allgosts.ru13. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. БЕЗОПАСНОСТЬ13.020. Охрана окружающей среды

ГОСТ 33325-2015 Шум. Методы расчета уровней внешнего шума, излучаемого железнодорожным транспортом

Обозначение:
ГОСТ 33325-2015
Наименование:
Шум. Методы расчета уровней внешнего шума, излучаемого железнодорожным транспортом
Статус:
Действует
Дата введения:
03.01.2016
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
13.020.30, 13.140, 17.140.30

Текст ГОСТ 33325-2015 Шум. Методы расчета уровней внешнего шума, излучаемого железнодорожным транспортом

>

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ (МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION (ISC)

ГОСТ 33325— 2015


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ШУМ

Методы расчета уровней внешнего шума, излучаемого железнодорожным транспортом

Издание официальное

Москва Стандартимформ 2016


Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0—92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2—2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

  • 1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ), Балтийским государственным техническим университетом (БГТУ «ВОЕНМЕХ»), Научно-исследовательским институтом строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук (НИИСФ РААСН), Обществом с ограниченной ответственностью «Институт полимеров» (ООО «Институт полимеров»)

  • 2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт»

  • 3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 18 июня 2015 г. № 47)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны no МК (ИСО 3166) 004—97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азстандарт

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

  • 4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 сентября 2015 г. № 1321-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33325—2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2016 г.

  • 5 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 54933—20121

  • 6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Содержание

  • 1 Область применения

  • 2 Нормативные ссылки

  • 3 Термины и определения

  • 4 Общие положения

  • 5 Категории поездов, принимаемые в расчет

  • 6 Расчет шумовых характеристик потоков железнодорожного транспорта в зависимости

от категории поездов, их длины, скорости и интенсивности движения

  • 6.1 Расчет эквивалентного уровня звука

  • 6.2 Расчет максимального уровня звука

  • 6.3 Расчет эквивалентных уровней звукового давления в октавных полосах частот

  • 7 Коррекции в расчетах шумовых характеристик

    • 7.1 Учет типа пути, наличия стыков и стрелок

    • 7.2 Прохождение кривых участков пути

    • 7.3 Ускорение, торможение и тип мостов

  • 8 Расчет шума на примагистральной территории

    • 8.1 Выбор расчетных точек

    • 8.2 Оцениваемые параметры

    • 8.3 Критерии оценки шума и определение требуемого снижения уровня шума

    • 8.4 Снижение шума на пути распространения

    • 8.5 Геометрическая дивергенция

    • 8.6 Акустические экраны и экранирующие сооружения (здания, насыпи, выемки)

    • 8.7 Отражение звука

  • 9 Неопределенность задания шумовых характеристик и расчета шума

  • 10 Выбор средств защиты от шума

Приложение А (справочное) Примеры расчета шумовых характеристик поездов

Приложение Б (справочное) Пример расчета максимального уровня звука поездов

Библиография

Введение

Основная цель настоящего стандарта — разработка унифицированных методов расчета уровней внешнего шума, излучаемого железнодорожным транспортом, с учетом современного национального и мирового опыта.

Методы и процедуры, описанные в настоящем стандарте, предназначены для снижения шума железнодорожного транспорта. Оценка шума железнодорожного транспорта осуществляется по эквива лентному и максимальному уровням звука и эквивалентным уровням звукового давления в октавных полосах частот с учетом коррекций.

ГОСТ 33325—2015

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ШУМ

Методы расчета уровней внешнего шума, излучаемого железнодорожным транспортом

Noise. Calculation methods for external noise emitted by railway transport

Дата введения — 2016—03—01

  • 1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает методы расчета шума, создаваемого железнодорожным транспортом на местности, прилегающей к железнодорожным путям, с учетом характеристик потоков железнодорожного транспорта, технического состояния пути, условий движения поездов и других условий, оказывающих влияние на распространение звука на местности.

Настоящий стандарт распространяется на распространение звука по направлению ветра или при умеренной температурной инверсии ночью над землей.

Настоящий стандарт не распространяется на распространение звука над водной поверхностью.

Настоящий стандарт устанавливает требования, которыми следует руководствоваться для выполнения акустических расчетов при оценке степени шумового дискомфорта на селитебной территории, расположенной в окрестности железных дорог, и при разработке мероприятий для обеспечения допустимых уровней шума, установленных в санитарных нормах, действующих на территории государства, принявшего стандарт1*.

  • 2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12,2.056—81 Система стандартов безопасности труда. Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм. Требования безопасности

ГОСТ 17187—2010 (IEC 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования

ГОСТ 20444—85 Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики

ГОСТ 23337—78 Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий

ГОСТ 31295.2—2005 (ИСО 9613-2:1996) Шум. Затухание звука при распространении на местности. Часть 2. Общий метод расчета

ГОСТ 31296.1—2005 (ИСО 1996-1:2003) Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки

ГОСТ 31296.2—2006 (ИСО 1996-2:2007) Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 2. Определение уровней звукового давления

ГОСТ 33328—2015 Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Методы контроля

ГОСТ 33329—2015 Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Технические требования

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному

’» В Российской Федерации действуют СН 2.2.4/2.1.8.562—96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

Издание официальное

указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

  • 3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33329, ГОСТ 31295.2, ГОСТ 31296.112 3

  • 4 Общие положения

    • 4.1 Определение шумовых характеристик потоков железнодорожного транспорта проводят с целью получения исходных данных для расчета шума, создаваемого железнодорожным транспортом на при-магистральных территориях.

Шумовыми характеристиками потоков железнодорожного транспорта являются:

  • - ЧаСОВОЙ ЭКВИВалеНТНЫЙ уровень Звука £деч25,1Ы

  • - эквивалентный уровень звука за время оценки £^>325.3;

  • * максимальный уровень звука £дтах25>

  • - максимальный уровень звука за время оценки

  • - уровни звука А;

  • - часовые эквивалентные уровни звука Uqtf.ih;

  • * эквивалентные за время оценки £^253 уровни звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами от 63 до 8000 Гц, определяемые в соответствии с ГОСТ 20444 на расстоянии 25 м от оси ближнего магистрального железнодорожного пути на высоте 1,5 м от поверхности земли.

  • 4.2 Шумовые характеристики отдельных поездов определяются в зависимости от категории и длины поезда, скорости и интенсивности движения.

В расчет принимают коррекции на тип пути, прохождение кривых участков пути и стрелок, тип тормозов, характер движения (торможение и ускорение), прохождение железнодорожных мостов. При определении максимальных значений шумовых характеристик учитывают звуковые сигналы, подаваемые поездами на рассматриваемом участке пути.

  • 4.3 Расчет шума на примагистральной территории выполняют с целью оценки шума на селитебной территории, определения санитарных разрывов для железнодорожных магистралей, составления оперативных шумовых карт и разработки шумозащитных мероприятий в соответствии с требованиями соответствующих национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт23.

Расчет шума проводят исходя из шумовых характеристик потоков железнодорожного транспорта с учетом снижения шума на пути распространения, в том числе за счет геометрической дивергенции, поглощения звука атмосферой, поверхностью грунта, ограничения угла видимости, затухания звука в жилой застройке, влияния экранирующих сооружений и зеленых насаждений, отражения звука от зданий.

  • 4.4 Если вблизи железнодорожных путей находятся другие источники шума, уровни создаваемого ими шума рассчитывают в соответствии с ГОСТ 31295.2 и учитывают как фоновые уровни воздействия. Уровень суммарного шума в расчетной точке при этом определяют путем энергетического суммирования уровней шума источников с учетом коррекций на происхождение и характер источника шума в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт33.

  • 4.5 Результатами расчета являются значения оцениваемых в расчетных точках параметров шума, которые определяют по ГОСТ 31295.2 для источников фонового шума и настоящему стандарту для потоков железнодорожного транспорта с учетом расширенной неопределенности, оцениваемой в соответствии с руководством по выражению неопределенности измерений (1]1), и принятой доверительной вероятности.

  • 5 Категории поездов, принимаемые в расчет

Выделяют четыре категории поездов в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1 — Классификация поездов

Категория

Тип поезда

Максимальная расчетная скорость, км/ч

1

Пассажирский поезд с локомотивной тягой

200

2

Грузовой поезд

90

3

Электропоезд

160

4

Высокоскоростной поезд

250

  • 6 Расчет шумовых характеристик потоков железнодорожного транспорта в зависимости от категории поездов, их длины, скорости и интенсивности движения

    • 6.1 Расчет эквивалентного уровня звука

Эквивалентный уровень звука Lt Aeq25, создаваемого отдельными поездами /-й категории на расстоянии 25 м от оси ближнего магистрального железнодорожного пути, вычисляют по формулам:

для пассажирских поездов (категория 1):

^-1 Aeq25 = 25,3lgv1+ 101д


(D

для грузовых поездов (категория 2):

L2,Aeq25=20.4lgv2+10lg|arctg^j|+46

(2)


для электропоездов (категория 3):

^3,Aeq25—28,9lgv3+10 lg


(3)

для высокоскоростных поездов (категория 4):

^-4 Aeq25=41,1 lg\'4+


(4)

где xs 234 — скорость движения поезда категорий 1,2, 3.4, км/ч; А.2.34 — длина поезда категорий 1,2, 3,4, м.

Примечания

1 Формулы (1)—(4) получены по расчетам линейной регрессии для результатов измерений шума при прохождении 56 пассажирских поездов длиной от 175 до 500 м, 59 грузовых поездов длиной от 506 до 1188 м, 139 электропоездов длиной от 176 до 264 м и 37 высокоскоростных поездов длиной 250 м. Коэффициент корреляции, показывающий меру линейной зависимости между значениями Xj=10lgv,и /-j^^eg^j-^lglarctg (^/25)/(25я)},у=1 п, (tij—указанное выше число испытанных поездов Ай категории), составил для пассажирских поездов 0,78, для грузовых поездов 0.74, для электропоездов 0,71, для высокоскоростных поездов 0,98. Зависимость от длины поезда получена аналитически для модели поезда в виде линейного источника длиной / с равномерным распределением вдоль /синфазных точечных источников одинаковой производительности.

2 Звуковые сигналы применяют на железнодорожном транспорте только в случае необходимости предотвращения аварийной ситуации, поэтому учитывать данный источник для расчета эквивалентного уровня звука нецелесообразно.

Для учета характера пути и движения поезда с переменной скоростью к рассчитанным по формулам (1)—(4) значениям £,.^5 прибавляют следующие коррекции:

д/.путь — коррекция на тип пути, наличие стыков и стрелок по 7.1, дБА;

д/.кр — коррекция при наличии кривых участков пути по 7.2, дБД;

Д£у — коррекция на ускорение по 7.3. дБД;

д/.т — коррекция на торможение по 7.3. дБА;

Домоет — коррекция при прохождении поезда по мосту по 7.3, дБА.

Часовой эквивалентный уровень звука Z.r.Aeg1h./ потока поездов Ай категории, прошедших по рассматриваемому участку пути в течение Аго часа, вычисляют по формуле

где Z./,Aeq23.ih./ — эквивалентный уровень звука, дБА. создаваемый на расстоянии 25 м от оси ближнего магистрального железнодорожного пути j-м поездом Ай категории, проходящим в течение Аго часа;

Пн — число поездов Ай категории, проходящих по рассматриваемому участку пути в течение Аго часа;

tri — время следования каждого поезда по рассматриваемому участку пути в течение Аго часа, с.

Часовой эквивалентный уровень звука /-,,двд25,1ь.л создаваемый на расстоянии 25 м от оси ближнего магистрального железнодорожного пути потоками поездов железнодорожного транспорта всех категорий. прошедших по рассматриваемому участку пути в течение Аго часа, вычисляют по формуле

Ч25.1М=1019Ё . (6)

7=1

Эквивалентный уровень звука /.^425лза время оценки (16 ч днем и 8 ч ночью) вычисляют по формуле

иЧ2м=101д1р,1001^"', (7)

»*у_1

где Тк — время оценки, ч, принимаемое в соответствии с санитарными нормами, действующими на территории государства, принявшего стандарт11, равным 16ч (лА=16) для дня и 8ч (пк=8) — для ночи;

(, = 1ч.

Примечание — При необходимости выделения вечернего времени следует рассматривать три временных интервала оценки шума за сутки в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт2*.

  • 6.2 Расчет максимального уровня звука

Максимальный уровень звука t(Am#X2$i создаваемого поездами различных категорий на расстоянии 25 м от оси крайней полосы движения, вычисляют по формулам:

для пассажирских поездов (категория 1):

L,.Amax25=24lgvl + 10lg|arctg[Aj|+41,2 . (8)

для грузовых поездов (категория 2):

t2.4max25=15lgv2+10lg|arctg[^j|+59.9 .

(9)


(Ю)


(11)


для электропоездов (категория 3):

1-з.а тэхгй=27,5 lgv3 +10 lg {arctg + 36,2 ,

для высокоскоростных поездов (категория 4):

^4,дтах25=45,1 lgv4+10 Ig/arctg^]}-19,2

где \'1,2,з.4 и А,2,з 4 — те же величины, что в формулах (1)—(4).

Примечание — Формулы (7)—(9) получены по расчетам линейной регрессии для результатов измерений шума, указанных в примечании к формулам (1)—(4). Коэффициент корреляции, показывающий меру линейной зависимости между значениями Xj = 10 lg\^ и J$=t|.Am*x» -Ю lg{arctg(^/50)/(25n)),y=1 пДл,—число испытанных поездов Ай категории), составил для пассажирских поездов 0,77, для грузовых поездов 0.69. для электропоездов 0,69, для высокоскоростных поездов 0,98. Зависимость от длины поезда получена аналитически для модели поезда в виде линейного источника длиной /с равномерным распределением вдоль /синфазных точечных источников одинаковой производительности.

Для оценки максимальных уровней звука, создаваемых поездами в случае подачи звукового сигна ла, следует пользоваться данными по ГОСТ 12.2.056 (подраздел 1.3):

  • - звуковой сигнал, подаваемый тифонами, — (103±5) дБА

  • - звуковой сигнал, подаваемый свистками, — 88 дБА.

Примечание — В приведенных значениях учтена частотная коррекция А уровня звукового давления на частоте сигнала 500 Гц. равная в соответствии с ГОСТ 17187 минус 3,2 дБ, и снижение уровня звукового давления с увеличением расстояния, равное минус 14 дБ.

За максимальный уровень звука потока поездов, следующего по рассматриваемому участку пути, за время оценки (16ч днем и 8ч ночью) принимают наибольшее из вычисленных по формулам (8)—(11) значение где /.А4гпах25 — максимальный уровень звука от поездов Ай категории, дБА

^-Дтах25*


— max(^L(-4fnaX25^ »


(12)


  • 6.3 Расчет эквивалентных уровней звукового давления в октавных полосах частот

Эквивалентные уровни звукового давления L,eq25. дБ, в октавных полосах частот на расстоянии 25 м от оси ближнего магистрального железнодорожного пути для поездов Ай категории (/= 1, 2, 3, 4) определяют путем сложения соответствующего эквивалентного уровня звука L,Aeq2s> дБА вычисленного по 6.1, с значениями относительных спектров, приведенными в таблице 2.

Таблица 2 — Относительные спектры шума железнодорожного транспорта

Источник шума

Относительная частотная характеристика. дБ, при среднегеометрических частотах октавной полосы. Гц

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

Пассажирский поезд с локомотивной тягой

-12.6

-15,5

-18,4

-5.6

-3.7

-6,4

-11,5

-23,4

Грузовой поезд (все типы)

+ 2.8

-5.8

-6.0

-2,5

-5.2

-7.0

-12.1

-21,8

Электропоезд

-15,1

-17,0

-17.3

-4.3

-з.з

-6.2

-13,5

-24,2

Высокоскоростной поезд

+ 1,0

-4.5

-13,9

-7,2

-4,6

-5,1

-10,8

-19,4

Примечание — Оценку уровня звукового давления в октавной полосе со среднегеометрической частотой 31,5 Гц не проводят в соответствии с требованиями нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт4 5.

Часовые эквивалентные октавные уровни звукового давления потоков железнодорожного транспорта и эквивалентные уровни звукового давления за время оценки вычисляют по формулам

(5)—(7) соответственно с заменой в них эквивалентных уровней звука на соответствующие уровни звукового давления.

  • 7 Коррекции в расчетах шумовых характеристик

    • 7.1 Учет типа пути, наличия стыков и стрелок

Коррекцию на тип пути, наличие стыков и стрелок вычисляют по формуле

дить=Д^л+101д(1-Л . (13)

где д£п — коррекция на тип пути, принимаемая по таблице 3;

f — параметр, учитывающий наличие стыков и стрелок, определяемый по таблице 4.

Таблица 3 — Коррекции на тип пути

Тип пути

Коррекция Д^.дБА

Путь с бетонными шпалами

0

Путь с деревянными шпалами

Минус 2

Путь на бетонных плитах

3

Таблица 4 — Параметр, учитывающий наличие стыков и стрелок

Конструкция пути

f

Путь без стыков, стрелок и пересечений

0

Путь со стыками, одиночная стрелка

1/30

Две стрелки на 100 м

6/100

Более двух стрелок на 100 м

8/100

  • 7.2 Прохождение кривых участков пути

Коррекцию на прохождение кривых участков пути д£кр ледует принимать в зависимости от радиуса кривизны проходимого участка:

  • - на кривых участках пути с радиусом от 300 до 650 м Д£кр= 3 дБА;

  • - на кривых участках пути с радиусом менее 300 м Д£кр=8 дБА

  • 7.3 Ускорение, торможение и тип мостов

    • 7.3.1 Уровень шума нагруженного поезда, двигающегося с ускорением или замедляющего ход, выше, чем ненагруженного поезда при постоянной скорости.

При расчете шумовой характеристики поезда, движущегося с ускорением, следует принимать следующие значения коррекции д£у:

  • - порожний подвижной состав, движущийся с ускорением — минус 6 дБА

  • - груженый подвижной состав, движущийся с ускорением — плюс 2 дБА.

На участках, где происходит торможение, коррекцию д^, определяют по таблице 5 в зависимости от категории поезда.

Таблица 5 — Коррекция при торможении поезда

Категория по таблице 1

Коррекция при торможении дБД

1

10

2

12

3

10

4

0

  • 7.3.2 При проходе по мосту уровни шума, генерируемые поездом, выше чем при проходе по обычному пути. Увеличение уровня шума зависит от типа моста и пути.

Коррекция Д£ыост при прохождении поезда по мосту — согласно таблице 6.

Таблица 6 — Коррекция на тип моста

Тип моста

Коррекция, дБД

Стальной мост

10

Стальной мост с балластным слоем

5

Армированный бетонный мост с балластным слоем

3

  • 8 Расчет шума на примагистральной территории

    • 8.1 Выбор расчетных точек

Расчетные точки выбирают по ГОСТ 23337 и ГОСТ 31296.2 (для учета вклада звука, отраженного от фасада здания, перед которым расположена расчетная точка), а для целей составления карт шума городских территорий — в соответствии с требованиями соответствующих национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт1*.

На площадках отдыха микрорайонов и групп жилых домов, на площадках детских дошкольных учреждений, на участках школ и больниц расчетные точки следует выбирать на ближайшей к оцениваемому участку железнодорожного пути границе площадки на высоте (1,5±0,1) м от поверхности земли. Если площадка частично находится в зоне звуковой тени от здания, сооружения или какого-либо другого экранирующего объекта, а частично в зоне действия прямого звука, то расчетная точка должна находиться вне зоны звуковой тени.

На территории, непосредственно прилегающей к жилым домам и другим зданиям, в которых нормируются уровни проникающего шума, расчетные точки следует выбирать на расстоянии 2 м от фасада здания, обращенного в сторону оцениваемого участка железнодорожного пути, на высоте (1.5+0,1) м от поверхности земли. Для проведения оценки уровней шума в нормируемых по шуму помещениях расчет ные точки следует выбирать на расстоянии 2 м от ограждающих конструкций зданий, ориентированных на источник шума, на уровне середины окон первого и последнего этажей. Для многоэтажной застройки расчет проводят на уровне 12 м от поверхности земли и уровне середины окон промежуточных этажей зданий. Высота середины окна первого этажа здания считается равной (3,0±0,5) м над уровнем поверхности земли.

Высота расчетной точки для составления карт шума — (4,0±0,5) м.

  • 8.2 Оцениваемые параметры

    • 8.2.1 Оцениваемыми параметрами, подлежащими расчету, являются эквивалентные и максималь ные уровни звука и при необходимости эквивалентные уровни звукового давления в октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 8000 Гц на опорных временных интервалах (день, ночь, вечер) и долгосрочных временных интервалах (квартал, полгода, год) по ГОСТ 31296.11’.

    • 8.2.2 Значение уровня звука и уровня звукового давления в расчетной точке LpT оцениваемого параметра шума определяют с учетом расширенной неопределенности в соответствии с (1р по формуле

. (14)

где L — оценочный уровень по 8.2.1, дБД (дБ);

к — коэффициент охвата, принимаемый в зависимости от уровня доверительной вероятности;

— суммарная стандартная неопределенность, дБД (дБ).

Значения Лио, определяют по 9.1.

Примечание — Если вблизи железнодорожного пути находятся другие источники шума, в качестве L следует использовать суммарный оценочный уровень, рассчитанный в соответствии с 4.4, а значение о, должно быть рассчитано с учетом суммарного стандартного отклонения, определенного для этих источников по ГОСТ 31295.2.

  • 8.3 Критерии оценки шума и определение требуемого снижения уровня шума

Оценку уровней шума проводят посредством сопоставления их с допустимыми уровнями, установленными в санитарных нормах, действующих на территории государства, принявшего стандарт3’. При выполнении мониторинга шума в городах сопоставление проводят с предельными значениями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт4’.

Требуемое снижение уровней шума Д/.гр по уровню звука и уровням звукового давления в октавных полосах частот следует определять для каждой расчетной точки в соответствии со строительными нормами и правилами, действующими на территории государства, принявшего стандарт5’, по формуле

Д£тр=^рт_ i-доп+10’9^ < (15)

где £рТ — оцениваемый параметр шума по 8.2;

£дол — допустимый или предельный уровень, дБД, или уровень звукового давления, дБ; п — число источников, шум которых учитывают в рассматриваемой расчетной точке.

” В Российской Федерации действует также ГОСТ Р 53187—2008 «Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий».

а В Российской Федерации действует ГОСТ Р 54500.1—2011/Руководство ИСО/МЭК 98-1:2009 «Неопределенность измерения. Часть 1. Введение в руководства по неопределенности измерения».

31 В Российской Федерации действуют СН 2.2.4/2.1.8.562—96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

41 В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53187—2008 «Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий».

” В Российской Федерации действуют СНиП 23-03—2003 «Защита от шума».

Примечание — Если в расчетной точке шум от потоков железнодорожного транспорта на не менее чем 10 дБА (дБ) превышает фоновый шум, то п равно 1

  • 8.4 Снижение шума на пути распространения

    • 8.4.1 Эквивалентный уровень звука и звукового давления в расчетной точке вычисляют по формуле

^-eq=^eq25^атм“^грунт“^зкрА*-з~^э н+^отр • 06)

где Z.eq25 — шумовая характеристика потоков поездов, определяемая по 6.1, 6.3 для часового и оценочного интервалов времени, дБА (дБ);

АДИ0 — снижение из-за геометрической дивергенции (из-за расхождения энергии при излучении в свободное пространство), дБА (дБ);

Аа1Ы — снижение из-за поглощения звука атмосферой, дБА (дБ);

Агрум1 — снижение уровня звука вследствие поглощения звука поверхностью грунта. дБА (дБ);

Аэкр— снижение из-за экранирования, дБА (дБ);

А„ — снижение из-за ограничения угла видимости. дБА (дБ);

Аж з — снижение в жилой застройке. дБА (дБ);

^зн — снижение в зеленых насаждениях, дБА (дБ);

Аотр— коррекция на отражение звука от зданий, вблизи которых расположена расчетная точка, дБА (дБ).

  • 8.4.2 Максимальный уровень звука в расчетной точке вычисляют по формуле

    (17)


^•Дтах25”’^ди&‘“’^атм”’^экр~^э н •

где ^-дтах» — шумовая характеристика потоков поездов, определяемая по 6.2. дБА; остальные величи ны соответствуют обозначениям в формуле (16).

Расчет максимального уровня звука при подаче звуковых сигналов проводят как для точечного источника по ГОСТ 31295.2 с учетом направленности излучения относительно расчетной точки, равной минус 2 дБА.

  • 8.4.3 Значение АДИ0 вычисляют по формулам (18) и (19). Аэкр — по формуле (21), Аотр — по 8.7. Аа1М, Агрунт. А* 3, и А, н вычисляют по ГОСТ 31295.2. А„ — по своду правил по проектированию и строительству, действующему на территории государства, принявшего стандарт1’.

Примечания

  • 1 Полосы зеленых насаждений дают существенное снижение уровней звукового давления только в случаях, когда они являются достаточно плотными. Для этого необходимо, чтобы они образовывали плотную преграду на пути прямого распространения звука, т. е. чтобы не были видны отдельные участки пути через растительность.

  • 2 Зеленые насаждения дают затухание 4 дБА на 100 м. Это значение следует принимать в расчет при учете полос нешумозащитных зеленых насаждений.

  • 3 В ГОСТ 31295.2 величины Аатм, Агрунт, Ахз и Аэи обозначены AB)fn, A(Jf, А^^ и Af0| соответственно.

  • 8.5 Геометрическая дивергенция

Снижение уровней шума в зависимости от расстояния вычисляют по формулам:

для эквивалентных уровней звука и звукового давления:

АЯи8=Ю1д


-101д




(18)


для максимальных уровней звука:

’> В Российской Федерации действует СП 23-104—2004 «Оценка шума при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов метрополитена».

A»«=10|9 arctg


-10lg arctg Щ -10lg(f)


(19)


где / — средняя длина поездов, м, различных категорий по таблице 1, проходящих по рассматривав мому участку пути;

R — минимальное расстояние до расчетной точки от оси крайней полосы движения, м.

  • 8.6 Акустические экраны и экранирующие сооружения (здания, насыпи, выемки)

    • 8.6.1 Экранирующие сооружения (здания, насыпи, выемки) могут быть рассмотрены как экраны, если угол обзора экрана из расчетной точки не меньше, чем сектор обзора, принимаемый в расчет.

В зависимости от параметров установки экрана и длины объекта защиты экран может быть протяженным или ограниченной длины.

Длину протяженного акустического экрана следует выбирать из условия обеспечения расстояния от крайней точки объекта защиты до соответствующего конца акустического экрана не менее чем в 4,5 раза больше кратчайшего расстояния от объекта защиты до акустического экрана (рисунок 1).

Примечание — Расстояние от крайнего объекта защиты до соответствующего конца акустического экрана выбрано из условия возможности пренебрежения в расчетной точке дифракцией на конце акустического экрана.

1 — железнодорожный путь, 2 — акустический экран; 3 — объект защиты. </12— расстояния от крайних объектов защиты до акустического экрана, м

Рисунок 1 — Схема определения требуемой длины акустического экрана


Общую длину протяженного акустического экрана вычисляют по формуле

(20)


/3tp=4,5d1+ /+4,5d2 ,

где 2 — расстояния от крайних объектов защиты до акустического экрана, м;

/ — длина объекта защиты.

Расчет снижения шума за протяженным экраном проводят на основании числа Френеля (/V) в соответствии с требованиями нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт1*, по одной из следующих формул:

Аисрпрат = 91дЛ/+9

при NZ 1,

Аакр прог ~ lg ЛУ+8,35

при 0,2 S N< 1,

(21)

^экр прот= 2 ig N+6,5

при 0,01 2 N< 0,2,

^э»р Прот = 2.2

при 0 < N < 0,01,

В Российской Федерации действуют «Методические рекомендации по оценке необходимого снижения звука у населенных пунктов и определению требуемой акустической эффективности экранов с учетом звукопоглощения» 10

где N — число Френеля, которое для экрана в виде вертикальной стенки вычисляют по формуле

W=y . (22)

где 8 — разность хода звуковых лучей через кромку экрана и через сам экран непосредственно (см. рисунок 2), вычисляемая по формуле 8=а+Ь-с.

1 — экран, и ш —источник шума, рт— расчетная точка Рисунок 2 — Схема для определения акустической эффективности экрана

а= ,

6=i/z22+(^p-^t)2 .

с= (л + Гг^+^р .

где г, и г2 — расстояния в горизонтальной плоскости от оси дальнего железнодорожного пути до экрана и от экрана до расчетной точки соответственно, м;

— высота экрана, м;

Ьрт — высота расчетной точки, м;

X. — длина звуковой волны, м (для расчета по уровням звука. дБД, частота принимается равной 1000 Гц).

Для учета акустических свойств материала и формы верхней граничной поверхности экрана к значениям Допрел- рассчитанным по формулам (21) вводят коррекции: для отражающего бетонного экрана — минус 2 дБА, для отражающе-поглощающего экрана — 3 дБД. при Г Т и Y-образной формы верхней граничной поверхности экрана — 2 дБА.

Если в силу конкретных градостроительных условий допустима установка экрана меньшей длины, то принимают максимально возможную длину экрана. Для того, чтобы рассчитать акустическую эффективность экрана ограниченной длины, необходимо определить углы а, и а? (в градусах) между перпендикуляром из расчетной точки к продольной оси железнодорожного пути и лучами, проведенными из расчетной точки к правому и левому концам экрана (см. рисунок 3).

1 — железнодорожный путь: 2 — акустический экран; 3 — объект защиты; р.т — расчетная точка Рисунок 3 — Схема для определения акустической эффективности экрана ограниченной длины

Акустическую эффективность экранов ограниченной длины необходимо вычислять в такой последовательности:

  • 1) по формулам (21) вычисляют акустическую эффективность протяженного экрана АЭКр.Прор имеющего ту же высоту и расположенного на том же расстоянии от железнодорожного пути, что и вычисляемый экран ограниченной длины;

  • 2) определяют углы оц и о^. град, как показано на рисунке 3;

  • 3) в зависимости от углов а,, ct^ и от значения Амр определяют по таблице 7 значения Аэкр (t) и Аэкр«2;

  • 4) окончательно акустическую эффективность экранов ограниченной длины А»-рр вычисляют по формуле

^экрогр=^экра+ (26)

где Аэкра — меньшая из величин Аэкра, и АЭфау дБ. дБА;

А — коррекция, определяемая по таблице 8, в зависимости от разности величин АЭфа, и Джра2, взятой со знаком плюс.

Таблица 7 — Снижение уровня звука экраном в зависимости от угла и а2

Угол, град.

45

50

55

60

65

70

75

80

85

Амрпроь ДБ

Снижение уровней звука Аэ«ра и Ажр^.дБ

6

1.2

1,7

2,3

3

3.8

4,5

5.1

5.7

6

8

1.7

2,3

3

4

4.8

5.6

6.5

7.4

8

10

2,2

2,9

3,8

4,8

5.8

6.8

7.8

9

10

12

2,4

3.1

4

5,1

6,2

7.5

8.8

10,2

11.7

14

2,6

3.4

4.3

5,4

6.7

8,1

9.7

11,5

13,3

16

2,8

3,6

4.5

5.7

7

8.6

10,4

12,4

15

18

2.9

3.7

4.7

5.9

7.3

9

10,8

13

16,8

20

3.2

3,9

4,9

6,1

7.6

9.4

11,3

13.7

18,7

22

3,3

4,1

5,1

6,3

7.9

9,3

11,9

14.5

20,7

24

3,5

4,3

5,8

6,5

8,2

10,2

12,6

15,4

22.5

Таблица 8 — КоррекцияА

Наименование показателя

Значение показателя

Разность между AMpa. и АЭфв}1 дБ

0

2

4

6

8

10

12

14

16

18

20

22

Коррекция А, дБ

0

0,8

1,5

2

2,4

2,6

2.8

2,9

2,9

3

3

3

  • 8.6.2 При расчете снижения шума зданием его дворовый фасад рассматривают как экран-стенку (расчеты проводят по формулам (21)—(25), подставляя вместо г, сумму + Aw (Aw — ширина здания). К найденному значению Аэкрогр прибавляют коррекцию К, учитывающую дифракцию звука на верхних и боковых кромках экрана. Коррекцию К определяют по номограмме, представленной на рисунке 4.

  • 8.6.3 Расчет снижения шума насыпью или выемкой проводят по 8.6.1. При этом необходимо учитывать дополнительно влияние склонов на снижение уровней шума, которое для уровня звука определяют по таблице 9 в зависимости от угла 0 между склоном и горизонтальной площадкой насыпи или выемки (см. рисунок 5).

Таблица 9 — Коррекция на влияние крутизны склонов насыпи (выемки) на снижение уровней шума

Наименование показателя

Значение показателя

Внутренний угол. градусы

210

225

240

255

Коррекция DL, дБД

6

5

3

1

б) схема определения снижения шума выемкой

1 — насыпь. 2— выемка, и.ш — источник шума, р.т — расчетная точка

Рисунок 5—Схема определения снижения шума

Снижение шума насыпью и выемкой вычисляют по формулам:

для насыпи:

^3Kp=^3KpW + K(lgAwH+017) + DL , (27)

для выемки:

^3Kp=^3Kpw+ OL , (28)

где Аэкрж — снижение уровней шума. дБ. дБА верхней кромкой экрана-стенки, вычисленное по 8.6.1;

Д wH — ширина насыпи, м.

Коэффициент К определяют по номограмме, представленной на рисунке 4.

Расчет эффективности экранирующих сооружений проводят у объектов защиты, выбранных согласно 8.1, а также в середине экрана со стороны объекта защиты на высоте (1,5 ± 0,1) м на расстоянии 25 м от экрана.

  • 8.7 Отражение звука

Для здания, в 2 м от поверхности которого расположена расчетная точка в соответствии с ГОСТ 31296.2, принимают Аотр=3 дБ (дБА). Для других зданий, расположенных на расстоянии более 2 м от расчетной точки, Аотр следует оценивать по ГОСТ 31295.2 (см. 7.5).

  • 9 Неопределенность задания шумовых характеристик и расчета шума

9.1 Суммарная стандартная неопределенность а,, дБА (дБ), расчета оцениваемых параметров шума зависит от стандартной неопределенности метода определения шумовых характеристик oNED и стандартной неопределенности метода расчета уровней шума в расчетной точке оСР, ее вычисляют по формуле

■ (29)

Неопределенность cNED зависит от способа определения шумовых характеристик. При измерениях по методу ГОСТ 31296.2 ее определяют по разделу 4 вышеуказанного стандарта, а при расчете по методу настоящего стандарта следует придерживаться рекомендаций [1]. При этом входными параметрами являются неопределенности задания скорости v поезда, а также его длины I, входящих в формулы, указанные в 6.1 и 6.2.

Неопределенность аСР следует определять в соответствии с ГОСТ 31295.2 по таблице 10.

Таблица 10 — Оценка неопределенности

Высота, Лрт’.м

Оценка сСР, дБА. при расстоянии R". м

0<«<100

100< R< 1000

0<Лрт<5

±3

±3

5<Льт<30

±1

±3

* hp-f — высота расчетной точки.

*’ R— расстояние от оси ближайшего железнодорожного пути до расчетной точки.

Примечания

  • 1 Оценки точности даны при отсутствии эвукоотражения или затухания на экране.

  • 2 Ограничения на применение данных этой таблицы соответствуют указанным в ГОСТ 31295.2 (раздел 9).

  • 9.2 Расширенная неопределенность при определении эквивалентного уровня звука определяется при доверительной вероятности 0,95, при этом значение коэффициента охвата к=2.

  • 10 Выбор средств защиты от шума

10.1 Снижение шума осуществляют по следующим основным направлениям:

- в источнике образования (акустическое шлифование рельсов, переход на бесстыковой путь, ви бродемпфирующие накладки на шейку рельса, нанесение на шейку рельса, тележку и колеса вибро-шумопоглощающей мастики, использование подрельсовых и подшпальных подкладок, нанесение слоя алюминия на тормозные диски, обточка бандажей колес);

  • - на пути распространения от источника шума до объекта защиты (акустические экраны и экранирующие сооружения, зеленые насаждения, градостроительные методы);

* в объекте защиты (конструктивно-строительные методы, обеспечивающие повышение звукоизоляции наружных конструкций зданий).

  • 10.2 Разработку и выбор вариантов шумозащиты следует осуществлять в соответствии с процеду рой, показанной на рисунке 6.

  • 10.3 Наиболее эффективными мерами и конструкциями по снижению шума являются:

  • - акустическое шлифование рельсов (обеспечивается эффект снижения шума в источнике до 7—9дБД);

  • - вибродемпфирующие накладки на шейку рельса (обеспечивается эффект снижения шума в источнике ДО 4—5 дБ-4);

  • - нанесение на шейку рельса, тележку и колеса виброшумологлощающей мастики (обеспечивается эффект снижения шума в источнике до 7—8 дБД);

  • - акустические экраны (12—15 дБД). Подбор параметров и оценку акустической эффективности экранов проводят согласно 8.6 с учетом ГОСТ 33328 и ГОСТ 33329;

  • - звукоизолирующее остекление (до 20—30 дБА);

  • - выемки и насыпи (до 8—16 дБА).

Рисунокб — Основные этапы проектирования шумозащитных мероприятий

Приложение А (справочное)

Примеры расчета шумовых характеристик поездов

Исходные данные для дневного интервала времени и эквивалентный уровень звука рассчитанный по

формулам (1)—(4) для каждого поезда ьй категории, приведены в таблице А.1.

Таблица А.1 — Основные характеристики поездов и их эквивалентные уровни звука

Тип состава

Длина

1, м

Скорость v. км/М

Время прохождения участка t. с

Расчетные эквивалентные уровни звука

1-й час

Электропоезд

120

84

7

85,0

Грузовой

840

42

82

80,9

2-й час

Пассажирский

260

90

15

84,4

Пассажирский

280

67

21

81,2

3-й час

Электропоезд

200

50

17

78,7

Высокоскоростной

250

180

6

82,1

4-й час

Электропоезд

200

53

16

79,5

Пассажирский

320

81

19

83,3

Пассажирский

300

80

18

83,2

Электропоезд

120

51

10

78,7

Электропоезд

160

81

10

84,7

Пассажирский

300

50

27

78,0

5-й час

Высокоскоростной

250

150

7

78,8

Высокоскоростной

250

156

7

79,5

Пассажирский

160

92

10

84,5

Пассажирский

300

87

16

84,5

Электропоезд

160

67

10

82,3

6-й час

Электропоезд

160

60

12

80,9

Электропоезд

200

57

15

80,4

Пассажирский

280

108

15

86,5

Пассажирский

300

62

23

80,4

Электропоезд

120

61

9

81,0

Окончание таблицы А.1

Тип состава

Длина Хм

Скорость И км/ч

Время прохождения участка 1. с

Расчетные эквивалентные уровни звука

7-й час

Электропоезд

160

75

9

83,7

Грузовой

1200

66

68

84,6

Грузовой

980

71

54

85,2

Пассажирский

300

85

14

83,8

8-й час

Пассажирский

300

90

12

84,5

Пассажирский

320

86

14

84,0

Электропоезд

160

72

8

83,2

9-й час

Грузовой

980

71

51

85,2

Электропоезд

160

69

9

82,7

Высокоскоростной

250

210

6

84,8

10-й час

Пассажирский

340

83

16

83,6

Электропоезд

120

72

6

83,0

Электропоезд

160

87

7

85,6

11-й час

Высокоскоростной

250

195

5

83,5

Электропоезд

160

65

9

81,9

12-й час

Электропоезд

160

72

8

83,2

Грузовой

560

55

38

83,1

13-й час

Пассажирский

320

76

16

82,6

Пассажирский

300

84

14

83,7

Электропоезд

160

62

10

81,3

14-й час

Электропоезд

160

68

9

82,5

Пассажирский

300

77

15

82,8

Грузовой

840

76

40

85,7

15-й час

Пассажирский

340

84

15

83,7

Электропоезд

160

71

9

83,0

Электропоезд

200

85

9

85,4

16-й час

Пассажирский

300

92

12

84,7

Пассажирский

320

87

14

84,1

Электропоезд

200

78

10

84,3

Пассажирский

360

90

15

84,5

По формуле (5) определяют часовой эквивалентный уровень звука для каждой категории поездов: - для пассажирских поездов:


2-й час


ii.Aeq.ih= 1019^(l5-10в4®+21 • 108,е) ;


4-й час


Lt^h= 10lg -J— (l9■ 10® зе+18• 10®-36+27 ■ 107W) ; wouu x /


5-й час


^1.A«q25.1h = 63,3 ДБД,


6-й час


L 1A*q25,1h = 64,5 ДБ А,


7-й час


^1.Aeq25.th = 60,2 дБД,


8-й час


10-й час


13-й час


14-й час


15-й час


1,A»q2S.1h = 60,4 Д БД,


16-й час


L 1Aeq251h = 65,4 дБД I


• для грузовых поездов:


1-йчас L2AeQlh = 10lg J^82 108-88; 1гл«25.,ь=64,4дБА,

7-йчас £2«,m=10lg^_(68 10848+54 10852); i2«^s,w=70,2flSA.


9-й час


1гА«,п=101д^51 108-52;


12-й час


14-й час


^,„=1019^38.108-31;

1,^-1019^ 40 10857;


f-2,Aeq25,1h = 66,7 дБД,

^-2.Aeq25.1h = 63.3 Д БД,

^2.Aeq25,1h = 66,2 ДБА I


- для электропоездов:

1-йчас L3tellh = 10lg А-7 108-85; Ь3^п=57,ЭдБА,

  • 3- йчас L3.a«„, = 10lgJL 17 107-87; (.3A>q25.,h = 55.4flbA.

  • 4- йчас L3AMin = 10lg^(lS 10795+10 10788+10 108'47) ; L3Aeq25ltl=61,5 дБД,

  • 5- йчас Z.3.Aeai>. = 10lg^10.10823; £ЗЛдИ.,ь=5в.7дБА.

  • 6- й час L3Ml,h = 10 lg JL (12.10805-, 15 1О8о4+ 9 1О8-’) ; £3.аж,28.,„=60,7 дБД.

    7-йчас LJAeq1h=10lg(^L.9 108-37)

    • ^3Aeq25.1h = 57.7 ДБА,

    8-йчас L^^IOlg^-O-IO8-32)

    : ^-3.Aeq25.1h = 57,2 ДБА,

    9-йчас Z.3Aeq1h=10lg(^^-8 108*27)

    • ^-з,а«125.1ь = 56,2дБА,

    10-йчас L3AeQlh=10lg-^—(б-1083,+7-

    108-56) ; /-зАечи.,ь=60,2дБД

    11-йчас Г3.д„,h=10lg(JL.9 10е'9);

    ^3.Aw25,1h= 55,9 дБА,

    12-йчас t3AlxlW=l0lg(^j ■ 8 10е-32)

    ^3,Aeq25,1h=56,7 ДБА,

    13-й час £ЗДж11„=101д6-^—■ 10-10814)

    I £-3.Aeq251h = 55,8 ДБА,

    14-йчас L3Wh=l0lg(^-9-108-25):

    • ^3^eq25.1h = 56,5 ДБА,

    15-йчас £3AeQlh«i0lg(^. 9 10831)

    I ^■3.Aeq25.1h = 57l1 ДБА,

    16-йчас Ю1д(-А--10-10е43’)

    'I ^з.лвч251п = 58,7дБА;

    - для высокоскоростных поездов:

    3-йчас /.<Дта1Ь = 101д(^-6-10в-2,):

    ^<л«а25,1ь = 54,3 дБА,

    5-йчас £ДДва1Ъ=101д-^(7 10788+7-

    Ю795); <.4.A«,25.w=55,1flBA,

    9-йчас £ДДеч1Г)=101д(-^--6-108 27) ;

    i-4,Aeq2S(1h= 54,9 ДБА,

    11-йчас L4Aea1h=10lg(^_.5 1 09 35);

    ^-4.Aeq25.1h= 54,9 ДБА;

По формуле (6) определяют часовые эквивалентные уровни звука поездов всех категорий за дневной интер-

вал времени

1-й час

ГЛеа1ь=101д(юв ',4+105 79) ;

^A®q25.1 h=65,3 Д Б A,

2-й час

^-Aeq25,1h = 63,3 ДБА,

3-й час

i-AS11,ih=l0lg(l09'43+l05 54);

^-Aeq25.lh = 57,9 дБА,

4-й час

rAeq ,n=10lg(l0e ',7+106 ,s) ;

^Aeq25.1h = 66,4 дБА,

5-й час

<-А«,.|ь= 10 lg (l0933+ 105в7+105 51

) i ^Aeq25.1h=64,7 ДБА,

6-й час

i-A«l.ih=1Olg(lO645+1O60’) ;

^-Aeq251h = 66,0 ДБА.

7-йчас

£*«,,„= 10 ig (10602+ Ю7 “+105"

) i ^Aeq25.lh = 70,8ДБА,

8-й час

i-A«.ih=l0lg(l0e-32+105-72);

^Aeq25Jh=6412 ДБА,

9-й час

1а«1ь=10lg (10в-67+10+105 49

Ji ^-A»q2S,1h = 67,3 ДБД

10-й час

LAwlb = 1Olg(lOe<K+1Oe02) ;

^-Aeq25.1h = 63,4 ДБА,

11-й час

£Aeq ih=10lg(l05 59+105 49) ;

^■A®q25.1h = 58,4 ДБА,

12-й час

qln=10lg(l06i3+105 67);

^Aeq25.ih = 64,2 Д^<4,

13-й час

Да-,1»= Wlg(l0e “+10s “);

^Aeq251h = 63,6 дБА.

14-й час

«■Aw.ib- ю ig (1 o5 94 + ioe e2+ io”5

J-A®q2S.1h=67,4 ДБД

15-й час

^.^lOlg^O^+IO5'7’) ;

^■Aeq25,1h = 62,1 ДБД,

16-й час

^,h=10lg(l06-54+105 87) ;

^-Aeq25.ih = ®6'2 ДБА,

По формуле (7) определяют эквивалентный уровень звука за весь дневной интервал времени ( Ти=16 ч):

*-•425*=ю ig — (io®-S3+ ю® 33+ ю5 79+ ю+ io6 47+ 106бО+10708+ ю® 42+

+10® 73+10634+10584+10® 42+1063®+10® 74+10® 21+10®’®2 )

t«q2S_* =65,5 дБД.

Приложение Б (справочное)

Пример расчета максимального уровня звука поездов

Исходные данные для расчета и значения максимального уровня звука £,дтах23 для дневного интервала времени, рассчитанные по формулам (8)—(11) для каждого поезда ьй категории приведены в таблице Б.1.

Таблица Б.1 — Основные характеристики поездов и их максимальные уровни звука

Тип состава

Длина k м

Скорость и, км/ч

Расчетные эквивалентные уровни звука

1-й час

Электропоезд

120

84

89,9

Грузовой

840

42

85,7

2-й час

Пассажирский

260

90

89,6

Пассажирский

280

67

86,6

3-й час

Электропоезд

200

50

84,2

Высокоскоростной

250

180

83,9

4-й час

Электропоезд

200

53

84,9

Пассажирский

320

81

88,6

Пассажирский

300

80

88,5

Электропоезд

120

51

84,0

Электропоезд

160

81

89,8

Пассажирский

300

50

83,5

5-й час

Высокоскоростной

250

150

80,3

Высокоскоростной

250

156

81,1

Пассажирский

160

92

89,6

Пассажирский

300

87

89,3

Электропоезд

160

67

87,5

6-й час

Электропоезд

160

60

86,2

Электропоезд

200

57

85,8

Пассажирский

280

108

91,6

Пассажирский

300

62

85,8

Электропоезд

120

61

86,1

7-й час

Электропоезд

160

75

88,9

Грузовой

1200

66

88,6

Грузовой

980

71

89,1

Пассажирский

300

85

89,1

Окончание таблицы Б.1

Тип состава

Длина

1, м

Скорость V. км/ч

Расчетные эквивалентные уровни звука ^•1/WW 25-ДБД

8-й час

Пассажирский

300

90

89,6

Пассажирский

320

86

89,2

Электропоезд

160

72

88,4

9-й час

Грузовой

980

71

89,1

Электропоезд

160

69

87,9

Высокоскоростной

250

210

86,9

10-й час

Пассажирский

340

83

88,9

Электропоезд

120

72

88,1

Электропоезд

160

87

90,7

11-й час

Высокоскоростной

250

195

85,5

Электропоезд

160

65

87,2

12-й час

Электропоезд

160

72

88,4

Грузовой

560

55

87,4

13-й час

Пассажирский

320

76

87,9

Пассажирский

300

84

89,0

Электропоезд

160

62

86,6

14-й час

Электропоезд

160

68

87,7

Пассажирский

300

77

88,1

Грузовой

840

76

89,5

15-й час

Пассажирский

340

84

89,0

Электропоезд

160

71

88,2

Электропоезд

200

85

90,5

16-й час

Пассажирский

300

92

89,9

Пассажирский

320

87

89,4

Электропоезд

200

78

89,5

Пассажирский

360

90

89,7

В соответствии С формулой (12) 1дтах25.* = 91’6 ДБД

Библиография

[1] Рекомендации по Государственная система обеспечения единства измерений,

межгосударственной стандартизации Применение «Руководства по выражению неопределенности

РМГ 43—2001 измерений»

УДК 534.322.3.08:006.354


МКС 13.020.30

13.140

17.140.30

Ключевые слова: потоки железнодорожного транспорта, шум железнодорожного транспорта, эквивалентные уровни звука, максимальные уровни звука, объект защиты, методы и средства защиты от шума

Редактор Р.В Говердоеская Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор И. А. Королева Компьютерная верстка КП Чубанова

Сдано в набор 07.12.2015. Подписано в печать 08.02.2016. Формат 60 « 841/8 Гарнитура Ариап. Усл. печ. л. 3,26. Уч.-иэд. л. 2.75. Тираж 33 экэ. Зак. 4364.

Издано и отпечатано во ФГУП аСТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва. Гранатный пер . 4. www.goslinfo.ru

1

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 сентября 2015 г. №1321-ст национальный стандарт ГОСТ Р 54933—2012 отменен с 1 марта 2016 г.

© Стандартинформ, 2016

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

2

” В Российской Федерации действует также ГОСТ Р 53187—2008 «Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий».

3

В Российской Федерации действуют:

  • — СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»;

  • — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные эоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;

  • — ГОСТ Р 53187—2008 «Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий»

Jl В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53187—2008 «Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий».

’» В Российской Федерации действует ГОСТ Р 54500.1—2011/Руководство ИСО/МЭК 98-1:2009 «Неопределенность измерения. Часть 1. Введение в руководства по неопределенности измерения».

” В Российской Федерации действуют СН 2.2.4/2.1.8.562—96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

а В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53187—2008 «Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий».

4

В Российской Федерации действуют методические указания МУ 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на тер

5

ритории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях».

’» В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53187—2008 «Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий»