allgosts.ru03.220 Транспорт03 УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ

ГОСТ Р 55863-2013 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. Руководство по СМБ. Типовые Руководства СМБ авиационной деятельности для поставщиков обслуживания

Обозначение:
ГОСТ Р 55863-2013
Наименование:
Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. Руководство по СМБ. Типовые Руководства СМБ авиационной деятельности для поставщиков обслуживания
Статус:
Действует
Дата введения:
01.01.2015
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.220.50

Текст ГОСТ Р 55863-2013 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. Руководство по СМБ. Типовые Руководства СМБ авиационной деятельности для поставщиков обслуживания

ГОСТ Р 55863-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воздушный транспорт

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Руководство по СМБ. Типовые Руководства СМБ авиационной деятельности для поставщиков обслуживания

Air transport. Aviation industry safety management system. Safety management manual. Typical service providers safety management manual


ОКС 03.220.50

Дата введения 2015-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Авиатехприемка"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1935-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Поставщик обслуживания разрабатывает и ведет документацию системы менеджмента безопасности (СМБ), основой которой является руководство СМБ, являющееся частью документации СМБ, которое должно включать:

а) политику и цели в области обеспечения безопасности авиационной деятельности (АД);

б) требования к СМБ;

в) процессы и процедуры СМБ;

г) иерархию ответственности, обязанности и полномочия в отношении процессов и процедур СМБ;

д) результаты функционирования СМБ.

Поставщик обслуживания разрабатывает и обновляет приемлемое руководство СМБ, которое может быть отдельным документом или частью существующей документации, что должна определить сама организация, но руководство должно определить и обеспечить функционирование всех процессов, которые должны реализовать требования настоящего стандарта и обеспечить выполнение требований государства по обеспечению приемлемого уровня безопасности АД для данной организации.

1 Область применения

Настоящий стандарт содержит указания по разработке, подготовке руководств системы менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБ АД) поставщиков обслуживания. В результате руководства СМБ АД организации должны отражать документированные процедуры системы в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Цель настоящего стандарта - обеспечить единый подход поставщиков обслуживания к созданию и внедрению СМБ АД в организации для интеграции в Единую систему менеджмента безопасности Авиационного комплекса Российской Федерации.

Требования настоящего стандарта являются общими и предназначены для применения всеми организациями независимо от их юридической формы и масштаба деятельности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины с соответствующими определениями:

3.1 поставщики обслуживания или поставщики продукции и обслуживания: Утвержденные организации (3.8) по подготовке авиационных кадров, подверженные факторам риска для безопасности АД в процессе предоставления ими соответствующих услуг, эксплуатанты воздушных судов, утвержденные организации по техническому обслуживанию, организации, ответственные за конструкцию типа и/или изготовление воздушных судов, поставщики организации воздушного движения и сертифицированные аэродромы [1]*.

______________

* См. раздел Библиография. - .

3.2 система: Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов различной природы, в которой реализуются процессы различной деятельности, направленные на достижение заданных целей.

3.3 регулирование безопасности: Применение норм и правил воздействия на процесс функционирования авиационной транспортной системы в целях обеспечения приемлемого уровня безопасности полетов.

3.4 безопасность: Состояние системы, при котором риск снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления угроз, контроля факторов риска и управления состоянием.

3.5 показатели безопасности: Критерии оценки уровня безопасности системы с помощью некоторых величин и их значений.

3.6 риск: Мера количества опасности, измеряемой в форме экспертного значения сочетания двух величин - нормированной частоты или меры возможности случайного появления опасных событий и возможного ущерба от этих событий.

3.7 приемлемость риска: Степень готовности общества к принятию данного риска.

3.8 организация: Корпорация, холдинговая компания (интегрированная структура), организация (предприятие) поставщиков обслуживания Авиационного комплекса (АК) Российской Федерации.

4 Документация СМБ

4.1 Иерархия документации СМБ АД

На рисунке 1 приведена типичная иерархия документации СМБ оператора АК. Порядок разработки этой иерархии в отдельной организации зависит от положения дел в этой организации, но, как правило, начинается с определения политики и целей организации в области СМБ.

Руководство СМБ (уровень А)

Описывает СМБ АД в соответствии с установленной политикой в области обеспечения безопасности АД и применяемыми стандартами

Документированные процедуры (уровень В)

Описывают необходимую для внедрения элементов СМБ деятельность отдельных функциональных подразделений

Другие документы СМБ (положения, инструкции, бланки, отчеты и др.) (уровень С)

Состоит из подробных рабочих документов


Рисунок 1 - Иерархия документации СМБ

Документированные процедуры СМБ должны составлять основную документацию, используемую при общем планировании и управлении деятельностью по обеспечении безопасности.

Они должны описывать (с той степенью подробности, которая необходима для адекватного управления соответствующей деятельностью) ответственность, полномочия и взаимоотношения персонала, который руководит, выполняет, проверяет или анализирует работу, влияющую на безопасность авиационной деятельности, т.е. указывать, как следует выполнять различные виды работ, использовать документацию и осуществлять контроль.

Степень подробности зависит:

- от доступности производственного персонала к документации к неверным процедурам или технологиям или извещениям автора документации;

- установленных процедур организации, которые в случае обнаружения содержащихся в используемой производственным персоналом документации неточных, неполных или неверных процедур или технологий, сведений или указаний обеспечат регистрацию таких данных и извещение автора документации.

Каждая документированная процедура должна распространяться на логически отделяемую часть системы, такую как завершенный элемент системы или его часть либо последовательность взаимосвязанных действий, относящихся к нескольким элементам СМБ.

Количество документированных процедур, объем каждой из них и характер их оформления и представления должны определяться с использованием настоящего стандарта, каждая процедура обычно отражает сложность используемых средств, организации и характера деятельности.

4.2 Руководство СМБ

Руководство СМБ должно состоять из документированных процедур системы, предназначенных для общего планирования и управления деятельностью, в рамках данной организации, или оно должно ссылаться на такие процедуры. Руководство должно охватывать все применяемые элементы стандарта СМБ организации.

В руководстве должны быть описаны с соответствующими подробностями аспекты управления. В некоторых случаях соответствующие документированные процедуры системы и некоторые разделы руководства могут быть идентичными. Однако необходима некоторая адаптация, с тем чтобы гарантировать, что выбраны только надлежащие документированные процедуры (или их части) для конкретных целей разрабатываемого руководства.

Содержание руководства СМБ подробно рассматривается в разделе 7.

4.2.1 Цели руководства СМБ

Руководство СМБ АД разрабатывается в целях (но не ограничиваясь ими):

а) изложения политики, процедур и требований в области обеспечения безопасности АД;

б) описания и внедрения эффективной СМБ;

в) обеспечения более совершенного управления установившейся практикой и облегчения деятельности по обеспечению безопасности АД;

г) обеспечения документированной основы для проведения проверок функционирования СМБ;

д) подготовки персонала, занятого разработкой СМБ и методов оценки ее соответствия требованиям государства;

е) представления документации СМБ для внешних целей, таких как демонстрация соответствия требованиям международных стандартов;

ж) распределения функций между структурными подразделениями поставщика обслуживания и процедурами реализации функций СМБ совместно с процедурами системы качества организации, обеспечивающими необходимое взаимодействие подразделений, персонала, контроль выполнения заданий и документальное оформление результатов выполнения работ в сфере деятельности.

4.2.2 Структура и форма

Несмотря на то что структура или форма для руководства СМБ не установлены, они должны точно, с необходимой полнотой и в сжатом виде излагать политику, цели и основные документированные процедуры организации. Одним из методов, обеспечивающих адекватную адресацию и расположение рассматриваемого вопроса, является привязка разделов руководства СМБ к элементам СМБ. В равной степени приемлемыми являются и другие подходы, например структурирование руководства, с тем чтобы оно отражало характер организации.

4.2.3 Многообразие руководств СМБ

Руководство СМБ может быть:

а) прямой компиляцией документированных процедур СМБ;

б) группированием или подразделением документированных процедур СМБ;

в) серией документированных процедур для конкретных возможностей или применений;

г) сборником, состоящим более чем из одного документа или уровня документации;

д) документом, представляющим собой общую основу с адаптированными приложениями;

е) отдельным или каким-либо еще документом.

4.2.4 Конкретные случаи применения руководств СМБ

Когда организация считает необходимым разграничить содержание или использование руководства, очень важно, чтобы руководства, описывающие одну и ту же систему, не противоречили друг другу.

В любом руководстве СМБ должны быть определены функции администрации, документально описаны составные части системы и процедуры или даны на них ссылки, а также сжато изложены все применяемые требования, содержащиеся в стандарте на СМБ.

5 Процесс подготовки руководства СМБ АД

5.1 Ответственность за подготовку

Как только руководством организации принимается решение документально оформить СМБ в руководстве СМБ, фактический процесс должен начаться с постановки задачи по координации действий. Фактическая работа по написанию должна осуществляться и управляться уполномоченным компетентным органом или другими отдельными функциональными подразделениями при их наличии.

Использование существующих документов и ссылок может значительно сократить время разработки руководства, а также помочь выявить те места, в которых недостатки СМБ необходимо определить и исправить.

Ответственное лицо (рабочий орган) должно при необходимости:

а) установить и перечислить применяемые политику, цели и документированные процедуры СМБ или разработать программы для таковых;

б) решить, какие элементы СМБ применить;

в) получить данные о существующей СМБ и практических подходах с помощью различных способов, таких как анкетирование и интервьюирование;

г) запросить и получить документацию или ссылки на нее из дополнительных источников;

д) определить структуру и форму предусмотренного руководства СМБ АД;

е) классифицировать существующую документацию согласно выбранным структуре и форме;

ж) использовать любой другой метод, пригодный в рамках организации для завершения проекта руководства СМБ.

5.2 Использование ссылок

Всюду, где это уместно, а также во избежание увеличения объема руководства СМБ следует включать ссылки на существующие признанные стандарты (стандарты организации) или документы, доступные для пользователя руководства СМБ.

5.3 Точность и полнота

Ответственное лицо (рабочий орган) должен нести ответственность за обеспечение точности и полноты проекта руководства СМБ, а также за целостность и содержание этого документа.

6 Процесс утверждения, издания и управления руководством СМБ АД

6.1 Окончательный анализ и утверждение

Перед тем как издать руководство, его должны проанализировать ответственные лица, с тем чтобы обеспечить четкость, точность, пригодность и соответствующую структуру. Предполагаемые пользователи также должны иметь возможность оценить документ и дать замечания по поводу его применимости. Выпуск руководства СМБ должен быть утвержден руководством организации, ответственной за его внедрение. Каждый экземпляр руководства СМБ АД должен иметь свидетельство о разрешении на выпуск.

6.2 Распространение руководства по СМБ АД

Метод распространения официально принятого руководства либо в полном объеме, либо по частям, должен гарантировать всем пользователям соответствующий доступ к руководству. Правильному распространению и управлению может способствовать, например, присвоение серийных номеров экземплярам для получателей. Администрация должна обеспечить индивидуальное ознакомление с содержанием руководства, подходящим для конкретного пользователя в рамках организации.

6.3 Внесение изменений

Следует обеспечить процесс обоснования, разработки, анализа, контроля и внесения изменений в руководство. При внесении изменений следует применять тот же анализ и процесс утверждения, что и при разработке основного руководства.

6.4 Издание документа и управление изменениями

Издание документа и управление изменениями важны для гарантии того, что содержание руководства должным образом санкционировано. Официально одобренное содержание должно легко идентифицироваться. Можно предусмотреть различные методы для облегчения физического процесса проведения изменений. Чтобы гарантировать актуальность каждого руководства СМБ АД, необходимо иметь метод доведения всех изменений до каждого держателя руководства и внесения этих изменений в каждое руководство СМБ АД. Оглавление, отдельная страница с указанием статуса пересмотра или другие подходящие средства могут быть использованы с целью убедить пользователей в том, что они получили официально одобренное руководство СМБ АД.

6.5 Непроконтролированные экземпляры

Все экземпляры руководства СМБ АД, распространяемые для выработки предложений, использования вне организации и в других случаях, когда контроль за изменениями не предусмотрен, должны быть идентифицированы как непроконтролированные.

Примечание 1 - Если не предусмотреть такой процесс, то станет возможным непреднамеренное использование устаревших документов.

7 Содержание руководства СМБ АД

Содержание руководства может включать в себя следующие разделы:

а) Контроль документооборота.

б) Нормативные требования к СМБ.

в) Сфера деятельности и интеграция СМБ.

г) Политика в области СМБ.

д) Цели СМБ.

е) Ответственность за безопасность и ведущие сотрудники.

ж) Представление данных о безопасности и корректирующие действия.

и) Выявление опасных факторов и оценка факторов риска.

к) Мониторинг и измерение эффективности обеспечения безопасности.

л) Расследования и корректирующие действия в области обеспечения безопасности.

м) Подготовка и обмен информацией в области обеспечения безопасности.

н) Постоянное совершенствование и проверка СМБ.

п) Ведение документации СМБ.

р) Контролирование осуществления изменений.

с) План действий на случай аварийной обстановки или чрезвычайных обстоятельств.

Ниже приведен пример информации, которая может быть включена в каждый раздел.

Контроль документооборота

Цель: описать, как будет осуществляться обновление (актуализация) руководств(а) и каким образом организация обеспечит, чтобы все сотрудники, участвующие в обеспечении безопасности, получали самый последний вариант руководства.

Критерии:

а) документы на бумажных носителях или созданные в контролируемой электронной среде и список для рассылки документов;

б) взаимосвязь между руководством СМБ и другими существующими руководствами, такими как руководство по контролю технического обслуживания или руководство полетной эксплуатации;

в) процесс периодического обзора руководства и соответствующих форм и документов для обеспечения их соответствия требованиям, адекватности и эффективности;

г) процесс реализации, согласования и утверждения регламентирующим органом.

Нормативные требования СМБ

Цель: представить существующие нормативные положения и инструктивный материал по СМБ для справок, ссылок и ознакомления всех участников процесса.

Критерии:

а) разъяснить существующие нормативные положения и стандарты СМБ. Включить сроки их соблюдения и ссылки на консультативные материалы в соответствующих случаях;

б) там, где необходимо, разъяснить значение и последствия применения нормативных положений для организации;

в) при необходимости установить взаимосвязь с другими требованиями и стандартами, связанными с безопасностью АД.

Сфера деятельности и интеграция СМБ

Цель: описать направления и объем деятельности и ресурсов организации в авиационной отрасли, к которым применимы положения СМБ. Также необходимо описание масштаба эксплуатационных процессов и оборудования, необходимых для выполнения программы организации по выявлению опасных факторов и управлению факторами риска.

Критерии:

а) разъяснить характер АД организации и ее положение или роль в отрасли в целом;

б) определить основные области, отделы, производственные участки и объекты организации, в которых применяется СМБ;

в) определить основные процессы, виды деятельности и оборудование, необходимые для выполнения программы организации по выявлению опасных факторов (HIRM) и управлению факторами риска, в особенности те, что связаны с безопасностью АД. Если область действия, процессы и оборудование, относящиеся к программе HIRM, описаны слишком подробно или объем текста слишком велик, этот материал может быть изложен в дополнительном документе в соответствующих случаях;

г) если СМБ будет применяться в группе взаимосвязанных организаций или подрядчиков, необходимо определить и документировать такую интеграцию и связанную с этим ответственность в установленном порядке;

д) если у организации имеются другие соответствующие системы контроля и управления, такие как СМК, ОТОСБ (системы качества, охраны труда, здоровья и окружающей среды), необходимо определить их взаимосвязь с СМБ.

Политика в области безопасности АД

Цель: описать намерения, принципы управления и обязательства организации в области повышения уровня безопасности полетов в контексте поставщика услуг продукции или обслуживания. Описание политики в области безопасности должно быть таким же кратким, как программное заявление компании.

Критерии:

а) политика в области безопасности должна соответствовать масштабу деятельности и сложности структуры организации;

б) политика в области безопасности содержит изложение намерений, принципов управления и обязательств организации по постоянному совершенствованию СМБ;

в) политика в области безопасности утверждается и визируется ответственным руководителем;

г) политика в области безопасности популяризуется ответственным руководителем и другими членами руководства;

д) политика в области безопасности периодически пересматривается;

е) сотрудники всех уровней участвуют в создании и поддержании системы управления безопасностью;

ж) политику в области безопасности доводят до сведения всех сотрудников, чтобы ознакомить их с индивидуальными обязательствами по обеспечению безопасности.

Роли и обязанности

Цель: описать полномочия, обязанности и ответственность персонала, участвующего в реализации СМБ, в обеспечении безопасности.

Критерии:

а) ответственный руководитель несет ответственность за то, чтобы СМБ была надлежащим образом реализована и функционировала в соответствии с требованиями во всех сферах деятельности организации;

б) назначены в установленном порядке руководитель (отдел), ответственный за безопасность, комитет по вопросам безопасности или оперативная группа по вопросам безопасности;

в) определены и документально оформлены полномочия, обязанности и ответственность персонала, участвующего в реализации СМБ, на всех уровнях организации;

г) все сотрудники знают свои полномочия, обязанности и ответственность в отношении любых решений и действий в сфере управления безопасностью;

е) имеется схема иерархии ответственности в сфере СМБ в организации.

Представление данных о безопасности полетов

Цель: система представления данных о безопасности должна включать как реагирующий (донесения об авиационном происшествии или инциденте, производственном инциденте и т.д.), так и проактивный и прогностический (донесения об опасных факторах) компоненты. Также необходимо описать соответствующие системы представления данных о безопасности.

Необходимо рассмотреть следующие элементы: формат отчета (донесения), конфиденциальность, адресаты, процедуры расследования и оценки, корректирующие/профилактические меры и распространение отчета (донесения).

Критерии:

а) организация имеет процедуру фиксирования внутренних событий, включая авиационные происшествия, инциденты и другие происшествия, входящие в сферу действия СМБ;

б) необходимо делать различие между обязательными донесениями (в случае авиационных происшествий, серьезных инцидентов, существенных неисправностей и т.д.), о которых необходимо уведомлять соответствующие организации, на которые возложен государственный контроль в области безопасности АД, и представлением информации об обычных незначительных происшествиях, которые не выходят за пределы организации;

в) имеется также система добровольного и конфиденциального представления данных об опасных факторах и происшествиях, предусматривающая защиту данных и личности информатора от раскрытия;

г) процедуры представления данных о безопасности просты, доступны и соответствуют масштабу деятельности организации;

д) представление данных в секторе происшествий с серьезными последствиями и соответствующие рекомендации адресуются руководителям соответствующего уровня и рассматриваются ими;

е) донесения собираются в соответствующей базе данных, чтобы облегчить проведение необходимого анализа.

Выявление опасных факторов и оценка факторов риска

Цель: описать систему выявления опасных факторов и процесса сопоставления этих данных.

Описать процесс распределения опасных факторов и факторов риска по категориям и их дальнейшую приоритизацию по степени значимости с целью подготовки документированной оценки безопасности. Описать, как проводится оценка безопасности и как реализуются планы профилактических мер.

Критерии:

а) выявленные опасные факторы оцениваются, распределяются по степени значимости и обрабатываются для надлежащей оценки факторов риска;

б) имеется структурированный процесс оценки факторов риска, включающий оценку степени их серьезности, возможности, а также профилактических средств контроля;

в) основной задачей выявления опасных факторов и оценки факторов риска является обеспечение безопасности;

г) при оценке факторов риска используются рабочие журналы, формы или компьютерные программы, соответствующие сложности структуры и эксплуатационной деятельности организации;

д) подготовленная оценка безопасности визируется руководителем соответствующего уровня;

е) существует процесс оценки эффективности разработанных корректирующих, профилактических и восстановительных мер;

ж) существует порядок регулярного рассмотрения оценок безопасности и документального оформления их выводов.

Мониторинг и измерение эффективности обеспечения безопасности

Цель: описать компонент СМБ, касающийся мониторинга и измерения эффективности обеспечения безопасности, включая показатели эффективности обеспечения безопасности (SPI).

Критерии:

а) формальный процесс разработки и обновления ряда показателей эффективности обеспечения безопасности и соответствующих целевых показателей;

б) установление соответствия между SPI и целями организации по обеспечению безопасности, если применимо, и процесс одобрения;

в) процесс отслеживания эффективности этих SPI, включая проведение корректирующих действий при возникновении неприемлемых или ненормальных тенденций;

г) любые другие дополнительные критерии или процедуры мониторинга и измерения эффективности СМБ.

Расследования и корректирующие действия в области обеспечения безопасности

Цель: описать, как проводятся расследования и обработка данных об инцидентах и событиях, связанных с производственным процессом организации, включая их соответствие системе выявления опасных факторов и управления факторами риска в СМБ организации.

Критерии:

а) процедуры, обеспечивающие внутреннее расследование инцидентов и событий, о которых была представлена информация;

б) распространение в организации и предоставление в соответствии с установленным порядком отчетов о завершенных расследованиях;

в) процедура, обеспечивающая осуществление установленных или рекомендованных корректирующих действий и оценку их результатов и эффективности;

г) порядок дисциплинарного расследования и действий, предпринимаемых по выводам отчетов о расследованиях;

д) четко определенные условия, при которых рассматриваются дисциплинарные меры (например, незаконные действия, безответственная неосторожность, грубая небрежность или умышленное нарушение);

е) процедура, обеспечивающая выявление активных отказов в работе, а также сопутствующих факторов и опасных факторов;

ж) процедура и формат расследования предусматривают обработку результатов выявления содействующих факторов или опасных факторов для дальнейших действий системы организации по выявлению опасных факторов и управлению факторами риска при необходимости.

Подготовка и обмен информацией в области обеспечения безопасности АД

Цель: описать вид полученной персоналом подготовки в области СМБ и других мер по обеспечению безопасности и процесс обеспечения эффективности этой подготовки, описать документальное оформление проведения подготовки, а также процессы и каналы обмена информацией о безопасности внутри организации.

Критерии:

а) учебная программа, потенциальные участники и требования к подготовке документально оформлены;

б) существует процесс аттестации для оценки эффективности подготовки;

в) подготовка включает начальную подготовку, переподготовку и повышение квалификации при необходимости;

г) подготовка в области СМБ организации является частью общей программы обучения в организации;

д) ознакомление с СМБ включено в подготовку сотрудника при найме в организацию или в учебную программу;

е) процессы и каналы обмена информацией о безопасности внутри организации.

Постоянное совершенствование и проверка СМБ

Цель: описать процесс постоянного пересмотра и совершенствования СМБ.

Критерии:

а) процесс регулярных внутренних проверок и перепроверок СМБ организации с целью обеспечить ее соответствие требованиям, адекватность и эффективность;

б) описать другие программы, содействующие постоянному совершенствованию СМБ организации и эффективности обеспечения безопасности, исследования в области безопасности АД системы ИСО.

Ведение документации СМБ

Цель: описать метод хранения документации, связанной с СМБ.

Критерии:

а) организация имеет систему учета или архивации документации СМБ, которая обеспечивает сохранение всех документов, созданных в связи с реализацией и функционированием СМБ;

б) документы, подлежащие хранению, включают отчеты об опасных факторах, отчеты об оценке факторов риска, протоколы заседаний оперативной группы по вопросам безопасности, таблицы показателей эффективности обеспечения безопасности, отчеты о проверках СМБ и документы о подготовке персонала в области СМБ;

в) документы должны быть отслеживаемыми для всех элементов СМБ и доступными для повседневного управления СМБ, а также для целей внутренних и внешних проверок.

Контролирование осуществления изменений

Цель: описать процессы управления изменениями, которые могут влиять на факторы риска для безопасности, и интеграцию этих процессов в СМБ.

Критерии:

а) процедуры, обеспечивающие, что при проведении существенных организационных изменений или изменений в эксплуатационной деятельности будет учтено любое возможное влияние на существующие факторы риска для безопасности;

б) процедуры, обеспечивающие проведение надлежащей оценки безопасности до внедрения нового оборудования или процессов, которые могут повлиять на факторы риска для безопасности;

в) процедуры пересмотра существующих оценок безопасности в случае изменений в соответствующих процессах или оборудовании.

План действий на случай аварийной обстановки или чрезвычайных обстоятельств

Цель: описать цели и обязательства организации при возникновении аварийных ситуаций и соответствующие восстановительные меры. Описание ролей и обязанностей ведущих сотрудников. План мероприятий на случай аварийной обстановки может быть в виде отдельного документа или являться частью руководства СМБ.

Критерии:

а) организация имеет план действий на случай аварийной обстановки, в котором описаны роли и обязанности в случае серьезного инцидента, кризисной ситуации или авиационного происшествия;

б) существует порядок оповещения;

в) организация имеет договоренности с другими организациями об оказании помощи и предоставлении услуг в чрезвычайной ситуации в случае необходимости;

г) организация имеет установленный порядок действий в условиях чрезвычайной ситуации;

д) существует процедура наблюдения за состоянием всех пострадавших лиц и оповещения их родственников;

е) организация имеет установленный порядок решения вопросов, связанных со СМИ и страховыми организациями;

ж) в организации определены обязанности и ответственность за расследование авиационных происшествий;

и) четко определены требования в отношении сохранения вещественных доказательств, безопасности пораженной зоны и обязательного представления информации о безопасности официальным органам;

к) существует программа подготовки по обучению персонала действиям в чрезвычайной ситуации;

л) план эвакуации выведенного из строя воздушного судна или оборудования разработан организацией в ходе консультаций с владельцами воздушного судна и оборудования, эксплуатантами аэродрома или другими организациями, если применимо;

м) существует процедура фиксирования действий, осуществляемых в ходе мероприятий в случае аварийной обстановки.

Библиография

[1]

ИКАО Doc 9859 AN/474, 2013*

Руководство по управлению безопасностью полетов

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .

УДК 629.735.083:006.354

ОКС 03.220.50

Ключевые слова: система управления безопасностью, риск, обеспечение безопасности

Электронный текст документа
и сверен по:

, 2020