allgosts.ru03.220 Транспорт03 УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ

ГОСТ Р 56490-2015 Воздушный транспорт. Система управления безопасностью вертолетной деятельности. Менеджмент риска. Типовое руководство системы управления безопасностью услуг аэропортовой деятельности. Основные положения

Обозначение:
ГОСТ Р 56490-2015
Наименование:
Воздушный транспорт. Система управления безопасностью вертолетной деятельности. Менеджмент риска. Типовое руководство системы управления безопасностью услуг аэропортовой деятельности. Основные положения
Статус:
Действует
Дата введения:
03.01.2016
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.220.50

Текст ГОСТ Р 56490-2015 Воздушный транспорт. Система управления безопасностью вертолетной деятельности. Менеджмент риска. Типовое руководство системы управления безопасностью услуг аэропортовой деятельности. Основные положения

ГОСТ Р 56490-2015

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воздушный транспорт

Система управления безопасностью вертолетной деятельности

Менеджмент риска

ТИПОВОЕ РУКОВОДСТВО СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ УСЛУГ АЭРОПОРТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные положения

Air transport. Safety management system of helicopter activity. Risk management. The standard guide on safety management system for services of airport activity. Main provisions

ОКС 03.220.50

Дата введения 2016-03-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Авиатехприемка" (ОАО "Авиатехприемка")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 июня 2015 г. N 765-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Аэропортовая деятельность по аэродромному обеспечению полетов включает в себя:

- эксплуатационное содержание и текущий ремонт аэродромных покрытий, водоотводных и дренажных систем, грунтовой части летного поля, внутриаэропортовых дорог и привокзальной площади;

- разработку изменений к схемам руления воздушных судов на перроне и местах стоянок; обеспечение информацией об ограничениях, действующих на аэродроме; внесение изменений в документы аэронавигационной информации;

- согласование и контроль за строительством объектов на аэродроме и приаэродромной территории;

- подготовку документации по вводу вертолетных площадок в эксплуатацию в зоне ответственности аэропорта и осуществление контроля за их техническим состоянием;

- обеспечение работ по ликвидации последствий авиационных происшествий имеющимися в наличии средствами и техникой в составе аварийно-спасательной команды аэропорта;

- орнитологическое обеспечение;

- обеспечение контроля за работой сторонних подрядных организаций на аэродроме;

- обеспечение спецмашинами и средствами механизации работ по эксплуатационному содержанию аэродрома и восстановительному ремонту искусственных покрытий;

- обеспечение спецмашинами перевозок в пределах аэропорта работников, хозяйственных и иных грузов;

- обеспечение спецмашинами аварийно-спасательных работ, работ по медицинскому обеспечению полетов, расследованию авиационных и транспортных происшествий;

- организацию технической эксплуатации и ремонта спецтранспорта согласно требованиям инструкций предприятий-изготовителей;

- обеспечение подготовки и аттестации водителей и руководителей подъезда (отъезда) к воздушному судну по соблюдению правил движения спецмашин на перроне с выдачей допуска;

- эксплуатацию грузоподъемных машин и механизмов;

- техническое обслуживание и ремонт спецмашин, средств механизации, технологического оборудования;

- обеспечение спецмашинами работ по проведению технического обслуживания воздушных судов;

- обеспечение спецмашинами работ по заправке авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (далее - авиаГСМ) воздушных судов, сливу авиаГСМ из баков воздушных судов;

- встречу и сопровождение воздушных судов.

Оператор аэропортового комплекса разрабатывает и ведет документацию по системе управления безопасностью, основой которой является Руководство по системе управления безопасностью.

Для целей настоящего стандарта под аэропортовым комплексом понимают аэродром - участок земли или акваторию с расположенными на нем (ней) зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Также термин "аэродром" применяется и в отношении вертодрома или посадочной площадки, пригодных для безопасной посадки воздушного судна соответствующего типа.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на типовые руководства системы управления безопасностью услуг аэропортовой деятельности, предназначен для эксплуатантов вертолетной техники, внедряющих систему управления безопасностью (СУБ) деятельности поставщика обслуживания - авиакомпании (далее - авиакомпания) в соответствии с требованиями ИКАО [1], и устанавливает к ней необходимые требования.

Руководство системы управления безопасностью услуг аэропортовой деятельности (далее - Руководство) авиакомпании подлежит обязательной регламентации в соответствии с видами вертолетной деятельности, которые эта авиакомпания ведет.

Настоящий стандарт служит инструктивным материалом для вертолетных авиакомпаний, разрабатывающих Руководство, определяет его структуру и элементы. Оно может представлять собой отдельное руководство или раздел (главу) Руководства по системе управления безопасностью вертолетной деятельности (СУБ БД) авиакомпании, может быть включено в иные руководства организации (руководства по производству полетов, руководства по техническому обслуживанию, руководства по аэропортовому обеспечению и т.д.) или иные документы организации, что определяется масштабом и сложностью процессов деятельности авиакомпании. Структура Руководства должна соответствовать требованиям контролирующего деятельность авиакомпании государственного органа.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ ISO 9001 Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ Р 14.08 Экологический менеджмент. Порядок установления аспектов окружающей среды в стандартах на продукцию (ИСО/МЭК 64)

ГОСТ Р 51898 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 14.08, ГОСТ Р 51898, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 поставщики обслуживания или поставщики продукции и обслуживания: Утвержденные организации (3.8) по подготовке авиационных кадров, подверженные факторам риска для безопасности авиационной деятельности в процессе предоставления ими соответствующих услуг, эксплуатанты воздушных судов, утвержденные организации по техническому обслуживанию, организации, ответственные за конструкцию типа и/или изготовление воздушных судов, поставщики организации воздушного движения и сертифицированные аэродромы.

3.2 система: Совокупность различных взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, в которых реализуются процессы деятельности, направленные на достижение заданных целей.

3.3 регулирование безопасности: Применение норм и правил воздействия на процесс функционирования авиационной транспортной системы в целях обеспечения приемлемого уровня безопасности авиационной деятельности.

3.4 безопасность: Состояние системы, при котором риск снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления угроз, контроля факторов риска и управления состоянием.

3.5 показатели безопасности: Критерии оценки уровня безопасности системы с помощью некоторых величин и их значений.

3.6 риск: Мера количества опасности, измеряемая в форме экспертного значения сочетания двух величин - нормированной частоты или меры возможности случайного появления опасных событий и возможного ущерба от них.

3.7 приемлемость риска: Степень готовности общества к принятию данного риска.

3.8 организация: Холдинговая компания (интегрированная структура), организация (предприятие) поставщиков обслуживания.

4 Общие положения

Особенности разработки руководств по СУБ ВД холдинга ОАО "Вертолеты России" и организаций, входящих в холдинг, обусловлены сложностью организационных структур организаций, в состав которых входят почти все представители поставщиков обслуживания, в том числе разработчики и изготовители вертолетной техники, вертодромы (вертолетные площадки), подразделения управления полетами.

Создавать отдельную СУБ ВД для каждого поставщика обслуживания в одной организации нецелесообразно и неэффективно с точки зрения затрат ресурсов и сложности управления, поэтому СУБ ВД вертодрома должна быть частью (подсистемой) общей СУБ ВД организации.

Далее в настоящем стандарте рассмотрена подсистема СУБ вертодрома (вертолетной площадки).

5 Документация системы управления безопасностью

5.1 Иерархия документации системы управления безопасностью оператора аэропортового комплекса

В таблице 1 приведена типичная иерархия документации СУБ оператора аэропортового комплекса (АК). Порядок разработки этой иерархии в отдельной организации зависит от структуры организации, но, как правило, начинается с определения политики и целей организации в области СУБ.

Таблица 1 - Иерархия документации СУБ

Документ СУБ

Краткое содержание

Руководство по СУБ (уровень A)

Описывает СУБ оператора АК в соответствии с установленной политикой в области обеспечения безопасности авиационной деятельности и применяемыми стандартами

Документированные процедуры (уровень B)

Описывают необходимую для внедрения элементов СУБ деятельность отдельных функциональных подразделений, в том числе радиотехнической службы, службы управления воздушным движением, аэродромно-технической службы и др.

Другие документы СУБ оператора АК (положения, инструкции, бланки, отчеты и др.) (уровень C)

Подробные рабочие документы

5.2 Документированные процедуры системы управления безопасностью оператора аэропортового комплекса

5.2.1 Документированные процедуры СУБ оператора АК должны составлять основную документацию, используемую при общем планировании и управлении деятельностью по обеспечению безопасности.

Документированные процедуры должны описывать (с той степенью подробности, которая необходима для адекватного управления соответствующей деятельностью) ответственность, полномочия и взаимоотношения персонала, который руководит, выполняет, проверяет или анализирует работу, влияющую на безопасность: указывать, как следует выполнять различные виды работ, использовать документацию и осуществлять контроль.

Степень подробности зависит от следующих факторов:

- масштабы АК, число организаций (юридических лиц), осуществляющих аэропортовую деятельность;

- доступность производственного персонала к документации, к неверным процедурам или технологиям или извещениям автора документации;

- установленные процедуры организации, которые в случае обнаружения содержащихся в используемой производственным персоналом документации по аэропортовой деятельности неточных, неполных или неверных процедур или технологий, сведений или указаний обеспечат регистрацию таких данных и извещение автора документации.

5.2.2 Каждая документированная процедура должна распространяться на логически отделяемую часть системы, такую как завершенный элемент системы или его часть, либо последовательность взаимосвязанных действий, относящихся к нескольким элементам СУБ.

5.2.3 Число документированных процедур, объем каждой из них и характер их оформления и представления должны быть установлены с использованием настоящего стандарта. Каждая процедура обычно отражает сложность используемых средств, организации и характера деятельности.

5.3 Руководство системы управления безопасностью

5.3.1 Руководство должно состоять из документированных процедур системы, предназначенных для общего планирования и управления деятельностью в рамках данной организации, или оно должно ссылаться на такие процедуры. Руководство должно охватывать все применяемые элементы стандарта системы менеджмента качества организации (см. ГОСТ ISO 9001).

В Руководстве должны быть описаны с соответствующими подробностями те же аспекты управления, что и в 5.2. В некоторых случаях соответствующие документированные процедуры системы и некоторые разделы Руководства могут быть идентичными. Однако необходима некоторая адаптация, с тем чтобы гарантировать, что выбраны только надлежащие документированные процедуры (или их части) для конкретных целей разрабатываемого Руководства.

Содержание Руководства оператора аэропортового комплекса (АК) подробно рассмотрено в разделе 8.

5.3.2 Цели Руководства по системе управления безопасностью

Руководство оператора АК разрабатывается в следующих целях (но не ограничиваясь ими):

- изложение политики, процедур и требований в области обеспечения безопасности ВД;

- описание и внедрение эффективной СУБ ВД;

- обеспечение более совершенного управления установившейся практикой и облегчение деятельности по обеспечению безопасности ВД;

- обеспечение документированной основы для проведения проверок функционирования СУБ;

- подготовка персонала, занятого разработкой СУБ и методов оценки ее соответствия требованиям государства;

- представление документации СУБ для внешних целей, таких как демонстрация соответствия требованиям международных стандартов;

- распределение функций между структурными подразделениями оператора АК и структурными подразделениями организации ОАО "Вертолеты России"; процедуры реализации функций СУБ совместно с процедурами системы менеджмента качества организации, обеспечивающие необходимое взаимодействие подразделений, персонала, контроль выполнения заданий и документальное оформление результатов выполнения работ в сфере деятельности.

5.3.3 Структура и форма

Несмотря на то что структура или форма Руководства не установлены, оно должно точно, с необходимой полнотой и в сжатом виде излагать политику, цели и основные документированные процедуры организации. Одним из методов, обеспечивающих адекватную адресацию и расположение рассматриваемого вопроса, является привязка разделов Руководства к элементам СУБ. В равной степени приемлемыми являются и другие подходы, например структурирование Руководства, с тем чтобы оно отражало характер организации.

5.3.4 Многообразие руководств по системе управления безопасностью

Руководство может быть:

- прямой компиляцией документированных процедур СУБ;

- группированием или подразделением документированных процедур СУБ;

- серией документированных процедур для конкретных возможностей или применений;

- сборником, состоящим более чем из одного документа или уровня документации;

- документом, представляющим собой общую основу с адаптированными приложениями;

- отдельным документом.

5.3.5 Конкретные случаи применения Руководства по системе управления безопасностью

Когда оператор АК считает необходимым разграничить содержание или использование Руководства, очень важно, чтобы руководства, описывающие одну и ту же систему, не противоречили друг другу.

В любом Руководстве должны быть определены функции администрации, документально описаны составные части системы и процедуры или даны на них ссылки, а также сжато изложены все применяемые требования, содержащиеся в стандарте на СУБ.

6 Процесс подготовки Руководства по системе управления безопасностью

6.1 Ответственность за подготовку

Когда руководство организации принимает решение документально оформить СУБ в Руководстве, фактический процесс должен начаться с постановки задачи по координации действий. Фактическая работа по написанию должна осуществляться и управляться уполномоченным компетентным органом или другими отдельными функциональными подразделениями.

Использование действующих документов и ссылок может значительно сократить время разработки Руководства, а также помочь выявить недостатки СУБ, которые необходимо определить и исправить.

Ответственное лицо (рабочий орган) должно, если это необходимо:

- установить и перечислить применяемые политику, цели и документированные процедуры СУБ или разработать программы для этого;

- решить, какие элементы СУБ применить;

- получить данные о существующей СУБ и практических подходах с помощью различных способов, таких как анкетирование и интервьюирование;

- запросить и получить документацию или ссылки на нее из дополнительных источников;

- определить структуру и форму предусмотренного Руководства;

- классифицировать существующую документацию согласно выбранным структуре и форме;

- использовать любой другой метод, пригодный в рамках организации для завершения проекта Руководства.

6.2 Использование ссылок

Всюду, где это уместно, а также во избежание увеличения объема Руководства следует включать ссылки на действующие стандарты (стандарты организации) или документы, доступные для пользователя Руководства.

6.3 Точность и полнота

Ответственное лицо (рабочий орган) должно нести ответственность за обеспечение точности и полноты проекта Руководства, а также за целостность и содержание этого документа.

7 Процесс утверждения, издания и управления Руководством по системе управления безопасностью

7.1 Окончательный анализ и утверждение

Перед тем как издать Руководство, ответственные лица обязаны проанализировать его, с тем чтобы обеспечить четкость, точность, пригодность и соответствующую структуру. Предполагаемые пользователи также должны иметь возможность оценить документ и дать замечания по поводу его применимости. Выпуск Руководства должен быть утвержден руководством организации, ответственной за его внедрение. Каждый экземпляр Руководства должен иметь свидетельство о разрешении на выпуск.

7.2 Распространение Руководства

Метод распространения официально принятого Руководства (либо в полном объеме, либо по частям) должен гарантировать всем пользователям соответствующий доступ к Руководству. Правильному распространению и управлению может способствовать, например, присвоение серийных номеров экземплярам для получателей. Администрация организации должна обеспечить индивидуальное ознакомление с содержанием Руководства, подходящим для конкретного пользователя в рамках организации.

7.3 Внесение изменений

Следует обеспечить метод обоснования, разработки анализа, контроля и внесения изменений в Руководство. При внесении изменений следует применять те же анализ и процесс утверждения, что и при разработке основного Руководства.

7.4 Издание и управление изменениями

Издание документа и управление изменениями важны для гарантии того, что содержание Руководства должным образом санкционировано. Официально одобренное содержание должно легко идентифицироваться. Можно предусмотреть различные методы для облегчения физического процесса проведения изменений. Чтобы гарантировать актуальность Руководства, необходимо иметь метод, обеспечивающий получение всех изменений каждым держателем Руководства и внесение этих изменений в каждое Руководство. Могут быть использованы оглавление, отдельная страница с указанием статуса пересмотра или другие подходящие средства с целью убедить пользователей в том, что они получили официально одобренное Руководство.

7.5 Непроконтролированные экземпляры

Все экземпляры Руководства, распространяемые для выработки предложений, использования вне организации и в других случаях, когда контроль за изменениями не предусмотрен, должны быть идентифицированы как непроконтролированные.

Примечание - Если не предусмотреть такой процесс, то станет возможным непреднамеренное использование устаревших документов.

8 Содержание Руководства системы управления безопасностью

8.1 Структура Руководства

8.1.1 Руководство должно иметь следующую структуру:

- заголовок раздела;

- цель;

- критерии;

- справочные документы для перекрестных ссылок.

8.1.2 Под каждым нумерованным заголовком раздела должно быть приведено описание цели данного раздела, затем указываются критерии и справочные документы.

Под целью понимается то, чего организация стремится достичь посредством осуществления действий, описанных в разделе. Критерии определяют объем того, что необходимо учесть при написании данного раздела. Справочные документы служат для связи информации с другими руководствами или стандартными эксплуатационными правилами организации, которые содержат детали элементов и процессов.

8.1.3 Руководство должно содержать следующие разделы:

а) контроль документооборота;

б) нормативные требования системы управления безопасностью;

в) сфера деятельности и интеграция системы управления безопасностью;

г) политика в области безопасности вертолетной деятельности;

д) роли и обязанности персонала;

е) представление данных о безопасности вертолетной деятельности;

ж) выявление опасных факторов и оценка факторов риска;

и) мониторинг и измерение эффективности обеспечения безопасности;

к) расследования и корректирующие действия в области обеспечения безопасности;

л) подготовка и обмен информацией в области обеспечения безопасности вертолетной деятельности;

м) постоянное совершенствование и проверка системы управления безопасностью;

н) ведение документации системы управления безопасностью;

п) контролирование осуществления изменений;

р) план действий на случай аварийной обстановки или чрезвычайных обстоятельств.

В 8.2-8.15 приведена примерная информация, которая может быть включена в каждый раздел.

8.2 Контроль документооборота

8.2.1 Цель

Описать, как будет осуществляться обновление (актуализация) Руководств(а) и каким образом организация обеспечит, чтобы все сотрудники, участвующие в обеспечении безопасности, получали самый последний вариант Руководства.

8.2.2 Критерии

а) Документы на бумажных носителях или созданные в контролируемой электронной среде и список для рассылки документов;

б) взаимосвязь между Руководством и другими существующими руководствами, такими как Руководство по контролю технического обслуживания или Руководство по летной эксплуатации;

в) процесс периодического пересмотра Руководства и соответствующих форм и документов для обеспечения их соответствия требованиям, адекватности и эффективности;

г) процесс реализации, согласования и утверждения регламентирующим органом.

8.3 Нормативные требования системы управления безопасностью

8.3.1 Цель

Представить существующие нормативные положения и инструктивный материал по СУБ ВД для справок, ссылок и ознакомления всех участников процесса.

8.3.2 Критерии

а) Разъяснить существующие нормативные положения и стандарты СУБ ВД. Включить сроки их соблюдения и ссылки на консультативные материалы в соответствующих случаях;

б) там, где необходимо, разъяснить значение и последствия применения нормативных положений для организации;

в) при необходимости установить взаимосвязь с другими требованиями и стандартами, связанными с безопасностью ВД.

8.4 Сфера деятельности и интеграция системы управления безопасностью

8.4.1 Цель

Описать направления и объем деятельности и ресурсов организации в авиационной отрасли, к которым применимы положения СУБ.

Также необходимо описание масштаба эксплуатационных процессов и оборудования, необходимых для выполнения программы организации по выявлению опасных факторов и управлению факторами риска.

8.4.2 Критерии

а) Разъяснить характер авиационной деятельности организации и ее положение или роль в авиационной отрасли в целом;

б) определить основные области, отделы, производственные участки и объекты организации, в которых применяется СУБ;

в) определить основные процессы, виды деятельности и оборудование, необходимые для выполнения программы организации по выявлению опасных факторов (HIRM) и управлению факторами риска, в особенности связанные с безопасностью ВД.

Если область действия, процессы и оборудование, относящиеся к программе HIRM, описаны слишком подробно или объем текста слишком велик, этот материал может быть изложен в дополнительном документе в соответствующих случаях;

г) если СУБ будет применяться в группе взаимосвязанных структурных подразделений, организаций или подрядчиков, необходимо определить и документировать такую интеграцию и связанную с этим ответственность в установленном порядке;

д) если у организации имеются другие соответствующие системы контроля и управления, такие как система менеджмента качества, система охраны труда, окружающей среды и безопасности, необходимо определить их взаимосвязь с СУБ.

8.5 Политика в области безопасности вертолетной деятельности

8.5.1 Цель

Описать намерения, принципы управления и обязательства организации в области повышения уровня безопасности полетов в контексте поставщика услуг по техническому обслуживанию и ремонту продукции или обслуживания. Описание политики в области безопасности должно быть таким же кратким, как программное заявление компании.

8.5.2 Критерии

а) Политика в области безопасности полетов должна соответствовать масштабу деятельности и сложности структуры организации;

б) политика в области безопасности содержит изложение намерений, принципов управления и обязательств организации по постоянному совершенствованию безопасности;

в) политика в области безопасности утверждается и визируется ответственным руководителем;

г) политика в области безопасности популяризуется ответственным руководителем и другими представителями администрации организации;

д) политика в области безопасности полетов должна периодически пересматриваться;

е) сотрудники всех уровней участвуют в создании и поддержании СУБ;

ж) политику в области безопасности доводят до сведения всех сотрудников, чтобы ознакомить их с индивидуальными обязательствами по обеспечению безопасности.

8.6 Роли и обязанности персонала

8.6.1 Цель

Описать полномочия, обязанности и ответственность персонала, участвующего в реализации СУБ, в обеспечении безопасности ВД.

8.6.2 Критерии

а) Ответственный руководитель несет ответственность за то, чтобы СУБ была надлежащим образом реализована и функционировала в соответствии с требованиями во всех сферах деятельности организации;

б) назначены в установленном порядке руководитель (служба, отдел),ответственный за безопасность, комитет по вопросам безопасности и оперативные группы (отдельные должностные лица) по вопросам безопасности;

в) определены и документально оформлены полномочия, обязанности и ответственность персонала, участвующего в реализации СУБ, на всех уровнях организации;

г) все сотрудники знают свои полномочия, обязанности и ответственность в отношении любых решений и действий в сфере управления безопасностью;

д) имеется схема иерархии ответственности в сфере СУБ организации.

8.7 Представление данных о безопасности вертолетной деятельности

8.7.1 Цель

8.7.1.1 Система представления данных о безопасности должна включать в себя как реагирующий (донесения об авиационном происшествии или инциденте, производственном инциденте и т.д.), так и проактивный и прогностический (донесения об опасных факторах) компоненты. Необходимо описать соответствующие системы представления данных о безопасности.

8.7.1.2 Необходимо рассмотреть следующие элементы: формат отчета (донесения), конфиденциальность, адресаты, процедуры расследования и оценки, корректирующие/профилактические меры и распространение отчета (донесения).

8.7.2 Критерии

а) Организация имеет процедуру фиксирования внутренних событий, включая авиационные происшествия, инциденты и другие происшествия, входящие в сферу действия СУБ;

б) необходимо различать обязательные донесения (в случае авиационных происшествий, серьезных инцидентов, существенных неисправностей и т.д.), о которых необходимо уведомлять соответствующие организации, на которые возложен государственный контроль в области безопасности авиационной деятельности, и представление информации об обычных незначительных происшествиях, которые не выходят за пределы организации;

в) должна быть разработана система добровольного и конфиденциального представления данных об опасных факторах и происшествиях, предусматривающая защиту данных и личности информатора от раскрытия;

г) процедуры представления данных о безопасности просты, доступны и соответствуют масштабу деятельности организации;

д) представление данных в секторе происшествий с серьезными последствиями и соответствующие рекомендации адресуются руководителям соответствующего уровня и рассматриваются ими;

е) донесения собираются в соответствующей базе данных, чтобы облегчить проведение необходимого анализа.

8.8 Выявление опасных факторов и оценка факторов риска

8.8.1 Цель

8.8.1.1 Описать систему выявления опасных факторов и процесса сопоставления этих данных.

8.8.1.2 Описать процесс распределения опасных факторов и факторов риска по категориям и их дальнейшую приоритизацию по степени значимости в целях подготовки документированной оценки безопасности. Описать, как проводится оценка безопасности и как реализуются планы профилактических мер.

8.8.2 Критерии

а) Выявленные опасные факторы оцениваются, распределяются по степени значимости и обрабатываются для надлежащей оценки факторов риска;

б) существует структурированный процесс оценки факторов риска, включающий в себя оценку степени их серьезности, возможности, а также профилактических средств контроля;

в) основной задачей выявления опасных факторов и оценки факторов риска является обеспечение безопасности;

г) при оценке факторов риска используются рабочие журналы, формы или компьютерные программы, соответствующие сложности структуры и эксплуатационной деятельности организации;

д) оценка безопасности визируется руководителем соответствующего уровня;

е) существует процесс оценки эффективности разработанных корректирующих, профилактических и восстановительных мер;

ж) существует порядок регулярного рассмотрения оценок безопасности и документального оформления их выводов.

8.9 Мониторинг и измерение эффективности обеспечения безопасности

8.9.1 Цель

Описать компонент СУБ, касающийся мониторинга и измерения эффективности обеспечения безопасности, включая показатели эффективности обеспечения безопасности (SPI).

8.9.2 Критерии

а) Формальный процесс разработки и обновления ряда показателей эффективности обеспечения безопасности и соответствующих целевых показателей;

б) установление соответствия между SPI и целями организации по обеспечению безопасности, если применимо, и процесс одобрения;

в) процесс отслеживания эффективности SPI, включая проведение корректирующих действий при возникновении неприемлемых или ненормальных тенденций;

г) любые другие дополнительные критерии или процедуры мониторинга и измерения эффективности СУБ или обеспечения безопасности.

8.10 Расследования и корректирующие действия в области обеспечения безопасности

8.10.1 Цель

Описать, как проводятся расследования и обработка данных об инцидентах и событиях, включая их соответствие системе выявления опасных факторов и управления факторами риска в СУБ организации.

8.10.2 Критерии

а) Процедуры, обеспечивающие внутреннее расследование инцидентов и событий, о которых была представлена информация;

б) распространение в организации и предоставление в соответствии с установленным порядком отчетов о завершенных расследованиях;

в) процедура, обеспечивающая осуществление установленных или рекомендованных корректирующих действий и оценку их результатов и эффективности;

г) порядок дисциплинарного расследования и действий, предпринимаемых по выводам отчетов о расследованиях;

д) четко определенные условия, при которых рассматриваются дисциплинарные меры (например, незаконные действия, безответственная неосторожность, грубая небрежность или умышленное нарушение);

е) процедура, обеспечивающая выявление активных отказов в работе, а также сопутствующих факторов и опасных факторов;

ж) процедура и формат расследования предусматривают обработку результатов выявления содействующих факторов или опасных факторов для дальнейших действий системы организации по выявлению опасных факторов и управлению факторами риска, при необходимости.

8.11 Подготовка и обмен информацией в области обеспечения безопасности вертолетной деятельности

8.11.1 Цель

Описать вид полученной персоналом подготовки в области СУБ, других мер по обеспечению безопасности и процесс обеспечения эффективности этой подготовки. Описать документальное оформление проведения подготовки. Описать процессы и каналы обмена информацией о безопасности внутри организации.

8.11.2 Критерии

а) Учебная программа, потенциальные участники и требования к подготовке документально оформлены;

б) существует процесс аттестации для оценки эффективности подготовки;

в) подготовка включает в себя начальную подготовку, переподготовку и повышение квалификации при необходимости;

г) подготовка в области СУБ организации является частью общей программы обучения в организации;

д) ознакомление с СУБ включено в подготовку сотрудника при найме в организацию или в учебную программу;

е) процессы и каналы обмена информацией о безопасности внутри организации.

8.12 Постоянное совершенствование и проверка системы управления безопасностью

8.12.1 Цель

Описать процесс постоянного пересмотра и совершенствования СУБ.

8.12.2 Критерии

а) Процесс регулярных внутренних проверок и перепроверок СУБ организации с целью обеспечить ее соответствие требованиям, адекватность и эффективность;

б) описать другие программы, содействующие постоянному совершенствованию СУБ организации и эффективности обеспечения безопасности, исследования в области безопасности ВД, системы ИСО.

8.13 Ведение документации системы управления безопасностью

8.13.1 Цель

Описать метод хранения документации, связанной с СУБ.

8.13.2 Критерии

а) Организация имеет систему учета или архивации документации СУБ, которая обеспечивает сохранение всех документов, созданных в связи с реализацией и функционированием СУБ;

б) документы, подлежащие хранению, включают в себя отчеты об опасных факторах и об оценке факторов риска, протоколы заседаний оперативной группы по вопросам безопасности, таблицы показателей эффективности обеспечения безопасности, отчеты о проверках СУБ и документы о подготовке персонала в области СУБ;

в) документы должны быть отслеживаемыми для всех элементов СУБ и доступными для повседневного управления СУБ, а также для целей внутренних и внешних проверок.

8.14 Контролирование осуществления изменений

8.14.1 Цель

Описать процессы управления изменениями, которые могут влиять на факторы риска для безопасности, и интеграцию этих процессов в СУБ.

8.14.2 Критерии

а) Процедуры, обеспечивающие, что при проведении существенных организационных изменений или изменений в эксплуатационной деятельности будет учтено любое возможное влияние на существующие факторы риска для безопасности;

б) процедуры, обеспечивающие проведение надлежащей оценки безопасности до внедрения нового оборудования или процессов, которые могут повлиять на факторы риска для безопасности;

в) процедуры пересмотра существующих оценок безопасности в случае изменений в соответствующих процессах или оборудовании.

8.15 План действий на случай аварийной обстановки или чрезвычайных обстоятельств

8.15.1 Цель

Описать цели и обязательства организации при возникновении аварийных ситуаций и соответствующие восстановительные меры. Описать роли и обязанности ведущих сотрудников. План мероприятий на случай аварийной обстановки может быть:

а) в виде отдельного документа;

б) частью руководства по СУБ.

8.15.2 Критерии

а) Организация имеет план действий на случай аварийной обстановки, в котором описаны роли и обязанности в случае серьезного инцидента, кризисной ситуации или авиационного происшествия;

б) существует порядок оповещения;

в) организация имеет договоренности с другими организациями об оказании помощи и предоставлении услуг в чрезвычайной ситуации в случае необходимости;

г) организация имеет установленный порядок действий в условиях чрезвычайной ситуации;

д) предусмотрена процедура наблюдения за состоянием всех пострадавших лиц и оповещения их родственников;

е) организация имеет установленный порядок решения вопросов, связанных с СМИ и страховыми организациями;

ж) в организации определены обязанности и ответственность за расследование авиационных происшествий;

и) четко определены требования в отношении сохранения вещественных доказательств, безопасности пораженной зоны и обязательного представления информации о безопасности официальным органам;

к) существует программа подготовки по обучению персонала действиям в чрезвычайной ситуации;

л) план эвакуации выведенного из строя воздушного судна или оборудования разработан организацией в ходе консультаций с владельцами воздушного судна и оборудования, эксплуатантами аэродрома или другими организациями, если применимо;

м) существует процедура фиксирования действий, осуществляемых входе мероприятий в случае аварийной обстановки.

Библиография

[1]

Приложение 14 ИКАО к Конвенции о международной гражданской авиации. Аэродромы. Проектирование и эксплуатация аэродромов (т.I). Вертодромы (т.II)

УДК 629.735.083:006.354

ОКС 03.220.50

Ключевые слова: система управления безопасностью, риск, обеспечение безопасности, услуги, аэропортовая деятельность, вертодром

Электронный текст документа

и сверен по:

, 2020