allgosts.ru45.060 Подвижной состав железных дорог45 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ТЕХНИКА

ГОСТ Р 58234-2018 Тяговый подвижной состав. Требования к очистке и обмывке

Обозначение:
ГОСТ Р 58234-2018
Наименование:
Тяговый подвижной состав. Требования к очистке и обмывке
Статус:
Действует
Дата введения:
03/01/2019
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
45.060.01

Текст ГОСТ Р 58234-2018 Тяговый подвижной состав. Требования к очистке и обмывке

ГОСТ Р58234-2018

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЯГОВЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

Требования к очистке и обмывке

Traction rolling stock. Cleaning and washingrequirements

ОКС45.060.01

ОКПД230.20

Датавведения 2019-03-01

Предисловие

Предисловие

1РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Научно-исследовательский институтжелезнодорожного транспорта" (АО "ВНИИЖТ")

2ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45"Железнодорожный транспорт"

3УТВЕРЖДЕН Приказом Федеральногоагентства по техническому регулированию и метрологии от 12 октября2018 г. N 758-ст

4ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применениянастоящего стандарта установлены в статье26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "Остандартизации в Российской Федерации". Информация обизменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (посостоянию на 1 января текущего года) информационном указателе"Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок- в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты".В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандартасоответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпускеежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты".Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются такжев информационной системе общего пользования - на официальном сайтеФедерального агентства по техническому регулированию и метрологии всети Интернет(www.gost.ru)

1Область применения

Настоящий стандартустанавливает требования к очистке и обмывке железнодорожноготягового подвижного состава (ТПС), предназначенного дляэксплуатации на железнодорожных путях общего и необщего пользованияшириной колеи 1520 мм.

Настоящий стандартраспространяется на наружную обмывку кузова, подкузовногооборудования и очистку поверхностей внутренних помещений, узлов,деталей и сборочных единиц ТПС при его подготовке в рейс и припроведении различных видов ремонта и технического обслуживания(ТО).

Настоящий стандарт нераспространяется на моторвагонный подвижной состав, газотурбовозы,газотепловозы и паровозы.

Настоящий стандарт нераспространяется на обработку ТПС дезинфекционными средствами.

2Нормативные ссылки

Внастоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующиедокументы:

ГОСТ 9.407 Единая система защиты откоррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Метод оценки внешнеговида

ГОСТ 12.0.004 Система стандартовбезопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общиеположения

ГОСТ 12.1.004 Система стандартовбезопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартовбезопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования квоздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.030 Система стандартовбезопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление.Зануление

ГОСТ 12.4.001 Система стандартовбезопасности труда. Очки защитные. Термины и определения

ГОСТ 12.4.021 Система стандартовбезопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования

ГОСТ 12.4.034 (EN 133-90) Системастандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защитыорганов дыхания. Классификация и маркировка

ГОСТ 12.4.131 Халаты женские.Технические условия

ГОСТ 12.4.132 Халаты мужские.Технические условия

ГОСТ 2582-2013 Машины электрическиевращающиеся тяговые. Общие технические условия

ГОСТ 5375 Сапоги резиновые формовые.Технические условия

ГОСТ 14192 Маркировка грузов

ГОСТ ИСО/МЭК 17025 Общие требования ккомпетентности испытательных и калибровочных лабораторий

ГОСТ 20010 Перчатки резиновыетехнические. Технические условия

ГОСТ 22567.5 Средства моющиесинтетические и вещества поверхностно-активные. Методы определенияконцентрации водородных ионов

ГОСТ Р 51232 Вода питьевая. Общиетребования к организации и методам контроля качества

СП 44.13330 "СНиП 2.09.04-87Административные и бытовые здания"

Примечание - Припользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действиессылочных стандартов (сводов правил) в информационной системеобщего пользования - на официальном сайте Федерального агентства потехническому регулированию и метрологии в сети Интернет или поежегодному информационному указателю "Национальные стандарты",который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и повыпускам ежемесячного информационного указателя "Национальныестандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт(документ), на который дана недатированная ссылка, то рекомендуетсяиспользовать действующую версию этого стандарта (документа) сучетом всех внесенных в данную версию изменений. Если замененссылочный стандарт (документ), на который дана датированная ссылка,то рекомендуется использовать версию этого стандарта (документа) суказанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждениянастоящего стандарта в ссылочный стандарт (документ), на которыйдана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающееположение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуетсяприменять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт(документ) отменен без замены, то положение, в котором дана ссылкана него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей этуссылку. Сведения о действии сводов правил можно проверить вФедеральном информационном фонде стандартов.

3Термины и определения

Внастоящем стандарте применены следующие термины с соответствующимиопределениями:

3.1 водородныйпоказатель pH: Показатель щелочности или кислотности,который может служить критерием активности или моющей способностираствора.

3.2 высоковольтнаякамера; ВВК: Помещение в кузове ТПС, где расположены основныеэлектрические аппараты силовых цепей и цепей управления(полупроводниковые блоки, автоматические выключатели, контакторыдля включения и отключения основных агрегатов ТПС, соединительные итокопроводящие шины).

3.3

выцветаниелакокрасочного покрытия: Осветление исходного цветалакокрасочного покрытия.

[ГОСТ 28246-2017, статья 131]

3.4

дизель: Двигательвнутреннего сгорания с воспламенением от сжатия.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.105]

3.5

(железнодорожный)тяговый подвижной состав; (железнодорожный) ТПС: Совокупностьвидов железнодорожного подвижного состава, обладающего тяговымисвойствами для выполнения перевозочного процесса, включающая в себялокомотивы и моторвагонный подвижной состав.

[ГОСТ 33943-2016, статья 1]

3.6 ингибирующие ипассивирующие добавки: Вещества, содержащиеся втехнических моющих средствах, предназначенные для предотвращенияили замедления коррозионного воздействия на металлическуюповерхность.

3.7 капитальный ремонтТПС; КР: Ремонт ТПС, выполняемый для восстановленияэксплуатационных характеристик, исправности ТПС и полного илиблизкого к полному восстановлению его ресурса, с заменой иливосстановлением любых его частей, включая базовые.

Примечание - Выполняетсяремонтными предприятиями (на локомотиворемонтных илилокомотивостроительных заводах), имеющими комплект ремонтныхдокументов и необходимую технологическую подготовку.

3.8

коррозия металлов:Разрушение металлов вследствие химического или электрохимическоговзаимодействия их с коррозионной средой.

[ГОСТ 5272-68, статья 1]

3.9 лакокрасочноепокрытие; ЛКП: Сплошное покрытие, полученное в результатенанесения одного или нескольких слоев лакокрасочного материала наокрашиваемую поверхность.

3.10

локомотив:Железнодорожный тяговый подвижной состав, предназначенный дляобеспечения передвижения по железнодорожным путям поездов иотдельных вагонов.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 50]

3.11

мелениелакокрасочного покрытия: Появление на поверхностилакокрасочного покрытия тонкого легко снимаемого порошка, вызванноедеструкцией одного или нескольких компонентов.

[ГОСТ 28246-2017, статья 132]

3.12 механизированныймоечный комплекс (моечная установка): Комплект технологическогооборудования для механизации процесса обмывки ТПС отэксплуатационных загрязнений при техническом обслуживании в депо иперед проведением различных видов деповского ремонта.

3.13

моторвагонныйжелезнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижнойсостав, включающий моторные и немоторные вагоны, из которыхформируются электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовыеавтобусы, дизель-электропоезда, электромотрисы, предназначенные дляперевозки пассажиров и (или) багажа, почты.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 35]

3.14 моющаяспособность раствора: Способность моющего раствора удалятьзагрязнения с поверхности.

3.15 неплановый ремонтТПС; НР: Ремонт ТПС, вызванный отказом в работе оборудования,осуществляемый без предварительного назначения.

3.16 обмывка:Процесс удаления загрязнений с наружных поверхностей кузова иподкузовного оборудования ТПС при помощи комбинированноговоздействия (химического и механического) на загрязненнуюповерхность с целью поддержания ТПС в надлежащемсанитарно-техническом состоянии и сохранности защитноголакокрасочного покрытия перед отправлением в рейс и передпроведением различных видов ремонта и техническогообслуживания.

3.17 оборотнаявода: Вода многократного использования в технологическихоперациях обмывки ТПС.

3.18 очистка:Удаление различных форм эксплуатационных и технологическихзагрязнений с поверхностей внутренних помещений ТПС, деталей,узлов, сборочных единиц при эксплуатации и перед ремонтом.

3.19 пена:Дисперсная система с газовой дисперсной фазой и жидкойдисперсионной средой.

3.20 пенообразующаяспособность: Свойство моющего раствора образовывать приперемешивании пену, выражаемое объемом пены в миллилитрах иливысотой ее столба в миллиметрах, которое образуется из постоянногообъема раствора при соблюдении определенных условий в течениезаданного времени.

3.21поверхностно-активные вещества; ПАВ: Вещества, введениекоторых в воду приводит к понижению поверхностного натяжения награнице раздела вода - поверхность.

3.22 поматовениелакокрасочного покрытия: Потеря блеска лакокрасочногопокрытия, возникающая вследствие воздействия внешних факторов.

3.23 помутнениелакокрасочного покрытия: Образование налета на поверхностилакокрасочного покрытия.

3.24 процентнаяконцентрация рабочего моющего раствора: Количество граммов(миллилитров) растворенного вещества в 100 г (миллилитрах)раствора.

3.25 рабочий моющийраствор: Раствор технического моющего средства заданнойконцентрации.

3.26 регенерациямоющего раствора: Очистка моющего раствора от загрязнений сцелью его повторного использования.

3.27 сезонная(оздоровительная) обмывка: Процесс удаления загрязнений снаружных поверхностей кузовов ТПС в весенне-осенний период сприменением рабочих растворов ТМС повышенной концентрации.

3.28 смачиваемостьповерхности: Образование сплошной пленки растворатехнического моющего средства на поверхности детали или узла.

3.29 средний ремонтТПС; СР: Ремонт ТПС, выполняемый для восстановления исправностии частичного восстановления ресурса ТПС, с заменой иливосстановлением составных частей ограниченной номенклатуры иконтролем технического состояния составных частей в объеме,предусмотренном ремонтными документами.

Примечание - Выполняетсяремонтными предприятиями (на локомотиворемонтных илилокомотивостроительных заводах), имеющими комплект ремонтныхдокументов и необходимую технологическую подготовку, или всервисных локомотивных депо при поставке ремонтных комплектов отлокомотиворемонтных заводов, нового линейного оборудования.

3.30 текущий ремонтТПС; ТР: Ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановленияработоспособности ТПС и состоящий в замене и/или восстановленииотдельных элементов конструкции, узлов и аппаратов, деталей исборочных единиц.

3.31 техническиемоющие средства; ТМС: Многокомпонентные смеси химическихвеществ, предназначенные для обмывки и очистки поверхностей ТПС,узлов, деталей, сборочных единиц.

3.32 техническиемоющие средства на кислотной основе: Жидкие или гелеобразныемоющие средства, в состав которых входят смесь различныхорганических и неорганических кислот, ингибирующие добавки и другиевещества, сообщающие водному раствору кислую реакцию (pH от 0 до 7)и предназначенные для обмывки наружных поверхностей ТПС отжелезоокисных загрязнений (колодочной пыли), известковых,графитовых и других минеральных загрязнений.

3.33 техническиемоющие средства на нейтральной основе: Моющие средства в видежидкостей, гелей, порошков, в состав которых входят щелочныепрепараты в композиции с поверхностно-активными веществами,сообщающие водным растворам практически нейтральную реакцию (pH от7 до 8) и предназначенные для очистки поверхностей от простыхгрязевых отложений и пыли.

3.34 техническиемоющие средства на щелочной основе: Моющие средства в видежидкостей, порошков, гелей, суспензий, эмульсий, в состав которыхвходят щелочные препараты в композиции с поверхностно-активнымивеществами, ингибиторами и другими веществами, сообщающие воднымрастворам щелочную реакцию (pH от 8 до 14) и предназначенные дляочистки поверхностей от маслогрязежировых, смазочных отложенийпыли, различного рода надписей маркерами и фломастерами и т.п.

3.35 технологическиезагрязнения: Загрязнения, возникающие в процессе ремонта итехнического обслуживания.

3.36

тепловоз:Автономный локомотив, силовой установкой которого являетсядвигатель внутреннего сгорания.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 52]

3.37

техническоеобслуживание локомотива [составной части локомотива]:Совокупность технических и организационных действий, направленныхна поддержание локомотива [составной части локомотива] вработоспособном состоянии.

[ГОСТ Р 56046-2014, статья 31]

3.38 установкавысокого давления: Установка гидродинамической очистки сиспользованием давления воды до 15 МПа.

3.39

экипажная частьлокомотива: Конструкция, представляющая собой механическуюповозку, обеспечивающую движение локомотива по рельсовой колее ипредназначенную для установки силового и вспомогательногооборудования, приводов, тормозной системы.

[ГОСТ Р 55513-2013, статья 3.5]

3.40 эксплуатационныезагрязнения: Загрязнения, возникающие при эксплуатации ТПС,содержащие минеральные, железоокисные и жировые загрязнения.

3.41

электровоз:Неавтономный локомотив, приводимый в движение установленными на немтяговыми электродвигателями, получающими энергию от энергосистемычерез тяговые подстанции, контактную сеть или от собственнойаккумуляторной батареи.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 54]

4Требования к очистке и обмывке

4.1Общие требования к очистке и обмывке

4.1.1 Все работы поочистке и обмывке ТПС должны быть проведены в специализированныхпомещениях или на специально выделенных участках заводов или депо,оснащенных средствами механизированной обмывки, а при их отсутствии- необходимыми устройствами и приспособлениями для ручной обмывки(щетками-трансформерами, швабрами, емкостями для моющего раствора,шлангами, брандспойтами, установками высокого давления и т.п.).

Обмывка и очистка ТПС подконтактным проводом и при подключенной аккумуляторной батареезапрещены.

4.1.2 Применениелегковоспламеняющихся жидкостей для очистки агрегатов и узловмеханического внутрикузовного оборудования ТПС не допускается.

4.1.3 Работы по наружнойобмывке и очистке на открытом воздухе проводят при температуре нениже 0°С. При температуре окружающей среды 0°С и ниже допускаетсяпрофилактическая обмывка ТПС в специализированных закрытыхпомещениях с использованием незамерзающих моющих средств наорганической основе.

4.1.4 Работы по очисткевнутренних помещений ТПС с применением моющих средств на щелочной инейтральной основах проводят при температуре не ниже 0°С.

4.1.5 Порядок обмывки иочистки устанавливает собственник ТПС в соответствии с действующейсистемой ТО, ремонта ТПС и экипировки в зависимости от вида ТО иремонта ТПС и состояния поверхности, района эксплуатации, характеразагрязнений.

Допускается весной приподготовке к летним перевозкам и осенью перед началом работы взимних условиях проводить сезонную (оздоровительную) обмывкунаружных поверхностей кузовов ТПС.

4.1.6 Состояние наружныхповерхностей кузова и подкузовного оборудования ТПС до обмывкинеобходимо определять визуально по ГОСТ 9.407 на степень грязеудержания.Обязательная обмывка требуется при степени грязеудержания:

-более балла 2 - для полиуретановых лакокрасочных покрытий;

-более балла 3 - для алкидных лакокрасочных покрытий.

4.1.7 Режимы наружнойобмывки должны быть установлены технологическими службамиорганизации (предприятия), осуществляющей обмывку в зависимости отсостояния загрязненной поверхности по ГОСТ 9.407.

4.1.8 Выбор режимаочистки внутренних помещений ТПС зависит от степени загрязненияповерхности в соответствии с ГОСТ9.407. В процессе эксплуатации чистоту внутренних помещений ТПСподдерживают локомотивные бригады.

4.1.9 Примеханизированной обмывке ТПС все основные стадии технологическогопроцесса должны быть выполнены при соблюдении следующих требованийк проведению отдельных операций:

-моющий раствор должен быть нанесен на поверхность ТПС равномерно,без пропусков и подтеков. Для этого рекомендуется применятьаэрозольные форсунки;

-вращающиеся щетки должны обрабатывать стенки ТПС по всейповерхности. Прижатие щеток необходимо регулировать, а изношеннующетину своевременно заменять;

-при ополаскивании должна быть использована оборотная вода;

-обмывка водой должна обеспечивать полное удаление разрушенныхзагрязнений и остатков моющего раствора, которые вредно влияют налакокрасочное покрытие.

4.1.10 При сезоннойобмывке сильно загрязненных ТПС обработку моющим раствором ищетками проводят неоднократно, состав пропускают через моечнуюустановку несколько раз. Наиболее загрязненные части ТПС передобмывкой должны быть дополнительно обработаны моющим раствором спомощью ручных щеток.

4.1.11 При отсутствиирамки для аэрозольного напыления моющего раствора и при наличиищеточных устройств допускается обрабатывать ТПС моющим растворомвручную и после требуемой выдержки обмывать ТПС с помощью щеточныхустройств.

4.1.12 При ручном способеобмывки должны быть максимально использованы средства малоймеханизации - мобильные установки высокого давления с различныминасадками.

4.1.13 При ручной обмывкеи очистке во избежание появления белесых пятен и потеков должнабыть тщательно проведена операция смыва водой эмульгированныхзагрязнений и остатков моющего раствора до полного ихисчезновения.

4.1.14 При несмытыхзагрязнениях после ручной очистки поверхность должна бытьобработана повторно.

4.1.15 Высыхание моющегораствора на поверхности ТПС не допускается.

4.1.16 На обмытойповерхности наличие видимых остатков загрязнений, пятен, потеков,несмытых моющих средств не допускается.

4.1.17 Состояние наружнойповерхности кузовов ТПС должно соответствовать:

-баллу 1 по ГОСТ 9.407 - дляполиуретановых лакокрасочных покрытий. На обмытой поверхностидопускается наличие отдельных механических частиц загрязнений;

-баллу 2 по ГОСТ 9.407 - дляалкидных лакокрасочных покрытий.

4.2Требования к техническим моющим средствам и рабочим моющимрастворам

4.2.1 Технические моющиесредства (ТМС) должны поступать на участок обмывки в герметичнойтаре (упаковке) с маркировкой, контрольными устройствами защиты отнезаконного вскрытия или подделки и документами о соответствиикачества.

4.2.2 ТМС на кислотной,щелочной, нейтральной или органической основах, предназначенные длянаружной обмывки и очистки кузовов ТПС и подкузовного оборудования,очистки внутренних помещений, узлов и агрегатов внутрикузовногооборудования ТПС, должны иметь свидетельства о государственнойрегистрации, внесенные в Реестр свидетельств о государственнойрегистрации, в соответствии с [1],заключения и протоколы испытаний по физико-химическим свойствам ТМСи влиянию их на защитные свойства покрытий, коррозионную стойкостьметаллов и стекла, выданные лабораториями, аккредитованными вФедеральной службе по аккредитации в соответствии с [2].

4.2.3 ТМС, их основныехарактеристики и назначение приведены в таблицах А.1-А.7(приложение А).

Допускается применениедругих технических моющих средств, обеспечивающих улучшенныетехнические и технологические показатели, чем у ТМС, указанных втаблицах А.1-А.7 (приложение А) и имеющих свидетельства огосударственной регистрации, внесенные в Реестр свидетельств огосударственной регистрации, в соответствии с [1],заключения и протоколы испытаний по физико-химическим свойствам ТМСи влиянию их на защитные свойства покрытий, коррозионную стойкостьметаллов и стекла, выданные лабораториями, аккредитованными вФедеральной службе по аккредитации в соответствии с [2].

4.2.4 Рабочие моющиерастворы ТМС должны удалять:

-кислотные - железоокисные, известковые и минеральные отложения снаружных поверхностей ТПС;

-щелочные - масложировые, нефтяные отложения и копоть с наружныхповерхностей кузова и подкузовного оборудования, а также смазочныеи другие эксплуатационные загрязнения при очистке узлов и деталейТПС;

-нейтральные - грязевые и пылевые отложения с поверхностейвнутренних помещений ТПС (салонов кабин машиниста, стен, пола,коридора и т.п.);

-органические - масложировые, нефтяные, смазочные отложения, в томчисле и литиевые, копоть и другие эксплуатационные загрязнения приручной очистке и обезжиривании узлов и агрегатов внутрикузовногооборудования ТПС, не подлежащих окрашиванию;

-органические - масложировые, копоть и другие эксплуатационныезагрязнения при локальной ручной обмывке наружных поверхностей ТПСпри температуре окружающей среды ниже 0°С.

4.2.5 Максимальнодопустимая концентрация рабочих моющих растворов ТМС:

а) кислотных - не более20% при наружной обмывке;

б) щелочных:

1) не более 15% - принаружной обмывке и очистке;

2) от 1 до 3% - приструйной обмывке подкузовного оборудования и очистке узлов иагрегатов внутрикузовного оборудования;

3) от 3 до 5% - припогружной обмывке подкузовного оборудования и очистке узлов иагрегатов внутрикузовного оборудования;

в) нейтральных - не более15% при очистке поверхностей внутренних помещений ТПС;

г) органических - вконцентрированном виде при ручной очистке и обезжиривании узлов иагрегатов внутрикузовного оборудования ТПС, не подлежащихокрашиванию;

д) органических - вконцентрированном виде при локальной ручной обмывке наружныхповерхностей ТПС при температуре окружающей среды ниже 0°С.

Моющая способность ТМСпри максимально допустимых концентрациях рабочих моющих растворовдолжна быть не менее 80%.

4.2.6 Максимальнаятемпература рабочего моющего раствора ТМС для наружной обмывки ТПСи очистки внутренних помещений ТПС составляет 40°С, для обмывкиузлов и деталей подкузовного оборудования - от 70 до 85°С, очисткиузлов и агрегатов внутрикузовного оборудования - от 30 до 40°С.

4.2.7 Рабочий моющийраствор при максимально допустимой концентрации не долженагрессивно влиять на очищаемую поверхность и вызывать повреждение,поматовение, помутнение, меление, выцветание лакокрасочногопокрытия, а также вызывать коррозию металлических конструкций иразрушающе действовать на стекло, алюминий, пластмассу, пластик,резинотехнические изделия и электроизоляционные материалы.

4.2.8 Моющая способностьТМС не должна зависеть от жесткости воды, рабочий моющий раствор недолжен образовывать хлопья, осадки.

4.2.9 ТМС, применяемые вмоечных установках и моечных машинах, должны иметь низкоепенообразование в рабочих моющих растворах: устойчивость пеныдолжна быть не более 1 мин. Средства с высокой пенообразующейспособностью допускается использовать только для ручнойобмывки.

4.2.10 Процентнаяконцентрация рабочего моющего раствора должна быть выбрана с учетомвида и характера загрязнений, способа обмывки, температуры раствораи воздуха, типа лакокрасочного покрытия в соответствии с таблицей1.

4.3Требования к приготовлению рабочих моющих растворов

4.3.1 Приготовлениерабочего моющего раствора определенной концентрации осуществляютсмешиванием жидкого концентрата, геля или порошка с водой.

4.3.2 Примеханизированной обмывке приготовление рабочего моющего растворадолжны осуществлять в растворном баке с перемешивающим устройствомподачей концентрата или геля в бак по трубопроводунасосом-дозатором. Порошкообразные моющие средства следует засыпатьмедленно для исключения пылеобразования.

4.3.3 При ручной обмывкеприготовление рабочего моющего раствора должно быть осуществленовесовым или объемным способом путем добавления в тару с водойотмеренного при помощи мерной емкости количества концентрата,порошка, геля или пасты.

4.3.4 Рабочие моющиерастворы готовят строго определенной концентрации в соответствии стаблицей 1.

Таблица 1 - Концентрации рабочих моющих растворов для наружнойобмывки ТПС, очистки внутренних помещений, узлов и деталей ТПС

В процентах

Вид работ

Концентрацияраствора ТМС

кислотного

щелочного

нейтрального

1 Наружная обмывка электровозов с покрытием из алкидныхлакокрасочных материалов

периодическая обмывка наТО

3-5

7-10

-

сезонная обмывка

16-20

10-15

-

2 Наружная обмывка электровозов с покрытием из полиуретановыхлакокрасочных материалов

периодическая обмывка наТО

3-5

5-7

-

сезонная обмывка

10-15

8-12

-

3 Наружная обмывка тепловозов с покрытием из алкидныхматериалов

периодическая обмывка наТО

3-5

7-10

-

сезонная обмывка

16-20

10-15

-

4 Наружная обмывка тепловозов с покрытием из полиуретановыхматериалов

периодическая обмывка наТО

3-5

5-7

-

сезонная обмывка

10-15

8-12

-

5 Наружная обмывка передокрашиванием при ТР (с окраской ТПС), СР и КР

электровозов

20

-

-

тепловозов

-

15

-

6 Внутренняя очистка кабинымашиниста: оборудование, стены, окна, полы

-

-

1-5

7 Внутренняя очистка машинногоотделения тепловозов: стены, оборудование, полы

-

5-15

-

8 Внутренняя очистка машинногоотделения электровозов: стены, кожухи высоковольтной камеры, полы,поддоны, кабельные каналы

-

5-10

-

9 Обмывка узлов и деталейподкузовного оборудования ТПС в моечных машинах

струйная обмывка

-

1-3

-

погружная обмывка

-

3-5

-

10 Обмывка тележек иподкузовного оборудования

-

10-15

-

11 Очистка механическоговнутрикузовного оборудования ТПС

В соответствии с таблицей3

В зимний период наружную поверхностьобмывают ТМС на органической основе в концентрированном виде.

При наружной обмывке электровозов наиболееэффективно действует кислотное моющее средство. При применениищелочного моющего средства процесс обмывки становитсядвухстадийным: сначала электровоз должен быть обмыт кислотныммоющим средством, а затем - щелочным. Допускается при наличииобильных масложировых и нефтяных загрязнений проводить обмывкуэлектровоза сначала щелочным моющим средством, а затем -кислотным.

При наружной обмывке тепловозов наиболееэффективно действует щелочное моющее средство. При применениикислотного моющего средства процесс обмывки становитсядвухстадийным: сначала тепловоз обмывают щелочным моющим средством,а затем - кислотным.

При трудносмываемых отложениях (буксовойсмазки, сцементированной дорожной пыли и др.) применяют растворыТМС на щелочной основе повышенной концентрации (до 20%) споследующей выдержкой их на поверхности в течение от 3 до 15мин.

4.4Требования к оборудованию и инструменту

4.4.1 Требования коборудованию механизированных моечных комплексов

4.4.1.1 Для обмывкибоковых вертикальных поверхностей кузова ТПС допускаетсяиспользование механизированных моечных комплексов.

4.4.1.2 Механизированныемоечные комплексы должны обеспечивать работу по обмывке и очисткеТПС при температуре окружающей среды:

-свыше 5°С - для обмывки в автоматическом, полуавтоматическом иручном режимах;

-от 0 до 5°С - для обмывки в ручном режиме;

-0°С и ниже - для локальной очистки в ручном режиме с использованиемТМС на органической основе.

4.4.1.3 Механизированныймоечный комплекс должен состоять из контура:

-предварительного смачивания для предварительного размягчения исмыва рыхлых загрязнений, охлаждения кузова ТПС в летнее время сцелью предотвращения высыхания моющего раствора на стенкахкузова;

-нанесения моющего рабочего раствора;

-с вертикальными растирочными щетками;

-ополаскивания оборотной водой со щетками;

-смыва (ополаскивания чистой водой);

-сушки (обдув воздухом).

4.4.1.4 Вращающиеся щеткина контурах интенсивной мойки и ополаскивания должны плотноприлегать к кузову и иметь эластичную щетину или покрытие изгубчатого материала.

4.4.2 Машины струйнойочистки и машины погружного типа должны иметь системуобезвреживания вредных выбросов с необходимым комплектомоборудования для очистки раствора (фильтры, отстойники и т.д.),систему непрерывной очистки от нефтесодержащих и грязевых осадков ишламов, систему замкнутого оборотного водоиспользования моющегораствора или устройства для механизированного удаления отмытыхзагрязнений.

4.4.3 Установки высокогодавления должны быть мобильными, маневренными, иметь эжекторныенасадки для подачи моющего раствора и для последующей обмывкиповерхности водой.

4.4.4 Требования кинвентарю и оборудованию для ручной обмывки

4.4.4.1 Ручной способочистки должен предусматривать применение щеток, шлангов,брандспойтов, ведер и бачков, обтирочного материала, резиновыхщеток для стекол, мерных емкостей для приготовления моющегораствора заданной концентрации.

Порезы и проколы нашлангах, острые кромки на ведрах и бачках не допускаются.

4.4.4.2 Щетки должныиметь щетину средней жесткости для создания необходимыхмеханических воздействий на загрязнения. Вместе с тем щетина недолжна повреждать лакокрасочное покрытие и стекла окон ТПС. Ручкащетки должна иметь телескопическую конструкцию для регулированиявысоты нанесения раствора.

5Требования к технологическим режимам и последовательностивыполнения операций

5.1Требования к механизированному способу обмывки наружной поверхноститягового подвижного состава

5.1.1 При обмывкенаружной поверхности ТПС должна быть соблюдена следующаяпоследовательность операций:

-подача ТПС в отделение обмывки с помощью устройства системыперемещения, скорость передвижения ТПС через моечный комплекс недолжна превышать 2 км/ч;

-предварительное смачивание кузова ТПС водой;

-нанесение моющего раствора методом аэрозольного распыления;

-выдержка рабочего моющего раствора на поверхности от 3 до 5 мин (недопускать высыхания моющего раствора);

-обработка поверхности ТПС (растирка) моющим раствором вращающимисящетками для механического разрушения и удаления размягченныхзагрязнений;

-обмывка ТПС водой для смыва диспергированных или эмульгированныхзагрязнений одновременно с обработкой щетками;

-сушка ТПС теплым воздухом.

5.1.2 Не допускаетсявысыхание раствора ТМС на поверхности.

5.1.3 При неполномудалении загрязнений с поверхностей ТПС повторить обмывку.

5.1.4 Поверхность стеколобмывают одновременно с наружной поверхностью ТПС в соответствии с5.1.1.