allgosts.ru03. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ, УПРАВЛЕНИЕ И КАЧЕСТВО. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ.03.100. Организация фирм и управление ими

ГОСТ Р 70529-2022 Адаптация к изменениям климата. Руководящие указания по привлечению заинтересованных сторон в процессы принятия решений, связанных с изменением климата

Обозначение:
ГОСТ Р 70529-2022
Наименование:
Адаптация к изменениям климата. Руководящие указания по привлечению заинтересованных сторон в процессы принятия решений, связанных с изменением климата
Статус:
Действует
Дата введения:
01.01.2024
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.100.01 , 13.020.99

Текст ГОСТ Р 70529-2022 Адаптация к изменениям климата. Руководящие указания по привлечению заинтересованных сторон в процессы принятия решений, связанных с изменением климата

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР 70529— 2022



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АДАПТАЦИЯ К ИЗМЕНЕНИЯМ КЛИМАТА

Руководящие указания по привлечению заинтересованных сторон в процессы принятия решений, связанных с изменением климата

Издание официальное

Москва Российский институт стандартизации 2022

Предисловие

  • 1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс» (ООО «НИИ «Интерэкомс») совместно с Федеральным государственным автономным учреждением «Научно-исследовательский институт «Центр экологической промышленной политики» (ФГАУ «НИИ «ЦЭПП»)

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 020 «Экологический менеджмент и экономика»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 декабря 2022 г. № 1469-ст

  • 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

© Оформление. ФГБУ «Институт стандартизации», 2022

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

  • 1 Область применения

  • 2 Термины и определения

  • 3 Цели, преимущества и барьеры подходов, предполагающих широкое участие заинтересованных сторон

  • 4 Рекомендации по привлечению заинтересованных сторон к решению проблем, связанных с изменением климата

Введение

Парниковый эффект оказывает существенное влияние на изменение климата и, как следствие, на развитие и функционирование субъектов экономической деятельности. Степень изменения климата в будущем будет зависеть от эффективности усилий по ограничению выбросов парниковых газов. Для снижения угроз, возникающих вследствие изменений климата и максимального использования возникающих возможностей, организациям всех видов необходимо уметь адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям.

В ноябре 2016 г. вступило в силу Парижское соглашение, в котором делается акцент на глобальном повышении температуры и сформулирована общемировая цель адаптации как «усиление адаптационного потенциала, повышение способности экосистем к восстановлению своих функций и снижение их уязвимости к изменениям климата с целью содействия социально-ответственному развитию общества и принятию адекватных мер по отношению к глобальному потеплению». Реализация положений Парижского соглашения и целей устойчивого развития, сформулированных Организацией Объединенных Наций в 2015 г., будет способствовать приложению усилий в глобальном масштабе, направленных на сокращение выбросов парниковых газов и повышение устойчивости климата.

Воздействие изменения климата может быть как прямым, выражающимся через физические, химические, биологические, метеорологические, гидрологические природные факторы и т. д., так и косвенным, осуществляемым человеком в качестве реакций на прямые факторы. Настоящий стандарт содержит руководящие указания для организаций, стремящихся к привлечению заинтересованных сторон к процессу принятия решений по проблемам, связанным с изменением климата, экологическим менеджментом и глобальными изменениями в окружающей среде, которые могут происходить в будущем. Данный процесс изменений перманентен, поэтому его необходимо встраивать в деятельность организаций.

Участие всех заинтересованных сторон (как в частном, так и в государственном секторах экономики) в процессе принятия решений относительно изменения климата, а также существование потребности в стандартизации подобного рода участия признаются очень важными задачами. Настоящий стандарт разработан с целью предоставления соответствующих подтвержденных наилучших практик и рекомендаций.

Связка «снижение рисков — использование возможностей — управление изменениями» — это подход, согласно которому формируется передовой практический метод региональной адаптации к изменениям климата. Этот междисциплинарный подход объединяет специалистов естественно-научного, технического и гуманитарного профиля (например, метеорологов, гидрологов, специалистов по территориальному планированию и социоэкономистов и др.) с целью комплексной региональной адаптации к изменениям климата и позволяет провести анализ влияния последствий изменения климата и определить соответствующие стратегии адаптации.

Настоящий стандарт необходимо применять с учетом других приоритетов организации, а именно проведение всех мероприятий по адаптации к изменениям климата должно происходить параллельно (или совместно) с мероприятиями по минимизации последствий этих изменений или по обеспечению других приоритетов устойчивого развития.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АДАПТАЦИЯ К ИЗМЕНЕНИЯМ КЛИМАТА

Руководящие указания по привлечению заинтересованных сторон в процессы принятия решений, связанных с изменением климата

Adaptation to climate change.

Guidelines for stakeholders engagement in climate change decision making processes

Дата введения — 2024—01—01

  • 1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает руководящие указания и рекомендации по привлечению заинтересованных сторон к процессу принятия решений, связанных с изменением климата, применяемые к организациям государственного и частного секторов экономики, включая федеральные органы и региональные правительственные организации, компании, фирмы, отрасли экономики, сообщества и неправительственные организации. Настоящий стандарт разработан в удобной для пользователя форме путем изложения основных принципов и инструкций в виде простого пошагового руководства, с помощью которого организации могут привлекать все заинтересованные стороны к процессу принятия решений в указанной области.

  • 2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

  • 2.1 адаптация к изменениям климата: Процесс приспособления к фактическому или прогнозируемому климату и его последствиям с целью уменьшения их вредного воздействия или же с целью использования возникающих благоприятных возможностей.

Примечания

  • 1 В среде обитания человека процесс адаптации направлен либо на смягчение (или предотвращение) последствий изменения климата, либо на использование благоприятных возможностей, связанных с изменением климата.

  • 2 В некоторых ненарушенных экологических системах вмешательство человека может способствовать корректировке под ожидаемое изменение климата и его воздействие.

    • 2.2

изменение климата (climate change): Изменение климата, которое может сохраняться на протяжении длительного периода (обычно — десятилетия или более).

Примечание 1 — Изменение климата можно определять, например, методом статистического тестирования.

Примечание 2 — Изменение климата может вызываться как естественными процессами, протекающими в климатической системе, так и внешними воздействиями, например циклами солнечной активности, извержениями вулканов и непрерывными антропогенными изменениями в составе атмосферы или почвы.

[ГОСТ Р ИСО 14090—2019, пункт 3.5]

Издание официальное

  • 2.3

организация (organization): Лицо или группа людей, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения намеченных целей.

Примечание 1 — Понятие организации включает в себя (но не ограничивается) индивидуальных предпринимателей, компании, корпорации, фирмы, предприятия, органы власти, партнерства, благотворительные организации или учреждения, их части или сочетания, независимо от того, являются они юридическими лицами или нет, государственными или частными.

[ГОСТ Р ИСО 14090—2019, пункт 3.11]

  • 2.4 PESTEL-анализ: Анализ, позволяющий проводить исследование, каким образом политические, экономические, социальные, технологические, экологические и правовые факторы (например, изменения в государственном регулировании, потребительских тенденциях и экономических показателях) могут приводить к возникновению новых возможностей или угроз для организации.

  • 2.5

заинтересованная сторона (interested party): Лицо или организация, которые могут влиять на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их влиянию или воспринимать себя в качестве последних.

Пример — Потребители, сообщества, поставщики, регуляторы, неправительственные организации, инвесторы и сотрудники.

Примечание 1 — Словосочетание «воспринимать себя в качестве подверженных влиянию» означает, что это восприятие стало известно организации.

[ГОСТ Р ИСО 14090—2019, пункт 3.10]

  • 2.6 привлечение заинтересованных сторон: Процесс, используемый организацией для привлечения соответствующих заинтересованных сторон с целью достижения намеченной цели и получения приемлемых результатов.

Примечание — Кроме того, данный процесс должен отражать стратегию и работу организаций и усиливать взаимное обучение ее сотрудников.

  • 2.7

климат (climate): Статистическое описание погоды с помощью усредненных климатических показателей и их соответствующей изменчивости на временных интервалах от нескольких месяцев до нескольких тысяч или даже миллионов лет.

Примечание 1 — Традиционный период усреднения климатических показателей согласно определению Всемирной метеорологической организации составляет 30 лет.

Примечание 2 — Наиболее значимыми климатическими показателями (параметрами) чаще всего называют такие атмосферные параметры, как температура, количество осадков и ветер.

[ГОСТ Р ИСО 14090—2019, пункт 3.4]

  • 3 Цели, преимущества и барьеры подходов, предполагающих широкое участие заинтересованных сторон

    • 3.1 Цели привлечения заинтересованных сторон

Цель настоящего стандарта заключается в том, чтобы сориентировать государственный и частный секторы экономики на управление заинтересованными сторонами как неотъемлемой части стратегии организации. Воздействия, связанные с изменением климата, энергетическая безопасность и другие глобальные вызовы становятся все более актуальными и создают как риски, так и новые потенциальные возможности для предприятий и органов государственного управления и власти. Для раннего выявления возможных рисков и использования потенциальных возможностей важен подход, основанный на привлечении и участии всех сторон, заинтересованных к деятельности конкретной организации. Взаимодействие с этими заинтересованными сторонами следует воспринимать не как дополнительный, а 2

как всеобъемлющий, комплексный принцип, который не должен противоречить принципам использования уже существующих систем менеджмента. Целью настоящего стандарта является предоставление рекомендаций по эффективному и рациональному объединению всех заинтересованных сторон для решения задач, связанных с изменением климата.

В настоящее время для решения междисциплинарных проблем актуальна потребность в новых подходах к получению знаний и принятию соответствующих решений. Изменение климата и устойчивое развитие, принимаемые во внимание при решении реальных экологических проблем, требуют совместных, коллективных, интерактивных и междисциплинарных подходов. По этой причине для объединения имеющихся знаний, различных принципов и предпочтений важно привлекать к этой проблеме внешних независимых экспертов.

  • 3.2 Преимущества, получаемые от привлечения заинтересованных сторон

Как показывает наилучшая практика, за счет привлечения всех заинтересованных сторон к процессу принятия решений, связанных с изменением климата, можно получить следующие преимущества:

  • а) взаимное обучение сотрудников организации:

  • - обучение важно для сотрудников организаций и всех заинтересованных сторон, являясь необходимым условием изменений в направлении повышения устойчивости,

  • - наличие множества идей и точек зрения способствует поиску оптимальных решений,

  • - все заинтересованные стороны и сотрудники организации могут совместно повышать свои возможности, навыки, информированность и степень сотрудничества,

  • - способность к адаптации к изменениям климата может формироваться и укрепляться у всех заинтересованных сторон и организаций;

  • б) эффективная и рациональная реализация процессов принятия решений:

  • - с учетом мнений всех заинтересованных сторон можно определять возможные альтернативные решения и варианты,

  • - эффективность планирования и принятия решений повышается за счет привлечения всех заинтересованных сторон,

  • - все мероприятия с большой долей вероятности будут совместимы с долгосрочными планами развития организации, поскольку процесс привлечения заинтересованных сторон позволяет опробовать, тестировать и уточнять все предлагаемые идеи перед их реализацией;

  • в) объективность принятия решений:

  • - объективность достигается за счет учета мнений всех заинтересованных сторон,

  • - сотрудники и заинтересованные стороны наделяются полномочиями для решения текущих и перспективных задач,

  • - устойчивость мероприятий обеспечивается в случае признания всеми заинтересованными сторонами.

Пример — Блок 1. Как оценивать преимущества привлечения заинтересованных сторон в организации?

Для оценки преимуществ привлечения всех заинтересованных сторон к процессам принятия решений, связанных с изменением климата, рекомендуется провести в вашей организации PESTEL-анализ.

В качестве пояснения далее приводится следующий практический пример:

  • 1 Политические аспекты

Ряд групп заинтересованных сторон может оказывать свое влияние на политические процессы (например, на изменения в законодательстве или на выборы) для защиты своих собственных или дополнительных интересов. Благодаря взаимодействию со всеми заинтересованными сторонами организации получают возможность привлечения соответствующих групп на ранней стадии принятия решений, что позволяет трансформировать конфликты интересов в сотрудничество всех заинтересованных сторон на протяжении всего процесса их участия в поиске и разработке новых решений.

  • 2 Экономические аспекты

С одной стороны, заинтересованные стороны могут создавать угрозу выживанию организации (например, под давлением потребителей), но, с другой стороны, организации могут получать и конкурентные преимущества, привлекая заинтересованные стороны к процессу принятия решений. Таким образом, выживание и успешное развитие организации может зависеть от возможности получения совместных выгод или от удовлетворения запросов заинтересованных сторон, что позволяет организации продолжать или даже расширять свою деятельность.

  • 3 Социальные аспекты

Следует учитывать согласие или запрет со стороны соответствующих заинтересованных сторон при принятии решений в организациях с целью соблюдения требований действующих нормативных документов и стандартов и контроля своей деятельности в интересах всех заинтересованных сторон. В результате организации предоставляется возможность извлекать выгоду из своей деятельности в соответствии с нормами и потребностями общества.

  • 4 Технологические аспекты

Процесс обучения сотрудников заинтересованных сторон может привести к изменениям в процессе исследований и разработок. Объединение мнений всех заинтересованных сторон на более ранней стадии процесса обучения может способствовать снижению барьеров на пути внедрения технологических изменений на рынок.

  • 5 Экологические аспекты

Экологические аспекты в основном косвенно могут восприниматься группами заинтересованных сторон с точки зрения интересов природопользования и устойчивого развития. Экологические аспекты, такие как устойчивое управление сырьевыми ресурсами, сокращение выбросов парниковых газов и сохранение запасов питьевой воды, необходимо вводить в бизнес- и общественные процессы в качестве внешних ограничений и контроля за деятельностью организации. Последнее следует рассматривать как неизбежные факторы и как вклад в смягчение последствий изменения климата.

  • 6 Юридические аспекты

Заинтересованные стороны часто становятся движущей силой, стимулирующей компании к соблюдению более высоких требований, чем установленные в действующих стандартах, что может послужить прочной основой для соблюдения компаниями добровольных или обязательных юридических требований на самых ранних этапах.

  • 3.3 Потенциальные барьеры адаптации к изменениям климата

Существует ряд явных преимуществ, связанных с участием всех заинтересованных сторон в процессе принятия решений, однако выявлены и конкретные барьеры, которые могут препятствовать адаптации к изменениям климата. Далее рассматриваются факторы, которые могут замедлять, осложнять или даже прерывать процессы взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами или обучения сотрудников организации.

Пример — Блок 2. Барьеры при привлечении организацией заинтересованных сторон.

На индивидуальном уровне:

  • - отсутствие знаний у сотрудников организации;

  • - недопонимание и неосведомленность сотрудников;

  • - отсутствие опыта у сотрудников организации;

  • - неуверенность и скептицизм сотрудников организации, например относительно причин изменения климата;

  • - недоверие к источникам информации сотрудников организации;

  • - отсутствие у сотрудников организации чувства ответственности;

  • - отсутствие у сотрудников организации желания и способности собирать или использовать информацию;

  • - отсутствие у сотрудников организации желания менять стереотипы поведения;

  • - конфликт интересов у сотрудников организации;

  • - недоверие к организации у ее сотрудников;

  • - отсутствие обучения сотрудников организации.

На уровне организации:

  • - недоверие заинтересованных сторон к организации;

  • - отсутствие у организации желания и способности собирать или использовать информацию;

  • - сомнение в добропорядочности организации;

  • - непризнание и непринятие заинтересованных сторон со стороны организации;

  • - отсутствие у организации стимулов;

  • - отсутствие организационной структуры (в том числе на уровне высшего и среднего руководства), поддерживающей процесс привлечения заинтересованных сторон;

  • - авторитарный стиль руководства организацией, который препятствует привлечению заинтересованных сторон;

  • - отсутствие информации относительно целей или задач организации;

  • - отсутствие накопленного опыта/продолжительного периода успешной деятельности организации;

  • - ограниченная заинтересованность организации в привлечении заинтересованных сторон;

  • - отсутствие указаний сотрудникам организации;

  • - отсутствие у организации озабоченности относительно конкуренции;

  • - конфликты в организации при распределении ресурсов и оценке альтернативных издержек;

  • - юридические ограничения в организации;

  • - отсутствие четких целей, стратегий или задач организации по привлечению заинтересованных сторон;

  • - отсутствие уровней приоритетности задач организации;

  • - дефицит финансовых, временных и кадровых ресурсов организации.

На уровне общества:

  • - отсутствие поддержки со стороны региональных и государственных органов власти или общества;

  • - недоверие общества к организации;

  • - опасения общества относительно лиц, получающих экономические блага;

  • - несовместимость с социальными нормами и ожиданиями общества;

  • - отсутствие у общества ресурсов, например стимулирующих мероприятий, действующей инфраструктуры и т. п.;

  • - отсутствие нормативно-правовой базы.

Стимулирование процессов привлечения заинтересованных сторон может требовать прозрачности и открытости, чтобы все заинтересованные стороны имели возможность для предложения аргументов и идей относительно их восприятия деятельности организации. Несмотря на наличие указанных выше барьеров, привлечение заинтересованных сторон может осуществляться на протяжении всего процесса принятия экологических решений. Принципы, изложенные в следующем разделе, содержат рекомендации по преодолению указанных барьеров.

  • 4 Рекомендации по привлечению заинтересованных сторон к решению проблем, связанных с изменением климата

Разработка процесса привлечения заинтересованных сторон к решению проблем, связанных с изменением климата, требует базовых знаний о них самих и ожидаемых результатах. Данные рекомендации предназначены для предоставления предложений и указаний относительно этого процесса, поскольку диалог со всеми заинтересованными сторонами может устанавливаться и встраиваться в управление и ориентироваться на оптимизацию отношений между заинтересованными сторонами и руководителями организации, ответственными за принятие решений.

  • 4.1 Принципы привлечения заинтересованных сторон

Организации, декларирующие эффективное привлечение заинтересованных сторон, должны иметь возможность продемонстрировать выполнение следующих принципов.

  • 4.1.1 Четкость определения целей и задач

Цели и задачи должны быть четко определены и детализированы. Процессы принятия решений также необходимо разъяснять всем заинтересованным сторонам.

  • 4.1.2 Возможность информационного обмена со всеми заинтересованными сторонами

На всех этапах процесса привлечения заинтересованных сторон должен обеспечиваться четкий информационный обмен. Следует удостовериться, что обеспечивается учет мнений заинтересованных сторон, научных фактов, включая интересы людей, их опыт, личные и корпоративные интересы, научные открытия и т. п.

Следует использовать различные форматы обсуждения, обеспечивающие передачу сообщений получателям различным типов (более подробный перечень методов привлечения заинтересованных сторон см. в 5.3.2, этап 7).

  • 4.1.3 Поддержание контактов с заинтересованными сторонами

Важно поддерживать постоянные контакты со всеми заинтересованными сторонами, особенно в рамках долгосрочных проектов.

  • 4.1.4 Реализуемость процессов

Следует обеспечить адекватное и реалистичное финансирование и выделение достаточного времени на выполнение процессов. Будьте реалистичны в оценке достижимых результатов, учитывая все ограничения по времени и финансированию, имеющегося опыта и политических реалий. Ожидания заинтересованных сторон также должны быть реалистичными и реализуемыми организацией.

  • 4.1.5 Гибкость процессов

Процессы привлечения и участия заинтересованных сторон должны быть гибкими и изменяемыми в зависимости от обратной связи от заинтересованных сторон.

  • 4.1.6 Максимальное привлечение заинтересованных сторон

Круг привлекаемых заинтересованных сторон должен быть максимально широким и исчерпывающим. Выбранные заинтересованные стороны должны иметь возможность более широкого согласования интересов и внесения их собственного вклада в процесс принятия решений.

  • 4.1.7 Информационное обеспечение

Информацию необходимо предоставлять всем заинтересованным сторонам в доступной форме, излагать простым языком без использования сложных понятий и профессиональных терминов.

  • 4.1.8 Объективность информации

Важно предоставлять всем заинтересованным сторонам информацию, основанную на обоснованных, объективных и научных выводах.

  • 4.1.9 Ответственность заинтересованных сторон

Важно определить тех физических лиц, группы и структуры, которые могут оказывать поддержку и свободно обсуждать все проблемы, необходимые для реализации любых мероприятий, определенных в процессе привлечения заинтересованных сторон, а также развивать в себе чувство личной ответственности по отношению к проблемам.

  • 4.1.10 Поддержка и развитие потенциала заинтересованных сторон

На протяжении всего процесса привлечения заинтересованных сторон крайне важна поддержка в развитии их возможностей.

  • 4.1.11 Достаточность времени

Важно, чтобы для разработки процесса привлечения заинтересованных сторон, установления партнерских отношений с ними, укрепления сетей, повышения информированности и укрепления доверия было предоставлено достаточно времени.

  • 4.1.12 Информационная открытость

Группы заинтересованных сторон следует определять открытым и прозрачным образом. Группы и участников процесса необходимо приглашать к участию в рамках открытого процесса. Для обеспечения прозрачности информационного обмена важно не отстранять от групповых обсуждений какие-либо группы заинтересованных сторон.

  • 4.1.13 Установление доверительных отношений

Необходимо обеспечить равноправие всех заинтересованных сторон, учет их мнений, точек зрения и оценок с целью установления доверительных отношений между всеми заинтересованными сторонами.

  • 4.1.14 Установление взаимопонимания

Следует убедиться в том, что смысл запланированного привлечения заинтересованных сторон был доведен до них заранее. Кроме того, важно извлекать опыт из предыдущих или текущих проектов и обеспечивать получение информации группами заинтересованных сторон с различными интересами, что необходимо им для выработки целостного восприятия проблем. Им также следует разъяснить, как участие этих групп будет вписываться в официальные процессы принятия решений.

Пример — Блок 3. Средства, необходимые для эффективного привлечения заинтересованных сторон

Рекомендуется проанализировать политические, экономические, социодемографические, технологические, экологические и юридические факторы (путем применения PESTEL-анализа) в отношении организации и возможности реализации соответствующих интересов всех заинтересованных сторон. Для самооценки следует использовать шестибалльную шкалу. Рекомендуется проводить самооценку перед, во время и после выполнения процессов привлечения заинтересованных сторон. На разных этапах самооценка может выполнять различные функции. Перед началом выполнения этого процесса необходимо определить цели организации, в процессе выполнения — базовые требования или стандарт, которым должна соответствовать организация, а по завершении процесса самооценку можно использовать в качестве средства определения результативности организации. Пользователями самооценки могут стать как заинтересованные стороны, так и сторонние организации. С точки зрения заинтересованных сторон, самооценку можно использовать и в качестве средства установления обратной связи для их информирования об ожидаемой результативности организации, а с точки зрения организаций — в качестве средства, с помощью которого можно достичь прогресса до следующих встреч с заинтересованными сторонами.

Значение каждой градации шкалы самооценки можно охарактеризовать следующим образом: 1 — Крайне удовлетворительно.

  • 2 — Очень удовлетворительно.

  • 3 — Частично удовлетворительно.

  • 4 — Частично неудовлетворительно.

  • 5 — Очень неудовлетворительно.

  • 6 — Крайне неудовлетворительно.

    Принципы привлечения заинтересованных сторон

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    1. Четкость. Четко ли определены цели и задачи?

    2. Обмен информацией со всеми заинтересованными сторонами. Учитываются ли мнения заинтересованных сторон и научные факты на всех этапах процессов привлечения заинтересованных сторон?

    3. Поддержание контактов с заинтересованными сторонами. Поддерживает ли организация регулярные контакты со всеми заинтересованными сторонами на протяжении всех процессов принятия решений?

    4. Реализуемость процессов. Достаточно ли времени, финансирования и имеющегося опыта для удовлетворения ожиданий всех заинтересованных сторон и организации?

    5. Гибкость процессов. Адаптирован ли процесс принятия решений к замечаниям и предложениям всех заинтересованных сторон?

    6. Максимальное привлечение заинтересованных сторон. Постоянна ли группа привлеченных заинтересованных сторон? Все ли они имеют возможность вносить свой вклад в процесс принятия решений?

    7. Информационное обеспечение. Является ли информация доступной, удобочитаемой и понятной для всех заинтересованных сторон?

    8. Объективность информации. Все ли используемые материалы и информация являются научно-обоснованными и объективными?

    9. Ответственность заинтересованных сторон. Оказывают ли заинтересованные стороны и организации поддержку при выполнении каких-либо мероприятий, запланированных для процесса принятия решений? Появилось ли у заинтересованных сторон чувство личной ответственности по отношению к проблеме изменения климата?

    10. Поддержка и развитие потенциала заинтересованных сторон. Оказывает ли организация поддержку заинтересованным сторонам в развитии их потенциала?

    11. Достаточность времени. Достаточно ли времени для разработки процесса привлечения заинтересованных сторон? Достаточно ли времени выделяется им для налаживания партнерских отношений, укрепления сетей, повышения информированности и укрепления доверия?

    12. Информационная открытость. Является ли процесс определения всех заинтересованных сторон открытым и прозрачным? Участвуют ли в каждом процессе все группы заинтересованных сторон?

    13. Установление доверительных отношений. Каждая ли из заинтересованных сторон ощущает себя равноправной с другими сторонами, а также с организацией, предлагающей ей сотрудничество? Уважаются ли мнения всех заинтересованных сторон, ценятся ли они и прислушиваются ли к ним?

    14. Установление взаимопонимания. Разъясняется ли заранее всем заинтересованным сторонам смысл планируемого сотрудничества? Предоставляется ли группам заинтересованных сторон, имеющим различные интересы, информация для выработки более целостного понимания проблем? Четко ли разъясняется им, как это сотрудничество вписывается в официальные процессы принятия решений?

  • 4 .2 Определение заинтересованных сторон

Существует множество подходов к учету интересов различных заинтересованных сторон, однако в настоящем стандарте выбран подход, основанный на ресурсной зависимости, а также на теории ресурсной зависимости, в которой рассматриваются взаимоотношения между заинтересованными сторонами. Принимая во внимание интересы различных групп заинтересованных сторон при принятии решений, необходимо четко идентифицировать эти группы. Среди заинтересованных сторон могут быть те, с которыми организация находится в отношениях прямого взаимодействия и поэтому они могут оказывать непосредственное влияние на наличие у организации необходимых материальных и нематериальных ресурсов. Кроме того, нельзя недооценивать роль тех заинтересованных сторон, которые оказывают лишь косвенное влияние на организацию, но тем не менее важны для ее успешной деятельности. Одни заинтересованные стороны могут совместно работать с другими заинтересованными сторонами, например исходя из их общих интересов; или они могут принадлежать к какой-либо одной категории (например, покупатели, здраво относящиеся к ценам, и покупатели, ориентирующиеся только на низкие цены, обладают общими интересами и поэтому могут быть отнесены к одной и той же группе заинтересованных сторон).

На нижеприведенном рисунке в качестве примера подробно показаны группы заинтересованных сторон. К заинтересованным сторонам при этом относятся акционеры, общественность, государство, кредиторы и сотрудники организаций (компаний).

| | -локальное окружение; | | - расширенное окружение; | | - глобальное окружение

Рисунок 1 — Макро- и рабочее окружение компании

Пример — Блок 4. Ответив на следующий перечень вопросов, можно определить заинтересованные стороны организации и классифицировать требования:

  • 1) Каковы цели и ценности организации?

  • 2) Какие ресурсы необходимы организации для достижения ее бизнес-целей?

  • 3) Кто влияет на ресурсы организации?

  • 4) Кем являются заинтересованные стороны организации?

  • 5) Каковы требования, предъявляемые группами заинтересованных сторон?

  • 6) Кто оказывает влияние на группы заинтересованных сторон?

  • 7) Учтены ли все интересы различных групп заинтересованных сторон?

  • 8) Насколько срочно необходимо привлекать заинтересованные стороны?

  • 9) Насколько влиятельны заинтересованные стороны?

  • 10) Насколько легитимны заинтересованные стороны?

  • 11) Каковы требования организации?

  • 4 .3 Пошаговое руководство по привлечению заинтересованных сторон

В данном разделе приведено пошаговое руководство для организаций, которое предназначено для привлечения заинтересованных сторон к процессам принятия решений, связанных с изменением климата. Для эффективной и результативной реализации процессов привлечения заинтересованных сторон рекомендуется применить последовательность этапов трех основных процессов принятия решений, включая: а) подготовительный процесс; б) процесс привлечения заинтересованных сторон и в) заключительный процесс. Подробные рекомендации приведены в 5.3.1—5.3.3.

Подготовительный процесс

Этап 1. Постановка задач и разработка планов

Этап 2. Анализ текущих и предыдущих работ по привлечению заинтересованных сторон

Этап 3. Определение форм участия заинтересованных сторон

Этап 4. Привлечение внимания к проблематике

Этап 5. Определение уровня участия заинтересованных сторон

Этап 6. Определение заинтересованных сторон

Процесс привлечения заинтересованных сторон

Этап 7. Привлечение заинтересованных сторон

Этап 8. Информирование всех заинтересованных сторон и приглашение их к участию

Этап 9. Привлечение координатора-организатора работ

Этап 10. Устранение пробелов в знаниях заинтересованных сторон

Этап 11. Содействие взаимному обучению заинтересованных сторон

Этап 12. Сочетание различных методов содействия привлечению заинтересованных сторон

Л

Заключительный процесс

Этап 13. Поддержание контактов между заинтересованными сторонами и установление обратной связи между ними

Этап 14. Оценка и отслеживание результатов привлечения заинтересованных сторон

  • 4.3.1 Подготовительный процесс

    Этап 1. Постановка задач и разработка планов

    На этом этапе следует определить конечную цель реализации процесса привлечения заинтересованных сторон, чтобы и организация, и все заинтересованные стороны получили информацию о поставленных целях и планах. Следует также обеспечить реальное и достаточное для этого привлечения финансирование (софинансирование). Следует подходить к решению стратегически в отношении того, где, с кем и как осуществлять этот процесс.

Этап 2. Анализ текущих и предыдущих работ по привлечению заинтересованных сторон

Во избежание конфликта интересов необходимо проанализировать текущую деятельность других групп в организации, обсудить с ними эффективность того или иного подхода, поделиться своим опытом и извлечь его (как положительный, так и отрицательный) из текущих и предыдущих проектов по привлечению заинтересованных сторон.

Этап 3. Определение форм участия заинтересованных сторон

Привлечение и участие заинтересованных сторон допускается в различных формах (форматах), например в виде личных встреч, семинаров, опросов, с помощью онлайн-средств и т. п. Следует определить форму решения, оптимальную для существующей проблемы и для всех заинтересованных сторон.

Этап 4. Привлечение внимания к проблематике

Необходимо выработать оптимальную формулировку проблемы с тем, чтобы она стала актуальной для всех заинтересованных сторон. Представьте актуальные проблемы так, чтобы они привлекли внимание максимального числа заинтересованных сторон, мотивировали изменение их отношения и усиливали их чувство сопричастности.

Этап 5. Определение уровня участия заинтересованных сторон

Необходимо обдумать рамки обсуждения проблемы, а также предлагаемый заинтересованным сторонам уровень их участия — местный, региональный или национальный.

Этап 6. Определение заинтересованных сторон

Для привлечения максимального числа заинтересованных сторон следует использовать широкий круг физических лиц и существующие сети на выбранном уровне.

  • 4.3.2 Процесс привлечения заинтересованных сторон

Этап 7. Привлечение заинтересованных сторон

Для стимулирования участия всех заинтересованных сторон в выработке решений, связанных с изменением климата, используйте нижеперечисленные методы привлечения заинтересованных сторон:

  • - работа в консультативных комитетах;

  • - создание специальных рабочих групп для решения конкретных проблем;

  • - создание совместных проектов;

  • - проведение совещаний;

  • - организация многосторонних совещаний заинтересованных сторон;

  • - использование средств онлайн-реагирования;

  • - установление партнерских взаимоотношений;

  • - проведение открытых заседаний;

  • - проведение опросов.

Этап 8. Информирование всех заинтересованных сторон и приглашение их к участию

Информируйте все заинтересованные стороны, предварительно разъяснив им возможности их влияния на принятие решений.

Направьте всем заинтересованным сторонам приглашения со следующей информацией:

  • - цель и область деятельности для их привлечения;

  • - процесс привлечения и его сроки;

  • - описание вклада, который могут внести заинтересованные стороны;

  • - выгоды, которые заинтересованные стороны могут получить от участия;

  • - каким образом заинтересованные стороны могут вносить свой вклад в процесс принятия решений.

Этап 9. Привлечение координатора-организатора работ

Следует найти координатора работ, который способен вести диалог со всеми заинтересованными сторонами, обладает большим организационным опытом и может быть незаинтересованным в обсуждаемых вопросах. Оптимальным выбором может стать привлечение внештатного специалиста.

Этап 10. Устранение пробелов в знаниях заинтересованных сторон

Используйте групповые обсуждения и серию форумов по привлечению заинтересованных сторон для углубленного понимания проблем, связанных с изменением климата.

Этап 11. Содействие взаимному обучению заинтересованных сторон

Все участвующие заинтересованные стороны должны обладать равными возможностями вносить вклад в принятые решения. В конце каждого совещания с заинтересованными сторонами следует обмениваться опытом, полученным ими и от них. Заинтересованные стороны могут быть эффективным драйвером инноваций и исследований в организации.

Этап 12. Сочетание различных методов содействия привлечению заинтересованных сторон

Следует убедиться в том, что каждый участник процесса получил свое место, в котором он или она могут выражать свое мнение и реализовывать свои потребности.

Например, для согласования различных методов обучения можно использовать форумы, семинары и групповые дискуссии. В зависимости от типа личности сотрудника организации следует сочетать устную и письменную передачу информации, а также пленарные заседания и совещания в малых группах.

  • 4.3.3 Заключительный процесс

Этап 13. Поддержание контактов между заинтересованными сторонами и установление обратной связи

Следует поддерживать регулярный контакт с заинтересованными сторонами для их информирования об учете их предложений и вклада в решение проблем, связанных с изменением климата. Необходимо сделать так, чтобы все стороны получили выигрыш от участия.

Этап 14. Оценка и отслеживание результатов привлечения заинтересованных сторон

Важно оценивать как сам процесс (способ) привлечения заинтересованных сторон, так и его результаты (т. е. то, что было достигнуто в рамках процесса), а также установить показатели эффективности как для анализа полученных результатов, так и для их использования в будущем.

УДК 502.3:006.354


ОКС 03.100.01; 13.020.99

Ключевые слова: экологический менеджмент, адаптация к изменениям климата, принятие решений, привлечение заинтересованных сторон к процессам принятия решений

Редактор В.Н. Шмельков Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор О.В. Лазарева Компьютерная верстка М.В. Малеевой

Сдано в набор 14.12.2022. Подписано в печать 23.12.2022. Формат 60х841/8. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 1,86. Уч.-изд. л. 1,68.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении в ФГБУ «Институт стандартизации» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.