allgosts.ru03. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ, УПРАВЛЕНИЕ И КАЧЕСТВО. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ.03.100. Организация фирм и управление ими

ГОСТ Р ИСО 21503-2023 Управление проектами, программами и портфелями проектов. Руководство по управлению программой

Обозначение:
ГОСТ Р ИСО 21503-2023
Наименование:
Управление проектами, программами и портфелями проектов. Руководство по управлению программой
Статус:
Принят
Дата введения:
01.06.2024
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.100.40

Текст ГОСТ Р ИСО 21503-2023 Управление проектами, программами и портфелями проектов. Руководство по управлению программой

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р

ИСО 21503—

2023

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ, ПРОГРАММАМИ И ПОРТФЕЛЯМИ ПРОЕКТОВ

Руководство по управлению программой

(ISO 21503:2022, IDT)

Издание официальное

Москва

Российский институт стандартизации

2023

ГОСТ Р ИСО 21503—2023

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр» (Ассоциация «Русский Регистр») совместно с ООО «Проектная Практика» на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 205 «Управление проектами»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2023 г. № 1294-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 21503:2022 «Управление проектами, программами и портфелями проектов — Руководящие указания по управлению программой» (ISO 21503:2022 «Project, programme and portfolio management — Guidance on programme management», IDT)

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 Некоторые положения международного стандарта, указанного в пункте 4, могут являться объектом патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК) не несут ответственности за идентификацию подобных патентных прав

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

© ISO, 2022 ©Оформление. ФГБУ «Институт стандартизации», 2023

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

ГОСТ Р ИСО 21503—2023

Содержание

1 Область применения..................................................................1

2 Нормативные ссылки..................................................................1

3 Термины и определения................................................................1

4 Концепции программ и управление программами...........................................2

5 Предварительные условия управления программой.........................................7

6 Управление программой...............................................................9

Библиография........................................................................13

III

ГОСТ Р ИСО 21503—2023

Введение

Настоящий стандарт содержит руководящие указания по концепциям, предпосылкам и практикам управления программами, которые важны и влияют на результативность программ.

Настоящий стандарт предназначен для применения следующими сторонами:

- исполнители, высшее руководство и лица, задействованные в спонсорстве программ;

- лица, осуществляющие управление и участвующие в программах;

- разработчики национальных стандартов и стандартов предприятий;

- разработчики методов и процессов управления программами.

Настоящий стандарт может быть адаптирован для удовлетворения потребностей любой организации или лица, для улучшения применения концепций, предпосылок и практик управления программами.

IV

ГОСТ Р ИСО 21503—2023

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ, ПРОГРАММАМИ И ПОРТФЕЛЯМИ ПРОЕКТОВ

Руководство по управлению программой

Project, programme and portfolio management. Guidance on programme management

Дата введения — 2024—06—01

1 Область применения

Настоящий стандарт содержит руководящие указания по управлению программами. Он применим для всех типов организаций, в том числе государственных или частных, любого размера и отраслевой принадлежности, а также для любых типов программ с точки зрения их сложности.

Настоящий стандарт содержит общие описания соответствующих терминов, определений, концепций, предпосылок и практик, включая функции и ответственность, формирующие надлежащую практику управления программами. Он не содержит указаний относительно процессов, методов и инструментов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

В целях стандартизации ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных по следующим адресам:

- интернет-платформа онлайн-просмотра ИСО, доступна по адресу https://www.iso.org/obp;

- Электропедия МЭК, доступна по адресу http://www.electropedia.org/

3.1 базовый уровень (baseline): Справочная база, с которой, в целях мониторинга и управления сопоставляются результаты деятельности.

[ISO/TR 21506:2018, 3.5]

3.2 выгода (benefit): Созданное преимущество, ценность или иное положительное следствие.

[ISO/TR 21506:2018, 3.6]

3.3 результат (элемент поставки) (deliverable): Уникальный и поддающийся проверке элемент, который должен быть произведен путем реализации проекта (3.14) или программы (3.10).

[ИСО 21502:2020, 3.9, изменено — добавлено «или программы»]

3.4 (корпоративное) руководство (governance): Принципы, политики и основы, с помощью которых осуществляется руководство и управление организацией.

[ISO/TR 21506:2018, 3.25]

3.5 руководящий орган (governing body): Физическое лицо, группа или юридическое лицо, отвечающие за руководство (3.4) организацией, организациями или частью организации.

[ISO/TR 21506:2018, 3.26]

3.6 эффект (outcome): Изменение, возникшее в результате использования продукта (3.7) проекта (3.14) или программы (3.10).

[ИСО 21502:2020, 3.13, изменено — добавлено «или программы»]

Издание официальное

1

ГОСТ Р ИСО 21503—2023

3.7 продукт (проекта) (output): Совокупные материальные или нематериальные результаты (3.3), составляющие общий результат проекта (3.14) или программы (3.10).

[ИСО 21502:2020, 3.14 изменено — добавлено «или программы»]

3.8 портфель (portfolio): Совокупность компонентов портфеля (3.9), сгруппированных вместе, чтобы облегчить управление ими в целях достижения стратегических целей.

[ISO/TR 21506:2018, 3.42]

3.9 компонент портфеля (portfolio component): Проект (3.14), программа (3.10), портфель (3.8) или иная соответствующая работа.

[ISO/TR 21506:2018, 3.43]

3.10 программа (programme): Группа компонентов программы (3.12), над которыми осуществляется скоординированное управление для получения выгод (3.2).

[ISO/TR 21506:2018, 3.50]

3.11 выгода программы (programme benefit): Поддающийся оценке эффект (3.6), получаемый за счет управления всеми взаимосвязанными компонентами программы (3.12) для достижения стратегических и оперативных целей.

[ISO/TR 21506:2018, 3.51, изменено — «который рассматривается заинтересованными сторонами как преимущество и способствует достижению целей программы» заменено на «получаемый за счет управления всеми взаимосвязанными компонентами программы для достижения стратегических и оперативных целей»]

3.12 компонент программы (programme component): Проект (3.14), программа (3.10) или иная соответствующая работа.

[ISO/TR 21506:2018, 3.52]

3.13 управление программой (programme management): Скоординированная деятельность по руководству и управлению за получением выявленных выгод (3.2) и результатов (3.3).

[ISO/TR 21506:2018, 3.54]

3.14 проект (project): Временное усилие для достижения одной или нескольких определенных целей.

[ИСО 21502:2020, 3.20]

3.15 управление проектом (project management): Скоординированная деятельность по руководству и управлению за достижением согласованных целей.

[ИСО 21502:2020, 3.24]

3.171 спонсор (sponsor): Лицо, ответственное за получение ресурсов и административные решения с целью достижения успеха.

[ISO/TR 21506:2018, 3.78]

3.181 заинтересованная сторона (stakeholder): Лицо, группа или организация, заинтересованные, способные повлиять или оказаться под влиянием, воспринимающие себя как находящиеся под влиянием любого аспекта проекта (3.14), программы (3.10) или портфеля (3.8).

[ISO/TR 21506:2018, 3.79]

4 Концепции программ и управление программами

4.1 Общие положения

В данном подразделе описываются концепции программ и управление программами. Он содержит руководящие указания для исполнительных руководителей и высшего руководства о том, как следует интегрировать управление программами в организации или организациях.

4.2 Концепции программ

4.2.1 Общие положения

В данном пункте описываются понятие программ, цель программ, их создание, согласование, структура и заинтересованные стороны.

4.2.2 Характеристики программы

Программы могут быть стратегическими, преобразующими или рабочими и иметь одну или несколько следующих характеристик:

1 Ошибка оригинала в нумерации.

2

ГОСТ Р ИСО 21503—2023

- программы состоят из компонентов программ, которые независимы друг от друга или взаимосвязаны между собой;

- программы обеспечивают эффекты или выгоды для заинтересованных сторон и способствуют достижению стратегических, преобразующих или рабочих целей;

- программы обладают уровнями сложности и неопределенности, которыми необходимо управлять и которые необходимо, по возможности, снижать.

Понятия сложности и неопределенности применительно к программам могут включать в себя:

- нечеткие и неопределенные цели, которые должны быть достигнуты, контекст и иные внешние факторы;

- контекст и иные внешние факторы;

- социальную, политическую, экономическую, юридическую динамику и динамику устойчивости;

- технологические аспекты;

- ограничения, например, во времени, расходам, качеству и рискам;

- взаимозависимость и интегрированность компонентов программы;

- логистические вопросы;

- различные точки зрения и ожидания заинтересованных сторон.

4.2.3 Цель программы

Следует, чтобы цель программы состояла в том, чтобы получить эффекты и реализовать выгоды, которые согласуются со стратегическими и рабочими целями и которые нельзя реализовать, если управлять компонентами программы по отдельности. Также программа может иметь такие цели, как повышение эффективности, снижение угроз и реализация возможностей.

4.2.4 Создание программы

При создании программы следует учитывать следующие виды деятельности:

- разработка общего подхода к управлению компонентами программы;

- управление взглядами и интересами заинтересованных сторон (см. 6.4.8);

- информирование о внутренних и внешних аспектах программы;

- улучшение получения выгод, в частности при планировании раннего получения выгод (см. 6.6);

- оптимизация использования ресурсов в рамках компонентов программы (см. 6.4.5);

- оптимизация расходов, графиков и качества (см. 6.4.6, 6.4.7 и 6.4.4);

- управление рисками и проблемами программы (см. 6.4.2);

- координирование и согласование компонентов программы (см. 6.4.2);

- поддержка экономического обоснования, которое определяет цели программы;

- идентификация выгод, которые реализуются за счет управления отдельными компонентами в качестве программы (см. 6.6);

- согласование с одной или несколькими стратегическими, преобразующими и рабочими целями.

При создании программы значение может иметь организационный риск или неопределенность. Аспекты, которые необходимо учесть:

- уровень сложности (см. 4.2.2);

- уровень риска, связанного с достижением целей программы и потенциальными изменениями;

- необходимый уровень организационных изменений;

- уровень риска, связанного с необходимыми ресурсами.

4.2.5 Согласование программы

Программы могут создаваться в одной организации, в рамках нескольких организаций или в рамках портфеля. Программы следует согласовывать с основой руководства. Пример согласования программы приведен на рисунке 1, который иллюстрирует контекст и среду, в которых может существовать программа. Следует использовать стратегию организации, чтобы идентифицировать, документировать и оценить возможности, угрозы, слабые и сильные стороны, которые способны помочь в принятии осознанных действий. Далее выбранные возможности и угрозы можно изучить и обосновать и в результате инициировать программу. Предполагается, что продукт программы обеспечат получение эффектов, которые должны реализовать выгоды для спонсирующих организаций, а также внутренних или внешних заинтересованных сторон.

3

ГОСТ Р ИСО 21503—2023

Внешняя среда

Организационая среда

Заинтересованные стороны

Среда руководства организации

Стратегия, цели

Выгоды

Руководство проектами, программами и портфелями

Руководящий орган___

Возможности, угрозы

Требования, экономические обоснования

Операционная деятельность

Портфели

Программы

Проекты

Итоги, выходные данные, результаты

Примечание — Пунктирные линии от блока «операционная деятельность» указывают на то, что эта деятельность может распространяться на проекты, программы и портфели (пунктирные линии можно называть «иная соответствующая работа»).

Рисунок 1 — Пример согласования программы в рамках контекста организации

4.2.6 Структура программы

В программу следует включать, по меньшей мере, два компонента программы. Структуру программы следует проектировать таким образом, чтобы она отражала такие аспекты, как необходимые эффекты и продукты, характер и сложность работы, типы необходимых компонентов и характеристики организации, осуществляющей программу.

На рисунке 2 показан пример структуры программы, в том числе взаимоотношений между компонентами программы, такими как проекты, программа и иная соответствующая работа.

Примечание — Иная соответствующая работа может включать в себя деятельность, которую осуществляют функциональные и оперативные подразделения, поддерживающие программу и ее компоненты.

4

ГОСТ Р ИСО 21503—2023

Рисунок 2 — Пример взаимосвязи между проектами, программами и портфелями

4.2.7 Заинтересованные стороны программы

Заинтересованные стороны программы могут:

- находиться под влиянием программы, ее эффектов, продуктов или результатов;

- влиять на программу, ее эффекты, продукты или результаты;

- иметь ожидания относительно программы, ее эффектов, продуктов или результатов.

К заинтересованным сторонам программы могут относиться:

- спонсоры;

- владельцы бизнеса;

- группа по реализации программы;

- внутренние и внешние партнеры и организации;

- ключевые функциональные группы;

- вспомогательные группы;

- офис управления программой;

- пользователи.

4.3 Концепции управления программой

4.3.1 Общие положения

Данный пункт описывает управление программой, ее цель и жизненный цикл.

4.3.2 Управление программой

Управление программой может включать в себя виды деятельности, которые необходимы для выполнения требований спонсоров программы. Следует, чтобы эти виды деятельности, обеспечивали согласованный подход и включали в себя:

- установление организации программы;

- разработка и внедрение основы руководства и управления программой;

- запуск, координация и согласование компонентов программы;

- управление программой для достижения целей, получения эффектов и выгод (см. 6.5);

- управление вовлеченностью заинтересованных сторон;

- управление рисками и проблемами программы (см. 6.4.2);

- контроль изменений в базовом уровне программы (см. 6.4.3 и 6.5);

- управление интеграцией функционирования компонентов программы;

- управление обменом информацией;

- управление областью распространения, расходами, графиком, ресурсами и качеством;

- управление ресурсами в рамках компонентов программы.

Управление программой может позволить получение двух типов выгод:

- внутренние выгоды, которые формируются за счет управления компонентами программы в виде интегрированного комплекса мер;

5

ГОСТ Р ИСО 21503—2023

- внешние выгоды, которые способствуют достижению стратегических, преобразующих или рабочих целей.

Выгоды, материальные или нематериальные, могут быть реализованы как в течение жизненного цикла программы, так и после завершения программы. Программу следует организовать и спланировать таким образом, чтобы получить эффекты и реализовать выгоды максимально быстро.

4.3.3 Цель управления программой

Цель управления программой состоит в том, чтобы обеспечить согласованный подход в отношении следующих аспектов:

- охвата сложности и неопределенности в контексте программы;

- обеспечения инвестирования в компоненты программы;

- согласования со стратегией организации и приемлемым уровнем рисков;

- оптимизации технических возможностей и производительности организации;

- обеспечения выгод от инвестирования;

- идентификации и управления интересами сторон.

Один пример внедрения стратегии организации и получения выгод в рамках программ и соответствующих проектов приведен на рисунке 3.

Примечание — Возможности и угрозы рассматривают с точки зрения стратегии

Рисунок 3 — Пример внедрения стратегии в рамках программ и соответствующих проектов

4.3.4 Жизненный цикл программы

Программу следует начинать с момента принятия решения о ее запуске или в согласованный срок ее начала, в зависимости от того, какая дата наступает раньше. Программу следует завершать, когда принимается решение о ее завершении или когда согласована дата ее завершения, в зависимости от того, какая дата наступает позже.

К причинам завершения программы могут относиться следующие:

- область применения программы исчерпана;

- больше не требуется координирование взаимосвязанных компонентов программы;

- достижение выгод более невозможно или не требуется.

Программу следует разделить на этапы для организации, управления и интеграции компонентов программы, которые обеспечивают получение эффектов и выгод.

6

ГОСТ Р ИСО 21503—2023

5 Предварительные условия управления программой

5.1 Общие положения

Данный подраздел содержит руководящие указания для исполнителей и высшего руководства относительно предварительных условий, которые следует учесть перед внедрением управления программой в организации и в рамках ее средств обеспечения.

5.2 Оценка потребности в управлении программой

Принимая решение о внедрении управления программой в организации, следует учитывать ее способность интегрировать иную соответствующую работу и потенциал для внедрения изменений. Факторы, которые следует учитывать при оценке потребности в управлении программой, могут включать в себя следующее:

- влияние на руководство в организации;

- согласование со стратегическими и рабочими целями;

- структура, зрелость и культура организации;

- способность работать вне границ организации и в их пределах;

- влияние организационных изменений, как внутреннее, так и внешнее;

- наличие человеческих ресурсов, а также их знания, навыки и способности;

- влияние на бюджет;

- усилия, необходимые для внедрения.

В обосновании на организационном уровне следует учитывать потребность, риски, выгоды, необходимые ресурсы, а также каким образом предложенное внедрение управления программой согласуется со стратегическими и рабочими целями организации. Оценку внедрения управления программой можно проводить с точки зрения следующих аспектов:

- вовлеченности заинтересованных сторон и управление ими;

- пропорциональных мнений и интересов сторон;

- внутреннего и внешнего обмена информацией;

- использование ресурсов;

- организационной эффективности;

- бюджета, графика и качества;

- необходимых навыков;

- видимости и управления рисками;

- управления сложностью;

- согласования программы, контроля и отчетности по компонентам программы и связанным с ними элементам;

- получения выгод.

Обоснование для внедрения управления программой в организации следует документировать в составе экономического обоснования или иного аналогичного документированного анализа.

5.3 Внедрение управления программой в организациях

При планировании внедрения управления программой высшему руководству следует учитывать: - управление необходимостью согласовать программы со стратегией организации;

- инвестирование в необходимые финансовые и дополнительные ресурсы;

- необходимость в обсуждении, инвестировании и распределении ресурсов в рамках организации;

- усилия руководства, необходимые для осуществления мониторинга и контроля программы и ее предполагаемыми выгодами;

- потребность в координации и обмене информацией, внутренних и внешних, в поддержку программы;

- необходимость управления изменениями и сложностью;

- конфликты при интеграции управления проектами и программами;

- конфликтующие приоритетные задачи организационных и оперативных функций;

- организационные сложности в отношении культуры, навыков и географического местоположения.

7

ГОСТ Р ИСО 21503—2023

5.4 Руководство программой

При согласовании управления программой следует учитывать руководство организации. Следует, чтобы это согласование имело стратегическое обоснование и взаимосвязь со стратегией. При стратегическом согласовании управления программой следует достигать взаимовыгодных результатов в рамках организации или участвующих организаций.

Следует, чтобы системы, процедуры и процессы были согласованы на организационном уровне. Организации следует определить, как и какие ресурсы будут выделены для управления и контроля программой и ее компонентами, чтобы возникли возможности для эффективности и согласования.

Управление программой следует согласовать с руководящей организацией или портфелем. Следует, чтобы согласование улучшало управление и реализацию программы, а также способствовало получению дополнительных выгод ее отдельными компонентами.

Устойчивость программы и ее компонентов в организации следует согласовать посредством регулирования и оптимизации социальных, экономических и экологических характеристик. Взаимосвязь позволяет исполнительным руководителям и высшему руководству осуществлять надзор за управлением программой и обеспечивает стратегическое согласование и выбор компонентов программы.

Дополнительная информация по данной теме представлена в ИСО 21505.

5.5 Определение функций и ответственности в программе

5.5.1 Общие положения

Исполнителям и высшему руководству следует назначить и определить функции, ответственность, обязанности и пределы полномочий по управлению программой. Эти функции следует определить, чтобы:

- обеспечивать помощь в предоставлении необходимых ресурсов, возможностей, процессов и инструментов;

- поддерживать и обеспечивать изменения в организации и получение выгод программы.

Ключевые функции и ответственность, которые необходимо определить, включают в себя спонсора программы (см. 5.5.2), менеджера программы (см. 5.5.3) и группу по управлению программой (см. 5.5.4).

5.5.2 Спонсор программы

Спонсор программы отвечает за общую стратегию программы и ее защиту, включая следующее:

- согласование программы со стратегией организации;

- согласование программы с экономическим обоснованием или аналогичной документацией;

- информирование о целях программы;

- делегирование полномочий менеджеру программы;

- принятие решений, влияющих на программу;

- взаимодействие с исполнительными руководителями или иными органами управления организации;

- вовлечение клиентов и иных заинтересованных сторон;

- разрешение проблем и конфликтов, выходящих за рамки полномочий менеджера программы;

- одобрение изменений или содействие изменениям в базовом уровне программы.

5.5.3 Менеджер программы

Менеджеру программы следует нести ответственность за общее функционирование программы и координацию компонентов программы, включая следующее:

- выполнение действий по указанию спонсора программы;

- руководство и обеспечение ресурсов для программы и группы по управлению программой;

- принятие решений и руководство деятельностью группы по управлению программой;

- достижение целей программы и получение выгод программы;

- разрешение проблем и конфликтов в рамках программы;

- обеспечение взаимодействия с руководством организации;

- обеспечение взаимодействия с заинтересованными сторонами;

- мониторинг и консультирование спонсора программы по вопросам согласования и степени реализации программы;

- работа со спонсором программы и руководством организации для поддержания потребностей программы;

- контроль взаимосвязей между компонентами программы.

8

ГОСТ Р ИСО 21503—2023

5.5.4 Группа по управлению программой

Группе по управлению программой следует отвечать за реализацию и внедрение одного или нескольких компонентов или функций программы.

В группу по управлению программой могут входить следующие должностные лица:

- спонсор программы;

- менеджер программы;

- менеджер изменений, если применимо;

- менеджеры компонентов программы;

- административная поддержка;

- другие технические должности, необходимые для программы.

В поддержку для группы по управлению программой, если необходимо, могут быть назначены специалисты по отчетности, обучению, консалтингу, управлению договорами, управлению деятельностью, обеспечению, аудиту и иным направлениям. Отдельные члены группы по управлению программой могут иметь специальные или дополнительные функции и ответственность в рамках программы. Члены группы, работающие над компонентами программы, могут рассматриваться как часть более широкой группы всей программы.

6 Управление программой

6.1 Общие положения

В данном подразделе описаны практики по созданию, интеграции, контролю, управлению выгодами и закрытию программы.

6.2 Создание программы

6.2.1 Общие положения

В процесс создания программы следует включать определение и создание основы для управления программой, соответствующей контексту управления, а также проекту и плану программы.

6.2.2 Основа для управления программой

Следует, чтобы основа управления программой повышала результативность программы, в том числе идентификацию и получение выгод. В разработку основы следует включать следующее:

- установление ответственности за планирование, внедрение и контроль программы;

- обеспечение вспомогательных функций и предоставление необходимых ресурсов.

6.2.3 Проектирование и планирование программы

В работу по проектированию и планированию программы следует включать:

- идентификацию видения и целей программы;

- идентификацию потребностей и ожиданий заинтересованных сторон;

- идентификацию стратегии и видов деятельности, связанных с изменениями;

- разработку стратегии для вовлечения заинтересованных сторон;

- идентификацию возможных компонентов программы;

- идентификацию взаимосвязей между компонентами программы;

- разработку плана, приоритетных задач и интегрированного графика программы;

- идентификацию ресурсов, необходимых для программы;

- идентификацию и выделение финансирования;

- планирование получения выгод;

- идентификацию отчетности по программе;

- идентификацию функций и ответственности.

6.3 Интеграция программы

6.3.1 Общие положения

В интеграцию программы следует включать интеграцию стратегии, требований, компонентов и функций. Интеграция программы также может включать в себя использование эффекта синергии, возникающего при совокупном управлении компонентами.

6.3.2 Стратегическая интеграция

Организации следует иметь возможность повышать устойчивость и получение выгод, согласовывая результаты, эффекты и продукты программы с организационной стратегией и целями.

9

ГОСТ Р ИСО 21503—2023

6.3.3 Интеграция требований

Следует, чтобы интеграция требований способствовала, помимо прочего, следующим действиям: - соотнесению выгод программы с ожиданиями заинтересованных сторон;

- согласованию требований программы и ее компонентов;

- координированию требований в рамках компонентов программы.

6.3.4 Интеграция компонентов

При интеграции компонентов программы следует учитывать виды их взаимозависимости, в том числе:

- аналогичные или взаимосвязанные компоненты программы;

- осведомленность и контроль более крупных инвестиций;

- эффективность общих ресурсов;

- подход к угрозам и возможностям на уровне программы;

- сокращение расходов за счет совместной деятельности;

- средства контроля и воздействия на окружающую среду;

- контроль за компонентами программы и управление ими.

Следует создать интеграцию компонентов программы, которая может включать в себя:

- надзор за взаимодействием между компонентами программы;

- совместимость процессов и систем;

- координирование продуктов для достижения целей;

- интеграцию входных и выходных данных компонентов программы;

- интеграцию эффектов, позволяющую получить выгоды программы.

6.3.5 Функциональная интеграция

Для функциональной интеграции может потребоваться согласование деятельности в области инжиниринга, качества, законодательства, финансов, операций, информационных технологий, человеческих ресурсов, программных процессов, систем и изменений. Эту интеграцию следует осуществлять для получения ожидаемых выгод и достижения целей программы.

6.4 Практические подходы управления программой

6.4.1 Общие положения

Общее применение практик в отношении компонентов программы следует осуществлять для интеграции, контроля и управления программой. Для программы может потребоваться, чтобы руководители ее компонентов выбрали и внедрили специальные практики и системы программы. Также существуют практики, уникальные в своей применимости в рамках программы и позволяющие осуществлять управление и контроль за интеграцией. Практики, описанные в 6.4.2 и 6.4.8, могут использоваться на протяжении всего жизненного цикла программы.

6.4.2 Управление рисками и проблемами

Следует определить и разработать подход к управлению рисками и проблемами, учитывающий соответствующие проблемы, угрозы и возможности, который может включать в себя:

- использование последовательной практики управления рисками для уровней программы и компонента, которая интегрирована с планом рисков организации;

- согласование приемлемого уровня рисков для организации и программы;

- выполнение постоянной идентификации, определения и передачи в вышестоящие инстанции проблем, угроз и возможностей на уровне программы на протяжении всего жизненного цикла программы;

- регистрацию проблем на уровне компонентов, угроз и возможностей, которые могут влиять на цели программы;

- анализ проблем, угроз и возможностей программы;

- разработку и реализацию планов реагирования на проблемы, угрозы и возможности программы;

- распределение и мониторинг права владения каждым риском и проблемой.

6.4.3 Контроль изменений

Следует определить и установить подход к контролю за изменениями, чтобы учитывать те изменения, которые влияют на базовый уровень программы и достижение целей программы. Контроль изменений включает в себя:

- создание структуры изменения программы;

- внедрение процесса одобрения для программы;

10

ГОСТ Р ИСО 21503—2023

- создание процесса контроля изменений, согласованного с базовым уровнем программы;

- анализ, отслеживание и оценку влияния изменений в рамках компонентов программы;

- внедрение одобренных изменений.

6.4.4 Управление качеством

Следует определить и установить подход к управлению качеством, включающий в себя:

- идентификацию соответствующих стандартов и доведение их до сведения соответствующих сторон;

- применение обеспечения качества;

- осуществление контроля качества согласно плану;

- применение приемлемых систем измерения, предусматривающих количественные меры.

6.4.5 Управление ресурсами

Управление ресурсами оптимизирует использование ресурсов. К ресурсам могут относиться человеческие ресурсы, финансы, оборудование, недвижимость, помещения и инструменты. Руководителю программы следует осуществлять мониторинг и способствовать использованию ресурсов в рамках компонентов программы.

6.4.6 Управление расписанием

В график программы следует включать интеграцию графиков компонентов программы. В график программы следует включать сроки получения результатов компонентов и получения выгод программы. В управление расписанием следует включать мониторинг графиков компонентов, чтобы обеспечить снижение негативных отклонений в графиках компонентов и, следовательно, их влияния на общее расписание программы.

6.4.7 Управление бюджетом и финансами

Управление бюджетом и финансами программы объединяет в себе сметы и бюджеты ее компонентов. В такое управление следует включать:

- обеспечение финансирования;

- распределение бюджета между компонентами программы;

- мониторинг расходования бюджета каждого компонента программы для соблюдения объема выделенного бюджета;

- применение политик организации в отношении управления финансовыми резервами;

- определение и использование средств для управления финансовыми резервами;

- анализ и проверку финансовых результатов деятельности.

6.4.8 Вовлечение заинтересованных сторон и отчетность

Следует координировать вовлечение заинтересованных сторон с руководителем каждого компонента программы, чтобы определить соответствующие интересы, потребности, ожидания и перспективы заинтересованных сторон. Вовлечение заинтересованных сторон на уровне программы может отличаться от вовлечения на уровне компонентов с точки зрения способа обмена информацией, носителей информации, периодичности и содержания обмена информацией при снижении объема ее дублирования.

Следует, чтобы отчетность по программе позволяла заинтересованным сторонам проводить непрерывный мониторинг деятельности и включала в себя:

- информацию о прогрессе осуществления программы и компонентов программы;

- проблемы, угрозы и возможности;

- результаты компонентов программы;

- информацию о прогрессе в получении эффектов и выгод.

6.5 Контроль программы

В контроль программы следует включать:

- управление влиянием решений, принятых на уровне программы, на компоненты программы;

- поддержание и корректировка границ и взаимосвязей компонентов и использование взаимного повышения синергии компонентов;

- изменение приоритетности компонентов, если необходимо;

- понимание взаимоотношений и потенциальных воздействий на базовый уровень программы и базовые уровни отдельных компонентов;

- подтверждение получения выгод в течение срока реализации программы;

- мониторинг общего бюджета и его изменения в компонентах программы.

11

ГОСТ Р ИСО 21503—2023

6.6 Управление выгодами

6.6.1 Общие положения

Подраздел 6.6 описывает идентификацию, анализ и контроль выгод.

6.6.2 Идентификация и анализ выгод

Проведение идентификации и анализа выгод следует начинать на этапе рассмотрения программы. После создания программы следует идентифицировать, проанализировать и ранжировать более детальный комплекс выгод. Идентификация и анализ выгод включают в себя:

- идентификацию ожидаемых выгод;

- идентификацию владельцев каждой получаемой выгоды;

- согласование выгод со стратегическими и иными целями;

- определение систем измерения показателей и отчетности по каждой из выгод;

- определение сроков получения выгод.

6.6.3 Контроль выгод

В контроль выгод следует включать:

- измерение и управление прогрессом в получении ожидаемых выгод в течение жизненного цикла программы;

- сбор измерений показателей по каждой выгоде;

- отчетность и информирование заинтересованных сторон о состоянии процесса получения выгод;

- идентификацию дополнительных выгод в течение жизненного цикла программы.

Выгоду можно получить во время реализации программы, в конце программы или после закрытия программы. Перед окончанием программы ответственность за дальнейшее получение выгод может быть передана новому владельцу.

6.7 Закрытие программы

В закрытие программы следует включать следующие действия:

- проверку приемлемости результатов компонентов программы;

- проверку получения или передачи выгод программы;

- закрытие или передача компонентов программы;

- подготовку итогового отчета по программе;

- извлечение, документирование, доведение до сведения всех сторон и занесение в архив полученных знаний и опыта;

- выведение ресурсов программы;

- завершение действия контрактов и финансовых счетов;

- занесение в архив записей по программе.

12

ГОСТ Р ИСО 21503—2023

Библиография

[1] ISO 21500:2021

Project, programme and portfolio management — Context and concepts

[2] ISO 21502:2020

Project, programme and portfolio management — Guidance on project management

[3] ISO 21504

Project, programme and portfolio management — Guidance on portfolio management

[4] ISO 21505

Project, programme and portfolio management — Guidance on governance

[5] ISO/TR 21506:2018

Project, programme and portfolio management — Vocabulary

[6] ISO 21508

Earned value management in project and programme management

[7] ISO 21511

Work breakdown structures for project and programme management

13

ГОСТ Р ИСО 21503—2023

УДК 005.8:006.354 ОКС 03.100.40

Ключевые слова: управление программой, интеграция программ, практики управления программами, спонсор, заинтересованная сторона, угроза, результат, управление выгодами, возможность, руководство

14

Редактор Л.В. Каретникова Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор С.И. Фирсова Компьютерная верстка Е.А. Кондрашовой

Сдано в набор 02.11.2023. Подписано в печать 21.11.2023. Формат 60x84%. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 2,32. Уч.-изд. л. 1,90.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении в ФГБУ «Институт стандартизации» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.