allgosts.ru03. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ, УПРАВЛЕНИЕ И КАЧЕСТВО. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ.03.220. Транспорт

ГОСТ Р 55256-2012 Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Процедуры проведения работ по оценке аутентичности компонентов воздушных судов гражданской авиации. Общие требования

Обозначение:
ГОСТ Р 55256-2012
Наименование:
Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Процедуры проведения работ по оценке аутентичности компонентов воздушных судов гражданской авиации. Общие требования
Статус:
Действует
Дата введения:
07.01.2013
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.220.50

Текст ГОСТ Р 55256-2012 Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Процедуры проведения работ по оценке аутентичности компонентов воздушных судов гражданской авиации. Общие требования


ГОСТ Р 55256-2012

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воздушный транспорт

СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ. ПРОЦЕДУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО ОЦЕНКЕ АУТЕНТИЧНОСТИ КОМПОНЕНТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Общие требования

Aviation transport. System of aircraft maintenance and repair. Procedures for assessing authenticity of civil aircrafts components. General requirements

ОКС 03.220.50

Дата введения 2013-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ФГУП ГосНИИ ГА)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 034 "Воздушный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1348-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Настоящим стандартом регламентируются требования и процедуры проведения работ по оценке аутентичности компонентов воздушных судов (ВС) в целях выявления и отстранения от эксплуатации неутвержденных компонентов.

Актуальность разработки и применения настоящего стандарта обусловлена необходимостью соблюдения установленных международных требований, направленных на поддержание летной годности ВС.

Необходимо обеспечить, чтобы составные части, установленные на ВС, отвечали проектным техническим требованиям и были работоспособными. Установка какой-либо составной части, не отвечающей утвержденным требованиям к конструкции, приводит к снижению этих требований и, следовательно, снижению летной годности (ИКАО, Doc. 9760*, том II, подпункт 9.1.2).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .

Исполнение настоящего стандарта в заинтересованных организациях обеспечит реализацию установленных требований и рекомендаций по поддержанию летной годности ВС.

Системы, используемые конечными пользователями для представления информации держателям сертификатов типа и полномочным органам, предназначены для широкого распространения предупреждений о выявлении неутвержденных составных частей, с тем чтобы незамедлительно информировать об этом эксплуатантов аналогичного оборудования. Такая информационная система должна быть легкодоступной в любое разумное время. Из этого следует, что необходимо широко распространять сведения о такой информационной системе и в целом о программах в данной области (ИКАО, Doc. 9760, том II, подпункт 9.6.1).

Процедуры, изложенные в настоящем стандарте, основаны на использовании ресурсов Информационно-аналитической системы мониторинга летной годности воздушных судов (ИАС МЛГ ВС), что в результате обеспечивает необходимый обмен и доступность информации для персонала всех заинтересованных сторон, а также эффективность защиты эксплуатантов и других потребителей от использования на ВС неутвержденных компонентов.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования и процедуры, регламентирующие проведение работ по оценке аутентичности компонентов воздушных судов (ВС).

Положения настоящего стандарта разработаны для применения при эксплуатации ВС с использованием ресурсов Информационно-аналитической системы мониторинга летной годности воздушных судов (ИАС МЛГ ВС) и направлены на гармонизацию с требованиями международных нормативных документов в области обеспечения летной годности ВС.

Настоящий стандарт применяется специалистами субъектов ИАС МЛГ ВС при проведении работ по оценке аутентичности компонентов ВС. Требования настоящего стандарта должны учитываться при разработке новых и при модификациях существующих систем автоматизированного контроля технического состояния изделий авиационной техники (АТ).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующий стандарт:

ГОСТ Р 54080 Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Информационно-аналитическая система мониторинга летной годности воздушных судов. Общие требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Не допускается применение иных терминов, например таких, какие приведены в примечании после определения стандартизованного термина. При подготовке нормативных документов и технической документации на основании ранее изданных источников, содержащих недопустимые термины, следует заменять их стандартизованными терминами согласно настоящему стандарту.

3.2 В целях настоящего стандарта ряд терминов, установленных международными нормативными документами, заменены установленными в Российской Федерации следующими терминами:

- термин "составная часть воздушного судна" - термином "компонент воздушного судна";

- термин "подозрительные неутвержденные составные части" - термином "сомнительные компоненты воздушного судна".

3.3 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 54080, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.3.1 аутентичность компонента воздушного судна: Соответствие компонента ВС установленным требованиям государства регистрации ВС.

3.3.2 документационный метод оценки аутентичности: Исследование утвержденной документации рассматриваемого компонента ВС - конструкторской, эксплуатационной, пономерной - с последующим сравнением выявленных данных с эталонной информацией о данном компоненте ВС, на основании которых выдается заключение об аутентичности компонента ВС.

3.3.3 инструментальный метод оценки аутентичности: Количественный аналитический метод оценки аутентичности, для выполнения которого требуется применение технических средств, способных опознавать специальные идентификаторы, снабженные кодированной информацией и нанесенные на рассматриваемый компонент ВС и/или его пономерную документацию.

3.3.4

интерактивный электронный документ: Документ, информация содержательной части которого доступна в интерактивной форме.

[ГОСТ 2.051-2006, пункт 3.1.7]

3.3.5 компонент воздушного судна: Любая составляющая часть ВС, включая силовую установку, бортовые системы и комплектующие изделия [1].

3.3.6 утвержденные компоненты воздушного судна: Компоненты ВС, отвечающие утвержденной для данного типа (партии) конструкторской документации, которые изготовлены организацией, наделенной соответствующими правами, в соответствии с принятыми национальными или отраслевыми стандартами (ссылки в типовой конструкторской документации рассматриваемого ВС обязательны) и которые в течение жизненного цикла проходили техническое обслуживание, ремонт и/или модификации в соответствии с требованиями государства разработчика, государства изготовителя либо государства регистрации соответственно.

3.3.7 неутвержденные компоненты воздушного судна: Компоненты ВС, не отвечающие указанным в 3.3.6 критериям, а также восстановленные ненадлежащим образом компоненты ВС, к которым могут относиться:

3.3.7.1

Компоненты ВС, поставленные непосредственно их пользователю поставщиком, не наделенным такими правами.

[[2], подраздел 9.3, перечисление а)]

3.3.7.2

Компоненты ВС, прошедшие техническое обслуживание, ремонт и/или модификации и допущенные к дальнейшей эксплуатации лицом или организацией, не наделенными соответствующими правами.

[[2], подраздел 9.3, перечисление b)]

3.3.7.3

Компоненты ВС, техническое обслуживание, ремонт и/или модификации которых проводились не в соответствии с требованиями распространяющейся на них утвержденной документации.

[[2], подраздел 9.3, перечисление с)]

3.3.7.4

Компоненты ВС, достигшие ограничения срока их эксплуатации, включая, в необходимых случаях, срок хранения.

[[2], подраздел 9.3, перечисление d)]

3.3.7.5 Компоненты ВС, не имеющие пономерной и/или другой необходимой документации или имеющие неутвержденную пономерную документацию.

Примечание - Недопустимо использование терминов-синонимов "контрафактные изделия", "контрафактные компоненты ВС".

3.3.8 неутвержденная пономерная документация: Пономерная документация, оформленная с отклонениями от установленных требований.

3.3.9 сомнительные компоненты воздушного судна: Компоненты ВС, по которым в результате экспертной оценки и/или инженерно-технического анализа выявлены несоответствия установленным требованиям.

3.3.10 требования установленные: Требования по поддержанию и восстановлению летной годности АТ, определенные действующим воздушным законодательством Российской Федерации и/или иного государства регистрации ВС, в том числе действующими нормативными документами и технической документацией уполномоченных органов, разработчиков и изготовителей АТ, включая требования, запросы, ожидания (текущие и будущие потребности):

- потребителей (общества), отраженные в технических условиях на АТ или в контракте разработки и/или поставки АТ;

- разработчика и/или изготовителя АТ, выполнение которых направлено на непрерывное улучшение потребительских свойств АТ.

3.3.11 эксперт по оценке аутентичности компонентов воздушных судов: Лицо, прошедшее специальную подготовку по методам и процедурам оценки аутентичности компонентов ВС, имеющее соответствующий сертификат и привлекаемое для получения количественных оценок качественных характеристик и свойств исследуемых компонентов ВС.

Примечание - Эксперты по оценке аутентичности компонентов ВС являются специалистами оператора ИАС МЛГ ВС.

3.4 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

АТ - авиационная техника;

БД - база данных;

ВС - воздушное судно;

ГА - гражданская авиация;

ГосНИИ ГА - Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации;

ИАС МЛГ ВС - Информационно-аналитическая система мониторинга летной годности воздушных судов;

ТО - техническое обслуживание;

ТОиР - техническое обслуживание и ремонт;

ЦБД - центральная база данных.

4 Общие требования к аутентичности компонентов ВС

Требование обеспечения аутентичности компонентов, устанавливаемых на эксплуатируемых ВС, обусловлено требованиями поддержания летной годности ВС в течение его жизненного цикла, установленными международными нормативными документами, в частности [2], и аналогичными документами государств регистрации ВС.

Все материалы, используемые при изготовлении частей ВС, имеющих существенное значение для его безопасной эксплуатации, должны отвечать утвержденным техническим требованиям. Утвержденные технические требования должны представлять собой такие требования, в результате применения которых все материалы, утвержденные как удовлетворяющие им, обладают всеми основными свойствами, предусмотренными в рассматриваемой конструкции [2, пункт 9.1.1].

Процесс оценки аутентичности конкретных компонентов ВС является неотъемлемой частью мониторинга летной годности ВС и представляет техническое исследование, направленное на подтверждение достоверности информации о жизненном цикле этих компонентов ВС и их пономерной документации. Соответственно к неаутентичным должны быть отнесены компоненты ВС с сомнительными данными и/или документацией, а также компоненты ВС, по которым обнаружены недостоверные сведения или следы преднамеренных изменений сведений об этапах их жизненного цикла.

Аутентичность компонентов ВС устанавливается по результатам выполнения работ по оценке аутентичности. Применяемые методы оценки аутентичности могут быть представлены как документационные, так и инструментальные, в зависимости от состава и формы исследуемых материалов, находящихся на входе в процесс оценки, а также от используемых технических средств.

Проведение оценки аутентичности компонентов ВС определяется необходимостью подтверждения технического состояния конкретной оцениваемой АТ, когда документы и материалы, полученные на выходе процесса, используются заинтересованными организациями в составе доказательной и другой необходимой документации.

Для поддержания летной годности очень важно создать систему контроля, которая гарантирует установку на конкретном ВС только тех составных частей, которые соответствуют утвержденной конструкторской документации данного ВС [2, пункт 9.1.3].

Для учета данных и обеспечения возможности простой обработки сообщений о подозрительных неутвержденных составных частях потребуется сравнительно простая база данных, предпочтительно организуемая с помощью компьютера. Сама такая база данных может представлять собой специальную систему или часть гораздо более общей системы сбора информации об эксплуатационных событиях [2, пункт 9.6.5].

Выполнение требования системного подхода к процессу оценки аутентичности компонентов ВС обеспечивается использованием ресурсов ИАС МЛГ ВС. Соответствующие требования к ИАС МЛГ ВС установлены в ГОСТ Р 54080.

5 Участники процесса оценки аутентичности компонентов ВС

Участниками процесса оценки аутентичности компонентов ВС являются все субъекты ИАС МЛГ ВС, которые обеспечивают работы по контролю и сопровождению эксплуатации ВС и выполняют соответствующие функции, а именно:

5.1 Уполномоченные органы в области ГА:

- осуществляют государственный контроль и регулирование процессов оценки аутентичности компонентов ВС;

- используют документы и материалы, полученные на выходе процесса, в составе доказательной и другой необходимой документации при оценке технического состояния ВС в установленных случаях.

5.2 Оператор ИАС МЛГ ВС:

- разрабатывает, внедряет и сопровождает процесс оценки аутентичности и осуществляет необходимые организационные и технические мероприятия;

- обеспечивает поддержание центральной базы данных (ЦБД);

- обеспечивает создание единого информационного пространства и осуществляет координацию взаимодействия субъектов информационного обмена;

- проводит обучение персонала субъектов ИАС МЛГ ВС.

5.3 Эксперт по оценке аутентичности компонентов ВС:

- выполняет оценку аутентичности компонентов ВС в соответствии с утвержденными правилами и документирует результаты работ;

- ведет учет, проводит анализ, обобщение и согласование материалов работ по результатам процесса;

- осуществляет мониторинг жизненного цикла компонентов ВС и сопровождение работ по оценке аутентичности компонентов ВС;

- разрабатывает методические материалы и регламенты.

5.4 Эксплуатанты, организации по ТОиР, в т.ч. авиаремонтные предприятия:

- разрабатывают и внедряют в собственные системы качества процессы контроля аутентичности и мониторинга жизненного цикла компонентов ВС;

- осуществляют проверку и анализ пономерной документации компонентов ВС и анализ источников поставок компонентов ВС и документируют результаты работ;

- предоставляют оператору ИАС МЛГ ВС необходимую информацию по результатам проведенных работ;

- обеспечивают интеграцию имеющихся собственных информационных систем с ИАС МЛГ ВС;

- по результатам процесса устраняют выявленные недостатки и оформляют необходимую отчетную документацию.

5.5 Разработчики и изготовители АТ:

- обеспечивают интеграцию имеющихся собственных информационных систем с ИАС МЛГ ВС;

- проводят исследование жизненного цикла сомнительных компонентов ВС, в т.ч. определяют техническое состояние этих компонентов ВС и выполняют процедуры электронной выверки пономерной документации АТ;

- устанавливают (подтверждают или не подтверждают) факт изготовления (ремонта) компонентов ВС;

- предоставляют оператору ИАС МЛГ ВС необходимую информацию по результатам проведенных работ.

5.6 Поставщики АТИ:

- обеспечивают интеграцию имеющихся собственных информационных систем с ИАС МЛГ ВС;

- осуществляют проверку пономерной документации компонентов ВС и обеспечивают проведение необходимых аудитов;

- предоставляют оператору ИАС МЛГ ВС необходимую информацию по результатам проведенных работ.

6 Требования к документационным методам оценки аутентичности компонентов ВС

Документационные методы оценки аутентичности компонентов ВС с использованием ресурсов ИАС МЛГ ВС в полной мере гармонизированы с соответствующими требованиями международных нормативных документов.

Оценка по этому методу базируется на исследовании и анализе пономерной документации компонентов, установленных на ВС.

За основу берут документы компонентов ВС на бумажном носителе, соответствующие установленным требованиям к пономерной документации, которые доступным способом преобразуют в форму электронного документа в форматах, определенных ГОСТ Р 54080.

Проверка пономерной документации включает в себя:

- подтверждение предприятием факта выпуска и/или ремонта компонента ВС и номера, указанного в пономерной документации;

- наличие у изготовителя АТ или у авиаремонтного предприятия соответствующего разрешительного документа на серийное производство или ремонт компонентов ВС конкретного типа;

- соответствие печатей и штампов в пономерной документации компонента ВС действующим на предприятии;

- выполнение технического обслуживания (ТО), ремонтов и доработок (модификаций) в соответствии с утвержденной эксплуатационной документацией;

- соответствие ресурсов, указанных в пономерной документации компонентов ВС, установленным ресурсам для конкретного типа изделий;

- соответствие подписей ответственных лиц в пономерной документации компонентов ВС подписям, внесенным в действующий реестр предприятия на дату изготовления и/или ТОиР изделия.

Цифровая информация о компоненте ВС вводится в базу данных (БД) информационной системы субъекта ИАС МЛГ ВС. Также в БД вводится информация о заключениях экспертов и изготовителя по вопросам аутентичности конкретных компонентов ВС.

Для передачи информации в ЦБД формируются обменные файлы, оформленные в соответствии с ГОСТ Р 54080 (приложение Б).

Между субъектом ИАС МЛГ ВС и оператором ИАС МЛГ ВС должен быть согласован регламент работы субъекта ИАС МЛГ ВС, который предусматривает способ синхронизации, состав информации, форматы, периодичность и каналы передачи данных. В соответствии с этим регламентом осуществляется обмен информацией.

Полученную информацию эксперт по оценке аутентичности компонентов ВС анализирует, проводит ее экспертную оценку, в т.ч. электронную выверку по сведениям предприятия-изготовителя. Информация, прошедшая верификацию, размещается оператором ИАС МЛГ ВС в ЦБД. Результаты верификации, включая выявленные несоответствия, оформляют актом, который направляют субъекту ИАС МЛГ ВС.

Информация из ЦБД используется в соответствии с правами доступа заинтересованными субъектами ИАС МЛГ ВС:

- эксплуатантами ВС в целях устранения выявленных несоответствий и улучшения своей производственной деятельности;

- другими субъектами ИАС МЛГ ВС в своих профессиональных целях.

7 Требования к инструментальным методам оценки аутентичности компонентов ВС

Инструментальные методы оценки аутентичности компонентов ВС предназначены для осуществления бесконтактной идентификации компонентов ВС.

Этими методами могут быть:

- радиочастотная идентификация - использование ярлыков (меток), нанесенных непосредственно на компонент, или использование радиопередачи в выделенном диапазоне радиочастот;

- оптическая идентификация - использование источников и приемников когерентного электромагнитного монохроматического излучения в оптическом, инфракрасном или ультрафиолетовом диапазонах и т.п.

Информацию на идентификаторы, размещаемые на компонентах ВС и на их пономерной (сопроводительной) документации, вводят изготовители этих компонентов на этапе выходного контроля. Форматы и объемы закодированной информации включают в себя уникальный идентификационный номер, а также минимально необходимый для идентификации перечень сведений об изделии (паспортные данные, движение на этапе эксплуатации и др.).

Одновременно с выпуском компонентов ВС информация о них должна быть введена в БД информационной системы изготовителей данных компонентов. Информация в БД должна включать в себя все сведения о компоненте ВС. Информация в идентификаторе и информация в БД связаны посредством уникального идентификационного номера идентификатора.

Как субъекты единого информационного пространства изготовители должны размещать информацию в ЦБД в целях обеспечения доступа к информации других субъектов - участников эксплуатации АТ. При этом состав и формат закодированной информации, процедуры интеграции ее в единое информационное пространство должны быть согласованы с оператором ИАС МЛГ ВС.

Идентификацию компонентов ВС проводит субъект ИАС МЛГ ВС на основе автоматического считывания с идентификаторов сведений с применением средств мобильного контроля. Считанные сведения, а также внешние характеристики контролируемого компонента сопоставляют с полномерной документацией. В результате этого сравнения принимают решение об аутентичности компонентов ВС.

Средства мобильного контроля должны накапливать информацию для последующего ввода в БД информационной системы субъекта ИАС МЛГ ВС.

Информацию из БД информационной системы субъекта ИАС МЛГ ВС по согласованному регламенту направляют оператору ИАС МЛГ ВС.

Полученную информацию оператор ИАС МЛГ ВС анализирует и верифицирует. Верификация включает в себя комплекс необходимых проверок информации. Информация, прошедшая верификацию, помещается оператором ИАС МЛГ ВС в ЦБД и используется заинтересованными субъектами ИАС МЛГ ВС в соответствии с правами доступа.

8 Процедуры проведения работ по оценке аутентичности компонентов ВС

Документальное подтверждение соответствия требованиям процесса утверждения само по себе не дает гарантии предотвращения установки неутвержденных составных частей [2, пункт 9.5.1].

Необходимо всегда принимать дополнительные меры, предусматривающие заблаговременное предупреждение о неутвержденных составных частях до выдачи разрешения на их установку. В таких случаях основным средством защиты является эффективная, хорошо информированная и постоянно бдительная система работы в области заказов и поставок составных частей, которая путем проведения проверок и представления отчетов устанавливает приемлемый уровень доверия к ее поставщикам составных частей [2, пункт 9.5.2].

Контроль оценки аутентичности компонентов ВС - инструмент, обеспечивающий соблюдение установленных требований с достаточным уровнем результативности.

В целях обеспечения возможности формирования и обмена информацией, отвечающей установленным требованиям, в т. ч. требованиям к составу и форматам данных согласно ГОСТ Р 54080, всем субъектам ИАС МЛГ ВС рекомендуется выполнить один из следующих сценариев организационно-технических мероприятий:

- внедрение одного из пользовательских модулей ИАС МЛГ ВС в соответствии со специализацией субъекта - при отсутствии у субъекта ИАС МЛГ ВС собственной информационной системы;

- внедрение программного комплекса "Обмен данными" ИАС МЛГ ВС - при наличии у субъекта ИАС МЛГ ВС собственной информационной системы, не обеспечивающей обмен необходимой информацией с ЦБД ИАС МЛГ ВС;

- доработка (модификация) собственной информационной системы своими силами или, при необходимости, с участием оператора ИАС МЛГ ВС.

Внедрение пользовательского модуля ИАС МЛГ ВС или его частей, обучение персонала субъекта ИАС МЛГ ВС и сопровождение эксплуатации информационной системы осуществляются оператором ИАС МЛГ ВС.

Субъект ИАС МЛГ ВС по результатам внедрения пользовательского модуля ИАС МЛГ ВС или доработки (модификации) собственной информационной системы, при необходимости, пересматривает свои внутренние организационно-распорядительные документы, регламентирующие производственно-хозяйственную деятельность и связанные с распределением и закреплением ответственности сотрудников.

Процедуры проведения работ по оценке аутентичности компонентов воздушных судов разрабатываются оператором ИАС МЛГ ВС и вводятся в действие уполномоченными органами в области ГА и/или субъектами ИАС МЛГ ВС в зависимости от конкретных условий эксплуатации ВС у субъекта ИАС МЛГ ВС.

Оценка аутентичности компонентов ВС выполняется в соответствии с программой работ по оценке аутентичности компонентов ВС, которая составляется оператором ИАС МЛГ ВС и согласовывается с субъектом ИАС МЛГ ВС.

Программа включает в себя перечень выполняемых работ и распределение ответственности между участниками работ.

При оценке аутентичности специалисты оператора ИАС МЛГ ВС и субъектов ИАС МЛГ ВС в соответствии с названной программой выполняют следующие типовые процедуры:

- анализ входного контроля компонентов ВС;

- анализ ведения и оформления пономерной документации на соответствие установленным требованиям;

- электронную выверку компонентов ВС, имеющих ограничения по ресурсам или срокам службы, а также подлежащих периодическому ТО в соответствии с регламентом (программой) ТО;

- анализ источников поставок компонентов ВС;

- инженерно-технический анализ сомнительных компонентов ВС по программе.

Примечание - Программу инженерно-технического анализа сомнительных компонентов ВС разрабатывает субъект ИАС МЛГ ВС и согласовывает с оператором ИАС МЛГ ВС;

- установку программного комплекса "Обмен данными" ИАС МЛГ ВС (при необходимости).

Результаты выполненных работ оформляют соответствующим Актом оценки аутентичности компонентов ВС, на основании которого оценивают техническое состояние АТ. Форма акта приведена на сайте оператора ИАС МЛГ ВС по адресу http://www.mlgvs.ru. Акт, согласованный с оператором ИАС МЛГ ВС, утверждает субъект ИАС МЛГ ВС.

При выявлении неутвержденного компонента ВС субъект ИАС МЛГ ВС принимает меры по отстранению его от эксплуатации и передает информацию о жизненном цикле компонента ВС в ЦБД ИАС МЛГ ВС.

В соответствии с рекомендациями и выводами Акта оценки аутентичности компонентов ВС специалисты субъекта ИАС МЛГ ВС проводят работы по устранению выявленных недостатков, результаты которых оформляют Актом устранения замечаний, выявленных в процессе работ по оценке аутентичности компонентов ВС. Форма акта приведена на сайте оператора ИАС МЛГ ВС по адресу http://www.mlgvs.ru. Данный акт утверждает субъект ИАС МЛГ ВС, после чего акт направляют оператору ИАС МЛГ ВС.

В целях повышения достоверности информации, накапливаемой в ЦБД, и эффективности работ субъекты ИАС МЛГ ВС и эксперты по оценке аутентичности компонентов ВС в рамках распределения ответственности (см. раздел 5 настоящего стандарта) осуществляют мониторинг жизненного цикла компонентов ВС и сопровождение работ по оценке аутентичности компонентов ВС в соответствии с требованиями и процедурами настоящего стандарта.

Мониторинг жизненного цикла компонентов ВС и сопровождение работ по оценке аутентичности компонентов ВС включают в себя:

- электронную выверку пономерной документации (по запросам субъектов ИАС МЛГ ВС);

- анализ и обобщение материалов по аутентичности при оценке технического состояния ВС;

- установку программного комплекса "Обмен данными" ИАС МЛГ ВС (по отдельным соглашениям);

- актуализацию электронного образа ВС в ЦБД ИАС МЛГ ВС;

- анализ эффективности проведения работ по оценке аутентичности компонентов ВС, выполняемых субъектами ИАС МЛГ ВС;

- подготовку специалистов субъектов ИАС МЛГ ВС (по их заявкам);

- организационно-методическое, информационное и нормативно-технологическое обеспечение проведения работ по оценке аутентичности в субъектах ИАС МЛГ ВС, включающее в себя рекомендации по корректировке технологии проведения работ, обеспечение нормативными документами, рассылку информационных бюллетеней и т.д.

Библиография

[1]

Федеральные авиационные правила (ФАП-145). Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники. Утверждены приказом ФСВТ от 19 февраля 1999 г. N 41

[2]

Doc 9760 AN/967* Руководство по летной годности. Том II. Сертификация конструкции и сохранение летной годности, глава 9 "Аутентичность и работоспособность составных частей воздушного судна". Изд. 1-е. ИКАО, 2001 г.

[3]

Федеральные авиационные правила. Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Процедуры сертификации. Утверждены приказом Минтранса России от 4 февраля 2003 г. N 11

[4]

Федеральные авиационные правила. Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации. Утверждены приказом Минтранса России от 16 мая 2003 г. N 132

УДК 681.26.089.6:006.354

ОКС 03.220.50

Ключевые слова: авиационная техника, автоматизированная система, воздушное судно, летная годность, пользовательский модуль, эксплуатация воздушных судов, эксплуатационная документация, пономерная документация, компонент воздушного судна

Электронный текст документа

и сверен по:

, 2019