allgosts.ru03.220 Транспорт03 УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ

ГОСТ Р 56489-2015 Воздушный транспорт. Система управления безопасностью вертолетной деятельности. Менеджмент риска. Типовое Руководство системы управления безопасностью поставщиков комплектующих изделий вертолетов. Основные положения

Обозначение:
ГОСТ Р 56489-2015
Наименование:
Воздушный транспорт. Система управления безопасностью вертолетной деятельности. Менеджмент риска. Типовое Руководство системы управления безопасностью поставщиков комплектующих изделий вертолетов. Основные положения
Статус:
Действует
Дата введения:
03.01.2016
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.220.50

Текст ГОСТ Р 56489-2015 Воздушный транспорт. Система управления безопасностью вертолетной деятельности. Менеджмент риска. Типовое Руководство системы управления безопасностью поставщиков комплектующих изделий вертолетов. Основные положения


ГОСТ Р 56489-2015



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воздушный транспорт. Система управления безопасностью вертолетной деятельности. Менеджмент риска

ТИПОВОЕ РУКОВОДСТВО СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОСТАВЩИКОВ КОМПЛЕКТУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ ВЕРТОЛЕТОВ

Основные положения

Air transport. Safety management system of helicopter activity. Risk management. The standard guide on safety management system for suppliers of helicopters components. Main provisions



ОКС 03.220.50

Дата введения 2016-03-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Авиатехприемка" (ОАО "Авиатехприемка")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 июня 2015 г. N 764-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт предназначен для организаций - поставщиков комплектующих изделий вертолетов, внедряющих систему управления безопасностью в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (ИКАО) [1], [2], и устанавливает требования к ней.

Типовое руководство по системе управления безопасностью организаций - поставщиков комплектующих изделий вертолетов подлежит обязательной регламентации.

Настоящий стандарт служит инструктивным материалом для организаций - поставщиков комплектующих изделий вертолетов, составляющих общее руководство по Системе управления безопасностью поставщиков комплектующих изделий вертолетов (СУБК), и определяет концептуальные рамки и соответствующие элементы СУБК.

Это может быть отдельное руководство по СУБК или раздел (глава) по СУБК, включенный в утвержденное руководство организаций - поставщиков комплектующих изделий вертолетов (например, в общее руководство компании). Структура такого руководства может зависеть от требований организаций по проектированию и производству вертолетной техники.

Описание в рамках каждого элемента должно соответствовать масштабу и сложности процессов СУБК.

Руководство также служит для представления информации о концептуальных рамках СУБК как сотрудникам организаций - поставщиков комплектующих изделий вертолетов, так и организаций по проектированию и производству вертолетной техники. Для принятия СУБК в качестве официального документа требуется одобрение организаций по проектированию и производству вертолетной техники.

2 Содержание руководства

Руководство должно содержать следующие разделы:

- контроль документооборота;

- нормативные требования к системе управления безопасностью поставщиков комплектующих изделий вертолетов;

- сфера деятельности и интеграция системы управления безопасностью поставщиков комплектующих изделий вертолетов;

- политика в области безопасности полетов;

- цели обеспечения безопасности организации - поставщика комплектующих изделий вертолетов;

- обязанности и ответственность персонала;

- представление данных о безопасности полетов;

- выявление опасных факторов и оценка факторов риска;

- мониторинг и измерение эффективности обеспечения безопасности деятельности по созданию и сопровождению эксплуатации созданных организацией комплектующих изделий вертолетов;

- расследования и корректирующие действия в области обеспечения безопасности деятельности по созданию и сопровождению эксплуатации созданных организацией комплектующих изделий вертолетов;

- подготовка и обмен информацией в области обеспечения безопасности деятельности по созданию и сопровождению эксплуатации созданных организацией комплектующих изделий вертолетов;

- постоянное совершенствование и проверка системы управления безопасностью поставщиков комплектующих изделий вертолетов;

- ведение документации системы управления безопасностью поставщиков комплектующих изделий вертолетов;

- контролирование осуществления изменений;

- план действий на случай аварийной обстановки или чрезвычайных обстоятельств.

3 Требования к содержанию разделов руководства

3.1 Контроль документооборота

В данном разделе необходимо описать, каким образом осуществляется обновление (актуализация) руководства и каким образом организация - поставщик комплектующих изделий вертолетов обеспечивает получение всеми сотрудниками, участвующими в управлении безопасностью деятельности поставщиков комплектующих изделий вертолетов, действующего на данный момент времени варианта руководства.

С этой целью должны быть:

а) список для рассылки документов на бумажных носителях или документов, созданных в контролируемой электронной среде, включая согласованный список сотрудников организаций по проектированию и производству вертолетов, утвержденный руководством организации - поставщика комплектующих изделий вертолетов;

б) отлаженная взаимосвязь между руководством СУБК и другими существующими руководствами, такими как руководство системы управления качеством (СУК) и др., а также с системой управления безопасностью проектировщиков и производителей вертолетов;

в) налаженный процесс периодического рассмотрения руководства и соответствующих форм и документов для обеспечения их соответствия действующим требованиям, а также их адекватности и эффективности;

г) установлен процесс согласования документации по СУБК с организациями по проектированию и производству вертолетов.

3.2 Нормативные требования системы управления безопасностью поставщиков комплектующих изделий вертолетов

В данном разделе необходимо представить существующие нормативные положения и инструктивный материал по СУБК для справок, ссылок и ознакомления всех участников процесса.

С этой целью должны быть:

а) разъяснения существующих нормативных положений и стандартов СУБК, включая сроки их соблюдения и ссылки на консультативные материалы в соответствующих случаях;

б) установленные взаимосвязи с другими требованиями и стандартами, связанными с СУБК.

3.3 Сфера деятельности и интеграция системы управления безопасностью поставщиков комплектующих изделий вертолетов

В данном разделе необходимо описать направления, объем деятельности и имеющиеся для выполнения этой деятельности ресурсы организации - поставщика комплектующих изделий вертолетов, к которым применимы положения СУБК, масштаб эксплуатационных процессов, а также оборудования, которое необходимо для выполнения программы организации - поставщика комплектующих изделий вертолетов по выявлению опасных факторов и управлению факторами риска.

С этой целью необходимо определить основные области, отделы, производственные участки и объекты организации - поставщика комплектующих изделий вертолетов, в которых применяется СУБК. Также требуется определить основные процессы, виды деятельности и оборудование, необходимые для выполнения программы организации - поставщика комплектующих изделий вертолетов по выявлению опасных факторов и управлению факторами риска, связанными с безопасной эксплуатацией поставляемых комплектующих изделий. Если СУБК будет применяться в группе взаимосвязанных организаций или подрядчиков, необходимо определить и документировать такую интеграцию и связанную с этим ответственность в установленном порядке. Необходимо также определить взаимосвязь СУБК с другими системами контроля и управления, такими, например, как СУК.

3.4 Политика в области безопасности полетов

В данном разделе необходимо описать намерения, принципы управления и обязательства организации - поставщика комплектующих изделий вертолетов в области повышения уровня безопасности при сопровождении эксплуатации вертолетной техники.

Политика в области безопасности деятельности организации - поставщика комплектующих изделий вертолетов должна содержать изложение намерений, принципов управления и обязательств организации - поставщика комплектующих изделий вертолетов по постоянному совершенствованию безопасности при поставках комплектующих изделий и их эксплуатации на вертолетах. Политика в области безопасности утверждается и визируется ответственным руководителем организации - поставщика комплектующих изделий вертолетов, распространяется ответственным руководителем, другими членами руководства и периодически пересматривается. Сотрудники всех уровней организации - поставщика комплектующих изделий вертолетов участвуют в создании и поддержании СУБК.

Политику в области безопасности организации - поставщика комплектующих изделий вертолетов доводят до сведения всех сотрудников, чтобы ознакомить их с индивидуальными обязательствами по обеспечению безопасности полетов.

3.5 Цели обеспечения безопасности организации - поставщика комплектующих изделий вертолетов

В данном разделе необходимо описать цели безопасности при деятельности организации в ходе осуществления поставок и сопровождения эксплуатации комплектующих изделий вертолетов. Цели обеспечения безопасности при поставках и сопровождении эксплуатации комплектующих изделий вертолетов должны быть представлены в виде краткого заявления, в котором общими словами описаны цели организации. Цели обеспечения безопасности при поставках и сопровождении эксплуатации комплектующих изделий вертолетов должны быть выражены в общем заявлении с описанием обязательств организации по обеспечению безопасности деятельности при поставках и сопровождении эксплуатации комплектующих изделий вертолетов, оглашены и распространены, а также должны быть выделены ресурсы для достижения этих целей.

3.6 Обязанности и ответственность персонала

В данном разделе необходимо описать полномочия, обязанности и ответственность персонала, участвующего в реализации СУБК, в обеспечении безопасности деятельности по поставкам и сопровождению эксплуатации комплектующих изделий вертолетов. Должно быть определено, что ответственный руководитель организации несет всю полноту ответственности за то, чтобы СУБК была надлежащим образом реализована и функционировала в соответствии с требованиями ИКАО [1], [2]. Должны быть назначены в установленном порядке заместитель ответственного руководителя, ответственный за безопасность при поставках и сопровождении эксплуатации комплектующих изделий вертолетов, Комитет по вопросам безопасности при поставках и сопровождении эксплуатации комплектующих изделий вертолетов и оперативная группа по вопросам безопасности при поставках и сопровождении эксплуатации комплектующих изделий вертолетов.

Также должны быть определены и документально оформлены полномочия, обязанности и ответственность персонала, участвующего в реализации СУБК, на всех уровнях организации.

В организации должна быть оформлена схема иерархии ответственности в сфере СУБК и расписаны и доведены под роспись полномочия, обязанности и ответственность сотрудников в отношении любых решений и действий в сфере управления безопасностью при проектировании вертолетов.

3.7 Представление данных о безопасности полетов

В данном разделе должна быть описана система представления данных о безопасности полетов находящихся в эксплуатации вертолетов, оснащенных комплектующими изделиями организации, которая должна включать в себя как реагирующий (донесения об авиационном происшествии или инциденте и т.д.), так и проактивный и прогностический (донесения об опасных факторах) компоненты. Необходимо описать соответствующие системы представления данных о безопасности полетов, формат отчета (донесения), конфиденциальность, адресаты, процедуры расследования и оценки, корректирующие/профилактические меры и распространение отчета.

В организации должна быть разработана процедура фиксирования внутренних и внешних событий, происшедших с ее комплектующими на эксплуатируемых вертолетах, включая авиационные происшествия, инциденты и другие связанные с ними происшествия, входящие в сферу действия СУБК.

Необходимо определить особый порядок действий с обязательными донесениями (в случае авиационных происшествий, серьезных инцидентов, существенных неисправностей по вине комплектующих организации и т.д.), о которых необходимо уведомлять разработчиков и производителей вертолетов, на которых установлены ее комплектующие, и соответствующие уполномоченные государственные органы.

Необходимо также определить порядок действий с информацией об обычных незначительных происшествиях, которые не выходят за пределы организации.

Должна быть создана система добровольного и конфиденциального представления данных об опасных факторах и происшествиях с созданными организацией комплектующими изделиями, предусматривающая защиту данных и личности информатора от раскрытия.

Процедуры представления данных о безопасности вертолетов с созданными организацией комплектующими изделиями должны быть просты, доступны и соответствовать масштабу деятельности организации.

Вся информация о безопасности деятельности вертолетов с созданными организацией комплектующими должна храниться в соответствующей базе данных, чтобы облегчить проведение необходимого анализа.

3.8 Выявление опасных факторов и оценка факторов риска

В данном разделе должна быть описана система выявления опасных факторов, процессы сопоставления этих данных, распределения опасных факторов и факторов риска по категориям и их дальнейшая приоритизация по степени значимости в целях подготовки документированной оценки безопасности деятельности по созданию и сопровождению эксплуатации созданных организацией комплектующих изделий вертолетов. Необходимо описать, как проводится оценка безопасности деятельности по созданию и сопровождению эксплуатации созданных организацией комплектующих изделий вертолетов и как реализуются планы профилактических мер.

При оценке факторов риска необходимо использовать рабочие журналы, формы или компьютерные программы, соответствующие сложности структуры и деятельности организации.

Необходимо описать процесс оценки эффективности разработанных корректирующих, профилактических и восстановительных мер, порядка регулярного рассмотрения оценок безопасности деятельности по созданию и сопровождению эксплуатации созданных организацией комплектующих изделий вертолетов и документального оформления их выводов.

3.9 Мониторинг и измерение эффективности обеспечения безопасности деятельности по созданию и сопровождению эксплуатации созданных организацией комплектующих изделий вертолетов

В данном разделе необходимо описать компонент СУБК, касающийся мониторинга и измерения эффективности обеспечения безопасности деятельности по созданию и сопровождению эксплуатации созданных организацией комплектующих изделий вертолетов, включая показатели эффективности обеспечения безопасности деятельности по созданию и сопровождению эксплуатации созданных организацией комплектующих изделий вертолетов. Должен быть описан формальный процесс разработки и обновления ряда показателей эффективности обеспечения безопасности деятельности по созданию и сопровождению эксплуатации созданных организацией комплектующих изделий вертолетов и соответствующих целевых показателей, установлено соответствие между показателями эффективности обеспечения безопасности деятельности по созданию и сопровождению эксплуатации созданных организацией комплектующих изделий вертолетов и целями организации по их обеспечению, а также их процесс одобрения разработчиками и производителями вертолетов.

Должен быть описан процесс проведения корректирующих действий при возникновении неприемлемых или ненормальных тенденций.

3.10 Расследования и корректирующие действия в области обеспечения безопасности деятельности по созданию и сопровождению эксплуатации созданных организацией комплектующих изделий вертолетов

В данном разделе необходимо описать, как проводятся расследования и обработка данных об авиационных происшествиях, инцидентах и событиях внутри организации, включая их соответствие системе выявления опасных факторов и управления факторами риска в СУБК организации.

Необходимо описать процедуры, обеспечивающие внутреннее расследование авиационных происшествий и инцидентов, о которых была представлена информация, распространение в организации и предоставление разработчикам и производителям вертолетов отчетов о завершенных расследованиях.

Должны быть описаны процедура, обеспечивающая осуществление установленных или рекомендованных корректирующих действий и оценку их результатов и эффективности, порядок дисциплинарного расследования и действия, предпринимаемые по выводам отчетов о расследованиях.

Должны быть установлены четко определенные условия, при которых применяются дисциплинарные меры (например, незаконные действия, безответственная неосторожность, грубая небрежность или умышленное нарушение).

Необходимо описать процедуры, обеспечивающие выявление активных отказов в работе персонала, оборудования и созданных комплектующих изделий вертолетной техники, а также сопутствующих и опасных факторов.

3.11 Подготовка и обмен информацией в области обеспечения безопасности деятельности по созданию и сопровождению эксплуатации созданных организацией комплектующих изделий вертолетов

В данном разделе необходимо описать различные виды подготовки персонала в области СУБК и разработать документально оформленные требования (начальная подготовка, основной курс подготовки и повышение квалификации), учебные программы и определить состав участников (для различных категорий персонала), а также разработать процесс обеспечения эффективности этой подготовки. Должно быть документальное оформление проведения подготовки и аттестации персонала для оценки эффективности подготовки.

Необходимо описать процессы и каналы обмена информацией о безопасности деятельности по созданию и сопровождению эксплуатации созданных организацией комплектующих изделий вертолетов внутри организации.

3.12 Постоянное совершенствование и проверка системы управления безопасностью поставщиков комплектующих изделий вертолетов

В данном разделе должен быть описан процесс постоянного пересмотра и совершенствования СУБК.

Необходимо организовать и описать процесс регулярных внутренних проверок и перепроверок СУБК организации с целью обеспечить ее соответствие требованиям, адекватность и эффективность.

Организация должна выделять ресурсы на исследования в области безопасности деятельности по созданию и сопровождению эксплуатации созданных организацией комплектующих изделий вертолетов и документировать их в виде отчетов о проделанной работе и внедрении полученных результатов.

3.13 Ведение документации системы управления безопасностью поставщиков комплектующих изделий вертолетов

В данном разделе должна быть описана система учета и архивации документации по СУБК, которая обеспечивает сохранение всех документов, созданных в связи с реализацией и функционированием СУБК. Документы, подлежащие хранению, должны включать в себя отчеты об опасных факторах, отчеты об оценке факторов риска, протоколы заседаний оперативной группы по вопросам безопасности деятельности по проектированию вертолетов, таблицы показателей эффективности обеспечения безопасности деятельности по проектированию вертолетов, отчеты о проверках СУБК и документы о подготовке персонала в области СУБК.

Система документооборота СУБК должна иметь возможность отследить нахождение любого документа для всех элементов СУБК в любой момент времени.

3.14 Контролирование осуществления изменений

Организация должна описать и утвердить у ответственного руководителя порядок управления изменениями, которые могут оказать влияние на факторы риска для безопасности деятельности по созданию и сопровождению эксплуатации созданных организацией комплектующих изделий вертолетов и процедуры, обеспечивающие, что при проведении существенных организационных изменений или изменений в деятельности по созданию и сопровождению эксплуатации созданных организацией комплектующих изделий для вертолетов и сопровождении эксплуатации будет учтено любое возможное влияние на существующие факторы риска для безопасности деятельности по созданию и сопровождению эксплуатации созданных организацией комплектующих изделий вертолетов.

В данном разделе должны быть описаны процедуры, обеспечивающие проведение надлежащей оценки безопасности деятельности по созданию и сопровождению эксплуатации созданных организацией комплектующих изделий вертолетов до внедрения нового оборудования или процессов, которые могут повлиять на факторы риска безопасности деятельности по созданию и сопровождению эксплуатации созданных организацией комплектующих изделий вертолетов, а также процедуры пересмотра существующих оценок безопасности деятельности по созданию и сопровождению эксплуатации созданных организацией комплектующих изделий вертолетов в случае изменений в соответствующих процессах или оборудовании.

3.15 План действий на случай аварийной обстановки или чрезвычайных обстоятельств

В данном разделе должны быть описаны цели и обязательства организации при возникновении аварийных ситуаций, распределение ролей и обязанностей ведущих сотрудников.

Должен быть утвержден план мероприятий на случай аварийной обстановки, в котором описаны роли и обязанности персонала и установленный фиксированный порядок действий в случае серьезного инцидента, кризисной ситуации или авиационного происшествия. План мероприятий может быть представлен в виде отдельного документа или части руководства СУБК.

Должны быть описаны юридически оформленные договоренности с другими организациями об оказании помощи и предоставлении услуг в чрезвычайной ситуации в случае необходимости.

Должны быть описаны обязанности и ответственность персонала за расследование авиационных происшествий, а также порядок решения вопросов, связанных со СМИ и страховыми организациями.

Библиография

[1]

Приложение 19* "Управление безопасностью полетов" (2013 г.) к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 г.)

________________

* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - .

[2]

Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП) Doc. 9859 AN/474* ИКАО, 3-е издание, 2013 г.

________________

* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - .

УДК 629.735.083:006.354

ОКС 03.220.50

Ключевые слова: система управления безопасностью, вертолеты, комплектующие изделия, риск, обеспечение безопасности




Электронный текст документа
и сверен по:

, 2020