allgosts.ru03. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ, УПРАВЛЕНИЕ И КАЧЕСТВО. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ.03.220. Транспорт

ГОСТ Р 55585-2013 Воздушный транспорт. Система управления безопасностью полетов воздушных судов. Термины и определения

Обозначение:
ГОСТ Р 55585-2013
Наименование:
Воздушный транспорт. Система управления безопасностью полетов воздушных судов. Термины и определения
Статус:
Действует
Дата введения:
07/01/2014
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.220.50, 01.040

Текст ГОСТ Р 55585-2013 Воздушный транспорт. Система управления безопасностью полетов воздушных судов. Термины и определения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ


ГОСТР

55585-

2013


НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Воздушный транспорт

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

Термины и определения

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2014


Предисловие

1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ФГУП ГосНИИ ГА)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом ло стандартизации ТК 034 «Воздушный транспорт»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 октября 2013 г. № 1143—ст.

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0—2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандартыа официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном формационном указателе -Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано е ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя -Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gosl.ru)

© Стандартинформ. 2014

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства ло техническому регулированию и метрологии

Введение

Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области системы управления безопасностью полетов воздушных судов.

Для каждого понятия установлен один стандартизированный термин.

Помета, указывающая на область применения многозначного термина, приведена в круглых скобках светлым шрифтом после термина. Помета не является частью термина.

Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

Стандартизированные термины набраны полужирным шрифтом.

Ill

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воздушный транспорт

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ Термины и определения

Aerotransport.

Safety management system.

Terms and definitions

Дата введения -2014-07-01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области системы управления безопасностью полетов воздушных судов.

Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области системы управления безопасностью полетов воздушных судов, входящих в сферу работ по стандартизации и^или использующих результаты этих работ.

2 Термины и определения

1 система управления безопасностью полетов воздушных судов: Система, состоящая из множества взаимосвязанных и упорядоченных элементов или модулей, предназначенных для обеспечения необходимого уровня безопасности полетов воздушных судов в соответствии с принятым системным подходом.

2 безопасность полетов воздушных судов: Состояние авиационной транспортной системы, при котором риск снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом или более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления угроз, контроля факторов риска и управления состоянием системы

3 угроза безопасности полетов воздушных судов: Источник опасности, потенциально являющийся причиной телесных повреждений персонала, повреждений оборудования или конструкций, материальных потерь или снижения возможности выполнения предписываемых системе функций.

4 управление безопасностью полетов воздушных судов: Процесс и/или деятельность в пределах функциональных возможностей систем управления безопасностью полетов воздушных судов и их структур для обеспечения изменения состояния системы по критериям достижения заданных уровней показателей безопасности для комплекса условий, требований и специфики функционирования системы с учетом возможных воздействий на систему прогнозируемых опасных факторов.

5 ____

регулирование безопасности полетов воздушных судов: Применение норм и правил

воздействия на процесс функционирования авиационной транспортной системы в целях обеспечения заданного уровня безопасности попетое воздушных судов.

[ГОСТ Р 55588-2013, статья 71_

6 фактор риска нарушения условий нормальных полетов воздушных судов: Фактор опасности, оцениваемый по критерию степени соответствия уровня приемлемого риска при возможном изменении состояния авиационной транспортной системы и перехода ее в опасную или рисковую ситуацию.

7 серьезность факторов риска нарушения условий полетов воздушных судов: Негативные последствия опасной ситуации, при этом за контрольный ориентир принимается наихудшая предвидимая опасная ситуация в процессе выполнения полетов воздушных судов.

Издание официальное

в вероятность возникновения факторов риска нарушения штатных условий полетов воздушных судов: Мера случайности того, что наихудшая предвидимая опасная ситуация по избранному фактору риска нарушения штатных условий полетов воздушных судов может возникнуть с некоторой вероятностью, если эта величина достоверно может быть определена, в процессе выполнения полета.

9 менеджмент риска (при производстве полетов воздушных судов): Скоординированные действия по руководству и управлению авиационной транспортной системой на основе методов оценивания рисков в сфере регулирования безопасности полетов воздушных судов.

10 факторы опасности (при производстве полетов воздушных судов): Факторы, возникающие при функционировании авиационной транспортной системы и являющиеся потенциальными источниками риска нарушения штатных условий попетое воздушных судов.

11 технические факторы опасности (при производстве полетов воздушных судов): Факторы опасности при производстве полетов воздушных судов, связанные с возможными отказами или нарушениями штатных условий работы систем воздушных судов и/или технических средств обеспечения полетов.

12 факторы опасности природного происхождения (при производстве полетов воздушных судов): Факторы опасности при производстве полетов воздушных судов, связанные с негативным воздействием окружающей среды на экипаж воздушных судов.

13 определяющий фактор опасности (при производстве полетов воздушных судов): Фактор опасности при производстве попетое воздушных судов, ставший непосредственным источником или одним из непосредственных источников возникновения особой ситуации.

14 идентификация факторов опасности (при производстве полетов воздушных судов): Обнаружение и классификация факторов опасности при производстве полетов воздушных судов путем разумного сочетания внутренних и внешних источников опасности или угроз и проактивных и прогностических процессов, а также лежащих в их основе программ.

15 анализ оценки влияния факторов опасности на качество полетов воздушных судов: Извлечение информации по безопасности полетов воздушных судов из материалов, собранных по выявленным факторам опасности.

16 оценка факторов риска возникновения нарушения параметров полетов воздушных судов: Идентификация признаков угроз и определение серьезности факторов риска нарушения параметров полетов воздушных судов по значимости последствий от опасности.

17 управление факторами риска (в системе управления безопасностью полетов воздушных судов): 8ид основной деятельности системы управления безопасностью полетов воздушных судов, которая обеспечивает управление безопасностью полетов и способствует осуществлению других косвенно связанных с этим организационных процессов.

16_

контроль влияния факторов риска на безопасность полетов воздушных судов: Меры, направленные на устранение опасности и взятие под организационный контроль возможности проявления и серьезности факторов риска на безопасность полетов воздушных судов, связанных с последствиями от прогнозируемой деятельности.

[ГОСТ Р 55588-2013. статья 191_

19 авиационная транспортная система: Система, функцией которой является организация и осуществление перевозок воздушными судами и выполнения иных работ посредством использования воздушных судов, включающая в себя соответствующую инфраструктуру, здания и сооружения, воздушные суда, техническое оборудование, авиационный и обслуживающий персонал, финансы и документацию.

20 человеческий фактор (при производстве полетов воздушных судов): Обозначение вида признаков проявления и влияния характеристик психофизической деятельности человека на процессы выполнения полетов воздушных судов в рамках функционирования авиационной транспортной системы.

21 личностный фактор (при производстве полетов воздушных судов): Обозначение признаков и результатов положительных или негативных проявлений деятельности людей в рамках функционирования авиационной транспортной системы, обусловленных их ограниченными возможностями и недостатками корпоративной культуры и превращающимися в угрозы процессу выполнения нормального полета.

22 решение (при производстве полетов воздушных судов): Волевой акт члена летного экипажа в процессе выполнения полетов воздушных судов, за которым следует определенное его действие либо бездействие, либо волевой акт руководящих органов авиационной транспортной системы по изменению ее структуры и/или принципов функционирования, которые непосредственно влияют на процесс выполнения полетов.

23 профессиональная подготовка авиационного персонала: Процедуры, проводимые с авиационным персоналом по формированию базы знаний, навыков и умений, необходимых им в их профессиональной деятельности.

24 профессиональная подготовленность авиационного персонала: Наличие базы знаний, навыков и умений, полученных в рамках профессиональной подготовки авиационного персонала, в сочетании с убежденностью в необходимости их неукоснительного применения.

25 человеческие факторы опасности (при производстве полетов воздушных судов): Факторы опасности при производстве полетов воздушных судов, обусловленные ограниченными возможностями человека оператора к деятельности в полете.

26 физиологические факторы опасности (при производстве полетов воздушных судов): Человеческие факторы опасности при производстве полетов воздушных судов, обозначающие признаки проявления опасности связанные с физиологическими возможностями и ограничениями человека, приводящими к отклонениям и сшибкам в его работе в связи с усталостью и негативным влиянием условий полета.

Примечание - К условиям полета огносяг шум. вибрации, ускорения, гипоксию и т.п.

27 психологические факторы опасности (при производстве полетов воздушных судов): Человеческие факторы опасности при производстве полетов воздушных судов, обозначающие признаки проявления опасности, связанные с психическими возможностями и ограничениями человека в виде отклонения и ошибками в его работе, обусловленными нарушениями восприятия и обработки информации.

28 личностные факторы опасности (при производстве полетов воздушных судое): Человеческие факторы опасности при производстве полетов воздушных судое, обозначающие отклонения и ошибки в деятельности человека вследствие отсутствия его должной профессиональной подготовленности.

судов

полетов воздушных судов

судов

УДК 629.735:006.354 ОКС 01.040

03.220.50

Ключевые слова: безопасность полетов, опасность, показатели безопасности, система обеспечения безопасности, угроза, управление рисками, факторы опасности

Подписано в печать 01.10.2014. Формат 60x84Va.

Уел. печ. п. 0.93. Тираж 40 экз. Зах. 3881.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

ФГУП -СТАНДАРТИНФОРМ»

123995 Москва. Гранатный пер.. 4.