allgosts.ru03. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ, УПРАВЛЕНИЕ И КАЧЕСТВО. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ.03.220. Транспорт

ГОСТ Р 56075-2014 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБ-АД). Система менеджмента безопасности авиационного комплекса поставщиков обслуживания (Учебные заведения). Руководство по системе менеджмента безопасности авиационной деятельности учебного заведения

Обозначение:
ГОСТ Р 56075-2014
Наименование:
Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБ-АД). Система менеджмента безопасности авиационного комплекса поставщиков обслуживания (Учебные заведения). Руководство по системе менеджмента безопасности авиационной деятельности учебного заведения
Статус:
Действует
Дата введения:
03.01.2015
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.220.50

Текст ГОСТ Р 56075-2014 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБ-АД). Система менеджмента безопасности авиационного комплекса поставщиков обслуживания (Учебные заведения). Руководство по системе менеджмента безопасности авиационной деятельности учебного заведения


ГОСТ Р 56075-2014



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воздушный транспорт

Система менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБ-АД)

Система менеджмента безопасности авиационного комплекса поставщиков обслуживания (Учебные заведения)

РУКОВОДСТВО ПО СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Air transport. System of management of safety of aviation operations. System of management of safety of aviation complex providers - educational institutions. Management system manual safety of aviation activity of an educational institution



ОКС 03.220.50

Дата введения 2015-03-01



Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09 июля 2014 г. N 813-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

Введение

Введение


Настоящий стандарт, разработанный в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 260-ФЗ "О внесении изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации", Федеральными авиационными правилами РФ, Конвенцией о международной гражданской авиации, Приложением 19 ИКАО*, Руководством по управлению безопасностью (РУБ) (Doc.9859)*, 3-е издание, устанавливает требования к системам менеджмента безопасности (СМБ) поставщиков обслуживания - учебным заведениям, в соответствии с действующей Государственной программой по безопасности полетов РФ (ГосПБП) и Государственной политикой в области обеспечения безопасности полетов.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке на сайт . - .


Так как в настоящем стандарте речь идет о СМБ поставщика обслуживания - учебного заведения, его требования, оформленные в нем, относятся к элементам и компонентам системы менеджмента безопасности, ее функциональной и организационной структуре, процессам менеджмента, процессам производства и взаимосвязям между ними, ко всем видам привлекаемых ресурсов и инфраструктуре поставщика обслуживания - учебного заведения. В настоящем стандарте приведены требования к методам и правилам выполнения управленческой и производственной деятельности, требования к характеристикам и показателям процессов, показателям факторов опасности, показателям риска в различных процессах системы менеджмента, которые при взаимодействии определяют уровень безопасности деятельности поставщика обслуживания - учебного заведения.

Деятельность по предоставлению услуги различных поставщиков обслуживания имеет объективные отличия друг от друга: в структуре организации, функциональной структуре деятельности, содержании процессов и показателях деятельности поставщиков обслуживания, проявляющиеся в безопасности авиационной деятельности и безопасности полетов. Поэтому СМБ конкретного поставщика обслуживания - учебного заведения должна иметь процедуры, построенные в соответствии с требованиями настоящего стандарта и с учетом других конкретных нормативов авиационной деятельности по подготовке инженерно-технического и летного персонала авиационной отрасли.

Высшее руководство, руководители подразделений и сотрудники поставщика обслуживания (учебные заведения) для выполнения требований настоящего стандарта и других руководящих документов должны внести необходимые новые элементы в процессы своей деятельности, освоить и использовать новые принципы системы менеджмента безопасностью деятельности учебного заведения и реализовать эффективное выполнение авиационной деятельности с учетом правовых, методологических, организационных, ресурсных и технологических аспектов менеджмента безопасности деятельности учебного заведения.

Согласно введенной ИКАО классификации участников авиационной деятельности СМБ должны быть у следующих поставщиков обслуживания авиационной отрасли (Приложение 19, пункты 3.1.3 и 3.1.4):

а) утвержденные учебные организации (образовательные учреждения - для Российской Федерации), которые подвержены воздействию рисков для безопасности полетов, связанных с выполнением полетов воздушных судов в ходе предоставления им своих услуг;

б) эксплуатанты самолетов или вертолетов, имеющие разрешение на выполнение международных коммерческих авиаперевозок;

в) утвержденные организации по техническому обслуживанию, предоставляющие услуги эксплуатантам самолетов или вертолетов, выполняющим международные коммерческие авиаперевозки;

г) организации, ответственные за конструкцию типа или изготовление воздушных судов;

д) поставщики обслуживания воздушного движения (ОВД);

е) эксплуатанты сертифицированных аэродромов;

ж) эксплуатанты тяжелых или турбореактивных самолетов международной авиации общего назначения, для которых в рамках ГосПБП требуется внедрение СМБП (не являющийся поставщиком обслуживания).

Первой особенностью СМБ образовательного учреждения (высшего, среднего и специального) является то, что выпускники образовательной системы будут работать во всех организациях поставщиках обслуживания авиационной деятельности.

Их профессиональные навыки в понимании и применении методологии безопасности авиационной деятельности должны быть системными и пригодными для различных специальностей руководителей и сотрудников различных предприятий по разработке, конструированию, испытаниям и сертификации авиационной техники, предприятий - изготовителей авиационной техники, поставщиков обслуживания воздушного движения, утвержденных организаций по техническому обслуживанию и др.

Программы подготовки таких специалистов должны формировать высокую культуру управления и профессиональной деятельности.

Особенностью настоящего стандарта является применение требований к различным сферам авиационной деятельности различных поставщиков обслуживания для обеспечения понимания и выполнения всеми выпускниками, что требует такого уровня обобщения и оформления правил и требований, чтобы свести к минимуму разночтения в понимании и применении настоящего стандарта из-за специфики деятельности поставщиков обслуживания - учебного заведения.

У поставщиков обслуживания, которые напрямую занимаются деятельностью, связанной с полетами или обеспечением полетов (эксплуатантов, ОВД, например), СМБ будут иметь наименование "Система менеджмента безопасности полетов" (СМБ П). У поставщиков обслуживания, которые не занимаются непосредственно полетами или обеспечением полетов (например изготовление ВС, образовательные учреждения подготовки инженерных, технических кадров авиационной отрасли), СМБ будут иметь наименование "Система менеджмента безопасности авиационной деятельности" (СМБ-АД).

Второй особенностью настоящего стандарта является адекватность требований с содержанием положений, изложенных в Приложении 19 ИКАО и Руководстве по управления безопасностью (Doc. 9859, 2013 г.), 3-е издание.

В связи с тем, что в авиационной отрасли у поставщиков обслуживания уже имеются системы менеджмента, разработанные и применяемые на основе требований международных стандартов (например, ИСО) третьей особенностью настоящего стандарта является содержание в них требований к СМБ как интегрированной системе менеджмента. В новых системах менеджмента и процессах менеджмента требования по безопасности следует рассматривать как обобщающие интегрированные требования, базирующиеся на показателях качества, экологии, риска. При этом должен быть обеспечен акцент на интеграцию всех показателей системы менеджмента и процессов, которые должны обеспечить достижение заданного уровня безопасности поставщика обслуживания - учебного заведения.

Настоящий стандарт на уровне конкретного поставщика обслуживания - учебного заведения, является основой взаимосвязей требований, соответствующих специфике деятельности поставщика обслуживания и содержащихся в национальных стандартах, федеральных авиационных правилах, международных отраслевых стандартах (ИКАО, ИСО), авиационных правилах, и реализующихся в процессах интегрированной СМБ-АД. Требования стандартов, реализованные в структуре системы менеджмента и деятельности персонала поставщика обслуживания по качеству процессов, информационной безопасности, риск-менеджменту, промышленной безопасности, менеджменту экологии и др., должны быть интегрированы в показатели безопасности полетов.

В связи с тем что СМБ должна применяться каждым из участников авиационной деятельности, центральными требованиями, вокруг которых строится и применяется СМБ, являются требования к безопасности полетов. Все остальные необходимые и важные требования по другим нормативным документам поставщика обслуживания взаимно согласовываются и встраиваются в общую интегрированную СМБ деятельности поставщика облуживания (требования к качеству образования, требования к экологической безопасности, требования к промышленной безопасности и гигиены труда, требования к процессам риск-менеджмента, требования к процессам информационной безопасности и др.).

Государство оставляет за собой системный надзор за деятельностью поставщиков обслуживания в СМБ поставщиков обслуживания (подраздел 3.2 Приложения 19 ИКАО).

В настоящем стандарте требования к структуре процессов СМБ дополняются требованиями к содержанию и к количественным показателям процессов обслуживания.

Разработка и внедрение СМБ определяются требованиями Приложения 19 ИКАО и РУБ, 3-е издание, и осуществляются поставщиком обслуживания на основе требований настоящего стандарта по Программе разработки и внедрения системы менеджмента безопасности и плану графику, с привлечением необходимых экспертов и ресурсов. Разработку и внедрение СМБ-АД поставщика обслуживания проводят с включением требований иных отраслевых и национальных стандартов и нормативов, используемых в текущее время в системе менеджмента и производства конкретного поставщика обслуживания.

Настоящий стандарт предполагает единообразие в понимании и применении принципов, методов и технологий в описании и реализации процессов СМБ. Однако организация самостоятельно решает, какими конкретными способами будет выполняться формальное описание процессов организации, а также самостоятельно определяет порядок разработки и применения административного и производственного регламентов системы менеджмента поставщика обслуживания и процессов бюджетирования.

Настоящий стандарт может быть использован внутренними аудиторами или внешними инспекционными (сертификационными) организациями при проверке соответствия системы менеджмента поставщика обслуживания требованиям Приложения 19 ИКАО и РУБ ИКАО, нормативных документов авиационной отрасли, требованиям настоящего стандарта, требованиям авиационных правил и внутренним стандартам поставщика обслуживания.

Так как на данный момент не установлены правила условий проверки СМБ поставщика обслуживания на соответствие требованиям настоящего стандарта, проверка фиксируется документом в рамках систем сертификации авиационной отрасли поставщиков облуживания или отдельным документом с определенным сроком действия, с условием продления по результатам аудита в соответствии с ИСО 19011 и ИСО 17021.

При разработке настоящего стандарта учтены принципы менеджмента, заявленные в стандартах ИКАО (SARPs) и ИСО, а также нормативные документы профессиональной деятельности РФ (стандарты, авиационные правила и др.) для различных поставщиков обслуживания авиационной отрасли.

1 Область применения

1.1 Общие положения


Настоящий стандарт устанавливает требования к СМБ поставщиков обслуживания - учебным заведениям.

В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в РФ" N 273-ФЗ от 29.12.2012 под учебным заведением следует понимать некоммерческую образовательную организацию, осуществляющую на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Для целей обучения в системе менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБ-АД) федеральный закон "Об образовании в РФ" предусматривает следующие уровни профессионального образования:

среднее профессиональное образование;

высшее образование - бакалавриат;

высшее образование - специалитет, магистратура;

высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

1.2 Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования в СМБ-АД


Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования в СМБ-АД обеспечивают:

- единство образовательного пространства Российской Федерации;

- вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

- государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Федеральные государственные образовательные стандарты в СМБ-АД включают в себя требования к:

- структуре основных образовательных программ и их объему;

- условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

- результатам освоения основных образовательных программ.

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования в СМБ-АД могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.

Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в СМБ-АД.

1.3 Образовательные программы


Образовательные программы в СМБ-АД определяют содержание образования в области безопасности.

В руководстве СМБ-АД по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

К основным профессиональным программам относятся:

- образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

- образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалиста, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры стажировки.

К дополнительным профессиональным программам относятся:

- программы повышения квалификации;

- программы профессиональной переподготовки;

- программы специальной подготовки.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

1.4 Общие требования Руководства СМБ-АД к реализации профессиональных образовательных программ


Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.

Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся.

Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в СМБ АД.

2. Термины и определения


В настоящем стандарте использованы определения, приведенные в Федеральном законе "Об образовании" (N 273-ФЗ от 29.12.2012), Приложении 19 к Чикагской конвенции о Международной организации ГА (Annex от 28.01.13 Doc.C-WP/13935), 3-2 издание:

2.1 образование: Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2.2 воспитание: Деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социо-культурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

2.3 обучение: Целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

2.4 уровень: Образования завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;*
_________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - .

2.5 квалификация: Уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

2.6 федеральный государственный образовательный стандарт: Совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

2.7 образовательный стандарт: Совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования;

2.8 федеральные государственные требования: Обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам;

2.9 образовательная программа: Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

2.10 профессиональное образование: Вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

2.11 профессиональное обучение: Вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

2.12 дополнительное образование: Вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

2.13 обучающийся: Физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

2.14 образовательная деятельность: По реализации образовательных программ;

2.15 образовательная организация: Некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

2.16 организация, осуществляющая обучение: Юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

2.17 организации, осуществляющие образовательную деятельность: Образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.

Примечание - К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено Федеральным законом

2.18 учебный план: Документ, который определяет перечень: трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности;

2.19 индивидуальный учебный план: Обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

2.20 практика: Вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

2.21 направленность (профиль) образования: Ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;

2.22 средства обучения и воспитания: Приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;

2.23 качество образования: Комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

3. Международные требования к подготовке и обучению авиационного персонала в СМБ АД


Руководством к учебным заведениям, осуществляющим подготовку и обучение авиационного персонала по образовательным программам в СМБ АД в соответствии с Воздушным кодексом (ст.24.1 ВК), должны учитываться международные требования, изложенные в Приложении 19 к Чикагской конвенции о Международной ГА (Annex 19 от 28.01.13 Doc.CWP/13935) и руководством по управлению безопасностью полетов (РУБП) ИКАО (CMS, Doc.9859 AN 1460) 3-е издание.

Основные положения этих документов применительно к подготовке и обучению авиационного персонала авиапредприятий сводятся к следующему.

Руководитель авиапредприятия, ответственный за безопасность полетов, предоставляет текущую информацию и проводит подготовку персонала по вопросам безопасности полетов, касающихся конкретных видов деятельности и производственных подразделений организации. Проведение соответствующей подготовки всех сотрудников, независимо от их уровня в организации, является показателем приверженности руководства принципам эффективной СУБП. Подготовка и обучение в области безопасности полетов должны состоять из следующих компонентов:

- политика, цели и задачи организации в области обеспечения безопасности полетов;

- обязанности и ответственность сотрудников организации в области обеспечения безопасности полетов;

- базовые принципы управления факторами риска для безопасности полетов;

- системы представления данных о безопасности полетов;

- дополнительные меры по управлению безопасностью полетов (включая планы оценок и проверок);

- каналы распространения информации о безопасности полетов; д) процесс апробирования и оценки эффективности подготовки;*
_________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - .



- документированный уровень начальной подготовки и определение потребности в периодической переподготовке персонала.

Требования к подготовке, соответствующие потребностям и сложности структуры организации, должны документально оформляться для каждого вида деятельности. На каждого сотрудника, включая руководство, должно быть заведено личное дело о прохождении подготовки.

Обучение в области безопасности полетов в организации должно обеспечить надлежащую подготовку и компетентность персонала для выполнения им своих обязанностей по управлению безопасностью полетов. В планах подготовки должны быть указаны стандарты первоначального обучения и переподготовки для эксплуатационного персонала, руководителей различного уровня, старшего руководства и ответственного руководителя. Объем подготовки в области безопасности полетов должен соответствовать индивидуальным обязанностям и степени участия в СУБП. В документации СУБП, касающейся подготовки персонала, должны также быть указаны конкретные обязанности по разработке содержания и календарных планов обучения, а также по ведению учетной документации по подготовке в области безопасности полетов.

Подготовка должна включать ознакомление с политикой организации и распределением обязанностей и ответственности в области обеспечения безопасности полетов, с принципами СУБП в отношении управления факторами риска для безопасности полетов и обеспечения безопасности полетов, а также с использованием и преимуществами систем(ы) представления данных о безопасности полетов в организации.

Подготовка старшего руководства в области безопасности полетов должна включать информацию об обязанностях в отношении соблюдения национальных требований и требований организации в области безопасности полетов, распределения ресурсов, обеспечения эффективного обмена информацией между подразделениями и активной популяризации СУБП. Кроме того, подготовка в области обеспечения безопасности полетов для старших руководителей должна включать материалы по определению целевых и пороговых уровней безопасности полетов.

Наконец, программа подготовки в области безопасности полетов должна включать специальный курс подготовки для ответственного руководителя. Такой учебный курс должен дать ответственному руководителю общее представление о СУБП организации, ее взаимосвязи с общей деловой стратегией организации.

4. Требования Руководства по профессиональной подготовке авиаспециалистов РФ в учебных заведениях ГА в области безопасности АД

4.1 Выявления отклонений, связанных с профессиональным отбором для подготовки и переподготовки авиаспециалистов в СМБ АД


Выявление отклонений в профессиональном отборе для обучения авиационным специальностям проводится командно-руководящим и инструкторским составом, врачами и психологами учебных заведений в процессе профессиональной подготовки специалистов.

Отклонения выявляются сопоставлением фактических и прогнозируемых результатов профессионального обучения слушателей и анализом состояния их здоровья. В ходе обучения должно быть выявлено:

- не усвоение в установленные сроки или неудовлетворительное усвоение программ теоретической и профессиональной подготовки;

- низкое качество профессиональной деятельности, наличие предпосылок авиационного происшествия, возникших в результате грубых ошибок и нарушений, допущенных слушателями;

- эмоциональная неустойчивость и неуравновешенность при выполнении профессиональных обязанностей, неспособность к их выполнению при усложнении условий и в особых случаях полета;

- неспособность к руководству коллективом (экипажем) из-за отрицательных характерологических черт личности или недостаточно выраженных навыков управления деятельностью подчиненных;

- несоответствие состояния здоровья слушателей предъявляемым требованиям.

О всех указанных случаях необходимо немедленно сообщать начальникам учебных заведений и в ведомственный орган, контролирующий работу комиссий по профессиональному отбору, для принятия соответствующих мер.

Опасными отклонениями, связанными с профессиональным отбором, являются:

- использование в ходе профессионального отбора необъективных методик оценки профессиональной пригодности кандидатов;

- неудовлетворительный уровень подготовки специалистов, проводящих профессиональный отбор;

- нарушение правил организации и проведения профессионального отбора (в том числе влияние на результаты отбора посторонних лиц).

Ответственность за допущенные отклонения несут представители комиссий, осуществляющие профессиональный отбор специалистов.

Выявление отклонений, связанных с профессиональным отбором для переподготовки на новую технику, должно осуществляться:

командно-руководящим, командно-летным и инструкторским составом подразделений и предприятий при изучении личных и летных дел, проверке техники пилотирования в полете и на комплексном тренажере с последующим анализом зарегистрированных параметров полета и оценкой устойчивости профессиональных навыков, обоснованности и своевременности принимаемых решений, а также эмоциональной устойчивости и адекватности реакций на усложнение условий полета;

- членами МКК при проверке знаний кандидата;

- членами комиссии управления при проверке обоснованности решения МКК;

- специалистами медицинской службы и психологами при медицинском освидетельствовании и индивидуальном обследовании кандидата.

Опасные отклонения в отборе кандидатов для переподготовки на новую технику проявляются в недостаточном учете уровня их профессиональной подготовленности, состояния здоровья, психологических качеств и свойств личности, не соответствующих задачам успешного освоения техники и профессиональной деятельности в новых условиях.

Опасным отклонением является включение в число кандидатов для переподготовки на самолеты и вертолеты более высокого класса лиц, имеющих ограничения к летной работе по состоянию здоровья, предпосылки авиационного происшествия (АП) по личностному фактору.

4.2 Подготовка авиаспециалистов в учебных заведениях


Выявление отклонений в подготовке специалистов в учебных заведениях необходимо осуществлять последовательно - в процессе обучения, а затем в ходе их профессиональной деятельности в авиапредприятиях.

Выявление отклонений в методическом обеспечении учебного процесса и в формировании прочных теоретических знаний специалистов осуществлять путем анализа:

- требований руководящих документов в части организации учебного процесса;

- состояние учебно-методической базы;

- содержание программ и соответствия их требованиям руководящих документов по безопасности полетов;

- обеспечения учебного процесса методическими разработчиками;

- внедрения в программы специальных дисциплин вопросов предотвращения авиационных происшествий;

- организации кураторской работы со слушателями;

- соответствия специализации профессорско-преподавательского состава (ППС) профилю учебного заведения (использование его в учебном процессе не по специальности) и квалификации выполняемой работе;

- учебной загрузки ППС в течение учебного года;

- прохождения профессорско-преподавательским составом стажировки в производственных подразделениях и подготовки на курсах (факультетах) повышения квалификации;

- связи учебного процесса с производством и использования при этом передового опыта производственных подразделений в учебном процессе;

- устранения отклонений в организации профессиональной подготовки слушателей по отзывам производственных подразделений и др.

В летных учебных заведениях выявление отклонений выполнять и по полноте и качеству:

- требований руководящих документов, регламентирующих летную работу;

- участия ППС (цикловых комиссий) в разработке методических пособий по летной подготовке и на летных разборах;

- организации предварительной, предполетной подготовки, последовательных разборов со слушателями и командно-летным и инструкторским составом:

- проверок методик летного обучения и техники пилотирования инструкторов и командно-летного состава;

- использования норм налета слушателя по видам подготовки, особенно в ходе вывозной программы;

- состояния учебно-методической базы летных учебных заведений;

- методической и профессиональной подготовки инструкторского состава;

- использования в учебно-методическом процессе комплексных, процедурных тренажеров, а также технических средств обучения и контроля знаний слушателей;

- соответствия программ подготовки пилотов в летных учебных заведениях производственным условиям;

- количественных значений предельно допустимых параметров учебно-тренировочного полета, требующих вмешательства инструктора в управление.

Опасность отклонений в подготовке специалистов в учебных заведениях оценивается непосредственно в учебных заведениях и в процессе производственной деятельности в авиапредприятиях вероятностью авиационного происшествия или его предпосылки из-за недостаточной профессиональной подготовленности специалиста.

В учебных заведениях опасность отклонений оценивается:

- во время экзаменационной сессии или по окончании курса специальных дисциплин;

- при завершении производственной практики в авиапредприятиях;

- при проверке техники пилотирования и навыков практической работы в летных учебных заведениях;

- на выпускных и государственных экзаменах или на защите дипломных работ.

В производственных предприятиях опасность отклонений оценивается:

- при допуске к самостоятельной работе по окончании первоначальной подготовки и переподготовки на новую авиационную технику;

- при проверке знаний, умений и навыков по установленным программам и в дальнейшей производственной деятельности;

- при выполнении трудового процесса (техническое обслуживание, пилотирование ВС и др.).

Отклонения оцениваются:

- по формированию у обучаемого стереотипа действий;

- по несоответствию научно обоснованной "модели" специалиста по уровню и качеству знаний, навыков и умений потребностям производства;

- по отсутствию у специалистов устойчивых знаний, навыков и умений по действиям в сложных и аварийных ситуациях при эксплуатации AT и др.

4.3 Подготовка авиационного персонала к деятельности по предотвращению авиационных происшествий (АП)


Подготовка авиационного персонала к деятельности по предотвращению АП должна предусматривать получение специалистами основ знаний по выявлению отклонений, их оценке и анализу, разработке мероприятий по устранению выявленных отклонений и расследованию авиационных происшествий.

Подготовка специалистов к деятельности по предотвращению АП должна осуществляться в учебных заведениях ГА, разработчиков и изготовителей авиационной техники (AT) - по специально разработанным программам:

- при первоначальном обучении;

- при повышении квалификации;

- при переподготовке на новую AT;

- при прохождении курсов подготовки по расследованию авиационных происшествий.

Ответственность за качество разработки учебных программ и курсов по организации и проведению работ по предотвращению АП в гражданской авиации РФ несут руководители указанных заведений.

Научные и методические разработки по вопросам предотвращения АП для включения в программу курса должна осуществляться научными и учебными организациями эксплуатанта разработчика и изготовителя AT.

5. Общие концептуальные подходы к созданию системы подготовки специалистов в области обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте (ВТ)

5.1 Место системы подготовки и переподготовки специалистов в области транспортной безопасности на ВТ в общей системе обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации


Транспортная безопасность на ВТ, как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, требует ее всестороннего обеспечения, т.е. практической реализации определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере функционирования транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (Ст.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности"//СЗ РФ, 2007, N 7, ст.837).

Исходя из этимологического смысла понятия "обеспечить" (гарантировать, сделать что-либо верным, несомненным, вполне возможным, действительным, реально выполнимым), под обеспечением транспортной безопасности следует понимать совокупность (систему) мер, направленных на гарантированное предупреждение и нейтрализацию угроз жизни, здоровью и имуществу граждан и организаций при пользовании ими услугами транспорта, а также от угроз устойчивому функционированию транспортного комплекса страны.

Системный анализ основных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере обеспечения транспортной безопасности (Федеральный закон "О транспортной безопасности", Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 1285-р // СЗ РФ, 2010, N 32, N 4359.) позволяет выделить следующие элементы системы обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации (см. рис.1):
- правовое обеспечение;

- материально-техническое обеспечение;

- кадровое обеспечение;

- информационное обеспечение.

Рисунок 1 - Место кадрового обеспечения транспортной безопасности в общей системе обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации


Рисунок 1 - Место кадрового обеспечения транспортной безопасности в общей системе обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации


Каждый из указанных элементов представляет собой подсистему определенных взаимосвязанных элементов.

Так в кадровом обеспечении транспортной безопасности на ВТ можно выделить три структурных элемента:

1) система ограничений при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности на ВТ;

2) система аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности на ВТ;

3) система подготовки и переподготовки специалистов в области транспортной безопасности на ВТ.

Система ограничений при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности на ВТ, определена ст.10 Федерального закона "О транспортной безопасности", где сказано, что на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, не принимаются лица:

а) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

б) состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

в) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;

г) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (СЗ РФ, 2011, N 7, ст.900), имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды.

Система аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности на ВТ представляет собой периодическую оценку их профессиональной служебной деятельности в целях определения соответствия указанных специалистов и должностных лиц квалификационным требованиям, предъявляемым к замещаемым ими должностям, а также определения их пригодности к работе по обеспечению транспортной безопасности на ВТ.

Основными задачами аттестации являются:

- проверка уровня знаний нормативных правовых актов и других документов, регламентирующих транспортную безопасность, и умения применять их в работе;

- формирование высокопрофессионального кадрового состава руководителей и специалистов, обеспечивающих транспортную безопасность на ВТ.

Система подготовки и переподготовки специалистов в области транспортной безопасности на ВТ, которая пока в целостном виде не создана, должна включать следующие структурные элементы (см. рис.2):

1) подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием в области обеспечения транспортной безопасности на ВТ;

2) изучение специальной дисциплины "Транспортная безопасность на ВТ" в образовательных учреждениях транспортного профиля;

3) профессиональная переподготовка и повышение квалификации персонала организаций транспортной отрасли, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности на ВТ;

4) профессиональная переподготовка и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений, принимающих участие в подготовке и переподготовке специалистов в области транспортной безопасности на ВТ.

Рисунок 2 - Система подготовки и переподготовки специалистов в области обеспечения транспортной безопасности на ВТ в Российской Федерации (перспективная модель)


Рисунок 2 - Система подготовки и переподготовки специалистов в области обеспечения транспортной безопасности на ВТ в Российской Федерации (перспективная модель)


Согласно Комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 1285-р, создание системы профессиональной подготовки и обучения специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности на ВТ, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности на ВТ, в том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте, является одним из приоритетных направлений обеспечения транспортной безопасности на ВТ в Российской Федерации.

Основными задачами создания указанной системы являются:

а) разработка методики и программ профессиональной подготовки и обучения специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности на ВТ, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности на ВТ;

б) создание сети учебных центров профессиональной подготовки и обучения специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности на ВТ, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности на ВТ;

в) обучение и подготовка специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности на ВТ, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности на ВТ;

г) обучение должностных лиц и специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на ВТ.

Компетентность подготавливаемых специалистов в области обеспечения транспортной безопасности на ВТ, знание выпускниками транспортных учебных заведений основ транспортной безопасности на ВТ являются залогом безопасного и устойчивого функционирования транспортного комплекса. Уровень знаний и навыков должен стать решающим фактором в деятельности работников всех видов транспорта, с целью обеспечения безопасности населения на транспорте, предотвращения чрезвычайных ситуаций и актов незаконного вмешательства.

5.2 Характеристика основных элементов системы подготовки и переподготовки специалистов в области транспортной безопасности

5.2.1 Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием в области обеспечения транспортной безопасности

Учитывая важность проблемы обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации, ключевым направлением ее кадрового обеспечения является организация в образовательных учреждениях страны подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием по специальности "транспортная безопасность".

Анализ действующих актов Минобрнауки России, которыми утверждены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), показывает, что в настоящее время в Российской Федерации действуют 19 ФГОС по подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в области обеспечения безопасности в различных сферах жизнедеятельности общества и государства (см. табл.1).


Таблица 1 Перечень действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего специального образования по профилю "безопасность"

N пп

Направление подготовки (специальности)

Дата и номер приказа Минобрнауки России об утверждении ФГОС

1

090900 Информационная безопасность (квалификация (степень) "бакалавр")

28 октября 2009 г. N 496

2

090900 Информационная безопасность (квалификация (степень) "магистр")

28 октября 2009 г. N 497

3

280700 Техносферная безопасность (квалификация (степень) "бакалавр")

14 декабря 2009 г. N 723

4

280700 Техносферная безопасность (квалификация (степень) "магистр")

21 декабря 2009 г. N 758*

________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Утратил силу на основании приказа Минобрнауки России от 6 марта 2015 года N 172. - .

5

140815 Радиационная безопасность (среднее профессиональное образование)

15 февраля 2010 г. N 115*

________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Утратил силу на основании приказа Минобрнауки России от 15 мая 2014 года N 543. - .

6

280703 Пожарная безопасность (среднее профессиональное образование)

8 апреля 2010 г. N 309*

________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Утратил силу на основании приказа Минобрнауки России от 18 апреля 2014 года N 354. - .

7

090303 Информационная безопасность телекоммуникационных систем (среднее профессиональное образование)

23 июня 2010 г. N 683*

________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Утратил силу на основании приказа Минобрнауки России от 13 августа 2014 года N 1000. - .

8

090305 Информационная безопасность автоматизированных систем (среднее профессиональное образование)

24 июня 2010 г. N 708*

________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Утратил силу на основании приказа Минобрнауки России от 28 июля 2014 года N 806. - .

9

280705 Пожарная безопасность (квалификация (степень) "специалист")

14 января 2011 г. N 12

10

080101 Экономическая безопасность (квалификация (степень) "специалист")

14 января 2011 г. N 19

11

030901 Правовое обеспечение национальной безопасности (квалификация (степень) "специалист")

17 января 2011 г. N 39

12

090302 Информационная безопасность телекоммуникационных систем (квалификация (степень) "специалист")

17 января 2011 г. N 50

13

090305 Информационно-аналитические системы безопасности (квалификация (степень) "специалист")

17 января 2011 г. N 56

14

090303 Информационная безопасность автоматизированных систем (квалификация (степень) "специалист")

17 января 2011 г. N 60

15

090301 Компьютерная безопасность (квалификация (степень) "специалист")

17 января 2011 г. N 69

16

090915 Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере (квалификация (степень) "специалист")

1 февраля 2011 г. N 132

17

162001 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения квалификация ((степень) "специалист"), специализация "Организация авиационной безопасности"

24 января 2011 г. N 83

18

161000 Аэронавигация (квалификация (степень) "бакалавр"), профиль "Обеспечение авиационной безопасности"

22 декабря 2009 г. N 793

19

100112 (2313) Сервис на транспорте (по видам транспорта) (среднее профессиональное образование), специализация "Авиационная безопасность на воздушном транспорте"

23 июня 2010 г. N 686*

________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Утратил силу на основании приказа Минобрнауки России от 7 мая 2014 года N 470, здесь и далее по тексту. - .


Присутствие в указанном перечне специализации "Организация авиационной безопасности", как подготовка квалифицированных специалистов в области обеспечения специальных требований безопасности на воздушном транспорте, в полном объеме соответствует "Требованиям по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта" (Приказ Минтранса РФ от 08.02.2011 г. N 40). Аналогичные требования разработаны и для других видов транспорта, что позволяет сделать вывод о целесообразности разработки и внедрения нового направления подготовки квалифицированных специалистов в области транспортной безопасности.

Область профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки "Транспортная безопасность на ВТ" должна включать обеспечение безопасности человека при пользовании объектами авиационного транспортного комплекса, предупреждение и минимизацию последствий актов незаконного вмешательства в функционирование транспортного комплекса, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования в сфере ВТ.

Объектами профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки "Транспортная безопасность на ВТ" должны стать:

- авиационно-транспортный комплекс и опасности, связанные с его деятельностью;

- опасности, связанные с актами незаконного вмешательства в функционирование авиационно-транспортного комплекса, включая акты терроризма;

- опасные технологические процессы и производства, связанные с функционированием авиационно-транспортной системы;

- методы и средства оценки опасностей и рисков в сфере авиационно-транспортной деятельности;

- методы и средства защиты человека, материальных ценностей, окружающей природной среды от опасностей, связанных с функционированием авиационно-транспортного комплекса;

- правила нормирования опасностей, оценки уязвимости объектов авиационно-транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, включая акты терроризма;

- методы, средства и силы спасения человека при возникновении чрезвычайных ситуаций на ВТ.

Специалист по направлению подготовки "Транспортная безопасность на ВТ" готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

- проектно-конструкторская;

- сервисно-эксплуатационная;

- организационно-управленческая;

- экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская;

- научно-исследовательская.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится специалист, должны определяться высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей с учетом конкретного вида деятельности, куда предназначается специалист.

По окончании обучения выпускнику, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, должна присваиваться специальность "инженер специалист в области транспортной безопасности на ВТ".

Специалист по направлению подготовки "Транспортная безопасность на ВТ" должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью основной образовательной программы и видами профессиональной деятельности:

а) проектно-конструкторская:

- участие в проектных работах в области создания средств обеспечения транспортной безопасности и защиты человека от актов незаконного вмешательства и природных явлений чрезвычайного характера, разработке разделов проектов, связанных с вопросами транспортной безопасности, самостоятельная разработка отдельных проектных вопросов среднего уровня сложности;

- идентификация источников опасностей на авиационно-транспортном комплексе, определение уровней опасностей;

- определение зон повышенного техногенного и антропогенного риска;

- подготовка проектно-конструкторской документации разрабатываемых изделий и устройств, с применением электронно-вычислительных машин;

- участие в разработке требований безопасности при подготовке обоснований инвестиций и проектов;

- участие в разработке средств спасения и организационно-технических мероприятий по защите транспортной инфраструктуры и транспортных средств от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, а также от актов незаконного вмешательства;

б) сервисно-эксплуатационная:

- эксплуатация комплексных средств защиты и систем контроля транспортной безопасности на ВТ;

- проведение защитных мероприятий и ликвидация последствий аварий и катастроф на ВТ;

- выбор известных методов (систем) защиты человека и материальных средств и ликвидации чрезвычайных ситуаций применительно к конкретным условиям;

- составление инструкций по безопасности;

в) организационно-управленческая:

- обучение персонала требованиям безопасности;

- участие в деятельности по защите человека и среды обитания на уровне предприятия, а также деятельности организаций авиационно-транспортного комплекса в чрезвычайных ситуациях;

- участие в разработке нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения транспортной безопасности на уровне предприятия (организации);

- участие в разработке и организации исполнения планов обеспечения транспортной безопасности применительно к конкретному виду транспорта;

г) экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская:

- проведение контроля состояния средств защиты;

- выполнение мониторинга источников опасностей в сфере функционирования авиационно-транспортного комплекса;

- участие в проведении экспертизы безопасности, экологической экспертизы;

- участие в оценке уязвимости транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, включая акты терроризма, а также от явлений природного характера;

д) научно-исследовательская:

- участие в выполнении научных исследований в области транспортной безопасности, выполнение экспериментов и обработка их результатов;

- анализ опасностей на ВТ;

- участие в исследованиях воздействия антропогенных факторов и стихийных явлений на объекты транспортной инфраструктуры;

- подготовка и оформление отчетов по научно-исследовательским работам.

Выпускник по направлению подготовки "Транспортная безопасность на ВТ" должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

- компетенциями ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления);

- компетенциями гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободы и ответственности);

- компетенциями самосовершенствования (сознание необходимости, потребность и способность учиться);

- компетенциями социального взаимодействия: способностью использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовность к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умением погашать конфликты, способностью к социальной адаптации, коммуникативностью, толерантностью;

- способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета;

- способностью проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры;

- компетенциями сохранения здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни; физическая культура);

- способностью организовать свою работу ради достижения поставленных целей; готовность к использованию инновационных идей;

- владением культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности;

- способностью работать самостоятельно;

- способностью принимать решения в пределах своих полномочий; способностью к познавательной деятельности;

- способностью использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач;

- способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций;

- способностью использования основных программных средств, умением пользоваться глобальными информационными ресурсами, владением современными средствами телекоммуникаций, способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач;

- свободным владением письменной и устной речью на русском языке, способностью использовать профессионально-ориентированную риторику, владеть методами создания понятных текстов, способностью осуществлять социальное взаимодействие на одном из иностранных языков;

- способностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности;

- способностью применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных.

Выпускник по направлению подготовки "Транспортная безопасность на ВТ" должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

а) проектно-конструкторская:

- способностью ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного, антропогенного и природного характера;

- способностью разрабатывать и использовать графическую документацию;

- способностью принимать участие в инженерных разработках среднего уровня сложности в составе коллектива;

- способностью оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники;

- способностью использовать методы расчетов элементов технологического оборудования по критериям работоспособности, надежности и безопасности;

б) сервисно-эксплуатационная:

способностью принимать участие в установке (монтаже), эксплуатации средств защиты объектов авиационно-транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

- способностью принимать участие в организации и проведении технического обслуживания средств защиты;

- способностью ориентироваться в основных методах и системах обеспечения транспортной безопасности на ВТ, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека, авиационно-транспортного комплекса и природной среды от опасностей;

в) организационно-управленческая:

- способностью ориентироваться в основных нормативных правовых актах в области обеспечения транспортной безопасности;

- готовностью к выполнению профессиональных функций по обеспечению транспортной безопасности на ВТ при работе в коллективе;

- способностью пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и природной среды в транспортной сфере;

- готовностью использовать знания по организации безопасного функционирования транспортного комплекса, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах транспортного комплекса;

- способностью использовать знание организационных основ транспортной безопасности на ВТ в чрезвычайных ситуациях;

- способностью разрабатывать и организовывать исполнение планов обеспечения транспортной безопасности на ВТ применительно к конкретному виду транспорта;

г) экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская:

- способностью использовать методы определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека, объекты авиационно-транспортного комплекса и природную среду;

- способностью проводить измерения уровней опасностей в сфере авиационно-транспортного комплекса, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации;

- способностью анализировать механизмы воздействия опасностей транспортной деятельности на человека и окружающую среду, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями транспортной сферы с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов;

- способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска в сфере функционирования авиационно-транспортного комплекса;

- способностью контролировать состояние используемых средств защиты, принимать решения по замене (регенерации) средств защиты;

д) научно-исследовательская:

- способностью ориентироваться в основных проблемах транспортной безопасности;

- способностью принимать участие в научно-исследовательских разработках по проблемам транспортной безопасности на ВТ: систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие в экспериментах, обрабатывать полученные данные;

- способностью решать задачи профессиональной деятельности в составе научно-исследовательского коллектива.

5.2.2 Изучение специальной дисциплины "Транспортная безопасность на ВТ" в образовательных учреждениях

Помимо подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием по специальности "Транспортная безопасность на ВТ", чья будущая профессиональная деятельность напрямую связана с организацией работы по обеспечению транспортной безопасности на ВТ, неотъемлемым элементом кадрового обеспечения транспортной безопасности на ВТ является изучение в образовательных учреждениях специальной учебной дисциплины "Транспортная безопасность на ВТ". Изучение данной дисциплины должно обеспечить приобретение знаний и практических навыков выпускниками учебных заведений на уровне, необходимом для осуществления профессиональной деятельности в сфере ВТ.

В результате изучения учебной дисциплины "Транспортная безопасность на ВТ" обучаемые должны:

а) знать:

- основные требования нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности на ВТ, а также эксплуатации конкретного вида авиационной техники (AT);

- систему, способы и средства обеспечения транспортной безопасности на ВТ;

- порядок организации проведения мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий реализации угроз совершения актов незаконного вмешательства, включая акты терроризма;

б) владеть:

- методами выявления потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов авиационно-транспортного комплекса и транспортных средств;

- методами прогнозирования и оценки обстановки при актах незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности;

- навыками подготовки исходных данных для обоснования решений и разработки плана обеспечения транспортной безопасности на ВТ;

в) быть способными к реализации мер по обеспечению транспортной безопасности на ВТ, определенных планами обеспечения транспортной безопасности, и обеспечения устойчивого функционирования объектов авиационно-транспортной инфраструктуры и транспортных средств с использованием современных инженерно-технических средств;

г) обладать осознанной потребностью в обеспечении безопасности на ВТ.

Для решения данной задачи необходимо осуществить комплекс следующих мер нормотворческого, организационного и учебно-методического характера:

- определить перечень направлений подготовки (специальностей), в рамках которых должна изучаться данная учебная дисциплина;

- внести изменения и дополнения в федеральные государственные образовательные стандарты по указанным направлениям подготовки (специальностям);

- внести изменения и дополнения в учебные планы образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования;

- разработать типовые учебно-методические комплексы по дисциплине "Транспортная безопасность на ВТ" применительно к конкретным видам деятельности;

- организовать подготовку и издание учебников и учебных пособий по дисциплине "Транспортная безопасность на ВТ";

- осуществить меры по подбору, подготовке и переподготовке преподавателей по дисциплине "Транспортная безопасность на ВТ".

Анализ действующих ФГОС по направлениям подготовки специалистов для транспортного комплекса страны показывает, что изучение специальной учебной дисциплины "Транспортная безопасность на ВТ" должно быть предусмотрено при подготовке специалистов по следующим направлениям подготовки (специальностям) (см. табл.2):


Таблица 2 Перечень направлений подготовки (специальностей), в рамках которых необходимо изучение специальной учебной дисциплины "Транспортная безопасность на ВТ"

N пп

Направление подготовки (специальности)

Дата и номер приказа Минобрнауки России об утверждении ФГОС

1

162110 Испытание летательных аппаратов (среднее профессиональное образование)

28 октября 2009 г. N 483*

________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Утратил силу на основании приказа Минобрнауки России от 21 апреля 2014 года N 364. - .

2

162112 Обслуживание летательных аппаратов горючесмазочными материалами (среднее профессиональное образование)

16 ноября 2009 г. N 593*

________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Утратил силу на основании приказа Минобрнауки России от 22 апреля 2014 года N 391. - .

3

161007 Управление движением воздушного транспорта (среднее профессиональное образование)

19 ноября 2009 г. N 638*

________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Утратил силу на основании приказа Минобрнауки России от 22 апреля 2014 года N 394. - .

4

220415 Автоматика и телемеханика на транспорте (на ВТ) (среднее профессиональное образование)

24 ноября 2009 г. N 660*

________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Утратил силу на основании приказа Минобрнауки России от 7 мая 2014 года N 447. - .

5

161000 Аэронавигация (квалификация (степень) "магистр")

15 февраля 2010 г. N 126

6

190625 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного) (среднее профессиональное образование)

17 марта 2010 г. N 192*

________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Утратил силу на основании приказа Минобрнауки России от 22 апреля 2014 года N 387. - .

7

190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (среднее профессиональное образование)

23 июня 2010 г. N 682*

________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Утратил силу на основании приказа Минобрнауки России от 22 апреля 2014 года N 376. - .

8

100120 Сервис на транспорте (по видам транспорта) (среднее профессиональное образование)

23 июня 2010 г. N 686

9

162300 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей (квалификация (степень) "магистр")

15 декабря 2010 г. N 1871

10

162300 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей (квалификация (степень) "бакалавр")

23 декабря 2010 г. N 2006

11

162500 Техническая эксплуатация авиационных электро-систем и пилотажно-навигационных комплексов (квалификация (степень) "бакалавр")

23 декабря 2010 г. N 2015

12

162501 Техническая эксплуатация и восстановление электросистем и пилотажно-навигационных комплексов боевых летательных аппаратов (квалификация (степень) "специалист")

24 декабря 2010 г. N 2065

13

162700 Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов (квалификация (степень) "магистр")

17 января 2011 г. N 63

14

162700 Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов (квалификация (степень) "бакалавр")

20 января 2011 г. N 72

15

162001 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения (квалификация (степень) "специалист")

24 января 2011 г. N 83

16

162107 Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования (квалификация (степень) "специалист")

25 марта 2011 г. N 1410


Для внедрения в учебный процесс образовательных учреждений транспортного профиля изучения специальной дисциплины "Транспортная безопасность на ВТ" общим объемом не менее 48 часов необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в федеральные государственные образовательные программы по направлениям подготовки (специальностям), указанным в табл.2.

Содержание указанных изменений и дополнений, подлежащих внесению в ФГОС, состоит в следующем:

1) в разделе IV "Характеристика профессиональной деятельности специалистов" указывается в качестве одного из обязательных видов профессиональной деятельности участие в обеспечении транспортной безопасности на ВТ;

2) в разделе V "Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста" указываются следующие профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник:

- способностью ориентироваться в основных нормативных правовых актах, регулирующих обеспечение транспортной безопасности на ВТ;

- способностью ориентироваться в основных методах, формах, средствах и системах обеспечения транспортной безопасности на ВТ;

- готовностью к выполнению профессиональных функций по обеспечению транспортной безопасности на ВТ;

- способностью разрабатывать и организовывать исполнение планов обеспечения транспортной безопасности на ВТ;

3) в разделе VI "Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста" в базовой (обязательной) части профессионального цикла предусмотреть изучение дисциплины "Транспортная безопасность на ВТ".

Соответствующие изменения и дополнения в части, касающейся изучения учебной дисциплины, вносятся в учебные планы образовательных учреждений, осуществляющих учебный процесс по указанным ФГОС.

5.2.3 Профессиональная переподготовка и повышение квалификации персонала организаций, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности на ВТ

Помимо подготовки квалифицированных специалистов в области транспортной безопасности на ВТ с высшим профессиональным образованием, а также обязательного изучения учебной дисциплины "Транспортная безопасность на ВТ" в образовательных учреждениях транспортного профиля, неотъемлемым элементом кадрового обеспечения транспортной безопасности является внедрение системы непрерывной профессиональной переподготовки и повышения квалификации лиц, чья профессиональная деятельность связана с обеспечением транспортной безопасности.

Исходя из основных положений Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в РФ" система профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала организаций транспортной отрасли, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, должна включать три элемента (см. рис.3):

а) обязательное прохождение профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной образовательной программе "Транспортная безопасность на ВТ" (применительно к соответствующему виду транспорта) лицами, назначаемыми на должности, исполнение обязанностей по которым связано с обеспечением транспортной безопасности на ВТ. Освоение программы профессиональной переподготовки специалистов завершается обязательной итоговой аттестацией (выпускная квалификационная работа, итоговый экзамен, междисциплинарный экзамен и т.п.). Слушателям, выполнившим все требования учебного плана, по решению аттестационной комиссии выдается диплом о профессиональной переподготовке;

б) обязательное прохождение повышения квалификации лицами, чья профессиональная деятельность связана с обеспечением транспортной безопасности на ВТ, с периодичностью не реже одного раза в 3 года.

Повышение квалификации по дополнительной образовательной программе "Транспортная безопасность на ВТ" может осуществляться в форме краткосрочного тематического обучения, тематических и проблемных семинаров, длительного обучения для углубленного изучения актуальных проблем транспортной безопасности или приобретения профессиональных навыков, самостоятельного обучения, обучения по индивидуальным программам. Повышение квалификации заканчивается сдачей соответствующего зачета, экзамена, защитой реферата или итоговой работы. Слушателям, выполнившим все требования учебного плана, выдается соответствующий документ (удостоверение или свидетельство о повышении квалификации);

в) организация стажировки лиц, занимающихся обеспечением транспортной безопасности на ВТ, регулируется работодателем в зависимости от специфики деятельности соответствующей транспортной организации. Стажировка носит индивидуальный характер и может предусматривать:

- самостоятельную теоретическую подготовку по проблемам транспортной безопасности на ВТ;

- приобретение профессиональных и организаторских навыков в области обеспечения транспортной безопасности на ВТ;

- изучение организации и технологии мероприятий транспортной безопасности на ВТ;

- непосредственное участие в планировании работы организации в области обеспечения транспортной безопасности на ВТ;

- работу с нормативной, технической и другой документацией по вопросам транспортной безопасности на ВТ;

- выполнение функциональных обязанностей должностных лиц, отвечающих за обеспечение транспортной безопасности на ВТ (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

- участие в совещаниях, конференциях деловых встречах и др.

Рисунок 3 - Система профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала организаций транспортной отрасли, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности на ВТ


Рисунок 3 - Система профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала организаций транспортной отрасли, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности на ВТ

5.2.4 Профессиональная переподготовка и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений, принимающих участие в подготовке и переподготовке специалистов в области транспортной безопасности на ВТ

Реализация рассмотренных выше основных структурных элементов системы кадрового обеспечения транспортной безопасности предполагает наличие подготовленного профессорско-преподавательского состава. В этих целях необходимо обеспечить подготовку таких кадров посредством реализации следующих направлений:

а) профессиональная переподготовка преподавателей, которым поручается проведение занятий по специальности "Транспортная безопасность на ВТ";

б) периодическое повышение квалификации указанных преподавателей;

в) организация стажировок преподавателей в структурных подразделениях транспортных организаций, обеспечивающих транспортную безопасность на ВТ.

Важнейшим средством обеспечения качества и практической направленности образовательной деятельности по проблемам транспортной безопасности на ВТ является активное привлечение к проведению занятий практических работников, имеющих опыт работы в данной сфере. В этих целях следует предусмотреть заключение соответствующих соглашений между образовательными учреждениями и авиапредприятиями.


УДК 629.735.083:006.354

ОКС 03.220.50

Ключевые слова: система управления безопасностью, риск, обеспечение безопасности




Электронный текст документа
и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2015