База ГОСТовallgosts.ru » 45. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ТЕХНИКА » 45.060. Подвижной состав железных дорог

ГОСТ Р 52942-2008 Рельсовый транспорт. Колесные пары и тележки. Оси. Требования к изделию

Обозначение: ГОСТ Р 52942-2008
Наименование: Рельсовый транспорт. Колесные пары и тележки. Оси. Требования к изделию
Статус: Действует
Дата введения: 01/01/2009
Дата отмены: -
Заменен на: -
Код ОКС: 45.060
Скачать PDF: ГОСТ Р 52942-2008 Рельсовый транспорт. Колесные пары и тележки. Оси. Требования к изделию.pdf
Скачать Word:ГОСТ Р 52942-2008 Рельсовый транспорт. Колесные пары и тележки. Оси. Требования к изделию.doc

Текст ГОСТ Р 52942-2008 Рельсовый транспорт. Колесные пары и тележки. Оси. Требования к изделию



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТР

52942-

2008

(ЕН 13261:2003)

Рельсовый транспорт

КОЛЕСНЫЕ ПАРЫ И ТЕЛЕЖКИ

Оси

Требования к изделию

EN 13261:2003

Railway applications. Wheelsets and bogies. Product requirements

(MOD)

Издание официальное

«О

flO

s

<4

Л

€|Ш№Ц1ЧИ1+11|Ш

am

ГОСТ Р 52942—2008

Предисловие

Цели и принципы стандартизации е Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения »

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (ОАО «ВНИКТИ») на основе собственногоаутен-тичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 236 «Тепловозы и путевые машины»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 июля 2008 г. № 146-ст

4    Настоящий стандарт является модифицированным ло отношению к европейскому стандарту ЕН 13261:2003 «Рельсовый транспорт. Колесные пары и тележки. Оси. Требования к продукции» (EN 13261:2003 «Railway applications. Wheelsets and bogies. Axles. Product requirements») путем внесения технических отклонений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту.

Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного европейского стандарта приведено в приложении А.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно указан кого европейского стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р1.5—2004 (подраздел 3.5)

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменении и поправок— в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ.2008

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р 52942—2008

Содержание

1    Область применения...................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................1

3    Определение характеристик изделия........................................2

3.1    Химический состав.................................................2

3.2    Механические характеристики..........................................2

3.3    Характеристики микро-и макроструктуры...................................6

3.4    Чистота материала.................................................6

3.5    Ультразвуковая лрозвучиваемость.......................................7

3.6    Параметры шероховатости поверхности...................................б

3.7    Допуски на геометрию..............................................11

3.8    Маркировка.....................................................12

4    Правила приемки....................................................13

Приложение А (справочное) Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного в нем европейского стандарта EN 13261:2003 .................... 14

Приложение 8 (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам Российской Федерации, использованным в настоящем стандарте в качестве нормативных ссылок ..............................15

Библиография........................................................16

in

ГОСТ Р 52942—2008

Введение

Настоящий стандарт имеет следующие отличия от примененного европейского стандарта EN 13261:2003:

•    расширена область распространения — на оси колесных пар вагонов, локомотивов и моторвагонного подвижного состава, эксплуатируемых со скоростью движения более 200 км/ч:

-    стандарт дополнен характеристиками марок сталей (таблица 3). используемых в Российской Федерации:

•    исключен подраздел 3.6 «Т ребования к остаточным напряжениям*», так как в Российской Федерации используют упрочнение поверхностей колесных пар. гарантирующее уровень допустимых остаточных напряжений:

-    исключен подраздел 3.9 «Защита от коррозии и механических воздействий», атакже требования приложений В. С. D. Е. F. G, Н, I. J стандарта, так как в Российской Федерации действуют нормативные документы, регламентирующие эти требования:

•    кроме того, изменены отдельные слова и добавлены фразы, более точно раскрывающие смысл некоторых положений настоящего стандарта. Указанные изменения выделены в тексте курсивом.

IV

ГОСТ Р 52942—2008 (ЕН 1326:2003)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рельсовый транспорт КОЛЕСНЫЕ ПАРЫ И ТЕЛЕЖКИ Оси

Требования к изделию

Railway applications Axles. Product requirements

Дета введения — 2009—01—01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к осям колесных пар вагонов, локомотивов и моторвагонного подвижного состава, используемых на европейских и российских сетях железных дорог, эксплуатируемых со скоростью движения более 200 км/ч.

Стандарт определяет характеристики сплошных (кованых или катаных) и полых осей, изготовленных из сталей марок EA1N“'. ЕА1Та|. ЕА4Та\ используемых на европейских сетях железных дорог, и из стали марки ОС в России.

Настоящий стандарт распространяется на оси. сконструированные и изготовленные в соответствии стребованиями(1] и (2]. ГОСТ4835. ГОСТ 11018, ГОСТ31334.

При изготовлении осей для российских сетей железных дорог преимуществоотдавтся российским стандартам перед европейскими.

Примечание — Могут быть согласованы другие значения характеристик, еслинанихалияютразличияв технологическом процессе (например, холодная накатка, дробеструйная обработка).

2 Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 25.502—79 Расчеты и испытания на прочность в машиностроении. Методы механичен ких испытаний металлов. Методы испытаний на усталость

ГОСТ 1497—84 (ИСО 6892—84) Металлы. Методы испытаний на растяжение ГОСТ 4728—96 Заготовки осевые для подвижного состава железных дорог колеи 1520мм. Тех-ничвские условия

ГОСТ 4835—2006 Колесные пары вагонов магистральных железных дорог колеи 1520мм. Технические условия

ГОСТ 5639—82 Стали и сплавы. Методы выявления о определения величины зерна ГОСТ 7565—81(ИСО 377-2—89) Чугун, сталь и сплавы. Метод отбора проб для определения химического состава

ГОСТ 8233—56 Сталь. Эталоны микроструктуры

в> N — для нормализованной стали.

Т — для закаленной и отпущенной стали.

Издание официальное

1

ГОСТ Р 52942—2008

ГОСТ 9454—7в Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах

ГОСТ 10243— 75 Сталь. Методы испытаний и оценки макроструктуры ГОСТ 11018—2000 Тягоеый подвижной состав железных дорог колеи 1520 мм. Колесные пары. Общие технические условия

ГОСТ 21105— 87 Контроль нвразрушающий. Магнитопорошкоеый метод ГОСТ 22780—93 (ИС0 1005-9—86) Оси для вагонов железных дорог колеи 1520(1524) мм. Типы, параметры и размеры

ГОСТ 31334—2007 Оси для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Определение характеристик изделия

3.1    Химический состав

3.1.1    Значения

Содержание водорода должно быть не более 2 %о.

Процентное содержание химических элементов приведено в таблице 1.

Таблице 1

Мерка

с

Si

Мп

Р

S

Л1

Сг

Си

Мо

Ni

V

не более

EA1N.

ЕА1Т

0.35

0.40

0.30

0.50

0.90

1.20

0.020“

0.015“

£0.30

$0.30

$0.08

£0.30

£0.06

ЕА4Т

0.22

0.29

0.13

0.40

0.50

0.80

0.020“

0.015*'

0.90

1.20

£0.30

0.15

0.30

£0.30

£0.06

ОС

0.42 0.5 0

0.13

0.35

0.60

0.90

0.035

0.033

0.015

0.040

&0.30

£0,25

£0.30

** Максимальное содержание 0.025 % может быть согласовано при оформлении и размещении звквэа.

3.1.2    Место взятия образца

Образец для испытаний отбирают на половине радиуса у сплошных осей или на половине расстояния между наружной и внутренней поверхностями у полых осей.

3.1.3    Химический анализ

Анализ химического состава выполняется в соответствии с методами и описаниями, содержащимися в ГОСТ 7565. ГОСТ4728.

3.2 Механические характеристики

3.2.1    Характеристики, проверяемые при испытании на растяжение

3.2.1.1    Значения

Требования к уровню механических свойств, которые должны быть обеспечены на образцах, отобранных на половине радиуса у сплошных осей или на половине расстояния между наружной и внутренней поверхностями у полых осей, приведены в таблице 2 для осей европейских сетей железных дороги в таблице 3 — для осей, применяемых на российских сетях железных дорог.

Значения механических свойств образцов, отобранных из центра сплошных осей или от внутренней поверхности полых осей, должны быть меньше значений, измеренных на образцах, отобранных на половине радиуса у сплошных осей или на половине расстояния между наружной и внутренней поверхностями у полых осей не более чем на 20 %.

2

ГОСТ Р 52942—2008

Таблица 2

Марка стали

<г/\ Н.'ыы;. не немее

<?„. Н>'ммг

6. %. не менее

Ударная ояэкосгъ KCU при 20 4С. Дж/см7 не менее

продольная

поперечная

EA1U

320

550—650

22

ЕА1Т

350

550—700

24

40

20

ЕА4Т

420

650— 600

13

50

25

" Если предел текучести неявно выражен, определяют условный предел текучести при остаточной деформации 0.2 %. о0 2-

Таблица 3 — Механические свойства стали ОС

временное солрот целение при растяжении ла, Н/мы2

Предел текучести ап. Шии2. не менее

Относительное удлинение & %. не менее

Ударная вязкоеть ори 20 ‘С. Дж/си1

средняя

минимальна*

От 580 до 620

275

20

49

34

От 620 до 650

ЗТ5

19

39

29

650 и болев

350

18

34

29

3.2.1.2 Отбор образцов для испытания

Образцы для испытания осей российского производства отбирают согласно ГОСТ31334. для осей европейского производства — на трех уровнях в месте наибольшего сечения оси:

•    как можно ближе к наружной поверхности:

•    на середине радиуса и в центре у сплошных осей:

•    на половине расстояния между наружной и внутренней поверхностями и близко к внутренней поверхности у полых осей, как показано на рисунке 1а. Ь.

АгА

2

п

Г“1-

-гч

«ь

—f

ш

Li-

t-J

]

к

1

в — сплошная ось Рисунок 1(лист 1)

3

ГОСТ Р 52942—2008

А-А

200

Рисунок 1 (лист 2)

32.1.3 Метод испытания

Испытание проводят в соответствии с ГОСТ 1497.ГОСТ4728.ГОСТ9454. ГОСГ31334.[3) и (4). Диаметр обработанной части образца для испытания должен быть от 10 до 16 мм. Базовая длина должна быть в пять раз больше диаметра.

3.2.2 Характеристики, проверяемые испытанием на ударную вязкость

3.2.2.1    Значения

Испытание на ударную вязкость проводят при температуре20 *С на образцах, вырезанных из оси в продольном и поперечном направлениях расположения образца в оси (рисунок 2). Ударная вязкость образцов, отобранных на половине радиуса у сплошных осей ил и на половине расстояния между наруж* ной и внутренней поверхностями у полых осей, должна соответствовать нормам, установленным в таблицах 2 и 3. Полученные значения в центре сплошных осей или у внутренней поверхности полых осей должны быть меньше значений, полученных на половине радиуса или на половине расстояния между наружной и внутренней поверхностями оси не более чем на 20 %.

3.2.2.2    Отбор образцов для испытания

Образцы дляислытания осей российского производства отбирают согласно ГОСТ31334. для осей европейского производства — на трех уровнях в месте наибольшего сечения оси:

-    как можно ближе к наружной поверхности;

-    на середине радиуса и в центре у сплошных осей:

•    на половине расстояния между наружной и внутренней поверхностями и близко к внутренней поверхности у полых осей, как показано на рисунке 2а. Ь;

•    размеры образцов по ГОСТ9454.

А-А

в — сплошная ось Рисунок2(лнст 1)

4

ГОСТ Р 52942—2008

Ь—полая ось

1    — образец для определения ударной вямостн а продольном направлении,

2    — образец для определения уаарной вязкости а поперечном направлении

Рисунок 2(лист 2)

3.2.2.3    Метод испытания

Испытание проводят в соответствии с ГОСТ9454. {5).

3.2.3    Усталостные характеристики

3.2.3.1    Общие положения

Значения, определенные в настоящем подпункте, используют для расчета максимально допусти* мых нагрузок, которые установлены в [1], [2]. ГОСТ22780 и конструкторской документации.

Для определения поведения оси при воздействии эксплуатационных нагрузок необходимо знать предел выносливости вследующих двух случаях:

•    при оценке материала испытания проводят на стандартных лабораторных образцах, форма которых не зависит от геометрии изделия;

•    при оценке изделия испытания проводят на полноразмерных образцах, размеры и обработка которых идентичны размерам и обработке готового изделия с соответствующими допустимыми дефектами изготовления.

Значения пределов выносливости лабораторных образцов, определяемые с помощью стандартных лабораторных образцов с учетом влияния надреза на поверхности материала, используются для вычисления коэффициента запаса сопротивления усталости, который задан [1]. [2] и [6). Значения предела выносливости определяют на опытных образцах:

•    с гладкой поверхностью — о

•    с поверхностью, имеющей надрезы — о',.

Значения предела выносливости полноразмерных образцов ст ^. определяемые с помощью полноразмерных образцов, используют для проверки соответствия усталостных характеристик характеристикам. используемым для расчета максимально допустимых нагрузок, которые приведены в конструкторской документации и стандартах [1], [2] и [6).

Эти значения предела выносливости распространяются на различные зоны оси. В настоящем стандарте для осей российского производства установлены значения предела усталости только для гладкой цилиндрической зоны оси. Значения предела выносливости в местах соединения с деталями. устанавливаемыми на ось. зависят, главным образом, от способа формирования колесной пары.

3.2.3.2    Значения

Значения, которые должны быть достигнуты, приведены в таблице 4.

5

ГОСТ Р 52942—2008

Таблице 4

Марка степи

e .tj- К'ми7. не ыемее

о ,. №мы2.не ыемее

я* v №ым*. не менее

ЕА1Т

200

250

170

1.47

ЕА4Т

240

350

215

1.63

ОС

160

250

3.2.3.3    Образцы для проведения усталостного испытания

Геометрия и чистота поверхности опытных образцов для определения о u для испытаний должны быть идентичны геометрии и чистоте поверхности анализируемых осей. Технологический процесс изготовления этих образцов должен быть аналогичен технологическому процессу изготовления оси.

Чертежи лабораторных образцов для испытаний на усталость приведены в ГОСТ25.502.

3.2.3.4    Метод испытания

Испытание проводят с помощью испытательных установок, создающих нагрузки кругового изгиба в зоне, в которой необходимо вызвать возникновение усталостной трещины.

База испытаний для определения а. составляет 5 • 107 циклов нагружения для зон оси без насаженных деталей. В случае определения предела выносливости зон оси с посадкой базу испытаний следует принимать равной 10® циклов нагружения. Значения номинальных напряжений рассчитывают с помощью классической теории изгиба балок и контролируют измерением с помощью тензодатчиков в зонах возникновения усталостных трещин.

Пределы выносливости лабораторных образцов о , и о' , определяют для 107 циклов с 50 %-ной вероятностью излома, что требует использования не менее 15 опытных образцов для каждого предельного значения и статистического метода для интерпретации результатов.

3.3 Характеристики микро- и макроструктуры

3.3.1    Значения

Макроструктура стали должна соответствовать ГОСТ4720. ГОСТ8233, ГОСТ 10243. ГОСТ31334.

Микроструктура стали ЕА1Ти ОС должна быть ферритно-перлитной.

Микроструктура стали марки ЕА4Т должна быть бейнитно-мартенситной (с отпущенным мартенситом).

Размер зерна должен быть равен 5 и менее {мелкое зерно) в соответствии с ГОСТ5639 и [7].

3.3.2    Место взятия образцов для испытания

Образцы для испытания берут в месте наибольшего сечения оси в плоскости площадью 200 мм2, перпендикулярно коси проката, как показано на рисунке 3. на половине радиуса у сплошных осей или на половине расстояния между наружной и внутренней поверхностями у полых осей.

3.3.3    Метод испытания

Испытания проводят в соответствии сГОСГ 5639 и [7].

3.4 Чистота материала

3.4.1    Металлографическая чистота

3.4.1.1    Уровеньчистоты

Максимальные значения для включений большой и малой толщины приведены в таблице 5. Включения малой толщины не принимают в расчет.

Таблице S

Тип включения

Махсиыальмое аначеине включений, балл

большой толщины

малой толщины

А (Сульфиды)

1.5

1.5

В (алюминаты)

1

1.5

С (недеформирующиеся силикаты)

1

1.5

О (глобулярные оксиды)

1

1.5

в*с + о

2

3

6

3.4.1.2 Место взятия образца для исследования микроструктуры Участок оси для исследования микроструктуры показан на рисунке 3.

ГОСТ Р 52942—2008

Исследование микроструктуры проводят на плоскости площадью 200 мм2, перпендикулярной коси проката, на половине радиуса у сплошных осей или на половине расстояния между наружной и внутренней поверхностями у полых осей. Образцы для исследования берут в месте наибольшего сечения оси.

3.4.1.3 Метод исследования

Уровень чистоты определяют методом А по (8], ГОСТ 8233. ГОСТ31334.

3.4.2 Контроль несплошности

3.4.2.1    Общие положения

Для выявления несплошности проводят ультразвуковую дефектоскопию. Стандартными дефектами являются плоскодонные отверстия на различной глубине.

3.4.2.2    Достигаемый уровень

Оси не должны быть с внутренними дефектами, у которых амплитуды эхо-сигнала не меньше амплитуды для стандартного дефекта, расположенного на той же глубине. Диаметр стандартного дефекта 3 мм. Не допускается уменьшения донного эхосигнала более чем на 4 дБ из-за неоднородностей или внутренних дефектов.

3.4.2.3    Образец для испытания

Дефектоскопию проводят непосредственно на оси после термообработки до нанесения окончательного защитного покрытия перед отгрузкой.

3.4.2.4    Метод исследования

внутреннюю несплошность оси проверяют ультразвуковой дефектоскопией по диаметру оси. Прозвучивают всю ось. за исключением отдельных частей (галтелей, канавок и Т.Д-). по согласованию между заказчиком и поставщиком.

3.5 Ультразвуковая прозвучиваемость

3.5.1    Общие положения

Ультразвуковая прозвучиваемость обеспечивает проведение ультразвуковой дефектоскопии в процессе эксплуатации. Для ее контроля составляют дефектограмму оси после предварительной калибровки измерительной аппаратуры.

3.5.2    Достигаемый уровень

Амплитуда эхосигнала на проверяемых осях должна составлятьне менее 50 % полной высоты вертикальной шкалы экрана дефектоскопа после предварительной калибровки прибора на стандартной призме. Шум во время калибровки должен составлять не более 5% полной высоты вертикальной шкалы экрана дефектоскопа. Высота фонового шума должна составлять не менее 10 % высоты вертикальной шкалы экрана дефектоскопа. Частота датчиков должна составлять 5 МГц.

3.5.3    Образецдля испытания

Контролируемым образцом для испытания является ось после окончательной термообработки.

Состояние торцов шеек оси во время проведения контроля должно быть аналогичным их состоянию перед отгрузкой до нанесения защитного покрытия.

7

ГОСТ Р 52942—2008

3.5.4 Метод контроля

Контроль ультразвуковой проницаемости проводят в продольном направлении оси в соответствии

с (91.

Если испытания не автоматизированы, измерение проводят на менее чем в шести точках, равно* мерно распределенных по окружности шеек оси.

3.6 Параметры шероховатости поверхности

3.6.1    Шероховатость обработки поверхности

3.6.1.1    Достигаемые параметры

На поверхности оси могут быть только следы дефектов, предусмотренные настоящим стандартом и приведенные в таблице 6.

Шероховатость поверхности Ra окончательно обработанных или готовых ксборке деталей указана в таблице 6. Условные обозначения показаны на рисунке 4.

Таблица в

Шероховатость поверхности м«м

Наименование поверхности оси

Условное обозначение

после черновой обработки

после окончательной обработки или перед формированием ю лес ной пары

Торец ОСИ

•    торец оси с фаской

•    внутренняя поверхность центрового

в

См. выносные элементы Я1 и

6.3

отверстия и феска (сплошная и полая ось)

R2

3.2

Шейка оси

• цилиндрическая часть

Ь

12.5

0.8

• галтели

«{выносной элемент V)

0.8

Предлодступичнвя часть

• диаметр лредподступичной части

d

12.5

1.6

Подстуличнвя часть

• диаметр лодсгупичной части

е

12.5

0.8/1.6

• галтель между подступичной и пред-подступичной частями

('(выносной элемент U)

1.6

Средняя часть оси

• радиусы перехода к подступичной части

д (выносной элемент Т)

1.6

•    диаметр средней части оси

•    диаметр посадочного места для зуб-

/

3.2*'

чвтого колеса и тормозного диска

• диаметр посадочного месте для под-

й

12.5

0.8/1.6

шипника и уплотнительного кольце

• переходные радиусы между двумя по-

i

12.5

0.8

садочными местами

К (выносной элемент S)

1.6

Отверстие оси

• поверхность отверстия оси

(п (выносной элемент R1)

3.2

Может быть согласован показатель 6.3. если достигнуто предельное значение предела выносливости о по Э.2.3.2.

8

ГОСТ Р 52942—2008

Рисунок 4 — Условные обозначения

3.6.1.2    Метод измерения

Значение шероховатости поверхности оси Ra на момент поставки (таблица 5) измеряют с помощью прибора для определения шероховатости поверхности или путем тактильногои визуального сравнений.

3.6.2    Отсутствие поверхностных дефектов оси

3.6.2.1 Общие положения

9

ГОСТ Р 52942—2008

Отсутствие поверхностных дефектов осей определяют:

•    на наружных поверхностях — магнитопорошковой дефектоскопией;

•    на внутренних поверхностях полых осей — ультразвуковым контролем или иным аналогичным способом, согласованным между заказчиком и поставщиком.

3.6.2.2 Достигнутый уровень На наружной поверхности оси:

•    не допускаются поперечные дефекты;

•    допускаются продольные дефекты вне галтельных зон г; (рисунок5) при условии, чтоони не превышают предельно допустимых значений, указанных в таблице 7.

*1

*1

It

1 *

Ч

Ч

ч

Ч

шМ

,

s

,

60

»

60

60

60

Рисунок 5

Дефект считают продольным, если егоотклонение от продольной оси составляет менее 10*.

На поверхности отверстия полой оси допускаются поперечные дефекты, если ихглубинанепревы-шает 0,5 мм. а их число не более одного на метр длины оси.

Таблица 7

Зоны

Максимальная длина изолированного дефекта мм. не более

Максимальная суммарная длина изолированных дефектов, мм. не более

0

0

г,

6

6

6

1S

23

6

15

а> Дефекты считают изолированными, если расстояние между двумя дефектами, расположенными на одной линии окружности, составляет более 10 мм.

3.6.2.3    Образец для испытания

Образцом для испытания является чистовая ось после термообработки до нанесения защитного покрытия.

3.6.2.4    Методы контроля

Требования к магнитопорошковой дефектоскопии — согласно ГОСТ 21105, за исключением:

• магнитной индукции на поверхности оси. значение которой должно быть более 4 мТ:

- световой энергии ультрафиолетовогоизлучения. значение которой должнобытьболее15Вт/мг. Намагничивание проводят по окружности для выявления продольных дефектов и в продольном направлении для выявления поперечных дефектов.

Метод согласовывают между заказчиком и поставщиком. Если не оговорено иное, проводят ультразвуковой контроль под углом 45е к наружной поверхности.

Ю

ГОСТ Р 52942—2008

3.7 Допуски на геометрию

Допуски на геометрию приведены в таблице 8. Условные обозначения показаны на рисунке 6.

Таблица 8

Наименование поверхности оси

Условное

обозначение

Допусш на геометрию, мм

после черновой обработки

перед

формированием колесной пары

Шейка оси и лредподстуличная часть

л

Цилиндричность

0.015

Биение вертикальной поверхности предподсгупич-

ной части относительно оси У— 2

0.030

Биение предподстуличной части относительно оси

У—2

0.030

Подступичная часть

Р

1.5

Биение относительно оси Y—Z*'

0.030

Цилиндричность

0.1

0.015

Посадочное место для зубчатого колеса

9

Биение относительно оси У— Z*’

1.5

0.030

Цилиндричность

0.1

0.015

Посадочные места для моторного подшипника

г

Биение относительно оси У— Z*'

1.5

0.020

Цилиндричность

0.1

0.015

Посадочное место для дискового тормоза

а

Биение относительно оси У—Z*1

0.15

0.030

Цилиндричность

0.1

0.015

Средняя часть оси

1

Биение относительно оси У—Z*'

0.30

Отверстие в корпусе оси

и

Соосность относительно оси У— 2*у

0.50

Отверстия для торцевых заглушек

V

Соосность относительно оси У—Z**

0.50

Биение обрабатывающего центра относительно оси

W,

0.020

У—Z*1

W,

0.030

(злементы R1/R2)

*' Ось координат устанавливают по шейкам оси. представленным как У—Z на рисунке 6.

11

ГОСТ Р 52942—2008

Н2НШ1

Я1

ЯС12Э

1

ш

R2

Рисунок 6 — Условные обозначения

3.8 Маркировка

На всех осях должны быть выбиты следующие знаки и клейма маркировки:

•    клеймо изготовителя необработанной оси:

•    клеймо изготовителя чистовой оси;

•    номер оси;

- номер плавки (по согласованию между заказчиком и изготовителем):

■ марка стали (кроме стали марки ОС);

•    месяц и две последние цифры года изготовления;

•    клеймо технического контроля изготовителя и представителя приемки чистовой оси.

Эти клейма наносят только с одного торца шейки оси на одной его половине, другая половина предназначена для маркировок изготовителя колесной пары.

12

ГОСТ Р 52942—2008

На другом торце шейки оси половина поверхности должна быть свободна от маркировки всех видов, адругая — предназначена для маркировок пользователя.

Конфигурацию маркировки устанавливают вэаказе. Все заусенцы после нанесения клейм должны быть удалены, чтобы дать возможность проводить ультразвуковой контроль в эксплуатации. Маркировку проверяют визуально. Оси с нечеткой маркировкой не принимают.

4 Правила приемки

Изготовитель должен проводить приемо-сдаточные испытания чистовых осей для проверки соответствия требованиям настоящего стандарта.

Перечень параметров, контролируемых при испытаниях, приведен в таблице 9.

Таблица 9

Кон1ролнруеиые параметры

Чиспо продержиых осей из партии

Ссылки

Максимальный размер партии

S 100

> 100

Химический состав'1

1

1

3.1

Содержание водороде

1->

1».

Характеристики, проверяемые при испытании на растяжение (на половине радиуса)'1

Характеристики, проверяемые испытанием на ударную вязкость®* °

1

2

3.2.1

Продольная ударная вязкость (на половине радиуса)

1

2

Поперечная ударная вязкость (на половине радиуса)

1

2

Металлографическая чистота'1

1

2

3.4.1

Ультразвуковая прозвучиавемость

100%

100 %

З.б

Внутренняя сплошность

100%

100 %

3.4.2

Отсутствие поверхностных дефектов'*

100 %

100 %

3.6.2

Внешний вид поверхности

100 %

100 %

3.6.1

Геометрия

100%

100 %

3.7

•' Один анализ на плавку. Следует обратить внимание на то. чтобы обеспечить показательность заявленного максимального значения содержания водорода для всей плавки.

®' Три образца для каждого испытания.

w По согласованию между заказчиком и поставщиком образцы для испытания могут быть взяты из припуска.

оставленного при формообразовании шейки оси. В этом случае значения, которые должны быть достигнуты, должны быть согласованы между заказчиком и поставщиком.

*' 8 зависимости от процесса намагничивания может потребоваться провести размагничивание. Данный метод должен быть согласован между заказчиком и поставщиком.

13

ГОСТ Р 52942—2008

Приложение А (справочное)

Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного в нем

европейского стандарта ЕН 13261:2003

Таблице А.1

Структура европейского стандарта ЕН 13261:2003

Структура настоящего стандарта

Раздел 3

Раздел 3

Подразделы

Пункты

Подпункты

Подразделы

Пункты

Подпункты

З.б

3.7

3.7.1

3.7.1.1

3.6

3.6.1

3.6.1.1

3.7.2

3.7.1.2

3.6.1.2

3.7.2.3

3.6.2

3.6.2.1

3.7.2.4

3.6.2.2

3.6.2.3

3.6.2.4

3.8

3.7

3.9

3.10

3.6

4

Приложение А

3.1

3.2

3.3

Приложение В

Приложение С

Приложение О

Приложение Е

Приложение F

Приложение G

Приложение Н

Приложение I

Приложение J

14

ГОСТ Р 52942—2008

Приложение В (справочное)

Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам Российской Федерации, использованным в настоящем стандарте в качестве нормативных ссылок

Таблица 8.1

Обозначение ссылочного национального стандарта Российской Федерации

Обозначение и наименование ссылочного международного стандарта и условное обозначение степени его соответствия ссылочному национальному стандарту

ГОСТ 25.502—79

ГОСТ 1497—54

ИСО 6892—84 Металлы. Методы испытаний на растяжение при температуре окружающей среды (NEO)

ГОСТ 4728—96

ГОСТ 4535—2006

ГОСТ 5639—82

ГОСТ 7565—81

ГОСТ 8233—56

ГОСТ 9454—78

ГОСТ 11018—2000

ГОСТ 21105—87

ГОСТ 22780—93

ИСО 1005-9—86 Подвижной состав железных дорог. Часть. 9 Оси для подвижного состава. Требования к размерам (NEO)

ГОСТ 31334—2007

ИСО 1005-3—82 Подвижной состав железных дорог. Часть 3. Оси для тяговых и прицепных вагонов. Требования к качеству (NEQ)

Примечание—В настоящей таблице использованы следующие условные обозначения степени соответствия стандартов:

NEQ — неэквивалентные стандарты.

15

ГОСТ Р 52942—2008

Библиография

(1]    ЕН 13103:2001

(2]    ЕН 13104:2001

(3]    ЕН 10002-1:2001

(4]    ИСО 6892:1998

(5]    ЕН 10045-1:1990

(6]    ОСТ 32.93—97

(7]    ИСО 643:2003

(8]    ИСО 4967:1998

(9]    ИСО 5948:1994

Рельсовый транспорт. Колесные леры и тележки. Оси бегунковой колесной леры. Метод проектирования

Рельсовый транспорт. Колесные пары и тележки. Оси моторной колесной пары. Метод проектирования

Металлические материалы. Испытание не растяжение. Честь 1. Метод испытания при температуре окружающей среды

Материалы металлические. Испытания на растяжение при температуре окружающей среды

Металлические материалы. Испытание на ударную вязкость по Шарли. Часть 1. Метод испытания

Тяговый подвижной состав. Оси колесных пар. Методика расчета на прочность Стали. Металлографическое определение размера видимых зерен Сталь. Определение содержания неметаллических включений. Металлографический метод с использованием стандартных диаграмм Подвижной состав. Ультразвуковой приемочный контроль

УДК 629.4.027.11:006.354    ОКС45.060    В41    ОКП318381

Ключевые слова: оси, механические характеристики, метод испытаний, характеристика микроструктуры. метод контроля, метод измерений

Редактор 0.4. Стояновска»

Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор 6.И. варенцом Компьютерная верстка И. А. Нопеикинои

Сдако в набор 19.08.2009. Подписано а печать 08.09.2009. Форыат 60 » 84 Бумага офсетная. Гарнитура Лриап. Печать офсетная- Уел. печ. п. 2,32. Уч.-иад. п. 1.70. Тираж 2S9 экэ. Зак. 1100.

ФГУП «СТАНДЛРТИНФОРМ». 123995 Москва. Гранатный пер . 4.

•vwiv.gosbnto.ru    info@gostin(o ги

Набрано во ФГУП «СТАНДЛРТИНФОРМ» на ПЭВМ.

Отпечатано а филиале ФГУП «СТАНДЛРТИНФОРМ» — тип. 'Московский печатник». 105062 Москва. Лялин пер., б.