База ГОСТовallgosts.ru » 35. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. МАШИНЫ КОНТОРСКИЕ » 35.240. Применение информационных технологий

ПНСТ 201-2017 Глобальная навигационная спутниковая система. Региональные навигационно-информационные системы. Назначение, состав и характеристики подсистемы мониторинга и управления пассажирскими перевозками на территории субъекта Российской Федерации

Обозначение: ПНСТ 201-2017
Наименование: Глобальная навигационная спутниковая система. Региональные навигационно-информационные системы. Назначение, состав и характеристики подсистемы мониторинга и управления пассажирскими перевозками на территории субъекта Российской Федерации
Статус: Действует
Дата введения: 03/01/2018
Дата отмены:
Заменен на: -
Код ОКС: 35.240.60
Скачать PDF: ПНСТ 201-2017 Глобальная навигационная спутниковая система. Региональные навигационно-информационные системы. Назначение, состав и характеристики подсистемы мониторинга и управления пассажирскими перевозками на территории субъекта Российской Федерации.pdf
Скачать Word:ПНСТ 201-2017 Глобальная навигационная спутниковая система. Региональные навигационно-информационные системы. Назначение, состав и характеристики подсистемы мониторинга и управления пассажирскими перевозками на территории субъекта Российской Федерации.doc

Текст ПНСТ 201-2017 Глобальная навигационная спутниковая система. Региональные навигационно-информационные системы. Назначение, состав и характеристики подсистемы мониторинга и управления пассажирскими перевозками на территории субъекта Российской Федерации



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

пнет

201—

2017

Глобальная навигационная спутниковая система

РЕГИОНАЛЬНЫЕ

НАВИГАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ

СИСТЕМЫ

Назначение,состав и характеристики подсистемы мониторинга и управления пассажирскими перевозками на территории субъекта Российской Федерации

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2018

ПНСТ 201—2017

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «ЗащитаИнфоТранс Министерства транспорта Российской Федерации» (ФГУП «ЗащитаИнфоТранс»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК ЗвЗ «Радионавигация»

3    УТ8ЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2017 г. № 50-пнст

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТР 1.16—2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за четыре месяца до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 105082. Москва, ул. Бакунинская. д. 71. стр. 10 и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074. Москва. Китайгородский проезд, д. 7. стр. 1.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (

© Стамдартинформ. 2018

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

ПНСТ 201—2017

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины и определения...............................................................2

4    Сокращения.........................................................................2

5    Назначение подсистемы...............................................................2

6    Состав подсистемы...................................................................2

7    Характеристики подсистемы............................................................2

Приложение А (рекомендуемое) Структура подсистемы мониторинга и управления пассажирскими

перевозками на территории субъекта Российской Федерации........................7

Библиография.........................................................................8

ПНСТ 201—2017

Введение

Настоящий стандарт входит а комплекс стандартов «Глобальная навигационная спутниковая система. Региональные навигационно-информационные системы» и определяет назначение, состав и требования к характеристикам подсистемы мониторинга и управления пассажирскими перевозками на территории субъекта Российской Федерации.

Подсистема создается в составе региональной навигационно-информационной системы как обязательная подсистема, обеспечивающая автоматизацию деятельности региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в части мониторинга регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. № 1367 «Об утверждении правил предоставления и распределения в 2013—2014 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на информационно-навигационное обеспечение автомобильных маршрутов по транспортным коридорам «СЕВЕР—ЮГ» и «ВОСТОК—ЗАПАД» (с изменениями на 29 декабря 2015 г.)

«V

ПНСТ 201—2017

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глобальная навигационная спутниковая система

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАВИГАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Назначение, состав и характеристики подсистемы мониторинга и управления пассажирскими перевозками на территории субъекта Российской Федерации

Global navigation satellite system. Regional navigation and information systems.

Purpose, composition and characteristics of subsystem for monitoring and control passengers transportation on the territory of the subject of the Russian Federation

Срок действия с 2018—03—01 до 2020—03—01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на подсистему мониторинга и управления пассажирскими перевозками на территории субъекта Российской Федерации (далее — подсистема), входящую в состав региональной навигационно-информационной системы, и устанавливает требования к ее назначению. составу и характеристикам.

Положения настоящего стандарта могут быть использованы для обеспечения унификации и совместимости аппаратных и программных средств, функционирующих в рамках автоматизированных систем управления (диспетчеризации), мониторинга и контроля, создаваемых на основе применения глобальных навигационных спутниковых систем [1].

Примечание — Назначение, архитектура РНИС и общие требования к региональному навигационноинформационному центру и его компонентам установлены в ПНСТ 194.

2 Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 54028 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления междугородними пассажирскими перевозками. Требования к архитектуре, функциям и решаемым задачам

ПНСТ 193—2017 Глобальная навигационная спутниковая система. Региональные навигационноинформационные системы. Термины и определения

ПНСТ 194—2017 Глобальная навигационная спутниковая система. Региональные навигационно-информационные системы. Назначение и архитектура

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных а данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная осыпка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, а котором дана ссылка на наго, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Издание официальное

1

ПНСТ 201—2017

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ПНСТ 193.

4 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АРМ    —    автоматизированное рабочее место:

АСН    —    аппаратура спутниковой навигации:

ГИС    —    геоинформационная система;

ГЛОНАСС — глобальная навигационная спутниковая система Российской Федерации;

ЕПНП    — единая платформа навигационных приложений:

РНИС    — региональная навигационно-информационная система;

СРКВД — система резервного копирования и восстановления данных;

СУБД    —    система управления базами данных:

СХД    —    система хранения данных:

TCP/IP — набор сетевых протоколов передачи данных, используемых в сетях, включая сеть Интернет;

WEB-интерфейс — совокупность средств, при помощи которых пользователь взаимодействует с приложением через браузер.

5 Назначение подсистемы

5.1    Подсистема предназначена для автоматизации деятельности региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в части планирования и контроля работы пассажирских транспортных средств, выполняющих перевозки на территории субъекта Российской Федерации.

5.2    Целью создания подсистемы являются:

- повышение эффективности реализации региональными исполнительными органами государственной власти контрольно-надзорных функций в сфере пассажирских перевозок, выполняемых автомобильными пассажирскими транспортными средствами, средствами пассажирского электрического транспорта на территории субъекта Российской Федерации:

•    повышение безопасности движения пассажирских транспортных средств на автомобильных дорогах субъекта Российской Федерации;

•    повышение производительности труда в сфере пассажирских перевозок наземным транспортом, выполняемых на территории субъекта Российской Федерации.

6 Состав подсистемы

6.1    Подсистема должна создаваться и функционировать как система, все или некоторые компоненты которой должны размещаться на базе технологической инфраструктуры РНИС [2].

6.2    Подсистема должна быть построена по модульному принципу и включать в свой состав следующие основные модули (или реализовывать их функционал):

•    взаимодействия с ЕПНП:

•    сервера приложений;

•    базы данных;

- администрирования:

•    предоставления данных пользователям.

Рекомендуемая структура подсистемы приведена в приложении А.

6.3    В состав подсистемы дополнительно могут быть включены и другие модули или их функционал.

Примечание — Назначение и состав дополнительных модулей, включаемых в подсистему, определяются решением субъекта Российской Федерации.

7 Характеристики подсистемы

7.1 Требования к функционалу подсистемы

Подсистема должна обеспечивать выполнение следующих функциональных задач: • взаимодействие с ЕПНП;

ПНСТ 201—2017

•    создание и ведение реестра предприятий наземного пассажирского транспорта, выполняющих перевозки на территории субъекта Российской Федерации;

•    формирование электронной базы данных заключенных государственных и муниципальных контрактов. выданных свидетельств об осуществлении регулярных автобусных перевозок по маршрутам и карт маршрутов регулярных автобусных перевозок на территории субъекта Российской Федерации:

•    создание и ведение реестров маршрутов регулярных пассажирских перевозок, выполняемых на территории субъекта Российской Федерации;

•    формирование годовых, квартальных и месячных планов регулярных пассажирских перевозок, выполняемых на территории субъекта Российской Федерации;

•    мониторинг и контроль процесса регулярных пассажирских перевозок, выполняемых на территории субъекта Российской Федерации, на основе использования технологий спутниковой навигации:

•    сбор исходных данных о числе пассажиров, проезжающих в транспортных средствах, с помощью инструментальных средств подсчета количества входящих и выходящих пассажиров; обработка и анализ исходных данных с целью оценки динамики пассажиропотоков на маршрутах регулярных пассажирских перевозок, выполняемых на территории субъекта Российской Федерации (при наличии технической возможности);

•    возможность работы с информацией, полученной от систем видеонаблюдения и видеорегистрации. установленных на пассажирском транспорте (при наличии технической возможности);

•    формирование статистической, аналитической и отчетной информации о результатах регулярных пассажирских перевозок, выполняемых на территории субъекта Российской Федерации:

•    работу с архивными данными по запросу пользователя без приостановки работы подсистемы в режиме реального времени.

7.2    Требования к протоколам обмена информацией между подсистемой и другими

компонентами РНИС, а также с внешними автоматизированными системами

Информационное взаимодействие подсистемы с другими компонентами РНИС и внешними автоматизированными системами должно осуществляться через интеграционную платформу РНИС с использованием протоколов, определяемых на стадии проектирования при создании (модернизации) РНИС и ее компонентов.

7.3    Требования к основным модулям подсистемы и их функциям

7.3.1    Модуль взаимодействия с ЕПНП должен обеспечивать:

•    прием мониторинговой информации от транспортных средств из ЕПНП для их последующей обработки в рамках подсистемы:

•    доступ к информации справочников, общих для всех компонентов РНИС субъекта Российской Федерации (справочник транспортных средств, справочник АСН. справочник владельцев транспортных средств и др.);

•    доступ к данным для формирования отчетных форм;

•    доступ к данным для формирования перечня контролируемых показателей;

•    доступ к ГИС-модулю ЕПНП;

•    передачу полученной мониторинговой информации в модуль сервера приложений;

•    передачу результатов реализации унифицированных механизмов работы, предоставляемых ЕПНП. в модуль сервера приложений.

7.3.2    Модуль сервера приложений подсистемы должен обеспечивать:

•    прием мониторинговой информации от модуля взаимодействия с ЕПНП;

•    обработку результатов работы с информацией справочников, общих для всех компонентов РНИС (механизм предоставляется ЕПНП);

•    обработку результатов работы с данными, общими для всех компонентов РНИС. для формирования отчетных форм в подсистемы (механизм предоставляется ЕПНП);

•    обработку результатов работы с данными, общими для всех компонентов РНИС. для формирования перечня контролируемых показателей в подсистемы (механизм предоставляется ЕПНП);

•    обработку результатов работы с ГИС-модулем ЕПНП:

•    обработку результатов запросов пользователей подсистемы;

•    контроль соблюдения маршрутов и других параметров движения пассажирских транспортных средств при выполнении регулярных пассажирских перевозок на территории региона;

3

ПНСТ 201—2017

•    обработку и анализ информации о динамике пассажиропотоков на маршрутах регулярных лере* возок на территории региона (при наличии технической возможности):

•    формирование статистической, аналитической и отчетной информации по выполненным работам в сфере пассажирских перевозок на территории региона под контролем подсистемы (в том числе в части соблюдения расписаний, времени и места остановок, срабатывания тревожной кнопки):

•    обеспечение оперативного приема сигналов тревоги от пассажирских транспортных средств, вы* полняющих перевозки на территории региона, при срабатывании тревожной кнопки;

•    обработку результатов запросов системы тестирования и диагностики РНИС.

7.3.3    Модуль базы данных подсистемы должен обеспечивать:

•    хранение нормативно-справочной и другой информации, необходимой для функционирования подсистемы;

•    хранение событий о нарушениях, фиксируемых подсистемой;

•    выгрузку данных по заданному временному интервалу (в днях) из СХД в СРКВД и удаление вы* груженной информации из СХД;

•    восстановление из СРКВД и загрузка в СХД данных по заданному временному интервалу (в днях).

7.3.4    Модуль администрирования подсистемы должен обеспечивать:

-    ведение нормативно-справочной информации подсистемы;

-    ведение реестра маршрутов регулярных пассажирских перевозок, выполняемых на территории субъекта Российской Федерации;

-    ведение реестров перевозчиков, транспортных средств. АСН;

•    ведение реестра утвержденных (согласованных) расписаний движения;

-    формирование маршрутов движения пассажирских транспортных средств, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки на территории региона;

•    возможность контроля исполнения условий государственных и муниципальных контрактов, до* говоров и выданных свидетельств на перевозки пассажиров;

-    администрирование учетных записей пользователей подсистемы [создание, назначение/измене-ние прав (роли), удаление):

•    регистрацию действий пользователей подсистемы в журнале (еход/выход; создание, удаление, изменение данных).

7.3.5    Модуль предоставления данных пользователям подсистемы должен обеспечивать:

-    предоставление пространственной информации и текущего положения пассажирских транспорт* ных средств и других объектов навигации;

•    предоставление информации о предприятиях и организациях пассажирского транспорта региона;

-    предоставление информации о пассажирских транспортных средствах, выполняющих регулярные перевозки пассажиров под контролем подсистемы;

•    предоставление информации о выявленных нарушениях, допущенных при выполнении регулярных пассажирских перевозок на территории региона под контролем подсистемы:

-    предоставление статистической, аналитической и отчетной информации по выполненной работе в сфере пассажирских перевозок на территории региона под контролем подсистемы;

•    отображение истории перемещений пассажирских транспортных средств, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки на территории региона под контролем подсистемы, на электронной карте за заданный интервал времени:

•    предоставление информации о работоспособности подсистемы и ее компонентов в систему тестирования и диагностики РНИС.

7.4 Требования к АРМ подсистемы

Подсистема должна обеспечивать доступ АРМ пользователей к информации подсистемы посредством реализации WEB-интерфейса для этих пользователей.

Примечание — Число, номенклатура, функционал и роли {права доступа) каждого из АРМ и пользователей. использующих их. определяются на стадии проектирования при создании (модернизации) РНИС и ее компонентов.

7.5 Требования к аппаратным средствам, необходимым для обеспечения эффективного функционирования подсистемы

7.5.1 Аппаратный комплекс подсистемы должен состоять из следующих основных элементов:

4

ПНСТ 201—2017

•    оборудования связи, обеспечивающего подключение к подсистеме пользователей, а также под* ключение подсистемы к компонентам РНИС с использованием современных цифровых каналов связи, включая каналы, использующие протоколы стандарта TCP/IP {в том числе через сеть Интернет) и балансировку нагрузки;

•    серверов, обеспечивающих обработку информации:

•    СХД. обеспечивающих физическое хранение данных и служебной информации подсистемы:

•    СРКВД. обеспечивающей создание и хранение резервной копии данных и возможность быстрого восстановления работоспособности РНИС (ее подсистем) в случае выхода из строя СХД.

Примечание — Допускается использование аппаратного комплекса других компонентов РНИС.

7.5.2    Серверы, обеспечивающие обработку информации, должны быть развернуты с использованием технологий виртуализации.

7.5.3    Серверы, обеспечивающие обработку информации, должны иметь аппаратную поддержку удаленного администрирования на базе механизма управления серверами в условиях отсутствия физического доступа к ним.

7.5.4    Требуемый общий объем дискового массива СХД должен быть определен на этапе технического проектирования РНИС в целом [в зависимости от числа объектов навигации (транспортных средств) и времени, в течение которого информация от них регистрируется и хранится в подсистеме].

7.5.5    СРК8Д должна соответствовать техническим требованиям, предъявляемым к СХД. за исключением требуемого объема дискового массива, который должен обеспечивать хранение не менее двух полных копий данных. Функционирование СРКВД должно осуществляться без значительного увеличения нагрузки на компоненты подсистемы.

7.6 Требования к программному обеспечению подсистемы

7.6.1    Программное обеспечение подсистемы должно состоять из общего программного обеспечения. реализующего стандартную функциональность, необходимую для работы подсистемы (операционные системы, системы управления базами данных, служебные системы), и специального программного обеспечения, реализующего специфический функционал лодсистемы.

7.6.2    В состав общего программного обеспечения должны входить:

•    сетевые операционные системы для запуска систем управления базами данных;

•    сетевые операционные системы для запуска специального программного обеспечения подсистемы;

•    системы управления базами данных;

•    системы резервного копирования и восстановления данных.

7.6.3    Общее программное обеспечение подсистемы должно обеспечивать;

•    организацию вычислительного процесса, процессы ввода, вывода, обработки информации, поддержку работы технических средств и обеспечения доступа к ресурсам подсистемы;

•    поддержку технологии «клиент-сервер» и обмена данными:

•    реализацию механизмов защиты информации от несанкционированного доступа.

7.6.4    Сетевая операционная система для запуска СУБД должна быть масштабируемой высокопроизводительной 64-битной серверной операционной системой, обеспечивающей высокий уровень надежности и безопасности информации.

7.6.5    Сетевая операционная система для запуска специального программного обеспечения подсистемы должна быть масштабируемой высокопроизводительной 64-бигной серверной операционной системой, обеспечивающей высокий уровень надежности и безопасности информации.

7.6.6    СУБД должна обеспечивать решения для обеспечения необходимого для подсистемы уровня надежности и доступности.

7.6.7    СРКВД должна обеспечивать:

•    быстрое, гибкое и надежное восстановление приложений и данных;

•    централизованное управление резервным копированием и восстановлением данных подсистемы.

7.6.8    Специальное программное обеспечение подсистемы должно обеспечивать реализацию для пользователей WEB-интерфейса и должно функционировать без дополнительных ограничений на автоматизированных рабочих местах пользователей, но с возможностью (при необходимости) установки дополнительных компонентов, в среде интернет-браузеров.

Прим еча н и е — Наименования и версии ингернет-браузеров. обеспечивающих функциональность ТП. определяются на стадии проектирования при создании (модернизации) РНИС и ее компонентов.

5

ПНСТ 201—2017

7.6.9    Функции и решаемые задачи специальною программного обеспечения должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 54028.

7.6.10    Специальное программное обеспечение подсистемы должно быть включено в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации или должно быть разработано в процессе создания (модернизации) РНИС.

7.6.11    Функционирование подсистемы должно осуществляться в непрерывном режиме работы.

6

ПНСТ 201—2017

Приложение А (рекомендуемое)

Структура подсистемы мониторинга и управления пассажирскими перевозками на территории субъекта Российской Федерации

7

ПНСТ 201—2017

Библиография

[1]    Указ Президента России от 17 мая 2007 г. N9 638 «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации»

[2]    Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. N9 1367 «Об утверждении правил предоставления и распределения в 2013—2014 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на информационно-навигационное обеспечение автомобильных маршрутов по транспортным коридорам «СЕВЕР—ЮГ» и «ВОСТОК—ЗАПАД» (е изменениями на 29 декабря 2015 г.)

УДК 621.396.931:006.354    ОКС 35.240.60

Ключевые слова: региональные навигационно-информационные системы, аппаратура спутниковой навигации. ГЛОНАСС, подсистема мониторинга и управления пассажирскими перевозками на территории субъекта Российской Федерации

БЗ 11—2017/64

Редактор Н А. Аргунова Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор Е.Р. Ароян Компьютерная верстка И.В. Батосеико

Сдано • набор 24.11.2017. Подписано н печать 10.01.2018. Формат 60«64Vj. Гарнитура Ариал Уел. печ. л. МО. Уч.-иад. п. 1.24. Тираж 21 ом. За*. 2513.

Подготовлено на осмоае электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

ИД «Юриспруденцией. 11641$. Моема, ул. Орджоникидэе. 11. .

Издано и отпечатано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ». 123001. Москва. Гранатный пер.. 4. www.90stinro.1u