allgosts.ru35. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. МАШИНЫ КОНТОРСКИЕ35.240. Применение информационных технологий

ГОСТ Р 53625-2009 Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход

Обозначение:
ГОСТ Р 53625-2009
Наименование:
Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход
Статус:
Действует
Дата введения:
01/01/2011
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
35.240.99, 03.100.30

Текст ГОСТ Р 53625-2009 Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТР53625-

2009

(ИСО/МЭК 19796-1: 2005)

Информационная технология

ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА. МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА И МЕТРИКИ

Часть 1

Общий ПОДХОД

ISO/IEC 19796-1:2005

Information technology — Learning, education and training — Quality management, assurance and metrics — Part 1: General approach

(MOD)

Издание официальное

Москва

Стандартииформ

2011

ГОСТ Р 53625—2009

Предисловие

Цели и принципы стандартизации е Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Общие положения»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Государственным образовательным учреждением высшего профессионалы ного образования Московским государственным технологическим университетом «Станкин» на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК461 «Информационно-коммуникационные технологии а образовании (ИКТО)»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 967-ст

4    Настоящий стандарт является модифицированным поотношению к международному стандарту ИСО/МЭК 19796-1:2005 «Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход» (ISO/IEC 19796-1:2005 «Information technology—Learning, education and training —Quality management, assurance and metrics — Part 1: General approach»), при этом потребности национальной системы образования и особенности национальной стандартизации учтены путем изменения содержания отдельных структурных элементов, которые выделены курсивом или заключены в рамку из тонких линий, а информация собъяс* нением причин включения этих положений приведена в указанных структурных элементах в виде примечаний.

Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДГ

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется е ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Сгандартинформ. 2011

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р 53625—2009

Содержание

1    Область применения..................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................1

3    Термины и определения.................................................2

4    Сокращения........................................................2

5    Разработка общего подхода.............................................2

5.1    Этапы.........................................................2

5.2    Принципы и требования.............................................3

6    Модель процесса.....................................................3

6.1    Дескриптивная модель..............................................3

6.2    Представление модели процесса на основе эталонной структуры для описания подходов

к качеству (ЭСПК)..................................................4

6.3    Описание процессов................................................4

7    Соответствие требованиям стандарта........................................7

Приложение ДА (справочное) Поэтапная разработка общего подхода и гармонизации подходов

к качеству...............................................8

Приложение ДБ (справочное) Эталонные критерии качества (ЭКК)....................10

Приложение ДВ (справочное) Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов

международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном

международном стандарте.....................................12

Приложение ДГ (справочное) Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой

примененного международного стандарта ИСО/МЭК 19796-1:2005 ........... 13

Библиография.......................................................14

in

ГОСТ Р 53625—2009

Введение

Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК) совместно разрабатывают международные стандарты в области информационных технологий в рамках Первого совместного Технического комитета «Информационные технологии» (СТК1) ИСО/МЭК. объединяющего в настоящее время 37 Подкомитетов (ПК).

В1999 г. в составе СТК 1 ИСО/МЭК был образован 36-й Подкомитет (ПК 36) «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке».

В составе ПК 36 образованы семь рабочих групп (РГ). разрабатывающих международные стандарты последующим направлениям:

•    РГ1 — терминология;

-    РГ2 — технологии коллективной работы:

-    РГЗ — информационная поддержка преподавателя;

. РГ4 —управление и доставка контента;

•    РГ5 — обеспечение качества;

•    РГ6 — международные стандартизированные профили;

•    РГ7 — культурная/языковая/гуманитарная деятельность.

От Российской Федерации функции постоянно действующего национального рабочего органа СТК 1 ИСО/МЭК ПК 36 выполняет ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)», активно участвующий в разработке международных стандартов, осуществляющий разработку комплекса национальных стандартов ИКТО.

Разрабатываемый ПК 36 международный стандарт ИСО/МЭК 19796 состоит из пяти частей, объединенных общим названием «Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики». В настоящее время разработаны две части указанного международного стандарта:

-    Часть 1. Общий подход (ИСО/МЭК 19796-1:2005);

•    Часть 3. Эталонные методы и метрики (ИСО/МЭК 19796-3:2009).

В стадии разработки следующие три части стандарта:

-    Часть 2. Гармонизированная модель качества;

-    Часть 4. Лучшие практики и руководство по реализации (Технический отчет);

-    Часть 5. РуководствопоиспользованиюИСО/МЭК 19796-1 (Техническийотчет).

Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту

ИСО/МЭК 19796-1:2005, из которого исключен ряд информативных приложений и включены комментарии и дополнения, учитывающие потребности национальной экономики Российской Федерации и гармонизацию с комплексом национальных стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».

В целях эффективного применения настоящего стандарта в российской системе образования разработано Руководство по применению настоящего стандарта ГОСТ Р 53723—2009, учитывающее его взаимосвязью второй и третьей частями стандарта и содержащие методические основы для соблюдения основополагающих требований стандарта.

IV

ГОСТ Р 53625—2009 (ИСО/МЭК 19796-1:2005)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информационная технология

ОБУЧЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА. МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА. ОБЕСПЕЧЕНИЕ

КАЧЕСТВА И МЕТРИКИ

Часть 1 Общий подход

information technology. Learning, education and training. Quality management, assurance and metrics. Part 1. _General approach_

Дата введения — 2011—01—01

1 Область применения

В первой части стандарта определен общий подход к менеджменту качества и обеспечению качества применительно к области обучения, образования и подготовки с применением информационно-коммуникационных технологий. Указанная область в обобщенном виде может быть определена как электронное обучение в образовательных учреждениях всех уровней и в организациях, обеспечивающих подготовку и переподготовку кадров. Основные положения стандарта применимы к различным формам организации электронного обучения (мобильное, сетевое, автономное, смешанное, совместное и др.) и видам дистанционных образовательных технологий.

Настоящий стандарт определяет порядок разработки модели процесса, представляющей собой процессно-ориентированную структуру для описания, сравнения и анализа подходов к качеству в организациях, осуществляющих образовательную деятельность с применением дистанционных образовательных технологий и различных форм электронного обучения.

В качестве основы в стандарте использована эталонная структура для описания подходов к обеспечению качества, являющаяся универсальной моделью процесса. Для сравнения различных подходов кобеспечению и оценке качества рекомендовано использовать эталонные критерии качества.

Первуючасть стандарта рекомендуется использовать совместно с Руководством по ее применению (ГОСТ Р 53723).

Примечание — В настоящем стандарте по отношению к международному стандарту ИСО/МЭК 19796-1 изменено содержание раздела в целях учета специфики российской системы образования.

2 Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 9000—2006 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь ГОСТ Р ИСО 9001—2008 Системы менеджмента качества. Требования ГОСТ Р ИСО 9241-3—2003 Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 3. Требования к визуальному отображению информации

ГОСТ Р 52653—2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения

Иэдвнив официальное

1

ГОСТ Р 53625—2009

ГОСТ Р 53723—2009 Информационные технологии. Руководство по применению ГОСТ Р 53625—2009 (ИСО/МЭК 19796-1:2005)

Примечание- При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии а сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным а текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей ату ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000. ГОСТ Р 52653.

Примечание — 8 настоящем стандарте по отношению к международному стандарту ИСО/МЭК 19796-1 раздел дополнен ссылкой на национальный стандарт ГОСТ Р 52653. содержащий принятую в российской системе образования терминологию.

4 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АООР — американское общество по подготовке и развитию (American Society for Training and Development — ASTD):

АП —анализ потребностей (Needs Analysis — NA):

АС—анализ структуры (Framework Analysis — FA):

BMK—всеобщий менеджмент качества (Total quality management — TQM):

ДИН — германский институт стандартизации (нем. Deutsches Institut fuer Normung — DIN):

ЕСКП — европейская система кредитных переводов (European Credit Transfer System — ECTS); ЕФМК — европейский фонд менеджмента качества (European foundation for quality management — EFQM);

ИИЭР — институт инженеров no электротехнике и радиоэлектронике (Institute of Electrical and Electronics Engineers — IEEE);

КП —концвпция/проект (Conception f design — CD);

ПО — процесс обучения (Learning process — LP):

OO — оценка/оптимиэация (Evaluation/optimization — EO):

PE — реализация (Implementation — IM):

РИ — раэработка/изготовление (Development/production — DP);

ЭКК—эталонные критерии качества (Reference quality criteria — RQC);

ЭСПК — эталонная структура для описания подходов к качеству (Reference Framework for the Description of Quality Approaches — RFDO);

УИ—уникальный идентификатор.

5 Разработка общего подхода

5.1 Этапы

Разработка общего подхода к качеству для организации, осуществляющей образовательную деятельность с применением электронного обучения, должна выполняться в соответствии со следующими этапами (приложение ДА. рисунок ДА.1):

а)    объединение подходов к качеству, содержащихся в стандартах, профилях и лучших практиках;

б)    анализ и сравнение подходов к качеству на основе эталонной структуры для описания подходов к качеству (ЭСПК) и эталонных критериев качества (ЭКК);

2

ГОСТ Р 53625—2009

в)    разработка гармонизированной модели;

г)    локализация и адаптация гармонизированной модели в соответствии с национальными, от* раслевыми и корпоративными требованиями.

5.2 Принципы и требования

Разработка общего подхода к качеству должна выполняться на основе применения основополагающих принципов и требований (приложение ДА. рисунок ДА.2) с учетом взаимосвязи подходов к качеству на основе эталонных структур:

а)    всеобщего менеджмента качества:

б)    стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000;

в)    региональных и национальных документов по стандартизации:

г)    региональных и национальных объединений и организаций в области образования и электронного обучения:

д)    нормативных документов образовательных учреждений (организаций) и корпоративных структур.

Примечание — В настоящем стандарте по отношению к международному стандарту ИСО/МЭК 19796-1 введен дополнительный раздел S. определяющий поэтапный характер разработки общего подхода к качеству.

6 Модель процесса

Модель процесса должна быть детально разработана в соответствии с эталонной структурой для описания подходов к качеству (ЭСПК). Модель процесса должна представлять собой процессно-ориентированную структуру для описания, сравнения и анализа подходов к качеству. Эта структура должна применяться как метамодель для детальной разработки подходов к менеджменту качества и обеспечению качества.

Для разработки модели процесса иве процессно-ориентированной структуры могут использоваться следующие подходы.

Подход 1. Описание подхода к качеству

выбирают подход к менеджменту качества и обеспечению качества К1.

Идентифицируют процессы, соответствующие К1.

Описывают К1 в соответствии со структурой, используя категории описания.

Подход 2. Сравнение подходов к качеству

Выбирают подходы к менеджменту качества и обеспечению качества [К1.. .KN).

Идентифицируют процессы, соответствующие [К1 ...KN).

Описывают [К1. ..KN] в соответствии со структурой, используя категории описания.

Определяют метрики для сравнения [К1... KN).

Выполняют анализ и сравнение.

Подход 3. Гармонизация подходов к качеству

Используют подход 2.

Объединяют [К1.. .KN) в согласованную модель.

На основе реализации указанных подходов должна быть разработана модель процесса, соответствующая выбранному организацией подходу к качеству. Разработанное общее описание модели процесса в виде процессно-ориентированной структуры в последующем должно быть детализировано в соответствии с профилированием требований и критериев для процессов менеджмента и обеспечения качества.

6.1 Дескриптивная модель

Для классификации и документирования процессов, составляющих процессно-ориентированную структуру для описания согласованной модели, должна использоваться дескриптивная модель. В таблице 1 представлена унифицированная структура дескриптивной модели, которая может быть использована для описания любого основного процесса. Втаблице 1 представлен пример описания основного процесса — «Разработка курса».

3

ГОСТ Р 53625—2009

Таблица 1 — Дескриптивная модель для описания процессов

Атрибут

Описание

Пример

УИ

Уникальный идентификатор

УИ 1234

Категория

Основной процесс

Разработка курса

Название процесса

Название процесса

выбор метода

Описание

Описание процесса

8 этом процессе оцениваются и выбираются дидактическая концепция и методы

Связи

Связь с другими процессами

Перед выбором метода должен быть выполнен анализ целевой группы для обучения: АС.6

Подпроцвссы/лодас-

пекты

Подлроцессы/подаспекты/задачи

Идентификация метода, альтернативы метода, присвоение приоритета методу

Цель

Цель процесса

Обоснованный выбор одной или большего числа дидактических концепций

Метод

Методология для этого процесса.

Ссылки на руководящие указания/доку-менты

выбор методе должен базироваться на целевой группе дпя обучения. Методы выбираются исходя из опыте преподавателей

Результат

Ожидаемый результат процесса

Спецификация методов. Документы

Действующие

субъекты

ОтветственныеГучвствующие субъекты

Дидактическое построение команды

Мвтрикв/критерии

Оценка и метрика для этого процесса

Эталонные критерии качества (приложение ДБ)

Стандарты

Используемые стандарты

in т

Аннотация/пример

Дополнительная информация, примеры использования

6.2 Представление модели процесса на основе эталонной структуры для описания подхо-дов к качеству (ЭСПК)

Представление модели процесса на основе эталонной структуры для описания подходов к качеству (ЭСПК) должно соответствовать классификации и структуре процессов и подпроцессов, установленных в (3). Классификация процессов представлена в таблице 2 и включает семь процессов жизненного цикла для электронногообучения.

Таблица 2 — Эталонная структура для описания подходов к качеству (ЭСПК)

Уникальный

идентификатор

Категория

Подпроцессы

АП

Анализ потребности

Классификация

АС

Анализ структуры

Классификация

КП

Концепция/проект

Классификация

РИ

Рвзработка/изготовление

Классификация

РЕ

Реализация

Классификация

по

Процесс обучения

Классификация

ОО

Оценка/олтимизвция

Классификация

6.3 Описание процессов

Описание процессов должно выполняться в соответствии с дескриптивной моделью (см. 6.1). В таблицах 3—9 приведены примеры описания основных процессов.

ГОСТ Р 53625—2009

Таблица 3 — Описание процесса «Анализ потребностей»

Категория

УИ: АП. Процесс; анализ потребностей. Описание: идентификация и описание

требований, спроса и огренинениО образовательного проекта. Связь: нет

Подпроцессы/подаспекты

АП.1 Инициирование

АП.2 Идентификация заинтересованных сторон АП.З Определение целей АП.4 Анализ спроса

Цель

Описать потребности и спрос, которые будут учтены а образовательном проекте

Метод

Описание качества функционирования

Результат

Документирование требуемых целей, задач, потребностей и требований к образовательному проекту

Действующие субъекты

Руководитель проекта, специалисты, обучаемые, спонсоры

Метрики / критерии

Указатели

Нормативные документы

ГОСГРИСО 9000

Аннотация/лример

Таблица 4 — Описание процесса «Анализ структуры»

Категория

УИ: АС. Процесс; анализ структуры. Описание: идентификация структуры и контекста образовательного процесса. Связь; АП. КП

Подпроцессы / подаслвкгы

АС.1 Анализ внешнего контекста АС.2 Анализ кадровых ресурсов АС.Э Анализ целевых групп

АС.4 Анализ институционального и организационного контекстов АС.5 Планирование графика работ и бюджета АС.6 Анализ среды

Цель

Описать соответствующие факторы для образовательного проекта

Метод

Методы эмпирического социального исследования; методы юридического и экономического исследований и анализа

Результат

Документирование и подтверждение соответствующих параметров

Действующие субъекты

Руководитель проекта, специалисты

Метрики/критерии

Проверка правдоподобия, консультации экспертов

Нормативные документы

Аннотация/лример

Таблица 5 — Описание процесса «Концепция/проект»

Категория

УИ: КП. Название процесса: кониепция/проект. Описание; концепция и проект

образовательных процессов. Связь; нет

Подпроцессы/подаспекты

КП.1 Цели обучения

КП.2 Концепция содержания

КЛ.З Дидактическая концепция/методы

КП.4 Роли и виды деятельности

КЛ.5 Организационная концепция

КП.6 Техническая концепция

КП.7 Концепция проекта среды и взаимодействия

КЛ.& Концепция среды

КЛ.9 Концепция коммуникаций

КП.10 Концепция тестов и оценки

КП.11 Концепция сопровождения

Цель

Запланировать и разработать концепции для образовательного процесса

Метод

Применение Руководств по разработке

5

ГОСТ Р 53625—2009

Окончание таблицы 5

Категория

УИ: КП. Название процесса: концелция/проект. Описание; концепция и проект образовательных процессов. Связь: нет

Результат

Концепция и проект образовательных процессов

Действующие субъекты

Консультант, разработчики средств информации

Мвтрики/критерии

Нормативные документы

Аннотвция/пример

Таблице 6 — Описание процесса «Разработка/изготовление*

Категория

УИ: РИ. Процесс, разработка/изаотовление. Описание: реализация концепций. Связь: КП

Подпроцессы/лодвспекты

РИ.1 Реализация контента РИ.2 Реализация проекта РИ.З Реализация сред РИ.4 Техническая реализация РИ.5 Сопровождение

Цепь

Реализовать концепции

Метод

Руководство по реализации

Результат

Образовательные продукты и услуги

Действующие субъекты

Специалисты по информационным технологиям, авторы, разработчики

Метрики/критерии

Нормативные документы

Аннотация/пример

Таблица 7 — Описание процесса «Реализация»

Категория

УИ: РЕ. Процесс: реализация. Описание: описание реализации технологических компонентов. Связь; нет

Подпроцессы/лодвспекты

РЕ.1 Тестирование ресурсов обучения

РЕ.2 Адаптация ресурсов обучения

РЕ.Э Приведение в действие ресурсов обучения

РЕ.4 Организация применения

PE.S Техническая инфраструктура

Цель

Реализовать соответствующие технологические компоненты, используемые в процессе обучения

Метод

Изменение/конфигурирование/управление контентом

Результат

Среда обучения, включая все образовательные ресурсы

Действующие субъекты

Руководитель проекта, менеджер по информационным технологиям

Мвтрики/критерии

Тестирование бета-версий и системы

Нормативные документы

ввлидация программного обеспечения, например, в соответствии с требованиями ИИЭР: ГОСТ Р ИСО 9000

Аннотация/пример

6

ГОСТ Р 53625—2009

Таблица в — Описание процесса «Процесс обучения»

Категорий

УИ: ПО. Процесс; процесс обучения. Описание; реализация и применение процессе обучения. Связь; нет

Подпроцессы/подаспекты

ПО.1 Администрирование

ПО.2 Виды деятельности

ПО.З Экспертиза уровней компетенции

Цель

Осуществить процесс обучения

Метод

В соответствии с выбранной дидактической концепцией и методами

Результат

Завершенный процесс обучения, образования и подготовки

Действующий субъект

Обучаемые, инструкторы, наставники

Метрики/критерии

Эффективность использования, удовлетворенность пользователей

Нормативные документы

Аннотация/пример

Твбпица 9 — Описание процесса «Оценка/оптимиэация»

Категорий

УИ: 00. Процесс; оценке/оптимиавция. Описание; описание методов оценки, принципов и процедур. Связь; нет

Подпроцессы/подаспекты

00.1 Планирование 00.2 Реализация 00.3 Анализ

00.4 Оптимизация/улучшение

Цель

Описать процесс оценки образовательного процесса

Метод

Методы оценки (опросные листы, отслеживание траектории пользователя, обратная связь с пользователем)

Результат

Выполнить оценку образовательного процесса; оптимизировать и улучшить образовательный процесс

Действующий субъект

Эксперты по оценке, обучаемые, преподаватели

Метрики/критерии

Нормативные документы

ГОСТРИСО 9000

Аннотация/пример

7    Соответствие требованиям стандарта

Принятый организацией общий подход к качеству электронного обучения будет соответствовать требованиям данного стандарта при условии, что для всех процессов и подпроцессов, включенных в структуру модели процесса, разработаны описания, соответствующие эталонной структуре для описания подходов к качеству (ЭСПК).

При необходимости модель процесса может быть модифицирована за счет исключения из эталонной структуры отдельных процессов или включения в нее новых процессов, не указанных в данном стандарте. но имеющих важное значение для обеспечения гарантий качества. Описание этих процессов может содержать дополнительные сведения о подпроцессах и элементах данных.

8    приложениях ДА и ДБ приведена справочная информация, необходимая для более полного понимания требований стандарта.

7

ГОСТ Р 53625—2009

Приложение ДА (справочное)

Поэтапная разработка общего подхода и гармонизации подходов к качеству

Схеме разработки общего подхода к качеству а области электро иного обучения приведена на рисунке ДА1.

Рисунок ДА.1 — Схема разработки общего подхода к качеству в области электронного обучения

8

ГОСТ Р 53625—2009

Взаимосвязь подходов к качеству не основе эталонных структур и критериев приведена на рисунке ДА.2.

Рисунок ДА.2 — Взаимосвязь подходов к качеству не основе эталонных структур и критериев

Примечание — Настоящий стандарт дополнен приложением ДА. в которое включены рисунки 1 и 2 из введения к международному стандарту ИСО/МЭК 19796-1:20О5. в также дополнительные рекомендации по специфике подходов к менеджменту качества в российской системе образования.

9

ГОСТ Р 53625—2009

Приложение ДБ (спрееочное)

Эталонные критерии качества (ЭКК)

Эталонные критерии качестве для оценки качества используемых в электронном обучении продуктов систематизированы в двух разделах каталоге критериев, в первом разделе каталога представлены 213 эталонных критериев, представленных в стандарте ГОСТ Р ИСО 9241-3 и предназначенных для оценки качества продуктов, относящихся к категории программных средств. Во второй раздел каталоге включены 480 эталонных критериев качества, установленных [3| и структурированных по категориям в семи подразделах (таблица ДБ.1).

Таблица ДБ.1 — Структура второго раздела каталоге эталонных критериев качества

Номер

подраздела

Категория эталонных «ритериев «ачестоа

Число критериев

Имело дескриптивных критериев

1

Общие условия

101

32

2

Технические аспекты

ЮЗ

23

3

Хранение и обработка данных

37

14

4

Функциональное назначение

69

29

5

Теоретические аспекты

80

17

6

Кодирование информации

59

3

7

Специальные режимы представления

31

0

всего

480

118

В совокупности каталог представляет исчерпывающий перечень эталонных критериев качества, необходимых для оценки и сравнения различных видов продуктов с учетом национальной специфики и вариативности форм электронного обучения. Каталог эталонных критериев качества должен служить основой для построения профилей, необходимых для анализа и оценки процессов, включенных в модель процесса. В рамках принятого профиля для отдельныхэталонных критериев качества могут быть установлены приоритеты, например, определяющие категорию «обязательные критерии*. Кроме того, представленные в каталоге критерии классифицированы не дескриптивные и оценочные, что позволяет более эффективно использовать их для описания и сравнения продуктов и процессов.

Профилирование критериев целесообразно выполнять с учетом решаемых типовых задач:

•    анализ и сравнение продуктов и процессов для электронного обучения;

•    сертификация продуктов и процессов для электронного обучения.

В таблице ДБ.2 в качестве примере приведено описание критерия 5.4.2.4 (Э| (раздел S — функциональные возможности, подраздел 4 — связь, пункт 2 — асинхронная передача данных, подпункт 4 — поддержка асинхронной связи при использовании возможностей дополнительной публикации для учеников).

Таблица ДБ.2 — Описание критерия Б.4.2.4 [3]

Номер

Критерий

Описание/реалимция

Пространство значений

Комментарии

S.4.2.4

Поддержка асинхронной связи на основе предоставления возможности обучаемым совместно ис-пользовать/пуб ли ковать данные

Какой тип данных может публиковать-ся/соеместно использоваться обучаемыми? Какой тип денных имеют публикации/вв-торские инструментальные средства, предлагаемые обучаемым

е) выбор 1 (отсутствие выборе, текст без форматирования, форматированный текст, изображения, аудио, видео, другие виды);

Возможность для обучаемых совместно использовать различные виды данных обеспечивает их общение в процессе обучения, что особенно важно для форм обучения, ориентированных не группу или проект.

10

ГОСТ Р 53625—2009

Окончание таблицы ДБ.2

Ноыер

Критерий

Описание/рва л им ци я

Пространство значений

Комментарии

5.4,2.4

Ь) выбор 2 (отсутствие выбора, для текста без форматирования. для форматированного текста, для веб-страниц, для редактирования изображений. для редактирования аудиоинформации и видеоинформации. других видов информации)

Например, каталоги веб-страниц обучаемых или совместно используемых файлов облегчают обмен данными. Основной формой обмена данными может быть обмен текстами в формате ASCII с применением электронной почты. Стандартные средства редактирования и публикации облегчают обмен данными между обучаемыми. Стандартные авторские средства и средства публикации облегчают обмен данными между учениками. Например, исключается конфликт форматов данных, когда ученики используют средства, предлагаемые продуктом для обучения, вместо использования ряда инструментальных средств

Примечание — Нестоящий стандарт дополнен приложением ДБ. а которое включены отдельные части из приложения О межгосударственногостандарта и дополнительные пояснения по специфике применения эталонных критериев качества.

11

ГОСТ Р 53625—2009

ПриложениеДВ (справочное)

Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных 8 примененном международном стандарте

Таблице ДВ.1

Обозначение ссылочною национальною.

межгосударственного стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование ссылочного международного стандарта

ГОСТ Р ИСО 9000—2008

ЮТ

ИСО 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»

ГОСТ Р ИСО 9001—2008

ЮТ

ИСО 9001—2008 «Системы менеджмента качества. Требования»

ГОСТ Р ИСО 9241-3—2003

ЮТ

ИСО 9241-3:1992 «Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов. Часть 3. Требования к визуальному отображению информации»

ГОСТ Р 52653—2006

ГОСТ Р 53723—2009

Примечание — 8 настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов:

- ЮТ — идентичные стандарты.

12

ГОСТ Р 53625—2009

Приложение ДГ (справочное)

Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного международного

стандарта ИСО/МЭК 19796-1:2005

Т в 6 л и ц а ДГ.1

Структура настоящего стандарта

Структура международного стандарта ИСО/МЭК 19796-1:2005

1 Облесть применения

1 Область применения

2 Нормативные ссыпки

3 Термины и определения

2 Термины и определения

4 Сокращения

5 Разработке обшеео подхода

5.1 Этапы

5.2 Принципы и требования

6 Модель процесса

3 Модель процесса

6.1 Дескриптивная модель

3.1 Дескриптивная модель

6.2 Представление модели процесса на основе эта-

3.2 Представление модели процесса на основе эта-

лонной структуры для описания подходов к качеству

лонной структуры для описания подходов к качеству

(ЭСПК)

(ЭСПК)

6.3 Описание процессов

3.2.1 Описание процессов

7 Соответствие требованиям стандарта

4 Соответствие требованиям стандарта

Приложение ДА (справочное) Поэтапная разработке обшеео подхода и еармонизаиии подходов к качеству

Приложение ДБ (справочное) Эталонные критерии качества (ЭККJ

Приложение ДВ (справочное) Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным е качестве ссылочных в примененном международном стандарте

Приложение ДГ (справочное) Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного международного стандарта ИСО/МЭК 19796-1:2005

Приложение А (информативное) Пояснения по применению модели

Приложение 8 (информативное) Модель процесса DIN (DIN PAS 1032-1)

Приложение С (информативное) Французский кодекс установившейся практики для электронного обучения (AFNOR 276-001)

Приложение D (информативное) Эталонные критерии качества (RQC) DIN PAS 1032-1

Приложение Ё (информативное) Гармонизированная модель менеджмента качества для обучения, образования и подготовки: отображение CELTSC и RFDO

Приложение F (информативное) Конкретные цели качества

Приложение G (информативное) Ссылки

Библиоерафия

Примечание —В нестоящий стандарт не включены информативные приложения А. в. С. О. Е и F. со-

держащие элементы зарубежных практик в области электронного обучения, применение которых в российской

системе образования без значительной адаптации не представляется возможным.

13

ГОСТ Р 53625—2009

{1)ИСО 9241-12:1998

(2} IEEE 1484.12.1—2002 (З)ДИН 1032-1

Библиография

Эргономические требования к офисным работам с применением видеодисплейных терминалов. Честь 12. Представление информации

Leerning Object Metadata standard. — New York: IEEE, 2002

Обучение, образование и подготовка с применением электронного обучения. Часть 1. Эталонная модель для менеджмента качества иобеспечения качества. Планирование. разработке, реализация и оценка процессов и предложений по обучению. образованию и подготовке

14

ГОСТ Р 53625—2009

УДК 658.562.014:006.354    ОКС 35.240.99    П80    ОКП500000

03.100.30

Ключевые слова: качество, менеджмент качества, обеспечение качества, общий подход, образование, обучение и подготовка

15

Редактор Н.в. Таланова Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор ЕМ- Мулйнеоа Компьютерная верстка А Н. Золотаревой

Сдано в набор 24.01.2011.    Подписано • печать 08.02.2011. Формат 60>84Буыага офсетная. Гарнитура Ариал.

Печать офсетная. Уел. печ. л. 2.32. Уч.-изд. л. 1.70. Тираж 131 экэ. Зак. 86.

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ*. 123395 Москва. Гранатный пер . 4.     info@goslmlo ти

Набрано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на ПЭВМ.

Отпечатано а филиале ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ* — тип. 'Московский печатник». 105062 Москва. Лялин пер.. 6.