allgosts.ru13.020 Охрана окружающей среды13 ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. БЕЗОПАСНОСТЬ

ГОСТ Р 57625-2017 Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Процессы критического анализа и компетенции эксперта-рецензента

Обозначение:
ГОСТ Р 57625-2017
Наименование:
Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Процессы критического анализа и компетенции эксперта-рецензента
Статус:
Действует
Дата введения:
01.01.2018
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
13.020.60

Текст ГОСТ Р 57625-2017 Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Процессы критического анализа и компетенции эксперта-рецензента


ГОСТ Р 57625-2017/ISO/TS 14071:2014



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Экологический менеджмент

ОЦЕНКА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Процессы критического анализа и компетенции эксперта-рецензента

Environmental management. Life cycle assessment. Critical review processes and reviewer competencies

ОКС 13.020.60

Дата введения 2018-01-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН ООО "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс") совместно с АО "НИЦ КД" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 020 "Экологический менеджмент и экономика"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 августа 2017 г. N 954-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TS 14071:2014* "Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Процессы критического анализа и компетенции эксперта-рецензента" (ISO/TS 14071:2014 "Environmental management - Life cycle assessment - Critical review processes and reviewer competencies: Additional requirements and guidelines to ISO 14044:2006", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Для оценки жизненного цикла применяется подход, основанный на оценке соответствия, реализация которого осуществляется за счет выполнения критического анализа (см. ИСО 14040 и ИСО 14044). В указанных стандартах в сжатой форме содержатся требования, предъявляемые к выполнению подобного анализа.

Практика применения критического анализа с учетом требований ИСО 14040 и ИСО 14044 зарекомендовала себя с положительной стороны и используется всеми заинтересованными сторонами. В случае необходимости проведения обязательных исследований по оценке жизненного цикла (LCA), предназначенных для получения сравнительных утверждений и доведения их до сведения общественности, выполнение критического анализа считается ключевым элементом приемки результатов проводимых исследований всеми заинтересованными сторонами. Тем не менее даже в тех областях применения LCA-оценок, в которых проведение критического анализа не является обязательным, ответственные за них лица в настоящее время в целях повышения надежности и объективности результатов своих исследований часто принимают решения относительно добровольного выполнения подобного критического анализа.

Одна из ключевых особенностей критического анализа состоит в том, что анализ не является частью схемы аккредитации, однако гарантирует ее качество, делая каждого эксперта-рецензента лично ответственным за работы и отдавая приоритет содержанию, а не конкретной форме аккредитации.

По причине всевозрастающего применения самих LCA-оценок и таких мероприятий, как определение объема выбросов углерода или экологической маркировки, настоящий стандарт предназначен для более полного документирования методики критического анализа за счет установления дополнительных требований и рекомендаций по его проведению и выбору необходимых компетенций.

Настоящий стандарт может применяться совместно с другими стандартами, которые также требуют независимого анализа LCA-процедур и информации (например, ИСО 14045, ИСО 14025, ИСО/ТС 14067), и, возможно, потребуется его адаптация к конкретным областям применения. В процессе критического анализа также могут быть использованы требования, установленные в ссылочных стандартах.

1 Область применения

В настоящем стандарте определены требования и руководящие указания, дополняющие положения ИСО 14040 и ИСО 14044 в части выполнения критического анализа любых LCA-исследований и компетенции, необходимые для выполнения самого критического анализа.

В настоящем стандарте рассмотрены:

- подробности процесса критического анализа, включая разъяснения к ИСО 14044:2006;

- руководящие указания для соответствия требованиям процесса критического анализа, связанного с LCA-оценкой и областью их предполагаемого применения;

- содержание и результаты выполненного процесса критического анализа;

- руководящие указания в части повышения достоверности, прозрачности, эффективности и объективности процесса критического анализа;

- компетенции, необходимые для эксперта-рецензента внутреннего или внешнего и эксперта - члена специализированного комитета;

- компетенции, необходимые для экспертов - членов специализированного комитета.

Настоящий стандарт не распространяется на применение оценок жизненного цикла (см. ИСО 14040, рисунок 1).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ISO 14040:2006, Environmental management - Life cycle assessment - Principles and framework (Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура)

ISO 14044:2006, Environmental management - Life cycle assessment - Requirements and guidelines (Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Требования и рекомендации)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 независимый внутренний эксперт (independent internal expert): Компетентное лицо, которое на условиях полной или частичной занятости выполняет роль уполномоченного по LCA-исследованиям (см. 3.4) или практика, выполняющего LCA-исследования (см. 3.6), но не участвующее напрямую в определении области применения или хода выполнения LCA-исследования.

Примечание - Эксперт считается действующим, если он/она входит в состав соответствующих коллективов - проектных команд, собранных из уполномоченных сотрудников или практиков.

3.2 независимый внешний эксперт (independent external expert): Компетентное лицо, которое на условиях полной или частичной занятости не выполняет роль уполномоченного по LCA-исследованиям (см. 3.4) или практика, выполняющего LCA-исследования (см. 3.6), и не участвует в определении области применения или хода выполнения LCA-исследования.

Примечание - Эксперт считается действующим, если он/она входит в состав соответствующих коллективов - проектных команд, собранных из уполномоченных сотрудников или практиков, или имеет личную финансовую, политическую или иную заинтересованность в конечных результатах исследований.

3.3 член специализированного комитета (panel member): Эксперт-рецензент (см. 3.10), который принимает участие в работе специализированной экспертной группы по критическому анализу.

3.4 уполномоченный по LCA-исследованиям (commissioner of the LCA study): Организация (или группа организаций), которая финансирует проведение LCA-исследования в соответствии с ИСО 14040 и ИСО 14044.

3.5 уполномоченный по критическому анализу (commissioner of the critical review): Организация (или группа организаций), которая финансирует критический анализ результатов LCA-исследований в соответствии с ИСО 14040 и ИСО 14044.

Примечание - Финансирование критического анализа не ограничивается привлечением к нему экспертов-рецензентов (см. 3.10). Контракт может выполняться третьей стороной, например практиком, выполняющим LCA-исследования (см. 3.6), или органом, уполномоченным по LCA-исследованиям (см. 3.4).

3.6 практик, выполняющий LCA-исследования (practitioner of the LCA study): Организация (или группа организаций), которая выполняет LCA-исследования в соответствии с ИСО 14040 и ИСО 14044.

Примечание - Организация может одновременно выполнять роль уполномоченного по LCA-исследованиям (см. 3.4), уполномоченного по критическому анализу (см. 3.5) и/или практика, выполняющего LCA-исследования.

3.7 отчет по результатам критического анализа (critical review report): Документирование процесса и результатов критического анализа, включая подробные комментарии эксперта-рецензента (см. 3.10) или специальной экспертной группы, а также соответствующие отзывы от практика, выполняющего LCA-исследования (см. 3.6).

3.8 заявление о критическом анализе (critical review statement): Заключительный документ, содержащий обобщенные выводы эксперта-рецензента (см. 3.10) относительно LCA-исследований, и однозначно устанавливающий их соответствие ИСО 14040 и ИСО 14044.

3.9 заинтересованная сторона (interested party): Лицо или группа лиц, заинтересованные в характеристиках или результатах деятельности организации или системы.

[ИСО 14040:2006, определение 3.46]

3.10 эксперт-рецензент (reviewer): Независимый внутренний эксперт (см. 3.1) или независимый внешний эксперт (см. 3.2), выполняющие критический анализ, а также заинтересованная сторона (см. 3.9), принимающая участие в работе специализированной группы экспертов.

4 Процесс и задачи критического анализа

4.1 Определение области критического анализа

Как указано в ИСО 14044 (подраздел 6.1), процесс критического анализа должен гарантировать, что:

- методы, используемые для выполнения LCA-оценки, согласуются с настоящим стандартом;

- методы, используемые для проведения LCA-оценки, являются научно и технически обоснованными;

- используемые данные являются приемлемыми и разумными с точки зрения цели исследования;

- интерпретация результатов отражает выявленные ограничения и цели исследований и

- отчет об исследованиях является информационно открытым и обоснованным.

Примечание - "LCA-отчет" и "отчет по результатам исследований" используются здесь как синонимы; отчет может содержать конфиденциальную информацию, которую в соответствии с подразделом 5.2 ИСО 14044 можно исключать из отчета, предоставляемого третьей стороне.

Существует несколько вариантов проведения критического анализа результатов исследования, в том числе:

а) проведение анализа на основе экспертной оценки (см. ИСО 14044, подраздел 6.2) или оценки экспертной группы (см. ИСО 14044, подраздел 6.3);

b) проведение анализа параллельно (одновременно) с исследованиями или по их окончании;

c) включение или невключение в анализ оценок на основе модели инвентаризационного анализа жизненного цикла (LCI);

d) включение или невключение в анализ оценок отдельных наборов данных.

Процесс критического анализа должен четко определять и документировать все используемые варианты.

Критический анализ должен охватывать все LCA-аспекты, в том числе адекватность и обоснованность данных, процедуры расчета, инвентаризационный анализ жизненного цикла, методологии оценки воздействий, характеристические факторы, расчетные LCI-значения, результаты инвентаризационного анализа жизненного цикла (LCIA) и их интерпретацию.

Как было показано в ИСО 14040 (подраздел 7.1), критический анализ не может ни подтвердить, ни проверить цели, которые были выбраны для LCA-оценки уполномоченным по LCA-исследованиям, а также методы, в которых используются результаты LCA-оценок.

Будет ли критический анализ проводиться параллельно или по окончании LCA-исследований - это не будет влиять на конечные результаты критического анализа.

Параллельный анализ поможет избежать значительного разброса результатов LCA-исследований в конце процесса, который обычно приводит к выполнению дополнительных работ и временным издержкам. По этой причине если критический анализ проводится параллельно с исследованиями, то нагрузка на эксперта-рецензента, как правило, становится выше, а для практика, выполняющего LCA-исследование, - зачастую ниже.

Независимые эксперты, проводящие параллельный критический анализ, должны сохранять свою независимость на протяжении всего процесса анализа и ограничиваться рассмотрением лишь его задач.

Если независимость эксперта (см. 3.1 и 3.2) находится под угрозой до завершения процесса критического анализа, то эксперта-рецензента следует заменить согласно инструкциям, приведенным в 4.2.2.

4.2 Отбор и привлечение эксперта для выполнения работ, замена внешнего эксперта-рецензента

4.2.1 Отбор эксперта-рецензента

В целях проведения экспертного анализа (см. ИСО 14044, подраздел 6.2) уполномоченный по LCA-исследованиям и практик, выполняющий первоначальное LCA-исследование, могут выбирать внутреннего или внешнего независимого эксперта. Исходя из целей и области исследования, к процессу анализа могут также привлекаться и другие эксперты.

В случае анализа, проводимого специализированным комитетом (см. ИСО 14044, подраздел 6.3), внешний независимый эксперт должен выбираться уполномоченным по LCA-исследованиям с тем, чтобы данный эксперт выступал в качестве председателя специализированного комитета. Исходя из цели и области исследований, председатель должен выбирать других независимых высококвалифицированных экспертов-рецензентов и, возможно, заинтересованные стороны. Практик, выполняющий первоначальное LCA-исследование, или уполномоченный по LCA-исследованиям в качестве независимого эксперта (экспертов) или заинтересованных сторон могут выдвигать собственные кандидатуры.

Для упрощения процесса отбора потенциальный эксперт-рецензент должен представить самодекларацию в организацию, которая его привлекает (см. пример, приведенный в приложении В).

4.2.2 Привлечение эксперта-рецензента к выполнению работ

К работам следует привлекать независимого внешнего эксперта; также к ним могут привлекаться и независимые внутренние эксперты и любые заинтересованные стороны. Контракт с внешним экспертом-рецензентом не должен содержать какие-либо условия, предопределяющие результаты оценки соответствия критического анализа.

Независимость экспертов-рецензентов не будет нарушаться, если для выполнения критического анализа они будут работать по контракту с уполномоченным по LCA-исследованиям, уполномоченным по критическому анализу или практиком, выполняющим LCA-исследования.

4.2.3 Замена эксперта-рецензента

Если по какой-либо причине эксперт-рецензент отказывается от выполнения анализа, то в соответствии с ИСО 14044 (подраздел 6.2) для его продолжения уполномоченный по критическому анализу должен подобрать квалифицированную замену. Если по какой-либо причине член специализированного комитета отказывается от проведения анализа в соответствии с ИСО 14044 (подраздел 6.3), то перед предоставлением председателем специализированного комитета заявления о критическом анализе последний, вместе с уполномоченным по критическому анализу, должен в соответствии с ИСО 14044 поддерживать минимально допустимое количество экспертов-рецензентов, а также компетенции комитета. Если по какой-либо причине председатель специализированного комитета отказывается от выполнения анализа в соответствии с ИСО 14044 (подраздел 6.3), то уполномоченный по критическому анализу должен для его продолжения подобрать ему квалифицированную замену.

Любая замена эксперта-рецензента в процессе анализа должна указываться в заявлении и отчете по результатам критического анализа.

4.3 Процесс критического анализа

4.3.1 Общие положения

Эксперт-рецензент должен выдавать свои замечания и предложения по рационализации работ по проекту LCA-отчета и, при необходимости, предоставлять их практику, выполняющему LCA-исследования. В зависимости от характера этих замечаний могут потребоваться дополнительные рассмотрения, рекомендации и ответные реакции на них.

Любые изменения, внесенные в ответ на замечания или рекомендации эксперта-рецензента, должны документироваться.

Совещания (например, телефонные конференции, личные встречи, веб-конференции) между уполномоченным по LCA-исследованиям, практиком, выполняющим LCA-исследования, и экспертом-рецензентом должны способствовать обмену точками зрения и достижению общего понимания касательно замечаний и мероприятий для их реализации.

Отчет и заявление о критическом анализе должны готовиться по результатам окончательного LCA-отчета. При этом целесообразно направлять проект заявления о критическом анализе уполномоченному по LCA-исследованиям и практику, выполняющему LCA-исследования, с целью получения замечаний, которые необходимо принимать во внимание при внесении изменений в заявление о критическом анализе.

Все участвующие в анализе стороны должны стремиться к обеспечению соответствия ИСО 14040 и ИСО 14044 или настоящему стандарту, работая совместно и конструктивно.

4.3.2 Тип критического анализа

Критический анализ может проводиться одним или несколькими внутренними или внешними независимыми экспертами-рецензентами или группой экспертов-рецензентов, как это определено в ИСО 14044 (подразделы 6.2 и 6.3).

Критический анализ может выполняться параллельно с LCA-исследованиями или же по их завершении.

Если критический анализ проводится по завершении LCA-исследования (см. 4.3.3), то процесс критического анализа должен начинаться с момента предоставления проекта LCA-отчета эксперту-рецензенту. Если критический анализ проводится параллельно с LCA-исследованиями (см. 4.3.4), то процесс критического анализа должен начинаться только после соответствующего решения уполномоченного по LCA-исследованиям и практика, выполняющего LCA-исследования. Первую часть замечаний можно выдавать тогда, когда эксперту-рецензенту предоставлены первые данные о целях и области применения LCA-исследования.

4.3.3 Критический анализ, проводимый по завершении LCA-исследований

Все задачи по составлению отчета выполняют в конце LCA-исследований - после представления проекта LCA-отчета эксперту-рецензенту. В отчете по результатам критического анализа должен быть приведен и задокументирован по крайней мере один этап учета замечаний и связанных с ними изменений в LCA-исследованиях, а также задокументирован целиком процесс анализа. После завершения всех этапов учета замечаний необходимо задокументировать заявление о критическом анализе и его окончательные результаты (см. также 4.5).

4.3.4 Параллельно проводимый критический анализ

При параллельно проводимом критическом анализе выбранные задачи будут выполняться параллельно (одновременно) с LCA-исследованиями.

Ниже перечислены этапы, для которых эксперт-рецензент может представить свои замечания и рекомендации:

a) определение цели и области применения;

b) инвентаризационный анализ, включая сбор данных и моделирование;

c) оценка воздействий;

d) интерпретация жизненного цикла;

e) составление проекта отчета по результатам LCA-исследования.

Заявление о критическом анализе должно выдаваться для итогового варианта LCA-отчета.

4.4 Валидность заявления и отчета по результатам критического анализа

Отчет и заявление о критическом анализе должны относиться только к одному конкретному LCA-исследованию, однозначно его идентифицировать (например, путем включения сведений о наименовании исследования, уполномоченном по LCA-исследованиям, практике, выполняющем LCA-исследование, и т.п.), вместе с указанием варианта заключительного LCA-отчета, к которому относятся отчет по результатам критического анализа и соответствующее заявление (включая дату отчета, номер варианта и т.п.). Если практик, выполняющий LCA-исследование, выпускает новый вариант итогового LCA-отчета, то отчет по результатам критического анализа и соответствующее заявление будут недействительными.

Если вновь выполняемое LCA-исследование основывается на результатах предыдущего LCA-исследования аналогичного назначения и области применения, то эксперт-рецензент нового LCA-исследования может ссылаться на результаты предыдущего процесса критического анализа. При этом он может сосредотачиваться на специально введенных или измененных LCA-элементах, однако по-прежнему должен оценивать результаты LCA-исследования на соответствие ИСО 14040 и ИСО 14044. Эксперт-рецензент нового LCA-исследования может быть тем же или другим. Любые последующие пресс-релизы, краткие основные выводы или любые полученные иным образом результаты LCA-исследований следует представлять практику, выполняющему LCA-исследования, и эксперту-рецензенту с целью обеспечения обратной связи и непрерывности LCA-исследования.

4.5 Отчет по результатам критического анализа и подготовка соответствующего заявления

Для документирования всех вопросов, возникших в процессе критического анализа, в отчет по результатам критического анализа необходимо включать замечания и рекомендации эксперта-рецензента и соответствующие ответы (резолюции) практика, выполняющего LCA-исследование. Заявление по результатам критического анализа и соответствующие резолюции в соответствии с ИСО 14044 необходимо включать в LCA-отчет.

Ответы, подготовленные практиком, выполняющим LCA-исследование, могут быть либо указанием на то, где необходимо внести изменения, либо резолюцией на замечание эксперта-рецензента.

Заявление о критическом анализе позволяет выявлять сильные стороны, ограничения и возможности по улучшению LCA-оценок или самого процесса критического анализа.

В случае анализа данных в процессе критического анализа могут выполняться пробные тесты, поэтому эксперт-рецензент должен указывать используемые методы отбора проб и любые ограничения, возникающие при анализе данных (например, их недоступность).

Председатель специализированного комитета и другой эксперт-рецензент должны подписать заявление о критическом анализе.

Независимый эксперт должен подписывать подобное заявление в качестве частного лица, не представляющего интересы какой-либо организации.

Заявление о критическом анализе можно заверять электронной подписью.

В заявлении о критическом анализе необходимо указывать следующую информацию:

- наименование исследования;

- данные уполномоченного по LCA-исследованию;

- данные практика, выполняющего LCA-исследование;

- точную версию отчета, которой принадлежит заявление о критическом анализе;

- данные эксперта-рецензента или в случае специализированного комитета - членов этого комитета, включая председателя комитета;

- описание процесса анализа, включая информацию, касающуюся:

- выполнения анализа в соответствии с ИСО 14044 (6.2 или 6.3),

- выполнения анализа параллельно с исследованиями или после их завершения,

- включения/невключения в анализ оценки LCI-модели,

- включения в отчет анализа отдельных наборов данных;

- описание способа представления, обсуждения и реализации замечаний;

- заявление по результатам критического анализа, т.е. было ли исследование выполнено в соответствии с ИСО 14040 и ИСО 14044.

Можно указывать также и то, какие заинтересованные стороны привлекались к процессу критического анализа.

Заявление о критическом анализе, а также замечания или любые комментарии к рекомендациям, выданным экспертом-рецензентом, необходимо включать в итоговый LCA-отчет. Эксперт-рецензент или специализированный комитет должны решить в самом начале анализа, подлежит ли в дальнейшем отчет свободному распространению.

Если эксперты-рецензенты согласны, то в интересах краткости изложения некоторые редакционные замечания, в том числе их рекомендации и ответы, а также случайные ошибки, можно исключать из отчета по результатам критического анализа.

Отдельные замечания и рекомендации, а также заявление и отчет по результатам критического анализа должны быть четкими, недвусмысленными и непротиворечивыми. Если замечания или рекомендации, полученные от различных экспертов-рецензентов, противоречат друг другу, то эти противоречия должны быть разрешены; в противном случае несогласный эксперт-рецензент может ввести свое особое мнение в заключение о критическом анализе, причем председатель специализированного комитета должен его принять. Заключение о несоответствии должно основываться исключительно на невыполнении одного или нескольких требований ИСО 14044 (см. подраздел 6.1).

4.6 Пересмотр результатов критического анализа

В случае выявления в исследовании технических недостатков, нарушающих соответствие ИСО 14040, ИСО 14044 или настоящему стандарту, но не обнаруженных при исходном критическом анализе, допускается осуществить пересмотр критического анализа. Причины пересмотра необходимо документально оформить и обосновать в новом отчете по результатам критического анализа.

Уполномоченный по новому критическому анализу должен проинформировать уполномоченного по первоначальному LCA-исследованию о выявленных проблемах и о своем намерении пересмотреть выполненный критический анализ.

Примечание - Уполномоченный по первоначальному LCA-исследованию может также привлекаться в процессе пересмотра критического анализа.

4.7 Задачи критического анализа

4.7.1 Председатель специализированного комитета, выполняющего критический анализ

Председатель специализированного комитета в обязательном порядке является его членом, в его компетенции входят:

- формирование специализированного комитета и обеспечение компетенций его членов в соответствии с разделом 5, а также их независимость в соответствии с подразделами 3.1 и 3.2 настоящего стандарта;

- распределение задач, которые должны выполнять члены специализированного комитета с учетом их компетенций для полного охвата поставленных задач и оптимального использования специфических компетенций членов специализированного комитета;

- координация процесса критического анализа и обеспечение общего понимания выполняемых членами комитета задач, в том числе обработка замечаний в соответствии с ИСО 14040 и ИСО 14044;

- обеспечение процесса регистрации и обмена замечаниями между членами комитета;

- обеспечение передачи замечаний практику, выполняющему LCA-исследование, причем председатель специализированного комитета должен решать любые проблемы, связанные с пониманием и доведением представленных замечаний;

- разрешение любых противоречий в части представленных замечаний между членами комитета, которые могут привести к принятию позиции меньшинства в отчете по результатам критического анализа;

- содействие установлению рабочих отношений между всеми членами комитета, практиком, выполняющим LCA-исследование, и уполномоченным по LCA-исследованию;

- обеспечение формирования заявления и отчета по результатам критического анализа, а также их утверждение специализированным комитетом.

4.7.2 Эксперт-рецензент

Эксперт-рецензент, а также председатель специализированного комитета:

- должны представлять свои замечания, включая обоснования относительно содержания отчета в целом;

- использовать установленные шаблоны (см. приложение А) при предоставлении своих замечаний;

- вносить свой вклад в отчет по результатам критического анализа;

- выражать свое согласие или несогласие относительно заявления о критическом анализе и указывать причины своего несогласия (обоснование должно основываться исключительно на требованиях ИСО 14040 или ИСО 14044).

5 Компетенции эксперта-рецензента

Эксперт-рецензент должен быть знаком с требованиями, предъявляемыми к LCA-оценкам в соответствии с ИСО 14040 и ИСО 14044, или же он должен обладать соответствующими научно-техническими знаниями/опытом.

Эксперт-рецензент должен обладать компетенциями и знаниями:

- требований, установленных в положениях ИСО 14040 и ИСО 14044;

- методологии LCA-оценок и существующих практик, особенно в контексте LCI-модели (включая формирование набора данных и при необходимости - их анализ);

- методов проведения критического анализа;

- научных дисциплин, имеющих отношение к наиболее важным категориям исследования воздействий;

- экологических, технических и эксплуатационных аспектов оцениваемой продуктовой системы;

- языка, используемого для проведения исследований.

Эксперт-рецензент должен предоставлять краткие биографические сведения и перечень соответствующих документов.

В зависимости от цели и области LCA-исследования от него могут потребоваться дополнительные компетенции.

Помимо владения языком, используемым при исследованиях, различным членам специализированного комитета или группе экспертов могут предоставляться дополнительные компетенции.

Чтобы стать экспертом-рецензентом, нет необходимости в прохождении аккредитации.

Организация, привлекающая к работе экспертов-рецензентов, должна запрашивать у них подтверждение квалификации. В приложении В приведен пример самодекларации эксперта-рецензента.

Эксперт-рецензент не должен ни привлекать к своим работам субподрядчиков, ни передавать кому-либо свои полномочия и права.

Приложение А
(справочное)


Шаблон для подготовки отчета по результатам критического анализа

Следующие заголовки разделов следует представлять в форме таблицы, они специально предназначены для подготовки замечаний эксперта-рецензента, а также для сбора ответов практика, выполняющего LCA-исследование:

- "Инициалы" эксперта-рецензента в случае анализа, проводимого специализированным комитетом;

- "Номер" замечания (от 1 до ...);

- "Номер строки";

- "Раздел/подраздел" LCA-отчета, связанный с замечанием;

- "Пункт/рисунок/таблица";

-"Тип замечания": "общее" (ge), "редакционное" (ed) или "техническое" (te);

- "Замечания эксперта-рецензента": для формулирования замечаний необходимо использовать короткие и понятные фразы;

- "Рекомендации эксперта-рецензента": место в таблице, оставляемое эксперту-рецензенту для указания своих рекомендаций;

- "Резолюция практика, выполняющего LCA-исследования": ячейки в таблице, оставляемые практику, выполняющему LCA-исследования, для реагирования на данное замечание; если резолюция (ответ) не решает проблему, связанную с данным замечанием эксперта-рецензента, то это может быть сделано в следующем цикле обратной связи.

В таблице А.1 приведен пример шаблона отчета по результатам критического анализа.

Таблица А.1 - Пример шаблона отчета по результатам критического анализа

Инициалы

Индекс

Номер строки

Раздел/
под-
раздел

Пункт/ рисунок/ таблица

Тип заме-
чания

Замечание эксперта-
рецензента

Рекомендации эксперта-
рецензента

Резолюция органа, фактически выполняющего LCA-
исследования

АВ

1

380

2.1

Рисунок 4

ed

Ненадлежащая терминология

Использовать термин ИСО "Оценка жизненного цикла", а не термин "Анализ жизненного цикла"

Учтено

CD

2

524

3.4

5-й пункт

te

Отсутствие анализа чувствительности процедур распределения

Тестировать альтернативные физические процедуры распределения

Учтено и рассмотрено в разделе 5

Приложение В
(справочное)


Пример самодекларации независимости и компетенций эксперта-рецензента

Я, нижеподписавшийся, подтверждаю, что:

Я не являюсь сотрудником органа, уполномоченного по LCA-исследованиям (или органа (практика), фактически выполняющего LCA-исследования), работающим в режиме полной или неполной занятости, а являюсь лишь внешним экспертом-рецензентом.

Я не принимал участия в определении области исследования или порядка выполнения каких-либо работ по проведению текущих LCA-исследований, т.е. я не являюсь членом коллектива, уполномоченного по LCA-исследованиям (или органа (практика), фактически выполняющего LCA-исследование).

У меня нет какой-либо финансовой, политической или иной заинтересованности в положительных результатах исследований.

Мои компетенции, связанные с проводимым критическим анализом, включают профессиональные навыки и знания:

требований, установленных в положениях ИСО 14040 и ИСО 14044;

методологии LCA-оценок и существующих практик, особенно в контексте LCI-модели (включая формирование набора данных и при необходимости - их анализ);

методов проведения критического анализа;

научных дисциплин, имеющих отношение к наиболее важным категориям исследования воздействий;

экологических, технических и эксплуатационных аспектов оцениваемой продуктовой системы;

языка, используемого для проведения исследований.

При этом я прилагаю краткие биографические сведения и перечень соответствующих документов.

Я заявляю, что вышеуказанные сведения являются достоверными и полными. Я обязуюсь немедленно уведомлять все заинтересованные стороны, в том числе уполномоченного по критическому анализу, практика, выполняющего LCA-исследование, или эксперта-рецензента (рецензентов), если в силу сложившейся ситуации в процессе анализа изменится любое из вышеперечисленных сведений.

Дата:

Ф.И.О. (печатными буквами):

Подпись:

Приложение ДА
(справочное)


Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам

Таблица ДА.1

Обозначение ссылочного международного стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта

ISO 14040:2006

IDT

ГОСТ Р ИСО 14040-2010 "Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура"

ISO 14044:2006

IDT

ГОСТ Р ИСО 14044-2007 "Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Требования и рекомендации"

Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов:

IDT - идентичные стандарты.

Библиография

[1]

ISO 14025, Environmental labels and declarations - Type III environmental declarations - Principles and procedures (Этикетки и декларации экологические. Экологические декларации типа III. Принципы и процедуры)

[2]

ISO 14045, Environmental management - Eco-efficiency assessment of product systems - Principles, requirements and guidelines (Экологический менеджмент. Оценка экологической эффективности продукционных систем. Принципы, требования и руководящие указания)

[3]

ISO/TS 14067, Greenhouse gases - Carbon footprint of products - Requirements and guidelines for quantification and communication (Парниковые газы. Углеродный след продукции. Требования и руководящие указания по количественному определению и обмену данными)

УДК 502.3:006.354

ОКС 13.020.60

Ключевые слова: экологический менеджмент, оценка жизненного цикла, процесс критического анализа, отчет по результатам критического анализа, заявление о критическом анализе

Электронный текст документа

и сверен по:

, 2019