ГОСТ Р 54295-2010/ISO/PAS 17003:2004
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Оценка соответствия
ЖАЛОБЫ И АПЕЛЛЯЦИИ
Принципы и требования
Conformity assessment. Complaints and appeals. Principles and requirements
ОКС 03.120.20
Дата введения 2011-09-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "ИНТЭК" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря 2010 г. N 1140-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному документу - общедоступные технические требования ISO/PAS 17003:2004* "Оценка соответствия. Жалобы и апелляции. Принципы и требования" (ISO/PAS 17003:2004 "Conformity assessment - Complaints and appeals - Principles and requirements", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .
Дополнительные сноски в тексте стандарта, выделенные курсивом, приведены для пояснения текста оригинала.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общедоступные технические требования (ОТТ), которые содержат принципы и требования для элементов "жалобы" и "апелляции" в связи с оценкой соответствия.
Настоящий стандарт является инструментом, использующимся в процессе разработки стандартов в области подтверждения соответствия продукции, услуг, систем качества, подтверждения компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации всеми разработчиками
_______________
Настоящий стандарт не является отдельным нормативным документом для использования непосредственно в деятельности по оценке соответствия.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ISO/IEC 17000:2004, Conformity assessment - Vocabulary and general principles (Оценка соответствия. Словарь и общие принципы)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины и определения, приведенные в ИСО/МЭК 17000.
Примечание - Термин "орган" ("body") в настоящем стандарте означает либо орган по аккредитации, либо орган по оценке соответствия согласно определениям, данным в ИСО/МЭК 17000.
4 Предпосылки
4.1 Жалобы, получаемые органами, делятся на две категории (см. рисунок 1). Одна категория жалоб относится к оценке соответствия и/или к апелляциям, а также к способу функционирования системы оценки соответствия. Это тип специфических жалоб (претензий), которые, если останутся нерешенными, способны принести дурную славу и органу, и системе.
4.2 Другая категория жалоб относится к уровню качества услуг или к доставке. Рассмотрение этих жалоб является частью нормального делового процесса и не является объектом настоящего документа. ИСО 10002 дает руководство к процессу рассмотрения жалоб, которое можно было бы использовать для решения этих типов жалоб.
Рисунок 1 - Два типа жалоб, получаемых органами по аккредитации и оценке соответствия
4.3 Термин "апелляция" в настоящем стандарте не следует путать с использованием термина "апелляция" в юридическом смысле. Апелляции и рассмотрение апелляций в контексте оценки соответствия в настоящем стандарте сознательно считаются внутренним процессом органа, результат которого по оценке соответствия опротестовывается.
Решение по апелляции остается решением того органа, в который подается протест, и не требуется слушания или решения по апелляции в каком-нибудь внешнем агентстве или суде.
4.4 При рассмотрении жалоб (претензий) и апелляций можно использовать части одного и того же процесса.
4.5 Решения по жалобам (претензиям) или апелляциям следует записывать, чтобы обеспечивать прослеживаемый ресурс для анализа будущих жалоб и апелляций и гарантировать последовательное принятие решений и понимание тенденций жалоб или апелляций.
5 Принцип рассмотрения жалоб и апелляций
5.1 Общие вопросы
Эффективное решение по жалобам и апелляциям является важным средством защиты от ошибок для органа, его клиентов и других пользователей оценки соответствия. Конфиденциальная информация в деятельности по оценке соответствия защищена, когда процесс рассмотрения жалоб и апелляций является правильным.
6 Требования для рассмотрения жалоб и апелляций
6.1 Общие вопросы
При разработке настоящего документа было признано, что существуют различные уровни специфичности, которые должны учитываться разработчиками
_______________
a) Обязательные: это сформулированные специфические требования, которые должны соблюдать разработчики, когда данный элемент должен использоваться без изменения, кроме случаев замены более специфическими терминами.
b) Рекомендованные: это сформулированные требования, которые следует соблюдать разработчикам, если они хотят иметь более высокий уровень технических условий. Изменение допустимо.
c) Предлагаемые: это доводы, которые разработчики могли бы учитывать при разработке требований.
Предусматривая эти разные уровни специфичности, в настоящем стандарте реализуется замысел ИСО/КАСКО о согласованном положении, которое касается элементов, являющихся общими для всех видов деятельности в области оценки соответствия и в то же время обеспечивает некоторую гибкость для конкретных формулировок отдельными разработчиками.
6.2 Общие требования
Следующие требования являются обязательными:
a) Орган по оценке соответствия должен иметь документированный процесс для получения, оценки и принятия решений по жалобам и апелляциям.
b) Описание процесса рассмотрения жалоб и апелляций должно предоставляться всем заинтересованным сторонам по запросу.
c) При получении жалобы орган должен подтвердить, относится ли эта жалоба к деятельности по оценке соответствия, за которую он отвечает, и если это так, то он берется за ее рассмотрение.
d) Орган должен нести ответственность за все решения на всех уровнях процесса рассмотрения жалоб и апелляций.
e) Анализ и решение по жалобам не должны приводить к дискриминационным действиям.
6.3 Требования к процессу
6.3.1 Обязательные требования
6.3.1.1 Процесс рассмотрения жалоб и апелляций должен, как минимум, включать следующие элементы и методы:
a) описание процесса для получения, проверки достоверности, анализа жалобы или апелляции и принятия решения, какие действия должны быть предприняты в ответ;
b) отслеживание и запись жалоб и апелляций, включая предпринятые действия для их решения;
c) гарантию, что все соответствующие действия будут предприняты.
6.3.1.2 Орган, получающий жалобу или апелляцию, должен отвечать за сбор и проверку всей необходимой информации для подтверждения достоверности этой жалобы или апелляции.
6.3.1.3 По возможности орган должен подтверждать получение жалобы (претензии) или апелляции и предоставлять их подателю сообщение о ходе работ и результатах.
6.3.1.4 Решение, которое отправляется подателю жалобы или апелляции, должно быть принято или рассмотрено и утверждено лицом(ми), не участвующим(и) в первоначальной деятельности по оценке соответствия, о которой идет речь.
6.3.1.5 В конце процесса рассмотрения жалобы и апелляций орган по возможности должен делать официальное уведомление их подателю.
6.3.2 Пояснительный текст
Считается, что процесс рассмотрения жалоб в соответствии с требованиями ИСО 10002, в котором используются конкретные требования стандарта КАСКО, удовлетворяет требованиям 6.3.1.1.
Приложение ДА
(справочное)
Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов межгосударственным стандартам
Таблица ДА.1
Обозначение ссылочного международного стандарта | Степень соответствия | Обозначение и наименование соответствующего межгосударственного стандарта |
ISO/IEC 17000:2004 | IDT | ГОСТ 17000-2012* "Оценка соответствия. Словарь и общие принципы" |
________________ * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать ГОСТ ISO/IEC 17000-2012. - . | ||
Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов: - IDT - идентичный стандарт. |
УДК 65.012.8:658.562:658.64:006.354 | ОКС 03.120.20 |
Ключевые слова: беспристрастность, конфиденциальность, жалобы и апелляции, системы менеджмента |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2019