allgosts.ru03. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ, УПРАВЛЕНИЕ И КАЧЕСТВО. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ.03.100. Организация фирм и управление ими

ГОСТ Р ИСО 22301-2014 Системы менеджмента непрерывности бизнеса. Общие требования

Обозначение:
ГОСТ Р ИСО 22301-2014
Наименование:
Системы менеджмента непрерывности бизнеса. Общие требования
Статус:
Действует
Дата введения:
12.01.2015
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.100.01

Текст ГОСТ Р ИСО 22301-2014 Системы менеджмента непрерывности бизнеса. Общие требования

>

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТР

ИСО 22301—

2014


СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА НЕПРЕРЫВНОСТИ БИЗНЕСА

Общие требования

ISO 22301:2012

Societal security —

Business continuity management systems — Requirements (IDT)

Издание официальное

Москва Стандартинформ 2015


Предисловие

  • 1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (АО «НИЦ КД») на основе собственного аутентичного перевода международного стандарта, указанного в разделе 4

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 «Менеджмент риска»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2014 г. № 1351-ст.

  • 4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 22301:2012 «Социальная безопасность Системы менеджмента непрерывности бизнеса. Требования» (ISO 22301:2012 «Societal security — Business continuity management systems - Requirements»).

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5 — 2012 (подраздел 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

  • 5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0—2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

©Стандартинформ, 2015

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

  • 1 Область применения

  • 2 Нормативные ссылки

  • 3 Термины и определения

  • 4 Условия организации

  • 5 Лидерство

  • 6 Планирование

  • 7 Поддержка

  • 8 Деятельность

  • 9 Оценка выполнения

  • 10 Постоянное улучшение

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов

Великобритании, указанных в библиографии настоящего стандарта, ссылочным национальным стандартам Российской Федерации

Библиография

Введение

0.1 Общие положения

Настоящий стандарт устанавливает требования к созданию и управлению эффективной системой менеджмента непрерывности бизнеса (СМНБ).

СМНБ подчеркивает ваяоюсть

  • - понимания потребностей организации и необходимости установления политики и целей в области непрерывности бизнеса,

  • - внедрения средств и показателей управления общей способностью организации противостоять разрушительным инцидентам,

-анализа и мониторинга выполнения и результативности СМНБ,

  • - непрерывного совершенствования, основанного на объективных измерениях.

Ключевыми элементами СМНБ, как и любой другой системы менеджмента, являются:

  • a) политика;

  • b) люди с установленными обязанностями;

  • c) процессы управления, относящиеся к;

  • 1) политике;

  • 2) планированию;

  • 3) внедрению и функционированию;

  • 4) оценке выполнения;

  • 5) анализу со стороны руководства;

  • 6) совершенствованию;

  • d) документация, обеспечивающая доказательства соответствия;

  • e) все процессы управления непрерывностью бизнеса в организации.

Непрерывность бизнеса способствует устойчивости общества. В процесс восстановления организации после разрушительных инцидентов может быть вовлечено общество и другие организации.

0.2 Модель «Планирование — Выполнение — Проверка — Действие» (PDCA)

Настоящий стандарт использует модель PDCA для планирования, установления, внедрения, функционирования, мониторинга, поддержки и непрерывного совершенствования результативности СМНБ организации.

Стандарт обеспечивает определенную степень соответствия другим стандартам в области систем менеджмента, таким как ИСО 9001:2008 «Система менеджмента качества. Требования», ИСО 14001:2004 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению», ИСО/МЭК 27001:2013 «Информационная технология. Методы обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования». ИСО/МЭК 20000-1:2011 «Информационные технологии. Менеджмент услуг. Часть 1. Требования к системе менеджмента услуг», и ИСО 28000:2007 «Системы менеджмента безопасности цепи поставок. Технические условия».

На рисунке 1 показано, как СМНБ используя на входе заинтересованные стороны и требования к управлению непрерывностью бизнеса и, посредством необходимых действий и процессов, получает результаты (то есть управляемую непрерывность бизнеса), отвечающие этим требованиям.

Заянтересоаая вые стороны

Управляемая непрерывность бизнеса

Рисунок 1 - Модель РОСА, примененная к процессам СМНБ

Таблица 1 - Объяснение модели PDCA

Планирование (Установление)

Установление политики в области непрерывности бизнеса, целей, задач, элементов управления, процессов и процедур, важных для совершенствования непрерывности бизнеса. Результаты должны поддерживать общую политику и задачи организации.

Выполнение (Внедрение и работа)

Внедрение и работа политики непрерывности бизнеса, средств управления. процессов и процедур.

Проверка (Наблюдение и контроль)

Отслеживание и анализ выполнения СМНБ с учетом политики и целей, сообщение результатов руководству, определение и санкционирование действий для исправления и совершенствования.

Действие (Поддержка и совершенствование)

Поддержка и совершенствование СМНБ с помощью принятия корректирующих действий, основанных на результатах анализа менеджмента и пересмотре области применения СМНБ. а также политики и целей непрерывности бизнеса.

0.3 Компоненты PDCA в настоящем стандарте

Разделы 4 — 10 настоящего стандарта посвящены следующим элементам модели «Планирование — Выполнение — Проверка — Действие».

- В разделе 4 (Планирование) приведены требования, необходимые для установления условий СМНБ в организации, а также к ее потребностям, требованиям и области применения.

  • - В разделе 5 (Планирование) приведены требования к функциям высшего руководства в СМНБ. и описано, как высшее руководство выражает свои ожидания в отношении организации посредством установления политики в области непрерывности бизнеса.

  • - В разделе 6 (Планирование) приведены требования, относящиеся к установлению стратегических целей и руководящих принципов СМНБ в целом. Содержание раздела 6 отличается от установления возможных вариантов обработки риска, выявляемых при оценке риска, так же как и целей восстановления, выявляемых во время анализа воздействия на бизнес (BIA).

Примечание — Требования к процессу анализа воздействия на бизнес и оценке риска приведены в разделе 8.

  • - Раздел 7 (Планирование) посвящен функционированию СМНБ в части установления компетентности и обмена информацией с заинтересованными сторонами и включает рекомендации по управлению, поддержке и сохранению требуемой документации.

  • - В разделе 8 (Выполнение) установлены требования к обеспечению непрерывности бизнеса, порядок разработки процедур управления в условиях инцидента.

  • - В разделе 9 (Проверка) приведены требования, необходимые для выполнения измерений в области менеджмента непрерывности бизнеса, соответствия СМНБ требованиям настоящего стандарта и ожиданиями руководства, и обратной связи с руководством относительно его ожиданий.

  • - В разделе 10 (Действие) идентифицированы корректирующие действия по устранению несоответствий СМНБ.

ГОСТ Р ИСО 22301—2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА НЕПРЕРЫВНОСТИ БИЗНЕСА

Общие требования

Business continuity management systems. Requirements

Дата введения — 2015—12—01

1 Область применения

В настоящем стандарте установлены требования к планированию, созданию, внедрению, функционированию, мониторингу, поддержке в рабочем состоянии и постоянному улучшению документированной системы менеджмента для защиты от инцидентов, снижения вероятности их реализации, подготовки ответных действий и восстановления после инцидентов при их возникновении.

Требования, установленные в настоящем стандарте, являются универсальными и применимы ко всем организациям независимо от типа, размера и других особенностей. Применимость этих требований зависит от производственной среды, структуры и других особенностей организации.

Настоящий стандарт не устанавливает единообразную структуру системы менеджмента непрерывности бизнеса (СМНБ). Стандарт помогает организовать проектирование СМНБ, соответствующей потребностям организации и требованиям заинтересованных сторон. Эти требования формируются в зависимости от юридических, нормативных, организационных и производственных требований, особенностей продукции и услуг, используемых процессов, размера и структуры организации, а также требований заинтересованных сторон.

Настоящий стандарт применим к организациям всех типов и размеров, которые имеют намерения:

  • a) установить, внедрить, поддерживать и улучшать СМНБ;

  • b) обеспечить соответствие деятельности организации установленной политике в области непрерывности бизнеса;

  • c) демонстрировать это соответствие другим сторонам;

  • d) провести сертификацию/регистрацию своей СМНБ независимым аккредитованным органом по сертификации;

  • e) самостоятельно проверять и декларировать соответствие СМНБ требованиям настоящего стандарта.

Настоящий стандарт может быть использован для оценки способности организации удовлетворять ее потребностям и обязательствам в области непрерывности бизнеса.

2 Нормативные ссылки1*

В настоящем стандарте нет ссылок на нормативные документы.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

Разделу присвоен номер для сохранения идентичности стандарта.

Издание официальное

  • 3.1 деятельность (activity): Процесс или система процессов, осуществляемых организацией с целью производства одного или более видов продукции, оказания услуг или их поддержки.

Пример - Примером подобных процессов являются бухгалтерский учет, обеспечение информационных (ИТ) и телекоммуникационных технологий, производство, сбыт.

  • 3.2 аудит (audit): Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и их объективной сравнительной оценки с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.

Примечание 1- Термин «независимый» не обязательно означает «сторонний по отношению к организации» В большинстве случаев, особенно в небольших организациях, независимость может означать, что аудитор не отвечает за выполнение той деятельности, которая является предметом аудита.

Примечание 2- Дополнительные справочные материалы по фактическим данным и критериям аудита см. в ИСО 19011 (3].

  • 3.3 непрерывность бизнеса (business continuity): Стратегическая и тактическая способность организации планировать свою работу в случае инцидента и нарушения ее деятельности, направленная на обеспечение непрерывности деловых операций на установленном приемлемом уровне.

(ИСО 22300]

  • 3.4 менеджмент непрерывности бизнеса (business continuity management): Полный процесс управления, предусматривающий идентификацию потенциальных угроз и их воздействия на деятельность организации, который создает основу для повышения устойчивости организации к инцидентам и направлен на реализацию эффективных ответных мер против, что обеспечивает защиту интересов ключевых причастных сторон, репутации организации, ее бренда и деятельности, добавляющей ценность.

  • 3.5 система менеджмента непрерывности бизнеса (business continuity management system, BCMS) СМНБ: Часть общей системы менеджмента, которая направлена на установление, внедрение, осуществление, управление, мониторинг, анализ, поддержку и постоянное улучшение непрерывности бизнеса.

Примечание - Система менеджмента включает в себя организационную структуру, политики, планирование деятельности, распределение ответственности, процедуры, процессы и ресурсы.

  • 3.6 план непрерывности бизнеса (business continuity plan) ПНБ: Набор документированных процедур и информации, которые разработаны, обобщены и актуализированы с целью их использования в случае возникновения инцидента, и направлены на обеспечение возможности продолжения выполнения организацией критически важных для нее видов деятельности на установленном приемлемом уровне.

  • 3.7 программа непрерывности бизнеса (business continuity programme): Программа действий, направленных на осуществление и поддержку менеджмента непрерывности бизнеса, поддерживаемая и обеспечиваемая высшим руководством и необходимыми ресурсами.

  • 3.8 анализ воздействия на бизнес (business impact analysis): Процесс исследования функционирования бизнеса и последствий воздействия на него разрушающих факторов.

[ИСО 22300]

  • 3.9 компетентность (competence): Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов.

  • 3.10 соответствие (conformity): Выполнение требований.

[ИСО 22300]

  • 3.11 постоянное улучшение (continual improvement): Непрерывный процесс совершенствования системы менеджмента с целью повышения ее общей эффективности в соответствии с политикой организации в области менеджмента.

(ИСО 22300]

  • 3.12 коррекция (correction): Действие по устранению обнаруженного несоответствия.

[ИСО 22300]

  • 3.13 корректирующее действие (corrective action): Действие по устранению причины обнаруженного несоответствия и предотвращения его повторного возникновения.

Примечание -В настоящем стандарте действия по минимизации и устранению других нежелательных последствий не подпадают под определение «корректирующее действие»

(ИСО 22300)

  • 3.14 документ (document): Информация и ее носитель.

Примечание 1 — В качестве носителя может выступать бумага, магнитные, электронные или оптические компьютерные диски, фотографии или их сочетание

Примечание 2 - Набор документов, например, спецификации и отчеты, часто называют «документацией».

  • 3.15 документированная информация (documented information): Информация, которую организация должна контролировать и хранить.

Примечание 1- Документированная информация может иметь любой формат и любой носитель.

Примечание 2 -Документированная информация может относиться к:

  • - системе менеджмента, включая соответствующие процессы;

  • - информации, необходимой для работы организации (документация);

  • - подтверждению достигнутых результатов (отчеты)

  • 3.16 результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

(ИСО 22300)

  • 3.17 событие (event): Возникновение или изменение специфического набора условий.

    Примечание Примечание Примечание «несчастный случай».

    Примечание


  • 1 - Событие может быть единичным или кратным, и может иметь несколько причин.

  • 2 - Событие может быть определенным или неопределенным.

  • 3 - Событие может быть названо терминами «инцидент», «опасное событие» или

  • 4 - Событие без последствий (см. Руководство ИСО 73, 3.6.1.3) может также быть названо терминами «угроза возникновения опасного события», «угроза инцидента», «угроза поражения» или «угроза возникновения аварийной ситуации»

(Руководство ИСО 73)

  • 3.18 учение (exercise): Запланированная репетиция возможного инцидента, разработанная для оценки способности организации справляться с инцидентом, совершенствования ответных мер организации и повышения компетентности вовлеченных сторон.

Примечание 1- Учения могут быть использованы для валидации политики, планов, процедур, подготовки, оснащения и соглашений между организациями, обучения персонала функциям и обязанностям; улучшения координации действий и обмена информацией; повышения производительности; и идентификации возможностей улучшения.

Примечание 2 — Проверка это особый тип учения, который направлен на выявление пригодно-сти/непригодности элемента в пределах цели или задач планируемого учения.

(ИСО 22300)

  • 3.19 инцидент (incident): Ситуация, которая может произойти и привести к нарушению деятельности организации, разрушениям, потерям, чрезвычайной ситуации или кризису в бизнесе.

[ИСО 22300)

  • 3.20 инфраструктура (infrastructure): Система средств, оборудования и услуг, необходимая для функционирования организации.

  • 3.21 заинтересованная сторона, причастная сторона (interested party, stakeholder): Лицо или организация, которые могут влиять на решения или деятельность, а также быть затронуты или ощущать себя затронутыми ими.

Примечание - Это может быть человек или группа, которые заинтересованы в определенном решении или виде деятельности организации.

  • 3.22 внутренний аудит (internal audit): Аудит, выполняемый самой организацией или от ее имени для анализа менеджмента и других внутренних целей, который может служить основанием для декларации о соответствии.

Примечание - Во многих случаях, особенно на малых предприятиях, независимость при аудите обеспечивают отсутствием ответственности за деятельность, подвергаемую аудиту.

  • 3.23 активация плана (invocation): Объявление о том, что план обеспечения непрерывности бизнеса организации должен быть введен в действие для продолжения предоставления ключевых услуг или продукции.

  • 3.24 система менеджмента (management system): Система для разработки политики, целей и достижения этих целей.

Примечание 1- Система менеджмента может иметь отношение к единственному или нескольким направлениям деятельности.

Примечание 2 - Элементами системы являются структура организации, функции и обязанности персонала, планирование, процедуры и т.д.

Примечание 3 - Областью применения системы менеджмента может быть вся организация, установленные и идентифицированные функции организации, установленные и идентифицированные части организации или одна или несколько функций в группе организаций.

  • 3.25 максимально приемлемый простой (maximum acceptable outage, МАО) МПП: Время, по истечении которого неблагоприятные последствия, возникшие в результате необеспечения поставок продукции/услуг или невыполнения деятельности, становятся неприемлемыми.

Примечание - См также максимально приемлемый период нарушения

  • 3.26 максимально приемлемый период нарушения (maximum tolerable period of disruption, MTPD) МППН: Время, по истечении которого неблагоприятные последствия, возникшие в результате необеспечения поставок продукции/услуг или невыполнения деятельности, становятся неприемлемыми.

Примечание - См. также максимально приемлемый простой.

  • 3.27 измерение (measurement): Определение значения величины.

  • 3.28 минимальная цель непрерывности бизнеса (minimum business continuity objective, MBCO) МЦНБ: Минимальный уровень услуг и/или поставок продукции, приемлемый для достижения деловых целей организации во время нарушения ее деятельности.

  • 3.29 мониторинг (monitoring): Определение состояния системы, процесса или деятельности.

Примечание - Для определения состояния может возникнуть необходимость проведения проверки, наблюдения или критического отслеживания.

  • 3.30 соглашение о взаимопомощи (mutual aid agreement): Заранее подготовленное обязательство между двумя или более юридическими лицами об оказании помощи друг другу.

[ИСО 22300]

  • 3.31 несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования.

[ИСО 22300]

  • 3.32 цель (objective): Результат, который должен быть достигнут.

Примечание 1- Цель может быть стратегической, тактической или операционной.

Примечание 2 - Цели могут относиться к различным областям (таким как финансы, здоровье и безопасность, экология) и уровням (например, стратегическому, организации, проекта, продукции и процесса).

ПримеЭчание 3 - Цель может быть выражена другими способами, например, в виде ожидаемого результата, замысла или критерия, или при помощи других аналогичных понятий (например, выполнения задачи).

Примечание 4-8 области систем менеджмента социальной безопасности, цели социальной безопасности организация устанавливает в соответствии с политикой социальной безопасности для достижения установленных результатов

  • 3.33 организация (organization): Группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.

Примечание 1 — Понятие организации охватывает компании, корпорации, фирмы, предприятия, учреждения, благотворительные организации, предприятия розничной торговли, ассоциации, а также их подразделения или комбинации из них

Примечание 2 — Организация может иметь несколько структурных единиц, при этом отдельная структурная единица может быть рассмотрена как организация.

  • 3.34 аутсорсинг (outsource (verb)): Передача организацией определённых бизнес-процессов или производственных функций для выполнения другой организацией.

Примечание - Сторонняя организация находится вне области применения системы менеджмента, хотя произведенная на стороне функция, продукция или процесс находятся в пределах области применения системы менеджмента организации.

  • 3.35 выполнение (performance): Получение измеримого результата.

Примечание 1- Выполнение может относиться как к количественным, так и к качественным результатам.

Примечание 2 - Выполнение может относиться к управлению действиями, процессами, продукцией (включая услуги), системами или организациями

  • 3.36 оценка выполнения (performance evaluation): Процесс определения измеримых результатов.

  • 3.37 персонал (personnel): Люди, работающие в организации и находящиеся под ее управлением.

Примечание - Понятие персонала включает, но не ограничено, постоянный персонал, частично занятый персонал и персонал вспомогательных организаций.

  • 3.38 политика (policy): Намерения и направления деятельности организации, официально сформулированные высшим руководством.

  • 3.39 процедура (ргосейиге):Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности. преобразующих входы в выходы.

  • 3.40 процесс (process): Набор действий, направленных на достижение результата.

  • 3.41 продукция и услуги (products and services): Результаты деятельности организации, которые она поставляет своим потребителям, получателям и причастным сторонам, например, промышленные товары, автострахование или медицинское обслуживание.

  • 3.42 приоритетные виды деятельности (prioritized activities): Виды деятельности, которым должно быть отдано предпочтение после инцидента в целях смягчения его последствий.

Примечание — Для описания деятельности в пределах этой группы обычно используют следующие термины: критическая, важная, жизненно важная, срочная и ключевая.

[ИСО 22300]

  • 3.43 запись (record): Документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности.

  • 3.44 целевая точка восстановления данных (recovery point objective; RPO) ЦТВД: Состояние, до которого необходимо восстановить данные, используемые в определенной деятельности, для обеспечения возобновления этой деятельности.

Примечание — Иногда употребляют термин «максимальная потеря данных»

  • 3.45 целевое время восстановления (recovery time objective, RTO) ЦВВ: Период времени, установленный для возобновления поставок продукции или услуг, возобновления деятельности или восполнения ресурсов после инцидента.

Примечание - Для продукции, услуг и деятельности целевое время восстановления должно быть меньше времени, в течение которого неблагоприятные воздействия, возникшие в результате необеспечения поставок продукции/услуг или невыполнения деятельности, станут неприемлемыми.

  • 3.46 требование (requirement): Установленные потребность или ожидание, подразумеваемое или обязательное.

Примечание 1 — «Подразумеваемое» означает, что это требование является общепринятым или обычным для организации и заинтересованных сторон

Примечание 2 - Установленное требование — это требование, установленное в документации.

  • 3.47 ресурсы (resources): Все активы, персонал, навыки, технологии (включая технологические процессы и оборудование), производственные площади, запасы и информация (на электронном или бумажном носителе), которые должны быть, при необходимости, доступны для использования организацией в текущей деятельности и для достижения поставленных целей.

  • 3.48 риск (risk): Следствие влияния неопределенности на достижение поставленных целей0.

Примечание 1- Под следствием влияния неопределенности необходимо понимать отклонение от ожидаемого результата или события (положительного и/или отрицательного).

0 В соответствие с ФЗ "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ «риск - это вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда».

Примечание 2 - Цели могут быть различными по содержанию (в области экономики, здоровья, экологии и т.п.) и назначению (стратегические, общеорганизационные, относящиеся к разработке проекта, конкретной продукции и процессу).

Примечание 3 - Риск часто характеризуют с помощью возможных событий (Руководство ИСО 73, 3.5.1.3) и последствий (Руководство ИСО 73, 3.6.1.3), или их сочетания.

Примечание 4 - Риск часто выражают в виде сочетания последствий события (включая изменения в обстоятельствах) и вероятности их возникновения (Руководство ИСО 73,3.6.1.1).

Примечание 5 - Неопределенность это состояние дефицита информации о событии, его последствиях или вероятности возникновения.

Примечание 6 — Организация устанавливает цели непрерывности бизнеса в соответствии с политикой непрерывности бизнеса.

[Руководство ИСО 73]

  • 3.49 аппетит риска, предпочтительный риск (risk appetite): Общая величина риска, который организация готова принять, перенести или действию которого готова подвергнуться в любой момент времени, и тип риска, предпочтительный для организации.

  • 3.50 оценка риска (risk assessment): Процесс, охватывающий идентификацию риска, анализ риска и сравнительную оценку риска.

  • 3.51 менеджмент риска (risk management): Скоординированные действия по руководству и управлению организацией в области риска.

  • 3.52 тестирование (testing): Процедура оценки; способ определения наличия, качества или достоверности чего-либо.

Примечание 1 - Тестирование иногда называют «испытанием».

Примечание 2 - Тестирование часто применяют в отношении планов поддержки.

[ИСО 22300]

  • 3.53 высшее руководство (top management): Лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне.

Примечание 1 — Высшее руководство может делегировать полномочия и распределять ресурсы в пределах организации

Примечание 2— Если область применения системы менеджмента охватывает только часть организации, то высшим руководством являются ответственные лица, осуществляющие управление и контроль в этой части организации.

  • 3.54 верификация (verification): Подтверждение, посредством предоставления доказательств, что указанные требования были выполнены.

  • 3.55 производственная среда, рабочая среда (work environment): Совокупность условий, в которых выполняют работу.

Примечание - Условия включают физические, социальные, психологические и экологические факторы (такие как температура, системы поощрения, эргономика и состав атмосферы).

[ИСО 22300]

4 Условия организации

  • 4.1 Понимание организации и ее условий

Организация должна определить внешние и внутренние факторы, влияющие на выполнение организацией поставленных целей и достижение результатов ее СМНБ.

Эти факторы необходимо учитывать при установлении, внедрении и поддержании СМНБ организации.

Организация должна идентифицировать и документировать следующее:

  • a) виды деятельности, функции, услуги, продукцию, сотрудничество, цепочки поставок, взаимодействия с заинтересованными сторонами, потенциально уязвимые по отношению к разрушительному инциденту;

  • b) взаимосвязь политики в области непрерывности бизнеса с целями и другими политиками организации, включая стратегию управления совокупным риском;

  • c) аппетит риска организации.

При установлении условий организация должна:

  • 1) ясно сформулировать свои цели, включая цели, связанные с непрерывностью бизнеса;

  • 2) определить внешние и внутренние факторы, которые создают неопределенность, вызывающую риск;

  • 3) установить критерии риска с учетом аппетита риска;

  • 4) определить цели в области СМНБ.

    • 4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон

      • 4.2.1 Общие положения

Устанавливая СМНБ, организация должна определить:

  • a) заинтересованные стороны, которые важны для СМНБ;

  • b) требования этих заинтересованных сторон (т.е. их потребности и ожидания, установленные, подразумеваемые или обязательные).

  • 4.2.2 Законодательные и нормативные требования

Организация должна установить, осуществить и поддерживать процедуру(ы). позволяющие идентифицировать, иметь доступ, оценивать применимые законодательные и нормативные требования, относящиеся к непрерывности ее деятельности, поставок продукции и услуг, а так же затрагивающие интересы важных заинтересованных сторон.

Организация должна гарантировать, что применимые юридические, нормативные и другие требования приняты во внимание при установлении, внедрении и поддержании ее СМНБ.

Организация должна зарегистрировать эту информацию и сохранять ее актуальной. Новые требования или изменения правовых, нормативных и других требований должны быть доведены до сведения соответствующих работников и других заинтересованных сторон.

  • 4.3 Определение области применения СМНБ

    • 4.3.1 Общие положения

Для установления области применения СМНБ организация должна определить ее границы и применимость.

При определении области применения, организация должна рассмотреть:

  • - внешние и внутренние факторы, упомянутые в 4.1;

  • - требования, упомянутые в 4.2.

Должна быть доступна документированная информация по области применения СМНБ.

  • 4.3.2 Область применения СМНБ

Организация должна:

  • a) установить части организации, включенные в СМНБ;

  • b) установить требования СМНБ с учетом предназначения организации, ее целей, внутренних и внешних обязательств (включая связанные с заинтересованными сторонами), а также юридических и нормативных обязанностей;

  • c) идентифицировать продукцию и услуги и все связанные с ними действия в рамках СМНБ;

  • d) принять во внимание потребности, интересы и ожидания заинтересованных сторон, таких как клиенты, инвесторы, акционеры, участники цепочки поставок, а также ожидания и интересы общественности и/или сообщества,

  • e) определить область применения СМНБ в соответствии с размером, характером и структурой организации.

При определении области применения организация должна документировать и обосновать все исключения; такие исключения не должны затрагивать способность и обязанность организации обеспечивать непрерывность бизнеса и выполнение операций в соответствии с требованиями СМНБ, определенными с помощью анализа воздействия на бизнес или оценки риска, и применимых юридических и нормативных требований.

  • 4.4 Система менеджмента непрерывности бизнеса

Организация должна установить, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать СМНБ, включая необходимые процессы и их взаимодействия, в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

5 Лидерство

  • 5.1 Лидерство и заинтересованность

Высшее руководство и руководители на разных уровнях организации должны продемонстрировать свое лидерство по отношению к СМНБ.

Пример - Лидерство и заинтересованность могут быть продемонстрированы с помощью мо-тивирования людей содействовать результативности СМНБ и предоставления им необходимых полномочий.

  • 5.2 Заинтересованность руководства

Высшее руководство должно продемонстрировать свое лидерство и заинтересованность по отношению к СМНБ посредством:

  • - установления политики и целей системы менеджмента непрерывности бизнеса и обеспечения их совместимости со стратегическим направлением организации;

-обеспечения интеграции требований системы менеджмента непрерывности бизнеса в бизнес-лроцессы организации;

  • - обеспечения доступности ресурсов, необходимых для системы менеджмента непрерывности бизнеса;

  • - объяснения важности наличия результативной системы менеджмента непрерывности бизнеса и соответствия требованиям СМНБ;

  • - обеспечения достижения СМНБ ожидаемого результата(ов);

  • - направления и поддержки людей, способствующих результативности СМНБ;

  • - содействия непрерывному совершенствованию;

  • - поддержки других важных руководителей для демонстрации их лидерства и заинтересованности в областях их ответственности.

Примечание 1- Ссылки на «бизнес» в настоящем стандарте следует широко интерпретировать, так как они обозначают виды деятельности, которые являются ключевыми для существования организации

Высшее руководство должно представить свидетельства своей заинтересованности в создании, внедрении, эксплуатации, мониторинге, анализе, поддержке и совершенствовании СМНБ посредством:

  • - установления политики в области непрерывности бизнеса;

  • - обеспечения установления целей и планов СМНБ;

-установления функций, ответственности и полномочий для управления непрерывностью бизнеса;

  • - назначение одного или большего количества людей с соответствующим авторитетом и компетентностью, ответственных за внедрение и поддержку СМНБ.

Примечание 2 - Эти люди могут иметь и другие обязанности в организации.

Высшее руководство должно обеспечить распределение обязанностей и полномочий для выполнения важных функций и осведомленность о них в организации посредством:

  • - определения критериев принятия риска и допустимых уровней риска;

  • - активного участия в учениях и тестировании;

  • - обеспечения проведения внутренних аудитов СМНБ;

  • - проведения анализа СМНБ;

-демонстрации заинтересованности в постоянном улучшении.

  • 5.3 Политика

Высшее руководство должно установить политику непрерывности бизнеса, которая:

  • a) соответствует целям организации;

  • b) обеспечивает основу для установления целей непрерывности бизнеса;

  • c) включает обязательства по выполнению применимых требований;

  • d) включает обязательства по постоянному улучшению СМНБ.

Политика СМНБ должна быть:

  • - доступна в форме документированной информации;

-доведена до сведения персонала организации;

  • - при необходимости, доведена до сведения заинтересованных сторон;

  • - актуализирована через установленные промежутки времени и при значительных изменениях в организации.

Организация должна сохранять документированную политику в области непрерывности бизнеса.

  • 5.4 Функции, обязанности и полномочия в организации

Высшее руководство должно обеспечить распределение ответственности и полномочий для выполнения важных функций и довести их до сведения персонала организации.

Высшее руководство должно распределить ответственность и полномочия для:

  • a) обеспечения соответствия СМНБ требованиям настоящего стандарта;

  • b) создания отчетов о работе СМНБ для высшего руководства.

6 Планирование

  • 6.1 Анализ риска и благоприятных возможностей

При планировании СМНБ организация должна рассмотреть вопросы, упомянутые в 4.1 и 4.2 и определить риски и благоприятные возможности для:

  • - обеспечения уверенности в том. что СМНБ может достигнуть ожидаемых результатов;

  • - предотвращения или уменьшения нежелательных последствий;

  • - обеспечения постоянного улучшения.

Организация должна запланировать

  • a) действия по анализу риска и благоприятных возможностей,

  • b) действия по

  • 1) их объединению и внедрению в процессы СМНБ (см. 8.1),

  • 2) оценке их результативности (см. 9.1).

  • 6.2 Цели в области непрерывности бизнеса и планы их достижения

Высшее руководство должно обеспечить установление целей в области непрерывности бизнеса и информирование о них на соответствующих уровнях организации.

Цели непрерывности бизнеса должны:

  • a) быть совместимы с политикой непрерывности бизнеса;

  • b) учитывать минимальный уровень продукции и услуг, который является приемлемым для достижения целей организации;

  • c) быть измеримы;

  • d) соответствовать установленным требованиям;

  • e) контролироваться и обновляться по необходимости.

Организация должна сохранять документированные цели в области непрерывности бизнеса.

Для достижения целей в области непрерывности бизнеса, организация должна:

  • - назначить ответственных;

  • - определить необходимые действия;

  • - определить необходимые ресурсы;

  • - назначить сроки выполнения;

  • - определить метод оценки результатов.

7 Поддержка

  • 7.1 Ресурсы

Организация должна определить и выделить ресурсы, необходимые для создания, внедрения, обслуживания и постоянного улучшения СМНБ.

  • 7.2 Компетентность

Организация должна:

  • a) определить необходимую компетентность сотрудников, выполняющих работу, которая влияет на функционирование СМНБ;

  • b) обеспечить компетентность людей посредством обучения, проведения учений и обмена опытом;

  • c) оценивать результативность предпринятых мер;

  • d) сохранять документы, подтверждающие компетентность.

Примечание - Применимые меры могут включать, например: предоставление обучения, наставничество или перевод сотрудников по службе; наем или заключение контракта с компетентными людьми.

  • 7.3 Осведомленность

Персонал, осуществляющий работу под контролем организации, должен знать:

  • a) политику в области непрерывности бизнеса;

  • b) свой вклад в результативность СМНБ. включая выгоды от постоянного улучшения менеджмента непрерывности бизнеса;

  • c) последствия, которые могут возникнуть в случае несоответствия требованиям СМНБ:

  • d) свои функции в случае разрушительных инцидентов.

  • 7.4 Обмен информацией

Организация должна определить потребность во внутреннем и внешнем обмене информацией, относящемся к СМНБ, включая:

  • a) вопросы для обмена информацией;

  • b) ситуации, в которых производится обмен информацией;

  • c) причастные стороны, с которыми производится обмен информацией.

Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы):

  • - внутреннего обмена информацией между заинтересованными сторонами и сотрудниками организации;

  • - внешнего обмена информацией с клиентами, партнерскими организациями, местным сообществом, и другими заинтересованными сторонами, включая СМИ;

  • - приема, документирования и реагирования на сообщения заинтересованных сторон;

  • - использования национальной и региональной систем предупреждения об угрозах (или аналогичных систем), при необходимости;

  • - обеспечения доступности средств обмена информацией в условиях разрушительного инцидента;

  • - связи с властями и обеспечения функциональной совместимости с другими организациями, участвующими в ответных мерах на инцидент и их персоналом, при необходимости;

  • - тестирования и обеспечения работы резервных средств связи в случае отказа основных средств связи.

Примечание - Дальнейшие требования для обмена информацией в условиях инцидента установлены в 8.4.3.

  • 7.5 Документированная информация

    • 7.5.1 Общие положения

Документация СМНБ организации должна включать в себя:

  • - документацию в соответствии с требованиями настоящего стандарта;

-документацию, которую организация определила, как необходимую для оценки результативности СМНБ.

Примечание - Степень документирования информации СМНБ может отличаться в разных организациях и зависит от:

  • - размера организации, видов ее деятельности, процессов, продукции и услуг;

  • - сложности процессов и их взаимодействий;

  • - компетентности сотрудников.

  • 7.5.2 Создание и обновление

При создании и обновлении документации, организация должна обеспечить:

  • a) идентификацию и описание документов (например, наименование, дата, автор или номер ссылки);

  • b) формат (например, язык, версию программного обеспечения, графику) и носитель информации (например, бумага, электронный формат), а также способ ее проверки и подтверждения пригодности и достаточности.

  • 7.5.3 Управление документацией

Документация, требуемая СМНБ и настоящим стандартом, должна быть управляемой для обеспечения:

  • a) доступности и пригодности для использования, при необходимости;

  • b) защищенности (например, от потери конфиденциальности, неправильного использования или потери целостности).

Для управления документацией организация должна определить следующие действия с документацией:

  • - распределение и доступ;

  • - обеспечение сохранности;

  • - управление изменениями (например, контроль версий программного обеспечения);

  • - хранение и распоряжение;

  • - поиск и использование:

  • - обеспечение четкости текста (т.е. обеспечение возможности разборчивости текста при чтении);

  • - предотвращение непреднамеренного использования устаревшей документации.

Документация внешнего происхождения, определенная организацией как необходимая для планирования и работы СМНБ, должна быть идентифицированной и управляемой.

При установлении управления документацией организация должна обеспечить для нее подходящую защиту (например, защиту от компрометации, несанкционированного изменения или удаления).

Примечание - Доступ подразумевает принятие решений о разрешении на просмотр или разрешение на просмотр и изменение документации и т.д.

8 Деятельность

  • 8.1 Планирование и контроль

Организация должна планировать, внедрять и контролировать процессы, необходимые в соответствии с требованиями СМНБ и выполнять действия, определенные в 6.1, в том числе:

  • a) установить необходимые критерии для процессов;

  • b) осуществлять контроль над процессами в соответствии с критериями;

  • c) хранить документацию, подтверждающую, что процессы выполнены в соответствии с запланированными действиями.

Организация должна контролировать изменение запланированных действий и анализировать последствия непреднамеренных изменений, принимая меры по смягчению неблагоприятных воздействий.

Организация должна обеспечить контроль процессов аутсорсинга.

  • 8.2 Анализ воздействия на бизнес и оценка риска

    • 8.2.1 Общие положения

Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии формальный документированный процесс анализа воздействий на бизнес и оценки риска, в котором должны быть:

  • a) установлена область применения оценки риска, определены критерии и способы оценки возможных воздействий инцидента;

  • b) учтены юридические и другие требования, которые должна соблюдать организация;

  • c) предусмотрен систематический анализ, установлены приоритетность обработки риска и необходимые для этого затраты;

  • d) определены выходные данные анализа воздействия на бизнес и оценки риска;

  • e) установлены требования к актуализации и конфиденциальности этой информации.

Примечание - Существуют различные методологии анализа воздействия на бизнес и оценки риска.

  • 8.2.2 Анализ воздействия на бизнес

Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии формальный и документированный процесс определения приоритетов, целей и задач непрерывности бизнеса. Этот процесс должен включать оценку последствий нарушения видов деятельности, которые поддерживают поставку продукции и услуг.

Анализ воздействия на бизнес должен включать:

  • a) идентификацию видов деятельности, которые поддерживают поставку продукции и услуг;

  • b) оценку последствий невыполнения этих видов деятельности;

  • c) установление приоритетных сроков возобновления деятельности на установленном минимальном приемлемом уровне с учетом времени, в течение которого неблагоприятные воздействия, возникшие в результате необеспечения поставок продукции/услуг или невыполнения деятельности, приводят к неприемлемым результатам;

  • d) идентификацию зависимостей и ресурсов для поддержания этих видов деятельности, включая поставщиков, партнеров по аутсортингу и других важных заинтересованных сторон.

  • 8.2.3 Оценка риска

Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии формальный документированный процесс оценки риска для систематической идентификации, анализа и оценки риска разрушительных инцидентов для организации.

Примечание - Этот процесс может быть разработан в соответствии с ИСО 31000.

Организация должна:

  • a) идентифицировать риск нарушений в приоритетных видах деятельности организации, а также процессах, системах, информации, человеческих активах, аутсорсинге и ресурсах, которые их поддерживают;

  • b) систематически анализировать риск;

  • c) оценивать необходимость обработки;

  • d) определить методы обработки, соответствующие целям в области непрерывности бизнеса и аппетиту риска организации.

Примечание - Организация должна быть осведомлена, что определенные финансовые или установленные государством обязательства требуют предоставления отчета о таких видах риска с разной степенью детализации. Кроме того, некоторые потребности общества также могут служить основанием для предоставления отчета с соответствующей степенью детализации.

  • 8.3 Стратегия непрерывности бизнеса

    • 8.3.1 Определение и выбор

Определение и выбор стратегии должны быть основаны на результатах анализа воздействия на бизнес и оценки риска.

Организация должна определить подходящую стратегию непрерывности бизнеса для:

  • a) защиты приоритетных видов деятельности;

  • b) стабилизации, продолжения, возобновления и восстановления приоритетных видов деятельности и их обеспечения ресурсами;

  • c) смягчения последствий, разработки ответных мер и управления ими.

Определение стратегии должно включать в себя установление приоритетных сроков возобновления действий. Организация должна провести оценку способности к обеспечению непрерывности бизнеса своих поставщиков.

  • 8.3.2 Установление требований к ресурсам

Организация должна определить требования к ресурсам для выполнения выбранных стратегий. Рассматриваемые ресурсы должны включать в себя, но не ограничиваться, следующими:

  • a) персонал;

  • b) информация и данные;

  • c) здания, рабочая среда и связанные с ними коммуникации;

  • d) оборудование и расходные материалы;

  • e) системы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

  • f) транспорт;

д) финансы;

h) партнеры и поставщики.

  • 8.3.3 Защита и снижение риска

Для идентифицированных рисков, требующих обработки, организация должна разработать меры, обеспечивающие:

  • a) снижение вероятности разрушений (нарушений);

  • b) сокращение продолжительности разрушений (нарушений);

  • c) снижение последствий разрушений (нарушений) для ключевой продукции и услуг организации.

Организация должна выбрать и провести необходимую обработку риска в соответствии с аппетитом риска.

8.4 Установление и внедрение процедур непрерывности бизнеса

  • 8.4.1 Общие положения

Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры управления и продолжения своей деятельности в условиях действия инцидента на основе целей восстановления, идентифицированных в ходе анализа воздействия на бизнес.

Организация должна документировать процедуры (включая необходимые ответные меры) для обеспечения непрерывности деятельности и управления в условиях инцидента.

Процедуры должны:

  • a) устанавливать соответствующий порядок внутреннего и внешнего обмена информацией;

  • b) быть конкретными в отношении неотложных действий, которые должны быть выполнены в условиях разрушения (нарушения) деятельности;

  • c) быть гибкими для реагирования на непредвиденные угрозы и меняющиеся внутренние и внешние условия;

  • d) быть сфокусированы на последствиях событий, которые могут нарушить работу;

е) быть разработаны на основе установленных предположений и анализа вэаимозависимостей;

0 результативно минимизировать последствия путем осуществления стратегий смягчения последствий инцидента.

  • 8.4.2 Структура ответных мер на инцидент

Организация должна установить, документировать и внедрить процедуры и структуру управления действиями при возникновении разрушительного инцидента с использованием персонала, обладающего необходимой ответственностью, полномочиями и компетентностью.

Структура ответных мер должна

  • a) определять пороги воздействия, за пределами которых инициируют выполнение ответных мер;

  • b) оценивать характер и степень разрушительного инцидента и его возможных последствий;

  • c) приводить в действие соответствующие ответные меры, предусмотренные СМНБ;

  • d) иметь в наличии процессы и процедуры активации, функционирования, координации ответных мер и информирования о них;

  • e) иметь в наличии ресурсы для поддержки процессов и процедур управления в условиях разрушительного инцидента для минимизации его последствий;

0 активизировать связь с заинтересованными сторонами и властями, а также средствами массовой информации.

Организация должна определить, руководствуясь безопасностью жизни как важнейшим приоритетом, после консультаций с важными заинтересованными сторонами, необходимость сообщения внешним сторонам о наличии существенного риска и его последствиях для организации и документировать это сообщение. Если принято решение о направлении такого сообщения, то организация должна установить и внедрить процедуры обмена информацией с внешними сторонами, объявления тревоги и предупреждений, включая сообщения в СМИ.

  • 8.4.3 Предупреждение и коммуникации

Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры для:

  • a) обнаружения инцидента;

  • b) мониторинга инцидента;

  • c) обмена информацией в пределах организации, а также получения, документирования и реагирования на сообщения заинтересованных сторон;

  • d) получения, документирования и реагирования на информацию национальной или региональной системы предупреждения о рисках;

  • e) обеспечения доступности средств связи в условиях разрушительного инцидента;

  • f) упрощенного обмена информацией с аварийно-спасательными службами;

д) записи жизненно важной информации об инциденте, предпринятых действиях и принятых решениях. Кроме того, должно быть рассмотрено следующее;

  • - оповещение заинтересованных сторон о возможном воздействии на них фактического или возможного инцидента;

  • - обеспечение взаимодействия нескольких организаций, реагирующих на инцидент, и их персонала;

  • - работа средств связи.

Процедуры обмена информацией и предупреждения необходимо регулярно проверять.

  • 8.4.4 Планы непрерывности бизнеса

Организация должна установить документированные процедуры реагирования на разрушительный инцидент, а также работы и восстановления деятельности в течение заранее определенного периода времени. Такие процедуры должны устанавливать требования к тем, кто будет их осуществлять.

Планы непрерывности бизнеса должны содержать:

  • a) определенные функции и ответственность сотрудников и команд, обладающих полномочиями в течение и после инцидента;

  • b) процесс инициирования ответных мер;

  • c) информацию о незамедлительных действиях по устранению последствий разрушительного инцидента, в которой уделено особое внимание:

  • 1) благополучию людей,

  • 2) стратегическим, тактическим и оперативным вариантам реагирования на разрушения (нарушения),

  • 3) предотвращению дальнейшей потери или недоступности приоритетных видов деятельности;

  • d) способы поддержки связи с персоналом, их родственниками, ключевыми заинтересованными сторонами и аварийными службами и условия их применения;

е) способы продолжения или восстановления организацией приоритетных видов деятельности в рамках заранее установленного периода времени;

О информацию по взаимодействию со СМИ после инцидента, в том числе

  • 1) стратегию обмена информацией,

  • 2) предпочтительные виды связи со СМИ.

  • 3) руководство или шаблон написания заявлений для СМИ,

  • 4) информацию о представителях организации для связей со СМИ;

д) процесс сворачивания ответных мер после окончания инцидента.

Каждый план непрерывности бизнеса должен определять:

  • - назначение и область применения;

  • - цели;

  • - критерии и процедуры инициирования ответных мер;

  • - процедуры выполнения ответных мер;

  • - функции, ответственность и полномочия;

  • - требования и процедуры обмена информацией;

  • - внутренние и внешние взаимозависимости и взаимодействия;

  • - потребности в ресурсах;

  • - процессы управления информационным потоком и документирования.

  • 8.4.5 Восстановление

Организация должна иметь документированные процедуры по восстановлению и возвращению к нормальному режиму работы после инцидента.

  • 8.5 Учения и проверки

Организация должна проводить учения и проверки своих процедур непрерывности бизнеса для уверенности в том. что они соответствуют целям в области непрерывности бизнеса.

Организация должна проводить учения и тестирование для проверки того, что процедуры:

  • a) соответствуют области применения и целям СМНБ;

  • b) основаны на проработанных спланированных сценариях с четко определенными целями и задачами;

  • c) совместно обеспечивают валидацию мер непрерывности бизнеса с привлечением заинтересованных сторон;

  • d) обеспечивают риск нарушения деятельности на минимальном уровне;

  • e) предоставляют информацию для формирования отчетов по результатам учений с приведением данных рекомендаций и мер по постоянному улучшению СМНБ,

9 содействуют постоянному улучшению;

д) проверяются через запланированные интервалы времени и в случае существенных изменений в организации или среде, в которой она осуществляет деятельность.

9 Оценка выполнения

  • 9.1 Мониторинг, измерение, анализ и оценка

    • 9.1.1 Общие положения

Организация должна определить:

  • a) контролируемые с помощью мониторинга и измерений параметры и объекты,

  • b) методы мониторинга, измерения, анализа и оценки для обеспечения достоверных результатов.

  • c) сроки и периодичность проведения мониторинга и измерений,

  • d) сроки анализа и оценки результатов мониторинга и измерений.

Организация должна сохранить соответствующую документацию в качестве свидетельства результатов функционирования СМНБ.

Организация должна оценить СМНБ и ее результативность.

Дополнительно, организация должна:

  • - принять меры по устранению неблагоприятных тенденций или результатов до возникновения несоответствия;

  • - сохранять соответствующую документацию в качестве свидетельства результатов СМНБ. Процедуры мониторинга функционирования СМНБ должны предусматривать:

  • - установление показателей, соответствующих потребностям организации;

  • - мониторинг выполнения политики, целей и задач организации в области непрерывности бизнеса;

  • - мониторинг выполнения процессов, процедур и функций, которые защищают приоритетные виды деятельности;

  • - мониторинг соответствия требованиям настоящего стандарта и целям в области непрерывности бизнеса;

  • - мониторинг хронологии свидетельств несовершенства функционирования СМНБ;

  • - запись данных и результатов мониторинга и измерений для разработки последующих корректирующих действий.

Примечание - Несовершенство выполнения МНБ может включать в себя несоответствие, промахи, ложные тревоги и фактические инциденты.

  • 9.1.2 Оценка процедур непрерывности бизнеса

а) Организация должна периодически проводить оценку процедур и благоприятных возможностей СМНБ для обеспечения их пригодности, адекватности и результативности;

  • b) Такая оценка может быть осуществлена посредством периодического анализа, учений, проверок, анализа отчетов об инцидентах и оценки функционирования СМНБ. Существенные изменения должны быть своевременно отражены в процедуре(ах);

  • c) Организация должна периодически оценивать соответствие действующим юридическим и нормативным требованиям, передовому опыту, а также собственной политике и целям в области непрерывности бизнеса;

  • d) Организация должна проводить оценку через запланированные интервалы времени и при наличии существенных изменений.

При возникновении разрушительного инцидента, после инцидента организация должна провести анализ и записать результаты выполненных действий в соответствии с СМНБ.

  • 9.2 Внутренний аудит

Организация должна проводить внутренний аудит через запланированные интервалы времени для предоставления информации о:

  • a) соответствии СМНБ

  • 1) собственным требованиям организации;

  • 2) требованиям настоящего стандарта;

  • b) результативности функционирования и поддержания в рабочем состоянии СМНБ. Организация должна:

  • - запланировать, установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии программу(ы) аудита, которая должна включать частоту проведения аудита, его методы, распределение ответственности, требования к планированию и отчетам. Программа(ы) аудита должна учитывать важность проверяемых процессов и результаты предыдущих аудитов;

  • - для каждого аудита определить критерии и область применения;

  • - назначить аудиторов и обеспечить объективность и беспристрастность процесса аудита;

  • - обеспечить информирование руководства о результатах аудита;

  • - сохранять записи как свидетельство выполнения программы аудита и результаты аудита.

Программа аудита, в том числе все графики работы, должна быть основана на результатах оценки риска для видов деятельности организации, а также результатах предыдущих аудитов. Процедуры аудита должны охватывать область применения, частоту проведения, методологию и компетентность, а также распределение ответственности и требования к проведению аудита и отчетам.

Руководство, ответственное за проверяемые области деятельности, должно обеспечить выполнение всех необходимых исправлений и корректирующих действий без излишней отсрочки для устранения обнаруженных несоответствий и их причин. Последующие действия должны включать верификацию предпринятых мер и отчет о результатах верификации.

  • 9.3 Анализ со стороны руководства

Высшее руководство должно проводить анализ СМНБ организации через запланированные интервалы времени для обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности.

Анализ со стороны руководства должен включать рассмотрение:

  • a) состояния выполнения действий по результатам предыдущих анализов;

  • b) изменения внешних и внутренних факторов, влияющих на систему менеджмента непрерывности бизнеса;

  • c) информации о функционировании СМНБ, в том числе о

  • 1) несоответствиях и корректирующих действиях;

  • 2) результатах оценки мониторинга и измерений;

  • 3) результатах аудита;

  • d) возможностей для постоянного улучшения.

Анализ со стороны руководства должен рассматривать функционирование организации, включая:

  • - действия, рекомендованные по результатам предыдущих анализов;

  • - необходимость изменений СМНБ, включая политику и цели;

  • - возможности для постоянного улучшения;

  • - результаты аудитов и анализов СМНБ, в том числе ключевых поставщиков и партнеров в соответствующих случаях;

-методы, продукцию или процедуры, которые могут быть использованы в организации для постоянного улучшения функционирования и результативности СМНБ;

  • - состояние корректирующих действий;

  • - результаты учений и тестирований;

  • - риски или проблемы, которые не были должным образом рассмотрены во время предыдущих оценок риска;

  • - все изменения, которые могут повлиять на СМНБ, как внутренние, так и внешние по отношению к области применения СМНБ;

  • - адекватность политики;

  • - рекомендации по постоянному улучшению;

  • - полученный опыт и действия, связанные с разрушительным инцидентом;

  • - современные надлежащую практику и рекомендации.

Результаты анализа со стороны руководства должны включать в себя решения, связанные с возможностями постоянного улучшения и необходимостью изменений в СМНБ, в том числе относящиеся к;

  • a) изменениям в области применения СМНБ;

  • b) постоянному улучшению результативности СМНБ;

  • c) обновлению оценки риска, анализа воздействия на бизнес, планов непрерывности бизнеса и связанных с ними процедур;

  • d) изменению процедур, методов и средств управления для реагирования на внутренние и внешние события, которые могут оказать влияние на СМНБ, включая изменения:

  • 1) требований к бизнесу и работе;

  • 2) требований к снижению риска и безопасности;

  • 3) условий работы и процессов;

  • 4) юридических и нормативных требований;

  • 5) договорных обязательств;

  • 6) уровней риска и/или критериев принятия риска;

  • 7) потребностей в ресурсах;

  • 8) финансовых и бюджетных требований;

  • e) способам измерений результативности методов и средств управления.

Организация должна сохранять документацию в качестве свидетельств результатов анализа со стороны руководства.

Организация должна:

  • - сообщать результаты анализа со стороны руководства важным заинтересованным сторонам;

• выполнять необходимые действия в соответствии с этими результатами.

10 Постоянное улучшение

  • 10.1 Несоответствие и корректирующие действия

При возникновении несоответствий, организация должна:

  • a) идентифицировать несоответствия;

  • b) реагировать на несоответствия и, в зависимости от ситуации;

  • 1) применять контроль и исправление несоответствия,

  • 2) устранять последствия несоответствий;

  • c) оценивать необходимость действий по устранению причин несоответствия, для того, чтобы оно не повторялось и не происходило в другом месте, посредством

  • 1) анализа несоответствия,

  • 2) определения причин возникновения несоответствий,

  • 3) определения наличия возможности возникновения похожих несоответствий,

  • 4) определения необходимости принятия корректирующих действий для предотвращения возникновения несоответствий в другом месте,

  • 5) определения и осуществления необходимых корректирующих действий.

  • 6) анализа эффективности принятых корректирующих мер,

  • 7) внесения изменений в СМНБ при необходимости;

  • d) осуществить все необходимые действия;

  • e) проанализировать результативность принятых корректирующих действий;

  • f) при необходимости внести изменения в СМНБ.

Корректирующие действия должны соответствовать последствиям выявленных несоответствий. Организация должна сохранять документацию о

  • - характере несоответствий и всех предпринятых действиях,

  • - результатах корректирующих действий.

  • 10.2 Постоянное улучшение

Организация должна постоянно улучшать пригодность, адекватность и результативность СМНБ.

Примечание - Организация может использовать процессы СМНБ, такие как лидерство, планирование и оценку функционирования в качестве основы для постоянного улучшения

Приложение ДА (справочное)

Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов Великобритании, указанных в библиографии настоящего стандарта, ссылочным национальным стандартам Российской Федерации

Таблица ДА 1

Обозначение ссылочного международного стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта

ИСО 9001:2008

IDT

ГОСТ ISO 9001-2011 Системы менеджмента качества Требования

ИСО 14001:2004

IDT

ГОСТ Р ИСО 14001-2007 Системы экологического менеджмента Требования и руководство по применению

ИСО 19011:2011

IDT

ГОСТ Р ИСО 19011-2012 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента

ИСО/МЭК 20000-1:2005

IDT

ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-1-2010 Информационная технология. Менеджмент услуг. Часть 1. Спецификация

ИСО 22300:2012

-

А

ISO/PAS 22399:2007

IDT

ГОСТ Р 53647.4-2011/ISO/PAS 22399:2007 Менеджмент непрерывности бизнеса Руководящие указания по обеспечению готовности к инцидентам и непрерывности деятельности

ИСО/МЭК 24762:2008

-

«

ИСО/МЭК 27001:2005

IDT

ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования

ИСО/МЭК 27031:2011

IDT

ГОСТ Р ИСО/МЭК 27031-2012 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Руководство по готовности информационно-коммуникационных технологий к обеспечению непрерывности бизнеса

ИСО 31000:2009

IDT

ГОСТ Р ИСО 31000-2010 Менеджмент риска. Принципы и руководство

ИСО/МЭК 31010:2009

IDT

ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 Менеджмент риска Методы оценки риска

Руководство ИСО 73:2009

IDT

ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения

BS 25999-1:2006

IDT

ГОСТ Р 53647.1-2009 Менеджмент непрерывности бизнеса Часть 1. Практическое руководство

Окончание таблицы ДА. 1

Обозначение ссылочного международного стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта

BS 25999-2:2007

IDT

ГОСТ Р 53647.2-2009 Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 2. Требования

* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта Перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Примечание — В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов:

IDT—идентичные стандарты.

Библиография

  • [1] ISO 9001 Quality management systems — Requirements

  • [2] ISO 14001 Environmental management systems — Requirements with guidance for use

  • [3] ISO 19011 Guidelines for auditing management systems

  • [4] ISO/IEC 20000-1 Information Technology — Service Management

  • [5] ISO 22300 Societal security — Terminology

  • [6] ISO/PAS 22399 Societal security — Guideline for incident preparedness and operational continuity management

  • [7] ISO/IEC 24762 Information technology — Security techniques — Guidelines for Information and communications technology disaster recovery services

[8J ISO/IEC 27001 Information Security Management Systems

  • [9] ISO/IEC 27031 Information technology — Security techniques — Guidelines for information and communication technology readiness for business continuity

  • [10] ISO 31000 Risk Management — Principles and Guidelines

  • [11] ISO/IEC 31010 Risk management — Risk assessment techniques

  • [12] ISO Guide 73 Risk management — Vocabulary

  • [13] BS 25999-1 Business continuity management — Code of practice, British Standards Institution (BSI)

  • [14] BS 25999-2 Business continuity management — Specification, British Standards Institution (BSI)

  • [15] SI 24001 Security and continuity management systems — Requirements and guidance for use, Standards Institution of Israel

  • [16] NFPA 1600 Standard on disaster/emergency management and business continuity programs. National Fire Protection Association (USA)

  • [17] Business Continuity Plan Drafting Guideline. Ministry of Economy. Trade and Industry (Japan), 2005

  • [18] Business Continuity Guideline, Central Disaster Management Council, Cabinet Office, Government of Japan, 2005

  • [19] ANSI/ASIS SPC.1, Organizational Resilience: Security. Preparedness, and Continuity Management Systems — Requirements with Guidance for Use

  • [20] SS 540.2008 Singapore Standard for Business Continuity Management

[21 ] ANSI/ASIS/BSI BCM 01. Business Continuity Management Systems: Requirements with Guidance for Use

УДК 658.562.014:006.354


ОКС 29.020;

91.120.40


Т59


Ключевые слова: контроль, риск, непрерывность бизнеса, цели, ресурсы, компетентность, политика, планирование, менеджмент непрерывности бизнеса, система менеджмента непрерывности бизнеса, результативность, аудит, лидерство, улучшение, восстановление

Подписано в печать 24.03.2015 Формат 60x84%.

Усл. печ. л. 3,26. Тираж 35 экз. Зак. 1414 Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

ФГУП <СТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва, Гранатный пер., 4.