allgosts.ru03. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ, УПРАВЛЕНИЕ И КАЧЕСТВО. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ.03.100. Организация фирм и управление ими

ГОСТ Р 56273.2-2016 Инновационный менеджмент. Часть 2. Менеджмент стратегического прогнозирования

Обозначение:
ГОСТ Р 56273.2-2016
Наименование:
Инновационный менеджмент. Часть 2. Менеджмент стратегического прогнозирования
Статус:
Действует
Дата введения:
06/01/2017
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.100.40, 03.100.50

Текст ГОСТ Р 56273.2-2016 Инновационный менеджмент. Часть 2. Менеджмент стратегического прогнозирования

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТР

56273.2-

2016/CEN/TS—

16555-2:2014

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Часть 2

Менеджмент стратегического прогнозирования

(CENtfS 16555-2:2014, ЮТ)

Издание официальное

Москва

Стенда ртмнформ 2016

ГОСТ Р 56273.2—2016/CEN/TS 16555-2:2014

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН ООО «НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс» (ООО «НИИ «Инте-рэкомс»)на основе собственного перевода на русский языканглоязычной версии международного документа, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК100 «Стратегический и инновационный менеджмент»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 октября 2016 г. Ns 1347-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному документу CEN/TS 16555-2:2014 «Инновационный менеджмент. Часть 2. Менеджмент стратегического прогнозирования» (CEN/TS 16555-2:2014 «Innovation Management. Part 2: Strategic intelligence management». IDT).

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0—2012 (раздел в). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты». а официальный текст изменений и поправок— в ежемесячном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет (mwv.gosf.ru)

© Стандартинформ. 2016

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р 56273.2—2016/CEN/TS 16555-2:2014

Содержание

1 Область применения...................................................1

2 Нормативные ссылки..................................................1

3 Термины и определения................................................1

4 Система стратегического прогнозирования....................................2

4.1 Общий процесс...................................................2

4.2 Определение потребностей организации при стратегическом прогнозировании..........2

4.3 Сбор информации.................................................3

4.4 Анализ и оценка информации..........................................4

5 Управление системой стратегического прогнозирования............................5

5.1 Описание управления SIS-системой......................................5

5.2 Управление персоналом.............................................6

5.3 Процесс управления системой стратегического прогнозирования...................7

5.4 Осуществление стратегического прогнозирования.............................6

5.5 Ресурсы для поддержания системы стратегического прогнозирования................9

5.6 Защита и использование результатов....................................10

5.7 Управление информационными потоками.................................10

6 Оценка функционирования системы стратегического прогнозирования..................10

7 Совершенствование системы стратегического прогнозирования......................10

Приложение А (справочное) Заключение субподрядных договоров......................11

Библиография........................................................12

in

ГОСТ Р 56273.2—2016/CEN/TS 16555-2:2014

Введение

Стратегическое прогнозирование (Sl-прогноэирование. стратегический мониторинг) играет ключевую роль в инновационном менеджменте, поскольку оно способствует определению концепции и стратегии развития организации. Например, в соответствии с СЕН/ТС 16555-1 Sl-прогнозирование должно обеспечивать получение оперативной информации для составления прогноза в части экономических, технологических, научных, нормативных, правовых, финансовых, коммерческих, конкурентных, потребительских. социальных и экологических проблем и задач, с которыми организация может столкнуться в начале реализации инновационной стратегии или проекта.

IV

ГОСТ Р 56273.2—2016/CEN/TS 16555-2:2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Часть 2

Менеджмент стратегического прогнозирования

Innovation management. Part 2. Strategic intelligence management

Дата введения — 2017—06—01

1 Область применения

Настоящий стандарт предназначен для формирования структуры системы стратегического прогнозирования (SIS-системы) и управления SIS-системой. предназначенной для принятия решений в области планирования и внедрения инновационных процессов.

В настоящем стандарте определены:

• термины, относящиеся к стратегическому прогнозированию и системе управления стратегическим прогнозированием в частности;

• ключевые задачи SIS-системы;

• процессы SIS-системы (управление, внедрение и поддержание).

8 настоящем стандарте не рассматриваются вопросы;

• проверки достоверности информации и защиты данных;

• принятия решений.

2 Нормативные ссылки

Нормативные ссылки отсутствуют.

3 Термины и определения

8 рамках данного документа используются следующие термины и определения:

3.1 информация (information): Значимые данные.

Примечание — Знания или сведения, относящиеся к таким объектам, как факты, события, предметы, процессы или идеи, включая концепции, которые в соответствующих контекстах имеют конкретное значение.

3.2 информационная система (information system): Структурированный набор ресурсов и процессов. обеспечивающий в организации сбор, хранение, структурирование, обработку, передачу и распространение данных в виде текстов, изображений, звуковой информации или данных в закодированной форме.

3.3 стратегия (strategy): Общие цели организации и план ее развития, отражающие концепцию развития и характеризующие эффективное использование организационных ресурсов в ее последующей деятельности.

3.4 стратегическая информация (strategic information): Информация, содержащая элементы, которыемогутслособствоватьопределениюи/или изменению выбранной организационной стратегии, а также ставить под сомнение отдельные ее положения.

Издание официальное

1

ГОСТ Р 56273.2—2016/CEN/TS 16555-2:2014

3.5 стратегическое прогнозирование, Sl-прогноз, стратегическая разведка (strategic intelligence: SI): Результаты анализа стратегической информации, которые будут использованы для формирования стратегии организации (например, перспективного планирования, позиционирования, оценки влияния или защитных мер).

3.6 система стратегического прогнозирования, SIS-систвма (strategic intelligence system; SIS): Процессы и структуры, необходимые для обеспечения процессов стратегического прогнозирования.

3.7 надзор; наблюдение (watch): Непрерывная (и в основном итеративная) деятельность, направленная на активный и непрерывный контроль технологической, коммерческой, нормативно-правовой. стандартизированной, социально-экономической и конкурентной среды с целью прогнозирования изменений и рисков, а также для выявления новых возможностей.

4 Система стратегического прогнозирования

4.1 Общий процесс

Организация должна осуществлять процесс внедрения SIS-системы с целью получения информации. необходимой для анализа и стратегического прогнозирования своей деятельности. Каждый этап SIS-процесса. изображенный на рисунке 1. подробно описан в последующих разделах. К рассматриваемым областям (этапам SIS-процесса) относятся: определение ключевых вопросов прогнозирования (потребностей), выявление соответствующих источников информации, этапы интерпретации (анализа)/ валоризации (повышения стоимости) и доведение прогноза до руководства организации.

Рисунок 1 — Информационные потоки и процессы, составлявшие SlS-процвсс и связанные с характеристиками системы стратегического прогнозирования и получаемыми с ее ломощьв результатами

4.2 Определение потребностей организации при стратегическом прогнозировании Потребности организации при стратегическом прогнозировании зависят от идентификации соответствующей внешней информации бизнес-среды и промышленности (например, информация о рынке, конкурентах, техническая информация, информация партнеров).

Организация должна идентифицировать внутреннюю информацию, относящуюся к инновационному менеджменту, и принимать в расчет динамичность и постоянное изменение окружающей бизнес-среды.

2

ГОСТ Р 56273.2—2016/CEN/TS 16555-2:2014

Организаций также должна руководствоваться процессом определения потребностей, в которых, как минимум, учитывается следующее:

a) сферы применения идентифицируемых инновационных проектов;

b) конкурентная политика;

c) существующие рынки;

d) интеллектуальная собственность и права на ее использование;

e) существующие стандарты:

0 существующие технологии;

д) вопросы нормативно-правового регулирования.

Примечание — Для получения дополнительной информации см. CEH/TC 16555-1.

4.3 Сбор информации

8 соответствии с ранее выявленными потребностями при стратегическом прогнозировании необходимо определить источники информации и ресурсы, используя для этого критерии качества, объективности и надежности, т. е.:

• для закрытой информации: информация, степень секретности которой имеет количественную оценку по шкале, предварительно установленной организацией;

• для внутренней информации: любая информация, касающаяся компании или рынка, достаточно конкретная лосвоему содержанию, с высокой вероятностью реализации (возможности осуществления), но еще неизвестная широкой общественности;

• для конфиденциальной информации: любая информация, независимо от ее формы (устной, письменной, электронной), раскрытие, потеря или нарушение доступности которой, вероятно, будут приводить к отрицательным для организации последствиям;

- для особо важной информации: любая информация, которая способна изменить стратегию развития организации.

Указанную информацию можно получать из:

a) внутренних источников, таких как:

1) собственная документация организации;

2) персонал со знаниями или опытом, связанными с потребностями в стратегическом прогнозировании;

3) результаты доступных прогностических анализов, например результаты прогнозирования. примеры предвидения, проекты сценариев, планы-графики и т.д.;

b) внешних источников, таких как:

1) заказчики, поставщики и субподрядчики;

2) информация о деятельности конкурентов;

3) другие источники документации, к которым организация может иметь доступ: печатные издания (журналы, каталоги и т. л.}, электронные ресурсы (базы данных и т. д.) или информационные ресурсы в открытом доступе (в сети Интернет), например специализированные порталы, новости, блоги, социальные сети и т. д. Сюда также можно отнести техническую документацию, например правила и процедуры, технические регламенты, технические условия и спецификации, стандарты и базы данных патентов и других прав на интеллектуальную собственность;

4) общедоступные научно-технические публикации;

5) материалы конгрессов, семинаров, ярмарок или выставок;

6) аналитические отчеты о состоянии рынка.

В соответствии с ранее определенными потребностями при стратегическом прогнозировании организация должна быть уверена, что количество и качество информации проверены на пригодность к реализации намеченных целей и соответствуют предъявляемым требованиям. Последнее должно быть утверждено руководством организации перед началом процесса сбора и анализа информации.

Характер требуемой информации зависит от размера организации, ее культуры и отрасли промышленности. причем качество информации можно оценивать с учетом следующих факторов:

c) надежности и точности информации (т. е. с точки зрения источников информации):

d) оценки добавленной стоимости, получаемой от различных видов деятельности и последствий для входящей и исходящей информации для этой деятельности;

е) полноты информации, т. е. отсутствия пробелов ключевой информации для принятия решений и реализации принятых решений, которая, при необходимости, включает и дополнительную информацию:

з

ГОСТ Р 56273.2—2016/CEN/TS 16555-2:2014

f) возможности созданий таблиц, содержащих информацию о функциях, видах деятельности и схемах информационных потоков:

д) основных видов деятельности, оценки полезности и полноты поступающей информации путем интервьюирования лица, определяющего цели Sl-проекта.

4.4 Анализ и оценка информации

4.4.1 Анализ и интерпретация информации

Организация должна приступать к качественному и количественному анализу данных в соответствии с требованиями, предъявляемыми к стратегическому прогнозированию.

Анализ информации может быть связан с целым рядом различных профессиональных знаний, например, в области техники, юриспруденции, интеллектуальной собственности или экономики.

Анализ информации может включать такие аспекты, как:

- объединение данных, поступающих из различных источников для получения синергетического эффектаотихвэаимодействия(возникающем при объединении информации из различных источников и дающем целостную информациюс большей значимостью и областью применения, чем отдельные массивы информации):

- интерпретация информации для определения ее достоверности и связи с принятием решений, включая, например, восприятие анализируемой информации или прогнозирование последствий принятых решений и последующего развития ситуации:

• определение смысла анализируемой информации, например, с точки зрения технического содержания, рыночной/коммерческой значимости и их возможных последствий для организации:

- выдача рекомендаций для последующих действий.

Примечание - Любые решения принимаются лицом, делающим запрос на стратегический прогноз (руководством организации). Анализ информации может осуществляться регулярно или при возникновении конкретной ситуации.

4.4.2 Методы и средства анализа

Перед началом обработки информации организация должна создать словарь, специфичный для области деятельности данной организации, с целью совместного использования основных представлений и языка.

В зависимости от конкретной ситуации организация может использовать различные методы анализа — основанные на возможностях человека (ручная обработка), автоматизированные или в их сочетании.

Примечание—

a) Некоторые общеупотребительные средства, основанные на возможностях человека (ручная обработка) и

используемые для анализа стратегической информации, могут включать, например.

1) SWOT-аналиэ (анализ, учитывающий слабые и сильные стороны организации, возможности и угрозы).

2) PESTEL-анализ (анализ, учитывающий политические, экономические, технологические, экологические и правовые факторы).

3) «Пять сил» Портера (Porter's Five Forces) (анализ, учитывающий конкурирующие силы, субъекты деятельности, новых участников рынка, конкурентов, потребителей и поставщиков).

b) Некоторые общеупотребительные автоматизированные средства, рассчитанные на работу с большими объемами данных или документов (структурированных или неструктурированных), которые можно использовать для выявления закономврностейгтенденций и/или для получения визуального представления, могут включать, например, средства:

1) статистического анализа (в том числе и программное обеспечение);

2) анализа данных:

3) отображения и визуализации:

4) классификации:

5) таксономии:

6) лексического или семантического анализа.

4.4.3 Результаты работы SIS-системы

Результатом работы любой SIS-системы являются анализ добавленной стоимости и ее интерпретация. которые позволяют либо поддерживать стратегическую концепцию развития организации и давать информацию для принятия стратегических решений, либо формировать стратегию развития организации в целом или конкретного инновационного проекта.

Результаты работы SIS-системы проявляются в следующих видах деятельности:

ГОСТ Р 56273.2—2016/CEN/TS 16555-2:2014

a) перспективное планирование: предложения по мерам, принимаемым в ответ на изменения (или ожидания изменений) в анализируемой среде;

b) реакция на появление новых (благоприятных) возможностей: предложения по работам сцелью использования этих возможностей;

c) снижение рисков: предложения по проведению работсцельюсокращения выявленных рисков;

d) внесение улучшений: предложения по выполнению необходимых работ с целью устранения выявленных недостатков (или сведения их к минимуму) и/или неэффективности;

e) инновационная деятельность: предложения по формированию новых подходов иУили проведению научных исследовакий/разработок и выполнению инновационных проектов;

0 сотрудничество: определение потенциальных партнеров:

д) оценка технологии и/или возможностей рынка;

h) взаимовлияние и взаимодействие между технологиями, продуктами и процессами.

i) постоянный контроль (мониторинг): раннее выявление новых технологий или возможностей рынка для организации или предоставление обоснований для отказа от технологий с низким потенциалом.

4.4.4 Хранение и последующее использование результатов работы SIS-системы

Информация и стратегический прогноз, полученные в ходе описанного выше процесса, имеют коммерческую ценность как для последующего использования, так и в качестве образовательного ресурса при обучении персонала организации.

Организация должна принимать меры по сохранению и обеспечению доступности результатов работы SIS-системы.

Информация должна быть доступна только заинтересованным сторонам внутри организации в соответствии с их потребностями.

5 Управление системой стратегического прогнозирования

5.1 Описание управления SIS-системой

SIS-система является ключевой частью системы инновационного менеджмента организации. Процесс управления SIS-системой включает в себя общее руководство организацией и содержит три основных процесса, необходимые для достижения целей стратегического прогнозирования, а именно: процесс Sl-управления (см. 5.3), процесс Si-реализации (см. 5.4) и связанные с ними процессы поддержки (см. 5.5).

Координация работы SIS-системы состоит в наделении полномочиями менеджера по координации ресурсов и/или руководителя (руководителей) Sl-проекта (в зависимости от конкретного случая), функции которых (а также других исполнителей) указаны в 5.2. В зависимости от размера организации или важности для нее SIS-системы описанные ниже функции могут выполняться одним или несколькими сотрудниками или специализированной (или уже существующей) организацией.

Общая блок-схема, приведенная на рисунке 2. иллюстрирует взаимосвязи между различными уровнями организаций и исполнителей. Данную блок-схему можно применять в отношении организаций всех типов и размеров.

5

ГОСТ Р 56273.2—2016/CEN/TS 16555-2:2014

ms-еджмекг Системы стоотагичЕСкОФ прогнозирования

УПМШ1ЕЭНИ=

WWmcnOflHWWW

ЩМ'||И1ЖМ>Ч

I

Пвпновмм яРкми №)шв

ю^^ш^мпиктгыамм9тамимвс2(.

VI

кжоеоАигаьро ompcem

Й1япмА<|впа

Шщктяг

ПтттщшщятпЯлящшч

К*л«№

Пт

Тт

vr*",ti • J

ГЕМПМ

'■ИШРИВ' .....

' ’«чтйиинщ|а

iKiUl — IHIW

В»*лт

+ ч

ХЬсмаш Ч g—)wv» Г|

>в)

геАЛИЗАЦИЯСВНЕД*ВНИ$

«унщиона1ъиы»оиам

Рисунок 2 — Менеджмент системы стратегического прогнозирования

5.2 Управление персоналом

5.2.1 Основные обязанности персонала

Высшее руководство и руководители нижнего и среднего звена организации должны обеспечивать предоставление соответствующих ресурсов и процедур, проводить разъяснительную работу о необходимости и важности стратегического прогноза, устанавливать его приоритеты, брать на себя обязательства в целом по поддержке Sl-мероприятий и использованию ожидаемых результатов на всех уровнях организации.

5.2.2 Руководство организации

Руководство организации обязано:

a) обеспечивать создание, внедрение и поддержание SIS-системы;

b) устанавливать приоритеты и определять цели, касающиеся:

1) фактов, частично понимаемых или требующих дальнейшего исследования:

2) систематического наблюдения и влияния (например, в случае стандартов) нововведений на будущее;

c) назначить одного из своих сотрудников, который, независимо от других его обязанностей, должен нести ответственность и иметь соответствующие полномочия:

d) оценивать итоговые результаты в процессе принятия решений и постоянно пересматривать стратегическое видение организации для усиления ситуационной информированности.

5.2.3 Координация Sl-проекта и менеджмент ресурсов

Координатор Sl-проекта и менеджер ресурсов должны назначаться руководством организации. Принимая во внимание Sl-меролриятия. координатор Sl-проекта должен:

6

ГОСТ Р 56273.2—2016/CEN/TS 16555-2:2014

• обеспечивать гармонизацию Sl-мероприятий во взаимодействии с ведущими сотрудниками и руководством:

• вместе с ведущими сотрудниками информировать руководство организации о результатах Sl-меролриятий;

• обеспечивать информированнее всех требованиях заинтересованных сторон;

. осуществлять контрол ь стратегической информации:

• обеспечивать доступность и организацию человеческих и технических средств, необходимых для информационной системы, поддерживающей реализацию Sl-мероприятий;

- оказывать содействие руководству организации и руководителю (руководителям) Sl-проекта в реализации и непрерывном контроле Sl-мероприятий (с точки зрения ресурсов);

• составлять финансовые планы и предоставлять соответствующие ресурсы:

• при необходимости оповещать руководство организации о любых конфликтах, недостатках и сложностях;

- повышать информированность и осведомленность сотрудников организации в части структуры используемой информационной системы;

• вместе с руководителями проекта и вспомогательными службами непрерывно контролировать изменения нормативной документации/технопогий и готовить предложения о необходимости использования средств и инструментов для выполнения Sl-мероприятий;

• информировать руководство организации об эффективности работы данной информационной системы и ее использовании в Sl-системе:

- обеспечивать защиту и секретность информации.

5.2.4 Руководитель (руководители) Sl-проекта

8 соответствии с цепями, определенными руководством организации, в обязанности руководителя Sl-проекта входят:

• извлечение из информации только тех элементов, которые обладают наибольшей ценностью для принятия решений;

• определение стратегических решений, которые будут представляться на рассмотрение руководству организации:

• оценка влияния принимаемых решений (в части финансовых, технологических, трудовых ресурсов и т. д.). включая адаптацию кфакторам. вносящим вклад в повышение добавленной стоимости организации;

• определение отклонений, которые позволяют постоянно корректировать решения в соответствии с изменениями в контексте;

• определение Sl-мероприятий. которые рассматриваются в рамках структуры основных целей и задач, должны быть реализованы и будут гарантировать их достижения:

- проведение работ в пределах своей компетенции (области деятельности) и разработка плана Sl-мероприятий;

• обеспечение гарантий того, что руководство организации при принятии решений принимает во внимание результаты Sl-мероприятий;

• посещение заседаний руководящего комитета, посвященных специальным вопросам.

- распределение ролей между участниками выполнения Sl-мероприятий;

• планирование работ по оценке и пересмотру результатов Sl-мероприятий. повышению эффек-тиености/реэультативности Sl-мероприятий вчасти компетенции руководителя (ей) проекта.

8 зависимости от конкретной организации ее руководство должно назначить одного или нескольких руководителей Sl-проекта. отвечающих за различные рынки, мероприятия, технологические области. которые должны координировать свои работы.

5.3 Процесс управления системой стратегического прогнозирования

Любой Sl-проект или процесс необходимо регулярно контролировать руководителю (руководителям) этого проекта/лроцесса и. при необходимости, адаптировать или корректировать в зависимости от изменений таких факторов, как рынки, технологии, конкуренция. Для эффективного управления Sl-меролриятиями данный процесс должен быть внедрен в практику организации.

Руководство на всех уровнях организации должно регулярно анализировать результаты Sl-мерол-риятий. за которые они отвечают, и предлагать соответствующие меры.

7

ГОСТ Р 56273.2—2016/CEN/TS 16555-2:2014

Таблица 1 — Описание процесса Sl-упраеления

Входные данные

Наименование этапа

Получаемые результаты

Ответственный

1

Проект. основные цели

Преобразование основных целей проекта а Sl-мероприятия. подлежащие выполнению

Определение скоординированных Sl-мероприятий. подлежащих выполнению.

Определение элементов, поддерживающих принятие решений.

Принятие решений, касающихся последовательного выполнения Sl-мероприятий

Руководитель (руководители) Sl-проекта

2

Результаты Sl-ме-роприятий

Использование результатов Sl-меролрия-тий

Определение элементов, поддерживающих принятие решений

Руководитель (руководители) Sl-проекта

3

Обратная связь от инициатора запроса

Определение необходимости а корректировке Sl-мероприятий

Принятие решений, касающихся Sl-мероприятий: поддержка, переориентация, отмена

Руководитель (руководители) Sl-проекта

5.4 Осуществление стратегического прогнозирования

5.4.1 Описание процесса реализации Sl-мероприятий

Процесс достижения и реализации результатов, связанных с Sl-мероприятиями. состоит из двух основных этапов:

• разработка план-графика Sl-мероприятий;

* постоянная корректировка план-графика Sl-мероприятий (при необходимости).

Таблица 2 — Описание процесса осуществления Sl-мероприятий

входные данные

Наименование этапа

Получаемые результаты

Ответственный

1

Si-мероприятия, подлежащие разработке

Разработка метода реализации Sl-мероприя-тий

План-график Sl-ме-роприятий

Руководитель (руководители) Sl-проекта

2

План-график Sl-ме-роприятий

Реализация Sl-меро-приятий

Итоговые результаты реализации Si- мероприятий.

Окончательный анализ: выработка решения

Руководитель (руководители) Sl-проекта

5.4.2 Разработка план-графика Sl-мероприятий

Руководитель Sl-проекта должен по каждому пункту контролировать процесс разработки план-графика Sl-мероприятий. План-график Sl-мероприятий должен:

- представлять (содержать)основные факторы, в том числе контекст принятия решений, с которыми связано управление;

* определять итоговые результаты Sl-мероприягий (типы информации, подлежащей сбору, форму представления этих результатов, степень конфиденциальности документов, производительность, конечные сроки исполнения);

* определять источники информации (сеть уполномоченных экспертов, документальные источники). ограничения доступа (свободный доступ, доступность по идентификатору, платный доступ) и указы

8

ГОСТ Р 56273.2—2016/CEN/TS 16555-2:2014

вать их приоритетность (первичный, вторичный или третичный источник информации), а также степень ее достоверности и т. п.;

• содержать описание средств, которые должны применяться для сбора, обработки, анализа и определения значимости информации;

- определять участников Sl-мероприятий и их роли в инициировании данных мероприятий;

• определять методы документирования и управления информацией и всеми вспомогательными службами, необходимыми для осуществления Sl-мероприятий (отделами информационных систем, логистическим, юридическим и другими отделами);

• оценивать трудоемкость и затраты, связанные с реализацией Sl-мероприятий. в том числе и в рамках работ по субподряду;

• определять правила проверки достоверности, распространения, использования (капитализации) и доступа к информации в соответствии с ограничениями, которые связаны с целью Sl-мероприя-тий.

Разработка план-графика Sl-мероприятий связана с;

- работой соответствующего менеджера ресурсов, с тем чтобы гарантировать, что все ресурсы, необходимые для завершения Sl-мероприятий. доступны, согласованы и утверждены руководством организации и всеми участниками SI-проекта:

• оценкой корректности (согласованности) всех предпринятых Sl-мероприятий;

• участниками Sl-мероприятий. в частности сотрудниками, имеющими подтвержденные навыки в области информатизации и документирования;

• вспомогательными функциями, если они необходимы для осуществления Sl-мероприятий (например, выполняемые специалистами в области информационных систем, информационного менеджмента и документирования, информационной безопасности и логистики).

5.5 Ресурсы для поддержания системы стратегического прогнозирования

5.5.1 Профессионализм персонала

Организация должна гарантировать наличие у своих сотрудников профессионализма, необходимого для реализации Sl-мероприятий в части:

a) обработки и использования специализированных баз данных;

b) использования средств и ресурсов для поиска имеющейся в Интернете информации;

c) использования конкретных методов и инструментов поиска, анализа и обработки данных, информационных технологий:

d) проведения научно-технического анализа текстов на предмет показателей, темпов воздействия. показателей цитирования и других мер просмотра публикаций;

e) использования технологических систем классификации различных областей технологии;

f) возможности работы с информацией, предоставляемой базами данных, об интеллектуальной собственности, включая патенты, модели и т. д., их правовой статус:

д) возможности анализа и управления технологиями, бизнес-средами и рынками:

h) технической компетентности рассматриваемых вопросов:

В некоторых случаях для решения конкретных задач организация может заключать договора с суб-подрядчиками (см. приложение А).

5.5.2 Инфраструктура и ГГ-ресурсы SIS-системы

Руководство организации (при участии менеджера ресурсов) должно обеспечивать для SIS-систе-мы соответствующую инфраструктуру. IT-ресурсы и их поддержание, что необходимо для надежного функционирования системы и достижения поставленных целей, т. е.:

a) инфраструктуру рабочего пространства:

1) включающую здания, рабочую область и связанные сними вспомогательные службы.

b) ГГ-рвсурсы, к которым относятся:

1) управление информационными системами;

2) управление активами, общими службами и логистикой.

Аппаратные средства и программное обеспечение должны иметь соответствующие лицензии и разрешения на их использование.

5.5.3 Финансовое планирование

Менеджеру ресурсов следует сформировать финансовый план для каждого Sl-мероприятия и каждой SIS-системы. который должен учитывать:

• персонал (с точки зрения как индивидуальных действий, так и координации Sl-мероприятий. ведения основной и поддерживающей деятельности):

9

ГОСТ Р 56273.2—2016/CEN/TS 16555-2:2014

• программное обеспечение, аппаратные средства, доступ к данным и заключение субподрядных договоров.

5.6 Защита и использование результатов

Организация должна выработать официальную политику, обеспечивающую надлежащее управление своими активами (как материальными, так и нематериальными/интеллекгуапьными). включая и информационные активы, а также их надлежащую защиту и использование.

Данная политика должна основываться на руководящих принципах, а именно на:

• методиках предварительного и полного раскрытия информации, в том числе путем распространения информации в электронном виде:

• стратегии и руководящих принципах защиты активов (например: юридической защиты прав интеллектуальной собственности, секретности, соглашений о конфиденциальности).

Применение — Подробнее об егоы см. СЕН/ТС 16555-4.

5.7 Управление информационными потоками

Информационные потоки в SIS-системе должны встраиваться в существующую в организации информационную систему.

Руководство организации и руководители Sl-проекта должны определить, как. в какой степени и на каком уровне различные информационные Sl-лотоки должны объединяться и передаваться внутри организации, а также какая другая информация (в частности, от непосредственного и оперативного руководства) будет объединяться с этими потоками.

Организация должна определить потребность SIS-системы в соответствующих внешних связях. При этом следует принимать во внимание такие аспекты, как:

• содержание передаваемой информации;

- время передачи информации;

• адресат передаваемой информации и источник информации;

• предоставление каналов;

• возможность обратной связи.

Для возможности определения степени эффективности системы, непрерывного контроля и обоснования показателей работы SIS-система организации должна быть соответствующим образом задокументирована.

6 Оценка функционирования системы стратегического прогнозирования

Координатор81-проектадолженопределять. собирать ианализироватьсоответствующие данные, подтверждающие эффективность и результативность работы SIS-системы для последующей оценки ее возможных улучшений. Сюда также необходимо отнести данные, получаемые на основе мониторинга и в результате измерений характеристик818-системы.атакжв данные, получаемые из других подходящих источников. Анализ указанных данных должен обеспечивать информацию в отношении:

• степени удовлетворения потребностей заинтересованныхсторон/инициаторов запроса (эффективность);

- ресурсов, используемых для получения результатов (результативность).

Соответствующие показатели определяются в ходе переговоров со всеми заинтересованными

сторонами и приводятся в соответствующем совместном отчете (в процессе анализа системы управления).

Эффективность SIS-системы необходимо регулярно контролировать, что позволяет эффективно реализовывать соответствующие корректировки.

7 Совершенствование системы стратегического прогнозирования

Организация должна постоянно повышать эффективность SIS-системы. например путем регулярного анализа руководством организации результатов аудита и внесения соответствующих поправок в Sl-политику и/или в задачи SIS-системы. а также путем принятия корректирующих или предупредительных мер.

Показатели, позволяющие измерить эффективность работы SIS-системы. являются ее неотъемлемой частью. и как таковые, их необходимо регулярно оценивать при анализе системы управления.

Помимо важности самих показателей эффективности как таковых, организация должна постоянно осуществлять мониторинг их актуальности, прослеживаемости, надежности и целостности.

Ю

ГОСТ Р 56273.2—2016/CEN/TS 16555-2:2014

Приложение А (справочное)

Заключение субподрядных договоров

Организация несет ответственность за функционирование своей SlS-системы. одна ко она может заключать субподрядные договора на обслуживание всей SlS-системы в целом или отдельных ее частей, например на соблюдение правил и периодичности технического обслуживания системы, подбор квалифицированных специалистов или проведение анализа данных.

Организация может обладать собственными процедурами выдачи «приглашений на участие в тендерах», в которых, однако, следует руководствоваться следующими минимальными требованиями:

• информация, предоставляемая участникам тендера, и результаты их работы, если не оговорено иное, следует считать конфиденциальными:

• любая предоставляемая информация не должна нарушать конфиденциальности информации какой-либо третьей стороны.

Организации необходимо установить свои требования, которые, как минимум, будут предъявляться к:

a) частям процесса, связанным с услугами.

b) минимальному содержанию и границам областей или объектов, которые необходимо непрерывно контролировать.

c) источникам и видам информации, идентифицированным как имеющимся в наличии,

d) географическому и временному охвату и ожидаемой периодичности мониторинга:

e) формвту/лоддержке результатов и уровню анализа информации.

Г) условиям платежей:

д) срокам действия предложений.

Участники тендеров в своем предложении должны указывать, по крайней мере, следующую информацию о:

h) квалификации персонала, отвечающего за предоставление услуг (образование, наличие соответствующего опыта работы и т.д.):

I) материальных средствах, которые делают возможной реализацию данного предложения (аппаратные, программные, допуски к работам, лицензии, источники информации и т. д.);

J) ранее выполненных проектах и рекомендации клиентов, а также сертификатах для подтверждения полномочий. которые поставщик может предоставить:

к) детализацию (расшифровку) предлагаемой стоимости рвбот/услуг.

11

ГОСТ Р 56273.2—2016/CEN/TS 16555-2:2014

Библиография

[1] CENtf S 16555-1. Innovation management — Pert 1. Innovation Management System (Инновационный менеджмент. Часть 1. Система инновационного менеджмента)

[2] CEN/TS 16555-4, Innovation management — Рал 4: Intellectual property management (Инновационный менеджмент. Часть 4. Менеджмент интеллектуальной собственности)

УДК 658.012.2:006.354 ОКС03.100.40; 03.100.50

Ключевые слова: инновационный менеджмент, система инновационного менеджмента, инновационная культура, инновационный процесс, инновационная стратегия, инновационное видение, инновационное мышление, менеджмент стратегического прогнозирования

Редактор А.Е. Петросян Технический редактор ВЮ. Фотиеоа Корректор П.С. Лысенко Компьютерная верстка А.Н. Золотаревой

Сдано е набор 13.10.2016. Подписано е печать 21.10.2016. Формат 60 » 84Гарнитура Ариал. Уел. печ. л. 1.66. Уч.-иад. л. 1.66. Тираж 36 эха Зак. 2600.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Издано и отпечатано во . <23905 Москва. Гранатный лор., 4.