allgosts.ru03. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ, УПРАВЛЕНИЕ И КАЧЕСТВО. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ.03.220. Транспорт

ГОСТ Р 70050-2022 Лодки спасательные авиационные. Общие технические требования

Обозначение:
ГОСТ Р 70050-2022
Наименование:
Лодки спасательные авиационные. Общие технические требования
Статус:
Действует
Дата введения:
07.01.2022
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.220.50

Текст ГОСТ Р 70050-2022 Лодки спасательные авиационные. Общие технические требования

>

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР 70050— 2022



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛОДКИ СПАСАТЕЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ

Общие технические требования

Издание официальное

Москва Российский институт стандартизации 2022

Предисловие

  • 1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма Мнев и К» (ООО «ПКФ Мнев и К»)

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 416 «Гипербарическая техника»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 марта 2022 г. № 166-ст

  • 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

© Оформление. ФГБУ «РСТ», 2022

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛОДКИ СПАСАТЕЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ

Общие технические требования

Aviation life boats. General technical requirements

Дата введения — 2022—07—01

  • 1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к авиационным спасательным лодкам.

  • 2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 2.601 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ Р 2.610 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов

ГОСТ Р 52638 Средства спасения экипажей инженерных сооружений, эксплуатируемых на акваториях. Общие технические требования

ГОСТ Р 53446 (ИСО 6185-1:2001) Лодки надувные. Часть 1. Лодки с максимальной мощностью мотора 4,5 кВт

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

  • 3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53446, а также следующие термины с соответствующими определениями:

  • 3.1 авиационная спасательная лодка: Самоходная надувная конструкция, предназначенная для эвакуации людей с поверхности воды в коллективные спасательные средства (спасательные плоты) в случае вынужденной посадки на воду летательного аппарата, а также сброса ее в контейнерах с парашютными системами или беспарашютным способом с летящего воздушного судна с целью оказания помощи людям, терпящим бедствие на воде, оснащенная парусом и веслами, способная маневрировать и двигаться в заданном направлении.

  • 3.2 парусное вооружение: Совокупность парусов, рангоута и такелажа, предназначенных для постановки, уборки и управления парусами.

Издание официальное

  • 4 Технические требования

    • 4.1 Основные показатели и/или характеристики (свойства)

      4.1.1 Показатели назначения

      4.1.1.1 Авиационная спасательная лодка (далее — лодка) предназначена для эвакуации людей с поверхности воды в коллективные спасательные средства (спасательные плоты) в случае вынужденной посадки на воду летательного аппарата, а также сброса ее в контейнерах с парашютными системами или беспарашютным способом с летящего воздушного судна с целью оказания помощи людям, терпящим бедствие на воде.

        • 4.1.1.2 Лодка должна управляться на веслах и под парусом, удерживаться против ветра и волн с помощью плавучего якоря.

        • 4.1.1.3 Минимальный угол хода лодки к ветру под парусом должен быть не более 60°.

        • 4.1.1.4 Конструкция лодки должна обеспечивать возможность приведения ее в рабочее состояние одним человеком.

        • 4.1.1.5 Время наполнения лодки от баллона системы наполнения лодки газом (далее — система газонаполнения лодки) до рабочего давления и принятия своей расчетной формы и размеров не должно превышать 1 мин при температуре окружающей среды от плюс 18 °C до плюс 20 °C и не должно превышать 3 мин при температуре окружающей среды минус 30 °C.

        • 4.1.1.6 Конструкция парусного вооружения должна позволять пользователю ставить и убирать парус(а), не вставая на ноги.

      • 4.1.2 Конструктивные требования

        • 4.1.2.1 Общая масса лодки с такелажем и снаряжением не должна превышать 40 кг.

        • 4.1.2.2 Все надувные камеры и силовые элементы из ткани должны быть защищены так, чтобы нетканевые детали не вызывали их протирания или износа как при уложенном, так и при наполненном состоянии лодки.

        • 4.1.2.3 На бортах лодки должны быть полоски световозвращающего материала размером 5 х зо см, установленные по наружной стороне борта на расстоянии не более 80 см друг от друга, видимые как с надводного судна, так и с воздушного судна.

        • 4.1.2.4 Конструкция чехла лодки должна предусматривать узлы крепления парашютной системы для ее десантирования с воздушного судна, а также (по требованию заказчика) крепления контейнера с дополнительным оборудованием (подвесным мотором, бензином и другим имуществом). В случае комплектации лодки подвесным мотором, конструкция лодки должна предусматривать крепление мотора, топливного бака и дельных вещей.

Лодка, упакованная в чехле, должна обладать плавучестью на поверхности воды не менее 30 мин.

  • 4.1.2.5 Вместимость

Номинальную вместимость лодки следует определять одним из нижеприведенных способов из расчета, не менее:

  • - 0,375 м2 днища кокпита (с учетом площади передней банки) на человека;

  • - 0,12 м3 на человека — объем главных камер плавучести (бортов, без учета кормовой банки) в надутом до минимального рабочего давления состоянии.

Принимают меньшее значение вычисленного количества человек.

Перегрузочную вместимость лодки следует определять из расчета, не менее:

  • - 0,22 м2 на человека, с учетом площади передней банки и кормовой банки, на которой сидят рулевые;

  • - 0,12 м3 на человека — объем всех камер плавучести (включая днище, переднюю и кормовую банки) в надутом до минимального рабочего давления состоянии.

Принимают меньшее значение вычисленного количества человек.

  • 4.1.2.6 Плавучесть

При расчете плавучести массу одного человека со снаряжением принимают равной 100 кг.

Главная камера плавучести (борт) должна быть разделена не менее чем на три отдельных отсека, заполняемых каждый через свой собственный обратный клапан (клапан поддува). Камеры плавучести должны быть расположены так, чтобы при повреждении одного любого отсека или если какой-либо отсек не будет надут, неповрежденные отсеки могли поддерживать лодку на плаву с положительным надводным бортом по всему периметру при перегрузочной нагрузке лодки.

Лодка, загруженная до номинальной вместимости, должна иметь высоту борта над водой не менее 305 мм при всех наполненных камерах борта до минимального рабочего давления.

Лодка, загруженная до перегрузочной вместимости, при наполненных до минимального рабочего давления неповрежденных отсеках борта, днища и передней банки (кормовая банка входит в конструкцию борта), но ненаполненном до минимального рабочего давления одним из отсеков плавучести борта (при открытом клапане стравливания), должна иметь высоту борта над водой не менее 152,5 мм.

  • 4.1.2.7 Остойчивость

Конструкция лодки должна обеспечивать ее остойчивость с убранными парусами и ориентацию лодки носом против ветра и волны при выпущенном плавучем якоре.

Остойчивость лодки в опрокинутом положении должна быть такой, чтобы ее мог перевернуть в прямое положение один человек при любых погодных условиях.

Оценку остойчивости лодки под парусом проводят при условии номинальной загрузки, расположении центра тяжести в диаметральной плоскости. Парус на курсе галфвинд должен быть поставлен перпендикулярно к направлению ветра.

При таких условиях вычисляют значения:

  • - предельной (опрокидывающей) силы ветра для паруса Wnp;

  • - максимально допустимой (эксплуатационной) силы ветра VVmax, по достижении которого экипаж ложится в дрейф на плавучем якоре или ставит штормовой парус, площадь которого в два раза меньше основного паруса.

Аэродинамическую нагрузку на парус X, Н, вычисляют по формуле

W2

х = схР—S, 0)

где сх = 1,2 — коэффициент аэродинамического сопротивления паруса;

р — плотность воздуха, кг/м3;

И/ — скорость ветра, м/с;

  • S — площадь паруса, м2.

Опрокидывающий момент Мх, Н • м, вычисляют по формуле

Мх = Xhx,

где hx— высота центра парусности (ЦП) над центром вращения лодки при опрокидывании.

Восстанавливающий момент Мд, Н • м, вычисляют по формуле

Мд = G Ьд ,

где G — общий вес снаряженной лодки при номинальной загрузке, Н;

Ьд — расстояние от линии действия общего веса до центра вращения лодки при опрокидывании, м.

Предельную (опрокидывающую) силу ветра Wnp, м/с, вычисляют по формуле

%Р =

у схР^х

Максимально допустимую (эксплуатационную) силу ветра Wmax, м/с, вычисляют по формуле

Остойчивость лодки при номинальной загрузке должна быть такой, чтобы ее можно было буксировать со скоростью до 6 км/ч с учетом навигационных и гидрометеорологических факторов (с учетом параметров ветра, волн, ледовой обстановки, видимости и т. д.).

  • 4.1.2.8 Наполнение газом

Система газонаполнения лодки должна быть устроена так, чтобы разрушение одной надувной камеры, или отсека, или газопровода не приводило к потере газа из других камер или отсеков.

Лодку необходимо наполнять нетоксичным газом.

Для поддержания в отсеках борта рабочего давления и для наполнения днища, носовой и кормовой банок должна быть предусмотрена подкачка их насосом или мехом.

Система газонаполнения лодки должна приводиться в действие вручную или автоматически только после раскрытия упаковочного чехла путем вытягивания фалиня. Фалинь должен быть изготовлен из материала с положительной плавучестью.

Возможность несанкционированного срабатывания системы газонаполнения лодки должна быть исключена.

Каждый отсек лодки должен выдерживать давление, в три раза превышающее рабочее, и должен быть защищен от давления, в два раза превышающего рабочее, предохранительными клапанами или ограничением количества подаваемого газа.

Днище лодки должно быть надувным, обеспечивающим жесткость лодки и изоляцию от холода.

Клапаны (комплект клапанов) должны быть сделаны из коррозионно-стойких материалов, не способных повредить материал лодки.

Требования к системе воздушных клапанов лодки:

  • - клапаны должны быть всегда доступны независимо от того, находится ли лодка на воде или на суше;

  • - клапаны не должны причинять неудобства людям;

  • - клапаны не должны мешать управлению лодкой;

  • - клапаны не должны мешать при погрузке и разгрузке лодки;

  • - клапаны не должны находиться на пути подвижных деталей конструкции лодки и препятствовать свободному передвижению людей и груза;

  • - на каждый клапан должен быть надет колпачок, способный защитить клапан и закрепленный так, чтобы не быть случайно утерянным;

  • - конструкция клапанов должна предусматривать возможность их использования по назначению при обледенении в условиях низких температур;

  • - конструкция и расположение клапанов должны позволять поддув отсеков лодки ртом в случае утери насоса (меха).

Стравливание воздуха осуществляют вручную посредством воздушного клапана или отдельного устройства, сделанного из коррозионно-стойкого материала, который не способен повредить материал лодки.

Стравливание воздуха из одной камеры не должно допускать стравливания газа из любой другой камеры.

  • 4.1.2.9 Оснащение лодки

Материалы и конструкции крепления оснастки должны быть совместимы с корпусом. Любая прикрепленная к корпусу деталь оснастки, испытывающая нагрузку, не должна приводить к повреждению и разгерметизации корпуса.

На лодке должен быть предусмотрен как минимум один трап для безопасного входа на пустую лодку из воды без посторонней помощи. Петли ручек и трапа, используемых для посадки, должны выдерживать тянущее усилие, равное 2226 Н (227 кгс).

Нижняя ступенька трапа должна находиться не менее чем на 0,4 м ниже ватерлинии порожней лодки.

Швартовый фал длиной не менее 6,1 м должен быть присоединен одним концом к носу лодки, на другом конце фала должен быть закреплен карабин. Цвет швартового фала — белый. Швартовый фал должен быть уложен во внутренний карман чехла лодки, а его карабин зацеплен за клапан чехла в обозначенном месте.

По внешнему периметру лодки должен быть закреплен спасательный леер из материала контрастного цвета с бортом лодки диаметром не менее 9,5 мм или шириной не менее 19 мм, закрепленный с провесами между точками крепления леера к борту. Расстояние между точками крепления должно быть не более 500 мм.

С внутренней стороны борта лодки должен быть страховочный леер диаметром не менее 9,5 мм или шириной не менее 19 мм и закрепленный с провесами между точками крепления.

На корме лодки должны быть предусмотрены два страховочных фала с карабинами, предназначенные для закрепления на рулевом на случай его падения за борт во время шторма.

На носу лодки должен быть закреплен плавучий якорь, обеспечивающий удержание лодки носом против ветра и снижение дрейфа до 3,7 км/ч при скорости ветра до 14 м/с. Длина якорного линя должна быть не менее 6,1 м.

Фалы, леера и якорный линь должны иметь диаметр не менее 9,5 мм или ширину не менее 19 мм, прочность на разрыв не менее 4413 Н (450 кгс).

Снаряжение лодки должно включать в себя следующее:

  • - баллон газонаполнения со сжатым нетоксичным газом;

  • - ручной насос или мех;

  • - парус (комплект парусов), уложенный в водонепроницаемый чехол;

  • - одно плавучее спасательное кольцо, прикрепленное к спасательному плавучему линю длиной не менее 15 м;

  • - один нетонущий черпак;

  • - две губки;

  • - не менее двух нетонущих весел;

  • - не менее двух водонепроницаемых мешков для вещей потерпевших;

  • - карманы для технической и медицинской аптечек, средств связи и сигнализации, сигналов бедствия в соответствии с [1], несъемно закрепленные на борту лодки в легкодоступных местах;

  • - тент из металлизированной пленки из пластика, закрепляемый по бортам и на части мачты в виде палатки для укрытия в непогоду (рекомендательно).

Примечание — Аптечки, а также носимые аварийные запасы в комплектацию лодки не входят, их комплектуют и устанавливают отдельно.

На топе мачты и на носу лодки должны быть предусмотрены крепление кругового огня и антенны радиостанции.

Дополнительные буксировочные узлы на лодке не предусматриваются.

В случае обнаружения лодки с людьми, терпящими бедствие, надводным судном, которое не может принять потерпевших на свой борт, допускается ее буксировка на мягкой сцепке с креплением двух буксировочных канатов за передние участки спасательного леера с обоих бортов на скорости не выше 6 км/ч.

Контейнер (сумка) со снаряжением должен крепиться так, чтобы он не мешал системе газонаполнения и был легкодоступен после приведения лодки в рабочее состояние. Каждое средство крепления контейнера с принадлежностями должно выдерживать тянущее усилие не менее 1128 Н (115 кгс).

Упаковочный чехол (сумка для переноски) лодки должен быть в форме конверта и иметь систему закрытия аналогично ранцу парашюта (на легко выдергиваемые шпильки), которая обеспечивает раскрытие упаковочного чехла и наполнение лодки газом и не должна приводить к непроизвольному открытию чехла и срабатыванию системы газонаполнения.

Упаковочный чехол лодки должен обеспечивать ее защиту от истирания, должен быть оснащен легко различимыми ручками, обеспечивающими переноску лодки одним человеком. Каждая ручка должна быть удобна для захвата, а ее прочность должна минимум в четыре раза превышать суммарную массу лодки в сборе.

  • 4.1.2.10 Уключины, весла, мачта и такелаж

На лодке должны быть установлены три уключины, одна из которых для рулевого весла. Уключины должны иметь устройства предотвращения потери весла.

Весла, уключины и такелаж не должны повреждать ткань лодки. Внешние поверхности предметов снабжения должны быть гладкими и лишенными острых граней, чтобы избежать повреждений лодки в уложенном состоянии. Весла должны иметь положительную плавучесть, а также возможность размещения сигнальных ракет со стороны рукоятки.

Для весел должны быть предусмотрены крепления на бортах лодки в том случае, когда их не используют.

Свободное движение весел должно быть под углом не менее 60° вперед и не менее 60° назад.

Весла и мачта должны собираться легко и надежно. Каждое звено весла и мачты должно быть непотопляемым. Длина каждого звена не должна превышать длины чехла лодки в уложенном состоянии лодки.

Звено мачты, находящееся в шахте киля, при боковой нагрузке 686,5 Н (70 кгс) на каждый квадратный метр паруса не должно деформироваться.

Шкоты, фалы и ванты должны быть диаметром не менее 8 мм, прочностью не менее 4413 Н (450 кгс).

По требованию заказчика кормовую банку заменяют жестким транцем для установки мотора.

  • 4.1.3 Требования надежности

    • 4.1.3.1 Срок службы — не менее 10 лет, включая 7 лет эксплуатации.

    • 4.1.3.2 Срок сохраняемости — не менее 3 лет.

    • 4.1.3.3 Время непрерывной работы на плаву в морских условиях — не менее 30 суток.

  • 4.1.4 Требования стойкости к внешним воздействиям и живучести

    • 4.1.4.1 Лодка должна сохранять свои рабочие свойства во время ее использования при любых погодных условиях на плаву в течение не менее 30 суток.

    • 4.1.4.2 Лодка, упакованная в чехле, не должна повреждаться при сбросе ее с высоты 1,5 м на ровную жесткую поверхность, а также в наполненном состоянии при сбросе ее на водную поверхность с высоты 18 м.

Примечание — Десантирование лодки беспарашютным способом с применением стабилизирующего устройства или с применением парашютных систем должно обеспечивать скорость приводнения, не допускающую повреждения лодки.

  • 4.1.4.3 Лодка в период ее эксплуатации должна:

  • - не терять своих эксплуатационных качеств на хранении при температуре воздуха от минус 30 °C до плюс 65 °C;

  • - работать при температуре воды от минус 4 °C до плюс 35 °C;

  • - сохранять работоспособность в течение всего времени полета при изменении барометрического давления от 5,5 кПа до 102 кПа и изменении температуры окружающего воздуха от минус 60 °C до плюс 60 °C;

  • - управляться под парусом при силе ветра до 18 м/с с порывами до 25 м/с;

  • - сохранять остойчивость и обеспечивать ориентацию носом против ветра и волны с убранными парусами и выпущенным плавучим якорем.

  • 4.1.5 Требования эргономики

    • 4.1.5.1 Ширина кокпита лодки, как минимум, должна позволять людям, находящимся на борту, отдыхать в положении полулежа (полусидя) с упором спиной о борт лодки.

    • 4.1.5.2 Усилие выдергивания замыкающего приспособления чехла лодки и приведения в действие баллона газонаполнения не должно превышать 156,9 Н (16 кгс).

    • 4.1.5.3 Номинальная вместимость лодки должна быть не менее шести человек.

  • 4.1.6 Транспортирование

    • 4.1.6.1 На упаковочном чехле лодки на клапанах должны быть пришиты минимум две ручки для переноски лодки в руках, а на спинке чехла — плечевые лямки для переноски лодки на спине человека.

    • 4.1.6.2 Заводом-изготовителем на нижней части чехла могут быть предусмотрены петли для поясного ремня, уменьшающего нагрузку на позвоночник человека от веса лодки.

    • 4.1.6.3 Перед транспортированием заказчику лодка в упаковочном чехле должна быть помещена в контейнер (ящик), обеспечивающий возможность его транспортирования всеми видами транспорта при температуре окружающего воздуха от минус 60 °C до плюс 60 °C и защищать от воздействия атмосферных осадков.

  • 4.2 Требования к сырью, материалам, покупным изделиям

    • 4.2.1 Качество использованных материалов и их пригодность для применения в лодках должна быть подтверждена опытом эксплуатации и/или испытаниями.

    • 4.2.2 Применяемые для изготовления лодок материалы должны соответствовать следующим требованиям:

  • - быть стойкими к гниению, коррозии и выдерживать длительное воздействие морской воды, нефти и грибков;

  • - быть пригодными к эксплуатации при длительном воздействии солнечных лучей;

  • - иметь хорошо различимый цвет (ярко-красный, насыщенный оранжевый или желтый);

  • - в условиях обледенения не терять эластичность, не становиться хрупкими и не промерзать;

  • - не царапаться о лед при плавании в ледовых условиях.

  • 4.2.3 Неметаллические материалы

Готовое изделие должно быть чистым и не должно иметь никаких дефектов, которые могут отрицательно повлиять на его функционирование.

  • 4.2.4 Металлические материалы

Все металлические детали должны быть стойкими к коррозии или защищены от коррозии.

  • 4.2.5 Покупные изделия должны быть коррозионно-стойкие, не вступать в реакцию с материалом лодки и не повреждать ее.

  • 4.3 Комплектность

    • 4.3.1 Завод-изготовитель должен включить в комплект поставки партии лодок ремонтную аптечку, запасные части и инструмент, а также эксплуатационную документацию.

    • 4.3.2 В комплект поставки лодки должны быть включены:

  • - лодка;

  • - баллон газонаполнения (в комплекте с деталями системы газонаполнения);

  • - ручной насос или мех;

  • - весла;

  • - парус (комплект парусов) со шкотами;

  • - мачта с такелажем;

  • - плавучий якорь;

  • - эксплуатационная документация (как минимум, руководство по эксплуатации лодки, формуляр);

  • - одно плавучее спасательное кольцо, прикрепленное к спасательному плавучему линю длиной не менее 15 м;

  • - один нетонущий черпак;

  • - две губки;

  • - не менее двух водонепроницаемых мешков для вещей потерпевших;

  • - контейнер (сумка, чехол) для снаряжения лодки;

  • - упаковочный чехол лодки с замыкающим приспособлением;

  • - ремонтный комплект.

Примечание — Состав ремонтного комплекта — согласно техническим условиям на конкретное изделие.

  • 4.4 Маркировка

    • 4.4.1 Маркировка лодки должна быть расположена в месте, подверженном минимальному истиранию, где она может быть легко видна. Маркировка должна быть четкой, несмываемой и нестираемой.

    • 4.4.2 Маркировка лодки должна содержать следующую информацию:

  • - наименование и условное обозначение лодки;

  • - шифр и серийный заводской номер;

  • - дату изготовления;

  • - данные о вместимости номинальной и перегрузочной, грузоподъемности;

  • - предельно допустимый ветер для хода под парусом (парусами);

  • - данные об изготовителе и его товарный знак.

  • 4.4.3 Баллон газонаполнения должен иметь маркировку, соответствующую установленным для него требованиям, и должен быть окрашен в цвет используемого газа.

  • 4.5 Надписи

    • 4.5.1 Надписи, наносимые на лодку, должны быть выполнены в соответствии с ГОСТ Р 52638.

    • 4.5.2 Надписи наносят трафаретным способом водостойкой краской контрастного цвета, безвредной для ткани, которые указывают расположение и способы использования систем наполнения, оборудования лодки, средств посадки и средств восстановления положения лодки.

    • 4.5.3 На парусе(ах) лодки должны быть нанесены правила постановки и снятия паруса, схемы установки при движении с попутными и боковыми ветрами, минимальный угол хода к ветру и предельно допустимый ветер для каждого паруса, схемы вязания шкотового и шлюпочного узлов. Буквы, использованные в таких надписях, должны быть высотой не менее 15 мм.

    • 4.5.4 Буквы и знаки, использованные в надписях на чехле лодки в местах расположения карабина швартовочного линя, пускового шнура системы газонаполнения, карманах медицинской и технической аптечек, на борту лодки в месте крепления штормтрапа, должны быть высотой не менее 50 мм, за исключением вспомогательных надписей, которые могут быть выполнены буквами меньшего размера. При выборе места для надписей должна быть учтена возможность входа людей из воды или переворачивания лодки в прямое положение на воде.

На днище лодки с каждой стороны от киля должны быть рисунки, объясняющие, как перевернуть лодку в прямое положение.

  • 4.6 Упаковка

Упаковочный чехол лодки должен обеспечивать удобство переноски одним и/или двумя людьми, удобство крепления на борту воздушного судна, обеспечивать сохраняемость лодки при транспортировании и в условиях хранения.

  • 5 Указания по эксплуатации

    • 5.1 Эксплуатацию баллона газонаполнения осуществляют в соответствии с технической документацией завода-изготовителя баллона.

    • 5.2 Эксплуатацию лодки осуществляют в соответствии с руководством по эксплуатации разработчика и/или завода-изготовителя лодки.

    • 5.3 При эксплуатации лодки все данные о выполняемых регламентных работах, сведения о выдаче лодки на борт воздушного судна, применении лодки как спасательного или тренировочного средства заносят в формуляр лодки.

  • 6 Гарантии изготовителя

    • 6.1 Завод-изготовитель должен установить общий и гарантийный срок службы (эксплуатации и хранения) лодки; гарантийный срок хранения и транспортирования с момента изготовления до начала эксплуатации; периодичность технического освидетельствования и объем регламентных работ; порядок продления срока службы.

Примечания

  • 1 Срок эксплуатации исчисляется с момента установки лодки на воздушном судне.

  • 2 Увеличение срока хранения соответственно уменьшает срок эксплуатации.

  • 6.2 Ресурсы, срок службы и хранения лодки указывает завод-изготовитель в формуляре лодки.

Указанные сроки действительны при соблюдении правил транспортирования, хранения и эксплуатации лодки в соответствии с технической документацией завода-изготовителя.

  • 6.3 Завод-изготовитель в руководстве по эксплуатации устанавливает порядок приведения лодки в рабочее состояние, периодичность и объем регламентных и ремонтных работ, перечень признаков предельного состояния лодки, при которых эксплуатация лодки не допускается.

Продление срока эксплуатации лодки по фактическому состоянию (свыше гарантийного) принимает эксплуатант.

  • 6.4 Срок службы баллона газонаполнения, установленный заводом-изготовителем баллона, должен быть не менее срока службы лодки. При этом он должен проходить испытания на давление и перезарядку в установленные заводом-изготовителем сроки.

  • 7 Требования к эксплуатационной документации

Эксплуатационная документация по номенклатуре, форме и содержанию должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 2.601 и ГОСТ Р 2.610.

Библиография

[1] Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72) (с изменениями на 29 ноября 2001 г.)

УДК 627.77.001.33:006.354

ОКС 03.220.50


Ключевые слова: лодка спасательная авиационная, надувная лодка, вместимость, остойчивость, система газонаполнения, конструктивные требования, комплектация

Редактор Н.В. Таланова Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор Р.А. Ментова Компьютерная верстка И.А. Налейкиной

Сдано в набор 30.03.2022. Подписано в печать 31.03.2022. Формат 60х841/8. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 1,40. Уч.-изд. л. 1,26.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении в ФГБУ «РСТ» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.