allgosts.ru13.020 Охрана окружающей среды13 ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. БЕЗОПАСНОСТЬ

ГОСТ Р 70882-2023 Охрана окружающей среды. Биологическое разнообразие. Организация и порядок проведения стратегической экологической оценки

Обозначение:
ГОСТ Р 70882-2023
Наименование:
Охрана окружающей среды. Биологическое разнообразие. Организация и порядок проведения стратегической экологической оценки
Статус:
Принят
Дата введения:
01.03.2024
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
13.020.99

Текст ГОСТ Р 70882-2023 Охрана окружающей среды. Биологическое разнообразие. Организация и порядок проведения стратегической экологической оценки

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТ Р 70882— 2023



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Охрана окружающей среды

БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ

Организация и порядок проведения стратегической экологической оценки

Издание официальное

Москва Российский институт стандартизации 2023

Предисловие

  • 1 РАЗРАБОТАН Индивидуальным предпринимателем Боравским Б.В.

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 409 «Охрана окружающей природной среды»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2023 г. № 742-ст

  • 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

© Оформление. ФГБУ «Институт стандартизации», 2023

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Охрана окружающей среды БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ Организация и порядок проведения стратегической экологической оценки

Environmental protection. Biological diversity. Organization and procedure of strategic environmental assessment

Дата введения — 2024—03—01

  • 1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к организации и порядку проведения стратегической экологической оценки.

  • 2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте применены нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 56828.15 Наилучшие доступные технологии. Термины и определения

ГОСТ Р 56828.38 Наилучшие доступные технологии. Окружающая среда. Термины и определения

ГОСТ Р 57007 Наилучшие доступные технологии. Биологическое разнообразие. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

  • 3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по [1], ГОСТ Р 56828.15, ГОСТ Р 56828.38, ГОСТ Р 57007, а также следующие термины с соответствующими определениями:

  • 3.1 стратегическая экологическая оценка; СЭО: Процедура, в рамках которой с участием граждан, общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций выявляют и анализируют возможные экологические, санитарно-эпидемиологические и социально-экономические последствия реализации мероприятий, предусмотренных документами стратегического планирования федерального, регионального и местного уровней [2], а также документами территориального планирования муниципальных образований [3], с целью разработки экологического доклада.

Издание официальное

  • 3.2 стратегическая экологическая оценка в трансграничном контексте: Оценка, проводимая с учетом трансграничных консультаций и иных процедур, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, в тех случаях, когда реализация мероприятий, предусмотренных документами стратегической экологической оценки, в пределах территории (акватории), находящейся в границах или под юрисдикцией одного государства, может оказать (оказывает) воздействие на окружающую среду в границах территории (акватории), находящейся в границах или под юрисдикцией другого государства.

  • 3.3 экологический доклад: Документ, содержащий сведения о проведенной стратегической экологической оценке мероприятий, предусмотренных документами стратегической экологической оценки, а также предложения по предотвращению, сокращению, ликвидации и компенсации возможных негативных последствий таких мероприятий и по внесению соответствующих изменений в указанные документы стратегического планирования.

  • 3.4 предварительная экологическая оценка: Оценка экологических, санитарно-эпидемиологических и социальных последствий реализации мероприятий, предусмотренных в документах стратегической экологической оценки, осуществляемая до проведения полевых, научных и иных исследований в рамках стратегической экологической оценки.

  • 4 Общие положения

    • 4.1 СЭО выполняют на этапе разработки проектов документов СЭО.

Допускается проведение СЭО в отношении действующих документов СЭО с целью разработки предложений по внесению в них изменений, направленных на предотвращение, минимизацию, ликвидацию и компенсацию негативного воздействия (на окружающую среду и здоровье населения) при реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО (ретроспективная СЭО).

  • 4.2 СЭО выполняют для документа СЭО в целом. Не рекомендуется проведение СЭО для отдельных положений документа СЭО.

  • 5 Объекты стратегической экологической оценки

    • 5.1 СЭО проводят в целях обеспечения устойчивого развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований путем: интегрирования экологических, санитарно-эпидемиологических и социальных требований в документы стратегического планирования; предотвращения, минимизации, ликвидации и компенсации негативного воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения; обеспечения участия общественности в процессе принятия решений, определяющих направления социально-экономического развития соответствующей территории.

    • 5.2 Объектами СЭО могут являться:

  • а) документы стратегического планирования [2]:

  • 1) федерального уровня, в том числе документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания, целеполагания по отраслевому и территориальному принципу, прогнозирования, планирования и программирования,

  • 2) уровня субъекта Российской Федерации, в том числе разрабатываемые в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования,

  • 3) уровня муниципального образования, в том числе стратегия социально-экономического развития муниципального образования; план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования; прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;

  • б) документы территориального планирования муниципальных образований: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов [3];

  • в) документы СЭО в том случае, если они предусматривают осуществление хозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях; территориях, в границах которых осуществляется традиционный образ жизни и традиционная хозяйственная деятельность коренных малочисленных народов, а также в границах иных территорий с особым правовым режимом охраны и использования природных ресурсов (далее — территории с особым правовым режимом) и иных экологических уязвимых территорий.

К объектам СЭО не относят документы СЭО в бюджетной сфере, а также те документы, единственной целью которых является обеспечение национальной обороны, государственной и общественной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. К объектам СЭО не относят документы СЭО, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или иные сведения, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации.

  • 5.3 Объектом СЭО могут являться проекты документов (документы), разрабатываемые и утверждаемые субъектами предпринимательской деятельности, которые определяют направления хозяйственной и иной деятельности субъекта предпринимательской деятельности или направления его экологической и социальной политики.

  • 6 Правовая, методологическая и информационная основа проведения стратегической экологической оценки

    • 6.1 Правовой основой проведения СЭО является законодательство Российской Федерации, в том числе регулирующее отношения в сфере стратегического планирования, в градостроительной сфере, в сфере охраны окружающей среды, в сфере проведения экологической экспертизы, в сфере охраны и использования природных ресурсов.

При проведении СЭО используют правовые подходы, предусмотренные [4], [5], а также могут быть применены правовые подходы, предусмотренные международным законодательством, если они не противоречат положениям законодательства Российской Федерации.

  • 6.2 Инициатором проведения СЭО могут выступать: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, ответственные за разработку и (или) реализацию мероприятий, предусмотренных документами СЭО; субъекты предпринимательской деятельности, ответственные за разработку и (или) реализацию мероприятий, предусмотренных документами СЭО, или субъекты предпринимательской деятельности, чья хозяйственная и иная деятельность существенно затрагивается при реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО; проектные или иные организации, осуществляющие разработку мероприятий, предусмотренных документами СЭО, а также научные, общественные и иные организации (далее — инициатор проведения СЭО).

  • 6.3 Методологию проведения СЭО устанавливает инициатор проведения СЭО в техническом задании на проведение СЭО на основании результатов предварительной экологической оценки или непосредственно в процессе выполнения СЭО в зависимости от объекта СЭО, а также целей и задач проведения СЭО.

При проведении СЭО рекомендуется использование следующих методов:

  • а) методы, основанные на оценке воздействий антропогенных и иных факторов, возникающих при реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО, на окружающую среду и здоровье населения, а также связанных с ними экологических, санитарно-эпидемиологических, социальных и экономических последствий (далее — методы, основанные на оценке воздействий).

Примечание — Первоочередная цель методов, основанных на оценке воздействий, при их использовании при проведении СЭО — выявление и оценка различных по характеру, степени проявления [масштабности и (или) интенсивности] и силе воздействия антропогенных и иных факторов, оказывающих влияние (преимущественно негативное) на окружающую среду и здоровье населения. При использовании методов, основанных на оценке воздействий, рекомендуется применение следующих инструментов: составление и направление заинтересованным лицам контрольных списков (чек-листов); составление матриц, сетевых графиков, диаграмм, позволяющих оценить специалистам различного профиля факторы антропогенного и иного воздействия на окружающую среду и здоровье населения;

  • б) методы стратегического анализа: метод анализа контекста стратегического планирования, целевой анализ, SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон, потенциальных возможностей и возможных угроз), анализ затрат и выгод реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО (включая анализ кумулятивных эффектов), метод оценки жизненного цикла объекта СЭО.

Примечание — Первоочередными целями методов стратегического анализа при их использовании при проведении СЭО являются: оценка эффективности действующих документов стратегического планирования федерального, регионального и местного уровней в части, касающейся объекта СЭО; оценка места объекта СЭО в системе стратегического планирования Российской Федерации и взаимосвязи объекта СЭО с иными документами стратегического планирования; определение целей и задач стратегической экологической оценки, а также выявление сильных и слабых сторон объекта СЭО;

  • в) методы прогнозного моделирования реализации решений стратегического характера.

Примечание — Первоочередная цель методов прогнозного моделирования при их использовании при проведении СЭО — разработка на основе результатов проведенного анализа с использованием методов, основанных на оценке воздействий, и методов стратегического анализа альтернативных сценариев реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО, сточки зрения последствий реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО, на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы;

  • г) методы взаимодействия с заинтересованными сторонами при разработке и реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО.

Примечание — Первоочередная цель методов взаимодействия с заинтересованными сторонами при разработке и реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО, при их использовании при проведении СЭО — выявление и вовлечение всех заинтересованных сторон в процесс стратегического планирования.

  • 6.4 Информационной основой проведения СЭО являются: действующие документы стратегического планирования федерального, регионального и местного уровней; нормативные правовые акты федерального и регионального уровней, муниципальные правовые акты; официальные позиции органов государственной власти и органов местного самоуправления; данные государственной статистики за 10 лет, предшествующие проведению СЭО; материалы научно-исследовательских работ, в том числе выполненных по заказу федеральных и региональных органов государственной власти; государственные доклады о состоянии окружающей среды и иные государственные доклады за 10 лет, предшествующие проведению СЭО; материалы оценки негативного воздействия на окружающую среду и заключения государственной экологической экспертизы для осуществляемых и проектируемых объектов хозяйственной и иной деятельности; корпоративные документы субъектов предпринимательской деятельности, размещаемые в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и иных источниках информации в форме открытых данных; данные полевых, научных и иных исследований, а также иные сведения, не обремененные правами третьих лиц и находящиеся в общем доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и иных общедоступных источниках информации.

  • 7 Порядок проведения стратегической экологической оценки

    • 7.1 Процедура проведения СЭО состоит из следующих этапов:

  • а) предварительная экологическая оценка;

  • б) проведение полевых, научных и иных исследований в рамках СЭО и оформление результатов СЭО;

  • в) проведение общественного обсуждения результатов СЭО, а также в случаях СЭО в трансграничном контексте — трансграничных консультаций и иных процедур, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, по объекту СЭО;

  • г) оформление результатов проведения СЭО.

  • 7.2 Инициатор проведения СЭО вправе привлекать для проведения СЭО экспертов (экспертные организации), обладающих(ие) необходимыми научными и (или) практическими знаниями и опытом работы (инженерно-производственного, научно-исследовательского, опытно-конструкторского, проектного, экономического или правового профиля) в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности, в том числе в области оценки воздействия планируемой хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду.

Учитывая комплексный межотраслевой и межведомственный характер вопросов, рассматриваемых в рамках СЭО, целесообразно привлечение для участия в СЭО экспертов (экспертных организаций), обладающих профессиональными знаниями в сферах:

  • - стратегического планирования на федеральном, региональном и местном уровнях;

  • - территориального планирования на федеральном, региональном и местном уровнях;

  • - градостроительной деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях;

  • - правового регулирования и государственного управления отношениями в области экологической безопасности, охраны и рационального природопользования, биологического разнообразия, управления особо охраняемыми природными территориями;

  • - защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов и этнических общностей; изменения климата; загрязнения окружающей среды; взаимоотношений с населением, заинтересованными группами лиц.

Конкретный перечень специалистов, привлечение которых необходимо для проведения СЭО, определяют в зависимости от объекта, целей и задач СЭО.

Инициатор проведения СЭО вправе устанавливать дополнительные требования, предъявляемые к привлекаемым экспертам (экспертным организациям).

Привлечение экспертов (экспертных организаций) для проведения СЭО целесообразно осуществлять на конкурсной основе. Если конкурс по выбору экспертов (экспертных организаций) для проведения СЭО осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд или законодательства Российской Федерации о закупках отдельными категориями юридических лиц, требования к конкурсной документации определены положениями [4] или [5].

  • 8 Предварительная экологическая оценка

    • 8.1 Предварительную оценку экологических, санитарно-эпидемиологических и социальных последствий реализации объекта СЭО осуществляют инициатор проведения СЭО или привлекаемые им эксперты (экспертные организации).

    • 8.2 Предварительная экологическая оценка включает:

  • - определение предварительных территориальных границ, охватываемых реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО: границ территории (акватории), на которую может быть оказано воздействие антропогенных и иных факторов в связи с реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО;

  • - определение критериев оценки состояния окружающей среды, а также индикаторных компонентов природной среды, в том числе индикаторных объектов животного и растительного мира, характеризующих состояние биологического разнообразия, экологических систем, а также иных индикаторных объектов, характеризующих экологическую и социальную ситуацию;

  • - анализ состояния окружающей среды, состояния санитарно-эпидемиологического и социального благополучия населения на момент проведения СЭО в территориальных границах, охватываемых реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО;

  • - выявление в территориальных границах, охватываемых реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО, особо охраняемых природных территорий; территорий, в границах которых осуществляется традиционный образ жизни и традиционная хозяйственная деятельность коренных малочисленных народов, а также иных территорий с особым правовым режимом и иных экологических уязвимых территорий;

  • - выявление действующих и потенциальных объектов негативного воздействия на окружающую среду, расположенных (предполагаемых) в территориальных границах, охватываемых реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО.

  • 8.3 На основании результатов предварительной экологической оценки должна быть проведена оценка экологических рисков реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО, и должен быть сделан вывод о целесообразности проведения СЭО.

Критериями экологических рисков реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО, могут являться:

  • - степень, в которой объект СЭО создает основу для реализации новых проектов хозяйственной и иной деятельности, степень влияния объекта СЭО на осуществляемую в настоящее время в территориальных границах, охватываемых реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО, хозяйственную и иную деятельность;

  • - характер, степень проявления [масштабность и (или) интенсивность] и сила потенциального воздействия объекта СЭО на окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое и социальное благополучие населения в территориальных границах, охватываемых реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО;

  • - кумулятивный характер воздействия объекта СЭО на окружающую среду;

  • - характер экологических, санитарно-эпидемиологических и социальных последствий реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО, их вероятность, продолжительность, интенсивность, обратимость и масштаб;

  • - наличие (вероятность наличия) трансграничного воздействия на окружающую среду при реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО;

  • - степень влияния реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО, и проектов хозяйственной и иной деятельности, основу для проведения которых создает объект СЭО, на особо охраняемые природные территории; территории, в границах которых осуществляются традиционный образ жизни и традиционная хозяйственная деятельность коренных малочисленных народов, а также иные территории с особым правовым режимом и иные экологически уязвимые территории.

Экологические риски реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО, следует оценивать как по каждому критерию самостоятельно, так и по совокупности критериев. При оценке экологических рисков реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО, рекомендуется использование количественных значений, а также соответствующих шкал оценки, матриц, сетевых графиков, диаграмм. Проведение СЭО является обязательным при значениях экологического риска реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО, по каждому из критериев выше 60 % (с учетом применяемых количественных значений), а также при значении экологического риска реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО, по совокупности критериев выше 50 % (с учетом применяемых количественных значений).

  • 8.4 На основании результатов предварительной экологической оценки инициатор проведения СЭО может уточнить (конкретизировать) объект СЭО, а также самостоятельно либо с привлечением экспертов (экспертных организаций) разработать и утвердить техническое задание на проведение СЭО (ТЗ).

ТЗ должно включать:

  • - цели и задачи проведения СЭО с учетом конкретного объекта СЭО;

  • - методологию проведения СЭО;

  • - требования к экспертам (экспертным организациям) для проведения СЭО;

  • - сферу охвата СЭО, а также объем и содержание полевых, научных и иных исследований, проводимых в рамках СЭО;

  • - требования к экологическому докладу.

Если инициатор СЭО не разрабатывает и не утверждает ТЗ, то перечисленные в настоящем пункте вопросы должны быть решены до начала проведения полевых, научных и иных исследований в рамках СЭО.

  • 9 Проведение полевых, научных и иных исследований в рамках стратегической экологической оценки

    • 9.1 Проведение полевых, научных и иных исследований в рамках СЭО следует осуществлять с привлечением экспертов (экспертных организаций), обладающих необходимыми научными и (или) практическими знаниями.

    • 9.2 Содержание полевых, научных и иных исследований, а также их объем и формат проведения, определяют с учетом конкретного объекта СЭО в зависимости от целей и задач проведения СЭО.

Исследования в рамках СЭО могут включать следующие виды работ:

  • а) анализ места объекта СЭО в системе стратегического планирования Российской Федерации (соотношение объекта СЭО с иными документами стратегического планирования федерального, регионального и местного уровней); анализ соотношения объекта СЭО с документами, утверждаемыми органами государственной власти с целью планирования использования, охраны, защиты, воспроизводства различных природных ресурсов (включая лесной план субъекта Российской Федерации, схемы комплексного использования и охраны водных объектов, схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий), а также с федеральной и территориальными схемами обращения с отходами;

  • б) анализ соответствия объекта СЭО требованиям международного законодательства и международных организаций в части охраны компонентов природной среды и природных объектов в территориальных границах, охватываемых реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО;

  • в) определение значимых экологических, санитарно-эпидемиологических и социальных проблем, которые существуют в территориальных границах, охватываемых реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО, в том числе в контексте целей социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

  • г) определение роли объекта СЭО в решении экологических, санитарно-эпидемиологических и социальных проблем в территориальных границах, охватываемых реализацией мероприятий, преду-6

смотренных документами СЭО, с учетом уровня документа стратегического планирования, являющегося объектом СЭО, а также объема полномочий органа государственной власти (иного субъекта), утверждающего объект СЭО;

  • д) разработка предложений по основным целям и задачам объекта СЭО, а также целевым показателям социально-экономического развития территории в границах, охватываемых реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО, в аспекте решения экологических, санитарно-эпидемиологических и социальных проблем соответствующей территории. Анализ объекта СЭО на предмет соответствия международным принципам устойчивого развития и стратегическим экологическим и социальным целям и задачам, установленным документами стратегического планирования федерального уровня.

Примечание — В территориальных границах, охватываемых реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО, к основным экологическим и социальным целям объекта СЭО могут быть отнесены: существенное улучшение состояния окружающей среды и оздоровление экологической обстановки; сохранение биологического разнообразия и восстановление нарушенных естественных экологических систем; предотвращение, снижение, ликвидация и компенсация негативного антропогенного воздействия на окружающую среду и здоровье населения; внедрение экологически эффективных технологий для решения экологических проблем; формирование эффективной системы государственного управления в области охраны окружающей среды и устойчивого использования природных ресурсов; повышение эффективности и репрезентативности системы государственного экологического мониторинга; развитие рынка экосистемных услуг с использованием природного потенциала; развитие экологического образования и воспитания населения; стимулирование экологической и социальной ответственности бизнеса;

  • е) уточнение границ территории (акватории), на которую может быть оказано воздействие антропогенных и иных факторов в связи с реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО;

  • ж) проведение комплексного обследования в территориальных границах, охватываемых реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО, в том числе посредством проведения полевых исследований, с целью анализа экологического состояния компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов на момент проведения СЭО, включая анализ:

  • 1) состояния атмосферного воздуха, включая климатические и аэроклиматические характеристики, уровень существующего загрязнения атмосферного воздуха,

  • 2) состояния поверхностных и подземных водных объектов, включая общие сведения о поверхностных водных объектах; гидрохимические характеристики водных объектов; гидрогеологические характеристики подземных вод,

  • 3) состояния земель, почвенного покрова, геологической среды, включая инженерно-геологические условия (например, сейсмичность, тектоническое, литологическое и структурное строение, основные физико-механические свойства грунтов и пород, наличие многолетней мерзлоты), характеристику опасных экзогенных процессов (например, наличие оползней, карста, обвалов, суффозии), почвенные условия, наличие нарушенных земель, причины и формы нарушения (например, эродиро-ванность, загрязненность почв), характер землепользования (например, категории земель, виды разрешенного использования),

  • 4) состояния растительного мира, включая качественные и количественные сведения о численности, особенностях распространения индикаторных объектов растительного мира (в случае определения индикаторных объектов растительного мира в рамках СЭО), а также редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации ([1], статья 60). Анализ состояния растительного мира включает: информацию о типах растительности, их распространении, функциональном значении основных растительных сообществ; характеристику лесного участка и его насаждений; типы, состояние естественной травянистой и болотной растительности; редкие и исчезающие виды, их местонахождение и система охраны; площади, занимаемые лесами, кустарниками, лугами, болотами, неудобьями; породный состав лесов, среднюю высоту, диаметр и плотность деревьев; наличие (и площади) лесонасаждений, садов, парков, заказников, растительных памятников природы),

  • 5) состояния животного мира, включая качественные и количественные сведения о численности, особенностях распространения и местах обитаниях индикаторных объектов животного мира (в случае определения индикаторных объектов животного мира в рамках СЭО), а также о редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации ([1], статья 60). Анализ состояния животного мира включает: перечень видов животных; перечень особо ценных видов животных, места их

обитания (для рыб, например, места нереста, нагула); состояние популяций функционально значимых видов, типичных для территории; состояние миграционных видов животных, среды их обитания и путей их миграции; запасы и плотность промысловых животных, в том числе рыб, в районе размещения объекта СЭО; биотопические условия (например, места размножения, пастбища); сведения о рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах,

  • 6) состояния природных ландшафтов (сочетание определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях),

  • 7) экологического состояния выявленных особо охраняемых природных территорий, территорий, в границах которых осуществляются традиционный образ жизни и традиционная хозяйственная деятельность коренных малочисленных народов, а также территорий с особым правовым режимом и иных экологических уязвимых территорий. При проведении анализа экологического состояния соответствующих территорий должны быть выявлены и проанализированы существующие в их границах экологические и социальные проблемы; определены виды традиционного природопользования и иной традиционной хозяйственной деятельности, установлены используемые при традиционном образе жизни и традиционной хозяйственной деятельности природные ресурсы, объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность для коренных малочисленных народов;

  • и) сопоставление данных, полученных в рамках комплексного обследования посредством полевых исследований в территориальных границах, охватываемых реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО, с государственными статистическими данными, данными государственного экологического мониторинга, данными государственных докладов и иной официальной государственной информацией, а также данными научно-исследовательских работ (за 10 лет, предшествующие проведению СЭО) по вопросам экологических и социальных проблем территории;

  • к) анализ природоохранной, экономической, социальной, научной, исторической, религиозной, культурной, эстетической, рекреационной, оздоровительной и иной значимости компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, оценка экономической ценности компонентов биоразнообразия (по каждому компоненту биоразнообразия), а также оценка потенциала экосистемных услуг в территориальных границах, охватываемых реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО;

  • л) определение существующих тенденций изменения состояния компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также тенденций предполагаемого изменения состояния компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов с учетом выявленных экологических и социальных проблем (на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды) в территориальных границах, охватываемых реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО;

  • м) анализ последствий (наблюдаемых и прогнозируемых) изменений климата, а также их воздействия на социально-экономическое развитие территории, состояние экологических систем, условия жизни и здоровье населения в территориальных границах, охватываемых реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО;

  • н) выявление (уточнение) по результатам комплексного обследования посредством полевых исследований территории наиболее экологически уязвимых компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; выявление (уточнение) компонентов природной среды, в том числе компонентов биоразнообразия, имеющих социально-экономическое значение; уточнение критериев оценки состояния окружающей среды и объекта СЭО; уточнение индикаторных компонентов природной среды, в том числе индикаторных объектов животного и растительного мира, характеризующих состояние биологического разнообразия, экологических систем, а также иных индикаторных объектов, характеризующих экологическую и социальную ситуацию в территориальных границах, охватываемых реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО;

  • п) анализ осуществляемой и (или) планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях выявления источников антропогенного воздействия, а также оценки различных по характеру, степени проявления [масштабности и (или) интенсивности] и силе факторов антропогенного воздействия на экологические системы в территориальных границах, охватываемых реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО. В рамках анализа осуществляемой и (или) планируемой хозяйственной и иной деятельности должны быть также проанализированы осуществляемые (или планируемые) проекты хозяйственной и иной деятельности на территории в границах, не охватываемых реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО, в том числе на территории сопредельных государств, которые могут оказать трансграничное воздействие на окружающую среду в территориальных 8

границах, охватываемых реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО, а также масштабность, интенсивность и сила соответствующего негативного трансграничного воздействия;

  • р) анализ степени промышленного и бытового загрязнения компонентов природной среды, выявление наличия учтенных и неучтенных объектов накопленного экологического вреда и анализ их состояния в территориальных границах, охватываемых реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО;

  • с) разработка и проведение сравнительного анализа альтернативных вариантов реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО, с точки зрения социально-экономического развития в территориальных границах, охватываемых реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО, принимая во внимание выявленные экологические и социальные проблемы, тенденции изменения состояния окружающей среды и здоровья населения, а также возможные экологические, санитарно-эпидемиологические и социальные последствия реализации альтернативных вариантов объекта СЭО. Рассмотрение возможности отказа от реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО, в случаях значительного негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения, а также значительных связанных с ним негативных экологических, санитарно-эпидемиологических и социальных последствий. Выработка рекомендаций по выбору оптимального альтернативного варианта реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО;

  • т) разработка предложений по предотвращению, снижению (минимизации), ликвидации и компенсации возможных негативных последствий реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО, на окружающую среду и здоровье населения, в том числе предложения:

  • 1) по снижению (минимизации) негативного воздействия антропогенных факторов на социально-экономическое развитие соответствующей территории, состояние окружающей среды, включая состояние биологического разнообразия и экологических систем, а также условия жизни и здоровье населения,

  • 2) по снижению (минимизации) негативного воздействия факторов природного характера (например, наводнений, пожаров, землетрясений) на социально-экономическое развитие соответствующей территории, состояние окружающей среды, включая состояние биологического разнообразия и экологических систем, а также условия жизни и здоровье населения,

  • 3) по мерам по адаптации к изменениям климата в целях снижения потерь и использования выгод, связанных с наблюдаемыми и будущими изменениями климата,

  • 4) по использованию в границах территории, охватываемой реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО, наилучших международных и зарубежных практик в сфере охраны и устойчивого использования компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов,

  • 5) по улучшению экологического состояния выявленных в границах территории, охватываемой реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО, особо охраняемых природных территорий, территорий, в границах которых осуществляется традиционный образ жизни и традиционная хозяйственная деятельность коренных малочисленных народов, а также иных территорий с особым правовым режимом и иных экологических уязвимых территорий,

  • 6) по поддержанию компонентов биоразнообразия в состоянии, позволяющем обеспечить как их видовое разнообразие, так и сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства, предложения по восстановлению утраченного биоразнообразия либо компенсации причиненного биоразнообразию вреда,

  • 7) по стимулированию осуществления традиционного природопользования и иной традиционной хозяйственной деятельности коренными малочисленными народами, предложения по охране используемых при традиционном образе жизни и традиционной хозяйственной деятельности природных ресурсов, объектов, имеющих культурную, историческую, религиозную ценность для коренных малочисленных народов,

  • 8) по возможным направлениям социально-экономического использования природного потенциала территории в границах, охватываемых реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО, а также развития рынка экосистемных услуг на соответствующей территории,

  • 9) по уменьшению степени промышленного и бытового загрязнения компонентов природной среды на территории в границах, охватываемых реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО, а также по стимулированию ликвидации объектов накопленного экологического вреда на соответствующей территории.

  • 10 Оформление результатов проведения стратегической экологической оценки

    • 10.1 По результатам полевых, научных и иных исследований, проведенных в рамках СЭО, осуществляют подготовку предварительной версии экологического доклада.

    • 10.2 Структура экологического доклада определена перечнем полевых, научных и иных исследований, проведенных в рамках СЭО.

Экологический доклад в обязательном порядке должен включать:

  • - территориальные границы, охватываемые реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО: границы территории (акватории), на которую может быть оказано воздействие антропогенных и иных факторов в связи с реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО;

  • - характеристики существующего состояния окружающей среды и здоровья населения в границах территории, охватываемой реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО;

  • - предложения по альтернативным вариантам реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО, сточки зрения влияния реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО, на окружающую среду и здоровье населения, а также обоснование выбора варианта реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО;

  • - анализ негативного воздействия в связи с реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО, на окружающую среду и здоровье населения и связанных с ним экологических, санитарно-эпидемиологических, социальных и экономических последствий, в том числе по возможным альтернативным вариантам реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО;

  • - рекомендации по мероприятиям, направленным на предотвращение, снижение (минимизацию), ликвидацию и компенсацию негативных последствий реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО;

  • - рекомендации по интеграции результатов СЭО в объект СЭО, а также реализуемые на его основе проекты хозяйственной и иной деятельности;

  • - рекомендации по мониторингу эффективности реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО, с точки зрения решения экологических, санитарно-эпидемиологических и социальных вопросов в границах территории, охватываемой реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО (далее — план мониторинга).

  • 10.3 Выбор варианта реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО, должен быть основан на принципах устойчивого развития территории в границах, охватываемых реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО, обеспечивать охрану компонентов природной среды и природных объектов на соответствующих территориях.

Вариант мероприятий, предусмотренных документами СЭО, не может быть рекомендован для реализации в том случае, если не могут быть предложены (в том числе в связи с отсутствием технологических возможностей) мероприятия по предотвращению, снижению (минимизации), ликвидации и компенсации возможных негативных последствий реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО, на окружающую среду и здоровье населения на соответствующей территории.

  • 10.4 План мониторинга должен предусматривать определение перечня индикаторных показателей, используемых при организации мониторинга эффективности реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО, с точки зрения обеспечения экологической безопасности, а также санитарно-эпидемиологического и социального благополучия населения.

Такой мониторинг осуществляют лица, ответственные за реализацию мероприятий, предусмотренных документами СЭО. Результаты мониторинга должны ежегодно направляться лицами, ответственными за реализацию мероприятий, предусмотренных документами СЭО, в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды и государственное управление в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (территория которых затрагивается реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО), осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды и государственное управление в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также в органы местного самоуправления муниципальных образований (территория которых затрагивается реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО).

  • 10.5 В экологический доклад следует включать сведения об использованных литературных источниках, результатах научно-исследовательских, опытно-технологических работ, о статистических и кадастровых данных, картографические материалы с указанием источников их опубликования.

  • 10.6 Картографические и иные графические материалы должны быть выполнены в удобном для прочтения масштабе и оформлены на бумажном и электронном носителях. Обозначения на картографических и иных графических материалах должны соответствовать положениям экологического доклада и исключать разночтения.

На картографических и иных графических материалах должна быть отображена следующая информация:

  • - границы особо охраняемых природных территорий; территорий, в границах которых осуществляются традиционный образ жизни и традиционная хозяйственная деятельность коренных малочисленных народов, а также границы иных территорий с особым правовым режимом и иных экологических уязвимых территорий;

  • - места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации ([1], статья 60);

  • - месторождения полезных ископаемых, поставленные на государственный кадастровый учет месторождений и проявлений полезных ископаемых;

  • - объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

  • 10.7 Предварительная версия экологического доклада подлежит направлению в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды и государственное управление в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (территория которых затрагивается реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО), осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, и государственное управление в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также в органы местного самоуправления муниципальных образований (территория которых затрагивается реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО) для получения замечаний и предложений.

  • 10.8 Инициатор проведения СЭО обязан обеспечить организацию общественного обсуждения предварительной версии экологического доклада с населением, проживающим на территории, затрагиваемой реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО, с субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в границах территории, охватываемой при реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО, а также с иными заинтересованными лицами.

  • 10.9 На основании замечаний и предложений органов государственной власти и органов местного самоуправления, в которые направлялась предварительная версия экологического доклада, а также результатов общественного обсуждения осуществляется подготовка финальной версии экологического доклада, Отчета по учету предложений органов государственной власти и местного самоуправления, мнения населения и иных заинтересованных сторон, а также Резюме экологического доклада.

  • 10.10 Финальную версию экологического доклада инициатор проведения СЭО направляет в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, ответственные за разработку и (или) реализацию мероприятий, предусмотренных документами СЭО; в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территория которых затрагивается реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды и государственное управление в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также субъектам предпринимательской деятельности, ответственным за разработку и (или) реализацию мероприятий, предусмотренных документами СЭО.

Инициатор проведения СЭО размещает в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в форме открытых данных финальную версию экологического доклада, отчет по учету предложений органов государственной власти и местного самоуправления, мнение населения и иных заинтересованных сторон, резюме экологического доклада.

  • 11 Общественные обсуждения при проведении стратегической экологической оценки

    • 11.1 Инициатор проведения СЭО должен обеспечить взаимодействие с населением, проживающим в границах территории, охватываемых реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО (далее — население), а также иными заинтересованными лицами на всех этапах проведения СЭО.

    • 11.2 В целях обеспечения взаимодействия с населением и иными заинтересованными лицами инициатор проведения СЭО или привлекаемое им лицо для проведения СЭО на этапе предварительной экологической оценки обеспечивает выявление всех заинтересованных лиц при реализации мероприятий, предусмотренных документами СЭО, в том числе уполномоченные федеральные и региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований, государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями, субъекты предпринимательской деятельности, выполняющие хозяйственную и иную деятельность на территории в границах, охватываемых реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО, научные и общественные организации, население, включая лиц, осуществляющих традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность, а также лиц, оказывающих экосистемные услуги с использованием природного потенциала соответствующей территории.

    • 11.3 После выявления заинтересованных лиц осуществляют разработку плана взаимодействия с заинтересованными сторонами с учетом требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

План взаимодействия с заинтересованными сторонами должен включать консультации: с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды и государственное управление в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (территория которых затрагивается реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО), осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, и государственное управление в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также с органами местного самоуправления муниципальных образований (территория которых затрагивается реализацией мероприятий, предусмотренных документами СЭО).

  • 11.4 Общественные обсуждения в процессе СЭО проводят в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, например в форме:

  • - простого информирования [информирования общественности с указанием места размещения объекта общественного обсуждения и сбором замечаний, комментариев и предложений по адресу(ам), в том числе электронной почты, согласно уведомлению];

  • - опроса (информирования общественности с указанием места размещения для ознакомления объекта общественных обсуждений, порядком сбора замечаний, комментариев и предложений общественности в форме опросных листов и оформлением протокола опроса);

  • - общественных слушаний (информирования общественности с указанием места размещения для ознакомления объекта общественных обсуждений, даты, времени и места проведения общественных слушаний, и оформлением регистрационных листов и протокола общественных слушаний).

Общественные обсуждения могут проходить в иных формах, обеспечивающих информирование общественности, ее ознакомление с объектом общественных обсуждений и получение замечаний, комментариев и предложений по объекту общественных обсуждений с указанием места размещения материалов для рассмотрения и сбором замечаний, комментариев и предложений (конференция, круглый стол, анкетирование, консультации с общественностью).

  • 11.5 Если в процессе проведения СЭО выясняется, что реализация мероприятий, предусмотренных документами СЭО, связана с трансграничным воздействием на окружающую среду, инициатор проведения СЭО уведомляет федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, ответственные за разработку и (или) реализацию мероприятий, предусмотренных документами СЭО; субъекты предпринимательской деятельности, ответственные за разработку и (или) реализацию мероприятий, предусмотренных документами СЭО; проектные или иные организации, осуществляющие разработку мероприятий, предусмотренных документами СЭО, о необходимости проведения трансграничных консультаций и иных процедур, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Библиография

  • [1] Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

  • [2] Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

  • [3] Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ

  • [4] Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

  • [5] Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

УДК 574.1:006.354

ОКС 13.020.99


Ключевые слова: охрана окружающей среды, биологическое разнообразие, стратегическая экологическая оценка, стратегическое планирование

Редактор Л.С. Зимилова Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор С.И. Фирсова Компьютерная верстка И.А. Налейкиной

Сдано в набор 31.08.2023. Подписано в печать 12.09.2023. Формат 60х841/8. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 1,86. Уч.-изд. л. 1,58.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении в ФГБУ «Институт стандартизации» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.