allgosts.ru45. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ТЕХНИКА45.060. Подвижной состав железных дорог

ГОСТ 32202-2013 Сжатый воздух пневматических систем железнодорожного подвижного состава и систем испытаний пневматического оборудования железнодорожного подвижного состава. Требования к качеству и методы контроля

Обозначение:
ГОСТ 32202-2013
Наименование:
Сжатый воздух пневматических систем железнодорожного подвижного состава и систем испытаний пневматического оборудования железнодорожного подвижного состава. Требования к качеству и методы контроля
Статус:
Действует
Дата введения:
06/01/2014
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
45.060.01

Текст ГОСТ 32202-2013 Сжатый воздух пневматических систем железнодорожного подвижного состава и систем испытаний пневматического оборудования железнодорожного подвижного состава. Требования к качеству и методы контроля



МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

ГОСТ

32202-

2013


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

СЖАТЫЙ ВОЗДУХ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО

СОСТАВА

Требования к качеству

Издание официальное

Москва

Стенда ртинформ 2014


Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стан» дартизации установлены ГОСТ 1.0—92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2—2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ)

2    ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстан-

Дарт)

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 июня 2013г. №57-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК <ИСО Э»вв> ММ-97

Код страны

по МК (ИСО Э!вв) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

A Z

Аэстандарт

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

6Y

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызствндарт

Молдова

МО

Молдоаа-Ствндарт

Россия

RU

Росствндврт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2013 г. Ne 1479-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32202—2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2014 г.

5    8 настоящем стандарте реализованы требования технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», действующего на территории Республики Беларусь. Республики Казахстан и Российской Федерации применительно к объекту технического регулирования — специальному железнодорожному подвижному составу:

-    раздел 5 содержат минимально необходимые требования безопасности;

-    раздел 6 устанавливает методы проверки минимально необходимых требований безопасности.

6    Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 53977—2010

7    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется е ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано е ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — неофициальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ.2014

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен. тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СЖАТЫЙ ВОЗДУХ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Требования к качеству

Com pressed air of pneumatic systems of railway rolling stock. Requirements for quality

Дата введения — 2014—06—01

1    Область применения

Настоящийстандарт распространяется на сжатый воздух, используемый в пневматическом оборудовании и пневматических магистралях тормозных систем, систем автоматики и вспомогательных систем железнодорожного подвижного состава, а также на сжатый воздух в системах испытаний пневмомеханических и электропнеематических аппаратов и приборов депо дистанции.

Настоящий стандарт устанавливает требования к качеству сжатого воздуха.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ ИСО 8573-3—2006 Сжатый воздух. Часть 3. Методы контроля влажности

ГОСТ ИСО 8573-5—2006 Сжатый воздух. Часть 5. Методы контроля содержания паров масла и органических растворителей

ГОСТ 24484—80 Промышленная чистота. Сжатый воздух. Методы измерения загрязненности

Примечание — При пользовании нестоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов а информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии а сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опублихован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным)стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется а чести, не затрагивающей эту ссылку.

3    Термины и определения

8 настоящем стандарте применены следующие термины ссоответствующими определениями:

3.1    пневматическая система: Комплекс устройств, резервуаров и трубопроводов, обеспечивающих производство, обработку, хранение, транспортирование и распределение сжатого воздуха и использующих его в качестве рабочего тела.

3.2    тормозная система: Часть пневматической системы подвижного состава, обеспечивающая функционирование тормозных приборов и устройств.

3.3    вспомогательное пневматическое оборудование: Часть пневматической системы, обеспечивающая функционирование приборов и устройств, не связанных с производством, обработкой и хранением сжатого воздуха, а также функционированием тормозов.

Издание официальное

3.4    твердая частица: Твердый дискретный объект с малой массой.

3.5    размер частицы: Наибольшее расстояние между наружными границами частицы.

3.6    точка росы: Температура, при которой начинается конденсация водяногопара при заданном давлении воздуха.

3.7    загрязняющее вещество: Любое вещество илисоединение твердых, жидких или газообразных веществ, которое оказывает отрицательное влияние на работоспособность пневматической системы.

4 Функциональные модули пневматической системы

4.1 Значения показателей качества сжатого воздуха определяют в контрольных точках, соответствующих схеме условного деления на функциональные модули пневматической системы единицы подвижного состава или системы испытаний аппаратов и приборов, приведенной на рисунке 1.

X — на выходе из модуля «Производство слитого воздуха». 2 — иа выходе из модуля «Обработка сжатого воздуха»,

3 — иа входе в модуль «Тормозные системы»; 4 — на входе в модуль «Вспомогательное пневматическое оборудование»

Рисунок 1 — Схема деления пневматической системы на функциональные модули и нахождений контрольных точек для определения качества сжатого воздухе

4.2    Модуль «Производство сжатого воздуха» функционально предназначен для повышения давления и перемещения воздуха. 8 него включают:

•    компрессор, оснащенный входным фильтром для предотвращения попадания в него загрязняющих веществ с атмосферным воздухом;

•    выходной фильтр (при наличии);

•    выходной воздухоохладитель (при наличии).

4.3    Модуль «Обработка сжатого воздуха» функционально предназначен для очистки и осушки сжатого воздуха до значений показателей качества по 5.3.

В него включают (при наличии в пневматической системе соответствующих узлов):

-    предварительный фильтр (влагомаслоотделитель) для отвода воды и масла в жидкой фазе;

-    осушитель(и) сжатого воздуха для снижения концентрации водяного пара до нормативного значения;

-    фильтр грубой очистки сжатого воздуха от загрязняющих веществ:

•    выходной (выходные) фильтр(ы) тонкой очистки сжатого воздуха для предотвращения попадания в пневматическую систему продуктов износа адсорбента и снижения массовой концентрации твердых частиц и максимального размера твердых частиц до нормативных значений:

-    краны.

4.4    Модуль «Хранение и распределение сжатого воздуха» функционально предназначен для хранения и распределения сжатого воздуха. 8 него включают (при наличии):

•    трубопроводы:

•    краны:

•    воздушные резервуары.

4.5    Модуль «Тормозные системы » функционально предназначен для обеспечения работоспособности и функционирования пневматической части тормозного оборудования. В него включают (при наличии):

•    трубопроводы:

•    краны;

. воздушные резервуары;

•    пневмомеханическое оборудование;

•    элвктропнввматическое оборудование.

4.6    Модуль «Вспомогательное пневматическое оборудование» функционально предназначен для обеспечения работоспособности и функционирования вспомогательного пневматического оборудования. В него включают (при наличии):

•    трубопроводы;

•    краны;

•    воздушные резервуары:

•    пневмомеханическое оборудование:

•    элвктропнввматическое оборудование.

5 Показатели качества сжатого воздуха

5.1 Качество сжатого воздуха пневматических систем подвижного состава определяют по трем основным видам загрязняющих веществ, в наибольшей степени влияющих на техническое состояние и надежность оборудования пневматической системы: твердым частицам, воде и маслу. Номенклатура определяемых показателей качества сжатого воздуха приведена в таблице 1.

Таблица 1— Определяемые показатели качества сжатого воздуха

Загрязняющее вещество

Показатель

Единица измерения

Твердые частицы

Максимальный размер частиц

мкм

Массовая концентрация*

мг/м9

Масло

Массовая концентрация*

мг/ы9

Вода

Точка росы

* Показатели должны быть приведены к абсолютному давлению воздуха 10* Па.

5.2    Качество сжатого воздуха пневматических систем подвижного состава определяют в контрольных точках по 4.1 при требуемых по условиям эксплуатации значениях давления и температуры в соответствующем функциональном модуле.

Значения показателей качества сжатого воздуха действительны только для данной контрольной точки.

5.3    Значения показателей качества сжатого воздуха должны соответствовать значениям таблицы 2.

Таблица 2 — Значения показателей качества сжатого воздуха

Наименование показателя

Значение показателя для контрольной точки

1

2

3

4

Максимальный размер твердых частиц, мш. не более

25

10

15

15

Массовая концентрация твердых частиц, мг/м9. не болев

в

2

2

2

Массовая концентрация масла. мг/м9. не более

25*

5

5

S

Окончание таблицы 2

Намыеиоаакие показателя

Значение показателя для контрольной точки

1

2 3 4

Точка росы, не выше, при температуре атмосферного воздуха

ниже -40 *С

равна температуре атмосферного воздуха

от -40 *С до -20 'С включ.

-40 *С

выше -20 *С

не менее 10 *С ниже температуры атмосферного воздуха

* Для модуля «Производство сжатого воздуха», включающего поршневой (поршневые) компрессор(ы). допускается значение массовой концентрации масла не более 100 мг/м*.

6 Методы определения показателей качества сжатого воздуха

6.1    Определение максимального размера твердых частиц и их массовой концентрации — по ГОСТ 24484.

6.2    Массовую концентрацию масла определяют как сумму его массовых концентраций в виде аэрозолей и паров.

Массовую концентрацию в виде аэрозолей определяют по национальным стандартам и нормативным документам, действующим на территории государства, принявшего стандарт.

Массовую концентрацию в виде паров определяют по ГОСТ ИСО 8573-5.

6.3    Точку росы определяют по ГОСТ ИСО 8573-3.

УДК 661.92.001.33:006.354    МКС 45.060.01

Ключевые слова: сжатый воздух, пневматические системы, железнодорожный подвижной состав, функциональные модули, загрязняющие вещества, показатели качества

s

Редактор Н.в. Галанова Технический редактор £.в. Беспроблемная Корректор И.А. Королева Компьютерная верстка И.А НапеОкиной

Сдано в набор 29.07.2014. Подписано в печать 05.08 2014. Формат 60>в4^{    Гарнитура Ариал.

Усп. печ, л, 0,93. Уч.-иэд. л. 0.60. Тираж 40 экз. Эак 304!

Издано и отпечатано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ». 12399S Москва. Гранатный лер.. 4. www.90slinra.1u    info"@goslmfo.nj

На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 8573-2—2006 «Сжатый воздух. Часть 2. Методы контроля содержания масел в виде аэрозолей».