия предварительного положительного решения, назначает ответственного за коммуникацию с представителями Инициатора.
5.1.3 Предварительные переговоры могут быть проведены как очно, так и с использованием современных средств коммуникации. При этом Инициатор должен изложить цель и задачи проведения ДИ на базе конкретного объекта I категории, а представитель Бюро НДТ должен дать необходимые разъяснения и комментарии.
5.1.4 По результатам предварительных переговоров Инициатор включается в график проведения ДИ, о чем Бюро НДТ информирует Инициатора и определяет возможный период организации игры.
5.2 Разработка, заполнение и предварительная оценка анкеты
5.2.1 Бюро НДТ совместно с Инициатором разрабатывает форму анкеты, в которой учитываются отраслевые и в ряде случаев региональные особенности производства. Анкета направляется Инициатору в срок, согласованный обеими сторонами, но не позднее чем за 1,5 месяца до проведения ДИ. Примерная форма анкеты приведена в приложении Б.
5.2.2 Инициатор в 14-дневный срок заполняет анкету и вносит в нее (при необходимости) изменения и дополнительные сведения, отражающие особенности производственных процессов, экологических аспектов, действующей разрешительной документации, региональные особенности, информацию о добровольной экологической деятельности, взаимодействии с заинтересованными сторонами и др. Заполненная анкета направляется в Бюро НДТ и сопровождается дополнительными материалами (по усмотрению Инициатора).
5.2.3 При необходимости Бюро НДТ предоставляет консультационную поддержку Инициатору, но не выполняет его обязанности в части сбора и систематизации необходимой информации.
5.2.4 Инициатор и/или Бюро НДТ могут также обращаться за консультациями к представителям международных проектов и экспертам. При этом порядок распределения ответственности обсуждается отдельно.
5.2.5 Заполненная анкета составляет основу сценария проведения ДИ и должна содержать информацию, решение об открытии которой принимает Инициатор. Численные показатели экологической результативности и ресурсоэффективности могут быть изменены (например, указаны в условных единицах, приведены в виде интервалов значений, в сравнении с технологическими показателями НДТ).
5.2.6 Бюро НДТ в 14-дневный срок проводит оценку предоставленных Инициатором материалов, о чем сообщает Инициатору в письменной форме. На этом этапе могут быть запрошены дополнительные сведения, принято решение о целесообразности предварительного посещения экспертами промышленной площадки инициатора и др.
5.2.7 Бюро НДТ оставляет за собой право прервать (прекратить) подготовку к проведению ДИ в случае предоставления Инициатором недостоверных или неполных сведений, а также при несоблюдении сроков предоставления информации.
5.3 Разработка, обсуждение, окончательная подготовка и согласование сценария деловой игры
5.3.1 Сценарий ДИ разрабатывается Бюро НДТ при взаимодействии с отраслевыми ассоциациями, Инициатором и, при необходимости, международными экспертами. При подготовке сценария могут быть запрошены дополнительные сведения и привлечены открытые источники информации для описания приближенных к реальности позиций заинтересованных в результатах экологической деятельности Инициатора сторон.
5.3.2 Материалы для подготовки разделов сценария, отражающие природоохранную деятельность Инициатора, показатели экологической результативности и ресурсоэффективности, особенности взаимодействия с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти и др., предоставляются Инициатором.
5.3.3 Инициатор предоставляет по запросу Бюро НДТ дополнительные сведения.
_______________
5.3.5 Структура сценария может быть изменена таким образом, чтобы приоритетное внимание было уделено выбранному Инициатором и согласованному с Бюро НДТ этапу подготовки, общественного обсуждения или рассмотрения материалов заявки экспертной комиссией.
5.3.6 Инициатор, Бюро НДТ согласуют список представителей Инициатора, федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, экспертов (в том числе международных), ведущих деловую игру и исполняющих роли заинтересованных сторон, предусмотренные сценарием деловой игры, и при необходимости уточняют отдельные роли и сценарий в целом.
5.3.7 Бюро НДТ и Инициатор согласуют окончательную версию сценария ДИ и исполнителей ролей представителей заинтересованных сторон не позднее чем за 7 дней до проведения деловой игры.
5.4 Приглашение участников
5.4.1 Бюро НДТ и Инициатор формируют и согласовывают список участников деловой игры. Ответственность за приглашение участников несет Инициатор. Копии писем о приглашении участников Инициатор направляет в Бюро НДТ.
5.4.2 Инициатор информирует представителей международных проектов и международных экспертов о порядке проведения ДИ и особенностях (при наличии таковых) доступа на промышленную площадку Инициатора.
5.4.3 Инициатор обеспечивает приглашение участников ДИ в соответствии с согласованным списком и организует при необходимости замену ведущих, экспертов и представителей заинтересованных сторон.
5.4.4 При необходимости Бюро НДТ может оказать содействие Инициатору в приглашении участников.
6 Проведение деловой игры
6.1 Техническое обеспечение деловой игры
6.1.1 Инициатор обеспечивает доступ участников ДИ в помещения, где она проводится, а также, если принято соответствующее решение, на промышленную площадку, определяет условия доступа и своевременно информирует Бюро НДТ и участников ДИ.
6.1.2 Инициатор обеспечивает необходимые для проведения ДИ помещения, компьютерную, проекционную, аудио- и видеотехнику, а также при участии зарубежных экспертов услуги перевода (включая техническое оснащение).
6.1.3 Организационные и логистические особенности ДИ своевременно оговариваются ответственными представителями Бюро НДТ и Инициатора.
6.2 Знакомство с производственными процессами
6.2.1 Инициатор обеспечивает знакомство участников ДИ с производственными процессами в форме экскурсии по промышленной площадке и назначает ответственного (ответственных) за проведение экскурсии. При проведении экскурсии Инициатор несет ответственность за обеспечение безопасности участников деловой игры, а сами участники - за соблюдение установленных правил безопасного поведения на площадке.
6.2.2 Инициатор своевременно сообщает участникам игры о возможности проведения фотосъемки и использования фотографий в образовательных целях (или об отказе).
6.2.3 В случае принятия решения о достаточности демонстрации и обсуждения видеофильма (например, при проведении реконструкции, ремонтных работ, ограничении доступа на определенные участки, удаленном расположении промплощадок и др.) Инициатор сообщает об этом Бюро НДТ и участникам и обеспечивает надлежащую демонстрацию и сопровождение видеоматериалов.
6.3 Реализация сценария деловой игры
6.3.1 ДИ проводится по согласованному Инициатором и Бюро НДТ сценарию.
6.3.2 Об организационных особенностях ДИ, правилах безопасности и др. участников информирует представитель Инициатора.
6.3.3 Особенности официальной церемонии открытия ДИ определяются участием представителей Инициатора, Минприроды, федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, Бюро НДТ, приглашенных российских и зарубежных экспертов, выразивших желание обратиться к аудитории.
6.3.4 Протокол ДИ готовится с использованием технических средств в соответствии с согласованными Бюро НДТ и Инициатором условиями (аудио-, видеозапись, стенографирование, ведение краткого протокола с использованием компьютерной техники и пр.).
6.3.5 Ведущим ДИ является эксперт(ы), рекомендованный(ые) Бюро НДТ и (или) Инициатором из числа лиц, обладающих компетенциями в сфере НДТ, комплексных экологических разрешений, природоохранного законодательства, знакомых с российским и зарубежным опытом в указанной сфере.
6.3.6 Представители Инициатора, исполняющие роли в соответствии со сценарием, выбираются преимущественно из числа сотрудников предприятия, на площадке которого проводится ДИ, или компании, промышленной ассоциации, в соответствии с предпочтениями Инициатора. Эти сотрудники должны иметь опыт работы в отрасли, быть знакомыми с российскими нормативными правовыми актами в сфере НДТ, а также обладать знаниями, необходимыми для представления позиции Инициатора в ходе ДИ.
6.3.7 Ведущий(ие) ДИ обеспечивает(ют) соблюдение подготовленного сценария в целом и принимает(ют) по своему усмотрению или на основании консультаций с представителями Инициатора, Минприроды России и Бюро НДТ решения о приостановке игры и объявлении положения "Вне игры".
6.3.8 Ведущий(ие) открывает(ют) ДИ и детально знакомит(ят) участников с ее условиями.
6.3.9 Ведущий(ие) обеспечивает(ют) соблюдение временных рамок игры таким образом, чтобы завершить ДИ в течение выделенного времени (как правило, не более 8 часов).
6.3.10 Положения "Вне игры" используются для того, чтобы дать возможность представителям заинтересованных сторон уточнить условия ДИ, задать вопросы, касающиеся тематики ДИ, высказать комментарии и рекомендации. Обсуждение проблем, далеких от тематики ДИ, должно быть сведено к минимуму.
6.3.11 Ведущий(е) обеспечивает(ют) возможное разрешение конфликтных ситуаций, которые могут возникать в процессе деловой игры и при объявлении положений "Вне игры".
6.3.12 Представитель Инициатора может прибегать к помощи экспертов, приглашенных Инициатором, как в ходе игры (если приглашение экспертов оговорено в сценарии), так и во время положений "Вне игры".
6.3.13 Участники ДИ, исполняющие роли представителей заинтересованных сторон, в целом должны следовать сценарию, но могут дополнять и модифицировать текст, учитывая реакцию оппонентов (представителей других заинтересованных сторон), сведения, полученные во время положений "Вне игры", просьбы ведущего и другие обстоятельства. Участники ДИ также могут обращаться к помощи представителей Минприроды России, Бюро НДТ и экспертов.
6.3.14 По сценарию ДИ объявляются перерывы (технические, на чай и кофе, на обед), за организацию которых несет ответственность Инициатор.
6.3.15 Сценарий ДИ должен быть реализован полностью. При этом решение, принятое в рамках игры (например, о возможности выдачи Инициатору комплексного экологического разрешения (КЭР), о необходимости разработки программы повышения экологической эффективности, о целесообразности проведения дополнительных исследований, о возможности организации предварительного общественного обсуждения материалов заявки в реальной ситуации, приближенной к игровой), зависит от позиций заинтересованных сторон и от обоснованности позиции Инициатора, защищаемой во время ДИ его представителем.
6.4 Подготовка рекомендаций и распространение информации по итогам деловой игры
6.4.1 По итогам ДИ должны быть подготовлены рекомендации, направленные на развитие нормативной правовой базы реализации положений [2] и создание условий перехода отечественной промышленности на нормирование воздействия на окружающую среду с использованием принципов НДТ.
6.4.2 Основные позиции рекомендаций должны быть сформированы в ходе ДИ и оглашены непосредственно после ее завершения.
6.4.3 Бюро НДТ и Инициатор совместно готовят предварительный текст рекомендаций, который может также быть направлен участникам ДИ, изъявившим желание комментировать и дорабатывать предварительный текст. Итоговый вариант рекомендаций должен быть подготовлен не позднее чем через 10 дней после завершения деловой игры и направлен в Минприроды России и в Бюро НДТ. Рекомендации используются для совершенствования проектов нормативных правовых актов в сфере наилучших доступных технологий и охраны окружающей среды.
6.4.4 Инициатор и Бюро НДТ принимают решение о целесообразности широкого распространения публикаций по итогам ДИ, готовят необходимые тексты, размещают их в специализированных изданиях, средствах массовой информации, на официальных сайтах своих организаций, а также на сайтах информационно-методического характера в сети Интернет.
Приложение А
(справочное)
Типовая форма заявления о намерениях (заинтересованности)
Руководителю Бюро НДТ | ||||||
Д.О.Скобелеву | ||||||
Уважаемый Дмитрий Олегович! | ||||||
Прошу Вас рассмотреть возможность проведения деловой игры "Выдача комплексного | ||||||
экологического разрешения для | " | |||||
(указать наименование организации, производственной площадки) | ||||||
в период | . | |||||
(указать предпочтительные даты) | ||||||
В рамках проведения деловой игры предлагаем рассмотреть следующие основные вопросы: | ||||||
- | ||||||
- | ||||||
- | ||||||
(перечислить основные вопросы в рамках заявленной темы деловой игры) | ||||||
С целью подготовки к деловой игре предприятием будет предоставлена вся необходимая информация, в том числе заполненная анкета по предприятию, не позднее чем за 1,5 месяца до утвержденной даты проведения деловой игры, а также созданы необходимые условия для ее проведения и приглашения участников в соответствии с согласованным списком. | ||||||
Контактное лицо, ответственное за организацию и проведение деловой игры | ||||||
(ФИО, должность, контактный телефон, e-mail) | ||||||
Должность | подпись |
Приложение Б
(справочное)
Типовая структура анкеты деловой игры по выдаче комплексного экологического разрешения
1. Наименование, организационно-правовая форма юридического лица.
2. Вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции: в разделе целесообразно привести блок-схему производства.
3. Информация об использовании сырья, воды, электрической и тепловой энергии.
4. Соответствие требованиям НДТ (в соответствии с ИТС НДТ) - краткое описание и технологические показатели: в разделе в табличной форме 1 приводится краткое описание НДТ, потенциально применимых и реально используемых для производства продукции на рассматриваемом предприятии, и соответствующие им технологические показатели.
5. Применяемые перспективные решения: в разделе приводятся сведения об использовании на предприятии решений, отнесенных в ИТС НДТ к перспективным для данного вида деятельности.
Аварии и инциденты - при наличии таковых приводятся сведения об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет.
6. Информация о проекте программы производственного-экологического контроля.
7. Сведения о программе повышения экологической эффективности и планируемых временно разрешенных выбросах и сбросах загрязняющих веществ (при необходимости).
8. Сведения о действующей разрешительной документации (характеризующей выбросы, сбросы загрязняющих веществ, обращение с отходами, водопотребление и др.).
9. Сведения о действующих сертификатах (например, соответствия системы экологического менеджмента требованиям ИСО 14001).
10. Сведения об имевших место нарушениях установленных природоохранных требований, о жалобах населения и пр.
11. Сведения о добровольной экологической деятельности.
Форма 1
N п/п | Наименование и описание НДТ по ИТС | Свидетельства применения (внедрения) |
|
Приложение В
(справочное)
Структура сценария деловой игры
1. Список активных участников, для которых составлены тексты ролей, в том числе:
- представители Инициатора;
- представители Управления Росприроднадзора по субъектам Федерации;
- члены комиссии по оценке заявки на комплексное экологическое разрешение;
- представитель органа исполнительной власти субъекта Федерации;
- представитель Управления Роспотребнадзора по субъекту Федерации;
- представитель Управления/Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- представители общественности;
- представители других федеральных органов исполнительной власти, с учетом видов негативного воздействия, оказываемого объектами Инициатора на окружающую среду;
- представитель организации, проводящей лабораторные исследования;
- представитель консультационной компании, работающей с предприятием (готовящей в настоящее время проекты томов ПДВ, обоснования НДС, лимитов размещения отходов и пр.).
2. Шаг 1. Подготовительный этап:
- подготовка заявки, обсуждение достаточности информации, необходимости привлечения консультантов, целесообразности проведения общественных слушаний, дней открытых дверей и пр.;
- в ходе игры представитель Инициатора излагает особенности заявки и описывает как вероятные сложности, так и преимущества предприятия (в соответствии со сценарием);
- в положении "Вне игры" могут быть установлены дополнительные, не учтенные при подготовке игры обстоятельства.
3. Шаг 2. Подача заявки и предварительная (техническая) проверка заявки в уполномоченном органе:
- в ходе игры представитель Инициатора сообщает о том, что заявка подана, а также о том, было ли реализовано право на обращение за предварительной консультацией в уполномоченный орган.
4. Шаг 3. Рассмотрение заявки:
- уполномоченный орган рассматривает заявку и прилагаемые материалы (аудиторские, местные и пр.) и оценивает ее;
- основное внимание уделяется оценке обоснования соответствия технологических процессов, экологической результативности и ресурсоэффективности требованиям НДТ;
- уполномоченный орган собирает мнения других ФОИВ, органов власти субъектов Федерации и иных заинтересованных сторон; эти мнения включаются в сценарий;
- уполномоченный орган собирает совещание и докладывает результаты рассмотрения, излагая свою позицию; позиция "выдается" в виде сравнительного анализа.
5. Шаг 4. Обсуждение возможностей выдачи комплексного экологического разрешения (согласительное совещание):
- результаты проведения общественных слушаний, экскурсий на предприятие, встреч с общественностью могут быть описаны и на стадии подготовки заявки (Шаг 1) и на стадии обсуждения возможностей выдачи комплексного экологического разрешения;
- в процессе обсуждения высказываются как позиции участников игры (в том числе представителей ФОИВ, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественности), внесенные в сценарий, так и реальные позиции заинтересованных сторон, представители которых участвуют в игре;
- именно эта часть игры проходит со значительными отклонениями от сценария: объявляются положения "Вне игры", обсуждаются мнения представителей реальных заинтересованных сторон, участники обращаются за консультациями к присутствующим представителям Минприроды России, Бюро НДТ, международным экспертам;
- один из вариантов развития сценария предусматривает включение сцены, в которой международные эксперты анализируют сложившуюся ситуацию, позиции участников игры и высказывают предположение, могло бы быть выдано комплексное экологическое разрешение в аналогичных условиях в государстве - члене Европейского союза.
6. Шаг 5. Развязка:
6.1 Подготовка рекомендаций по:
- формату заявки на получение комплексного экологического разрешения;
- порядку рассмотрения и выдачи комплексного экологического разрешения;
- формату комплексного экологического разрешения;
- обеспечению доступа заинтересованных сторон к материалам, касающимся комплексных экологических разрешений и отчетности предприятий I категории.
Библиография
[1] | План основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 1082-р. |
[2] | Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" |
[3] | Постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 г. N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" |
[4] | Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" |
[5] | Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 2674-р "Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий" |
[6] | Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 2178-р "Об утверждении поэтапного графика создания в 2015-2017 годах отраслевых справочников наилучших доступных технологий" |
УДК 502.3:006.354 | ОКС 13.020 |
Ключевые слова: наилучшие доступные технологии, деловая игра, правила |