ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
ГОСТР
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

54837—
2011
(ИСО/МЭК
19796-3:2009)
Информационная технология
ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА. МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА И МЕТРИКИ
Часть 3
Эталонные методы и метрики
ISO/IEC 19796-3:2009
Information technology — Learning, education and training — Quality management, assurance and metrics — Part 3: Reference methods and metrics
(MOD)
Издание официальное
.....-
тшЯШл
Спидартфоф*
2014
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» на основе собственною аутентичного перевода на русский язык международного стандарта. указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТ8ИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. № 1239-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО/МЭК 19796-3:2009 «Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 3. Эталонные методы и метрики» (ISO/1EC 19796-1:2009 «Information technology — Learning, education and training — Quality management, assurance and metrics — Part 3: Reference methods and metrics»). При этом потребности национальной системы образования и особенности национальной стандартизации учтены путем изменения содержания отдельных структурных элементов, которые выделены курсивом или заключены в рамку из тонких линий, а информация с объяснением причин включения этих положений приведена в указанных структурных элементах в виде примечаний.
Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА.
Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененною международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДБ
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0—2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты». а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gosf.ru)
© Стандартинформ. 2014
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официальною издания без разрешения Федеральною агентства по техническому регулированию и метрологии
II
Содержание
Приложение ДБ (справочное) Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой
Введение
ИСО (Международная организация по стандартизации) и МЭК (Международная электротехническая комиссия) являются частью специализированной системы всемирной стандартизации. Национальные организации, которые являются участниками ИСО или МЭК. принимают участие в разработке международных стандартов посредством технических комитетов, основанных соответствующими организациями для работы в определенных областях технической деятельности. Сотрудничество технических комитетов лежит в сфере общих интересов. Другие международные организации, как государственные. так и коммерческие, поддерживают связь с ИСО и МЭК и также участвуют в их работе. 8 сфере информационных технологий ИСО и МЭК создали объединенный технический комитет — ИСО/МЭК СТК 1.
Международные стандарты разрабатываются в соответствии с правилами, описанными в директивах ИСО/МЭК. часть 2.
Главная задача объединенного технического комитета — подготовка международных стандартов. Предварительные проекты международных стандартов, утвержденные объединенным техническим комитетом. передаются в государственные организации для голосования. Для публикации международного стандарта требуется как минимум 75 % голосов организаций, участвующих в голосовании.
Следует обратить внимание, что некоторые части международного стандарта могут быть объектом патентных прав. ИСО и МЭК не несут ответственности за идентификацию некоторых или всех патентных прав.
Разрабатываемый ПК 36 международный стандарт ИСО/МЭК 19796 состоит из пяти частей, объединенных общим названием «Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики». 8 настоящее время разработаны две части указанного международного стандарта:
• Часть 1. Общий подход (ИСО/МЭК 19796-1:2005);
- Часть 3. Эталонные методы и метрики (ИСО/МЭК 19796-3:2009).
На стадии разработки следующие три части стандарта:
• Часть 2. Гармонизированная модель качества;
- Часть 4. Лучшие практики и руководство по реализации (Технический отчет);
- Часть 5. Руководство по использованию ИСО/МЭК 19796-1 (Технический отчет).
Настоящий стандарт является модифицированной версией ИСО/МЭК 19796-3:2009. из которого
исключен ряд информационных приложений и включены комментарии и дополнения, учитывающие специфику законодательной базы Российской Федерации и совместимость с комплексом национальных стандартов, подготовленных ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)».
ГОСТ Р 54837—2011 (ИСО/МЭК 19796-3:2009)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационная технология
ОБУЧЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА.
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА И МЕТРИКИ
Часть 3
Эталонные методы и метрики
Information technology. Learning, education and training. Ouality management, assurance and metrics.
Part 3. Reference methods and metrics
Дата введения — 2013—09—01
1 Область применения
ГОСТ Р 53625—2009 описывает процессы жизненного цикла электронного обучения. 8 нем представлена эталонная модель, имеющая высокий уровень абстракции, которую нужно адаптировать к конкретной организации и к конкретной ситуации. Для упрощения процедуры адаптации в данной части настоящего стандарта определены две эталонные модели менеджмента качества и обеспечения качества:
• эталонная модель для методов;
- эталонная модель для метрик.
Настоящий стандарт содержит эталонные методы и эталонные метрики, используемые е процессе жизненного цикла. В нем также приведены коллекции методов и метрик, которые описаны в общем виде и могут использоваться для конкретных контекстов. Для каждого жизненного цикла электронного обучения следует указать набор возможных методов и метрик. Этот набор методов и метрик может использоваться при разработке и определении индивидуального подхода к качеству, основанному на некоторых целях его обеспечения.
Обеспечение качества является частью его менеджмента, особенно при реализации управления качеством. Поэтому обеспечение качества представляет собой заметную и важную деятельность для выполнения и подтверждения менеджмента качества. Конечно, для реализации менеджмента качества важны и другие действия, связанные с качеством, — планирование, контроль и улучшение качества. В то время как эти три вида деятельности относятся к продуктам, процессам и их разработке, обеспечение качества базируется на подтверждении и показаниях для внутренних и внешних заинтересованных сторон.
Другими словами, с точки зрения обеспечения качества его менеджмент является незаменимым при приобретении учебных курсов, систем обучения или предоставлении услуг по обучению или обмену ими. Только после того, как разработчики, поставщики и преподаватели продемонстрируют и обеспечат доставку образовательной и технологической информации, пользователи и заинтересованные стороны будут испытывать уверенность и убеждение в необходимости приобретения продукта и взаимодействия с системами и людьми.
8 настоящем стандарте для демонстрации конкретных методов обеспечения качества, а также информирования разработаны следующие компоненты:
• формат описания методов;
• формат описания метрик:
Издание официальное
• коллекция эталонных методов, которые могут использоваться для менеджмента и обеспечения качества в различных контекстах:
* коллекция эталонных метрик и показателей, которые могут использоваться для измерения качества в процессах, компонентах и услугах.
ГОСТ Р 53625—2009 содержит формат описания и структуру процессов в виде ЕСПК (эталонная структура для описания подходов к качеству), которые можно использовать для описания и разработки методов обеспечения качества. Структура ЕСПК является только основой разработки качества — она не предоставляет ни специальных методов и метрик для конкретных целей, ни инструментов и процедур.
Цель настоящего стандарта состоит в расширении ЕСПК для создания полной системы качества, поддерживающей реализацию систем менеджмента и обеспечения качества заинтересованными сторонами.
Для каждого процесса должен быть задан набор возможных методов и метрик, который может использоваться при разработке индивидуальных подходов к качеству. Для ясного понимания этих методов и метрик, их взаимосвязи и согласования необходимо гармонизированное описание. Коллекция методов и метрик, как и методы обеспечения качества, должны предусматривать возможность расширения.
2 Соответствие
Цель настоящего стандарта — дополнение единой системы подходов к качеству (ЕСПК) и построение полной системы менеджмента качества для внедрения заинтересованными сторонами.
Для каждого процесса менеджмента качества и обеспечения качества существует набор методов и метрик, которые могут быть использованы для построения индивидуального подхода к качеству. Согласованное описание указанных методов и метрик необходимо для четкого понимания, коммуникации и соглашения. Коллекции методов и метрик, таких как подходы к качеству, должны быть расширяемыми.
Метод или метрика соответствует настоящему стандарту, если использует соответствующую эталонную модель (например, раздел 7 для методов и раздел 8 для метрик) или экземпляр формата описания (как указано в таблице 1 для методов и в таблице 2 — для метрик). Соответствующее описание может содержать описание процессов или подходов. Иными словами, оно должно быть дополняемым и может содержать дополнительные данные. Если метод или метрика относится к эталонной коллекции, необходимо приводить ссылку для облегчения проверки соответствия.
3 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 9000—2008' Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (ИСО 9000:2005. ЮТ)
ГОСТ Р ИСО 9001—2008" Системы менеджмента качества. Требования (ИСО 9001:2008. ЮТ)
ГОСТ Р ИСО 9004—2010 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Под• ход на основе менеджмента качества (ИСО 9004. 2009. ЮТ)
ГОСТ Р 53625—2009 Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход (ИСО/МЭК 19796-1:2005, МОО)
ГОСТ Р 53728—2009 Информационная технология. Руководство по применению ГОСТ Р 53625—2009 (ИСО/МЭК 19796-1:2005)
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен {изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
' С 1 января 2013 г. ГОСТ ISO 9000—2011 введен в действие взамен ГОСТ Р ИСО 9000—2008. ** С 1 января 2013 г. ГОСТ ISO 9001—2011 введен в действие взамен ГОСТ Р ИСО 9001—2008.
4 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
4.1 атрибут (attribute): Измеряемое физическое или абстрактное свойство сущности.
Примечание — Атрибут — это свойство или характеристика сущности, которая может быть количественно или качественно распознана человеком или автоматическими средствами. У сущности может быть много атрибутов, но интерес для измерения могут представлять только некоторые из них.
4.2 измерение (measurement): Последовательность действий для определения величины показателя.
Примечания
1 Измерение — это ключевое действие в менеджменте и обеспечении качества. Измерение в особенности необходимо для аудита и оценки качества.
2 Измерение — это процесс экспериментального получения данных о величине качества.
3 Измерение предполагает использование процедуры измерения, основанной на теоретической модели. На практике измерение предполагает наличие калиброванной системы измерений, которая затем должна быть проверена.
4.3 метод (в подходах к качеству) (method): Инструмент или средство обеспечения или менеджмента качества в процессах.
Примечание —Методы могут быть физическими, абстрактными или концептуальными. Существуют разные типы методов, определяемых предметами науки управления, педагогики, психологии, инженерии, статистики, биологии и т. д.
4.4 метрика (в подходах к качеству) (metric): Материальная мера некоторых аспектов характеристик качества.
Примечания
1 Другими словами, это способ назначения определенного значения с использованием методов измерения или тестирования для количественной оценки объекта качества с точки зрения таких характеристик качества, как шкапа, критерий, степень, вес. магнитуда, отношение или утвержденная норма и т. д.
2 В Руководств© ИСО/МЭК 99:2007 (Международный словарь по метрологии. Основные и общие понятия и соответствующие термины (VIM)) «материальная мера» определяется как устройство, постоянно воспроизводящее или поставляющее во время своего использования количество заданных видов, каждое с назначенным значением.
4.5 шкала (scale): Упорядоченный набор значений, непрерывный или дискретный, или набор категорий. на которых отображается атрибут.
Прим еча н и е — Тип шкалы зависит от природы связей между значениями шкалы. Обычно определяют четыре типа шкал.
Номинальная — значения измерений структурируются по категориям. Например, классификация дефектов по их типам.
Порядковая — значения измерений являются упорядоченными. Например, назначение дефектам уровня серьезности.
Интервальная — значения измерений равноудалены в соответствии с равными количествами атрибута. Например. цикломатичвская сложность обладает минимальным значением «один», но каждое увеличение представляет дополнительный путь.
Пропорциональная — значения измерений равноудалены в соответствии с равными количествами атрибута, где значение «ноль» соответствует отсутствию атрибута. Например, размер программного компонента в терминах линии связи.
Метод измерения обычно влияет на тип шкалы, которая может надежно испогьзоваться с данным атрибутом. Например, субъективные методы измерения обычно поддерживают только порядковые или номинальные шкалы.
4.6 валидация (validation): Подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены.
[ГОСТ Р ИСО 9000—2008. статья 3.8.5]
4.7 верификация (verification): Подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены.
[ГОСТ Р ИСО 9000-2008. статья 3.8.4]
з
5 Соответствие подходов к качеству
5.1 Концептуальная модель серии ИСО/МЭК 19796
Методы, приведенные в ЕСПК. обеспечивают ориентированную на процессы структуру разработки системы обеспечения качества в организации. Главными проблемами являются поиск и реализация методов обеспечения качества и достижения целей организации в области качества. Необходимо определить адекватные метрики для измерения успеха подхода к качеству, то есть степени реализации этих целей в области качества.
Предполагается, что серия ИСО/МЭК 19796 состоит из четырех частей. Связь этих частей показана на рисунке 1. Понятие качества — это неоднозначное понятие, обладающее множеством аспектов. Часть 1 рассматривает понятие качества с точки зрения процесса жизненного цикла и находится в центре рисунка. Поток части 1 обозначен буквой «а» и пунктирными кривыми. Информация о качестве, использующая часть 1. полезна для пользователя, заинтересованных сторон, а также институту или самому разработчику.
Часть 2 обеспечивает гармонизацию между различными типами подходов к качеству и. конечно же. включает ракурс процесса жизненного цикла. Поток части 2 обозначен буквой «е» и полужирными линиями. Часть 3 содержит подробные сведения о методах и метриках, а также элементы, связанные с частью 1. Потоки части 3 обозначены буквами «Ь». «Ь'» и толстыми линиями. Эти сведения полезны для подтверждения способа обеспечения качества и предоставления доказательства менеджмента качества. Часть 4 содержит руководящие указания вместе с некоторым практическим опытом применения части 1. Поток части 4 обозначен буквой «с» и тонкими пунктирными линиями.
Поток «б» отражает предоставление образовательной услуги обучаемому образовательной организацией и обозначен пунктирной линией.
Пяъшавтвпь яемшесихравиныв «ТЕДОМ

Часть 2. Пфиоипираминм шдаь амвспм
Рисунок 1 — Зависимость между всеми частями стандарта ИСО/МЭК 19796
5.2 Взаимосвязь с ГОСТ Р $3625-2009 (ИСО/МЭК19796-1)
8 ИСО/МЭК 19796*1 процессная модель включает семь процессов. При измерении подходов к качеству важно определить, какие аспекты следует измерять и как следует оценивать значение. ГОСТ Р 53625—2009 определил процессы жизненного цикла подходов к качеству как непоследовательные этапы, а также определил 13 атрибутов в качестве дескриптивной модели (см. рисунок 1. часть 1). Но этот стандарт не определяет характеристики подходов к качеству.
Задача настоящего стандарта — определить методы и метрики для подходов к качеству, а также описать элементы и атрибуты подходов к качеству. Он содержит объяснение возможного применения указанной модели процессов качества при оценке, аудите, определении целей и улучшении подходов к качеству для электронного обучения.
Методы и метрики качества могут быть полезны и при определении требований к качеству на до* статочном уровне. Если поставщик и заказчик взаимодействуют друг с другом и заключают соглашение о качестве на достаточном уровне, используя настоящий стандарт, субъективных жалоб после окончания обучения и оценки обучения можно избежать.
6 Модель действий при обеспечении качества
Качество будет создаваться в результате процесса. Под процессом подразумевается производство или разработка, поэтому в ГОСТ Р 53625—2009 он показан для продуктов и услуг электронного обучения. Действия по менеджменту и обеспечению качества следует выполнять не только для одного конкретного процесса обеспечения и/или контроля качества, но и для каждого процесса и/или подпроцесса разработки. Разработчики выбирают и применяют методы для процессов и подпроцессов разработки, хотя с точки зрения менеджмента и обеспечения качества лицо, ответственное за проект разработки, обычно должно указать причину или обосновать использование этих методов.
Иногда эти методы обладают функциями разработки и функциями контроля и/или обеспечения качества. Например, и метод «анализа потребностей», и метод «причинно-следственных связей» важны не только для определения цели образования, но и для обеспечения процесса анализа структуры с помощью его схемы, построенной е результате определения цели.
Необходимо, чтобы методы определяли, какие действия менеджмента и обеспечения качества будут выполняться для процесса и подпроцесса разработки. На рисунке 2 показаны действия обеспечения качества для каждого процесса и подпроцесса разработки.

Рисунок 2 — Модель действий при обеспечении качества
7 Эталонная модель для методов
Важной проблемой является разработка и интеграция методов либо использование существующих методов для измерения успеха обеспечения и менеджмента качества с помощью адаптации ГОСТ Р 53625—2009. Эти методы должны быть сравнимыми, а также поддерживать взаимодействие и возможность обмена между системами.
7.1 Категории
Для определения метода подходов к качеству выделяют категорию и подкатегорию. С их помощью все заинтересованные стороны (разработчик, поставщик, преподаватель, учащийся, персонал и эксперты в предметной области (SME) могут легко понимать подходы к качеству и судить о том. какая информация о продукте и услуге является надежной, а какая нет.
В настоящем стандарте используются семнадцать категорий (идентификатор, имя. цель, тип использования. описание, источник, права, область применения/характеристики качества, контекст, тип метода, объект качества, процесс, действующее лицо/представитель. связь, ссылка на стандарт, аннотация и опыт) и несколько подкатегорий.
Идентификатор (Ю) — уникальный идентификатор метода.
Имя (Name) — имя или заголовок метода для менеджмента и обеспечения качества.
Цель (Objective) — цель метода для менеджмента и обеспечения качества.
Тип использования (Usage Туре) — тип использования метода.
Описание (Description) — краткое описание метода.
Источник (Source) — происхождение метода.
Права (Rights) — право или собственность, связанные с методом. Если значение равно «true» (истина), должны быть определены категории «RightID» (идентификатор права) и «RightDescription» (описание права).
Область применения/характеристики качества (Scope/Quaiity characteristics) — область применения показывает, какие важные характеристики качества обеспечиваются или улучшаются с помощью этого метода.
Конгекст (Context) — контекст показывает (предварительные) условия, зависящие от конкретной ситуации использования метода для обеспечения и повышения качества.
Тип метода (Method type) — характеристика выполнения или работы метода.
Категории методов (Categories of Methods) — классификация метода в общей методологии, указанной в приложении.
Тип измерения; тип метода измерения (Measurement Type: Measurement Method Type) — общее описание логической последовательности операций, используемых в измерении. Методы измерений могут классифицироваться различным образом, например в рамках следующих классов.
• метро прямых измерений.
• метод непрямых измерений;
• метод измерения сравнением;
• метод измерения подстановкой;
• метод дополнительного измерения;
• метод дифференциального измерения;
• нулевой метод измерения (см. МЭК 60050*300:2001);
• другие.
Ресурс метода (Resource of Method) — ресурсы и услуги для выполнения метода.
Объект качества (Object of Quality) — тип обеспечиваемого объекта качества будет зависеть от стадии процесса жизненного цикла и цели обеспечения и менеджмента качества. Например, в процессе анализа окончательный продукт LMS (Learning Management System — система управления обучением) и/или продукты образовательного содержания не должны быть объектами качества, и напротив, проект спецификации или действие анализа становятся объектами качества для качества процесса. При этом окончательная LMS и/или образовательное содержание станут объектами качества для качества продукта или качества удобства использования на стадии оценивания.
Существует много типов целей обеспечения и менеджмента. На стадии анализа один из участников имеет задачу обеспечения эффективности обучения, а второй — обеспечения надежности обучения. Первый сосредоточен на отчетах или действиях, связанных с анализом потребностей, а второй на той же стадии анализа — на системе организации как качестве организации.
Процесс (Process) — эта категория ссылается на процесс жизненного цикла по ГОСТ Р 53625— 2009. Она определяет, с какими категориями процесса или подпроцессами работает метод.
Категории процесса (Process Categories) — категории процесса, с которыми работает метод.
Подпроцессы (Sub-Processes) — подпроцессы, с которыми работает метод.
Действующее лицо/представитель (Actor/Responsible) — действующие лица и их представители, участвующие в выполнении метода.
Связь (Relation) — связь с другими методами, измеряющими этот же элемент.
Ссылка на стандарты (Standards reference) — ссылка на стандарты, использующие этот метод или поддерживаемые этим методом.
Аннотация (Annotation) — поясняющие комментарии.
Опыт (Experience) — опыт использования метода.
7.2 Элементы
Элементы метода показывают части сведений о сущности. Набор значений элементов образует модель данных категории и подкатегории благодаря четкому определению и возможностям взаимодействия.
8 настоящем стандарте используется семь элементов:
• код идентификатора (ID-code);
- категория/подкатегория (Category/Sub-category);
• тип данных (Data Туре);
• описание (Description);
- обязательный (Mandatory):
• мощность (Cardinality);
• пример (Example).
Приведенная в таблице 1 модель содержит формат описания для методов, используемых е рамках подходов качества.
09 Таблица 1 — Спецификация эталонной модели для методов
Код идентификатора | Квгегосия | Подка тегория | Тил данных | Описание | Обяаятельный/необя- детальный элемент | Мощ ность | пример |
001.00 | ID | Строко вый | Уникальный идентификатор | Обязательный | 1 | 180001 | |
D0200 | Имя | Строке аьй | Имя или заголовок метода | Обязательный | 1 | Анализ показателей обучения | |
00300 | Цель | Строке вьй | Цель метода | Рекомендуемый | N | Анализ показателей обучения должен показывать сильные и слабыестороны развития системы управления персоналом | |
D04.00 | Описание | Строке вый | Краткое описание метода/инструмента | Рекомендуемый | N | Анализ показателей обучения используется для непрерывной оценки и измерения успехе подготовки в организациях в течение определежого периода времени | |
D05.00 | Тип использования | Строке вьм | Тип использования метода | Необязательный | N | Совершенствование и мотивация персонала | |
00600 | Источник | Строке вый | Происхождение метода | Необязательный | N | vMvw.iearningnTetTOds.eu | |
D07.00 | Правовая информа ция | Логине схий | Правовые аспекты метода. Если значение равно 1 (истина), должны быть определены категории D07.01 и D07.02 | Рекомендуемый | 1 | «0» (ложь) или «1» (истина) | |
D07O1 | Право вой иденти фикатор | Строке вый | Уникальным идентификатор прав | Необязательный | 1 | Rigd 00101 | |
00702 | Правовое описание | Строке вый | Описание юридинеских аспектов метода | Необязательный | N | Использование анагы-эа показателей обучения должно быть зарегистрировано 8 институте анализа показателей обучения |
ГОСТ Р 54837—2011
Код идентификатора | Ка тего;ия | Подка тегория | Тип данных | Описания | Обятэтельиыи/нвобя-детальный элемент | Мощ ность | Пример |
D08.00 | Область примем е-ния/Характер ист гаси кгюства | Строко вый | Область применегагя показывает, какие важные характеристики качества обеспечиваются или улучшаются с помощью этого метода- Она обеспечивает точку зрения или направление для определения смысла менеджмента и обеспечения. Эти сведения также включаются в общую информацию (связанную с окружающими условиями) и додактичесхую информашю | Необязательный | Эффективность обучения. надежность системы управления обучегмем. функциональные возможности услуги | ||
009.00 | Контекст | Строко вый | Контекст, в котором применим метод | Необязательный | Развитие службы персонала малого и среднего бизнеса | ||
01000 | Тип метода | Характеристика выполнения или работы метода | |||||
D10.01 | Кате гории методов | QName | Классификация, объясняющая общую методологию следующим образом Пространство значений: коллегия ссылок или {«дискуссии/обсуждения», «опрос», «анализ», «моделифукоаодства реализации», «измерение», «тестирование», «моделирование» идр.} | Рекомендуемый | 1 | Тестирование | |
010.02 | Тип измере ний | QName | Общее описание логической последовательности операций, используемых в измерении | Необязательный | Метод непрямых измерений | ||
D10.03 | Ресурсы метода | Строко вый | Ресурсы и услуги для выполнения метода | Необязательный | N | Анкета XYZ, средство отчетности | |
011.00 | Объект качества | Строко вый | Объект—это вещь или сущность, для которой метод ислогъэуется. чтобы реа/мэоватъ подходы к менеджменту и гм обеспечению качества. Объект может быть описан как иерархическая структура с помощью символа Т. Иерархическая структура может быть определена с помощью диапазона или глубины детализации. Для верхнего уровня объекта рекомендуется несколько типов, например. пространство значений объектов верхнего уровня: «Организация», «проект». «Процесс», «Продукт». «Возможность использования». «Обучение» | Рекомендуемый | N | ОрганизацияДюлитика и стратегия организации'политики и стратегия'определение продукта/еоэ-можиость использования фунщии эмоиионэ/ъной обратной свяэи/устаноека системы |
ГОСТ Р 54837—2011
Код идентификатора | кагегосия | Подка тегория | Тил данных | Описание | Обямтвльный/нвобя- детальный элемент | Мощ ность | пример |
012.00 | Процеос | Фаэы/стадии процесса сманенного цикла на основе ИСО/МЭК 19796-1 | |||||
D1201 | Кате го* рии процесса | QName | Имя процесса для процесса жизненного цикла на основе ИСО/МЭК 19796-1. Используется следующее пространство значений: 1. «NA; анашз потребностей». 2. «РА; анализ структуры». 3. «CD: концепция^лроект». 4. «DP; раэработка/проиэеодство». 5. «IM; реализация». 6. «1Р: процесс обучения». 7. «ЕО: оценка/опти-миэация» | Рекомендуемый | N | СО: концепция/проект | |
012.02 | Подпро цесс | QName | Имя подпроцесса для процесса жизненного цикла на основе ИСО/МЭ К19796-1 | Рекомендуемый | N | Цели обучения | |
D1300 | Действующее лицо/ представитель | Строко вый | Действующие лица и их представители, участвующие в выполнении метода | Рекомендуемый | N | Менеджер службы персонала. эксперт по оценке | |
D14.00 | Связь | Строко вый | Свяэьс другими методами, измеряющими этот же элемент | Необязательный | N | Включает LM0005 | |
D15.00 | Ссыпси на стандарты | Строко вый | Нормативная ссылка на стандарт, использующий или описывающий метод | ГОСТ Р ИСО 9000—2008 | |||
D16.00 | Аннотации | Строко вый | Поясняющие комментарии | Необязательный | N | Этот метод должен использоваться тогъко в секторе связи | |
D1700 | Опыт | Строко вый | Впечатления от метода | Необязательный | N | Метод был использован для измерения прибыли на собственный капитал |
ГОСТ Р 54837—2011
8 Эталонная модель для метрик
Важной проблемой является разработка и интеграция метрик и/или индикаторов для измерения успеха методов и инструментов качества с помощью адаптации ГОСТ Р 53625—2009. Эти метрики должны быть сравнимыми, а также поддерживать взаимодействие и возможность обмена между системами.
8.1 Категории
Для определения метрики для подходов к качеству выделяют категорию и подкатегорию. С их помощью все заинтересованные стороны (разработчик, поставщик, преподаватель, учащийся, персонал и эксперты в предметной области) могут понимать подходы к качеству и судить о том. какая информация о продукте и услуге является надежной, а какая нет.
В данной модели существует двенадцать категорий (идентификатор, имя. цель, описание, источник, права, область применения, тип метрик, периоды, действующие лица, аннотация, опыт) и несколько подкатегорий.
Идентификатор (ID) — уникальный идентификатор метрики.
Имя (Name) — имя или заголовок метрики для менеджмента и обеспечения качества.
Цель (Objective) — цель метрики для менеджмента и обеспечения качества.
Описание (Description) — краткое описание метрики.
Источник (Source) — происхождение метрики.
Права (Rights) — право или собственность, связанные с метрикой. Если значение равно «true» (истина), должны быть определены категории «RightID» (идентификатор права) и «RightDescription» (описание права).
Контекст (Context) — контекст показывает, какие характеристики качества обеспечиваются или улучшаются с помощью этой метрики.
Тип метрики (Metric Туре) — характеристика выполнения или работы метрики.
Категории метрик (Categories of Metrics) — классификация метрики в общей методологии. Некоторые данные могут быть получены в результате выполнения метода. Эти данные могут делиться по типам и использоваться для обеспечения или менеджмента качества. Эти данные могут быть названы «данными доказательства» для обеспечения и менеджмента качества. Пример: распределение по категориям, рейтинг, классификация, позиционирование, сопоставление, утверждение/неутверждение, описание поведения и др.
Тип шкалы (Scale Туре) — шкала типа метрики. Шкала может быть классифицирована различными способами, например:
• номинальная:
• порядковая;
- интервальная:
• пропорциональная;
- абсолютная (см. ИСО/МЭК ТО 9126-2:2003);
- тарифная;
• другие.
Ресурс метрики (Resource of Metric) — ресурсы и услуги для выполнения метрики.
Расчет (Calculation) — формула расчета метрики.
Критерии (Criteria) — показывает целевой уровень значения. Целевое значение полезно для понимания смысла фактических данных или результата после расчета метода и метрики. Поэтому критерии включают уровни: «идеальный уровень», «средний уровень», «граница» и т. д.
Период (Period) — период использования метрики.
Действующее лицо/представигепь (Actor/Responsible) — действующие лица и их представители, участвующие в выполнении метрики.
Аннотация (Annotation) — поясняющие комментарии.
Опыт (Experience) — опыт использования метрики.
8.2. Элементы
Элементы метрики показывают части сведений о сущности. Набор значений этих элементов образует модель данных категории и подкатегории.
В настоящем стандарте используется семь элементов:
-код;
- категория/подкатегория;
- тип данных;
- описание;
- обязательный/необязатепьный элемент;
• мощность;
• пример.
Применение настоящего стандарта реализуется в два этапа: формат описания и коллекция метрик (например, показателей) должны быть адаптированы и реализованы для подходов к качеству в организациях.
Таблица 2 — Спецификация эталонных метрик
код | кдогория | Лад- категория | Тип дэнмых | Описание | Обязательным / необязательный элемент | Мощ ность | Пример |
СОНЮ | Ю | Строковый | Уникальный идентификатор | Обязательный | 1 | LS0001 | |
С 02.00 | Имя | Строковый | Имя метрики | Обязательный | 1 | Удовлетворенность обучением | |
С03.00 | Цель | Строковый | Цель метрики | Рекомендуемый | N | Удовлетворенность обучением должна показывать итоговое удовлетворение учащегося различными стадиями курса | |
С04.00 | Источник | Строковый | Происхождение метрпси | Необязательный | N | ||
С 05.00 | Права | Сведения о правах для метрики | |||||
С06.00 | Права | Логиче ский | Описание юридических аспектов метрики | Необязательный | 1 | Дайет | |
С06.01 | RightID | Строковый | Уникальный идентификатор грае | Необязательный | N | RigcOOl01 | |
С06.02 | RightDe- scription | Строковый | Описание юридических аспектов метрики | Необязательный | N | Использование анализа показателей обучения догекно быть зарегистрировано 8 институте анализа показателей обучения | |
С07.00 | Область применения/ характеристики качества | Строковый | Область применения показывает, какие важные характеристики качества обесле'-ываются или улучшаются с помощью этой метрики. Она обеспечивает то’-жу зрения или направление для определения смысла менеджмента и обеспечения. Эти сведения также включаются е общую информаций (связанную с окружающими условиями) и дидактическую информацию | Необязательный | Эффективность обучения. надежность системы управления обучтием. функциональные возможности услуги | ||
С0800 | Тип метрики | Характеристика выполнения или работы метрит |
ГОСТ Р 54837
к>
о
Код | Категория | Под. «*Г4Г0рИЯ | Тип данных | Описание | Обямгвлмшй/ необязательный элемент | Мощ ность | Пример |
С08.01 | Кате гории метрик | Строковым | Некоторые данные мотут быть получены в результате выполнения метода. Эти данные могут использоваться для обеспечения или менеджмента качества. Поэтому эти данные могут быть названы «данными доказательства» для обеспечения и менеджмента качества. В этом пункте показан тип данных для данных доказательства | Рекомендуемый | 1 | Распределение по категориям, рейтинг, классификация, позиционирование, сопоставление, утеержде-ние/неутверждение, описание поведежя и др. | |
С08.02 | Тип шкалы | QName | Шкала типа метрики (или ссылка) Пространство значений: «номинальная», «порядковая», «интервальная», «пропорциональная», «абсолютная» и «тарифная» См. раздел «Термины и определения» и ИСО/ МЭК 9126-2 | Обязатегъный | 1 | Номинагъная | |
С 08.03 | Расчет | Строковым | Формула расчета метрики | Необязательный | N | KL=*" | |
С08.04 | Крите рии | Строковый | Идеальный или средний уровень или сравнение сконкретным объектом | Необязательный | N | Идеальный (рекомендуемый уровень): 3.4. Средний (уровень тарифов): 2.5 | |
С06.05 | Ресурсы | Строковый | Ресурсы и услуги для выполнения метрики | Необязательный | N | Анкета XYZ, средство отчетности | |
С09.00 | Период | Строковый | Период использования метрики | Необязательный | 1 | Один раз, непрерывно, л раз за курс | |
С10.00 | Действующее лицо / представитель | Строковый | Действующие лица, участвующие 8 использовании метрики, и их компетенции | Необязательный | N | Менеджер службы персонала. эксперт по оценке | |
С11.00 | Аннотации | Строковый | Поясняющие комментарии | Необязательный | N | ||
С12.00 | Опыт | Строковый | Опыт использования метрит | Необязательный | N | Метрика была использована для измерения удовлетворенности учащихся за три года и обеспечила показатели для улучшения возможностей. LS=xxx |
ГОСТ Р 54837—2011
9 Коллекция эталонных методов и метрик
9.1 Коллекция эталонных методов
В таблице 3 представлена базовая классификация категорий методов и подклассов, включая описания.
Таблица 3 — Коллекция эталонных методов
ю | Категория метода | Описание категории | Подкатегория | Наименование метода | |
МО | 1000 | Дискуссия/ обсуждение | Личное общение, ориентированное на качество (менеджмент) | ||
1100 | Дискуссия/ обсуждение | ||||
МО | 1101 | Обсуждение экспертами | |||
МО | 1102 | Дискуссия в группе | |||
МО | 1103 | Беседа в рамках обратной связи | |||
МО | 1104 | Семинар | |||
МО | 1105 | Круглый стол | |||
МО | 2000 | Опрос | Вопросы, касающиеся конкретной темы качества | ||
МО | 2100 | Опрос | |||
МО | 2101 | Интервью | |||
МО | 2102 | Аудит | |||
МО | 2103 | Опрос | |||
МО | 2104 | Вопросник | |||
МО | 3000 | Анализ | Анализ, касающийся одного аспекта | ||
МО | 3100 | Анализ | |||
МО | 3101 | Анализ документов | |||
МО | 3102 | Анализ интервью | |||
МО | 3103 | Исследование рынков | |||
МО | 3104 | Анализ потребностей | |||
МО | 3105 | Анализ и изучение рынка | |||
МО | 3106 | Анализ организаций | |||
МО | 3107 | Анализ тенденций | |||
МО | 3108 | Анализ процессов | |||
МО | 3109 | Анализ целевых групп | |||
МО | 3110 | Анализ последствий | |||
Md | 3111 | Анализ рабочих мест |
Продолжение таблицы 3
10 | Категория метода | Описание категории | Подкатегория | Наименование метода | |
Md | 3112 | Анализ рабочих мест | |||
Md | 3113 | Анализ литературы | |||
Md | 3114 | Анализ важности факторов частоты проблем (FRAP) | |||
Md | 3115 | Методы исследования тенденций | |||
Md | 3116 | Анализ недостатка навыков | |||
Md | 3117 | Сравнение плановых и фактических показателей | |||
Md | 3118 | Анализ *+(-» | |||
Md | 3119 | Статистическая проверка | |||
Md | 3120 | Проверка корреляции | |||
Md | 3121 | Анализ вариантов | |||
Md | 3122 | Регрессионный анализ | |||
Md | 3123 | Анализ обратной связи | |||
Md | 3124 | Анализ маршрутов | |||
Md | 3125 | Анализ факторов | |||
Md | 3126 | Кластерный анализ | |||
Md | 3127 | S-P анализ | |||
Md | 4000 | Модели реализации и руководящие указания | Модели и указания для менеджмента качества и обеспечения качества | ||
Md | 4100 | Модели реализации и руководящие указания | |||
Md | 4101 | Модели и схемы измерений | |||
Md | 4102 | Сбалансированная карта показателей | |||
Md | 4103 | Типовая реализация процессов обучения Baumgartner | |||
Md | 4104 | Модель разработки программного обеспечения | |||
Md | 4405 | Модель С1РР | |||
Md | 4106 | Модель РЕ1 | |||
Md | 4107 | Модель SPE | |||
Md | 4108 | Система учебного процесса для мультимедиа | |||
Md | 4109 | Универсальная конструктивная теория образования |
ю | Категория метода | Описание категории | Подкатегория | Наименование метода | |
Md | 4110 | Пошаговая модель интеграции технологии в преподавание | |||
Md | 4111 | Модегъ О-Р-Т | |||
Md | 4112 | Трехуровневая модель (оценка) | |||
Md | 7104 | Организационные модели | |||
Md | 7105 | Событийно-управляемая цепочка процессов | |||
Md | 7106 | Структурное моделирование | |||
Md | 8000 | Контроль и инженерия качества | Поиск проблем, контроль и улучшение качества | ||
Md | 8100 | Контроль и инженерия качества | |||
Md | 8101 | Диаграмма Парето | |||
Md | 8102 | Гистограмма | |||
Md | 8103 | Диаграмма управления | |||
Md | 8104 | Диаграмма Ишихэвы | |||
Md | 8105 | Контрольный лист | |||
Md | 8106 | Диаграмма разброса | |||
Md | 8107 | Стратификация | |||
Md | 8108 | Диаграмма родства | |||
Md | 8109 | Диаграмма ассоциаций | |||
Md | 8110 | Древовидная диаграмма | |||
Md | 8111 | Диаграмма метрик | |||
Md | 8112 | Метод программной оценки и повторения | |||
Md | 8113 | Диаграмма принятия решений | |||
Md | 8114 | Диаграмма Ганта | |||
Md | 8115 | Временная диаграмма | |||
Md | 8116 | Диаграмма перемещений | |||
Md | 8117 | Проектирование величин | |||
Md | 8116 | Метод Тагучи | |||
Md | 8119 | Нулевой дефект | |||
Md | 9000 | Метод разрешения проблем | Для повышения эффективности решения проблем | ||
Md | 9100 | Метод разрешения пробоем |
Окончание таблицы 3
10 | Категория метода | Описание категории | Подкатегория | Наименование метода | |
Md | 9101 | МОЗГОВОЙ штурм | |||
Md | 9102 | Карточки | |||
Md | 9103 | Письменный штурм | |||
Md | 9104 | Техника ввоза-вывода | |||
Md | 9105 | Синтетический метод | |||
Md | 9106 | Метод Делфи | |||
Md | 9107 | Метод НМ (Накаямы-Масуказу) | |||
Md | 9108 | Техника номинальных групп | |||
Md | 9109 | Перекрестная техника |
9.2 Коллекция эталонных метрик и показателей
В таблице 4 представлена базовая классификация категорий метрик и подклассов, включая описания.
Таблица 4 — Коллекция эталонных метрик и показателей
ID | Категория метрики | Описание категории | Подкатегория | Наименование метрики | |
Мс | 1000 | Метрики функций | Относятся к функциям, спроектированным и разработанным для улучшения обучения и связанных процессов | ||
Мс | 1100 | Функции, стимулирующие обучение | |||
Мс | 1101 | Фундаментальная навигация | |||
Мс | 1102 | Обратная связь оценки на смысловом уровне | |||
Мс | 1103 | Соответствующее последовательное выполнение | |||
Мс | 1104 | Персонализированное обучение | |||
Мс | 1105 | Стимуляция понимания | |||
Мс | 1106 | Стимуляция устойчивости | |||
Мс | 1107 | Стимуляция передачи>'приме-нвния | |||
Мс | 1108 | Осведомленность о состоянии понимания (метаподтаержде-ние) |
ю | Категория метрики | Описание категории | ПоАкатегория | Наименование метрики | |
Мс | 1200 | Функция поддержки обучения | |||
Мс | 1201 | Руководство по изучению | |||
Мс | 1202 | Автоматическая система подведения итогов для содержания электронного обучения и функция запрооов для проблем | |||
Мс | 1203 | Функция ответа (наставничество) для запросов содержания | |||
Мс | 1204 | Регистрация на своей странице | |||
Мс | 1205 | Наставничество | |||
Мс | 1206 | Руководство обучением | |||
Мс | 1207 | Разработка сообщества | |||
Мс | 1208 | Закладка | |||
Мс | 1209 | Справочная ссылка | |||
Мс | 1210 | Ссылка тематического поиска темы | |||
Мс | 1300 | Функция устойчивости обучения | |||
Мс | 1301 | Отношение объема использованных аудиозаписей к суммарному объему контента | |||
Мс | 1302 | Улучшение обучения^ отображения сведений о развитии процесса | |||
Мс | 1303 | Улучшение обучения/уведом-пение и сведения о развитии процесса | |||
Мс | 1304 | Информационная обратная связь для обучающих действий | |||
Мс | 1305 | Эмоциональная/аффектив-ная обратная связь (поощрение) для обучения | |||
Мс | 1306 | Информационная обратная связь для тестов | |||
Мс | 1307 | Эмоциональная/аффектив-ная обратная связь (поощрение) для тестов | |||
Мс | 1308 | Объем взаимодействия лицом к лицу с инструкторам «/образовательными учреждениями |
Продолжение таблицы 4
ю | Категория метрики | Описание категории | Подкатегория | Наименование метрики | |
Мс | 1309 | Предварительное тестирование знаний и навыков | |||
Мс | 1310 | Заключительное тестирование знаний и навыков | |||
Мс | 1311 | Функция самостоятельной настройки типа/периода обучения | |||
Мс | 1312 | Отношение объема использованных аудиозаписей к суммарному объему контента | |||
Мс | 1400 | Функция поддержки преподавателей | |||
Мс | 1401 | Информация обратной связи от учащихся для улучшения методов преподавания и соответствующих действий | |||
Мс | 1402 | Информация обратной связи от учащихся для соответствующего изменения схем преподавания | |||
Мс | 1403 | Оформление выгруженного содержания для создания обучающих материалов | |||
Мс | 1404 | Функция разрешения повторного использования содержания электронного обучения | |||
Мс | 1405 | Функция для управления содержанием электронного обучения | |||
Мс | 1500 | Функция использования | |||
Мс | 1501 | Отображение устройства фундаментальной навигации | |||
Мс | 1502 | Отображение экрана | |||
Мс | 1503 | Согласованность внешнего вида экрана и значков работы | |||
Мс | 1504 | Запуск операции обучения | |||
Мс | 1505 | Готовность каждой дополнительной функции | |||
Мс | 2000 | Метрики элементов | Определение понятия и состояния качества с указанием компонентов, связанных образовательных объектов и действий |
10 | Категория метрики | Описание категории | Подкатегория | Наименование метрики | |
Мс | 2100 | Оценка обучения | |||
Мс | 2101 | Диагностическая оценка | |||
Мс | 2102 | Оценка на смысловой уровне | |||
Мс | 2103 | Итоговая оценка | |||
Мс | 2104 | Относительная оценка ло сравнению с другими объектами | |||
Мс | 2105 | Оценка стандарта содержания (с указанием области) | |||
Мс | 2106 | Оценка стандарта эффективности (с указанием эффективности) | |||
Мс | 2107 | Оценка рубрик | |||
Мс | 2108 | Оценка достижений | |||
Мс | 2109 | Внутренняя справочная оценка | |||
Мс | 2200 | Оценка курса | |||
Мс | 2201 | Цели обучения | |||
Мс | 2202 | Содержание обучения | |||
Мс | 2203 | Обучающие материалы | |||
Мс | 2204 | План преподавания | |||
Мс | 2205 | Стиль преподавания | |||
Мс | 2206 | Процесс преподавания | |||
Мс | 2207 | Последовательность преподавания | |||
Мс | 2300 | Оценка учебного плана | |||
Мс | 2301 | Политика учебного плана | |||
Мс | 2302 | Состав курсов учебного плана | |||
Мс | 2303 | Состав модулей курсов | |||
Мс | 2304 | Принцип композиции | |||
Мс | 2305 | Условия учебного плана | |||
Мс | 2306 | Средства для учебного плана | |||
Мс | 2307 | Персонал для администрирования учебного плана | |||
Мс | 2308 | Характеристики и социальная среда учащихся | |||
Мс | 2400 | Оценка преподавателя | |||
МС | 2401 | Эффективность преподавания |
Продолжение таблицы 4
ю | Категория метрики | Описание категории | Подкатегория | Наименование метрики | |
Мс | 2402 | Техника преподавания | |||
Мс | 2403 | Методы преподавания | |||
Мс | 2404 | Стиль преподавания | |||
Мс | 2405 | Усилия дпя преподавания | |||
Мс | 2406 | Навыки для разработки материалов и инструментария | |||
Мс | 2407 | Обратная связь | |||
Мс | 2500 | Оценка институ-та/школы | |||
Мс | 2501 | Политика института | |||
Мс | 2502 | Стратегия института | |||
Мс | 2503 | Действия администрации | |||
Мс | 2504 | Общая ответственность за качество | |||
Мс | 2505 | Эффективность администрирования | |||
Мс | 2506 | Описания качества | |||
Мс | 2507 | Подготовка и переподготовка персонала | |||
Мс | 2508 | Убавление общением с людьми в институте | |||
Мс | 2509 | Связь с социальными и региональными особенностями | |||
Мс | 3000 | Метрики атрибутов | Сопоставление понятия и состояния качества с указанием важных характеристик | ||
Мс | 3100 | Функциональные возможности | |||
Мс | 3101 | Пригодность | |||
Мс | 3102 | Точность | |||
Мс | 3103 | Возможность взаимодействия | |||
Мс | 3104 | Соответствие | |||
Мс | 3105 | Безопасность | |||
Мс | 3200 | Надежность | |||
Мс | 3201 | Законченность | |||
Мс | 3202 | Отказоустойчивость | |||
Мс | 3203 | Возможность восстановления |
ю | Категория метрики | Описание категории | Подкатегория | Наименование метрики | |
Мс | 3300 | Удобство использования | |||
Мс | 3301 | Понятность | |||
Мс | 3302 | Возможность обучения | |||
Мс | 3303 | Возможность восстановления | |||
Мс | 3400 | Эффективность | |||
Мс | 3401 | Поведение во времени | |||
Мс | 3402 | Поведение ресурсов | |||
Мс | 3500 | Возможность обслуживания | |||
Мс | 3501 | Анализируемость | |||
Мс | 3502 | Изменяемость | |||
Мс | 3503 | Устойчивость | |||
Мс | 3504 | Тестируемость | |||
Мс | 3600 | Переносимость | |||
Мс | 3601 | Приспособляемость | |||
Мс | 3602 | Возможность установки | |||
Мс | 3603 | Совместимость | |||
Мс | 3604 | Возможность замены | |||
Мс | 3700 | Пригодность для образования | |||
Мс | 3701 | Правомерность | |||
Мс | 3702 | Ясность | |||
Мс | 3703 | Удобство | |||
Мс | 3704 | Многообразие | |||
Мс | 3705 | Инициатива | |||
Мс | 3706 | Специагъность | |||
Мс | 3707 | Современность | |||
Мс | 4000 | Метрики шкалы | Характеристики измеренных данных качества | ||
Мс | 4100 | Время | |||
Мс | 4101 | Ограниченное время | |||
Мс | 4102 | Способ предложения, доставка | |||
Мс | 4103 | Кратчайшее возможное время | |||
Мс | 4104 | Самое длинное возможное время |
Продолжение таблицы 4
I0 | Категория метрики | Описание категории | Подкатегория | Наименование метрики | |
Мс | 4200 | Период | |||
Мс | 4201 | Период обучения | |||
Мс | 4202 | Период разработки | |||
Мс | 4203 | Период пересмотра | |||
Мс | 4204 | Период для понимания | |||
Мс | 4205 | Период для освоения | |||
Мс | 4300 | Реакция | |||
Мс | 4301 | время реакции системы | |||
Мс | 4302 | Время подключения | |||
Мс | 4303 | Время ответа на вопрос | |||
Мс | 4304 | Время реакции учащегося | |||
Мс | 4305 | время запуска | |||
Мс | 4306 | Время реакции для испытаний | |||
Мс | 4307 | Время реакции для обратной связи результатов обучения | |||
Мс | 4400 | Когмчесгво | |||
Мс | 4401 | Суммарное количество | |||
Мс | 4402 | Итоговая сумма для понимания | |||
Мс | 4403 | Итоговая сумма для освоения | |||
Мс | 4404 | Итоговая сумма для удовлетворения | |||
Мс | 4405 | Общая стоимость | |||
Мс | 4406 | Общий код | |||
Мс | 4407 | Суммарное число баллов функций | |||
Мс | 4406 | Суммарное число функций | |||
Мс | 4409 | Суммарное число файлов | |||
Мс | 4410 | Суммарное число переработок | |||
Мс | 4411 | Итоговая эффективность | |||
Мс | 4500 | Статистическая основа | |||
Мс | 4501 | Среднее | |||
Мс | 4502 | Мода | |||
Мс | 4503 | Медианное | |||
Мс | 4504 | Максимум | |||
Мс | 4505 | Минимум |
ю | Категория метрики | Описание категории | ПоАкатегория | Наименование метрики | |
Мс | 4506 | Дисперсия | |||
Мс | 4507 | Среднеквадратическое отклонение | |||
Мс | 4600 | Скорость | |||
Мс | 4601 | Количесгво/время | |||
Мс | 4602 | Копичесгво/стоимосгь | |||
Мс | 4603 | Скорость обучения/стоимость | |||
Мс | 4604 | Скорость обучения или прело-давания/сгоимосгь | |||
Мс | 4605 | Скорость разработки' стоимость | |||
Мс | 4606 | Скорость обучения/время | |||
Мс | 4607 | Скорость обучения или прело-давания/время | |||
Мс | 4608 | Скорость раэработки'время | |||
Мс | 4609 | Увеличивающаяся скорость | |||
Мс | 4610 | Уменьшающаяся скорость | |||
Мс | 4611 | Средняя отдача | |||
Мс | 4612 | Индекс рентабельности инвестиций | |||
Мс | 4613 | BCR | |||
Мс | 4614 | Средняя наработка на отхаз | |||
Мс | 4615 | Средняя наработка на отхаз | |||
Мс | 4616 | Скорость оборачиваемости | |||
Мс | 4617 | Скорость улучшений | |||
Мс | 4700 | Частота | |||
Мс | 4701 | Частота ошибок | |||
Мс | 4702 | Частота поведения | |||
Мс | 4703 | Частота появления | |||
Мс | 4704 | Частота использования | |||
Мс | 4800 | Степень | |||
Мс | 4801 | Порот | |||
Мс | 4802 | Шкала Лайкерта | |||
Мс | 4803 | Семантический дифференциал | |||
Мс | 4804 | Процент | |||
Мс | 4805 | Взаимосвязь |
Приложение ДА (справочное)
Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте
Таблица ДА.1
Обозначение ссылочного национального стандарта | Степень соответствия | 06о>мачеиие и наименование ссылочного международного стандарта |
ГОСТ Р ИСО 9000—2008 | IDT | ИСО 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» |
ТОСТ Р ИСО 9001—2008 | IDT | ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» |
ТОСТ Р ИСО 9004—2010 | IDT | ИСО 9004:2009 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества» |
ГОСТ Р 53625—2009 | МОО | ИСО/МЭК 19796-1:2005 «Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход» |
ГОСТ Р 53723—2009 | — | ИСО/МЭК 19796-1:2005 «Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход» |
Примечание — В настоящей таблице использованы следующие условные обозначения степени соответствия стандартов: • IDT — идентичные стандарты: - MOD — модифицированные стандарты. |
Приложение ДБ (справочное)
Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного международного стандарта ИСО/МЭК 19796*3:2009
Таблица ДБ.1
Структура настоящего стандарта | Структура международного стандарта ИСО/МЭК 19796-3:2009 |
1 Область применения | 1 Область применения |
2 Соответствие | 2 Соответствие |
3 Нормативные ссылки | 3 Нормативные осыпки |
4 Термины и определения | 4 Термины и определения |
5 Соответствие подходов к качеству | 5 Соответствие подходов к качеству |
5.1 Концептуальная модель серии ИСО/МЭК 19796 | 5.1 Концептуальная модель серии ИСО/МЭК 19796 |
5.2 Взаимосвязь с ГОСТР 53625-2009 (ИСО/МЭК 19796-1J | 5.2 Взаимосвязь с ИСО/МЭК 19796-1 |
6 Модель действий при обеспечении качества | 6 Модель действий при обеспечении качества |
7 Эталонная модель для методов | 7 Эталонная модель для методов |
7.1 Категории | 7.1 Категории |
7.2 Элементы | 7.2 Элементы |
8 Эталонная модель для метрик | 8 Эталонная модель для метрик |
8.1 Категории | 8.1 Категории |
8.2 Элементы | 8.2 Элементы |
9 Коллекция эталонных методов и метрик | 9 Коллекция эталонных методов и метрик |
9.1 Коллекция эталонных методов | 9.1 Коллекция эталонах методов |
9.2 Коллекция эталонных метрик и показателей | 9.2 Коллекция эталонных метрик и показателей |
— | Приложение А (справочное). Примеры форматов описаний эталонной модели методов |
— | Приложение В (справочное). Примеры форматов описаний эталонной модели метрик |
Приложение ДА (справочное). Сведения о соответствии сылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных е примененном международном стандарте | — |
Приложение ДБ (справочное). Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного международного стандарта ИСО/МЭК 19796-3:2009 | — |
Библиография | Библиография |
Примечание — В настоящий стандарт не включены справочные приложения А и В. содержащие примеры зарубежных практик в области электронного обучения. Их применение в российской системе образования без значительной адаптации не представляется возможным. |
Библиография
(1) ИСО/МЭК ТО 9126-2:2003 (ISO/IEC TR 9126*2:2003)
[2) ИСО/МЭК 11179-3:2003 (ISO/1EC 11179-3:2003)
Программирование. Качество продукта. Часть 2. Внешние показатели
(Software engineering — Product quality — Part 2: Extermal metrics)
Информационные технологии. Регистры метаданных (MDR). Часть 3. Метамодель системного регистра и базовые атрибуты (Information technology — Metadata registries (MDR) — Part 3: Registry metamodel and basic attributes)
(3) ИСО/МЭК 15939:2007 (ISO/IEC 15939:2007)
Технология программного обеспечения. Процесс измерения (Sytems and software engineering — Measurement process)
[4] Руководство ИСО/МЭК 99:2007 Международный словарь по метрологии. Основные и общие по-(ISO/IEC Guide 99:2007) нятия и соответствующие термины (VIM)
(International vocabulary of metrology — Basic and general concepts and associated terms (VIM))
[5] ГОСТ P ИСО/МЭК 15288—2005 Информационная технология. Системная инженерия. Процессы
жизненного цикла систем
(6) ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504-1—2009 Информационные технологии. Оценка процессов. Часть 1. Кон
цепция и словарь
УДК 658.562.014:006.354 ОКС 03.100.30 П80 ОКП 50 0000
35.240.99
Ключевые слова: качество, менеджмент качества, обеспечение качества, метод, метрика, образование, обучение и подготовка
Редактор Н.Н. Кузьмина Технический редактор Е.В. Б&слроэеанная Корректор Ю.М. Прокофьева Компьютерная верстка Е.А. Кондрашовой
Сдано о набор t3.0S.2014. Подписано в печать 24.09.2014. Формат 60*64%. Гарнитура Ариап. Уел. пвч. п. 3.72. Уч.-изд. п. 3.40. Тираж 63 экэ. Зек. 3766.
Издано и отпечатано ео . 12399S Москва. Гранатный пер.. 4
info@90stinro.1u