allgosts.ru13.020 Охрана окружающей среды13 ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. БЕЗОПАСНОСТЬ

ГОСТ Р ИСО 14016-2021 Экологический менеджмент. Руководящие указания по обеспечению достоверности экологической отчетности

Обозначение:
ГОСТ Р ИСО 14016-2021
Наименование:
Экологический менеджмент. Руководящие указания по обеспечению достоверности экологической отчетности
Статус:
Действует
Дата введения:
01.01.2022
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
13.020.10

Текст ГОСТ Р ИСО 14016-2021 Экологический менеджмент. Руководящие указания по обеспечению достоверности экологической отчетности

ГОСТ Р ИСО 14016-2021

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Экологический менеджмент

РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТОВЕРНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Environmental management. Guidelines on the assurance of environmental reports

ОКС 13.120.10

Дата введения 2022-01-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН ООО "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 20 "Экологический менеджмент и экономика"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 октября 2021 г. N 1077-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14016:2020* "Экологический менеджмент. Руководящие указания по обеспечению достоверности экологической отчетности" (ISO 14016:2020 "Environmental management - Guidelines on the assurance of environmental reports", IDT)

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 Некоторые положения международного стандарта, указанного в пункте 4, могут являться объектом патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) не несет ответственности за идентификацию подобных патентных прав ответственности за идентификацию подобных патентных прав

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение

В настоящем стандарте рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением необходимой степени достоверности экологической отчетности.

Экологическая отчетность предполагает добровольное и/или требуемое в соответствии с законодательством раскрытие организацией экологической информации либо в виде отдельного документа - экологического отчета, либо в виде раздела с нефинансовой информацией в ее годовом отчете, либо в виде отчета по устойчивому развитию. Указанная информация предназначается для удовлетворения потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон организации, а также инвесторов, органов регулирования и надзора (регуляторов), фондовых площадок и заказчиков.

Внешнее подтверждение достоверности информации, проводимое независимой стороной, способно повышать достоверность и надежность информации (в соответствии с требованиями ИСО 14001:2015, 7.4.1) и, возможно, поднимать репутацию предоставляющей экологический отчет организации среди заинтересованных сторон.

Экологическая отчетность может предоставляться в форме:

- отдельного экологического отчета;

- экологического раздела в отчете по устойчивому развитию организации, в котором также содержится информация, не относящаяся к окружающей среде;

- экологического раздела в сводном годовом отчете организации;

- экологического отчета, доступного для общественности на веб-сайте организации;

- экологической информации, раскрываемой в рамках конкретного проекта, например, Проекта по конфиденциальному сбору данных от представителей крупного бизнеса относительно выбросов парниковых газов (CDP) или Глобальной инициативы по отчетности (GRI);

- отчетности об экологической результативности, предоставляемой в режиме реального времени.

Подтверждение достоверности информации рассматривается в качестве механизма повышения доверия к экологическим отчетам, а также к ее надежности, на которую потенциальные пользователи могут рассчитывать. Организации могут получить множество выгод от подобного подтверждения [11], например, за счет:

a) Более широкого использования руководством организации экологической информации в целях принятия ею правильных управленческих решений. В связи с повышенным интересом к нефинансовой информации, связанной с устойчивостью, включая информацию об окружающей среде и ее важности для совершенствования стратегии организации, результативности и репутации, руководство высшего звена организации вынуждено реагировать на вопросы устойчивого развития. Раскрытие экологической информации и данных, которые теперь могут считаться точными, заслуживающими доверия и надежными, с большей вероятностью можно использовать для принятия внутриорганизационных решений.

b) Снижения риска качества данных для потребителя и повышения доверия к ним. Качество данных в настоящее время продолжает оставаться серьезной проблемой для предоставляющих отчетность организаций и пользователей экологических отчетов, поэтому крупные компании нередко прибегают к повторному раскрытию экологической информации. В исследовании от 2011 г. установлено, что треть из 250 крупнейших мировых компаний пересмотрели опубликованную ранее нефинансовую информацию [12]. Общепризнана роль подтверждения достоверности экологической информации для снижения рисков, связанных с качеством данных. Считается, что можно полагаться на надежную и заслуживающую доверие раскрываемую информацию, которая способна повышать ценность предоставляемой отчетности.

c) Большего привлечения к деятельности организации предполагаемых (целевых) пользователей. Задания по подтверждению достоверности экологической информации могут содержать анализ процессов взаимодействия предоставляющей отчетность организации со всеми заинтересованными сторонами. Некоторые организации используют собственные процессы предоставления экологической отчетности и/или отчетности по устойчивому развитию в качестве основы для ведения постоянного диалога со всеми заинтересованными сторонами, что может способствовать установлению плотных взаимосвязей и взаимопониманию между ними.

d) Совершенствования внутриорганизационной экологической отчетности, направленного на повышение результативности организации. Надежные системы экологической отчетности организации и управления ею играют важную роль в управлении результативностью устойчивого развития и воздействиями на окружающую среду. Внешние подтверждения достоверности экологической информации могут способствовать подтверждению надежности функционирования внутренних систем организации, в том числе систем управления, а также выдаче рекомендаций по внесению в них необходимых усовершенствований.

e) Повышения имиджа и репутации организации. Экологический отчет с подтвержденной достоверностью экологической информации может давать всем заинтересованным сторонам больше уверенности в полноте раскрытия информации. Среди прочего, отчет будет отражать степень ответственности, с которой предоставляющая отчетность организация подходит к этому вопросу. Инвесторы, рейтинговые агентства и другие аналитические структуры при принятии инвестиционных и рейтинговых решений все чаще нуждаются в подтверждении достоверности предоставляемой информации.

В настоящем стандарте установлены принципы и руководящие указания по подтверждению достоверности экологической информации, которую организация включает в экологические отчеты, а также рекомендации:

- по выбору выходных данных в задании по подтверждению достоверности экологической информации, т.е. в виде заявления и/или отчета о подтверждении достоверности;

- способам учета в задании по подтверждению достоверности экологической информации значимости того или иного вопроса с точки зрения:

- определения того, включены ли наиболее существенные вопросы в экологический отчет;

- выявления любых неверно представленных и/или упущенных сведений.

Подтверждение достоверности экологической информации основано на валидации и/или верификации, а также на процессах, используемых для предоставления информации (в зависимости от области применения задания по подтверждению достоверности информации и предполагаемого использования экологического отчета).

В настоящем стандарте термин "верификация" применяют к процессам определения того, являются ли ранее полученные данные или другая информация, представленная в экологическом отчете, существенно верными. Валидацию проводят в тех случаях, когда требуется оценить уверенность в прогнозируемой информации, обычно - в отношении планируемой экологической результативности или конечных результатов.

Подтверждение достоверности экологической информации является результатом оценки соответствия экологической информации конкретным потребностям, для которых информация предназначена. Например, несмотря на то, что информация о конкретном выбросе парниковых газов является точной и надежной, ее подтверждение может показать ее ненужность или неактуальность для целевого пользователя (пользователей).

Предоставляющая отчетность организация должна выбрать собственный метод оценки существенности информации и пригодности экологического отчета для его целевого применения. В рамках задания по подтверждению достоверности экологической информации от исполняющей стороны может потребоваться обоснование методологии, используемой для определения существенности информации (в зависимости от области применения задания).

Подтверждение достоверности может распространяться как на саму информацию, содержащуюся в экологическом отчете, так и на процессы сбора, структурирования и анализа данных, а также на те процессы, которые использовались для определения пригодности информации для ее целевого использования (см. рисунок 1). Как правило, невозможно гарантировать ввод каждого элемента данных (в промежутке от источника информации и до момента ее агрегирования) в экологический отчет. Вместо этого детальному рассмотрению подвергают массив данных, результаты которого (вместе с результатами анализа процессов сбора данных) в целом обеспечивают достоверность экологической информации в экологическом отчете. Достоверность в применяемом организацией процессе определения существенности экологической информации обеспечивает также и уверенность в ее пригодности для целевых пользователей.

Рисунок 1 - Компоненты достоверности экологической информации

Настоящий стандарт предназначен для поддержания отчетности об экологической результативности организации и не устанавливает никаких требований к структурным элементам (объектам и процессам) организации, задействуемым в процессе подготовки и предоставления отчетности. Настоящий стандарт также предназначен для его использования организациями, заинтересованными в подтверждении достоверности экологической информации, что даст им уверенность в достоверности экологических отчетов для:

- внешних исполняющих сторон;

- организаций, занимающихся составлением экологических отчетов;

- организаций, выполняющих подтверждение достоверности собственных экологических отчетов;

- организаций, участвующих в обучении процедуре подтверждения достоверности экологических отчетов;

- администраторов программ предоставления добровольной и обязательной экологической отчетности, а также для регуляторов, инвесторов, финансовых и страховых обществ и фондовых бирж;

- любых других заинтересованных сторон, желающих ознакомиться с экологическими отчетами.

1 Область применения

В настоящем стандарте установлены принципы и руководящие указания по подтверждению достоверности информации, которую организация включает в свои экологические отчеты.

Настоящий стандарт также можно использовать для подтверждения достоверности и других типов отчетной информации, при условии, что особое внимание будет уделено определению компетенций, необходимых исполняющей стороне.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных для их использования в стандартизации, которые можно найти по следующим адресам:

- онлайн Платформа просмотра стандартов ИСО, доступная по адресу http://www.iso.org/obp;

- Электропедия МЭК, доступная по адресу http://www.electropedia.org.

3.1 Термины, связанные с достоверностью информации

3.1.1 достоверность информации (assurance): Результат процесса валидации (3.1.12) и/или верификации (3.1.13), обеспечивающий в определенной степени доверие к экологическому отчету (3.3.1).

3.1.2 задание по подтверждению достоверности информации (assurance engagement): Меры, предпринимаемые заказчиком подтверждения достоверности информации (3.1.4) и исполняющей стороной (3.1.7) для обеспечения достоверности (3.1.1) информации в экологическом отчете (3.3.1).

Примечание 1 - В настоящем стандарте термин "меры" относится к договорным отношениям, а также к деятельности, направленной на подтверждение достоверности экологической информации.

3.1.3 уровень достоверности (level of assurance): Степень доверия предполагаемого (целевого) пользователя (3.3.3) к содержанию экологического отчета (3.3.1).

Примечание 1 - Уровень достоверности экологической информации может выражаться как количественно, так и качественно.

3.1.4 заказчик подтверждения достоверности (assurance client): Организация (3.4.1) или физическое лицо, запрашивающее подтверждение достоверности экологической информации (3.1.1).

Примечание 1 - Заказчиком подтверждения достоверности экологической информации может быть либо сама организация, предоставляющая экологический отчет, либо любая другая организация, которая обладает правовыми или договорными основаниями запрашивать подтверждение достоверности информации.

3.1.5 критерии достоверности (assurance criteria): Стандарты, протоколы или требования, используемые для сопоставления с ними объективных свидетельств, подтверждающих достоверность (3.1.6).

Примечание 1 - Требования могут быть добровольными, договорными или законодательными.

[ИСО 9000:2015, статья 3.13.7, с изменениями, адаптированными к определению "критерии аудита", и с введением примечания 1]

3.1.6 свидетельства, подтверждающие достоверность (assurance evidence): Информация, включая любые данные, записи или свидетельства о фактах, которые поддаются проверке, или же другая информация, относящаяся к критериям достоверности (3.1.5).

Примечание 1 - Доказательства, подтверждающие достоверность экологической информации, могут быть качественными или количественными.

3.1.7 исполняющая сторона (assurance provider): Организация (3.4.1), выполняющая задание по подтверждению достоверности экологической информации (3.1.2).

Примечание 1 - Гарант достоверности экологической информации - это физическое лицо, участвующее в выполнении соответствующего задания по подтверждению достоверности экологической информации.

3.1.8 отчет о достоверности информации (assurance report): Документ, в котором описано задание по подтверждению достоверности информации (3.1.2), а также полученные результаты.

3.1.9 заявление о достоверности (assurance statement): Официальное заявление исполняющей стороны (3.1.7), сделанное по результатам выполнения задания по подтверждению достоверности информации (3.1.2).

Примечание 1 - Заявление о достоверности экологической информации содержит краткое описание мер, предпринятых для подтверждения ее достоверности, а также заключение эксперта относительно уровня достоверности экологической информации (3.1.3), которое может быть внесено в экологический отчет (3.3.1) организации (3.4.1).

Примечание 2 - Заявление о достоверности экологической информации не связано ни с выполнением договорных обязательств, ни с любыми другими юридическими гарантиями.

3.1.10 утверждение (claim): Информация, декларируемая организацией (3.4.1), предоставляющей отчетность.

Примечание 1 - В рамках настоящего стандарта термин "утверждение" относится к экологической информации (см. 3.2.4), представленной в экологическом отчете (3.3.1).

Примечание 2 - Утверждение может характеризовать ситуацию, складывающуюся в определенный момент времени, или же может охватывать определенный промежуток времени.

Примечание 3 - Утверждение должно быть четко идентифицируемым и допускать единообразную трактовку, оценку или измерение в соответствии с требованиями, установленными исполняющей стороной (3.1.7).

[ИСО/МЭК 17029:2019, статья 3.1 с изменениями - термин "заказчик" заменен на термин "организация, предоставляющая отчетность", примечания 1 и 4 были удалены, было введено новое примечание 1, а примечание 3 изменено путем замены термина "орган по валидации/орган по верификации" на термин "исполняющая сторона"]

3.1.11 компетентность (competence): Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов.

[ИСО 9000:2015, статья 3.10.4, с изменением - примечания 1 и 2 были удалены]

3.1.12 валидация (validation): Подтверждение утверждения (3.1.10) посредством предоставления объективных свидетельств выполнения требований для его конкретного целевого использования или применения в будущем.

Примечание 1 - Объективные свидетельства могут быть получены из реальных или смоделированных источников информации.

Примечание 2 - Валидацию можно считать процессом оценки обоснованности принятых допущений, ограничений и методов, которые поддерживают утверждение касательно конечных результатов деятельности организации в будущем.

Примечание 3 - Валидацию применяют к утверждениям касательно их целевого использования в будущем на основании прогнозируемой информации (подтверждение правдоподобия).

[ИСО/МЭК 17029:2019, статья 3.2, с изменением - примечание 4 было удалено]

3.1.13 верификация (verification): Подтверждение утверждения (3.1.10) путем предоставления объективных свидетельств выполнения установленных требований.

Примечание 1 - В настоящем стандарте заключение относится к данным или информации, содержащимся в экологическом отчете (3.3.1).

Примечание 2 - Верификация содержит процессы определения в существенной степени/мере правильности фактических данных за предыдущие периоды времени или другой информации, содержащихся в экологическом отчете (3.3.1).

[ИСО/МЭК 17029:2019, статья 3.3, с изменениями - примечания 1 и 2 были заменены, а примечание 3 - удалено]

3.1.14 риск (risk): Следствие влияния неопределенности на достижение поставленных целей.

Примечание 1 - Под влиянием неопределенности необходимо понимать отклонение от ожидаемого результата или события (позитивное и/или негативное).

Примечание 2 - Неопределенность - это состояние полного или частичного отсутствия информации, необходимой для понимания события (3.5), его последствий (3.6) и их вероятностей.

Примечание 3 - Риск часто характеризуют путем описания возможного события (как это определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.5.1.3) и его последствий (как это определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.6.1.3) или их сочетания.

Примечание 4 - Риск часто представляют в виде последствий возможного события (включая изменения обстоятельств) и соответствующей вероятности (как это определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.6.1.3).

3.2 Термины, связанные с экологической устойчивостью

3.2.1 окружающая среда (environment): Окружение, в котором функционирует организация (3.4.1), включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и их взаимоотношения.

Примечание 1 - Понятие "окружение" может распространяться на среду в пределах от организации до местной, региональной или глобальной системы.

Примечание 2 - Окружение может быть описано с точки зрения биологического разнообразия, экосистем, климата и других характеристик.

[ИСО 14001:2015, статья 3.2.1]

3.2.2 экологический аспект (environmental aspect): Элемент деятельности организации (3.4.1), ее продукции или услуг, который взаимодействует или может взаимодействовать с окружающей средой (3.2.1).

[ИСО 14001:2015, статья 3.2.2, с изменением - примечания 1 и 2 были удалены]

3.2.3 воздействие на окружающую среду (environmental impact): Изменение в окружающей среде (3.2.1) отрицательного или положительного характера, полностью или частично являющееся результатом экологических аспектов (3.2.2) организации (3.4.1).

[ИСО 14001:2015, статья 3.2.4]

3.2.4 экологическая информация (environmental information): Предоставленные или изученные факты, относящиеся к экологической результативности (3.2.5) организации (3.4.1).

Примечание 1 - Термин "экологическая информация" является видом утверждения (3.1.10).

3.2.5 экологическая результативность (environmental performance): Измеримые результаты деятельности, относящиеся к менеджменту экологических аспектов (3.2.2)

Примечание 1 - Результаты могут быть измерены в отношении реализации экологической политики организации (3.4.1), достижения экологических целей или степени соответствия другим критериям, с использованием показателей.

[ИСО 14001:2015, статья 3.4.11, с изменениями - термин "измеримые результаты деятельности" заменил термин "результаты деятельности", а фраза "для системы экологического менеджмента" удалена из примечания 1]

3.2.6 устойчивость (sustainability): Состояние глобальной системы, включающей окружающую среду, социальные и экономические аспекты, при котором потребности настоящего времени удовлетворяются без нанесения ущерба возможностям будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Примечание 1 - Окружающая среда, социальные и экономические аспекты взаимодействуют и взаимосвязаны друг с другом, и они часто рассматриваются как три измерения устойчивости.

Примечание 2 - Устойчивость является целью устойчивого развития (3.2.7).

[Руководство ИСО 82:2019, статья 3.1].

3.2.7 устойчивое развитие (sustainable development): Развитие, отвечающее текущим экологическим, социальным и экономическим потребностям и не ущемляющее возможностей будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Примечание 1 - Взято из отчета Брундтланда (Brundtland Report) [13].

[Руководство ИСО 82:2019, статья 3.2]

3.3 Термины, связанные с отчетностью

3.3.1 экологический отчет (environmental report): Информация об экологической результативности (3.2.5) организации (3.4.1) за определенный период времени.

Примечание 1 - Экологический отчет может также содержать управленческую информацию организации, связанную с другими аспектами.

Примечание 2 - Информация может принимать форму отдельного экологического отчета, отчета об устойчивости (см. 3.2.6) или в виде сводного отчета.

Примечание 3 - Экологический отчет может содержать информацию о предшествующей деятельности организации, включая ее воздействие на окружающую среду, а также информацию, относящуюся к мероприятиям, проблемам и перспективам.

3.3.2 заинтересованная сторона (interested party): Лицо или организация (3.4.1), которые могут влиять на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их влиянию или воспринимать себя в качестве последних.

Пример - Потребители, сообщества, поставщики, регулирующие органы, негосударственные организации, инвесторы и наемные работники.

Примечание 1 - Заинтересованные стороны также могут называться "стейкхолдерами".

[ИСО 14001:2015, статья 3.1.6, с изменением - примечание 1 было изменено]

3.3.3 предполагаемый пользователь (intended user): Лицо или организация (3.4.1), которые при принятии решений руководствуются экологическим отчетом (3.3.1) с подтвержденной достоверностью.

Примечание 1 - Предполагаемый пользователь может быть заказчиком подтверждения достоверности экологической информации (3.1.4), регулятором, финансовым сообществом или другими заинтересованными сторонами (3.3.2), например местными сообществами, государственными учреждениями или неправительственными организациями.

3.3.4 существенный (material): Что-то важное, что имеет значение для предполагаемых пользователей (3.3.3).

Примечание 1 - Существенность относится к вопросам или проблемам, которые рассматриваются в экологическом отчете (3.3.1) и которые могут влиять на решения, принимаемые предполагаемыми пользователями, включая предоставление неверных сведений, их совокупности или упущений в экологическом отчете.

3.3.5 существенный процесс (materiality process): Процесс, используемый организацией (3.4.1), предоставляющей отчетность, для определения существенности (3.3.4).

Примечание 1 - В контексте настоящего стандарта процесс определения существенности используется для определения необходимого содержания в экологическом отчете (3.3.1).

3.3.6 границы предоставления отчетности (reporting boundary): Количество экологической информации (3.2.4), предоставляемой в рамках деятельности организации (3.4.2), а также любая существенная (3.3.4) экологическая информация, связанная с мероприятиями и деятельностью организации за ее пределами.

3.3.7 процесс предоставления отчетности (reporting process): Методы и процессы, используемые организацией для получения информации, включаемой в экологический отчет (3.3.1).

3.4 Термины, связанные с организациями

3.4.1 организация (organization): Лицо или группа людей, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения их целей.

Примечание 1 - Понятие организации включает в себя, но не ограничивается следующими примерами: индивидуальный предприниматель, компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, товарищество, благотворительное учреждение, а также их часть или их объединение (включая понятие "профильное подразделение (подразделения)"), вне зависимости от того, являются они юридическим лицом или нет, государственными или частными.

Примечание 2 - Организацию, предоставляющую экологический отчет (3.3.1) с подлежащей подтверждению на достоверность экологической информацией, называют "отчитывающейся организацией".

[ИСО 14001:2015, статья 3.1.4, с изменениями - добавлено словосочетание "включая понятие "профильное подразделение (подразделения)"", а также примечание 2]

3.4.2 границы организации (organizational boundary): Совокупность видов деятельности, оборудования и сооружений, которая управляется организацией (3.4.1).

4 Принципы

4.1 Общие положения

Принципы, изложенные далее, применяют к заданиям по подтверждению достоверности информации, а также к исполняющей стороне и гарантам достоверности экологической информации.

4.2 Принципы, применяемые к заданию по подтверждению достоверности информации

Задания по подтверждению достоверности экологической информации должны основываться на следующих принципах.

a) Принцип доказательности.

Свидетельства, подтверждающие достоверность экологической информации, должны быть проверяемыми, основанными на выборках доступной информации, поскольку работы по подтверждению достоверности проводятся в течение ограниченного периода времени и с использованием ограниченных ресурсов. Следует применять надлежащие выборки данных/информации, поскольку они тесно связаны с достоверностью, которую допускается указывать в заявлении о достоверности экологической информации, а также с достигнутым уровнем достоверности. Исполняющая сторона должна проявлять должную профессиональность и здравый смысл при валидации и/или верификации свидетельств, в особенности - в случае получения качественной информации.

b) Принцип согласованности.

Исполняющая сторона должна придерживаться единого, непротиворечивого подхода на протяжении всего цикла выполнения задания по подтверждению достоверности экологической информации. Если необходимо внести изменения в задание, то следует в заявлении о достоверности определить и объяснить любые связанные с этими изменениями последствия на деятельность организации и на конечные результаты.

c) Принцип конфиденциальности.

Не допускается использовать информацию ненадлежащим образом для получения личной выгоды всех участников работ в рамках задания по подтверждению достоверности экологической информации или же в целях, наносящих ущерб законным интересам заказчика подтверждения достоверности информации или отчитывающейся организации. Данный принцип также связан с надлежащим использованием особо ценной или конфиденциальной информации.

d) Подход на основе оценки риска.

Исполняющая сторона должна применять подход на основе оценки риска к заданию по подтверждению достоверности экологической информации.

Примечание - Дополнительная информация приведена в 5.2.6.

4.3 Принципы, применимые к исполняющей стороне

Следующие принципы применяют к исполняющей стороне и гарантам достоверности экологической информации.

a) Неизменность принципов и этичное поведение.

Участники работ в рамках задания по подтверждению достоверности экологической информации должны:

1) выполнять свою работу честно, старательно и ответственно;

2) предпринимать осторожность при использовании и обеспечивать защиту информации, полученной в рамках выполнения служебных обязанностей.

b) Компетентность и должное профессиональное отношение.

Участники работ в рамках задания по подтверждению достоверности экологической информации должны:

1) обладать необходимыми компетенциями, необходимыми для выполнения требуемых работ;

2) проявлять свои компетенции при выполнении работ;

3) проявлять должное профессиональное отношение.

c) Независимость и беспристрастность в оценках.

Участники работ в рамках задания по подтверждению достоверности экологической информации должны:

1) быть независимыми от других участников задания при формировании и обобщении оцениваемой информации;

2) принимать во внимание любые воздействия, которые могут влиять на их суждения при выполнении работ, связанных с подтверждением достоверности экологической информации;

3) выполнять свою работу беспристрастно, т.е. оставаться независимыми, справедливыми и объективными во всех деловых взаимоотношениях.

d) Объективное и достоверное представление информации.

Заявление о достоверности должно быть объективным, четко сформулированным и точно отражающим работы, выполненные исполняющей стороной.

5 Рекомендации по планированию и выполнению задания по подтверждению достоверности информации

5.1 Общие положения

Перед тем как приступить к подтверждению достоверности экологического отчета, организация должна рассмотреть контекст, от которого будет зависеть соответствующее задание, оценить затраты на подтверждение достоверности, а также ценность, которую оно может принести отчитывающейся организации и предполагаемым пользователям.

Задание по подтверждению достоверности экологической информации должно быть ориентировано на оценку и передачу в экологический отчет утверждений о надежности информации, что, в свою очередь, будет направлено на повышение доверия пользователей к сообщаемой информации. Возможность предоставления информации о достоверности зависит от валидации и/или верификации информации, что может потребовать анализа процессов, используемых отчитывающейся организацией для определения необходимого количества информации, а также для ее сбора, анализа и предоставления отчетности.

Характер и степень валидации и/или верификации могут различаться (см. рисунок 1) и быть связаны с достоверностью:

- информации, начиная от простых проверок вычислительных ошибок в агрегированных данных и заканчивая обширной выборкой информации и изучением ее источников;

- процессов сбора информации, включая оценку адекватности и эффективности систем сбора данных в организации, а также внутренних процессов контроля качества;

- процессов, применяемых для определения информации, которую необходимо включить в экологический отчет.

В заявлении о достоверности экологической информации необходимо документировать характер и степень достоверности выполняемых организацией мероприятий.

Повышенная достоверность может требоваться, когда экологический отчет является предметом задания по подтверждению достоверности, основанного на валидации и/или верификации как экологической информации, так и процессов предоставления отчетности. Последнее гарантирует совместимость представленной информации, принципов предоставления отчетности (например, точности, надежности и полного охвата всех заинтересованных сторон), а также согласованных критериев достоверности информации.

В тех случаях, когда в задании по подтверждению достоверности информации содержатся данные за предыдущие периоды времени или другая информация, относящаяся к предыдущим событиям или результатам, то применяемый процесс называют "верификацией". Примеры ситуаций, в которых может проводиться верификация, включают случаи, когда экологический отчет содержит:

- количественные данные, относящиеся к предыдущим экологическим показателям;

- информацию о достижении экологических целей;

- пояснения методов, применяемых для управления экологическими аспектами;

- подробную информацию относительно положительных или отрицательных воздействий на окружающую среду, возникших в результате деятельности организации.

В некоторых случаях организации могут включать в свои экологические отчеты информацию о планируемой экологической результативности. В тех случаях, когда задание по подтверждению достоверности распространяется на такую информацию, применяемый процесс называется "валидацией". Примеры ситуаций, в которых может проводиться валидация, включают случаи, когда экологический отчет содержит:

- прогнозы экологической результативности в будущем;

- прогнозы результирующих воздействий на окружающую среду;

- обязательства по выполнению конкретных работ или мероприятий (валидация может распространяться на возможность реализации принятых обязательств).

В задании по подтверждению достоверности информации следует учитывать:

- среду организации, воздействие организации на окружающую среду и взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами;

- методологию отчитывающейся организации по определению существенности: основана ли она на общепризнанных стандартах, концепциях или же на других процессах; применяемая методология должна быть воспроизводимой, применяться единообразно, быть соответствующей уровню сложности организации и масштабам ее воздействия на окружающую среду;

- степень, в которой экологический отчет может затрагивать те актуальные проблемы, которые могут влиять на решения целевых пользователей; в системе отчетности последние называют "существенные вопросы" или "вопросы существенности";

- масштаб любых ошибок в экологическом отчете, которые могут влиять на решения целевых пользователей; в системе отчетности это называют "существенно неверными сведениями".

Сведения о компонентах задания по подтверждению достоверности информации приведены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Структура компонентов задания по подтверждению достоверности информации

5.2 Планирование выполнения задания по подтверждению достоверности информации

5.2.1 Согласование начальных условий задания по подтверждению достоверности информации

Исполняющая сторона может проконсультировать заказчика подтверждения достоверности касательно области применения и начальных условий задания по подтверждению достоверности.

На задание по подтверждению достоверности могут влиять различные заинтересованные стороны, которые должны доводить свои требования до сведения заказчика подтверждения достоверности. К ним могут относиться предполагаемый пользователь, например контрольно-надзорные органы или другие организации. Заказчик вместе с исполняющей стороной, при необходимости, могут обсуждать и согласовывать структуру заявления о достоверности.

Задание по подтверждению достоверности, выполняемое в рамках предоставления экологической отчетности, может быть составной частью аналогичного, более широкого, задания, которое будет касаться других элементов отчета, не связанных с экологией (таких как, например, компоненты расширенного отчета об устойчивости или компоненты расширенного финансового отчета). В таком случае задание по подтверждению достоверности должно определять общий контекст, в рамках которого экологическая достоверность будет использоваться.

Заявление о достоверности должно содержать объяснение ограничений проводимых мероприятий. Отчет о достоверности должен содержать либо более подробное объяснение ограничений, либо согласованные в рамках задания ограничения. Соглашение с заказчиком касательно ограничений в начале работ может в дальнейшем помочь устранить возникшие неопределенности.

В случае необходимости исполняющая сторона должна определить потенциальные обязательства, связанные с любыми законодательными требованиями, содержащимися в задании.

Перед началом работ по подтверждению достоверности экологической информации заказчик и исполняющая сторона должны согласовать между собой все начальные условия задания, в том числе:

a) цели, область применения и критерии достоверности;

b) требования к заявлению о достоверности и/или отчету о достоверности;

c) предполагаемых пользователей (например, инвесторы, акционеры, сотрудники организации, заказчики, контрольно-надзорные органы, правительственные и неправительственные организации);

d) контрольные точки, сроки выполнения и требования к поэтапной отчетности;

e) касающиеся конфиденциальности;

f) заявление о независимости от исполняющей стороны, с указанием любых возможных конфликтов интересов или источников необъективности;

g) ссылку на требуемый уровень достоверности с учетом предполагаемого использования отчета о достоверности;

h) любые ограничения, которые могут влиять на работы по подтверждению достоверности (например, ограниченный доступ к сайтам или данным сторонних организаций, коммерческая тайна);

i) любые возможные юридически значимые последствия.

Начальные условия задания по подтверждению достоверности должны быть задокументированы с таким уровнем детализации, который позволит исполняющей стороне планировать ресурсы, необходимые для выполнения мероприятий и соответствия установленным требованиям в определенные заданием сроки, а также работать на согласованном уровне независимости.

В тех случаях, когда это возможно, при выполнении задания отчитывающаяся организация должна соблюдать обязательства по сотрудничеству с исполняющей стороной.

Если исполняющей стороне становится известно о каких-либо значительных изменениях в методах сбора, документирования или представления информации за предшествующие отчетные периоды, то при планировании своих работ по подтверждению достоверности информации исполняющая сторона должна анализировать последствия данных изменений.

При изменении любых обстоятельств (например, связанных с изменением намерений предполагаемых пользователей или с интерпретацией достоверности исполняющей стороной) может возникнуть необходимость в изменении начальных условий задания по подтверждению достоверности, которые должны быть согласованы с заказчиком; в противном случае задание (с учетом уже принятых обязательств) может быть аннулировано.

5.2.2 Цели подтверждения достоверности информации

Цели подтверждения достоверности информации, связанные с экологической отчетностью и процессами предоставления отчетности, определяют содержание работ в рамках задания по подтверждению достоверности экологической информации. При задании целей подтверждения достоверности экологической информации заказчик подтверждения достоверности может принимать во внимание рекомендации исполняющей стороны. Цели подтверждения достоверности экологической информации приводят в соответствие со степенью, в которой экологический отчет должен отвечать требованиям предполагаемого пользователя (например, требованиям сбалансированности, четкости, сопоставимости, своевременности, результативности будущей деятельности).

Цели подтверждения достоверности экологической информации обеспечивают основу для оценки выполнения определенных критериев, например по точности и полноте представления информации, надежности процессов сбора и анализа информации и предоставления отчетности.

К типам целей подтверждения достоверности экологической информации относятся, например:

a) оценка выполнения требований к экологической отчетности, определенных заинтересованными сторонами или под их влиянием;

b) определение соответствия одного или нескольких элементов экологического отчета показателям качества и пороговым значениям существенности;

c) подтверждение того, что все показатели в экологическом отчете имеют отношение к экологической результативности отчитывающейся организации;

d) оценка качества, степени детализации и содержания экологического отчета, обеспечивающих целевому пользователю возможность формирования собственного мнения и принятие решений;

e) ввод любых дополнительных требований в задание по подтверждению достоверности экологической информации (например, проведение бенчмаркинга с аналогичными организациями или отраслями).

Для повышения достоверности экологического отчета заказчик подтверждения достоверности может запросить у исполняющей стороны рекомендации, например, касательно:

- целостности процессов и систем сбора, управления (например, агрегирования), анализа и предоставления экологической отчетности;

- проводимого отчитывающейся организацией анализа обратной связи по отчетам предыдущих периодов и их актуальности для заинтересованных сторон;

- методологии определения признаков существенности;

- консультирования заинтересованных сторон.

Предоставление рекомендаций не должно влиять на согласованный уровень независимости исполняющей стороны.

Если цель задания по подтверждению достоверности экологической информации не может быть достигнута, то исполняющая сторона должна согласовать с заказчиком подтверждения достоверности новую цель или область применения; в противном случае исполняющая сторона с учетом принятых на себя обязательств должна рекомендовать прекратить выполнение задания.

5.2.3 Область применения задания по подтверждению достоверности информации

Область применения задания по подтверждению достоверности экологической информации характеризует его охват и границы, причем область применения должна соответствовать целям подтверждения достоверности и быть документирована.

При определении области применения задания следует принимать во внимание наиболее существенные аспекты и сферу деятельности, границы организации и границы предоставления отчетности. Например, один какой-либо существенный аспект в рамках границах организации (например, загрязнение почвы) может быть не связан с другим аспектом.

В задании по подтверждению достоверности экологической информации могут согласовываться области применения мероприятий по подтверждению достоверности как самой информации, так и процессов предоставления отчетности. Тем не менее могут возникать обстоятельства, при которых области применения не могут быть согласованы (см. рисунок 1), например, когда обязательства по соблюдению требований требуют особых подходов к определенным категориям информации, например подход к раскрытию информации о парниковых газах. Последнее может влиять на способность определения соответствующего уровня достоверности. Любое несоответствие области применения мероприятий по подтверждению достоверности экологической информации и процессов предоставления отчетности должно отражаться в заявлении о достоверности.

При определении области применения следует, как минимум, учитывать:

a) функциональные, физические, имущественные или операционные границы отчитывающейся организации;

b) процессы отчитывающейся организации, связанные с определением области применения и содержания экологического отчета, включая его своевременность и периодичность;

c) представляемую информацию, подлежащую оценке, которой может быть любая комбинация данных и информации различных типов;

d) системы сбора, анализа и информирования, используемые для создания контента экологического отчета; указанные системы могут состоять из нескольких локальных информационных систем;

e) процессы, предназначенные для удовлетворения потребностей и ожиданий заинтересованных сторон;

f) предполагаемых пользователей и предъявляемые ими требования к отчетности;

g) стандарты отчетности и базовые основы, используемые при подготовке экологического отчета и в процессе выполнения задания по подтверждению достоверности экологической информации;

h) процесс определения существенности и связанные с ней проблемы;

i) любые ограничения области применения задания по подтверждению достоверности экологической информации.

В целях согласования с заказчиком подтверждения достоверности область применения задания должна документироваться с достаточной степенью детализации.

В рамках задания по подтверждению достоверности экологической информации любые изменения (вместе с их обоснованием) должны документироваться и согласовываться с заказчиком подтверждения достоверности.

5.2.4 Определение критериев достоверности

При планировании задания по подтверждению достоверности экологической информации заказчик и исполняющая сторона должны согласовать критерии достоверности информации, соответствующие целям подтверждения достоверности, которые будут использоваться для оценки качества экологического отчета и учитывать любые принципы предоставления организацией отчетности, содержащиеся в соответствующих принципах и стандартах (см. приложение А). При подтверждении достоверности информации исполняющая сторона сопоставляет экологические отчеты с установленными принципами и стандартами, а также оценивает степень, в которой принципы и стандарты применялись отчитывающейся организацией.

Критерии подтверждения достоверности экологической информации должны соответствовать процессу предоставления отчетности, содержанию экологического отчета (полностью или частично) для гарантии достоверности информации, а также уровню достоверности экологической информации, который должен быть достигнут.

Источниками при выборе критериев достоверности информации могут быть, помимо прочих, следующие:

- общепризнанные принципы или стандарты экологической отчетности, например Глобальная инициатива по отчетности (GRI), Международная финансовая корпорация (IFC), Азиатский банк развития (ADB), Европейский банк реконструкции и развития (EBRD), Схема природопользования и аудита окружающей среды (EMAS), фондовые биржи, Проект по конфиденциальному сбору данных от представителей крупного бизнеса относительно эмиссии парниковых газов (CDP);

- общепризнанный стандарт, обеспечивающий взаимодействие с заинтересованными сторонами (например, AA1000SES);

- общепризнанный стандарт, обеспечивающий определение существенности;

- общепризнанные принципы управления (например, Руководящие принципы Организации экономического сотрудничества и развития (OECD);

- обязательства по соблюдению требований (например, законодательных);

- критерии, разработанные отчитывающейся организацией или предполагаемым пользователем;

- методология, принятая для заданий по подтверждению достоверности экологической информации, связанных с устойчивым развитием (AA1000AS);

- Международный стандарт на задания по подтверждению достоверности информации (ISAE 3000), обеспечивающий описание процесса предоставления нефинансовой отчетности.

5.2.5 Уровни достоверности информации

5.2.5.1 Общие положения

Уровень достоверности экологической информации, обеспечиваемый заданием по подтверждению достоверности, зависит от намеченных целей и области применения работ по валидации и/или верификации, критериев достоверности, имеющихся ресурсов и специфики выполняемого процесса. На этот уровень также может влиять затрачиваемое время и режим выборки данных, который использует исполняющая сторона. Повышение уровня достоверности позволяет предполагаемым пользователям экологических отчетов в большей степени доверять их содержанию. Принципы и стандарты отчетности определяют уровни достоверности информации, среди которых обычно используют два уровня: уровень ограниченной достоверности и уровень достаточной (или разумной) достоверности.

Необходимо определить конкретный уровень достоверности экологической информации, дающий заказчику подтверждения достоверности определенную степень доверия к представленному экологическому отчету. При выборе уровня достоверности заказчик и исполняющая сторона должны принимать во внимание требования предполагаемого пользователя, степень сложности задания по подтверждению достоверности, производительность и охват информационных систем и средств управления отчитывающейся организации. В качестве примеров факторов, которые могут влиять на выбор соответствующего уровня достоверности, можно указать критерии отчетности, сферу предполагаемого использования экологического отчета (например, для повышения юридических, фидуциарных или экологических показателей), контекст организации и связанные с ней воздействия на окружающую среду.

К мероприятиям по подтверждению достоверности информации следует приступать лишь только после того, как исполняющая сторона определит наличие достаточного количества информации, необходимого для обеспечения выбранного уровня достоверности; в противном случае исполняющая сторона может принять решение о внесении изменений в задание по подтверждению достоверности.

Уровень достоверности экологической информации можно выражать с помощью количественных или качественных показателей, основываясь на концепции риска (например, разработанной бухгалтерами, где используются термины "ограниченная" или "достаточная" достоверность. Другие риск-ориентированные подходы, используемые для подтверждения достоверности, таковы:

- подход с применением более строгих методов в тех случаях, когда должны быть достигнуты более высокие уровни достоверности (например, для сложных или узкоспециализированных чек-листов или при использовании режимов интенсивной выборки данных);

- подход, при котором компоненты экологического отчета оцениваются на различных уровнях достоверности.

Требуемый уровень достоверности будет влиять на характер, сроки и объем работ, проводимых организацией, причем чем он выше, тем больше количество ресурсов, необходимых для определения достоверности.

Экологические отчеты, предназначенные для использования в нормативно-правовых целях, могут требовать более высокого уровня достоверности, чем те, которые будут использоваться для управления внутрихозяйственной деятельностью организации. К разным компонентам одного и того же экологического отчета могут применяться разные уровни достоверности.

Примеры заданий по подтверждению достоверности, обеспечивающих различные уровни достоверности, приведены в 5.2.5.2-5.2.5.4.

5.2.5.2 Пример 1

Организация, впервые представляющая отчетность, обладает ограниченным массивом данных для анализа. При этом процесс предоставления отчетности не интегрирован в систему экологического менеджмента.

Характерные особенности:

- данные, имеющиеся в организации, не относятся ко всем процессам и аспектам/воздействиям;

- сделано допущение о существенности процесса;

- отчет организации предназначен для открытия коммуникационных каналов и стимулирования усилий;

- анализ практических примеров может оказать положительное влияние на деятельность (или на результаты деятельности) организации;

- отсутствие у организации необходимых бенчмарков;

- отсутствие у организации систематизированных или подробных данных.

При указанных характерных особенностях в организации можно достичь лишь самого низкого уровня достоверности, однако при наличии одного или нескольких массивов данных, полученных из надежных источников и за счет хорошо отлаженных процессов, более высокий уровень достоверности может быть достигнут при использовании более точной валидации/верификации массивов данных.

При подтверждении в экологическом отчете достоверности только части экологической информации исполняющей стороне следует ограничить область применения задания по подтверждению достоверности информации только частью экологического отчета.

5.2.5.3 Пример 2

Отчитывающаяся организация обладает зрелой системой экологического менеджмента (отвечающей требованиям ИСО 14001), основанной на полном понимании контекста организации и всех заинтересованных сторон. Организация сообщает о своей экологической результативности, основываясь на принципах надежности данных и их соответствия данным, полученным с помощью системы экологического менеджмента.

Характерные особенности:

- налаженность взаимоотношений организации со всеми заинтересованными сторонами;

- данные, имеющиеся в организации, не всегда обладают одним и тем же качеством, необходимым для всех экологических аспектов/воздействий на окружающую среду;

- в организации проведен внутренний аудит экологической информации;

- у руководства высшего звена организации имеется заинтересованность;

- в организации существует документированная оценка рисков;

- организация может засвидетельствовать постоянное повышение своей экологической результативности.

В целом при указанных характерных особенностях организация может достичь более высокого уровня достоверности информации, чем в примере 1. Для массивов данных, полученных из надежных источников, и с помощью хорошо отлаженных процессов более высокий уровень достоверности может быть достигнут только для этих массивов данных путем применения соответствующих методов валидации и/или верификации.

5.2.5.4 Пример 3

Отчитывающаяся организация обладает высокими репутационными и экологическими рисками.

Характерные особенности:

- организация, ее деятельность, продукция и услуги находятся под пристальным вниманием заинтересованных сторон;

- организация выполняет все требования по предоставлению внешней отчетности;

- организация на протяжении нескольких лет представляет отчетность по широкому спектру ключевых показателей;

- организация использует отлаженные процессы сбора данных и управления информацией.

При указанных характерных особенностях для организации более предпочтителен повышенный уровень достоверности информации, связанный с более высокими профильными рисками. Исполняющая сторона параллельно с разработкой экологического отчета может участвовать в итеративном процессе.

5.2.6 Оценка риска

Перед проведением работ по подтверждению достоверности экологической информации исполняющая сторона должна провести оценку рисков для определения наиболее критических элементов процессов предоставления отчетности в целом и экологического отчета в частности, которые необходимо указать в соответствующем задании по подтверждению достоверности для обеспечения точности и актуальности заявления о достоверности и снижении вероятности существенных искажений полученных результатов. Оценка риска может потребовать изменения области применения и целей подтверждения достоверности экологической информации и поэтому должна приниматься во внимание при планировании мероприятий по подтверждению достоверности информации. Уровень детализации процесса оценки риска может зависеть от цели, сложности, масштаба и степени воздействия организации на окружающую среду, а также от ее обязательств по соблюдению экологических требований.

Оценка риска поможет исполняющей стороне определить приоритетный подход к подтверждению достоверности экологической информации. Уровень и глубину оценки риска следует определять с учетом уровня сложности экологического отчета, требований предполагаемого пользователя и необходимого уровня достоверности. При этом исполняющая сторона должна использовать общепризнанные методы оценки риска, соответствующие требуемому уровню достоверности.

При выборе элементов, которые должны включаться в оценку риска, исполняющая сторона должна обладать сведениями о контексте организации, обо всех заинтересованных сторонах, воздействиях организации на окружающую среду, о существенности процессов и экологической результативности.

При оценке риска следует определять (при необходимости):

- контекст организации;

- заинтересованные стороны и уровень взаимодействия между ними;

- экологические аспекты и связанные с ними воздействия на окружающую среду;

- существенность;

- предполагаемых пользователей;

- степень сложности установления границ организации;

- вероятность неучета потенциально важного воздействия на окружающую среду;

- уровень детализации имеющейся документации;

- характер операций, специфичных для конкретных организаций, объекта, проекта, продукции или услуги;

- характер методов количественной оценки;

- качество, источники и процессы интерпретации данных;

- структуру управления;

- обязательства организации по соблюдению требований;

- зрелость процессов предоставления отчетности в организации;

- процессы подтверждения достоверности качества данных в организации;

- методы, используемые для реализации рабочих процессов в организации и мониторинга результатов ее деятельности.

Результаты оценки риска необходимо документировать и использовать для управления мероприятиями по подтверждению достоверности экологической информации.

Примечание - Руководящие указания по менеджменту риска (включая его оценку) приведены в ИСО 31000.

5.2.7 Методы и средства сбора информации

Исполняющая сторона должна определить методы и средства сбора информации, необходимые для подтверждения ее достоверности. Информация, служащая основой для заключений и выводов, может содержать как верифицируемые данные, так и другие виды информации. Данные и информация могут быть реальными или смоделированными, архивными или прогнозными.

При определении методов и средств исполняющая сторона должна принимать во внимание риск возникновения существенных искажений или несоответствий в отчете о достоверности информации. Риски могут быть связаны:

a) с результатами оценки риска;

b) наличием ресурсов для реализации задания по подтверждению достоверности экологической информации;

c) отбором данных, который необходимо провести;

d) идентификацией различных видов ограничений;

e) определением компетенций коллектива, работающего в рамках задания по подтверждению достоверности экологической информации.

При планировании работ по подтверждению достоверности экологической информации исполняющая сторона должна идентифицировать источники отбираемой информации, а также связанные с ними процессы и метод верификации. Источники информации и связанные с ними процессы могут зависеть от области применения и сложности задания по подтверждению достоверности.

Для отбора информации могут использоваться следующие методы:

- интервьюирование;

- наблюдения;

- анализ релевантной информации.

Для проверки соблюдения критериев достоверности экологической информации во внимание должна приниматься только информация, прошедшая верификацию или валидацию. В тех случаях, когда исполняющая сторона ожидает, что количество достоверной экологической информации будет слишком малым, то для определения степени ее достоверности допускается использовать экспертные мнения, которые затем могут использоваться как свидетельства.

Исполняющая сторона должна определять, где необходимо проводить выборку информации; в тех случаях, когда нецелесообразно или экономически невыгодно исследовать всю доступную информацию в рамках задания по подтверждению достоверности (например, когда количество информации слишком велико или когда информация относится к различным регионам, что делает нецелесообразным анализировать каждый элемент в общей совокупности данных). Исполняющая сторона должна определить то количество данных/информации, которое будет достаточным для целей планирования, что может потребовать посещения объекта.

Исполняющая сторона может рассмотреть возможность выборки данных либо методом детерминированной выборки, либо методом статистической выборки. Первый из этих методов основывается на знаниях, навыках и опыте коллектива, работающего над подтверждением достоверности экологической информации, а второй - на теории вероятности.

При выборе метода выборки данных следует принимать во внимание качество доступных данных, поскольку выборка неполных и неточных данных не может дать полезного результата. Выбор подходящей выборки должен основываться как на методе выборки данных, так и на типе требуемых данных (например, для получения выводов о конкретном поведенческом шаблоне или посредством генеральной совокупности данных).

Риск, связанный с выборкой данных, состоит в том, что они могут быть нерепрезентативными для генеральной совокупности данных, из которой были отобраны, и, как следствие, выводы исполняющей стороны могут оказаться необъективными и отличающимися от тех, которые можно было бы получить при анализе генеральной совокупности данных или другой выборки данных. Могут возникать и другие риски, зависящие от изменчивости генеральной совокупности данных, подлежащих выборке, и метода выборки. При разработке плана статистической выборки важным фактором становится уровень риска, связанный с выборкой данных и приемлемый для исполняющей стороны.

5.2.8 План подтверждения достоверности информации

Перед началом реализации плана по подтверждению достоверности экологической информации исполняющая сторона должна тщательно проработать план с учетом риска возникновения существенных несоответствий или искажений в заявлении о достоверности информации. При составлении плана необходимо принимать во внимание следующее:

a) цели, область применения и критерии достоверности;

b) требования к конфиденциальности информации.

План подтверждения достоверности экологической информации должен содержать:

- указание степени, в которой все заинтересованные стороны в организации и вне ее привлекаются к планированию и участию в задании по подтверждению достоверности экологической информации в рамках установленной области применения;

- идентификационные данные заказчика подтверждения достоверности, отчитывающейся организации и представителей исполняющей стороны;

- результаты оценки риска;

- ссылки на стандарты, используемые при подтверждении достоверности информации;

- запланированные мероприятия по подтверждению достоверности информации, включая даты и продолжительность их выполнения;

- требования к отчетности о ходе выполнения работ и контрольные точки;

- требования к компетенциям коллектива в рамках задания по подтверждению достоверности экологической информации;

- информацию о необходимых ресурсах (например, трудовых, финансовых, технологических);

- подробные сведения о способах использования результатов выполнения задания по подтверждению достоверности информации для достижения заданного уровня достоверности, включая методы сбора информации;

- подробности используемых планов выборки репрезентативных данных;

- заявление о достоверности и любые требования к отчетности о достоверности;

- общую информацию, касающуюся задания по подтверждению достоверности информации, справочные документы, чек-листы, протоколы и другие используемые рабочие документы;

- требования к информации, необходимой для получения заявления о достоверности информации (при необходимости).

План подтверждения достоверности экологической информации следует документировать.

Если в процессе подготовки плана станет очевидным, что его цели недостижимы (или область применения не соответствует установленным требованиям), то условия задания по подтверждению достоверности информации следует пересмотреть.

Исполняющая сторона должна направить заказчику подтверждения достоверности план для его рассмотрения и согласования либо до начала соответствующих работ, либо в случае, если требуется внести в него изменения.

5.3 Выполнение мероприятий по подтверждению достоверности информации

Исполняющая сторона должна придерживаться плана подтверждения достоверности информации и выполнять работы, согласованные с заказчиком подтверждения достоверности. Если в процессе реализации плана исполняющей стороне становится известно о каких-либо новых или изменившихся обстоятельствах, то этот план следует скорректировать.

При проведении мероприятий по подтверждению достоверности информацию, относящуюся к целям, области применения и критериям достоверности, следует собирать, например, посредством анализа документации, выборки данных, наблюдения и интервьюирования, и оценивать по критериям, зависящим от требуемого уровня достоверности. Полученные свидетельства используются для определения соблюдения указанных критериев.

Подтверждение достоверности информации может потребовать оценки процесса принятия решений отчитывающейся организации для выбора контрольных точек выборки данных, средств сбора данных, обеспечения их целостности при хранении и интерпретации перед тем, как они будут использоваться в экологическом отчете.

Подтверждение достоверности представленных данных может потребовать оценку конкретных точек выборки данных для подтверждения соответствия деятельности организации сообщаемым данным, которыми могут быть необработанные данные, преобразованные данные, агрегированные данные, нормализованные данные, информационные процессы и неколичественная информация.

Если в процессе сбора свидетельств исполняющей стороне становится известно о каких-либо новых или изменившихся обстоятельствах, которые способны влиять на результаты оценки риска, то она должна проанализировать их.

Исполняющая сторона должна убедиться в том, что собранных свидетельств достаточно для достижения целей подтверждения достоверности информации (в том числе согласованного уровня достоверности) и обеспечения основы для подготовки заявления о достоверности информации. Исполняющая сторона должна сохранять достаточное количество учетных документов, способных подтверждать выполнение плана, а в случае отклонений от этого плана - обосновывать эти отклонения.

В тех случаях, когда исполняющая сторона не убеждена в полноте собранных свидетельств, которые необходимы для достижения намеченных целей или области применения, она должна по согласованию с заказчиком подтверждения достоверности определить любые необходимые дополнительные меры для получения соответствующих свидетельств. В случае получения недостаточных дополнительных свидетельств этот факт необходимо пояснить в заявлении о достоверности и/или в отчете о достоверности информации.

6 Заявление о достоверности информации и отчетность

6.1 Общие положения

В соответствии с условиями задания по подтверждению достоверности исполняющая сторона может подготовить один (или оба) из следующих документов:

- заявление о достоверности, доступное для общественности и включенное в утвержденный экологический отчет;

- отчет о достоверности экологической информации, в котором даются пояснения соответствующим выполненным работам, расширяющий содержание заявления о достоверности.

6.2 Заявление о достоверности информации

Заявление о достоверности должно содержать, как минимум, следующую информацию:

a) описание экологического отчета, достоверность которого была подтверждена, а также конкретные критерии, в соответствии с которыми он был подготовлен;

b) указание того, что за заявленный объект несет ответственность отчитывающаяся организация, а за заявление о достоверности - исполняющая сторона;

c) цели задания по подтверждению достоверности информации, включая уровень достоверности, требуемый заказчиком подтверждения достоверности;

d) область применения задания по подтверждению достоверности информации и ее соответствие контексту экологического отчета;

e) характер и источники критериев достоверности информации, используемые для оценки экологического отчета и получения результатов/выводов;

f) краткое описание мероприятий, предпринятых для подтверждения достоверности информации, а также любых стандартов или базовых принципов, используемых в рамках задания по подтверждению достоверности, включая указание степени, в которой заинтересованные стороны в организации и вне ее принимают участие в планировании и реализации мер по подтверждению достоверности информации в рамках задания по подтверждению достоверности (с учетом области применения);

g) идентификационные данные лиц, участвующих в подтверждении достоверности информации, а также любые ограничения независимости тех лиц, которые участвуют в подготовке экологического отчета, и отчитывающейся организации;

h) выводы, сделанные в отношении целей подтверждения достоверности информации, включая:

1) указание уровня (или уровней) достоверности информации,

2) степень, с которой вопросы существенности отражены в экологическом отчете,

3) любые ограничения, пределы или замечания;

i) имя и подпись лица, представляющего исполняющую сторону, и дату заключения, подтверждающего достоверность информации.

Заявление о достоверности можно использовать для предоставления предполагаемому пользователю гарантий касательно содержания экологического отчета, а экологический отчет для внутренних целей отчитывающейся организации и возможного повышения экологической результативности, или же для подтверждения извне ответственного подхода организации к вопросам экологической устойчивости.

В дополнение к установлению достигнутого уровня достоверности выдается соответствующее заключение, чтобы предполагаемый пользователь понимал способ выполнения задания по подтверждению достоверности информации, какие и кем были введены ограничения в выполняемые мероприятия.

Заявление о достоверности обычно размещают в отдельную часть экологического отчета и подкрепляют содержанием отчета о достоверности (если отчет запрашивается заказчиком подтверждения достоверности). Если заказчик не является отчитывающейся организацией, то заявление о достоверности может включаться в экологический отчет только с согласия заказчика.

Эффективные заявления о достоверности должны быть ясными, исчерпывающими и изложенными на языке предполагаемого пользователя.

6.3 Отчет о достоверности информации

В дополнение к заявлению о достоверности следует (по требованию заказчика) подготовить подробный отчет о достоверности информации для его внутреннего пользования в организации (или для обеспечения большего доверия у заинтересованных сторон).

Отчет о достоверности информации может содержать информацию, которая необходима для поддержки заявления о достоверности, в том числе:

a) само заявление о достоверности;

b) любые ограничения, пределы или замечания;

c) подробные сведения об участниках работ по подтверждению достоверности информации, а также об их компетенциях;

d) предложения по повышению качества экологического отчета и/или процесса предоставления отчетности.

Основным пользователем отчета о достоверности информации обычно является заказчик подтверждения достоверности. Отчет служит для предоставления (по согласованию с заказчиком) дополнительной подробной информации относительно любого элемента в заявлении о достоверности информации, а также в соответствии с соответствующим заданием по подтверждению достоверности содержать дополнительные требования заказчика.

6.4 Рассмотрение последующей информации

Если обстоятельства, которые могут повлиять на уровень достоверности информации, указанные в заявлении и/или отчете о достоверности, становятся известны исполняющей стороне после их выпуска, то исполняющая сторона должна оценить необходимость принятия соответствующих мер.

Обстоятельства, которые могут повлиять на уровень достоверности информации, - это наличие неточностей в данных/информации, предоставленных заинтересованными сторонами, которые противоречат содержанию экологического отчета.

7 Компетенции

7.1 Общие положения

Исполняющая сторона должна гарантировать, что персонал, принимающий участие в задании по подтверждению достоверности информации, обладает необходимыми базовыми компетенциями (см. таблицу 1), а также следующими навыками:

- владение языком, используемым на всех уровнях в организации заказчика;

- ведение заметок и составление отчетов;

- представление информации;

- интервьюирование.

7.2 Определение и применение компетенций

Исполняющая сторона должна применять процесс для определения компетенций, необходимых персоналу, принимающему участие в управлении и выполнении работ в рамках задания по подтверждению достоверности информации.

Исполняющая сторона должна гарантировать, что персонал обладает соответствующими базовыми и/или специализированными компетенциями, связанными с областью применения, целями и критериями достоверности в рамках задания по подтверждению достоверности.

При определении требуемых компетенций (см. таблицу 1) следует принимать во внимание:

- методы, применяемые в организации и обеспечивающие подтверждение достоверности информации для управления, планирования и выполнения соответствующих мероприятий;

- цели и область применения задания по подтверждению достоверности информации;

- размер, характер и сложность отчитывающейся организации, номенклатуры ее продукции и услуг (в рамках области применения экологического отчета);

- перечень и сложность:

- методов или процессов сбора данных и управления отчитывающейся организацией,

- информации, достоверность которой необходимо гарантировать;

- отраслевые показатели эффективности;

- другие требования, например требования, которые налагаются внешними органами (при необходимости).

7.3 Компетенции гаранта и команды по подтверждению достоверности информации

Исполняющая сторона должна гарантировать наличие компетенций у того персонала, который участвует в управлении и выполнении задания по подтверждению достоверности информации.

Команду специалистов следует подбирать таким образом, чтобы они обладали и подтверждали свои коллективные компетенции, позволяющие выполнять указанное задание.

Исполняющая сторона должна обладать процедурами оценки компетенций персонала и их постоянного мониторинга, а также оценки эффективности работ всего персонала, привлекаемого к управлению и выполнению задания по подтверждению достоверности информации. Исполняющая сторона должна следить за постоянным расширением компетенций гарантов достоверности информации.

Исполняющая сторона должна подтверждать эффективность используемых методов оценки компетенций персонала, по результатам которой следует выявлять сотрудников с подтвержденными компетенциями, необходимыми для выполнения задания по подтверждению достоверности информации. Все компетенции персонала необходимо подтверждать перед принятием кем-нибудь из специалистов на себя ответственности за выполнение соответствующих работ.

В таблице 1 перечислены области компетенций, которые в целом относятся к управлению и выполнению задания по подтверждению достоверности информации. В таблице также указаны конкретные компетенции, которыми должны обладать специалисты, выполняющие конкретные виды работ. При этом гарант достоверности информации в коллективе специалистов должен обладать набором базовых компетенций, а другие специалисты в коллективе (который может состоять из нескольких специалистов) - по крайней мере одной специализированной компетенцией.

Таблица 1 - Компетенции, необходимые для управления и выполнения задания по подтверждению достоверности информации

Области компетенций

Базовые компетенции (необходимые для каждого гаранта достоверности информации)

Специализированные компетенции (которыми должен обладать хотя бы один из членов коллектива)

Владение подходами в области устойчивого развития и устойчивости в целом

x

x

Владение принципами подтверждения достоверности информации и применение наилучших практик и методов

x

x

Применение процессов исполняющей стороны, включая процессы планирования, оценки риска, определения уровня достоверности информации, выборки данных и их применение

x

x

Применение методов определения заинтересованных сторон и взаимодействия с ними

x

x

Знание критериев достоверности информации и их применение, в том числе экологических условий, определений и концепций, например, устойчивости, концепций жизненного цикла, существенности

x

x

Выполнение обязательств по соблюдению законодательных и экологических требований

x

Применение бизнес-методов и методов экологического менеджмента (см. примечание 4)

x

x

Применение правил и методологии экологического аудита

x

Применение процессов управления данными, включая хранение, обработку, распространение и обеспечение конфиденциальности

x

x

Применение процессов информационного менеджмента, включая использование практик и статистических методов сбора информации, количественной оценки, агрегирования и анализа (см. примечания 1 и 2)

x

x

Знание производственного сектора отчитывающейся организации, включая виды деятельности, процессы, продукцию и услуги, связанные с ними экологические аспекты и воздействия на окружающую среду, а также современные методы экологического менеджмента и передовые технологии (при необходимости), в рамках задания по подтверждению достоверности информации

x

Применение методов определения контекста организации

x

x

Применение концепций жизненного цикла и способов реализации организацией концепции жизненного цикла применительно к продуктам и услугам

x

Применение методов оценки экологических рисков и возможностей

x

Знание методик моделирования и проведения расчетов, применимых в рамках задания по подтверждению достоверности информации (см. примечание 5)

x

Проведение оценки экологической результативности (знание методов и показателей), включая методы мониторинга и измерения, а также аналитические методы, калибровку и техническое обслуживание оборудования, достаточные для определения достижения организацией намеченной цели - предоставления экологической отчетности (см. примечание 3)

x

x

Примечание 1 - Примеры содержат результаты прямых, нормализованных, агрегированных, индексированных и взвешенных измерений, моделирования, балансировки по весам.

Примечание 2 - Примеры содержат описание методов непрерывной, периодической и ручной выборки данных, а также наблюдений, выполняемых при аномальных условиях.

Примечание 3 - В ИСО 14031 содержится дополнительная информация, относящаяся к оценке экологической результативности, а в ИСО 14033 дополнительные указания по оценке количественной экологической информации.

Примечание 4 - Ссылку на "бизнес-деятельность" в настоящем стандарте можно интерпретировать в широком смысле, обозначая те виды деятельности, которые являются ключевыми для нормального функционирования организации.

Примечание 5 - В ИСО 14064-1 установлены методологии количественной оценки и предоставления (на уровне организации) отчетности по выбросам и удалению парниковых газов.

7.4 Оценка компетенций

В таблице 2 приведены примеры, в которых содержатся возможные методы оценки компетенций, которыми должен обладать гарант достоверности информации.

Таблица 2 - Цели и примеры оценки компетенций гаранта достоверности информации

Метод оценки

Цели оценки

Примеры

Анализ документов

Верификация исходных данных гаранта достоверности информации

Анализ документов об образовании, обучении, трудоустройстве, профессиональной подготовке и соответствующем опыте

Обратная связь

Предоставление информации о мнениях о работе гаранта достоверности информации

Опросы, анкеты, личные рекомендации, отзывы, жалобы, оценки эффективности, экспертная оценка

Интервьюирование

Оценка предполагаемого поведения и коммуникативных навыков гаранта достоверности информации, проверка информации, знаний и дополнительной информации

Личные интервью

Наблюдение

Оценка желаемого поведения и способности применять гарантом достоверности информации свои знания и навыки

Ролевые игры, фактическая производительность труда

Тестирование

Оценка желаемых компетенций гаранта достоверности информации

Устные и письменные экзамены, психометрическое тестирование

Анализ после аудита

Предоставление информации о деятельности гаранта достоверности информации в процессе выполнения им соответствующего задания, определение его сильных сторон и способности к совершенствованию

Анализ отчета о достоверности информации, интервью с руководителем коллектива специалистов и (при необходимости) обратная связь и комментарии заказчика, подтверждения достоверности

Приложение А
(справочное)

Рекомендации по подтверждению достоверности и предоставлению экологической отчетности

В таблице А.1 приведены примеры критериев, которые исполняющая сторона должна принимать во внимание при выполнении задания по подтверждению достоверности информации. Конкретные критерии должны определяться в соответствии с принципами предоставления отчетности, протоколами или стандартами (включая настоящий стандарт), которым должна следовать отчитывающаяся организация.

Таблица А.1 - Критерии, которые необходимо принимать во внимание при подтверждении достоверности экологических отчетов и выполнении процессов предоставления отчетности

Критерии подтверждения достоверности

Вопросы, касающиеся экологических отчетов и процессов предоставления отчетности, которые исполняющая сторона должна принимать во внимание

Точность

Достаточно ли точны представленные данные для выработки обоснованных суждений у специалистов, принимающих решения, а также у ключевых заинтересованных сторон?

Находятся ли предоставленные данные в установленных пределах точности/погрешности? Или, при отсутствии установленных пределов точности, - можно ли считать предоставленные данные приемлемыми и/или соответствующими отраслевым методикам предоставления отчетности?

Можно ли считать утверждения о качестве точными/достоверными, если основываться на другой представленной информации и имеющихся свидетельствах?

Возможность подтверждения достоверности информации

Можно ли обеспечить независимое подтверждение достоверности предоставленной информации?

Можно ли отследить отчетные данные в обратную сторону к их источникам?

Сбалансированность

Является ли представленная информация сбалансированной характеристикой деятельности организации и проблем в рамках области применения отчетной информации? (см. также критерий полноты)

Четкость

Могут ли заинтересованные стороны понять и единообразно интерпретировать экологический отчет?

Вся ли информация представлена четко и способом, обеспечивающим понимание наиболее значимых тенденций и неожиданных результатов?

Сопоставимость

Можно ли сравнивать заявленные показатели с таковыми в предыдущих экологических отчетах? (см. также критерий согласованности)

Можно ли сравнивать показатели для промежуточных операций и/или сравнивать с показателями других компаний?

Полнота

Соответствует ли количество предоставленной информации заявленной области применения отчетности и отчетному периоду?

Согласованность

Соответствуют ли область применения и содержание экологического отчета ранее сообщенной информации?

Соответствуют ли содержание и форма экологического отчета стандартам или принципам отчетности?

Инклюзивность (всеобъемлемость)

Участвовали ли все заинтересованные стороны в разработке экологического отчета и/или в процессе предоставления отчетности?

Существенность

Отражает ли экологический отчет все основные вопросы существенности? (см. также критерий полноты)

Объясняется ли относительная значимость выявленных проблем и данных о деятельности и введены ли они в контекст? (см. также критерий устойчивости)

Беспристрастность

Представлена ли информация о деятельности объективно и беспристрастно?

Представлены ли альтернативные точки зрения заинтересованных сторон на любые спорные вопросы? (см. также критерий сбалансированности)

Актуальность

Соответствует ли представленная информация проблемам, существующим в организации, а также потребностям заинтересованных сторон? (см. также критерий существенности)

Надежность

Возможны ли воспроизведение результатов измерений и расчеты с разумной точностью? (см. также критерии точности и возможности подтверждения достоверности информации)

Устойчивость

Можно ли объяснить деятельность организации в контексте более широких экологических, социальных или других ограничений?

Своевременность

Соответствуют ли временные рамки предоставляемой отчетности потребностям заинтересованных сторон?

Прозрачность

Приведено ли объяснение процессов, процедур и допущений, используемых при сборе, анализе и представлении данных о деятельности организации?

Примечание - Данная таблица основана на материалах AS/NZS 5911.

Библиография

[1]

ISO 9000:2015, Quality management systems. Fundamentals and vocabulary (Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь)

[2]

ISO 14001:2015, Environmental management systems. Requirements with guidance for use (Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению)

[3]

ISO 14031, Environmental management. Environmental performance evaluation. Guidelines (Экологический менеджмент. Оценивание экологической эффективности. Руководство)

[4]

ISO 14033, Environmental management. Quantitative environmental information. Guidelines and examples (Экологический менеджмент. Количественные данные по окружающей среде. Руководящие указания и примеры)

[5]

ISO 14064-1, Greenhouse gases. Part 1: Specification with guidance at the organization level for quantification and reporting of greenhouse gas emissions and removals (Газы парниковые. Часть 1. Требования и руководство по количественному определению и отчетности о выбросах и удалении парниковых газов на уровне организации)

[6]

ISO/IEC 17029:2019, Conformity assessment. General principles and requirements for validation and verification bodies (Оценка соответствия. Общие принципы и требования к органам по валидации и верификации)

[7]

ISO 31000, Risk management. Guidelines (Менеджмент риска. Принципы и руководство)

[8]

ISO Guide 82:2019, Guidelines for addressing sustainability in standards (Руководящие указания по рассмотрению уровня устойчивого развития в стандартах)

[9]

AA1000AS, АА1000 Assurance Standard

[10]

ISAE 3000, Assurance Engagements Other than Audits or Reviews of Historical Financial Information

[11]

Global Reporting Initiative (GRI). The external assurance of sustainability reporting. GRI, Amsterdam, 2013

[12]

KPMG KPMG International Survey of Corporate Responsibility Reporting 2011. KPMG International Cooperative, 2011

[13]

AS/NZS 5911, General guidelines on verification, validation and assurance of environmental and sustainability reports, 2005

[14]

Report of the World Commission on Environment and Development/Brundtland Report, Our Common Future. Oxford University Press, 1987

УДК 502.3:006.354

ОКС 13.120.10

IDT

Ключевые слова: экологический менеджмент, экологическая отчетность, подтверждение достоверности информации, экологическая информация, задание по подтверждению достоверности информации

Электронный текст документа

и сверен по:

М.: ФГБУ "РСТ", 2021