allgosts.ru03.220 Транспорт03 УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ

ГОСТ Р 58736-2019 Стоянки маломерных судов. Общие требования

Обозначение:
ГОСТ Р 58736-2019
Наименование:
Стоянки маломерных судов. Общие требования
Статус:
Действует
Дата введения:
07.01.2020
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.220.40

Текст ГОСТ Р 58736-2019 Стоянки маломерных судов. Общие требования

ГОСТ Р 58736-2019

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТОЯНКИ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ

Общие требования

Small craft Infrastructure. General requirements

ОКС 03.220.40

Дата введения 2020-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Техречсервис" (ООО "Техречсервис")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 "Водный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 декабря 2019 г. N 1362-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к проектируемым, вводимым в эксплуатацию и действующим стоянками малых судов, а также дополнительные требования безопасности к их технологическому оборудованию, учитывающие специфические условия их эксплуатации.

В настоящем стандарте перечислены основные виды опасностей, связанных с материальными объектами стоянок малых судов.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к стоянкам малых судов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.044 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.3.003 Система стандартов безопасности труда. Работы электросварочные. Требования безопасности

ГОСТ 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 17.1.3.13 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения

ГОСТ 26600 Знаки навигационные внутренних судоходных путей. Общие технические условия

ГОСТ 26775 Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях. Нормы и технические требования

ГОСТ Р 50597 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля

ГОСТ Р 55561-2013 Внутренний водный транспорт. Портовые гидротехнические сооружения. Требования безопасности

ГОСТ Р 57617 Объекты отдыха, развлечения, культуры и спорта на открытой водной поверхности и их инфраструктура. Термины и определения

ГОСТ Р 57618.1 Инфраструктура маломерного флота. Общие положения

ГОСТ Р 57618.4 Инфраструктура маломерного флота. Ремонтные базы и сервисы. Общие требования

СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты

СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования

СП 43.13330.2012 "СНиП 2.09.03-85 Сооружения промышленных предприятий"

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датируемая ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 57617, ГОСТ Р 57618.1, ГОСТ Р 57618.4, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 здание: Результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для деятельности людей, размещения производства, хранения грузов и материалов.

3.2 причальный бычок: Отдельно стоящее причальное сооружение небольшой длины, перекрывающее откос и обеспечивающее связь с берегом.

3.3 закрытый склад: Здание, имеющее крышу либо шатер, или помещение в таком здании.

3.4 открытый склад: Площадка с покрытием, подъездами, освещением, используемая для хранения грузов, не требующих закрытого или защищенного от атмосферных осадков и солнечных лучей способа хранения.

3.5 навес: Площадка, над которой на опорах сооружена крыша.

3.6 пожарный проезд: Специальный проезд, предназначенный для движения пожарных машин в случае возникновения пожара.

3.7 канализационная сеть: Система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод.

3.8 поверхностный сток: Сточные воды, образующиеся в результате выпадения атмосферных осадков, таяния снега, полива и мойки твердых покрытий.

3.9 очистное сооружение: Сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод.

3.10 сервисная колонка стоянки малого флота (сервисная колонка): Техническое устройство, расположенное на причальном сооружении и предназначенное для подключения судов к источникам инженерного обеспечения (вода, электроэнергия, топливо, связь и др.)

4 Основные положения

4.1 Стоянки малых судов, в соответствии с ГОСТ Р 57618.1, являются элементом инфраструктуры маломерного флота.

4.2 Стоянка малых судов включает береговые и/или плавучие сооружения, расположенные на берегу и акватории поверхностного водного объекта, предназначенные для швартовки малых судов, погрузки/выгрузки грузов, посадки/высадки людей и/или хранения малых судов и других плавсредств.

4.3 Эксплуатант стоянки должен обеспечить выполнение требований ГОСТ Р 57618.1, а также требований настоящего стандарта.

4.4 Проектирование стоянок следует производить в соответствии с функциональной потребностью и рекреационной емкостью территории и акватории.

4.5 При выборе мест расположения стоянок малых судов следует учитывать следующие основные факторы:

- проточность акватории стоянки и отсутствие на ее территории каких-либо застойных участков;

- качество воды на основе анализа и учета данных на данном участке акватории водного объекта и его гидрологические характеристики, влияющие на расчетную численность судов.

4.6 Количество моторных малых судов при их эксплуатации для каждого водного объекта должно ограничиваться с целью предотвращения загрязнения окружающей среды свыше установленных норм. Допустимое количество моторных малых судов для озер, водохранилищ и прибрежной части моря (), рассчитывают по формуле

, (1)

где X - доля допустимой нагрузки на водный объект по загрязняющему веществу, которая может быть отведена маломерному флоту (определяется в каждом конкретном случае в зависимости от фактической концентрации загрязняющего вещества в воде водоема);

ПДК - предельно допустимая концентрация данного загрязняющего вещества в воде водоема, мг/л;

F - площадь водоема, км;

Н - толщина слоя перемешивания выхлопных газов с водой водоема, равная по экспериментальным данным 0,5 м;

Т - период навигации, сут;

q - среднее количество загрязняющего вещества, сбрасываемое в воду одним судном за период навигации (принимается по экспериментальным данным, равным 10 кг);

r - коэффициент самоочищения для данного вещества в сутках, т.е. время, за которое количество вещества, введенного одновременно в чистую воду, уменьшается в 2,72 раза (колеблется от 20 до 40 сут в зависимости от климатических зон: для южных районов - 20 сут, для северных - 40 сут).

4.7 Допустимое количество моторных малых судов для участков рек и проточных каналов, исходя из условия предотвращения отрицательного воздействия на водоемы загрязняющих веществ (), рассчитывают по формуле

, (2)

где Х, ПДК, Т, q, r - аналогичны формуле (1);

Q - расход воды на участке водотока, м/с;

L - длина участка реки, на котором определяется число малых судов, км;

v - скорость течения воды в реке, м/с.

4.8 Стоянка должна обеспечивать размещение на акватории всех базируемых судов в период навигации и на специализированных площадках или в эллингах в межнавигационный период.

4.9 Инфраструктура технологического комплекса стоянки может включать следующие объекты:

- оградительные и берегоукрепительные сооружения;

- служебно-вспомогательные здания, сооружения и устройства;

- инженерные сети, средства связи, охранные средства;

- внутрипортовые подъездные автомобильные дороги;

- служебно-вспомогательные причальные сооружения судов;

- аварийно-спасательный комплекс;

и т.д.

4.10 Безопасность технологического комплекса стоянки обеспечивается безопасностью совокупности входящих в него объектов, выполнением требований ГОСТ 17.1.3.13 по охране поверхностных вод от загрязнения, а также безопасностью объектов инфраструктуры технологического комплекса.

4.11 Объекты технологического комплекса стоянки должны размещаться на территории и в акватории стоянки таким образом, чтобы исключить их взаимное негативное влияние.

4.12 Объекты стоянки должны отвечать требованиям безопасности в течение всего срока их эксплуатации (службы) при условии выполнения эксплуатантом, его персоналом требований, установленных в эксплуатационной документации.

4.13 Конструкция, оснащенность и размещение всех объектов технологического комплекса стоянки должны обеспечивать его энергетическую эффективность и экологическую безопасность.

4.14 Технические характеристики и конструкция объектов в процессе их эксплуатации должны сводить к минимуму возникновение опасных ситуаций (раздел 5) для окружающей среды, судов, имущества, а также персонала эксплуатанта стоянки.

4.15 Эксплуатант стоянки, кроме эксплуатанта - физического лица, должен:

- разработать правила эксплуатации стоянки;

- обеспечить судоводителей сведениями о границах и подходах на стоянке, сведениями о расстановке судов, о навигационной и гидрометеорологической обстановке.

4.16 Правила эксплуатации стоянки должны включать:

- план-схему стоянки;

- правила пользования причальными сооружениями;

- правила пожарной безопасности;

- правила экологической безопасности;

- правила пользования специальными средствами связи на территории и акватории стоянки.

Щит с планом-схемой стоянки должен быть размещен на территории стоянки.

5 Опасные ситуации, опасные зоны

5.1 Опасные ситуации, связанные с окружающей средой:

- воздействие на окружающую среду со стороны объектов стоянки опасных и вредных факторов биологической, химической или физической природы;

- изменение гидрометеорологических условий, влияющих на техническое состояние объектов технологического комплекса стоянки.

5.2 Опасные ситуации, связанные с судами и транспортными средствами:

- повреждение судна (транспортного средства) при взаимодействии с объектом технологического комплекса стоянки (вследствие неверного выбора конструкции и/или характеристик взаимодействующих с транспортным средством объектов технологического комплекса порта, неработоспособного состояния объектов технологического комплекса);

- повреждение объектов стоянки при взаимодействии с судами и транспортными средствами (вследствие неработоспособного состояния судна, транспортного средства или неверных приемов управления им).

5.3 Опасные ситуации, связанные с судоводителями, людьми на борту судов, гостями стоянки:

- получение травмы или нанесение вреда здоровью людей ввиду неверных характеристик и конструктивных недостатков зданий, сооружений, устройств, подъемно-транспортных машин и оборудования или их технического состояния;

- получение травмы или нанесение вреда здоровью людей вследствие непринятия превентивных мер при обслуживании маломобильных групп населения.

5.4 Опасные ситуации, связанные с персоналом эксплуатанта:

- получение травмы или нанесение вреда здоровью людей из-за неверных характеристик и конструкции сооружений и устройств;

- получение травмы или нанесение вреда здоровью людей из-за неверных характеристик и конструкции подъемно-транспортных машин и оборудования;

- получение травмы или нанесение вреда здоровью людей из-за неверных характеристик и конструкции судов.

5.5 К зонам действия потенциально опасных факторов относятся:

- зоны перемещения судов и транспортных средств по акватории и территории стоянки;

- зоны перемещения машин, оборудования или их частей, рабочих органов;

- места, над которыми происходит перемещение судов (в том числе кранами);

- поверхности, над которыми происходит монтаж/демонтаж оборудования;

- зоны расположения судоводителей, гостей или рабочего места персонала эксплуатанта стоянки на значительной высоте относительно поверхности земли (воды, пола, палубы);

- зоны расположения электрических цепей опасного для человека напряжения, замыкание которых может произойти через тело человека;

- зоны повышенного уровня вибрации;

- зоны повышенного уровня шума;

- зоны повышенной запыленности или загазованности;

- места возможного поражения людей при аварийном выбросе жидкости или пара.

6 Акватория стоянки

6.1 Общие положения

6.1.1 Акватория стоянки включает подходы к рейдам, причальным сооружениям, сооружениям и средствам комплексного обслуживания судов, месту спуска/подъема судов на воду; рейды; акватории причальных сооружений; акватории причалов; акватории сооружений и средств обслуживания судов; акватории мест спуска/подъема судов и плавсредств на воду.

6.1.2 Акватория стоянки должна располагаться вне границ транзитного судового хода.

6.1.3 В отношении акватории стоянки должны выполняться следующие требования:

1) границы акватории стоянки должны быть четко обозначены;

2) глубины акватории должны обеспечивать свободный подход и отход судов в период навигации;

3) в пределах акватории стоянки должна быть установлена необходимая навигационная обстановка - судовой ход, рейды, причалы должны быть четко обозначены.

6.1.4 Плавучие причалы на акватории должны надежно фиксироваться и обеспечиваться подходами к ним с берега или доставкой судами стоянки.

6.1.5 При отсутствии места для выполнения оборота судов непосредственно в районе причалов допускается размещать маневровые рейды выше и/или ниже по течению.

6.1.6 Глубина акватории должна соответствовать при необходимости условиям зимнего отстоя флота.

6.1.7 С целью обеспечения безопасности акватории стоянки, находящихся на ней судов, территории и сооружений стоянки от волнения и ледохода, паводков, штормов и шквалов, волнового воздействия, навалов и ударов судов, плавучих средств и плавающих на воде предметов, а также уменьшения заносимости акватории грунтом могут быть предусмотрены оградительные сооружения (насыпи, молы, волноломы и ледорезы).

6.1.8 Создание волнозащитных сооружений рекомендуется в тех случаях, если нормальная среднегодовая высота волны на незащищенной акватории превышает 0,3 м.

6.1.9 Для защиты акватории стоянки от волн и ветра используются волноломы.

6.1.10 Выбор того или иного типа волноломов зависит от расстояния разгона волны, волновых и ветровых условий в регионе, конфигурации береговой линии.

6.1.11 Основные способы защиты от волн:

- насыпной волнолом из естественного камня, щебня или специальных изготовленных железобетонных блоков (тетраэдров), при этом высота насыпи должна быть выше самой высокой волны не менее чем на 1 м;

- плавучий волнолом на основе тяжелых железобетонных понтонов;

- стационарные "заборы" из щитов любого материала - бетонные плиты, деревянные щиты, металлические листы, закрепленные на свайных основаниях так, чтобы верхний край был выше горба самой высокой волны, а нижний - ниже впадины волны;

- перфорированные щиты (или плотные решетки) в качестве поглотителей энергии волны;

- вертикальная бетонная или металлическая стенка.

Примечания

1 С внутренней стороны насыпного волнолома могут устраиваться причал-стенка или набережная.

2 Тяжелые железобетонные понтоны гасят короткие невысокие волны, снижая их высоту до 80%; однако длинные волны они практически не гасят, качаясь вместе с ними.

3 Сплошные вертикальные бетонные или металлические стенки создают отраженную волну.

В некоторых ситуациях необходимо применять эшелонированную защиту, например из насыпи и плавучих волноломов.

6.2 Акватории причалов

6.2.1 Акватории причалов должны быть безопасными:

- для швартовки и стоянки судов у причала;

- при отходе судов от причала.

6.2.2 Длина акватории причала должна соответствовать длине обслуживаемых судов и способам их обслуживания.

6.2.3 Углы разворота акваторий примыкающих друг к другу причалов должны обеспечивать безопасный подход и отход судов к причалам.

6.2.4 При определении ширины акватории причалов до кромки судового хода или водных подходов следует учитывать расположение причалов относительно берега, необходимость выполнения оборота судна при отвале его от причала, наличие прижимного течения, криволинейность судового хода.

6.2.5 При необходимости выполнения оборота судна при отвале его от причала в отдельных обоснованных случаях допускается использовать для выполнения оборота судна акваторию транзитного судового хода.

6.2.6 Глубина акватории у причалов должна обеспечивать безопасное нахождение судна у причала с учетом:

- осадки судна с полной нагрузкой;

- запаса глубины на дифферент судна, связанный с его разгрузкой и загрузкой, и на засорение акватории;

- запаса глубины на волнение;

- запаса глубины на сгон;

- навигационного запаса под днищем судна.

6.3 Водные подходы к стоянке

6.3.1 Водные подходы к стоянке должны предоставлять судам возможность беспрепятственно передвигаться, входить и выходить с акватории. Подходы к стоянке должны быть безопасными и доступными для судов в течение всей навигации.

6.3.2 Водные подходы должны, как правило, обеспечивать двухстороннее движение судов и судовых составов. Допускается также одностороннее движение с устройством разъездов.

6.3.3 Ширина судового хода на криволинейных участках должна быть увеличена по сравнению с ее значением на прямолинейных участках.

6.3.4 Надводные габариты судового хода на водных подходах должны соответствовать требованиям ГОСТ 26775.

6.3.5 Минимальный радиус закругления оси судового хода должен обеспечивать безопасность прохождения самоходного судна, судна максимального размера в буксируемом судовом составе, толкаемого судового состава.

6.4 Навигационная обстановка

6.4.1 Навигационная обстановка акватории должна обеспечивать безопасное и беспрепятственное плавание судов и сохранность причальных, гидротехнических сооружений.

6.4.2 Действие береговых и плавучих знаков навигационной обстановки должно обеспечиваться в навигационный период.

6.4.3 Форма, размеры, окраска и характеристики знаков и огней всей судоходной обстановки на внутренних водных путях должны соответствовать ГОСТ 26600.

6.4.4 У затопляемых весенними паводками оградительных сооружений на период затопления должны устанавливаться знаки обстановки.

7 Территория

7.1 Санитарно-защитные зоны

7.1.1 Стоянки и их объекты могут иметь санитарно-защитные зоны.

7.1.2 Санитарно-защитные зоны стоянки и объектов следует устанавливать в соответствии с требованиями [1].

7.2 Требования к территории

7.2.1 Территория стоянки должна быть ограждена.

7.2.2 Территория должна соответствовать требованиям [2]. Причалы, площадки, автодороги, подъездные и пешеходные полосы должны иметь твердые, гладкие, нескользящие покрытия с уклонами, обеспечивающими сток воды. Проектирование элементов инженерной подготовки и защиты территории проводится в составе мероприятий по организации рельефа и стока поверхностных вод.

7.2.3 На стоянках, имеющих ограждения территории, при въезде/входе должен быть организован пропускной режим.

7.2.4 На территории стоянки не разрешается возводить жилые, торговые, культурно-бытовые, медицинские и другие здания, не связанные с производственными процессами.

7.2.5 При отсутствии на территории разворотной площадки должно быть предусмотрено не менее двух въездов на стоянку.

7.2.6 При установке распашных ворот для въезда и выезда со стоянки транспорта, эти ворота должны открываться внутрь, причем необходимо предусмотреть, что возможность их произвольного закрывания должна быть исключена.

7.2.7 Ширину ворот для автомобильных въездов надлежит соразмерять с максимальными габаритами въезжающих на территорию порта автомобилей плюс 1,5 м, но не менее 4,5 м.

7.2.8 Отметка территории причала у кордона должна обеспечить безопасность береговых объектов при всех ожидаемых уровнях воды и ледоходе, с учетом назначения причала, рельефа прилегающей территории, применяемого технологического оборудования и др.

7.2.9 Затопляемую площадку необходимо ограждать стационарными или плавучими навигационными знаками.

7.2.10 Ширина территории стоянки рассчитывается, исходя из условия размещения на ней перегрузочных механизмов, проездов и площадок для стоянки и маневрирования автомобильного транспорта, складов, производственных и вспомогательных зданий и сооружений с соблюдением действующих стандартов, санитарных, противопожарных и других норм.

7.2.11 Территория стоянки должна быть спланирована таким образом, чтобы обеспечить удобный подъезд к местам стоянки судов на берегу.

7.2.12 При наличии водоприемных или водоотводных устройств с целью обеспечения поверхностного стока территория должна быть спланирована в сторону водоприемных или водоотводных устройств с уклоном в соответствии с ГОСТ Р 55561-2013 (пункт 6.4.24).

7.2.13 Ямы и другие углубления, имеющиеся на территории для технических целей, должны иметь плотные и прочные закрытия или ограждения.

7.2.14 Для стоянок с территорией, расположенной на двух отметках, пандусы между террасами при применении авто- и электропогрузчиков, а также при регулярном автомобильном движении должны иметь уклон не более 60‰, при наличии нерегулярного, только автомобильного движения допускается увеличить уклон до 90‰.

7.2.15 С целью обеспечения противопожарных мероприятий и забора из акватории воды пожарными автомобилями необходимо обеспечить возможность их удобного подъезда к линии кордона, если иное не предусмотрено проектом.

7.3 Требования к зданиям и сооружениям технологического комплекса стоянки

7.3.1 Объекты стоянки, аналогичные соответствующим объектам промышленных предприятий (ремонтные мастерские, гаражи, электростанции, котельные, внутри- и внеплощадочные сети инженерного обеспечения и др.), должны соответствовать требованиям, установленным СП 43.13330.2012, [3], если в отношении этих объектов настоящими требованиями не оговорены дополнительные специальные требования.

7.3.2 Для заправки топливом судов могут использоваться береговые и плавучие заправочные станции, при этом береговые заправочные станции не могут располагаться ближе 100 м от водного объекта.

7.3.3 При использовании плавучих заправок должны выполняться следующие требования:

- наличие подъезного пути для бензовоза;

- наличие ровной площадки под технологическую эстакаду для стоянки и слива топлива с бензовоза;

- подключение электричества 380 В, 10 кВт;

- глубина акватории должна быть не менее 1,5 м;

- при пологом уклоне дна должен быть возведен плавучий или стационарный пирс.

7.3.4 Заправочная станция должна обеспечивать заправку топливом любого из базирующихся на стоянке судов.

7.3.5 Заправочная станция должна быть оборудована хорошо видимым с акватории плакатом "Тихий ход".

7.3.6 Такелажные помещения должны быть отапливаемые.

7.3.7 В помещениях для хранения такелажа должны предусматриваться специальные отделения и ячейки для хранения различных приспособлений.

7.3.8 Пожаро- и взрывоопасные помещения ремонтно-механических мастерских должны быть изолированы капитальными стенами.

7.3.9 Ворота ремонтно-механических мастерских должны быть оборудованы тепловой завесой.

7.3.10 Открытые площадки ремонтно-механических мастерских должны быть с твердым покрытием.

7.3.11 Системы пожарной сигнализации и оповещения о пожаре должны соответствовать требованиям СП 3.13130.2009 и СП 5.13130.2009.

7.3.12 Системы отопления зданий технологического комплекса рекомендуется оснащать регулирующийся системой подачи теплового потока в нерабочее время.

7.4 Требования к причальным сооружениям

7.4.1 Причальные сооружения стоянки могут быть береговыми и/или плавучими.

7.4.2 Требования к конструкции причальных сооружений и устройствам по ГОСТ Р 55561.

7.5 Стояночные места судов

7.5.1 Хранение судов на берегу организовывают на открытой площадке, под навесом, в холодном эллинге, в обогреваемом эллинге.

7.5.2 Хранение судов на акватории стоянки организовывают на поверхности воды, плавучих площадках и с помощью подъемных устройств сухого хранения.

7.5.3 На открытой площадке между рядами стояночных мест должен быть проезд, достаточный для провоза любого судна и маневров, связанных с выемкой и установкой судна на место.

7.5.4 Проезды на открытой площадке должны иметь твердое покрытие.

7.5.5 Стояночные места на открытой площадке, как правило, группируются по размерам.

7.5.6 Расстояния между стояночными местами должны обеспечивать возможность прохода человека вокруг любого судна с учетом лесенки-трапа для подъема на судно.

7.5.7 На открытой площадке должны быть разводка электричества и водопровод, предусмотрены пожарные проезды и средства пожаротушения.

7.5.8 Холодный эллинг представляет собой помещение, закрытое со всех сторон и защищенное от атмосферных воздействий.

7.5.9 Холодный эллинг не отапливается в холодное время года.

7.5.10 Стены и крыша эллинга должны быть исполнены с теплоизоляцией.

7.5.11 Суда, имеющие встроенные системы кондиционирования (способные обогревать судно в холодный период), как правило, размещают в отдельном холодном эллинге.

7.5.12 Канализационные решетки в эллинге должны располагаться так, чтобы они не оказывались под колесами тяжелой техники, перевозящей суда.

7.5.13 Подъемные системы хранения судов, относящиеся к грузоподъемному оборудованию, должны соответствовать требованиям [4].

7.5.14 Крыша эллинга должна быть устроена таким образом, чтобы при таянии на ней снега перед воротами эллинга не намерзал ледяной бруствер от капели.

7.5.15 В районах с холодной зимой используют обогреваемые эллинги.

7.5.16 Система обогрева должна обеспечивать внутри эллинга для зимнего хранения судов температуру более 5°С.

7.5.17 Размеры эллинга (длина, ширина, высота) определяют, исходя из:

- размеров и расположения имеющегося участка для размещения;

- выбранной технологии установки лодок в эллинг и вывоза;

- размеров и количества судов, планируемых к обслуживанию.

7.5.18 В эллинге должно быть минимальное количество опор.

7.5.19 Высота и ширина ворот эллинга должны соответствовать размерам самого большого из хранимых судов.

7.5.20 При хранении судов в эллинге на стеллажах размещение и параметры стеллажей должны соответствовать требованиям обеспечения противопожарной безопасности.

7.5.21 Перемещение судов по территории стоянки проводится при помощи прицепов автомобилей (оборудования) владельцев (эксплуатантов) судов или машин и оборудования эксплуатанта стоянки.

7.5.22 Спуск судов на воду и подъем из воды может проводиться с использованием слипа и/или перегрузочного оборудования эксплуатанта стоянки.

7.5.23 Размеры и допустимые нагрузки на слип должны соответствовать размерам и массе судов, которые предполагается спускать на воду и поднимать, характеристикам используемых для спуска/подъема машин и оборудования.

7.6 Требования к складам

7.6.1 Складские здания и сооружения стоянок должны соответствовать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации [1], [3].

7.6.2 Склады должны обеспечивать раздельное хранение несовместимых материалов.

7.6.3 Категория складов и класс зоны или участков по взрывопожарной и пожарной опасности должны соответствовать свойствам хранящихся в них материалов по СП 2.13130.2012, ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.044, [5], [6], [7].

7.6.4 Уклоны открытых площадок для складирования принимают не менее 5‰ и не более 20‰.

7.6.5 Все внутрипортовые площадки, дороги и проезды должны иметь твердые покрытия, тип которых устанавливается с учетом климатических условий, в зависимости от наличия местных строительных материалов и характеристики транспорта.

7.6.6 Отметка пола закрытых складов и служебных зданий должна быть не ниже уровня пика половодья с вероятностью превышения 0,5-5,0%.

Отметки полов складов и служебных зданий не должны быть ниже отметки территории стоянки.

7.6.7 Ворота складов должны быть оборудованы безопасными, легко управляемыми и надежными в эксплуатации приспособлениями для их открытия, закрытия и остановки в требуемом положении.

7.6.8 Окраска элементов строительных конструкций складов должна быть предусмотрена в проекте в соответствии с ГОСТ 12.4.026.

7.6.9 Полы закрытых складов и их рампы должны быть покрыты твердым, ровным, нескользким материалом с уклоном для стока воды, не превышающим 15‰.

7.6.10 Для работы погрузчиков, тягачей и аккумуляторных тележек, имеющих колеса с грузошинами, необходимо предусматривать асфальтовое, бетонное или дощатое покрытие пола склада. При использовании машин, имеющих колеса на пневматических шинах, покрытие должно быть твердым.

7.6.11 В проезжей части проемов ворот складов не должно быть выступающих частей, препятствующих проезду погрузчиков и других средств напольного транспорта.

7.6.12 На складах должны быть в наличии легкие передвижные подъемники (или другие устройства), обеспечивающие безопасные условия работы по замене разбитых или перегоревших электроламп освещения.

7.6.13 В складских помещениях должен быть предусмотрен сток дождевых вод с крыш складов по водосточным трубам.

7.6.14 Освещенность территорий, дорог, проездов и рабочих мест на открытых площадках в темное время суток должна отвечать требованиям, представленным в таблице 1.

Таблица 1 - Освещенность территории

Объект

Наименьшая освещенность, лк

Плоскость, в которой нормируется освещенность

Примечание

Дороги

0,5

На уровне проезжей части

-

Стоянки для автотранспорта и строительных машин, территория и дороги в районе ведения работ

2

На уровне освещаемой поверхности

Лестницы, мостики для переходов

3

На уровне освещаемой поверхности

Погрузка и разгрузка судов, оборудования и деталей

10

Горизонтальная

На площадках приема и подачи

7.6.15 Для осветительных сетей должна применяться электрическая система в соответствии с [8].

7.6.16 Производство сварочных работ должно осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.003.

7.7 Требования к автомобильным дорогам

7.7.1 Ширина дорог должна соответствовать применяемым транспортным средствам, габаритам перемещаемых судов и интенсивности движения с учетом встречного транспортного потока. На территории порта должны быть установлены указатели проездов и проходов с ограждением опасных зон, а также предусмотрено освещение предупредительных надписей в ночное время суток.

7.7.2 Для передвижения пешеходов вдоль главной дороги с одной стороны необходимо предусмотреть тротуар шириной не менее 1,5 м, который должен быть поднят не менее чем на 15 см над покрытием дороги или отделен от нее зеленой полосой, засаженной кустарником. Тротуар должен быть с твердым покрытием и иметь уклон для стока воды.

7.7.3 Техническое состояние автомобильных дорог должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 50597.

7.7.4 Места стоянки автомобилей следует располагать за пределами проезжей части дорог в виде специально отведенных площадок.

7.7.5 Размеры площадок должны соответствовать количеству и типу автомобилей.

7.7.6 Размеры площадок для одного автомобиля следует устанавливать в зависимости от типа автотранспортного средства и перевозимого на прицепе судна.

Ширина площадки:

- 3,50 м - при ширине автомобиля до 2,75 м;

- 4,50 м - при ширине автомобиля более 2,75 м.

7.7.7 Для работы погрузчиков, тягачей и аккумуляторных тележек, имеющих колеса с цельнолитыми шинами, необходимо предусматривать асфальтовое, бетонное или дощатое покрытие дорог и площадок.

7.8 Требования безопасности к оборудованию технологического комплекса

7.8.1 Объекты технологического комплекса стоянки должны быть оборудованы средствами предотвращения загрязнения поверхностных и подземных вод, прилегающих территорий и воздушной среды, обеспечивающими экологическую безопасность технологического комплекса в целом.

7.8.2 Оборудование технологического комплекса стоянки должно обеспечивать безопасность при монтаже (демонтаже), вводе в эксплуатацию и эксплуатации в составе технологических линий береговых и плавучих комплексов, объектов инфраструктуры технологического комплекса при соблюдении требований, предусмотренных эксплуатационной документацией.

7.8.3 Общие требования безопасности к производственному оборудованию должны соответствовать ГОСТ Р 57618.4.

Библиография

[1]

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов

[2]

СНиП III-10-75

Правила производства и приемки работ. Благоустройство территории

[3]

Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"

[4]

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ (ред. от 7 марта 2017 г.) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 25 марта 2017 г.)

[5]

НПБ 105-95

Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности

[6]

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

[7]

СНиП 21-01-97

Пожарная безопасность зданий и сооружений (ред. от 19 июля 2002 г.)

[8]

Правила устройства электроустановок. Издание седьмое (утвержденные приказом Минэнерго РФ от 8 июля 2002 г. N 204)

УДК 656.62:627.09:006.354

ОКС 03.220.40

Ключевые слова: маломерный флот, инфраструктура, стоянка малых судов, технологический комплекс, безопасность

Электронный текст документа

и сверен по:

, 2020