allgosts.ru35. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. МАШИНЫ КОНТОРСКИЕ35.240. Применение информационных технологий

ПНСТ 203-2017 Глобальная навигационная спутниковая система. Региональные навигационнно-информационные системы. Назначение, состав и характеристики подсистемы мониторинга перевозок специальных, опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом на территории субъекта Российской Федерации

Обозначение:
ПНСТ 203-2017
Наименование:
Глобальная навигационная спутниковая система. Региональные навигационнно-информационные системы. Назначение, состав и характеристики подсистемы мониторинга перевозок специальных, опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом на территории субъекта Российской Федерации
Статус:
Действует
Дата введения:
03/01/2018
Дата отмены:
Заменен на:
-
Код ОКС:
35.240.60

Текст ПНСТ 203-2017 Глобальная навигационная спутниковая система. Региональные навигационнно-информационные системы. Назначение, состав и характеристики подсистемы мониторинга перевозок специальных, опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом на территории субъекта Российской Федерации



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

пнет

203—

2017

Глобальная навигационная спутниковая система

РЕГИОНАЛЬНЫЕ

НАВИГАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ

СИСТЕМЫ

Назначение, состав и характеристики подсистемы мониторинга перевозок специальных, опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом на территории субъекта Российской Федерации

Издание официальное

Москва

Стандартииформ

2018

ПНСТ 203—2017

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «ЗащитаИнфоТранс Министерства транспорта Российской Федерации» (ФГУП «ЗащитаИнфоТранс»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 «Радионавигация»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому ре* гулированию и метрологии от 26 ноября 2017 г. № 53-пнст

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены е ГОСТ Р 1.16—2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении нестоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за четыре месяца до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 105082. Москва, ул. Бакунинская, д. 71. стр. 10 и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074 Москва. Китайгородский проезд, д. 7. стр. 1.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()

© Стамдартинформ. 2018

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

ПНСТ 203—2017

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Нормативные ссылки................................................................1

3    Термины и определения............................................................2

4    Сокращения........................................................................2

5    Назначение подсистемы..............................................................2

6    Состав подсистемы..................................................................2

7    Характеристики подсистемы...........................................................2

Приложение А (рекомендуемое) Структура подсистемы мониторинга перевозок специальных.

опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом на территории субъекта Российской Федерации................................6

Библиография.........................................................................7

ПНСТ 203—2017

Введение

Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов «Глобальная навигационная спутниковая система. Региональные навигационно-информационные системы» и определяет назначение, состав и требования к характеристикам подсистемы мониторинга перевозок специальных, опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом на территории субъекта Российской Федерации.

Подсистема мониторинга перевозок специальных, опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом создается в составе региональной навигационно-информационной системы как обязательная подсистема, обеспечивающая автоматизацию деятельности региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в части мониторинга перевозок грузов автомобильным транспортом, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. № 1367 «Об утверждении правил предоставления и распределения в 2013—2014 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на информационно-навигационное обеспечение автомобильных маршрутов по транспортным коридорам «СЕВЕР—ЮГ» и «ВОСТОК—ЗАПАД» (с изменениями на 29 декабря 2015 г.).

IV

ПНСТ 203—2017

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глобальная навигационная спутниковая система РЕГИОНАЛЬНЫЕ

НАВИГАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Назначение, состав и характеристики подсистемы мониторинга перевозок специальных, опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом на территории субъекта Российской Федерации

Global navigation satellite system.

Regional navigation and information systems.

Purpose, composition and characteristics of subsystem of monitoring the transport of special, dangerous, oversized and heavy cargo by automobile transport on the territory of the subject of the Russian Federation

Срок действия с 2018—03—01 до 2020—03—01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на подсистему мониторинга перевозок специальных, опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом на территории субъекта Российской Федерации (далее — подсистема), входящую в состав региональной навигационноинформационной системы, и устанавливает требования к ее назначению, составу и характеристикам.

Положения настоящего стандарта могут быть использованы для обеспечения унификации и совместимости аппаратных и программных средств, функционирующих в рамках автоматизированных систем управления (диспетчеризации), мониторинга и контроля, создаваемых на основе применения глобальных навигационных спутниковых систем [1].

П римвчание — Назначение, архитектура РНИС и общие требования к региональному навигационно-информационному центру и его компонентам установлены в ПНСТ 194.

2 Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ПНСТ 193—2017 Глобальная навигационная спутниковая система. Региональные навигационноинформационные системы. Термины и определения

ПНСТ 194—2017 Глобальная навигационная спутниковая система. Региональные навигационно-информационные системы. Назначение и архитектура

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов 8 информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета датого изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение. в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Издание официальное

1

ПНСТ 203—2017

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ПНСТ 193.

4 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АРМ    —    автоматизированное рабочее место;

АСН    —    аппаратура спутниковой навигации;

ГИС    —    геоинформационная система;

ГЛОНАСС — глобальная навигационная спутниковая система Российской Федерации; ЕПНП    — единая платформа навигационных приложений;

РНИС    —    региональная навигационно-информационная система:

СРКВД    — система резервного копирования и восстановления данных;

СУБД    —    система управления базами данных;

СХД    —    средства хранения данных;

ТП    —    телематическая платформа;

TCP/IP    — набор сетевых протоколов передачи данных, используемых в сетях, включая

сеть Интернет;

WEB-интерфейс — совокупность средств, при помощи которых пользователь взаимодействует с приложением через браузер.

5 Назначение подсистемы

5.1    Подсистема предназначена для автоматизации деятельности региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в части планирования и мониторинга перевозок специальных, опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов (далее — грузов) автомобильным транспортом за счет применения инновационных, информационных, телекоммуникационных и навигационных технологий.

5.2    Целью создания подсистемы являются:

• повышение эффективности реализации региональными исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления функций по выдаче специальных разрешений на перевозку грузов автомобильным транспортом;

- повышение безопасности на автомобильных дорогах за счет обеспечения мониторинга за соблюдением правил перевозок грузов автомобильным транспортом.

6 Состав подсистемы

6.1    Подсистема должна создаваться и функционировать как система, все или некоторые компоненты которой должны размещаться на базе технологической инфраструктуры РНИС [2].

6.2    Подсистема должна быть построена по модульному принципу и включать в свой состав следующие основные модули (либо реализовывать их функционал):

-    взаимодействия с ЕПНП:

-    сервера приложений;

• базы данных:

-    администрирования;

-    ведения специальных разрешений;

-    предоставления данных пользователям.

Рекомендуемая структура подсистемы приведена в приложении А.

6.3    В состав подсистемы дополнительно могут быть включены и другие модули или их функционал.

Примечание — Назначение и состав дополнительных модулей, включаемых в подсистему, определяются решением субъекта Российской Федерации.

7 Характеристики подсистемы

7.1 Требования к функционалу подсистемы

Подсистема должна обеспечивать выполнение следующих функциональных задач: - взаимодействие с ЕПНП;

2

ПНСТ 203—2017

•    ведение реестров перевозчиков грузов автомобильным транспортом. АСН. выданных слециаль-ных разрешений на перевозку грузов:

•    прием заявлений и выдача специальных разрешений на перевозку грузов автомобильным тран-спортом;

•    контроль соблюдения маршрутов и других параметров при перевозке грузов автомобильным транспортом:

•    формирование статистической, аналитической и отчетной информации по перевозкам грузов автомобильным транспортом.

7.2    Требования к протоколам обмена информацией между подсистемой и другими компо*

нентами РНИС, а также с внешними автоматизированными системами

взаимодействие подсистемы с другими компонентами РНИС и внешними автоматизированными системами должно осуществляться через интеграционную платформу РНИС с использованием протоко* лов. определяемых на стадии проектирования при создании или модернизации РНИС и ее компонентов.

7.3    Требования к основным модулям подсистемы и их функциям

7.3.1    Модуль взаимодействия с ЕПНП должен обеспечивать:

•    прием мониторинговой информации от автомобильного транспорта из ЕПНП для их последую* щей обработки в рамках подсистемы:

•    доступ к информации справочников, общих для всех компонентов РНИС (справочник транспорт* ных средств, справочник АСН. справочник владельцев транспортных средств и др.);

•    доступ к данным для формирования отчетных форм;

•    доступ к данным для формирования перечня контролируемых показателей;

•    доступ к ГИС-модулю ЕПНП:

•    передачу полученной мониторинговой информации в модуль сервера приложений:

•    передачу результатов реализации унифицированных механизмов работы, предоставляемых ЕПНП. в модуль сервера приложений.

7.3.2    Модуль сервера приложений подсистемы должен обеспечивать:

•    прием мониторинговой информации от модуля взаимодействия с ЕПНП;

. обработку результатов работы с информацией справочников, общих для всех компонентов РНИС (механизм предоставляется ЕПНП);

•    обработку результатов работы с данными, общими для всех компонентов РНИС. для формирования отчетных форм в подсистемы (механизм предоставляется ЕПНП);

•    обработку результатов работы с данными, общими для всех компонентов РНИС. для формирования перечня контролируемых показателей в подсистемы (механизм предоставляется ЕПНП);

•    обработку результатов работы с ГИС-модулем ЕПНП;

•    обработку результатов запросов пользователей подсистемы;

•    мониторинг соблюдения маршрутов и других параметров движения при перевозке;

•    анализ информации о нарушениях правил перевозки грузов для обеспечения реализации мер воздействия на нарушителей;

•    формирование статистической, аналитической и отчетной информации по перевозкам грузов;

•    обеспечение оперативного приема сигналов тревоги от транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов при срабатывании тревожной кнопки;

•    обработку результатов запросов системы тестирования и диагностики РНИС.

7.3.3    Модуль базы данных подсистемы должен обеспечивать:

•    хранение нормативно-справочной и другой информации, необходимой для функционирования подсистемы;

•    хранение данных о нарушениях, фиксируемых подсистемой;

•    выгрузку данных по заданному временному интервалу (в днях) из СХД в СРКВД и удаление выгруженной информации из СХД:

•    восстановление из СРКВД и загрузка в СХД данных по заданному временному интервалу (в днях).

7.3.4    Модуль администрирования подсистемы должен обеспечивать:

•    ведение нормативно-справочной информации подсистемы;

3

ПНСТ 203—2017

•    ведение реестров перевозчиков грузов автомобильным транспортом, абонентских телематических терминалов, выданных специальных разрешений на перевозку грузов автомобильным транспортом;

•    формирование маршрутов движения транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов автомобильным транспортом в соответствии с выданными специальными разрешениями;

•    администрирование учетных записей пользователей подсистемы [создание, назначение/изме-нение прав (роли), удаление};

-    регистрацию действий пользователей подсистемы в журнале (вход/выход. создание, удаление, изменение данных).

7.3.5    Модуль ведения специальных разрешений должен обеспечивать;

-    прием заявлений на выдачу специальных разрешений на перевозку грузов;

•    формирование и выдачу специальных разрешений на перевозку грузов.

7.3.6    Модуль предоставления данных пользователям подсистемы должен обеспечивать;

-    предоставление пространственной информации и текущего положения геообъектов. автомобильного транспорта и других объектов навигации;

•    предоставление информации об организациях, осуществляющих перевозку грузов;

-    предоставление информации о транспортных средствах, осуществляющих перевозку грузов;

•    предоставление информации о выявленных нарушениях при перевозке грузов;

-    предоставление статистической, аналитической и отчетной информации по перевозкам грузов;

-    отображение истории перемещений автомобильного транспорта на электронной карте за заданный интервал времени;

•    предоставление информации о работоспособности подсистемы и ее компонентов в систему тестирования и диатостики РНИС.

7.4    Требования к АРМ подсистемы

Подсистема должна обеспечивать доступ АРМ пользователей к информации подсистемы посредством реализации WEB-интерфейса для этих пользователей.

Примечание — Число, номенклатура, функиионал и роли (права доступа) каждого из АРМ и пользователей. испогъзующих их. определяются на стадии проектирования при создании (модернизации) РНИС и ее компонентов.

7.5    Аппаратные средства подсистемы, необходимые для обеспечения эффективного

функционирования

7.5.1    Аппаратный комплекс подсистемы должен состоять из следующих основных элементов:

•    оборудования связи, обеспечивающего подключение к подсистеме пользователей, а также подключение подсистемы к компонентам РНИС с использованием современных цифровых каналов связи, включая каналы, использующие протоколы стандарта TCP/IP (в том числе через сеть Интернет) и балансировку нагрузки;

-    серверов, обеспечивающих обработку информации;

-    СХД. обеспечивающих физическое хранение данных и служебной информации подсистемы;

•    СРКВД, обеспечивающей создание и хранение резервной копии данных и возможность быстрого восстановления работоспособности РНИС (ее подсистем) в случае выхода из строя СХД.

Примечание — Допускается использование аппаратного комплекса других компонентов РНИС.

7.5.2    Серверы, обеспечивающие обработку информации, должны быть развернуты с использованием технологий виртуализации.

7.5.3    Серверы, обеспечивающие обработку информации, должны иметь аппаратную поддержку удаленного администрирования на базе механизма управления серверами в условиях отсутствия физического доступа к ним.

7.5.4    Требуемый общий объем дискового массива СХД должен быть определен на этапе технического проектирования РНИС в целом [в зависимости от числа объектов навигации (транспортных средств) и времени, в течение которого информация от них регистрируется и хранится в подсистеме].

7.5.5    СРКВД должна соответствовать техническим требованиям, предъявляемым к СХД. за исключением требуемого объема дискового массива, который должен обеспечивать хранение не менее двух полных копий данных. Функционирование СРКВД должно осуществляться без значительного увеличения нагрузки на компоненты подсистемы.

4

ПНСТ 203—2017

7.6 Требования к программному обеспечению подсистемы

7.6.1    Программное обеспечение подсистемы должно состоять из общего программного обеспечения. реализующего стандартную функциональность, необходимую для работы подсистемы (сетевые операционные системы, системы управления базами данных, служебные системы), и специального программного обеспечения, реализующего специфический функционал подсистемы.

7.6.2    В состав общего программного обеспечения должны входить:

•    сетевые операционные системы для запуска систем управления базами данных;

•    сетевые операционные системы для запуска специального программного обеспечения подсистемы;

•    системы управления базами данных;

•    системы резервного копирования и восстановления данных.

7.6.3    Общее программное обеспечение подсистемы должно обеспечивать;

•    организацию вычислительного процесса, процессы ввода, вывода, обработки информации, поддержку работы технических средств и обеспечения доступа к ресурсам подсистемы;

•    поддержку технологии «клиент-сервер» и обмена данными;

•    реализацию механизмов защиты информации от несанкционированного доступа.

7.6.4    Сетевая операционная система для запуска СУБД должна быть масштабируемой высокопроизводительной 64-битной серверной операционной системой, обеспечивающей высокий уровень надежности и безопасности информации.

7.6.5    Сетевая операционная система для запуска специального программного обеспечения подсистемы должна быть масштабируемой высокопроизводительной 64-битной серверной операционной системой, обеспечивающей высокий уровень надежности и безопасности информации.

7.6.6    СУБД должна предоставлять решения для обеспечения необходимого для подсистемы уровня надежности и доступности.

7.6.7    СРКВД должна обеспечивать:

•    быстрое, гибкое и надежное восстановление приложений и данных:

•    централизованное управление резервным копированием и восстановлением данных подсистемы.

7.6.6 Специальное программное обеспечение подсистемы должно обеспечивать реализацию для

пользователей WES-интерфейса и должно функционировать без дополнительных ограничений на автоматизированных рабочих местах пользователей, но с возможностью (при необходимости) установки дополнительных компонентов, в среде интернет-браузеров.

Примечание — Наименования и версии интернет-браузеров. обеспечивающих функциональность ТП, определяются на стадии проектирования при создании (модернизации) РНИС и ее компонентов.

7.6.9    Специальное программное обеспечение подсистемы должно быть включено в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации или должно быть разработано в процессе создания (модернизации) РНИС.

7.6.10    Функционирование подсистемы должно осуществляться в непрерывном режиме работы.

5

ПНСТ 203—2017

Приложение А (рекомендуемое)

Структура подсистемы мониторинга перевозок специальных, опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом на территории

субъекта Российской Федерации

6

ПНСТ 203—2017

Библиография

(1]    Указ Президента России от 17 мая 2007 г. N9 638 «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации»

(2] Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. № 1367 «Об утверждении правил предоставления и распределения в 2013—2014 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на информационно-навигационное обеспечение автомобильных маршрутов по транспортным коридорам «СЕВЕР—ЮГ» и «ВОСТОК—ЗАПАД» (с изменениями на 29 декабря 2015 г.)

7

ПНСТ 203—2017

УДК 621.396.931:006.354    ОКС 35.240.60

Ключевые слова: региональные навигационно-информационные системы, аппаратура спутниковой навигации. ГЛОНАСС, подсистема перевозок специальных, опасных, крупногабаритных и тяжело* весных грузов автомобильным транспортом

БЗ 12—2017/41

Редактор ЕЛ. Моисеева Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор Е.Р. Ароян Компьютерная верстка ВЛ. Гопав

Сдано в набор 29 11.2017. Подписано а печать 10.01.3018. Формат 60*34 */|. Гарнитура Ариап Уел. печ. л. !,40. Уч.-изд. п. 1.26. Тираж 20 э«>. За*. 2657.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

ИД «Юриспруденция!. 115419. Москва, ул. Орджоникидзе. 11. .

Издано и отпечатано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ». 123001. Москва. Гранатный пер., 4.